Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок эксплуатации страховочной привязи ГОСТ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.
Срок эксплуатации страховочной привязи – периодичность проверки (осмотра)
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).
ЕН 358 Привязи для удержания и позиционирования на рабочем месте и стропы для рабочего позиционирования
ЕН 362:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Соединительные элементы
ЕН 363:2002 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Страховочные системы
ЕН 364:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Методы испытаний
ЕН 365:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Общие требования к инструкциям по эксплуатации и маркировке
ЕН 813 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Ремни безопасности для положения сидя
ЕН 892 Снаряжение для альпинистов. Подъемные канаты. Требования техники безопасности и методы испытаний
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 страховочная привязь (full body harness): Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения.
Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]
3.2 основные и вспомогательные лямки (primary straps/secondary straps): Основные лямки — это лямки страховочной привязи, которые поддерживают тело или оказывают на него давление во время падения и после него; все остальные лямки — вспомогательные.
3.3 элемент крепления (attachment element): Специфическая соединительная точка для компонентов или подсистем.
Маркировка страховочной привязи должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.2), и любой текст должен быть на языке страны назначения. В дополнение к ЕН 365 (подраздел 2.2) маркировка должна включать в себя:
а) пиктограмму на страховочной привязи для указания на то, что пользователи должны прочитать информацию, поставляемую изготовителем (см. рисунок 3);
b) заглавную букву «А» на каждом элементе крепления для останова падения;
c) идентификационный знак модели/типа страховочной привязи;
d) номер настоящего стандарта.
7 Информация, предоставляемая изготовителем
Информация, предоставляемая изготовителем, должна быть на языке страны назначения. Она должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.1) и дополнительно должна включать в себя:
Обозначение: | ГОСТ Р ЕН 361-2008 |
---|---|
Статус: | действующий |
Тип: | ГОСТ Р ЕН |
Название русское: | Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные привязи. Общие технические требования. Методы испытаний |
Название английское: | Occupational safety standards system. Personal protective equipment against falls from a height. Full body harnesses. General technical requirements. Test methods |
Дата актуализации текста: | 06.04.2015 |
Дата актуализации описания: | 01.01.2021 |
Дата регистрации: | 00.00.0000 |
Дата издания: | 20.04.2009 |
Дата введения в действие: | 01.07.2009 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи |
Взамен: | ГОСТ Р 12.4.224-99 |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность → Защитные средства → Защитные средства прочиеКлассификатор государственных стандартов → Общетехнические и организационно-методические стандарты → Система документации → Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, безопасности труда, научной организации трудаТематические сборники → Система стандартов безопасности труда.Общероссийский классификатор продукции → Продукция промышленности искусственных кож и пленочных материалов, изделия кожгалантерейные и шорно-седельные из всех видов кож → Изделия кожгалантерейные → Ремни → Ремни разныеТехнические регламенты Таможенного союза → О безопасности средств индивидуальной защиты → Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» → Перечень стандартов к техническому регламенту Таможенного союза |
Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи
Название на англ.: | Occupational safety standards system. Personal protective equipment against falls from a height. Full body harnesses. General technical requirements. Test methods |
Тип документа: | стандарт |
Статус документа: | действующий |
Число страниц: | 12 |
Дата актуализации текста: | 22.03.2010 |
Дата актуализации описания: | 22.03.2010 |
Дата издания: | 20.04.2009 |
Дата введения в действие: | 01.07.2009 |
Дата последнего изменения: | 17.07.2009 |
Взамен: | ГОСТ Р 12.4.224-99 |
Страховочный Привязь Срок Годности
Тканая лента и швейные нитки страховочной привязи должны быть изготовлены из однородного волокна или многоволоконных синтетических волокон, подходящих для их планируемого использования.
Прочность на разрыв синтетического волокна — не менее 0,6 Н/текс.
Нитки, используемые для сшивания, должны быть физически совместимы с тканью, а качество должно быть совместимо с качеством ткани. Они должны, однако, иметь другой цвет или контрастный оттенок для того, чтобы обеспечивать визуальный контроль.
Страховочная привязь должна включать в себя лямки или подобные элементы, которые размещены в зоне таза и на плечах (см. рисунки 1 и 2). Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования.
Лямки не должны менять положение и ослабляться сами по себе.
Ширина основных лямок должна быть не менее 40 мм, а вспомогательных лямок — не менее 20 мм.
При испытании на элементах крепления для останова падения, как описано в 5.2 с манекеном с массой в 100 кг, страховочная привязь должна выдерживать два последовательных испытания на падение с заданным расстоянием свободного падения, равным 4 м, без высвобождения манекена (одно испытание на падение манекена ногами вниз и одно испытание на падение манекена головой вниз). После каждого падения манекен должен останавливаться в положении головой вверх и углом между продольной осью плоскости спины манекена и вертикалью не более 50°.
Оборудование для испытания статической нагрузкой на прочность — по ЕН 364 (подразделы 4.1 и 4.2).
Испытание статической нагрузкой на прочность следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.4).
Испытание динамической нагрузкой следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.2).
В дополнение к ЕН 364 (подпункт 5.1.2.1) одинарная альпинистская веревка, используемая для испытаний, должна соответствовать ЕН 892 и иметь в первом испытании на ударную силу значение (9±1,5) кН.
ГОСТ Р EH 361-2008
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ. СТРАХОВОЧНЫЕ ПРИВЯЗИ
Общие технические требования. Методы испытаний
Occupational safety standards system. Personal protective equipment against falls from a height. Full body harnesses. General technical requirements. Test methods
ОКС 13.340.99
ОКП 87 8680
Дата введения 2009-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН рабочей группой подкомитета ПК 7 Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 485-ст
4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 361:2002 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Система ремней безопасности для всего тела» (EN 361:2002 «Personal protective equipment against falls from a height — Full body harnesses»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении Б.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 12.4.224-99
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).
ЕН 358 Привязи для удержания и позиционирования на рабочем месте и стропы для рабочего позиционирования
ЕН 362:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Соединительные элементы
ЕН 363:2002 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Страховочные системы
ЕН 364:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Методы испытаний
ЕН 365:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Общие требования к инструкциям по эксплуатации и маркировке
ЕН 813 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Ремни безопасности для положения сидя
ЕН 892 Снаряжение для альпинистов. Подъемные канаты. Требования техники безопасности и методы испытаний
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 страховочная привязь (full body harness): Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения.
Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]
3.2 основные и вспомогательные лямки (primary straps/secondary straps): Основные лямки — это лямки страховочной привязи, которые поддерживают тело или оказывают на него давление во время падения и после него; все остальные лямки — вспомогательные.
3.3 элемент крепления (attachment element): Специфическая соединительная точка для компонентов или подсистем.
4.1 Конструкция и эргономика
Общие требования к конструкции и эргономике — по ЕН 363 (подраздел 4.1).
4.2 Материалы и конструкция
Тканая лента и швейные нитки страховочной привязи должны быть изготовлены из однородного волокна или многоволоконных синтетических волокон, подходящих для их планируемого использования.
Прочность на разрыв синтетического волокна — не менее 0,6 Н/текс.
Нитки, используемые для сшивания, должны быть физически совместимы с тканью, а качество должно быть совместимо с качеством ткани. Они должны, однако, иметь другой цвет или контрастный оттенок для того, чтобы обеспечивать визуальный контроль.
Страховочная привязь должна включать в себя лямки или подобные элементы, которые размещены в зоне таза и на плечах (см. рисунки 1 и 2). Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования.
Можно ли продлить срок эксплуатации страховочной привязи?
Маркировка страховочной привязи должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.2), и любой текст должен быть на языке страны назначения. В дополнение к ЕН 365 (подраздел 2.2) маркировка должна включать в себя:
а) пиктограмму на страховочной привязи для указания на то, что пользователи должны прочитать информацию, поставляемую изготовителем (см. рисунок 3);
b) заглавную букву «А» на каждом элементе крепления для останова падения;
c) идентификационный знак модели/типа страховочной привязи;
d) номер настоящего стандарта.
Комбинированные страховочные привязи
Страховочные привязи и привязи для позиционирования
Привязи для положения сидя
Наплечные ремни
Рабочие сиденья
Аксессуары к привязям
Стационарные анкерные линии
Временные гибкие анкерные линии (ГАЛ)
Переносные анкерные устройства
Стационарные анкерные устройства
Опорные конструкции
Инсталляционное оборудование
Такелажное оборудование
Статические веревки (канаты)
Динамические веревки (канаты)
Гибкие анкерные линии (ГАЛ)
Репшнуры (вспомогательные шнуры)
Протекторы для веревки
Базовые карабины (тип B)
Анкерные карабины (тип A)
Универсальные карабины (тип M)
Конечные карабины (тип T)
Соединительные звенья (тип Q)
Вспомогательные карабины
Аксессуары к карабинам
Страховочные стропы
Удерживающие стропы для позиционирования
Амортизаторы рывка
Каски защитные
Средства защиты рук
Средства защиты органов зрения и слуха
Рабочие комбинезоны
Средства защиты органов дыхания
Блок-ролики (веревочные блоки)
Блоки с зажимом
Полиспасты
- Оценка рисков при работе на высоте
- Разработка Плана производства работ на высоте, Технологической карты по работе на высоте
- Разработка Плана спасения и эвакуации с высоты
- Стационарные анкерные линии и устройства
- Консалтинговые услуги по работе на высоте (Подбор и поставка СИЗ)
- Периодический осмотр и проверка СИЗ от падения с высоты
- Сертификаты на продукцию
- Инструкции по применению
- Нормативные документы
Инспекция СИЗ по работе на высоте
Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.123 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 №782н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся».
С 2015 года все средства защиты от падения с высоты подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».
121. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.
В качестве стропов соединительной подсистемы удерживающей системы могут использоваться любые подходящие стропы, в том числе для позиционирования постоянной или регулируемой длины, эластичные стропы, стропы с амортизатором и средства защиты втягивающего типа.
В качестве привязи в страховочных системах используется страховочная привязь. Использование безлямочных предохранительных поясов запрещено ввиду риска травмирования или смерти вследствие ударного воздействия на позвоночник работника при остановке падения, выпадения работника из предохранительного пояса или невозможности длительного статичного пребывания работника в предохранительном поясе в состоянии зависания.
123. Работодатель обязан организовать регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации (инструкции), а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.
в) обеспечить свободное пространство под работником после остановки падения: при использовании в качестве соединительно-амортизирующей подсистемы стропа с амортизатором — с учетом роста работника, длины стропа, длины сработавшего амортизатора и всех соединительных элементов, при использовании средства защиты втягивающего типа — с учетом страховочного участка.
В дополнение к инструкции по эксплуатации следует указывать, какой именно элемент крепления страховочной привязи следует применять в страховочной системе по ЕН 363 или удерживающей системе по ГОСТ Р 12.4.205 . Инструкции по эксплуатации должны содержать всю необходимую информацию для правильного надевания страховочной привязи.
Швейные нитки должны быть из того же материала, что и ткань, но иметь другой цвет или контрастный оттенок для облегчения визуального контроля. Страховочная привязь должна включать основные и вспомогательные лямки, которые располагаются в области таза и на плечах, например, как показано на рисунке 1 . Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования длины лямок.
Даже в случае, когда страховочная привязь объединена с одеждой, необходимо, чтобы была возможность ее визуального осмотра. Все пряжки безопасности (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было установить только одним правильным способом, или чтобы все возможные способы их установки удовлетворяли требованиям прочности и характеристикам эксплуатации.
Во время статического испытания на прочность по 5.1 необходимо путем визуального осмотра убедиться, что лямки, поддерживающие туловище манекена или оказывающие на него давление, действительно являются основными лямками. Элементы крепления могут располагаться на уровне груди, центра тяжести, на обоих плечах и (или) на спине.
3.1 страховочная привязь:
Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения. Страховочная привязь может включать соединительные стропы, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него (ЕН 363).
В Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком» действует своя методика осмотра средств защиты от падения с высоты. Методика содержит требования и рекомендации по проведению периодических осмотров материалов, компонентов и систем средств защиты от падения с высоты до и после использования, выявлению повреждений, изъятию из эксплуатации, документированию периодического осмотра в организации и предназначена для работников организаций, ответственных за проведение обслуживания и периодического осмотра средств индивидуальной защиты от падения с высоты, а также работников организации, организующих и проводящих работы на высоте.
В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.
По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему СИЗ. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.
Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности, группа подтверждается удостоверением, которое можно получить после прохождения очного или удалённого обучения безопасным методам работы на высоте. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:
- текущие требования к периодическим проверкам СИЗ;
- рекомендации и инструкции производителей страховочных средств.
Он должен уметь:
- определять и оценивать значимость дефектов;
- устанавливать степень износа СИЗ;
- инициировать мероприятия по уходу и ремонту;
- составлять акт о списании непригодных страховочных средств и их элементов.
Для соответствия этим требованиям назначенному лицу может потребоваться обучение, как вводное (перед началом работы), так и повышающее квалификацию (при вводе в эксплуатацию новых моделей СИЗ и пр.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).
Еще один способ поручить работнику заполнять журнал учета выдачи СИЗ – назначить его ответственным за выполнение данной обязанности специальным приказом руководителя. На практике очень часто такими ответственными работниками являются руководители подразделений, бригадиры.
Привязь, удерживающая, применяется для осуществления охвата тела работника, чтобы в дальнейшем не произошло его попадание в зону повышенного риска падения. Специальная конструкция для сидячего положения служит для принятия удобной рабочей позиции, если потребуется низкая точка крепления.
Наиболее частая причина падения и главный фактор риска получения травмы при высотных работах – отсутствие или неправильное использование средств индивидуальной защиты, а также их некомплектность или несовместимость. Кроме того, несчастный случай может произойти по причине использования непригодного средства защиты. В этой статье разбираем, как должна быть организована проверка СИЗ от падения с высоты.
Отсутствие сертификатов и маркировки на проверяемом изделии является поводом изъять эти изделия из эксплуатации. При наличии маркировки в первую очередь проверяется срок эксплуатации. У разных производителей и в разных странах сроки эксплуатации могут различаться.
Как и когда осматривать и проверять страховочную привязь?
Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев. Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования. Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.
При этом п.124 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.
Предэксплуатационная проверка, проводимая перед каждым использованием (в том числе и перед самым первым), включает в себя:
- визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
- внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
- проверку наличия маркировок и срока годности изделия.
Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.
Подробнее про маркировку СИЗ от падения с высоты в статье.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Все крепежные пряжки (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было застегнуть только одним правильным способом или чтобы все возможные способы их застегивания соответствовали требованиям прочности и работоспособности.
Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.
Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).
Страховочная привязь – элемент страховочной системы, защищающий рабочего от падения с высоты путем удержания его тела обхватывающими лямками, то есть непредвиденный срыв с использованием страховочной привязи становится для работника относительно безопасным.
Все страховочные привязи имеют в своем составе наплечные и набедренные лямки, которые охватывают ноги и грудную часть соответственно. Кроме лямок, в конструкцию входит элемент крепления, находящийся в районе грудной клетки спереди или сзади, в зависимости от назначения привязи и вида проводимых работ.
Если страховочная привязь используется для позиционирования на рабочем месте, то в ее конструкцию дополнительно должен входить поясной кушак, к которому крепится страховочный строп.
Привязь для позиционирование рабочего в фиксированном состоянии обычно представляет собой поясной страховочный ремень, снабженный прочными элементами крепления к страховочному стропу и пряжку для подгонки размера.
Ремень имеет широкую подкладку для более комфортного использования.
Такие привязи нельзя использовать при имеющемся риске срыва рабочего с высоты, так как одного поясного элемента недостаточно для безопасной остановки падения.
Удерживающая привязь (или страховочный пояс) предназначена для ограничения передвижения рабочего с целью предотвращения его попадания в опасную зону, может использоваться в качестве позиционирования и запрещена к применению в виде страховки от падения с высоты.
Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.
Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления.
Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания.
Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.
В сложных и опасных условиях труда применяются специализированные страховочные привязи, которые имеют отличительные свойства, направленные для работы в конкретных условиях.
Огнеупорные страховочные привязи изготавливаются из ленты, стойкой к термическому воздействию и предназначены для работ в непосредственной близости от источника воспламенения, открытого огня, раскаленных брызг или искр.
Такие модели могут использоваться при сварочных, электромонтажных работах, в металлургической отрасли и т.д.
Перед использованием страховочной привязи, работодатель должен в обязательном порядке провести необходимый инструктаж по правилам использования данного средства защиты и проверки его работоспособности. Кроме того, необходимо и проведение соответствующего обучения и тренировочных занятий перед самостоятельным использованием страховочной привязи.
Перед каждым применением привязи, необходимо провести ее предэксплуатационную проверку. При обнаружении любого рода дефектов и повреждений, данное средство защиты использовать запрещается.
Проверка страховочной привязи на пригодность включает в себя:
- Визуальный осмотр – проверка в соответствии с инструкцией наличия всех элементов, целостности, правильности сборки, отсутствия механических повреждений и следов ремонта.
- Проверка состояния лент – проверка отсутствия порезов, потертостей, выбившихся волокон, следов краски или масла, тепловых повреждений или повреждений в результате остановки падения. Также проверяется гибкость всех лент, которая должна быть одинакова по всей длине. Проверяются ленты и на предмет очагов изменения цвета, которое свидетельствует о тепловом, химическом или ультрафиолетовом воздействии. Признак задействования ленты привязи в остановке падения – это наличие очаговой ламинации, что также должно отсутствовать. Ширина ленты должна быть одинаковой по всей ее длине. И также очень важна тщательная проверка мест соединения лент с пряжками регулировки размера и соединительными кольцами.
- Проверка швов – проверка отсутствия повреждений, таких как порезы, потертости, ожоги. Проверяется плотность шва и целостность нитей, износ которой не может быть более 30% от первоначального диаметра, а также наличие выбившейся нити в конце шва, которая не должна превышать больше двух проколов.
- Проверка металлических элементов – проверка регулировочных, крепежных элементов на исправность и на отсутствие любой деформации, трещин, коррозии. Проверяются все металлические элементы на отсутствие коррозии в местах сшивки с лентой.
Нужно ли испытывать страховочные привязи по новым правилам
С течением времени страховочные привязи приходят в негодность, даже если их не применяли, поэтому одним из ключевых моментов использования средств индивидуальной защиты считается правильное хранение. Не имеет значения, на какой срок выдается страховочная привязь, в любом случае должны соблюдаться определенные правила ухода.
Перед тем, как убрать страховочную привязь на хранение после эксплуатации, нужно изучить рекомендации производителя:
- необходимо просушить изделие естественным образом и вычистить его без применения каких-либо химических средств;
- храниться оно должно в сухом помещении, защищенном от воздействия ультрафиолетовых лучей;
- недопустимо хранение вблизи отопительных приборов и других источников тепла;
- необходимо беречь изделие от попадания горючих и химических веществ;
- нельзя хранить страховочные средства вместе с колюще-режущими предметами, способными нанести механические повреждения.
В результате длительного хранения в ненадлежащих условиях могут возникнуть разрушения, которые визуально не всегда заметны, но значительно снижают степень защиты во время работы. Поэтому перед эксплуатацией все средства защиты должны подвергаться лабораторным испытаниям на устойчивость к нагрузкам.
Маркировку средств индивидуальной защиты применяют для того, чтобы не допустить применение СИЗ, изготовленных не по требованиям ТР ТС 019/2011. Маркировку наносят только после процедуры оценки соответствия. Кроме того, производитель должен обеспечить качество, доступность и информативность маркировки. Такие требования установлены в п. 4.10 ТР ТС 019/2011.
На СИЗ от падения или спасения с высоты допускается наносить маркировку только на индивидуальную упаковку, а при ее отсутствии — на групповую упаковку при условии маркировки всех комплектующих.
Маркировка должна содержать, помимо наименования СИЗ и его защитных свойств, еще и наименование завода-изготовителя, торговый знак, размер, знак обращения на рынке ЕАЭС, класс защиты, способ ухода и утилизации. В обязательном порядке указывают документ, по которому было изготовлено средство – ГОСТ или ТУ (технические условия).
В технической документации завода-изготовителя должен быть указан срок годности (эксплуатации) СИЗ. Таким образом, для СИЗ, применяемых на высоте, срок эксплуатации не должен превышать срок годности, предусмотренный маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ на высоте.
Справка. Срок эксплуатации — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Обязанностью каждого работодателя является проведение проверки исправности СИЗ таким образом, как это предписано заводом-изготовителем.
Задача инспекции СИЗ – осмотр сохранения защитных свойств средств защиты и исследование причин их преждевременного износа. На приобретение СИЗ тратят колоссальные деньги, и неконтролируемый износ способен нанести большой ущерб финансовому состоянию работодателю.
Причинами могут быть и личная неаккуратность работника, и нарушения в порядке ухода за СИЗ. Например, страховочные привязи после применения на высоте могут кинуть в угол комнаты в общую кучу, и под воздействием тепла и сырости стропы заплесневеют, а карабины – заржавеют. Использование таких «неухоженных» средств влечет за собой снижение производительности труда и высокий риск снижения их защитных качеств.
Полный осмотр СИЗ проводит ответственное лицо единолично или в составе комиссии. В локальном Положении о системе управления охраной труда можно специально указать, каким образом на вашем предприятии будет организована процедура инспекции СИЗ. И эта процедура будет зависеть от того, как завод-изготовитель указал порядок осмотра до, во время и после эксплуатации каждого конкретного средства.
Но есть общие этапы, обязательные для полной инспекции высотных СИЗ:
- Проверка наличия технической документации завода-изготовителя, сертификата соответствия.
- Проверка своевременности испытаний СИЗ.
- Визуальный и ручной осмотр каждого СИЗ.
- Составление отчета по проверке, включающего в себя анализ преждевременного износа.
✓ В первую очередь проверяют наличие сертификата, технической документации, осматривается маркировка на повреждение и читаемость. Если маркировка нечитаемая, например, стерся срок эксплуатации, изделие подлежит изъятию из эксплуатации, списанию и утилизации, потому что его нельзя уже идентифицировать должным образом.
✓ Затем у нормально промаркированных изделий осматривается уникальный номер изделия. В каждой организации СИЗ, выдаваемые работнику, должны иметь инвентарный номер, по которому можно проверить, когда были проведены их освидетельствование или ремонт. Отсутствие уникального серийного (инвентарного) номера является основанием для нанесения такого номера заново. На текстильных изделиях для нанесения индивидуального номера следует использовать этикетки производителя или элементы, которые не несут нагрузку. Ни в коем случае не наносите какие-либо надписи или наклейки на силовом стропе. Это ухудшает его защитные свойства.
✓ После осмотра уникального номера проверяют метки износа (индикатор срыва). Производители встраивают индикатор срыва в карабин, закрепленный на конце стропа. Если индикатор сработал, его выводят из эксплуатации, чтобы подвергнуть статическим и динамическим испытаниям в специализированной лаборатории. Если лаборатория даст добро на дальнейшее использование, его можно применять. Если же забракует, придется утилизировать как коммунальный отход. И покупать новый.
На что обратить внимание при проверки СИЗ для работ на высоте:
➤ Состояние канатов. Канаты, из которых изготовлены стропы, могут быть повреждены путем пореза, трения, оплавления. Связано это с ошибками в подборе СИЗ или неумелыми действиями персонала. При постоянном изгибе каната (например, в пряжке регулировки длины) может образоваться постоянная деформация, которая снижает прочностные свойства каната. Это чревато срывом каната, его преждевременным износом.
➤ Состояние строп. Стропы могут повреждены путем истирания, пореза, трения, оплавления. Стропа в анкерной линии часто повреждается из-за периодического воздействия натяжного механизма. Если во время сварочных работ использовать не пожаропрочные канаты, стропы могут быть также преждевременно повреждены.
➤ Деформация металлических изделий. Она происходит от неправильной эксплуатации, от приложения чрезмерной нагрузки. Коррозия металлических изделий происходит из-за нарушения указаний завода-изготовителя по правильному хранению СИЗ, по смазке деталей, по очистке после использования.
Привязь для позиционирование рабочего в фиксированном состоянии обычно представляет собой поясной страховочный ремень, снабженный прочными элементами крепления к страховочному стропу и пряжку для подгонки размера. Ремень имеет широкую подкладку для более комфортного использования. Такие привязи нельзя использовать при имеющемся риске срыва рабочего с высоты, так как одного поясного элемента недостаточно для безопасной остановки падения.
Удерживающая привязь (или страховочный пояс) предназначена для ограничения передвижения рабочего с целью предотвращения его попадания в опасную зону, может использоваться в качестве позиционирования и запрещена к применению в виде страховки от падения с высоты.
Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.
Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления. Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания. Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.
В сложных и опасных условиях труда применяются специализированные страховочные привязи, которые имеют отличительные свойства, направленные для работы в конкретных условиях.
Огнеупорные страховочные привязи изготавливаются из ленты, стойкой к термическому воздействию и предназначены для работ в непосредственной близости от источника воспламенения, открытого огня, раскаленных брызг или искр. Такие модели могут использоваться при сварочных, электромонтажных работах, в металлургической отрасли и т.д. Некоторые модели могут иметь удлинитель страховочного элемента на спине, необходимый для использования совместно с привязью защитной экипировки.
Еще один пример специализированной привязи – искробезопасная страховочная привязь, применяющаяся при работе во взрывоопасных средах. Привязь пропитывается специальным масло-бензостойким раствором, предотвращающим возгорание. Такие привязи используются как на высоте, так и в замкнутых пространствах, и могут применяться в нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности.