На полицию возлагается обязанность передавать заявления и сообщения о преступлениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На полицию возлагается обязанность передавать заявления и сообщения о преступлениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 12. Обязанности полиции

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-353, Апелляционная коллегия, апелляция Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3 статьи 15 Федерального закона о безопасности дорожного движения). Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции) на полицию возложена обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в установленном законом порядке. Согласно подпункту «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции Госавтоинспекция входит в состав полиции…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-54, Апелляционная коллегия, апелляция Как указал заявитель, порядок выполнения Госавтоинспекцией возложенных на нее обязанностей в силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» определяется федеральным органом исполни тельной власти в сфере внутренних дел, в связи с чем Министерство транспорта Российской Федерации не вправе регулировать эти отношения…
  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-268, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон № 3-ФЗ) на полицию возложена обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в установленном законом порядке. В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» Госавтоинспекция с учетом возложенных на нее функций входит в состав полиции…

В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:

  • палками;
  • средствами ограничения подвижности;
  • окрашивающими и маркирующими средствами;
  • электрошокерами;
  • газовыми средствами;
  • водометами;
  • светошоковыми устройствами;
  • служебными животными;
  • световыми и акустическими специальными средствами;
  • установками для принудительной остановки транспортных средств;
  • средствами сковывания движения;
  • бронемашинами;
  • средствами для разрушения преград.

Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:

  • беременных женщин;
  • инвалидов;
  • несовершеннолетних;
  • незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.

Пример 1

Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.

Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:

  • защитить себя или гражданское лицо, которое может получить серьезные проблемы со здоровьем из-за внешнего насилия;
  • задержать лицо, совершившее тяжкое преступление, связанное с насильственными действиями, нейтрализовать которого другими способами невозможно;
  • пресечь попытку другого человека завладеть любым типом вооружения, начиная огнестрельным оружием, и заканчивая бронетехникой;
  • освободить заложников;
  • отразить групповое или вооруженное нападение на здание, помещение, сооружение или другие государственные или гражданские объекты;
  • предотвратить попытку побега подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжкого преступления или уже осужденных граждан.
  • обезвредить вооруженного человека, оказывающего сопротивление при аресте или отказывающегося выполнять поставленные требования;
  • повредить транспортное средство для его остановки, которым управляет гражданин, отказывающиеся выполнять поставленные требования и при этом представляет риск для здоровья и жизни других людей;
  • обезвредить животное, которое собирается нанести серьезный вред человеку;
  • разрушить замок или другое запирающее устройство, которое мешает проникнуть на объект, где совершается или уже произошло преступление;
  • сделать предупредительный выстрел, подать сигнал тревоги или вызвать помощь, направив пистолет в момент использования в безопасную сторону.

Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.

  1. Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
  2. Статья 12. Обязанности полиции
  3. Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
  4. Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции
  5. Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции
  6. Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
  7. Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
  8. Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ
  9. Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ
  10. Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
  11. Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
  12. Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
  13. Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

Круг обязанностей сотрудников полиции расширился

Права и обязанности сотрудника полиции определены законом «О полиции», другими законодательными и ведомственными нормативными актами. Права и обязанности сотрудника полиции по занимаемой должности регламентированы его должностными инструкциями.

Основные (общие) обязанности сотрудников полиции

Сотрудник полиции обязан:

  • принимать сообщения, заявления граждан о преступлениях, об административных правонарушениях, других происшествиях с последующим информированием дежурную часть территориального органа МВД России;
  • принимать меры (лично или через информирование территориальных органов МВД России, подразделений полиции) по пресечению преступлений, административных правонарушений;
  • оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  • принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра;
  • при обращении к гражданину назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;
  • в случае обращения к нему гражданина назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудником полиции является гражданин РФ, осуществляющий служебную деятельность на должности государственной службы в ОВД. Он должен иметь специальное звание, присвоенное ему в установленном порядке. Рассмотрим далее основные обязанности сотрудника полиции.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей должен руководствоваться положениями законодательства. Основным нормативным актом является Конституция. Деятельность служащих регламентируется кроме ФЗ № 3 положениями, уставами, должностными инструкциями.

Закрепленные в Законе «О полиции» обязанности сотрудника полиции довольно многочисленны. Всего их насчитывается порядка 40. Все служебные обязанности сотрудника полиции можно разделить на следующие группы:

  • Раскрытие правонарушений в рамках своей компетенции. В эту группу входят такие служебные обязанности сотрудника полиции, как принятие заявления о преступлениях и иных противоправных действиях, проведение дознания, административное производство и пр.
  • Охрана и поддержание безопасности и порядка в обществе. В состав этой группы входят: пресечение противоправных действий, обеспечение правопорядка при проведении массовых акций (митингов, собраний и пр.), охрана имущества от посягательств и т. д. Кроме этого, в обязанности сотрудников полиции входит обеспечение организации и выполнения спасательных мероприятий, реализации карантинных мер при эпизоотиях и эпидемиях. Данная работа осуществляется совместно с другими структурами.
  • Оперативно-розыскная деятельность.
  • Контроль безопасности движения на дорогах. Эта задача возлагается преимущественно на сотрудников ГИБДД.
  • Контроль оборота оружия. В обязанности сотрудников полиции входит выдача разрешений, проверка соблюдения правил хранения оружия и пр.
  • Предупреждение террористической, экстремистской деятельности.

Их можно назвать общими. Сотрудники полиции должны:

  • Знать и соблюдать действующее законодательство.
  • Исполнять функции, возложенные на них.
  • Выполнять законные распоряжения руководства.
  • Обращаться по служебным вопросам к непосредственному, а при необходимости к вышестоящему начальству.
  • Следовать правилам распорядка, установленным в организации.
  • Поддерживать уровень квалификации на надлежащем уровне.
  • Сохранять конфиденциальность информации, охраняемой законом.
  • Бережно относиться к государственному имуществу.
  • Отчитываться о доходах в порядке, закрепленном законодательством.
  • Уведомлять государственные органы о приобретении гражданства другой страны или выходе из гражданства РФ.
  • Сообщать руководству о возможном конфликте интересов при исполнении обязанностей по службе.
  • Уведомлять соответствующие структуры о попытках подкупа или вовлечения в коррупционную деятельность.

Существует ряд обязанностей сотрудников полиции, которые должны исполняться не только в служебное, но и в нерабочее время. Служащие должны:

  • Оказывать помощь лицам, ставшим жертвами противоправных действий или пострадавшим при несчастных случаях.
  • Предпринимать меры по пресечению неправомерного поведения, задержанию лиц, нарушающих закон, обеспечению сохранности обстановки на месте преступления до прибытия коллег.

Глава III. Обязанности и права полиции

Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:

  • На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
  • Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
  • Выходные, отпуска, отдых.
  • Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
  • Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
  • Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
  • Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
  • Защиту персональных данных.
  • Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
  • Судебную защиту.

Как и другие граждане, сотрудники полиции имеют право на страхование и пенсионное обеспечение.

Кроме общих прав сотрудники полиции, вне зависимости от должности, могут:

  • Требовать от граждан прекратить нарушение законодательства.
  • Проверять документы, подтверждающие личность, служебные или иные полномочия субъектов.
  • Использовать чужой транспорт в экстренных случаях для пресечения преступного поведения, преследования злоумышленников, доставки пострадавших в медучреждения и т. д.
  • Применять оружие, физическую силу, спецсредства в установленном порядке.
  • Задерживать подозреваемых и доставлять их в ОВД.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей должен руководствоваться положениями законодательства. Основным нормативным актом является Конституция. Деятельность служащих регламентируется кроме ФЗ № 3 положениями, уставами, должностными инструкциями.

Закрепленные в Законе «О полиции» обязанности сотрудника полиции довольно многочисленны. Всего их насчитывается порядка 40. Все служебные обязанности сотрудника полиции можно разделить на следующие группы:

  • Раскрытие правонарушений в рамках своей компетенции. В эту группу входят такие служебные обязанности сотрудника полиции, как принятие заявления о преступлениях и иных противоправных действиях, проведение дознания, административное производство и пр.
  • Охрана и поддержание безопасности и порядка в обществе. В состав этой группы входят: пресечение противоправных действий, обеспечение правопорядка при проведении массовых акций (митингов, собраний и пр.), охрана имущества от посягательств и т. д. Кроме этого, в обязанности сотрудников полиции входит обеспечение организации и выполнения спасательных мероприятий, реализации карантинных мер при эпизоотиях и эпидемиях. Данная работа осуществляется совместно с другими структурами.
  • Оперативно-розыскная деятельность.
  • Контроль безопасности движения на дорогах. Эта задача возлагается преимущественно на сотрудников ГИБДД.
  • Контроль оборота оружия. В обязанности сотрудников полиции входит выдача разрешений, проверка соблюдения правил хранения оружия и пр.
  • Предупреждение террористической, экстремистской деятельности.

Обязанности и права сотрудников полиции корреспондируют друг с другом. Это означает, что для реализации задач служащие наделяются соответствующими правомочиями. Вместе с тем, осуществляя свои права, сотрудник полиции должен исполнять и обязанности. В соответствии с ФЗ №3 служащие вправе:

  • Требовать от физических и юрлиц прекращения действий, противоречащих закону.
  • Проверять документы граждан при наличии оснований подозревать их в противоправной деятельности.
  • Вызывать для дачи показаний и объяснений любых лиц в ходе расследования преступлений, административного производства, проверки по сообщениям о совершении правонарушений.
  • Запрашивать и получать сведения, необходимые для выполнения сотрудником полиции служебных обязанностей.

Сверх тех прав, что закреплены законодательством, служащий действовать не может. Злоупотребление полномочиями влечет ответственность.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОЛИЦИИ

Существует ряд обязанностей сотрудников полиции, которые должны исполняться не только в служебное, но и в нерабочее время. Служащие должны:

  • Оказывать помощь лицам, ставшим жертвами противоправных действий или пострадавшим при несчастных случаях.
  • Предпринимать меры по пресечению неправомерного поведения, задержанию лиц, нарушающих закон, обеспечению сохранности обстановки на месте преступления до прибытия коллег.

Как правило, чаще всего граждане взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Именно эта категория служащих следит за соблюдением законности, обеспечивает правопорядок на вверенном участке, способствует предотвращению противоправных действий.

На участковых возлагаются общие и специальные обязанности. Сотрудники полиции должны:

  • Знать свой участок. Участковый должен располагать актуальными сведениями о дорожной системе территории, предприятиях и организациях, действующих в ее границах, возможные места, в которых могут выращиваться запрещенные растения (содержащие наркотические вещества).
  • Знать состав проживающего на участке населения. Участковый должен быть знаком с национальными и культурными традициями граждан. В идеале сотруднику полиции необходимо лично знать каждого человека, проживающего на участке.
  • Рассматривать обращения граждан, осуществлять их личный прием, вести учет заявлений и сообщений о противоправных действиях.
  • Пресекать преступления и правонарушения.
  • Выявлять лиц, имеющих склонность к совершению противоправных действий, осуществлять наблюдение за субъектами, отбывшими тюремное заключение, страдающими нарко- или алкозависимостью.
  • Взаимодействовать с прочими подразделениями полиции, анализировать оперативную обстановку на вверенной территории, докладывать начальству о ситуации и вносить руководству предложения об оперативных и профилактических мероприятиях.

Если говорить кратко, обязанности участкового заключаются в учете, контроле и пресечении правонарушений. При реализации своих задач сотрудник часто взаимодействует со служащими иных подразделений полиции и прочих ведомств.

Участковый должен осуществлять регулярный обход вверенной ему территории. При этом сотрудник должен быть в служебной форме. По требованию граждан участковый обязан предъявить удостоверение. Вход в жилые помещения может осуществляться исключительно по согласию находящихся в нем лиц.

Участковый должен регулярно осуществлять личный прием граждан. В ходе него сотрудник получает письменные и устные сообщения и заявления, консультирует лиц по правовым вопросам в рамках компетенции. Как правило, прием ведется три раза в неделю. При этом в неприемные дни участковый должен реагировать на сообщения, принятые от граждан.

Если сотруднику поступила информация о совершении правонарушений, он обязан ее проверить. Для этого он вправе посетить подозреваемого гражданина, взять с него объяснение. Получив согласие лица, участковый вправе осмотреть жилище. Если у служащего имеется постановление о проведении осмотра помещения, он вправе войти в него, не получая согласие.

Обязанности полиции в целом и каждого ее сотрудника в отдельности подразумевают наличие прав. Так, каждый полицейский, независимо от занимаемой должности, имеет право:

  • на обеспечение условий, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с нормативными актами, определяющими его служебный статус, права и обязанности;
  • отдых (то есть на служебное время установленной продолжительности), выходные и отпуска;
  • оплату работы и иные выплаты, установленные законом и служебным контрактом;
  • получение необходимой по службе информации, включая в случае необходимости и тайную;
  • свободный доступ в органы власти или организации, если это необходимо для выполнения должностных обязанностей;
  • знакомство со своим личным делом, а также приобщение к делу необходимых документов;
  • защиту от разглашения личных сведений;
  • служебное продвижение в установленном порядке;
  • профессиональную подготовку и образование;
  • разбирательство по служебным спорам, проведение при необходимости проверки, а также иную защиту прав в соответствии с законом;
  • защиту здоровья и жизни (как себя самого, так и членов семьи), а также своего и семейного имущества.

Кроме того, полицейский, как и любой другой гражданин, имеет право на пенсионное обеспечение и страхование.

Помимо общих прав, перечисленных выше, каждый полицейский, независимо от своей должности, места и времени, имеет дополнительные права, связанные с охраной порядка и пресечением нарушений. К таким правам относятся:

  • право требовать от любого лица прекратить нарушение закона;
  • право проверять документы, которые подтверждают личность или служебные полномочия граждан и должностных лиц;
  • право использовать в экстренных случаях чужой транспорт для пресечения противоправных действий, преследования подозреваемых, доставки к месту оказания медицинской помощи пострадавших и т. д.;
  • право задерживать подозреваемых, а также доставлять их в служебные помещения;
  • право в установленных случаях применять силу, оружие или спецсредства.

Полицейские имеют право на применение огнестрельного оружия во многих конкретных случаях, они описаны в ФЗ “О полиции”, а именно в статье 23.

В основном, сотрудники правоохранительных органов используют оружие для защиты граждан и себя от умышленных действий третьих лиц. Часто огнестрельное оружие применяется для задержания преступников совершивших преступление. В случаях когда какое-либо животное угрожает жизни людей сотрудник полиции также имеет право воспользоваться своим оружием.

Сотрудники правоохранительных органов имеют право проверять документы на определенных основаниях, таких как:

  • Существуют основания для предположения, что данным гражданином совершено преступление;
  • Существует подозрение, что данный гражданин находится в розыске;
  • Данный гражданин совершил незаконное проникновение в какое-либо здание;
  • У данного гражданина определенно есть психическое расстройство;
  • Подозрение, что человек сбежал из психиатрической больницы.

В любом случае, если у вас запрашивают документы, всегда уточняйте на каком основании их хотят проверить.

Полиция, зашитая права и свободы человека, обеспечивая правопорядок и законность, охрану интересов организаций и предприятий, борьбу с различными правонарушениями и преступностью, по праву входит в систему правоохранительных органов. Ее роль в механизме правоохраны характеризуется правовым статусом, т.е. совокупностью юридических прав и обязанностей.

Полиция – это одна из ключевых структур МВД. Она была включена в систему по Указу Президента от 2011 г. Рассмотрим далее, какие имеет полиция обязанности и права (кратко).

Иерархия руководства над полицией может рассматриваться по-разному. В первую очередь, контроль над данным органом осуществляет Президент РФ – в рамках своей компетенции. Если же принимать во внимание более конкретные случаи, то руководство в свои руки берут начальники территориальных органов МВД, разрабатывающие конкретные планы действий на местах. Также следует упомянуть и руководителей различных полицейских подразделений, дающих определенные указания.

Действия полицейских регулируются Президентом, а также руководством местных отделений полиции

То есть, в управлении полицией участие принимают следующие звенья:

  1. Президент РФ;
  2. Министр внутренних дел;
  3. руководители территориальных органов МВД;
  4. руководители полицейских подразделений.

По закону любой сотрудник полиции при необходимости обладает полномочиями для остановки автотранспорта и проверки документов. Некоторые полагают, что данные действия может производить только инспектор ГИБДД, но это ошибочное мнение.

Граждане и организации, в соответствии с законодательством, могут приобретать оружие. При этом нормы предписывают иметь специальное разрешение. Выдачей лицензий занимается полиция. Это обусловлено необходимостью обеспечения контроля оборота оружия, защиты интересов и имущества юридических и физлиц. Правоохранительные органы также выдают разрешения на:

  1. Коллекционирование или экспонирование спецсредств, их элементов и патронов.
  2. Хранение, ношение оружия, наградного и полученного во временное использование в том числе, ввоз его в Россию.
  3. Ведение частной сыскной/детективной деятельности. При этом организации, получившие лицензии, проходят периодические проверки.

Кроме этого, сотрудники полиции производят контрольные отстрелы, изымают, уничтожают конфискованные и добровольно сданные спецсредства, боеприпасы, патроны, взрывные устройства, взрывчатые вещества. Служащие также обеспечивают надзор за оборотом психотропных соединений и наркотических веществ, выявляют лиц, употребляющих, сбывающих и приобретающих их.

Да, может, но только сотрудник органов ОВД или Следственного комитета и при условии, что лицо подозревается в совершении преступления. В остальных случаях гражданин вправе не давать в руки полицейского свой паспорт.

Первым из органов, в который поступают сообщения о преступлениях, является полиция. Основные функции этой структуры в сфере уголовного производства сводятся:

  1. К возбуждению дел в соответствии с подследственностью, определенной законодательством.
  2. Осуществлению дознания, если предварительное следствие не является обязательным.
  3. Производству неотложных действий.
  4. Исполнению решений судов, письменных поручений от органов следствия/дознания, их руководителей.
  5. Выполнению оперативно-розыскных мероприятий.
  6. Задержанию субъектов, обвиняемых, подозреваемых в деяниях.
  7. Оказанию содействия в выполнении прочих следственных мероприятий.
  8. Осуществлению действий для выявления, предотвращения, пресечения, раскрытия преступных деяний, обеспечения безопасности.

По своей сути, полиция – это один из госорганов, осуществляющих охрану правопорядка. В РФ эта структура работает на территории всей страны. Чем занимается полиция? Основные виды деятельности этой структуры связаны с защитой интересов и прав граждан, иностранных в том числе, ведением борьбы с преступностью, пресечением нарушений законодательства.

Защитники правопорядка вправе проводить досмотр граждан на публично-массовых мероприятиях. Цель обыска в данном случае – наличие у граждан оружия или запрещённых веществ.

Как действовать при обыске на улице:

  • Во-первых, заявите о своих правах. Согласно ст. 5 ФЗ-№3, полицейский обязан представиться, сообщить цель и причину своего обращения, разъяснить ваши права и обязанности.
  • Во-вторых, требуйте понятых. При обыске должны присутствовать свидетели. Желательно вести видеосъёмку. Необходимое для этого условие: обыск/досмотр проводит лицо аналогичного пола.
  • В-третьих, прочитайте протокол, письменно обозначьте, с чем не согласны, добавьте при необходимости свои комментарии, обязательно перечеркните все свободные поля и только после всего этого распишитесь. Если не согласны, не расписывайтесь.
  • Проверка документов полицией – ситуация достаточно привычная в наши дни. И всё же эту процедуру нельзя назвать приятной.

    Полицейский вправе проверять документы, если:

    • гражданин подозревается в совершении преступления;
    • предполагается, что гражданин находятся в розыске;
    • имеются основания к возбуждению дела об административном правонарушении;
    • имеются основания для задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

    Просмотр документов полицейским возможен с целью проверки подозрительной личности по «ориентировке», отработки местности и пр.

    Сотрудник полиции вправе проверить у гражданина документы, даже если тот спокойно идёт по своим делам.

    Ст. 13 не оговаривает, что сотрудник полиции должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности проверяемого лица к совершению правонарушения. Для проверки достаточно минимального внешнего сходства с находящимся в розыске лицом.

    Так что законопослушным гражданам можно порекомендовать относиться к таким ситуациям с пониманием, ведь в конечном счёте — это забота об их же безопасности.

    Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ

    Незамедлительным следует считать прибытие сотрудников полиции на место совершения противоправного деяния либо иного происшествия без каких-либо задержек. Порядок исполнения комментируемой обязанности регламентируется нормативными правовыми актами МВД России, в частности Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, в соответствии с требованиями которого при получении сообщения о преступлении у заявителя выясняются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения, данные (приметы) о подозреваемом в совершении преступления, были ли очевидцы преступления и что известно о них, в каком состоянии находится потерпевший и оказана ли ему помощь, фамилия, имя, отчество и адрес заявителя.

    На месте совершения преступления сотрудники полиции обязаны принять меры к пресечению преступления, организовать преследование и задержание подозреваемых, оказать помощь потерпевшим, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, по возможности установить свидетелей (очевидцев), обеспечить охрану места происшествия, доложить о происшедшем оперативному дежурному и действовать в соответствии с его указаниями. Последовательность действий зависит от характера совершенного преступления, количества сотрудников полиции и других обстоятельств. При этом главные задачи — лишение подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления возможности продолжить противоправные деяния и его (их) задержание, оказание помощи пострадавшим.

    Пресечение противоправных деяний (преступлений и административных правонарушений) состоит в принудительном (в том числе силой) прекращении уже начавшихся (продолжающихся) преступных или административно наказуемых деяний, исключении возможности их завершения, недопущении возникновения (усугубления) общественно опасных, вредных последствий указанных деяний. Полиция обязана принимать меры по пресечению всех деяний, содержащих признаки преступлений и административных правонарушений. Она не вправе бездействовать, даже если совершающееся преступление или административное правонарушение не относится к подследственности, подведомственности органов внутренних дел.

    Документирование обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения означает производство процессуальных действий и отражение их результатов в различного рода документах (актах), составляемых в письменной или иной форме (например, с использованием кино-, фото-, видеосъемки, технических средств фиксации и т.п.), удостоверяющих наличие фактов, имеющих либо могущих иметь юридическое значение.

    С места происшествия немедленно удаляются все граждане, при необходимости потерпевшие, на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства противоправного деяния. Никому, в том числе сотрудникам полиции, до прибытия следственно-оперативной группы не разрешается к чему-либо прикасаться, переставлять вещи и предметы или изменять их положение. Перемещение вещественных доказательств с предварительной фиксацией их первоначального положения допускается лишь в случае возникновения угрозы их порчи или уничтожения по погодным и другим обстоятельствам.

    Сотрудник полиции на месте совершения преступления должен в первую очередь запомнить и сделать, по возможности, необходимые записи об обстоятельствах, которые могут с течением времени исчезнуть или измениться: запахи, состояние погоды, температура, направление ветра, характер освещения. Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц тканей, осколков стекла, кусочков дерева, частиц земли, окурков, спичек и других предметов, имеющих отношение к совершенному преступлению.

    В случае угрозы уничтожения следов и вещественных доказательств под воздействием дождя, ветра, снега и других факторов сотрудники полиции принимают меры к их сохранению, закрывая фанерой, ящиками, брезентом, картоном, шифером и другими подручными средствами. Для предохранения следов на вертикальной поверхности устраиваются козырьки из железа, рубероида или других непромокаемых материалов.

    Указанные предметы и материалы не должны иметь резкого запаха, чтобы не затруднить применение служебной собаки.

    По прибытии следственно-оперативной группы или сотрудника, которому поручено расследование преступления, сотрудники полиции, ранее прибывшие на место происшествия, докладывают обо всех полученных сведениях, относящихся к преступлению, и принятых мерах, после чего действуют по их указанию или распоряжению оперативного дежурного.

    Обеспечение безопасности граждан является важнейшей обязанностью полиции, предполагающей безотлагательное принятие мер в пределах предоставленных Законом полномочий по предотвращению, устранению и снижению угрозы правам и свободам конкретного человека (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, частной собственности и т.д.), создаваемой противоправными деяниями или общественно опасными событиями.

    Обеспечение общественного порядка — традиционная полицейская обязанность, выполняемая в процессе осуществления ряда основных направлений деятельности полиции. Ее исполнение достигается деятельностью полиции по надзору за соблюдением законодательства и непосредственной защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека, других жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий в общественных (публичных) местах.

    Общественными признаются улицы, площади, стадионы, скверы, парки, транспортные магистрали, вокзалы, аэропорты, морские и речные порты, детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, прилегающие к ним территории; организации культуры; все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочные пункты его движения (в том числе станции метрополитена), автозаправочные станции; оптовые и розничные рынки, иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, прилегающие к ним территории; объекты военного назначения и прилегающие к ним территории; нестационарные торговые объекты; дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом). Следует подчеркнуть, что приведенный перечень не является исчерпывающим. Полиция согласно Закону обязана обеспечивать общественный порядок и в «других общественных местах», т.е. в таких, в которых удовлетворяются различные жизненные потребности людей и которые доступны неопределенному кругу лиц.

    Основным средством обеспечения безопасности граждан и общественного порядка в общественных местах выступает патрульно-постовая служба (ППС) полиции, которая создается в республиканских, краевых и областных центрах, городах и других населенных пунктах, а также на крупных транспортных узлах и объектах транспорта.

    В своей деятельности подразделения ППС полиции взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы ГИБДД, вневедомственной охраны, а также с другими подразделениями органов внутренних дел.

    Комментируемый пункт Закона различает обязанность полиции по исполнению судебных решений и письменных поручений органов предварительного расследования и ее обязанность по оказанию содействия в осуществлении судебных решений и поручений. Судебные решения, подлежащие исполнению полицией, принимаются в порядке административного, гражданского и уголовного производства. Так, в рамках производства по делам об административных правонарушениях полиция исполняет судебные решения о назначении административного наказания в виде административного ареста, в виде лишения права управления транспортными средствами, а также в виде конфискации и возмездного изъятия оружия и боеприпасов (см. Комментарий к пункту 14 части 1 статьи 12 Закона).

    В сфере уголовного судопроизводства органы внутренних дел (полиция) в пределах своих полномочий:

    1) исполняют решения суда, а также поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве следственных или розыскных действий, оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий, об осуществлении розыска в случае отсутствия сведений о местонахождении подозреваемого, обвиняемого (пункт 4 части 2 статьи 38, часть 7 статьи 113, часть 1 статьи 144, часть 1 статьи 152, часть 2 статьи 163, часть 1 статьи 210, часть 2 статьи 223.2 УПК РФ, пункт 3 части 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Среди органов предварительного расследования, уполномоченных давать письменные поручения, комментируемый пункт не упоминает дознавателя. Вместе с тем он также пользуется указанным правомочием в соответствии с частью 4 статьи 21, частью 1 статьи 144 и частью 1 статьи 223 УПК РФ;

    2) оказывают содействие в осуществлении следственных (судебных) и иных процессуальных действий (пункт 4 части 2 статьи 38, часть 7 статьи 164 УПК РФ);

    3) уведомляют следователя, дознавателя о результатах розыскных и оперативно-розыскных мер по установлению лица, совершившего преступление (пункт 4 части 2 статьи 38, часть 4 статьи 157, часть 1 статьи 210 УПК РФ, статья 11 Закона об ОРД).

    Как правило, полицейское содействие оказывается в ходе производства по уголовному делу, однако в качестве исключения — и до его возбуждения, например при производстве осмотра места происшествия. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 144 УПК РФ при рассмотрении сообщений о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

    Полиция не должна подменять следователя, дознавателя и за него расследовать уголовное дело. Большую часть следственных и иных процессуальных действий, влияющих на исход расследования, следователь и дознаватель должны производить сами (процессуальные решения по уголовному делу, предъявление обвинения, допросы подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, проведение очных ставок, осмотров, проверок показаний на месте, следственных экспериментов и т.п.). В связи с этим вполне очевидно, что следователь (руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель) не может перепоручить полиции производство процессуальных действий ключевого значения (например, получение согласия судьи на ограничение процессуальных прав граждан, предъявление обвинения или ознакомление с материалами уголовного дела), а также тех следственных действий, которые он может выполнить своими силами.

    Следователь, дознаватель дают поручения полиции лишь по уголовным делам, которые находятся у них в производстве. Если дело расследуется следственной группой или группой дознавателей, то поручения вправе давать все следователи (дознаватели), входящие в группу (закон не содержит каких-либо оговорок или запретов на этот счет), однако только в рамках дела, расследуемого группой.

    Закон конкретно не определяет, в чем именно должно или может выражаться полицейское содействие осуществлению следственных и иных процессуальных действий. Формами содействия могут считаться обеспечение сотрудником полиции условий для успешного проведения следственного действия, например обеспечение охраны места происшествия, общественного порядка во время проведения следственного эксперимента или иного процессуального действия, подыскание понятых и статистов для предъявления лица для опознания, выполнение конвойных функций при проверке показаний обвиняемого на месте преступления и т.п. При расследовании наиболее сложных уголовных дел, особенно о преступлениях, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами, следователи могут нуждаться в «силовой» поддержке процессуальной деятельности, которую оказывают полицейские подразделения специального назначения.

    Полиция в лице экспертно-криминалистических подразделений (далее — ЭКП) обязана проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях при наличии на то оснований и в соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», УПК РФ, КоАП РФ, Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 11 января 2009 г. N 7 , и другими нормативными правовыми актами МВД России. Процессуальным основанием для производства судебной экспертизы служит постановление следователя (дознавателя) либо определение суда.

    Под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем и иным должностным лицом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

    Проведение судебной экспертизы завершается дачей заключения эксперта, т.е. письменного документа, отражающего ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Заключение эксперта по уголовному делу (статья 74 УПК РФ) и делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ) допускается в качестве доказательства.

    Судебная экспертиза по уголовным делам назначается по усмотрению следователя, руководителя следственного органа, дознавателя либо по заявлению сторон судопроизводства.

    По делам об административных правонарушениях судебная экспертиза не имеет обязательного характера и назначается по усмотрению сторон или суда (часть 1 статьи 26.4 КоАП РФ). Если факт нарушения законодательства об административных правонарушениях очевиден и не требует использования специальных знаний, то в назначении экспертизы нет необходимости.

    Производство судебных экспертиз осуществляют эксперты, т.е. аттестованные сотрудники ЭКП полиции, производящие судебные экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

    При проведении судебной экспертизы сотрудник ЭКП обязан обеспечить сохранность представленных объектов; применить имеющиеся в его распоряжении технические средства и специальные знания в соответствии с экспертной методикой и оформить полученные результаты; составить, в случае если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний специалиста, объекты исследований непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и в их дополнительном предоставлении отказано, мотивированное письменное сообщение в адрес уполномоченного органа (должностного лица) о невозможности выполнить задание по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности (далее — ЭКД); не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением ЭКД, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

    ЭКП полиции обязаны осуществлять исследования предметов (веществ) и документов по материалам ОРД в целях выявления признаков преступления или административного правонарушения, а также установления причастности к ним конкретных проверяемых лиц. Проверка сообщений (заявлений) о правонарушении в ряде случаев требует от полиции обязательного проведения исследований предметов, веществ или документов, что позволяет принять решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении. Примером тому служит проверка фактов незаконного оборота наркотических средств, психотропных и взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств, производства либо оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, нарушения правил дорожного движения и пр.

    В соответствии со статьей 227 ГК РФ нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца данного помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь. Например, метрополитены как крупнейшие перевозчики на своих официальных сайтах размещают информацию о порядке возврата потерянных пассажирами вещей.

    Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

    Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

    Пункт 212.6 Устава патрульно-постовой службы обязывает сотрудников полиции принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их оперативному дежурному органа внутренних дел с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку. В соответствии с пунктами 221.7 и 222 этого же нормативного правового акта при несении службы на метрополитене, железнодорожном, воздушном и водном транспорте сотрудники полиции по прибытии поезда, судна на конечную станцию, пристань, в порт после высадки пассажиров, выгрузки багажа и груза совместно с работниками транспорта должны осматривать вагоны поезда, судовые помещения и принимать меры к сохранности забытых вещей, докладывать о прибытии в дежурную часть с конечного пункта.

    Обнаруженные при осмотре забытые или утерянные вещи оформляются должностными лицами поезда, судна, станции, вокзала в соответствии с правилами перевозок, действующими на железнодорожном и водном транспорте, а ценности и документы сдаются по акту в дежурную часть органа внутренних дел.

    Согласно Наставлению по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации», все найденные, изъятые и сданные предметы и вещи регистрируются в журнале учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена. Зарегистрированные предметы и вещи, принадлежность которых не установлена, а также материалы по факту их обнаружения (изъятия) передаются для хранения в подразделение тылового обеспечения органа внутренних дел. Порядок приема, учета, обеспечения сохранности найденных и сданных вещей, кладов, ценностей и другого имущества, а также документов в территориальных органах МВД России, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы определен ведомственными актами.

    Для хранения найденных вещей (за исключением найденных и сданных вещей, подвергающихся быстрой порче) и документов в территориальных органах МВД России оборудуются специальные помещения со стеллажами, металлической дверью, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализацией, средствами пожаротушения. Все поступившие документы хранятся в сейфах, гарантирующих их полную сохранность.

    Найденные денежные средства в рублях и иностранной валюте подлежат в порядке, установленном Минфином России, зачислению на счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение. Ценные бумаги или ценности хранятся на общих основаниях при условии обеспечения их сохранности либо сдаются на хранение в кредитную организацию (банк). Использовать найденные вещи и документы запрещается.

    Хранение найденных вещей клада осуществляется в течение периода времени, необходимого для решения вопроса об отнесении их к памятникам истории или культуры.

    Невостребованные найденные документы, выданные органами государственной власти или органами местного самоуправления по истечении месяца в течение пяти рабочих дней, подлежат пересылке в орган, выдавший найденные документы. Остальные найденные документы хранятся в течение года.

    В случае обнаружения в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации, лица, потребовавшего возврата найденной вещи, она подлежит возврату указанному лицу на основании его письменного заявления, в котором отражены точные признаки найденной вещи. Вещь не подлежит возврату, если признаки, указанные в заявлении, не совпадают с признаками найденной вещи. По истечении сроков хранения найденные вещи по письменному заявлению в течение пяти рабочих дней передаются лицу, ее нашедшему.

    Выдача найденных документов производится при предъявлении лицом, их потребовавшим, документов, удостоверяющих личность. Лицам, нашедшим эти документы, они не выдаются. Невостребованные документы в течение 10 рабочих дней уничтожаются.

    Ранее Закон о милиции возлагал на сотрудников милиции обязанность организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним. В Законе о полиции подобная обязанность отсутствует; вместо этого полиции предписано обеспечить создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.

    Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра регламентированы Федеральным законом «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    В соответствии с указанным Федеральным законом технический осмотр транспортных средств представляет собой проверку технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

    Под обязательными требованиями безопасности транспортных средств понимаются требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) при проведении технического осмотра.

    С 1 января 2014 г. технический осмотр будет проводиться только операторами технического осмотра, т.е. юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

    Единая автоматизированная информационная система технического осмотра должна содержать следующую информацию об операторах технического осмотра:

    1) полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра — юридического лица место его нахождения;

    2) фамилия, имя, отчество оператора технического осмотра — индивидуального предпринимателя, место его жительства;

    3) номера контактных телефонов, почтовый адрес, адреса электронной почты;

    4) фамилия, имя, отчество руководителя оператора технического осмотра — юридического лица;

    5) информация об аккредитации и о нарушениях требований аккредитации, правил проведения технического осмотра, требований соблюдения предельного размера платы за проведение технического осмотра;

    6) количество пунктов технического осмотра и их адреса;

    7) фамилии, имена, отчества технических экспертов, сведения об их образовании, подготовке, переподготовке и повышении квалификации в соответствии с квалификационными требованиями, а также адреса пунктов технического осмотра, в которых они осуществляют техническое диагностирование;

    8) сведения о количестве полученных оператором технического осмотра и выданных им талонов технического осмотра, международных сертификатов технического осмотра с указанием учетных серий, номеров таких документов.

    Ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра призвано обеспечить учет сведений о результатах проведения технического осмотра.

    Для этого в качестве одного из основных условий аккредитации оператора технического осмотра установлено требование о наличии у него технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.

    К числу сведений, которые операторы технического осмотра обязаны передавать в единую автоматизированную информационную систему, относятся:

    1) марка и модель транспортного средства, в отношении которого проведен технический осмотр, год его выпуска, сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство (идентификационный номер транспортного средства (VIN), номер кузова);

    2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра;

    3) адрес пункта технического осмотра, в котором был проведен технический осмотр;

    4) номер, дата выдачи, срок действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра либо талон технического осмотра в форме электронного документа;

    5) диагностическая карта в форме электронного документа;

    6) фамилия, имя, отчество технического эксперта, принявшего решение о выдаче талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра.

    Указанные сведения передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.

    Сотрудник полиции обязан в этом случае:

    • Назвать свои фамилию, должность, звание.
    • Внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в рамках своих полномочий или объяснить, к кому можно обратиться с данным вопросом.
    • Обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.

    Все основания для задержания граждан полицией перечислены в ст. 14 вышеуказанного закона. Задержать могут при подозрении в совершении деяния, за которое предусмотрено лишение свободы.

    При этом должно иметься одно из таких оснований:

    • лицо застигнуто при совершении преступного деяния или сразу же после его совершения;
    • очевидцы или потерпевшие указали на данное лицо как на преступника;
    • на человеке или его одежде, в его жилище обнаружены следы преступления.

    В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в дом гражданина против его воли, за исключением случаев, установленных законом, или на основании решения суда.

    Без разрешения хозяев в квартиру может войти уполномоченный участковый, но опять же – если на то имеются основания. К примеру, было совершено или необходимо пресечь преступление, или если в данном доме находятся люди, которым требуется неотложная помощь.

    Статья 12. Обязанности полиции. 1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

    По своей сути, полиция – это один из госорганов, осуществляющих охрану правопорядка. В РФ эта структура работает на территории всей страны. Чем занимается полиция? Основные виды деятельности этой структуры связаны с защитой интересов и прав граждан, иностранных в том числе, ведением борьбы с преступностью, пресечением нарушений законодательства.

    Управление полицией, в первую очередь, осуществляет Президент в пределах его компетенции. Руководящие задачи Глава страны реализует через систему МВД.

    Непосредственное управление осуществляется министром, начальниками региональных и территориальных подразделений ВД.

    Все служащие, включенные в руководящий аппарат, несут персональную ответственность за реализацию возложенных на них задач.

    Полицейские работают в органах ВД на основании договора. Они получают за это установленное вознаграждение. Стоит сказать, что одной из многочисленных госструктуры в стране считается именно полиция. Обязанности и права сотрудников устанавливаются федеральным законодательством. Свои задачи служащие выполняют вне зависимости от конкретного места работы.

    Задачи, которые должна решать данная структура, определены в ФЗ № 3. В соответствии с положениями этого Закона составлены должностные инструкции для сотрудников всех видов подразделений. Несомненно, полиция – это важнейший орган в системе исполнительной власти.

    Эта структура несет ответственность за безопасность в государстве. Выполнение обязанностей всегда связано с высоким риском. Учитывая серьезность работы, сотрудники наделяются достаточно широкими полномочиями. Однако вместе с этим они несут и повышенную ответственность.

    Основные права и обязанности полиции.

    Съемка разрешена при любых мероприятиях. Она может вестись как на телефон, так и на камеру. В дальнейшем такие материалы приобщают к делу, в частности как доказательство отказа выполнять законные требования или неадекватного состояния. Гражданские лица также вправе снимать, но только если это не мешает проводить мероприятия оперативного типа и заниматься служебной работой самим сотрудникам.

    1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    2. Полиция имеет право задерживать:

    1) Лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

    2) Лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

    3) Лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

    4) Лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

    5) Лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

    6) Военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

    7) Лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

    8) Лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

    9) Лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

    10) Лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

    11) Лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

    12) Лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

    13) Лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

    3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

    4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

    5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

    6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

    7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

    8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

    1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

    2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

    1) Для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

    2) Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

    3) Для пресечения преступления;

    4) Для установления обстоятельств несчастного случая.

    4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

    5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

    1) Перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

    2) При проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

    3) Не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

    4) Сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

    6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

    6.1. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части 4 настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник нежилого помещения или земельного участка либо его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие.

    7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

    8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

    1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

    1) При ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

    2) При проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;

    3) При розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

    4) При преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

    5) При проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

    3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

    4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

    5. При осуществлении действий, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

    1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

    2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

    3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

    4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

    5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

    6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

    7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

    8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

    9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.