Нужен ли проект для строительства частного дома в 2022 при написании заявления на строительство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли проект для строительства частного дома в 2022 при написании заявления на строительство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До 3 августа 2018 года и в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного Кодекса для начала строительства требовалось разрешение, которое призвано зафиксировать факт соответствия проекта строительства жилого дома планам использования участка в данном поселении или его структурной части. Также признаются разрешения, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Получение разрешения на строительство занимало 10 дней и требовало финансовых и временных затрат на подготовку следующих документов:

  1. Проект строительства дома или его реконструкции;
  2. Акт экспертизы соответствия проекта градостроительному плану;
  3. Общий план застройки в масштабе 1:500 с указанием осей строений;
  4. Выписка из ЕГРН на земельный участок или свидетельство о собственности, либо договор аренды.

Как подать уведомление о планируемом строительстве в 2022 году

Для легального начала строительства жилого дома требуется:

  1. Уведомление о начале строительства (порядок получения рассмотрим ниже);
  2. Выписка из ЕГРН на земельный участок, в которой заявитель указан собственником или арендатором. Заказать документ можно не выходя из дома.

Обратите внимание, что в Росреестре выписка из ЕГРН стоит 350 рублей (700 рублей для юрлиц). Если хотите получить информацию дешевле, то рекомендую заказать справку через Быстрые Документы — так вы получите документ всего за 250 рублей. Заказ выполняется в течение дня, данные официальные — из ЕГРН Росреестра.

Для начала нужно скачать официальный бланк уведомления, который утвержден Приказом Минстроя России 19 сентября 2018 года: № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

Еще одна странность нового законодательства: уведомительный порядок введен 3 августа 2018 года, а официальный бланк уведомления утвержден лишь спустя 1.5 месяца — 19 сентября 2018.

Уведомительный порядок распространяется на объекты планируемого строительства менее 500 кв. метров. Для строительства зданий площадью свыше 500 кв. метров, а также особо опасных и уникальных строений, придется получать разрешение на строительство старого образца со всеми вытекающими из этого пакетами документов (приводил выше).

Поскольку Градостроительный кодекс является главным законом, регламентирующим жилищное строительство, в том числе и индивидуальное, разрешение на строительство может быть выдано только тем застройщикам, земли которых находятся под действием градостроительных регламентов. Там, где градостроительный регламент не действует, вопрос о разрешении на строительство может быть решен на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов федерации и местного самоуправления. Однако это возможно только в случае, если на территорию есть план застройки.

ГК РФ содержит лишь общие требования к застройщикам. В каждом конкретном случае алгоритм действий может иметь свои нюансы, но обычно индивидуальное жилое строительство проводится на землях муниципалитета. Если это действительно так, то нужно идти в Градостроительный комитет данной территориальной подчинённости.

Фактическую выдачу разрешения на строительство производит главный городской или районный архитектор. Утверждает документ глава города, района или другого органа муниципалитета.

В случае, если вы решили получить разрешение на размещение объекта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно ПП РФ 1300 в Московской области, то нужно следовать Постановлению 229/13 от 08.04.2015.

Проблема может быть в том, что выбранный участок не имеет кадастрового номера, но земель без собственника у нас в России нет, есть просто не оформленная.

Разрешение на строительство является юридическим документом и частью прав на недвижимость. Это означает, что участок с недостроенным объектом можно продать и разрешение при этом перейдет к новому владельцу на законных основаниях.

Поэтому, если срок действия разрешение на строительство истек, а дом ещё не введен в эксплуатацию, нужно только уведомить местную администрацию о смене владельца. К примеру, срок действия разрешения на индивидуальное строительство жилого дома — 10 лет.

Для обоих документов, упомянутых выше по тексту, действующим законодательством предусмотрены и утверждены свои формы.

Так, бланк разрешения на строительство жилого дома и прочих капитальных объектов утвержден Приказом Минстроя России от 19.02.2015 года № 117/пр (Приложение № 1). Данный документ включает в себя следующие сведения:

  1. «Шапка» документа – тут прописываются сведения об адресате, то есть застройщике. Должно быть указано его полное наименование (если юридическое лицо) или же ФИО (для граждан), а также адрес, почтовый индекс и электронная почта.
  2. Название документа, его номер и дата составления, наименование ведомства, одобрившего строительство заявленного объекта.
  3. Характеристики капитальной постройки – в этом разделе указываются следующие данные:
  • тип работ (строительство, реконструкция и т.д.),
  • название объекта в соответствии с формулировкой, приведенной в проектной документации, а также сведения об экспертизе этих бумаг,
  • кадастровый номер земли,
  • информация о градостроительном плате участка,
  • общая площадь объекта, а также прилегающего земельного участка, количество этажей, в том числе подземных, и прочие сведения.
  1. В заключительной части документа прописывается срок действия разрешения с указанием основания его установления (это может быть соответствующий раздел проектной документации или ссылка на нормативный акт), а также ставится дата и подпись уполномоченного органа, выдавшего этот документ.

Из положений ст. 51 и 51.1 ГрК РФ следует вывод о том, что для согласования возведения объекта капитального строительства, обращаться следует в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Исключением являются следующие случаи (п. 5-6 ст. 51 ГрК РФ):

  • возведение объекта планируется на земле, предназначенной для пользования недрами и предоставленной в этих целях – в таком случае обращаться за разрешением нужно в Министерство природных ресурсов и экологии России,
  • планируется строительство или реконструкция объекта, предназначенного для использования атомной энергии – подавать заявление следует в «Росатом»,
  • речь идет о строительстве/реконструкции объекта, относящегося к космической инфраструктуре – выдавать разрешение в этом случае уполномочена организация «Роскосмос»,
  • иные исключения, предусмотренные законом.

Во всех прочих ситуациях получить разрешение на строительство частного дома и других видов капитальных построек можно в районной администрации соответствующей области/региона. К примеру, в Санкт-Петербурге согласовывать будущее строительство дома на участке или любой другой постройки следует в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.

Согласно единым правилам в качестве заявителя при выдаче разрешения (уведомления) на строительство объекта выступает застройщик. Это может быть физическое или юридическое лицо (организация), планирующее возведение, реконструкцию или изменение определенной капитальной постройки.

Таким образом, подавать документы на выдачу разрешения (уведомления) может гражданин, планирующий строительство дома на своем участке, или же уполномоченный представитель организации, желающей начать строительные работы.

Кроме того, в качестве заявителя также может выступать доверенное лицо застройщика. В данном случае у первого на руках должна быть действующая доверенность на совершение подобных действий.

Как получить разрешение на строительство дома в 2022 году

Общий алгоритм действий при согласовании строительства жилого или садового дома подробно описан в ст. 51.1 ГрК РФ. Порядок подачи и получения соответствующего уведомления включает в себя следующие шаги:

  1. Подготовка уведомления (аналог заявления) согласно единой утвержденной форме.
  2. Сбор установленного законом перечня документов (подробно все бумаги описаны ниже по тексту).
  3. Выбор способа направления бумаг в адрес органа государственной власти, уполномоченного выдавать разрешения на строительство. Здесь доступны следующие варианты (п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ):
  • личный визит в соответствующее ведомство,
  • обращение в МФЦ (многофункциональный центр),
  • направление бумаг по почте (письмо следует заказывать с уведомлением о вручении),
  • использование портала «Госуслуги».
  1. После того, как документы будут отправлены, следует дождаться окончания их проверки.
  2. В течение установленного законом периода времени государственный орган направит заявителю уведомление о соответствии объекта ИЖС (садового дома) всем требованиям и нормам или о несоответствии заявленных параметров.

Следует обозначить несколько наиболее распространенных ситуаций, при которых заявитель может получить отказ в согласовании строительства ИЖС или садового дома.

Сюда можно отнести такие причины:

  • отсутствие всех необходимых сведений в представленном уведомлении (полный их перечень приведен в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ),
  • отражение в уведомлении информации, не соответствующей действительности,
  • отсутствие у представителя застройщика доверенности, дающей право на согласование строительства объекта,
  • документы для получения разрешения представлены не в полном объеме,
  • обращение заявителя в орган, находящийся не по месту размещения земельного участка, на котором планируется строительство дома,
  • уведомление подано в отношении объекта, по которому законом предусмотрено получение разрешения на строительство, а не уведомления.

При возникновении перечисленных выше ситуаций, компетентный орган в течение 3 рабочих дней производит возврат поданного застройщиком уведомления вместе с приложенными к нему документами (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

В качестве примера можно привести следующие случаи, при которых обязательно получение разрешения на строительство объекта:

  • возведение многоквартирного жилого дома,
  • постройка гидротехнических сооружений,
  • строительство объектов, связанных с добычей полезных ископаемых,
  • проведение работ по созданию автомобильных и железных дорог, предназначенных для общего пользования,
  • прочие случаи.

Выбор ведомства, в которое следует обращаться для получения такого документа зависит от вида объекта, строительство которого планируется. Здесь возможны следующие варианты:

  • органы местной власти, находящиеся на территории расположения земельного участка (в большинстве случаев),
  • организация «Росатом» (по объектам в области атомной энергии),
  • «Роскосмос» (при строительстве/реконструкции построек в области космической инфраструктуры),
  • Минстрой РФ (при возведении объекта на территории двух и более регионов),
  • иные уполномоченные органы государственной власти.

В целом, процедура получения разрешения на строительство включает в себя следующие шаги:

  1. Подготовка заявления согласно утвержденной форме.
  2. Сбор документов.
  3. Подача полного пакета бумаг в государственное ведомство, уполномоченное выдавать разрешения на строительство. Сделать это можно через МФЦ.
  4. Далее нужно дождаться окончания этапа проверки представленных документов. Если все будет в порядке, заявителю выдадут разрешение.

потому что превышение этажности требует получения разрешения на строительство.

Высота дома не должна превышать 20 м.

Объект ИЖС должен состоять из комнат и вспомогательных помещений, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд людей, связанных с их проживанием.

Объект ИЖС не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости.

Иными словами, в таком доме нельзя зарегистрировать право собственности на отдельные комнаты и помещения.

Другими словами, объект ИЖС нельзя превратить в многоквартирный дом.

Для справки.

Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении.

Данное правило действует если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Количество этажей садового дома также не может превышать 3-х. Высота садового дома не может превышать 20 м.

Иными словами, по своим техническим параметрам (этажность и высота) садовый дом не должен отличаться от объекта ИЖС, то есть жилого дома.

Чтобы оформление жилого или садового дома в собственность после завершения строительства не стало «колом», необходимо пройти несколько простых этапов.

Все достаточно просто.

Существует 3 уровня органов по выдаче разрешений на строительство:

  • федеральный,
  • региональный,
  • местный.

Если вы арендуете земельный участок, на котором планируете строить дом, то уровень органа зависит от вида собственности.

Проще говоря, если

  • арендуете землю федеральной собственности, то подаете уведомление о начале строительства в федеральное министерство,
  • взяли в аренду землю субъекта РФ, то – в региональный орган.
  • в аренде муниципальная земля, то уведомление подается в местную администрацию.

В подавляющем большинстве случаев

В поле 2.1 указываем кадастровый номер земельного участка.

Данное поле заполняется при наличии у земельного участка кадастрового номера.

Если участок не имеет кадастрового номера, то поле оставляем пустым или ставим прочерк.

Втрое поле под номером 2.2.

В строке 2.2 заполняем адрес или описание местоположения земельного участка.

С адресом все должно быть понятно.

Если участок имеет адрес, то указываем его в точном соответствии, как он прописан в правоустанавливающих документах (то есть в свидетельстве о праве собственности или в выписке из ЕГРН, либо в договоре аренды и т.д.).

Иногда земельный участок не имеет почтового адреса, потому что на нем еще нет объекта недвижимости, которому можно присвоить почтовый адрес.

Участок, не имеющий адреса должен иметь описание своего местоположения.

Для описания местоположения участков, как правило, берется какой-то ориентир (чаще всего за ориентир берут соседний объект недвижимости, имеющий адрес).

От ориентира указывают направление и расстояние до участка, местоположение которого нужно определить.

Например: от жилого дома, расположенного по адресу с. Мухоморовка, ул. Лесная, 10, на северо-запад 150 метров.

Описание местоположения участка можно найти в правоустанавливающих документах.

В строке 2.3 необходимо указать сведения о праве застройщика на земельный участок, а также реквизиты правоустанавливающих документов.

Как правило, застройщик, владеет земельным участком на праве собственности или аренды.

Правоустанавливающими документами могут быть:

  • свидетельство о праве собственности,
  • выписка из ЕГРН,
  • договор купли-продажи (дарения, мены),
  • свидетельство о праве на наследство,
  • судебное решение, вступившее в законную силу,
  • постановление или решение органа власти или местного самоуправления,
  • договор аренды земельного участка.

Данный список не полный.

В него могут также включаться, например, соглашение о разделе имущества между супругами, решение ООО о передаче учредителю имущества, оставшегося после ликвидации, и т.д.

Иными словами, нужен документ, подтверждающий основание, по которому застройщик получил права на земельный участок.

Таким образом, в строке 2.3 нужно указать вид права (собственность или аренда) и реквизиты правоустанавливающего документы (наименование, дата, номер и др.).

В строке 2.4 указываем сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок.

Данное поле нужно заполнять в случаях, когда земельный участок находится в долевой или совместной собственности. Либо арендаторами являются 2 или более лиц (это называют множественность лиц на стороне арендатора).

Иными словами, если застройщик не единоличный собственник участка, а владеет землей в долевой или совместной собственности, то в поле 2.4 указывают сведения о других сособственниках.

Такой же подход применяется и к арендаторам.

Если в договоре аренды указаны несколько арендаторов, то в поле 2.4 нужно указать сведения о других соарендаторах.

Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.

Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.

То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.

Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.

Примечание.

Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).

Данный вопрос пока остается открытым.

Раньше, чтобы построить на земле дом или садовый домик, требовалось разрешение на строительство. Этот документ был установлен ст. 51 Градостроительного кодекса. Теперь в ст. 17 кодекса прописали, что для строительства и реконструкции объектов ИЖС такое разрешение получать не нужно — его заменили уведомления. Аналогично с хозяйственными постройками на участке: теплицы, погреба, бани, сараи, колодцы.

Чтобы получить разрешение, приходилось собирать большой пакет документов, включая градостроительный план, схему земельного участка, проектную документацию. Разрешение действовало 10 лет, то есть строить на участке можно было в течение всего этого периода. При продаже участка, по которому уже получено разрешение на строительство, его передавали новому владельцу, занося соответствующую запись в реестр через администрацию.

Без разрешения было невозможно подключить к дому воду, канализацию, электричество и отопление, оформить на него право собственности и получить прописку. Кроме того, была опасность штрафов и сноса за незаконное строительство.

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2022 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

  • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
  • сооружение не функционирует без головного объекта;
  • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
  • обособленность вспомогательного объекта;
  • наличие отдельного входа.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.
    В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Чтобы построить жилой, садовый или дачный дом на участке в 2021 году нужно подать в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве и приложить к нему документы:

  • Подтверждающие права на участок.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок
  • Описывающие планируемую постройку – это важно, если он будет находиться в исторически значимом населенном пункте.
  • Доверенность на представителя при необходимости.

Многие путают понятия реконструкции и капитального ремонта:

  1. Капитальным ремонтом называют работы по восстановлению устаревших частей дома, коммуникаций. После его осуществления технический план не меняется. Разрешение на капремонт не требуется. К капремонту можно отнести замену кровли, водопровода, перегородок, системы отопления.
  2. При реконструкции меняются параметры дома. Может увеличиться количество этажей, площадь.

Реконструкция требует обязательного получения разрешения. Если она будет проведена без согласования, гражданину придется заплатить штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей (пункт 1 статьи 9.5 КоАП РФ).

Последнее уведомление об окончании строительстваподать следует в течение месяца после того, как дом закончен. Оно содержит практически те же сведения, что уведомление о планировании, но уже фактические. К уведомлению прикладывается техплан, который делают приглашенные вами кадастровые инженеры. Их же можно попросить заполнить уведомление, чтобы избежать ошибок. Дополнительно может понадобиться соглашение о разделении участка на доли между правообладателями, если собственников несколько.

Лицензия на выполнение строительных работ оформляется в несколько этапов:

  • Сбор требуемого пакета бумаг.
  • Передача заявления в регулирующий орган.
  • Проверка строительной фирмы экспертной комиссией на факт соответствия по нескольким критериям — квалификации рабочего персонала, технической базы и уровня контроля качества. Все параметры сверяются с учетом установленных требований и правил.

При отсутствии замечаний застройщик получает лицензию. Стоит отметить, что на получение документа также влияют и отзывы клиентов организации, которая подает документы. Это свидетельствует о том, что от соискателей требуется ответственный подход к работе. В процессе предоставления лицензии к оценке могут привлекаться и другие компании. Это необходимо для получения дополнительной информации о заявителе. Стоит отметить, что наличие или отсутствие рекомендаций «со стороны» на решение комиссии влияет незначительно. По действующему законодательству на выдачу лицензии уходит до 60 суток с момента подачи заявления, а стоимость таких услуг является фиксированной.

После того, как уведомление подано, застройщик должен дождаться ответа от администрации. Срок рассмотрения – 7 дней. Ждать 20 дней придется в том случае, если участок расположен в границах исторического поселения. Такое увеличение сроков связано с тем, что администрация анализирует еще и то, соответствует ли планируемый ОКС историческим особенностям района.

Подавать уведомление нужно в комитет по градостроительству по месту расположения участка. Сделать это можно несколькими способами:

  • Через Госуслуги. На сайте заполняем форму уведомления и ждем ответ.
  • Через МФЦ. Бланк можно заполнить прямо в МФЦ. Сотрудник примет документы, выдаст расписку и сделает отметку о дате следующего прихода. В указанную дату вы приходите и получаете ответное уведомление.

Заявление для получения разрешения на строительство дома

  1. Зачем нужно уведомлять местные власти о планируемом строительстве.
  2. Какое частное жилье можно построить.
  3. Как составить уведомление о планировании строительства.
    1. Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции.
    2. Скачать бланк уведомления о планируемых строительстве или реконструкции.
  4. Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся.
  5. Сколько ждать ответа администрации после подачи уведомления о начале строительства.
  6. Причины возможного отказа в начале строительства.
  7. Можно ли в ходе строительства изменить конфигурацию «одобренного» объекта ИЖС.

Если раньше при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было получить разрешение на строительство, то теперь согласно статье 51.1, Градостроительного кодекса перед началом строительства собственник или арендатор земельного участка обязан уведомить Администрацию о планируем строительстве.

Норма об уведомлении по предстоящему возведению объекта ИЖС действует в России с конца лета 2018-го. Прежде для такого жилья необходимо было сперва получить строительное разрешение, затем разрешение эксплуатационного ввода в БТИ (после постройки). А на садовые домики раньше разрешения на строительство не требовалось.

Теперь же, если землевладелец намеревается строить на участке жилой коттедж или садовый дом – муниципальную администрацию полагается уведомить. Кстати, для новостроечно-садовой недвижимости схожий уведомительный порядок действует с весны 2019-го.

Расскажем, как правильно уведомлять администрацию населенного пункта о предстоящей закладке фундамента под индивидуальный коттедж.

Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 19 сентября 2018 г. N 591/пр

Форма

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

«___»___________ 20__ г.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(наименование уполномоченного на выдачу разрешений на строительство

федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти

субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления)

1. Сведения о застройщике

1.1

Сведения о физическом лице, в случае если застройщиком является физическое лицо:

1.1.1

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

1.1.2

Место жительства

1.1.3

Реквизиты документа, удостоверяющего личность

1.2

Сведения о юридическом лице, в случае если застройщиком является юридическое лицо:

1.2.1

Наименование

1.2.2

Место нахождения

1.2.3

Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо

1.2.4

Идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо

2. Сведения о земельном участке

2.1

Кадастровый номер земельного участка (при наличии)

2.2

Адрес или описание местоположения земельного участка

2.3

Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы)

2.4

Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии)

2.5

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка

3. Сведения об объекте капитального строительства

3.1

Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом)

3.2

Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция)

3.3

Сведения о планируемых параметрах:

3.3.1

Нередко собственник участка, спустя некоторое время, решает изменить конфигурацию будущего дома. Например, потребуется более просторный коттедж или возникнет потребность «передвинуть» будущую стройку на пару метров вправо. Но весь в одобренном властями уведомлении указывалась первоначальная конфигурация – что же делать?

На этот счет в Градостроительном кодексе имеется 14 пункт статьи 51.1, позволяющий подать строительное уведомление в отношении объекта ИЖС заново – в тот же орган, что и прежде. Следует помнить, что при изменении конфигурации и местоположения перспективного объекта строительства, важно соблюсти параметры пограничных отступов на земельном участке, действующих в данном регионе.

Если проигнорировать обязательность повторного уведомления властей об изменениях параметров будущего коттеджа, то завершив стройку, подготовив техплан здания при участии кадастрового инженера, а затем отправившись в орган власти для регистрации новостройки – возникнут проблемы, поскольку чиновники обязательно сличат контуры и географическое позиционирования фактического объекта ИЖС с первоначальными, указанными в уведомлении о намерении застроить участок.

Понятие разрешения на строительство и порядок его выдачи устанавливается статей 51 Градостроительного кодекса РФ. Согласно этому документу процесс возведения дома без одобрения властей признается незаконным, а сама постройка – самовольной.

Это означает, что хозяева не смогут зарегистрировать новый объект в Росреестре. Из-за этого его не удастся официально продать, завещать, подарить. Кроме того, возникнут сложности с подключением здания к водоснабжению, электричеству и другим коммуникациям.

Правда, закон допускает возможность узаконивания постройки уже после ввода в эксплуатации. Но на практике у владельцев нередко возникают сложности. Например, может оказаться, что здание построено слишком близко к забору соседей или на участке проложены коммуникации.

Тогда останется только одно – привести землю в первозданный вид. Поэтому лучше сразу сделать все правильно.

Разрешение, выдаваемое госорганами на строительство дома, должно удостоверять следующие факты:

  • Проект постройки выполнен с соблюдением градостроительных законов.
  • Категория земельного участка позволяет начать возведение здания.

С 4 августа 2018 года законодательство по вопросам домостроения несколько изменилась. До этого момента граждане были обязаны получать разрешения на возведение индивидуальных жилых построек. Возводить садовые домики и хозпостройки можно было без согласования.

Теперь для возведения обычных и садовых домов необходимо направлять уведомление. Когда стройка заканчивается, об этом тоже приходится уведомлять

Несмотря на то, что получение разрешения на строительство заменили подачей официального уведомления, суть не слишком изменилась. При наличии оснований чиновники вполне могут запретить строить дом на участке.

Процедура подачи уведомления органам власти выглядит следующим образом. Собственник участка заполняет специальный бланк заявления и сдает его вместе с документами по списку. Если не получается явиться на прием лично, можно отправить все необходимое обычной или электронной почтой.

Правда, в первом случае придется заверить подпись у нотариуса, а во втором – обзавестись электронной цифровой подписью.

Обращение землевладельца рассматривается в течение 7 рабочих дней. По окончании этого срока заявителю отправляют ответное уведомление о том, соответствует ли будущий дом требованиям закона и допустимо ли на участке его строительство. Непоступление ответного уведомления в указанный срок расценивается как согласие на стройку.

Если все нормально – можно приступать к возведению здания. Причем делать это сразу необязательно: документ действителен в течение 10 лет. Если за данный период времени собственник сменится, уведомлять о строительстве повторно уже не нужно.

После окончания постройки владельцу соток останется снова проинформировать об этом администрацию и зарегистрировать в Росреестре право собственности на новый дом.

При наличии причин для отказа в выдаче разрешения чиновники обязаны представить их письменное обоснование. Самой распространенной причиной является несоответствие техническим нормативам или градостроительным требованиям. Землевладелец, несогласный с отрицательным решением, имеет право обжаловать его в вышестоящей инстанции или в суде

Нужно ли получать разрешение на строительство дома?

За нарушение порядка согласования строительства закон устанавливает следующие санкции:

  • За возведение дома на земле, на которую не оформлено право собственности – штраф до 1,5% кадастровой стоимости надела.
  • За несоблюдение регламентов – штраф до 2 000 руб.
  • За отсутствие согласия, полученного от властей – до 5 000 руб.

Конечно, это суммы не такие большие, но штрафами дело не ограничиваются. Самое серьезное наказание для самовольного застройщика – снос сооружения. Обратиться с жалобой на такое здание может кто угодно.

Но чаще всего о нарушениях сигнализируют недовольные соседи, которым постройка закрывает дневной свет или мешает другим способом.

Таким образом, во избежание проблем возведение дома на личном земельном участке необходимо согласовывать. Особых сложностей эта процедура не представляет, но подготовка документов требует внимания и, конечно, времени.

Для оформления жилого дома в собственность необходимо разрешение на строительство дома на земельном участке. Поэтому, прежде чем начинать строительство дома, стоит задуматься об оформлении разрешения на строительство. Оформить уже построенный дом довольно сложно.

Статьи по теме:

  • Как оформить разрешение на строительство на уже построенный дом
  • Какие нужны документы для разрешения на строительство ижс
  • Как получить разрешение на строительство дома

Согласно закону, фундамент, недостроенный дом, гараж, сарай являются строениями. Если на земельном участке есть строение, право собственности на которое не оформлено, и разрешение на строительство не получено, то выдать разрешение на строительство Территориальный отдел архитектуры и градостроительства не имеет права. Необходимо оформлять разрешение на строительство до начала работ по возведению дома.

Обмануть специалистов местного Территориального отдела архитектуры и градостроительства не получится. На Градостроительном плане территории, который использует специалист для определения возможности выдачи разрешения на строительство, отчетливо видны все строения. При необходимости уточнения информации специалист выезжает на земельный участок и делает необходимые фотоснимки.

Если разрешение на строительство не было получено, а дом уже начали строить, следует обратиться в Территориальный отдел архитектуры и градостроительства с теми же документами, что для получения разрешения на строительство, для получения отказа в выдаче разрешения на строительство.

Право собственности на уже построенный дом можно оформить только через суд. Для признания права собственности на дом в судебном порядке, необходимо подать в суд следующие документы: отказ в выдачи разрешения на строительство, технический паспорт на дом, документы на право собственности на земельный участок, исковое заявление о признании права собственности на дом. В процессе судебного разбирательства, суд может назначить судебного эксперта.

Если дом соответствует строительным нормам, суд примет положительное решение. Зарегистрировать право собственности на дом можно, предоставив в органы государственной регистрации решение суда.

Для строительства на землях ИЖС и ЛПХ нужна разрешительная документация. Раньше требовалось получать разрешение на строительство. Сейчас его заменил уведомительный порядок.

Любой ОКС, построенный без разрешительной документации, считается самостроем. Самовольные постройки не стоят на кадастровом учете, на них не оформлено право собственности. При выявлении самостроя местная администрация имеет право потребовать от застройщика снести дом.

Кроме того, на владельца налагается штраф.

Для того чтобы дать гражданам возможность узаконить их постройки, в России была введена дачная амнистия. Это упрощенный порядок регистрации недвижимости. За годы существования закона в него несколько раз вносили изменения. Условия регистрации усложнялись.

Сейчас дачная амнистия продлена до 2022 года. Мы рекомендуем вам узаконить вашу недвижимость, пока действует упрощенный порядок.

Узаконить самострой можно двумя путями – административным и через суд. В любом случае сначала нужно обращаться в местную администрацию. В суд можно обращаться после того, как все возможности для оформления были исчерпаны.

Бесплатная консультация

В первую очередь, нужно попытаться узаконить построенный дом в административном порядке. Иногда на этом этапе процедура и заканчивается. Действовать нужно так, как будто дом еще не построен.

  • Подать уведомление о строительстве. Обычно на этом этапе представители местных властей не выезжают на участок. Они ограничиваются проверкой категории земли, расположения и характеристик ОКСа, которые указал заявитель. Поэтому в некоторых случаях даже на уже построенный дом можно получить положительный ответ. Именно это ответное уведомление и является теперь разрешительной документацией.
  • У вас на руках два уведомления – то, которое вы подавали в администрацию и ответ, разрешающий строительство. То есть, по сути, строить вам разрешили. Можно приступать к следующему этапу. . Заказать техплан можно в нашей компании. После заключения договора кадастровый инженер приедет на объект и подготовит технический план. Без этого документа легализовать дом не получится.
  • Дальше опять обращаемся в муниципалитет и уведомляем о завершении строительства. К заявлению прилагаем техплан. Дальше начинается проверка, остается только ждать ее завершения. Проверяют соответствие дома тем параметрам, которые вы заявляли в уведомлении, градостроительным и другим нормам.
  • Если нарушений нет, вы получите уведомление о соответствии. На этом процедуру узаконивания можно считать законченной. Администрация сама передаст документы в Росреестр.

Это самый простой способ узаконивания. Им можно воспользоваться, если вы построили новый дом на земле ИЖС или ЛПХ (в СНТ действует амнистия до 2022). Дом должен соответствовать требованиям:

  1. Высота не более 20 метров, этажность – не более трех этажей.
  2. Дом неделимый, то есть – в нем может проживать несколько семей, но разделить его на отдельные квартиры нельзя.
  3. ОКС не используется с коммерческими целями.

Нужно, чтобы объект соответствовал всем этим требованиям, иначе уведомительный порядок на него не распространяется, нужно получать разрешение на строительство, а потом вводить ОКС в эксплуатацию.

Бесплатная консультация

Материнский капитал на строительство дома в 2022 году

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].

Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.

Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:

1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоб��льных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[20] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]).

По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[22].

В рамках реализации мер поддержки бизнеса в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19[23], Правительство РФ приняло решение[24] об автоматическом продлении на 1 год срока действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.

В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[25].

Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[26]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением постро��нного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[27].

Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома

С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

  • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
  • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо ��сли такое уведомление ранее не направлялось.

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].

С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].

Земля под ИЖС автоматически подразумевает возможность возводить жилье. Гораздо деликатнее с дачными (садовыми) угодьями. Поэтому в дальнейшем будем делать акцент именно на дачно-садоводческих участках.

Вопрос:
На каком участке можно строить дом?

СНТ могут быть двух видов: садоводческие и огороднические (слово дача из закона удалено). На огороднических участках строить капитальные объекты нельзя вообще. Остаются только садоводческие товарищества. Там возможно создать жилье, но при условии:

  • земельный надел находится в границах населенного пункта;
  • есть градостроительный регламент, позволяющий производить застройку жилыми или садовыми домами.

Отсюда следует, если участок находится вне населенного пункта, то там ничего строить нельзя.

До недавнего времени дачно-садовые домики сооружались без разрешительной документации (на ИЖС требовалось разрешение на строительство).

Вопрос:
Нужно ли разрешение на строительство дома на дачном участке сейчас, после изменения законодательства?

Совсем не нужно. Даже отменили уведомительный порядок. До 2021 года был обязателен специальный документ — уведомление о планируемом строительстве, а также уведомление об окончании строительства. Теперь ни разрешение на строительство, ни уведомление не нужны (причем даже для дома на ИЖС).

Но если уведомление было ранее представлено, его обнулять или отзывать не следует. Не нужно после завершения и уведомлять об окончании строительства.

Для получения разрешения строительства дома на садовом участке ничего не нужно делать. Достаточно иметь в собственности земельный участок и правоустанавливающие документы на него. Копии документов на землю, подтверждающие право, в последующем предоставляются в Росреестр для регистрации объекта недвижимости.

Но это правило, вернее, послабление будет действовать до 01.03.2026 года.

А с указанной даты продолжат действовать уведомительные процедуры.

Напомним, что уведомление подавалось (с 2026 года будет подаваться) в муниципалитет. В уведомлении указывается:

  1. наименование администрации, куда подается заявление;
  2. данные о заявителе (застройщике). ФИО, адрес прописки, паспортные данные, почтовый адрес (можно указывать электронную почту) для связи;
  3. сведения о земле, где предстоит стройка. Кадастровый номер, адрес, вид права пользования у заявителя (собственность, аренда и пр.), наличие прав на землю со стороны других лиц (залог, сервитут и пр.), назначение участка (как прописано в кадастровой выписке);
  4. информация об объекте. Вид недвижимости (жилой/садовый), вид работ (строительство или реконструкция), количество этажей, общая высота, метраж жилья, отступы от границ участка со всех сторон и пр.;
  5. графическое изображение объекта. Схема изображается прямо в уведомлении в специальной рамке. Параметры не обязательно соблюдать, важно отразить месторасположения на земельном наделе;
  6. прочие сведения и согласия: способ оповещения заявителя о рассмотрении его обращения, согласие на обработку персональных данных (ставится отдельно подпись), подтверждение, что сооружение не будет разделено на самостоятельные объекты недвижимости, то есть неделимо (ставится отдельно подпись);
  7. итоговая подпись и дата.

Также временно не действуют правила строительства дома на дачном участке, который расположен в исторической части населенного пункта. Но через 5 лет для возведение недвижимости в таком месте должно быть соответствие культурно-историческому ансамблю. Наружный облик жилья должен будет согласовываться с местной администрацией (с комитетом культы).

Вопрос:
Итак, в итоге, можно ли строить жилой дом в СНТ без предварительного согласования с муниципалитетом?

Да, можно. Законом введен специальный период — садовая амнистия. Важно, чтобы садовод начал, завершил строительство и сдал документы на регистрацию до 01.03.2026 года.

Нет такого право не предусмотрено, если кончено не будут выявлены нарушения градостроительного законодательства, в том числе на этапе строительства. Допустим, не соблюдены нормы отступа дома от дороги, соседской межи. Либо сооружение создает угрозу жизни гражданами, то есть может обрушиться, создает аварийную ситуацию, ухудшает экологическую обстановку.

Но как можно догадаться такие случаи редкие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.