Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учета основных операций в учреждениях здравоохранения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.
Организация учета в медицинских учреждениях
Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.
ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.
Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:
- оплатой стоимости лекарственных препаратов;
- расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
- оплатой труда персонала;
- суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.
Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.
Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.
Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.
Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.
Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.
Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:
- списки оборудования, подлежащего списанию;
- копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
- копии, снятые с протокола заседания комиссии;
- акты на списание техники.
Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.
К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.
Медикаменты списываются в таких случаях:
- при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
- при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
- при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).
Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.
Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года
Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)*
(с изменениями на 23 декабря 2021 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2412. — См. предыдущую редакцию.
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (далее соответственно — работники, организации).
2. Специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) работникам, указанным в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2412. — См. предыдущую редакцию)
3. Специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
Во исполнение пункта 2б постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направляет разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи.
Приложение: на 70 л. в 1 экз.
В.А. Зеленский |
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 (далее — Программа), разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа государственных гарантий), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Стоимость территориальной программы государственных гарантий формируется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) (далее — соответствующие бюджеты) и средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и утверждается в виде приложения к территориальной программе государственных гарантий по форме, в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящим разъяснениям.
Территориальные нормативы объема и финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования, формируются в соответствии с Программой на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Программой, с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации и указываются в табличной форме в приложении к территориальной программе государственных гарантий, а также могут быть указаны в ее текстовой части.
В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ субъектами Российской Федерации формируется и развивается трехуровневая система медицинских организаций. Рекомендуется осуществлять распределение медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, по уровням, установленным Минздравом России.
Разъяснения по оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе применение коэффициента уровня оказания медицинской помощи, представленные в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования на 2022 год (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н (зарегистрировано в Минюсте России 12 ноября 2020 г. N 60869) (далее — приказ Минздрава России N 1130н) распределение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным, осуществляется по группам.
Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, и перечень медицинских организаций, проводящих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, в том числе углубленную, является приложением к территориальной программе государственных гарантий и включает полный пронумерованный перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, с указанием медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с реестром медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (приложение 3 к настоящим разъяснениям).
Медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, включается в приложение 3 к настоящим разъяснениям при оказании:
первичной медико-санитарной помощи;
скорой медицинской помощи;
скорой специализированной медицинской помощи (в случае установления в территориальной программе обязательного медицинского страхования дополнительно такого вида оказания медицинской помощи, не установленного базовой программой обязательного медицинского страхования (далее — базовая программа), за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, передаваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования);
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (в случае распределения ей объемов предоставления медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
2. Финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную ��емью детей, оставшихся без попечения родителей, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу, застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу — за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Программой предусмотрена приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.
4.1.1. Для первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, устанавливаются нормативы объема медицинской помощи, оказываемой:
— с профилактической и иными целями:
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов — территориальный норматив объема медицинской помощи с профилактической и иными целями, включающий нормативы объема для паллиативной медицинской помощи (норматив объема первичной медицинской помощи, в том числе доврачебной и врачебной, включающий в себя посещения по паллиативной медицинской помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами и посещения на дому выездными патронажными бригадами);
за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы:
территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров (включающий первое посещение в году для проведения диспансерного наблюдения);
территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации;
территориальный норматив посещений с иными целями, включая проведение осмотра кожных покровов врачом-дерматологом (врачом-терапевтом в случае отсутствия в штате медицинской организации врача-дерматолога), а также исследование уровня гликированного гемоглобина в крови (в рамках проведения второго этапа диспансеризации);
— в связи с заболеваниями:
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов — территориальный норматив обращений в связи с заболеваниями;
за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы:
территориальный норматив обращений в связи с заболеваниями, включающий в себя:
территориальные нормативы в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии); проведением тестирования застрахованных лиц в амбулаторных условиях с целью выявления новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
— в неотложной форме:
за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы — территориальный норматив посещений в неотложной форме.
Учет посещений и обращений осуществляется на основе учетной формы N 025-1/у «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н (далее — Талон).
Территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров за счет средств обязательного медицинского страхования устанавливается с учетом показателя федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» по субъекту Российской Федерации (за исключением предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).
Обоснование территориальных нормативов объема комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации на 2022 год приводится в таблице согласно приложению 5 к настоящим разъяснениям и представляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Средний норматив объема комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних учитывает 1,58 посещения. При установлении территориального норматива комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров учитывают сложившуюся в субъекте Российской Федерации кратность посещений при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, отражаемую в указанной таблице.
Территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации включает комплексные посещения в рамках первого этапа диспансеризации. В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, диспансеризация проводится с привлечением медицинских специалистов близлежащих медицинских организаций.
В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
4.2.1 Для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях устанавливается территориальный дифференцированный норматив случаев госпитализации (законченных случаев лечения в стационарных условиях).
Рекомендуемые показатели числа случаев госпитализации, средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях (дней) и числа койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей/застрахованных по профилям медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» (зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2012 г. N 24440) (далее — приказ Минздравсоцразвития России N 555н) представлены в приложении 11 к настоящим разъяснениям.
При планировании объема специализированной медицинской помощи следует учитывать возможность ее оказания в медицинских организациях как на территории страхования, так и вне территории страхования согласно приложению 12 к настоящим разъяснениям.
Если половозрастная структура населения (застрахованных лиц) в субъекте Российской Федерации отличается от среднероссийской, в территориальной программе государственных гарантий необходимо скорректировать объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в разрезе отдельных профилей с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих, в том числе особенности возрастного состава населения субъекта Российской Федерации.
Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации.
Например, если в структуре застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации дети составляют 19,5% и взрослые 80,5%, то поправочные коэффициенты составят: 0,9375 для детского (19,5 / 20,8 = 0,9375) и 1,0164 для взрослого населения (80,5 / 79,2 = 1,0164).
Справочно: в структуре застрахованных лиц в Российской Федерации дети составляют — 20,8%, взрослые — 79,2% (для обоснования территориальной программы обязательного медицинского страхования).
Скорректированное число случаев госпитализации определяется как отношение скорректированного числа койко-дней к средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях.
Пример расчета, скорректированного с учетом поправочных коэффициентов числа койко-дней, представлен в таблице 1.
Новшества I квартала 2022 года для организаций здравоохранения
Показатель | Рекомендуемое число койко-дней на 1000 жителей/застрахованных | ||
---|---|---|---|
в том числе для: | Всего | ||
взрослых | детей | ||
Рекомендуемое число койко-дней | 100,878 | 3,882 | 104,76 |
Поправочный коэффициент | 1,0164 | 0,9375 | — |
Скорректированное число койко-дней | 102,532 | 3,64 | 106,17 |
Скорректированное число случаев госпитализации по профилю «кардиология» составляет: 106,17 / 10,8 = 9,83 случая госпитализации на 1000 застрахованных.
В субъекте Российской Федерации может применяться более детальная группировка населения (застрахованных лиц) по возрастным группам.
Корректировка объема медицинской помощи проводится также с учетом заболеваемости населения субъекта Российской Федерации с использованием как отчетных данных, так и результатов специальных исследований. По данным медицинской статистики за предыдущий год анализируются состав пациентов, получивших медицинскую помощь в стационарных условиях, и число проведенных ими койко-дней в разрезе профилей медицинской помощи. В результате определяется объем медицинской помощи в стационарных условиях по профилям медицинской помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России N 555н).
Нормативы объема оказания медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» и средние нормативы финансовых затрат включают проведение ранней реабилитации при оказании медицинской кардиореабилитации (5 баллов ШРМ) и медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями центральной нервной системы (5-6 баллов ШРМ).
Объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, корректируется по каждому профилю медицинской помощи, затем путем суммирования определяются нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в расчете на одного жителя/одно застрахованное лицо.
Установленные территориальной программой государственных гарантий нормативы объема медицинской помощи в стационарных условиях могут быть обоснованно более высокими, чем соответствующие средние нормативы объема медицинской помощи, установленные Программой, с учетом уровня заболеваемости населения, демографических особенностей населения региона, климатических и географических особенностей региона, уровня транспортной доступности медицинских организаций, уровня развития транспортных путей постоянного действия, плотности населения в субъекте Российской Федерации и других факторов.
Планирование объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в целях обеспечения ее доступности следует осуществлять с учетом более эффективного и рационального использования коечного фонда (перепрофилизации и реструктуризации коечного фонда, оптимизации показателей работы койки и др.), а не за счет необоснованного сокращения коек, в том числе развернутых на базе сельских участковых больниц.
4.2.2. В целях планирования специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, следует вести раздельный учет объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи с учетом источников ее финансового обеспечения по профилям медицинской помощи, а также уровням оказания медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь оказывается в дневном стационаре, являющемся структурным подразделением преимущественно круглосуточных стационаров и включает в том числе проведение врачами-специалистами оперативных вмешательств и лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.
Субъект Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья вправе устанавливать в территориальной программе государственных гарантий отдельные нормативы для специализированной медицинской помощи, оказываемой как в стационарных условиях, так и в условиях дневного стационара раздельно по источникам финансового обеспечения.
В случае установления в территориальной программе государственных гарантий отдельных нормативов объема и финансовых затрат для специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, предлагается взять за основу соответствующие фактические показатели объема и стоимости указанной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации по данным форм федерального статистического наблюдения за прошедшие 3 года.
Справочно: По данным форм федерального статистического наблюдения среднероссийский показатель объема специализированной медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, составил 71,3% от показателя общего объема медицинской помощи в условиях дневного стационара, оказанной за счет указанного источника; при этом среднероссийский показатель стоимости единицы объема специализированной медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, был в 1,06 раза выше средней стоимости единицы объема медицинской помощи, в целом оказанной в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
Территориальный норматив вызовов скорой медицинской помощи вне медицинской организации устанавливается с учетом транспортной доступности медицинских организаций, уровня развития транспортных путей постоянного действия, плотности населения в субъекте Российской Федерации, демографических особенностей населения региона и других факторов.
С учетом особенностей регионов рекомендуется использование территориальных дифференцированных нормативов объема скорой медицинской помощи (на одно застрахованное лицо в год) для Камчатского, Красноярского и Хабаровского краев, республик Коми, Тыва и Саха (Якутия), Мурманской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа в среднем 0,31 вызова, Новосибирской области и Еврейской автономной области — в среднем 0,32 вызова.
В рамках территориальной программы государственных гарантий финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет:
а) средств обязательного медицинского страхования (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами);
б) бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам, а также скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, и специализированной санитарно-авиационной эвакуации.
В рамках подушевого норматива финансирования территориальной программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов субъектом Российской Федерации устанавливаются нормативы объема и нормативы финансовых затрат на один вызов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, с учетом транспортной доступности медицинских организаций, плотности населения и нуждаемости населения в санитарно-авиационной эвакуации.
Санитарно-авиационная эвакуация, осуществляемая воздушными судами, как работа (услуга) по транспортировке и расходы на ее осуществление не включены в базовую программу и осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Установленный Программой средний норматив финансовых затрат за счет средств соответствующих бюджетов на один случай оказания медицинской помощи выездными бригадами скорой медицинской помощи при санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судам, не включает расходы на авиационные работы.
Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме в отдельных административно-территориальных единицах субъекта Российской Федерации может превышать 20 минут с учетом транспортной доступности медицинских организаций, плотности населения, а также климатических и географических особенностей, что должно быть установлено территориальной программой государственных гарантий.
Объем скорой медицинской помощи, оказываемой станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, структурными подразделениями медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), по базовой программе определяется исходя из среднего норматива объема скорой медицинской помощи, установленного Программой на 2022 год (0,29 вызова на одно застрахованное лицо), и численности застрахованных лиц.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, оказываемая застрахованным лицам в амбулаторных и стационарных условиях (в отделениях скорой медицинской помощи поликлиник, больниц, больниц скорой медицинской помощи, работающих в системе обязательного медицинского страхования, по заболеваниям (состояниям), входящим в базовую программу), оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования и включается в объем посещений и/или случаев госпитализации по территориальной программе обязательного медицинского страхования.
При проведении массовых мероприятий (спортивных, культурных и других) оплата дежурств бригад скорой медицинской помощи осуществляется за счет средств, предусмотренных на организацию указанных мероприятий.
Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в экстренной форме медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи медицинской организации, в том числе в транспортном средстве, при заболеваниях, включенных в базовую программу, осуществляется за счет средс��в обязательного медицинского страхования.
В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях.
4.4.1. В рамках территориальной программы государственных гарантий устанавливаются территориальные нормативы объема для паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, включающие нормативы объема для паллиативной медицинской помощи при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами.
При формировании территориальных программ государственных гарантий нормативы объема паллиативной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами, должны быть обоснованы с учетом реальной потребности, обусловленной региональными особенностями, в том числе уровнем и структурой заболеваемости и смертности населения, половозрастной структурой населения, долей сельского населения, транспортной доступностью медицинских организаций, плотностью населения, а также климатогеографическими особенностями региона. При этом в субъекте Российской Федерации недопустимо снижение достигнутого за предыдущий период объема оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому.
Территориальной программой государственных гарантий устанавливаются территориальные нормативы финансовых затрат на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому (за исключением посещений на дому выездными патронажными бригадами), и на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами. Территориальный норматив финансовых затрат на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом посещений на дому выездными патронажными бригадами может быть рассчитан как средневзвешенная величина вышеуказанных нормативов финансовых затрат.
Территориальный норматив финансовых затрат на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты, приобретение лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, транспортные услуги, прочие статьи расходов. Указанный норматив не включает расходы на оплату социальных услуг, оказываемых социальными работниками, и расходы для предоставления на дому медицинских изделий.
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, и их подразделения обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.
4.4.2. Территориальные нормативы объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, включающие объем этой медицинской помощи на койках паллиативной медицинской помощи и койках сестринского ухода, могут устанавливаться с учетом рекомендуемых коэффициентов дифференциации объема медицинской помощи, представленных в приложении 4 к настоящим разъяснениям.
Рекомендуется предусмотреть средние нормативы объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях отдельно для этой помощи на койках паллиативной медицинской помощи и на койках сестринского ухода.
Также следует предусмотреть за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов средние нормативы финансовых затрат на один койко-день отдельно для коек паллиативной медицинской помощи и для коек сестринского ухода в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях.
В территориальной программе государственных гарантий могут быть установлены территориальные нормативы объема и финансового обеспечения паллиативной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара.
4.4.3. Подушевые расходы на оказание паллиативной медицинской помощи включают подушевые расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях и подушевые расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара (при наличии соответствующих территориальных нормативов).
Указанные подушевые расходы рассчитываются как произведение соответствующих нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и нормативов объема медицинской помощи.
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год
-
Статистическая форма 1-ИП: кто сдаёт и как заполнить
2,9 тыс. 0
Медицинские организации — это юридические лица и предприниматели, у которых есть лицензия на медицинскую деятельность (п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Все лицензионные требования и список работ (услуг), утверждает Правительство РФ.
Перечень медицинских организаций утвержден приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 № 529н. Туда входит три крупных группы:
- лечебно-профилактические медицинские организации — больницы, роддома, госпитали, хосписы, диспансеры, санаторно-курортные организации и пр.;
- медицинские организации особого типа — медцентры, бюро судебной экспертизы и статистики, лаборатории, медицинские отряды и батальоны;
- медицинские организации по надзору — центр гигиены и эпидемиологии, противочумные и дезинфекционные центры и пр.
Дополнительно все медицинские организации можно разделить на коммерческие и некоммерческие, частные и государственные (муниципальные).
Коммерческие своей основной целью ставят получение прибыли, а их учредителями обычно выступают физические лица или организации.
Государственные и муниципальные учреждения создаются федеральными ведомствами, исполнительными органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами местного самоуправления. Эти учреждения могут быть казенными, бюджетными, автономными. Основное их отличие от коммерческих — ограниченная свобода действий и преобладание бесплатных услуг для населения.
На перечень отчетности больше всего влияет вид медицинской деятельности и форма собственности: частная или государственная.
Медицинские организации могут сдать все свои основные отчеты через интернет. В электронном виде их принимают такие контролирующие органы, как ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и другие. Это значительно экономит время — не нужно печатать отчеты, посещать почту или отделения территориальных органов.
Интернет-отчетность дает и другие возможности. Рассмотрим их на примере системы Контур.Экстерн:
- календарь отчетности и платежей, по которому легко отслеживать сроки;
- автоматическое обновление отчетных форм;
- проверка на ошибки перед отправкой: по контрольным соотношениям внутри документа и между разными отчетами;
- выгрузка и отправка отчетов из 1С через специальный модуль Экстерна;
- автоматическая сверка с налоговой каждую неделю;
- отслеживание статуса сданного отчета в режиме онлайн;
- разъяснения и инструкции по корректировке ошибок в отчете, которые нашли проверяющие.
Сдача отчетности медицинских организаций через интернет — удобный инструмент, который позволяет сэкономить время, избежать ошибок и выполнить все требования контролирующих органов в срок.
В целях применения кодов видов расходов государственные и муниципальные учреждения руководствуются Порядком N 85н. Новации коснулись и данного правового акта.
Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2021 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2021 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.
Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.
Одно небольшое уточнение! КВР 247 не применяется для отражения расходов, поименованных по данному коду, но осуществляемых за пределами территории РФ.
До внесения конкретных изменений в Порядок N 85н существовали различные точки зрения по поводу отражения расходов на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях через командируемых подотчетных лиц. Речь идет о таких расходах спортсменов как: затраты на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях в случаях, когда денежные средства выдаются не им «на руки», а сопровождающему, который является командируемым сотрудником и подотчетным лицом учреждения. Сомнения развеяны и теперь в нормативном документе четко прописано, что такие расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Кстати, по этому же КВР отражаются затраты, связанные с платой, взимаемой оператором электронной площадки.
Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году
Предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС осуществляется на основании договора между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией (и/или ТФОМС).
Услуги, оказанные учреждением здравоохранения по программам ОМС, являются возмездными (ст. 779 ГК РФ) и учитываются в рамках приносящей доход деятельности.
Медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта Российской Федерации.
Медицинское учреждение ведет учет услуг, оказанных застрахованным, и предоставляет ТФОМС и страховым медицинским организациям сведения по формам учета и отчетности, утвержденным в установленном порядке.
Расчеты между страховой медицинской организацией (ТФОМС) и медицинским учреждением производятся путем оплаты ею счетов медицинского учреждения.
Аналитический учет средств ОМС ведется отдельно от других средств по приносящей доход деятельности.
Средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 14 ст. 251 НК РФ).
Доходы в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, от страховых организаций, осуществляющих ОМС, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке, также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 30 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом имущество, приобретенное (созданное) за счет этих доходов, не подлежит амортизации (пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Необходимым условием освобождения стоимости полученного медицинским учреждением от страховой организации имущества от обложения налогом на прибыль является указание в документах на передачу имущества источника его приобретения: «за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий».
Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок реализации и финансирования приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, формируется ежегодно в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год.
Нормативно-правовую базу по приоритетному национальному проекту составляют Постановления Правительства РФ, утвержденные в соответствии с указанными федеральными законами, а также принятые в их исполнение приказы Минздравсоцразвития России, ФФОМС и ФСС РФ.
Нормативные документы, регламентирующие общеустановленный порядок осуществления отдельных хозяйственных операций:
Родовые сертификаты являются документами строгой отчетности и должны храниться в специальных помещениях, сейфах или специально изготовленных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежными внутренними или навесными замками. Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся родовые сертификаты, должны быть закрыты на замки и опечатаны печатью.
Бланки родовые сертификаты подлежат учету на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке 1 рубль за один бланк.
Списание бланков родовых сертификатов с забалансового счета 03 осуществляется по истечении установленных сроков хранения корешков родовых сертификатов, испорченных родовых сертификатов, а также при установлении факта утери, хищения бланков родовых сертификатов на основании следующих документов:
Акт об уничтожении корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек;
Акт об уничтожении испорченных родовых сертификатов;
Акт о списании бланков строгой отчетности (0504816).
В аналитическом учете по счету 03 бланки родовых сертификатов учитываются обособленно от корешков бланков родовых сертификатов.
Прием родовых сертификатов в учреждении здравоохранения, оказывающем медицинскую помощь женщинам в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе, осуществляется на основании накладных от исполнительного органа ФСС РФ.
Учет прихода и расхода родовых сертификатов осуществляется в Книге учета прихода родовых сертификатов женской консультацией . Книга должна быть пронумерована, прошнурована и иметь на последней странице запись, содержащую количество страниц, наименование, печать и подпись руководителя учреждения здравоохранения.
Приложение N 2 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
Записи в Книге производятся в хронологическом порядке лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение родовых сертификатов. Ответственное лицо назначается приказом руководителя учреждения здравоохранения.
Последней страницей в книге учета является внутренний лист, а не внутренняя часть задней обложки. Поэтому печать и все записи производятся на последней странице последнего внутреннего листа.
Родовый сертификат выдается женщине при сроке беременности 30 недель (при многоплодной беременности — 28 недель) и более и заполняется учреждением здравоохранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности и родов.
Заполнение родового сертификата производится в соответствии с утвержденными требованиями .
Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России N 701.
Лечащие врачи либо работники учреждения здравоохранения, оформляющие родовые сертификаты централизованно, на основании приказа руководителя учреждения получают родовые сертификаты под отчет от ответственного лица.
При получении новых родовых сертификатов корешки ранее полученных родовых сертификатов сдаются ответственному лицу.
Учет распределения родовых сертификатов осуществляется в Книге учета распределения родовых сертификатов женской консультацией .
Приложение N 3 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
Оформленные корешки родовых сертификатов хранятся в учреждениях здравоохранения в течение трех лет, после чего уничтожаются в этом же учреждении в соответствии с Актом об уничтожении корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек .
Приложение N 4 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
Учреждения здравоохранения ведут учет испорченных, утерянных, похищенных родовых сертификатов в Книге учета испорченных, утерянных, похищенных родовых сертификатов . В конце года учреждения здравоохранения передают информацию об испорченных, утерянных и похищенных родовых сертификатах в исполнительные органы ФСС РФ.
Приложение N 5 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
Испорченные родовые сертификаты хранятся в учреждениях здравоохранения в отдельной папке, имеющей их опись, в которой указываются фамилия, имя, отчество лечащего врача, выдавшего родовой сертификат, дата сдачи, номера и серии испорченных родовых сертификатов.
Уничтожение испорченных родовых сертификатов производится в учреждениях здравоохранения по истечении трех лет комиссией, созданной по приказу руководителя учреждения, по Акту об уничтожении испорченных родовых сертификатов .
Приложение N 6 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
Учреждения здравоохранения представляют в исполнительные органы ФСС РФ:
Отчеты-заявки на получение родовых сертификатов на соответствующий квартал — ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчеты-заявки представляются независимо от того, имеется ли необходимость в получении новых родовых сертификатов;
Выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется на основании договора учреждения с ТФОМС, составленного по типовой форме .
Оказание дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий финансовый год, утверждаемой Постановлением Правительства РФ.
Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение указанными учреждениями здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи утверждается постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год .
В 2007 г. действует Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 825.
В 2006 г. действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, а также утвержденные в его исполнение Приказ ФФОМС от 30.12.2005 N 133, Приказ Минздравсоцразвития России от 22.05.2006 N 367.
В связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) должны быть заключены в письменной форме дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Порядок оформления трудовых отношений устанавливается приказом Минздравсоцразвития России .
В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2005 N 816.
Учет средств, полученных от ТФОМС за амбулаторно-поликлиническую помощь, оказанную неработающим пенсионерам, ведется отдельно от других средств по приносящей доход деятельности.
Правила предоставления указанных средств устанавливаются постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год .
В 2006 г. действовали Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 874, а также утвержденные в его исполнение Приказ ФФОМС от 01.02.2006 N 13, Приказ Минздравсоцразвития России от 17.03.2006 N 165.
Пункт 5 ФСБУ 6/2020 разрешает не учитывать в составе ОС активы, стоимость которых ниже установленного лимита.
Ранее лимит для ОС был установлен в размере 40 000 рублей. Теперь лимит не ограничен. В учетной политике на 2022 год вы вправе установить сумму больше 40 000 рублей.
В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:
Организация принимая к учету актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относит его к объектам основных средств.
с учетом стоимостного критерия. Объект принимается в состав основных средств, если его стоимость больше _________________________ тыс. рублей.
Если его стоимость не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива отражаются в составе расходов периода, в котором они понесены.
Для обеспечения контроля за сохранностью активов со сроком использования более 12 месяцев, не отнесенных в состав ОС, стоимость таких активов принимается на забалансовый учет.
Основание. п. 5 ФСБУ 6/2020
Учетная политика обязательно должна содержать пункты по амортизации ОС. Новое ФСБУ 6/2020 предусматривает три метода амортизации:
- линейный;
- пропорционально произведенной продукции;
- посредством понижаемого остатка.
В учетной политике 2022 можно сформулировать так:
По всем объектам основных средств, за исключением основных средств, которые не подлежат амортизации, амортизация начисляется (выбрать один из двух пунктов ниже):
- линейным способом.
- пропорционально произведенной продукции.
- способом уменьшаемого остатка.
Основание. п. 35 ФСБУ 6/2020
Нужно определить счет, на котором будет учтена инвестиционная недвижимость. Например, использовать счет 03.
Неотделимые вложения в арендованные ОС лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом.
В учетной политике можно сформулировать так:
Организация учитывает неотделимые улучшения в объект основных средств:
Неотделимые улучшения в арендованные основные средства, произведенные после принятия к учету соответствующего права пользования активом, и соответствующие условиям, установленным п. 4 ФСБУ 6/2020, учитываются в качестве объектов ОС.
Основание: п. 4 ФСБУ 6/2020, п. 7.1 ПБУ 1/2008
Либо так:
Организация учитывает неотделимые улучшения в объект основных средств:
Неотделимые улучшения в арендованные основные средства, произведенные после принятия к учету соответствующего права пользования активом, увеличивают фактическую стоимость этого права пользования по аналогии с учетом реконструкции, модернизации ОС.
Основание: п. 7 ФСБУ 6/2020, п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. 10 ФСБУ 25/2018
Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция
В учетной политике нужно отразить «Способы оценки и переоценки ОС». Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств.
Закрепить в учетной политике можно один из двух способов переоценки.
- по первоначальной стоимости.
- по переоцененной стоимости
В учетной политике можно сформулировать так:
Все объекты ОС после признания учитываются по первоначальной стоимости, переоценка не производится.
Основание: пп. «а» п. 13 ФСБУ 6/2020
Для тех, кто на упрощенном учете – так:
Организация, имея право на применение упрощенных способов учета, не проверяет основные средства на обесценение.
Основание: п. 3 ФСБУ 6/2020
Так и по капвложениям:
Организация, имея право на применение упрощенных способов учета, не проверяет капитальные вложения на обесценение.
Основание: п. 4 ФСБУ 26/2020
Малые предприятия на УСН, которые ведут бухучет упрощенными способами, могут:
- формировать первоначальную стоимость ОС в упрощенном порядке;
- не применять порядок корректировки первоначальной стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по демонтажу;
- отказаться от проверки ОС на обесценение, т.е. оценивать основные средства по балансовой стоимости на отчетную дату (п. 3 ФСБУ 6/2020 и п. 4 ФСБУ 26/2020);
- перейти на новые стандарты перспективно;
- раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об основных средствах в ограниченном объеме.
Планирование бюджета медицинские организации начинают с составления государственного задания (по нормативам Минздрава России). Государственное задание составляется на каждый вид медицинской помощи отдельно.
Рассмотрим планирование бюджета на примере государственного учреждения здравоохранения — участковой больницы Ульяновской области.
Cогласно утвержденным объемам в рамках государственного задания на 2020 г. (вы можете скачать его на «Сервисе форм») определяем потребность в денежных средствах (табл. 1).
Расходы планируем в разрезе статей экономической классификации.
При расчетах учитываем[2]:
• произведенные на начало финансового года авансы по договорам (контрактам, соглашениям);
• суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
• принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств.
Если учреждение не собирается осуществлять отдельные расходы, оставлять пустые таблицы-обоснования по ним не нужно[3].
Детализация расходов и правила расчета сумм приведены в п. 24–43 Требований к составлению ПФХД.
Из этих норм следует, что таблиц-обоснований должно быть много: только основных групп расходов насчитывается семь (оплата труда с начислениями, компенсационные выплаты персоналу, не предусмотренные фондом оплаты труда, уплата налогов и пр.), а одна из них (расходы на закупки) включает в себя еще десять видов расходов. При этом орган-учредитель может обязать учреждение отражать расходы в разбивке по источникам финансирования.
Как и в случае с доходами, по каждой группе расходов нужно составить общую таблицу-обоснование, а детали расчетов отражать в отдельных таблицах.
Свод расчетов по расходам в рамках государственного задания на 2020 г. представлен в табл. 2.
Приказ Минздрава России от 14.01.2022 N 11н
Планирование расходов бюджета на 2020 г. начнем с определения фонда заработной платы работников медицинской организации.
Для этого просчитаем нормативную потребность персонала в зависимости от доведенных объемов медицинской помощи на плановый год по порядкам оказания медицинской помощи.
При планировании фонда оплаты труда на первом этапе определим число должностей медицинского персонала в соответствии со штатными нормативами (сейчас они являются рекомендательными) и исходя из объема работы медицинской организации и ее подразделений.
[1] Приказ применяется при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов). Ранее применялся Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81-н.
[2] Абзац 2 п. 17 Требований к составлению ПФХД.
[3] Пункт 45 Требований к составлению ПФХД.
М. В. Красникова,
экономистМатериал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2020.
Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации. В таблице ниже рассмотрены все документы и регистры по поступлению и выбытию медикаментов, обязательные к использованию в аптеке организации (формы утверждены приказом Минздрава от 30.12.1987 № 1337).
Хозяйственная операция
Документ
Регистры учета, которые ведутся аптекой
Нюансы оформления
Медикаменты поступили от поставщика
Счет от продавца
1. Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку (форма 6-МЗ).
2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)
Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств
Медикаменты выданы из аптеки для использования
Накладная (требование)
1. Книга учета протаксированных накладных (требований) (форма 7-МЗ).
2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)
Оформляется 2 экземпляра накладной. 1 экземпляр для аптеки, 2-й — остается у материально ответственного лица отделения, которому были переданы аптекарские запасы. Страницы формы 7-МЗ нумеруются и подписываются главным бухгалтером, итоговые результаты переходят в форму 11-МЗ
Приход/расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)
Счет от продавца / накладная (требование)
Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ)
Страницы книги нумеруются и подписываются главным бухгалтером
Расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)
Накладная (требование)
Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 1-МЗ)
Ведомость заверяется заведующим аптекой или его замом. Итоговая сумма выданных в этот день материальных ценностей переходит в форму 8-МЗ
Безошибочность составления регистров учета медицинских средств проверяется специально назначенным бухгалтером с интервалом в квартал или чаще, проверка происходит не сплошная, а выборочная. Просмотренные первичные документы и регистры должны быть отмечены подписью работника бухгалтерии.
Вспомогательные материалы относятся к расходам сразу, как только поступили в аптеку. Стоимость невозвратной тары, которая включена поставщиком в стоимость лекарств, списывается на расходы одновременно со списанием соответствующих лекарств.
Также важной процедурой внутреннего контроля медикаментов является ежегодная инвентаризация. Особые лекарственные средства пересчитываются каждый месяц. Глава учреждения обязан лично контролировать результаты инвентаризации.
В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки. Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты. Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности. В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов.
Хозяйственная операция
Документ
Регистры учета
Особенности оформления
Медикаменты поступают сразу в отделение
1. Накладная (требование).
2. Счет от поставщика с приложенными накладными за какой-либо оговоренный период
Накладная (требование) оформляется в 4 экземплярах, отдельно для каждого вида средств по каждому отделению. Работник бухгалтерии списывает израсходованные медикаменты на основании счета
Поступление особых лекарственных средств
Накладная
Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 2-МЗ)
Оформляется 5 накладных для особых лекарств отдельно для каждой группы по каждому отделению
Бухгалтерский учет медикаментов в бюджетных организациях регулируется единым планом счетов и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, а также частным планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для их учета предусмотрен счет 010500000 «Материальные запасы», субсчет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».
Подробнее про рабочий план счетов бюджетного учета рассказывает эта статья.
В зависимости от того, осуществляется ли движение запасов в целях бюджетной или коммерческой деятельности, цифра в 18-м разряде номера счета меняется:
- 1 — бюджетная деятельность (счет 110501000);
- 2 — деятельность, которая приносит доход (счет 210501000).
Подробнее об обозначении разрядов в номере счета читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Далее рассмотрим часто встречающиеся проводки по движению медикаментов без указания кода вида финансового обеспечения (деятельности).
Медикаменты приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит стоимость, уплачиваемая поставщику, суммы за сопутствующие услуги, таможенные пошлины, а также другие расходы, связанные с покупкой материалов. Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:
- по фактической стоимости отдельного предмета;
- по средней фактической стоимости.
Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.
Проводка
Описание проводки
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)
Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Покупка медикаментов у поставщика
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)
Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
Передача медикаментов от вышестоящего учреждения
Дт 040120272 «Расходование материальных запасов»
Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)
Использование медикаментов в текущей деятельности
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»
Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)
Списание просроченных, испорченных медикаментов
Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»
Кт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»
Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен доход от реализации медикаментов
Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кт 210500000 «Материальные запасы» (210521440, 210531440)
Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Отражена себестоимость медикаментов
Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кт 230304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен НДС
Подробнее об учете материалов в бюджетных учреждениях читайте здесь.
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:
- запчасти для ремонта машин и оборудования;
- спецоборудование для НИОКР;
- семена, удобрения, посадочные материалы;
- реактивы, химическая посуда, радиодетали;
- материальные запасы специального назначения и др.
Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
Переход на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 с 01.01.2022
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.
КВР
КОСГУ
Примечание
Код
Бюджетные статьи расходов с расшифровкой
Код
Наименование
Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.
Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:
1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);- работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
- работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).
Вопросы Ответы 1. Какой специалист должен вести работу по медосмотрам в организации и выдавать бланки направлений? Кто должен направлять заключения в медицинские учреждения по месту жительства работника?
Законодательством не определена профессиональная ответственность за выдачу и учет направлений на медицинский осмотр. На практике же установлено следующее негласное распределение обязанностей: специалист по охране труда (иное ответственное лицо) составляет списки на прохождение медосмотров, кадровый работник — выдает и учитывает направления на медосмотр. Может быть установлено, что всю работу выполняет специалист по охране труда. Медицинская организация самостоятельно должна направить заключение в медицинское учреждение, к которому прикреплен работник.
2. Какой именно список направлять в Роспотребнадзор — поименный или с перечнем профессий? Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор?
Изменилась ли форма поименного списка?
Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор?
Нужно ли отправлять список школам?
Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией?
В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать?
Список в Роспотребнадзор должна направлять медицинская организация (как раньше) или работодатель?
В соответствии с п.22 Порядка №29н Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям: - пищевая промышленность;
- общественное питание и торговля;
- водопроводные сооружения;
- медицинские организации и детские учреждения;
- организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору.
Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор.
Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ.
Список в Роспотребнадзор направляет работодатель (учреждение) самостоятельно.
3. Есть ли обязанность проводить послерейсовый осмотр водителей? Согласно п.5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. 4. Как мы можем согласовать списки с медицинской организацией, если организация проводит услугу проведения медосмотров через процедуру закупки? Данное действие выполняется после заключения договора с медорганизацией-победителем «торгов». Учтите, что на основании п.26 Порядка №29н «медики» должны предоставить Вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра. 5. Если медицинская организация утверждает, что направления им не нужны, должны ли мы работникам их выдавать? Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр?
Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?
Больницы, поликлиники, все медицинские учреждения, это места с большой проходимостью людских потоков. Уборкой занимается младший медицинский персонал и, на их плечи ложатся не менее ответственные обязанности, чем у врачей.
Существуют следующие виды уборок по СанПиН для медицинских учреждений:
- повседневная;
- генеральная уборка.
Частота генеральных уборок в медицинских учреждениях по новому СанПиНу в 2022 году проводят также, как и по старому нормативу – с особой тщательностью. Используя моющие и дезинфицирующие средства обрабатывают:
- полы;
- мебель;
- оборудование;
- подоконники;
- двери;
- стены;
- инвентарь;
- светильники.
Один раз за 7 дней выполняют генеральную уборку в комнате, где установлен асептический режим:
- в операционном блоке;
- перевязочной;
- родильном зале;
- процедурной;
- манипуляционной.
Вне зависимости от графика «генералят» помещения, если проверка показывает неудовлетворительный результат при взятии проб на микробную обсемененность окружающей среды, а также при неудовлетворительных эпидемиологических показаниях. Генеральная уборка в медицинском учреждении отличается от обычной, режимом по применению дезинфекционных препаратов. Для текущей уборки существует режим, чтобы обеспечить гибель бактерий. Если объект загрязняет кровь или биологические субстраты наступает противовирусный режим. Генеральная уборка всегда сопровождается применением сильнодействующих дезинфицирующих средств, чтобы уничтожить бактерии, вирусы, грибки. Ограничиваются гибелью бактерий в помещениях:
- палатах;
- кабинетах врачей;
- АХП;
- диагностических кабинетах.
Персонал, занятый в уборке медицинского учреждения старается выполнить процедуру эффективно, от качества зависит здоровье и жизнь людей.
СанПиН 2022 г. требует, чтобы поверхности в медицинских учреждениях после обработки были гигиенически целостными. При этом не только тщательная чистка должна обеспечить идеальную чистоту:
- каждой стены;
- пола;
- потолка;
- мебели с оборудованием;
- нагревательных приборов с инструментами, лампами.
На любой поверхности не должно быть:
- трещины;
- щели;
- ржавчины и прочих повреждений.
Только на гладких предметах не будет собираться, и впитываться пыль. Каждую поверхность протирают влажной от дезинфицирующего состава тряпкой. Воздух вместе с поверхностями подвергают дополнительной обработке бактерицидными облучателями. Поверхности санитарного оборудования после чистки протирают мокрой ветошью, смоченной в чистяще-дезинфицирующем средстве. Весь инвентарь, который использовали в уборке в виде ветоши, салфеток, губок и мочалок, стирают в растворе с пастой или стиральным порошком.
Лаборатории находятся в отдельных специально оборудованных комнатах. СанПиН запрещает размещать медицинские лаборатории в жилых зданиях. В таких заведениях нет условий для граждан с ограниченными возможностями, здесь не должно находиться много граждан. Расположение подобных кабинетов должно быть изолированным и непроходимым. Забор биоматериалов и клинические исследования по санитарным правилам проводят в разных комнатах. В состав лаборатории могут входить кабинеты:
- по забору материалов;
- хранению реактивов;
- аппаратные;
- весовые;
- моечные;
- подсобные;
- кладовые.
Отдельные требования к отделке стен и полов. Поверхности должны, облицованы материалами, которые легко мыть.
Сбор, сортировку и транспортировку грязного белья выполняют техслужащие, не допускаются к данному процессу, люди, которые лечат и ухаживают за больными – врачи, медсестры. Сотрудники, которые меняют белье, должны быть обеспечены спецодеждой, которую вместе с простынями и пододеяльниками направляют в стирку. Маску с перчатками обрабатывают дезинфекторами, антисептиками. Собирают грязное белье по палатам в плотные мешки. После смены простыней и наволочек в палате проводят уборку. Белье со следами крови и биологических выделений, дезинфицируют сразу в кладовой, остальные вещи сортируют и упаковывают. По СанПиН медицинских учреждений в 2022 году на тележке упаковки транспортируют в больничную прачечную. Где выполняется стирка в стиральных машинах.
Похожие записи: