Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление надлежащее о возбуждении исполнительного производства должника». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Одним из основополагающих элементов в создании условий, позволяющих субъектам реально участвовать в исполнительном производстве, является их надлежащее извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения.
Институт извещений в исполнительном производстве имеет важное практическое значение и направлен на обеспечение конституционного принципа законности. Учитывая данное обстоятельство, в Законе «Об исполнительном производстве» от 24 октября 2016 года № 439-З выделена самостоятельная глава «Способы извещения и корреспонденция в исполнительном производстве». Можно говорить, что извещения и вызовы выступают средствами информационного обеспечения исполнительного производства.
Действующее законодательство устанавливает, что извещение сторон и иных участников исполнительного производства о дате, времени и месте совершения исполнительных действий, а также вызов их к судебному исполнителю осуществляются повесткой, телеграммой с уведомлением о вручении, посредством использования электронной и иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта их получения.
В случае, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также в случае наложения ареста на имущество и принятия иных мер по обеспечению исполнения исполнительного документа судебный исполнитель вправе совершать исполнительные действия без предварительного уведомления об этом сторон исполнительного производства. При этом он обязан уведомить стороны исполнительного производства о совершении исполнительных действий не позднее дня, следующего за днем их совершения.
Необходимо отметить, что извещения, адресованные сторонам исполнительного производства, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, либо по адресам, имеющимся в материалах исполнительного производства. Извещение, адресованное иному участнику исполнительного производства, направляется по месту жительства или месту нахождения этого участника. В свою очередь, каждый участник исполнительного производства вправе в письменной форме сообщить иной адрес, в том числе адрес электронной почты, по которому судебный исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ извещения и другие сведения, необходимые для своевременного информирования этого участника.
Законом «Об исполнительном производстве» закреплено понятие надлежащего извещения, согласно которому следует, что сторона и иной участник исполнительного производства считаются извещенными надлежащим образом, если до начала совершения исполнительного действия судебный исполнитель располагает сведениями о получении адресатом направленной ему корреспонденции.
Кроме того, установлено, что сторона и участник исполнительного производства также считаются извещенными надлежащим образом, если: адресат отказался от получения корреспонденции и отказ документально зафиксирован; адресат не явился за получением корреспонденции, не проживает или не находится по последнему известному месту жительства или месту пребывания гражданина, индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица, о чем имеется сообщение либо отметка оператора почтовой связи.
Действующим законодательством также предусмотрено, что при неявке должника как гражданина, так и индивидуального предпринимателя и представителя должника — юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица, вызванных к судебному исполнителю, указанные лица могут быть подвергнуты приводу. Кроме того, Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность за уклонение без уважительных причин от явки к судебному исполнителю, что влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
Таким образом, хочется еще раз напомнить всем участникам исполнительного производства о необходимости обязательной явки к судебному исполнителю, в случае их вызова, и об обязательном информировании об изменении их места проживания. А всем гражданам — об обязательном информировании судебного исполнителя о непроживании лица по адресу, если им поступило сообщение о явке участника исполнительного производства, который не проживает по данному адресу. Только своевременная явка и своевременное информирование, в том числе, позволяют восстановить нарушенные права и законные интересы граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере исполнения исполнительных документов.
Начальник
отдела принудительного исполнения
Кобринского района
Алеся Сидюк
Возбуждение исполнительного производства — это строго регламентированная законом процедура, поэтому просто так инициировать процесс не получится: нужны определенные основания. Итак, производство возбуждают при наличии следующих условий:
- выдаче судебным органом ИЛ или судебного приказа;
- предоставлении в ССП заявления от взыскателя.
Если заявитель подаст приставам исполнительный документ (ИД) без заявления, это может повлечь за собой отказ в возбуждении производства. Однако в ряде случаев производство может быть возбуждено и при отсутствии заявления.
В частности, заявление не требуется, если документ направляется приставам выдавшим его органом (судом). Закон предоставляет судебным органам это право, если о том, чтобы суд самостоятельно направил ИЛ, попросил его сам взыскатель.
Также производство возбуждают без заявления в том случае, если исполнению подлежит определенная категория постановлений. Так, не требуется заявление, если нужно исполнить постановление о взыскании исполнительского сбора. Почему? Сбор взыскивают в бюджет, поэтому воля взыскателя не имеет значения.
После получения приставами исполнительного документа постановление выносится не сразу: представителям службы нужно убедиться, что основания для отказа в возбуждении отсутствуют. Для этого пристав удостоверяется в том, что:
- исполнительный документ соответствует требованиям действующего законодательства;
- ИД предъявлен приставам тем субъектом, который имеет на это право;
- заявитель подает ИД в соответствии с правилами территориальной компетенции и т.д.
Если все требования соблюдены, пристав вынесет соответствующее постановление. В документе обязательно должен быть определен срок, который дается должнику на добровольное исполнение. Кроме того, в постановлении содержится указание на возможность наложения на должника ограничений. Также постановление должно сообщать должнику, что тому надлежит предоставить документы на имеющееся у него имущество.
После принятия решения о возбуждении исполнительного производства стороны обязательно оповещаются о том, что приставами начаты исполнительные действия. Соответствующая информация направляется как взыскателю, так и должнику. Также оповещается суд.
Особое значение имеет правильное уведомление должника. Если он не будет извещен о возбуждении производства надлежащим образом, действия приставов считаются незаконными, а значит, должник может обратиться с жалобой в суд.
Первоочередное внимание законодательство уделяет срокам, которые устанавливаются для передачи поступившего ИД сотруднику службы (приставу). По общему правилу, передать документы необходимо в течение 3 дней с момента их поступления в орган. В этом правиле существует и исключение: если исполнительный лист должен быть исполнен немедленно, то его передача для возбуждения исполнительного производства происходит в день поступления.
Важно! При расчете исчисляемых в днях сроков нерабочие дни не учитываются. Если после поступления ИЛ к приставу наступила череда праздничных выходных, момент возбуждения производства будет отложен.
Для исполнительных документов, которые подлежат немедленному исполнению, постановление выносится в течение суток. Причем срок исчисляется не с момента передачи ИД приставу, а с момента его поступления в ССП.
Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.
Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:
- возбуждение и подготовка к осуществлению принудительных действий.
Как проходит возбуждение исполнительного производства?
Даже если суд вынес вердикт в вашу пользу, ответчик не всегда соглашается сразу же его выполнить. В этой ситуации решение исполняется в принудительном порядке. Для этого на основании Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ была специально создана служба, в которую входят судебные приставы. Этим нормативно-правовым актом также установлен порядок исполнительного производства и определены сроки.
Судебный пристав в течение трех дней после того, как им был получен исполнительный документ, вправе отказать в возбуждении производства. Это возможно в следующих случаях:
- документ поступил без подтверждающего письменного ходатайства заинтересованной стороны;
- ходатайство поступило, но не было подписано взыскателем. Исключением могут быть случаи, при которых производство может быть начато без подачи заинтересованной стороной письменного ходатайства (например, на основании постановлений о взыскании штрафов);
- исполнительный документ был подан не в тот судебный орган, который отвечает за совершение исполнительных действий;
- производство по этому же листу было ранее официально прекращено;
- срок предъявления документа к исполнению истек и не был восстановлен по просьбе заинтересованного лица;
- поданный в службу судебных приставов документ не отвечает требованиям закона;
- судебный вердикт или решение иного органа, имеющие силу исполнительного документа, не вступили в законную силу (за исключением тех документов, которые должны исполняться незамедлительно);
- поданный в службу приставов документ не может исполняться сотрудниками этой службы.
Судебный пристав на следующий день после вынесения отказа в возбуждении производства направляет заинтересованном лицу копию постановления и прилагает к ней все поступившие документы
Как только заинтересованным лицом были устранены обстоятельства, которые стали причиной отказа, он вправе повторно направить исполнительный лист.
Оно может быть прекращено при наличии ряда оснований, указанных в ст. 43 Закона № 229-ФЗ:
- смерть взыскателя или должника, признание этих лиц умершими или безвестно отсутствующими. Этот вариант возможен, если требования или обязанности по исполнению решения не могут перейти к правопреемнику или не могут быть исполнены назначенным органом опеки и попечительства доверительным управляющим;
- утрата возможности исполнить требования взыскателя;
- отказ кредитора от получения вещи, которую изъяли у должника;
- решение суда о прекращении исполнения документа;
- отмена судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
- мировое соглашение сторон;
- прекращении алиментных обязательств и т.д.
Если, к примеру, взыскатель отказывается от своих требований, касающихся выплаты алиментов, и это не противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка, исполнительное производство может быть прекращено.
Если производство было прекращено, возобновить его по желанию взыскателя будет невозможно
Исключением может быть отмена решения о прекращении в судебном порядке в случае явного нарушения судебным исполнителем или судом материальных и процессуальных норм.
В соответствии со ст. 44 Закона № 229-ФЗ после прекращения исполнительного производства на основании решения судебного органа или постановления судебного исполнителя:
- дело не может быть возобновлено;
- все назначенные меры по исполнению отменяются;
- первоначально выданный документ нельзя будет повторно предъявить к исполнению, т.к. он остается в материалах прекращенного производства;
- пристав возбуждает новое производство в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий.
О долгах приставы напомнят через Портал госуслуг и в СМС
В извещении о начале исполнительных процедур указываются время и место действий, необходимые условия для погашения обязательств. Кроме того, присутствуют такие данные, как:
- контактная информация о службе судебных приставов: адрес, телефон, наименование территориального подразделения ФССП;
- адресат;
- цели вызова или извещения адресата;
- реквизиты исполнительного производства.
Встречаются ситуации, когда должник не оповещен о нюансах действующего исполнительного производства. Зачастую это происходит по причине того, что ответчики уклоняются от получения извещения. Тем не менее судебные приставы должны доказать факты вручения должнику уведомления. Доказательства о получении должны храниться в материалах исполнительного производства.
Если уведомление не поступило по вине приставов, то должник узнает о принятом решении только после списания денежных средств с банковских счетов или посредством ареста иных принадлежащих активов. В таких случаях действия приставов могут признаться незаконными, в судебном порядке. Изъятые материальные ценности подлежат возврату.
ПИСЬМО
от 8 июля 2014 года N 0001/16
Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора
(с изменениями на 11 мая 2016 года)
Информация об изменяющих документах
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФССП России от 11 мая 2016 года N 0001/7.
____________________________________________________________________
(Раздел в редакции, введенной в действие письмом ФССП России от 11 мая 2016 года N 0001/7. — См. предыдущую редакцию)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский», судебной практики, складывающейся в субъектах Российской Федерации, и решениями высших судов Российской Федерации и направлены на обеспечение единообразной правоприменительной практики по взысканию исполнительского сбора.
Как пристав должен уведомить о начале исполнительного производства
После того как в отношении гражданина возбуждено исполнительное производство, сотрудник Федеральной службы судебных приставов, у которого находится это производство, обязан направить постановление о начале исполнительного производства в орган, вынесший постановление о взыскании, а также непосредственному взыскателю.
Гражданину, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, направляется копия постановления о возбуждении исполнительного производства посредством заказного почтового отправления. Если гражданин не получил это отправление, то происходит возврат отправителю.
Кроме того, гражданин может быть извещен о возбуждении исполнительного производства посредством телеграммы, телефонограммы, электронного письма, а также через другого гражданина, согласившегося доставить уведомление адресату. Кроме того, допускается направление уведомления по месту работы или службы гражданина.
Важно! Если уведомление было направлено посредством почтового отправления, а гражданин без уважительных причин не получил это уведомление, то этот гражданин все равно считается надлежаще уведомленным.
Это же относится и к ситуациям, когда гражданин отказался от получения уведомления, либо уведомление было получено гражданином старше 18 лет, проживающим совместно с адресатом уведомления.
Исполнительным производством судебных приставов называют комплекс мероприятий, осуществляемых через принятое судебное решение, с применением специальной исполнительной документации (далее – ИД). С помощью этого процесса восстанавливаются чьи-то права.
Приставы возбуждают исполнительное производство (далее – ИП) исключительно при наличии ИД, а также заявления взыскателя. В тех случаях, когда ИД поступает от органа, который его выдал, заявление не нужно. Решение пристава-исполнителя возбуждать ИП или отказать в этом означает то, что прекращается рассмотрение стадии производства, вследствие чего оформляется соответствующее постановление.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ основанием для данной процедуры являются следующие документы:
- исполнительный лист, судебный приказ или иной ИД принимается в том случае, если документ соответствует требованиям, прописанных в статье 13 Закона № 229-ФЗ, а также срок его предъявления не истек;
- заявление взыскателя, согласно которому судебный пристав принимает ИД на исполнение в ФССП или отказывает в этом.
Для начала процесса взыскания требуется два обязательных документа:
- Исполнительный лист или постановление суда.
- Заявление взыскателя. В нем, как правило, содержится ходатайство об аресте имущества, и излагаются требования по взысканию собственности. А также можно ходатайствовать о применении к должнику мер ограничительного характера в соответствии с законодательством. К заявлению могут быть прикреплены документы, поясняющие имущественное положение и прочие сведения.
Надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства
Стандартный срок − не более 3 дней с момента получения приставом необходимых документов. Однако в этом порядке присутствуют исключения:
- в случае когда документ подлежит незамедлительному исполнению, он передается приставу немедленно, и решение о начале фактических действий (либо отказе в них) принимается в срок не более 1 дня с момента поступления бумаг в ФССП;
- при первом поступлении заявления и документов, пристав предупреждает должника о необходимости исполнения требований в добровольном порядке. Предоставляя ему для этого пятидневный срок.
Согласно пункту 6 статьи 30 Закону № 229-ФЗ заявление взыскателя для инициации процесса не требуется в случаях:
- когда суд, уполномоченный орган или должностное лицо направляют документы судебному приставу напрямую;
- если вынесено определенное постановление в ходе принудительного исполнения. К примеру, постановление о взыскании исполнительного сбора.
Кроме того, отсутствует необходимость подачи заявления в делах о взыскании алиментов в случаях:
- достижения совершеннолетия, восстановления дееспособности или усыновление ребенка;
- восстановления трудоспособности лица;
- заключения нового брака, нуждающимся в помощи бывшим супругом;
- смерти лица, получающего или обязанного выплачивать алименты.
В соответствии со ст. 64 Закон № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель может совершать следующие законные действия:
- запрашивать в органах, физлиц и организациях сведения, в том числе и персональные данные;
- осуществлять проверку документов, в том числе финансовых;
- входить в нежилые помещения, принадлежащие должнику или занимаемые им;
- входить в жилое помещение (в некоторых случаях требуется наличие письменного разрешения от старшего пристава);
- оценивать, арестовывать и изымать имущество, денежные средства;
- разыскивать должника и принадлежащее ему имущество, с привлечением сотрудников уполномоченных ведомств;
- рассматривать ходатайства, заявления, связанные с процедурой;
- удерживать исполнительский сбор;
- вводить ограничения на выезд из РФ и прочее.
Приставы, как сотрудники государственного ведомства, работают «в пользу» взыскателя. ФССП обеспечивает исполнение судебных актов, может предпринимать различные меры воздействия по отношению к должнику. Однако если посмотреть закон № 229-ФЗ, то большинством вариантов защиты может воспользоваться именно должник, а не взыскатель.
Подразумевается, что именно должник находится в заведомо невыгодной ситуации, поэтому нуждается в дополнительной защите.
Право на судебную защиту должник может реализовать еще при рассмотрении иска, подаче заявлений на выдачу приказов. В исполнительном производстве судебная защита доступна в следующих случаях:
- через суды вышестоящих инстанций можно продолжать обжалование взыскания, даже если приставы уже возбудили производство;
- в суды можно подавать жалобы на бездействие, решения и действия представителей ФССП;
- через суд можно попробовать отсрочить или рассрочить выплаты по долгам;
- только суд может рассмотреть заявление об уменьшении размера исполнительского сбора.
Если приставы систематически допускают нарушение законных интересов должника, можно неоднократно обращаться в суд. Каждую жалобу или обращение обязательно рассмотрят по существу. В некоторых случаях обращение в суд автоматически повлечет приостановку исполнительных действий.
Если должник сможет отменить судебный акт на взыскание, он вправе требовать прекращения исполнительного производства. Также возникает право подать в суд заявление на поворот дела. Процедура поворота дела заключается в возврате бывшему должнику средств и имущества, удержанных по требованию взыскателя.
Как судебный пристав должен уведомить должника?
С момента возбуждения производства приставы могут начать исполнительные действия. Со своей стороны, должник может проявить инициативу и предотвратить такие действия.
Требовать отмены постановления о возбуждении можно по следующим основаниям:
- если нарушен срок предъявления документов к исполнению (например, судебный приказ можно направить на исполнение в ФССП в течение 3-х лет);
- если приставам направлен ненадлежащий исполнительный документ (например, кредитный договор не является таким документом, так как задолженность по кредиту сначала должен подтвердить суд);
- если в ФССП обратилось ненадлежащее лицо (например, если исполнительный лист подал представитель взыскателя без доверенности);
- если на момент обращения в ФССП судебный акт уже отменен (например, это очень часто случается при отмене судебного приказа по возражениям ответчика).
Жалобу на постановление о возбуждении дела лучше подавать в суд. Закон № 229-ФЗ позволяет направлять жалобу в адрес вышестоящего пристава, однако в этом случае сложно рассчитывать на объективное рассмотрение. Если суд отменит постановление, то пристав не сможет начать исполнительные действия.
Списание денег с банковских счетов и карточек — это одно из основных исполнительных действий, которое обязательно начнут приставы. Для удержания с зарплаты и других периодических доходов пристав обязан указать предельный размер — 50% или 70%. Остальные средства после списания останутся у должника. Но в отношении остатка на счете или карточки ограничений по удержанию нет.
В отношении удержаний должник может предпринять следующие варианты защиты:
- обжаловать превышение максимального размера удержания;
- требовать снятия блокировки с выплат, на которые запрещено накладывать удержание;
- подавать заявления на возврат незаконно списанных средств.
Рекомендуем сразу снимать с карточки деньги, оставшиеся после удержания. Если на момент поступления следующей зарплаты на карте будет остаток, приставы могут полностью списать и его сумму. Это тоже один из вариантов защиты, о котором знают не все должники.
Игнорировать требования пристава и не предпринимать никаких действий по погашению долга — это не самый лучший вариант защиты. Должника могут привлечь к ответственности:
- за попытку сокрытия имущества, его умышленное повреждение или уничтожение, передачу другим лицам;
- за злостное и умышленное уклонение от погашения долга, если у неплательщика была для этого реальная возможность;
- за применение физической силы или угроз по отношению к приставу;
- за другие действия, подпадающие под состав УК РФ или КоАП РФ.
У приставов есть полномочия возбуждать уголовные и административные дела по ряду правонарушений, связанные с неуплатой долгов. По таким делам ФССП ведет дознание, после чего документы будут переданы на рассмотрение в суд.
Полностью освободиться от долгов можно только через банкротство. Это не самая простая процедура, которая влечет дополнительные риски для должника. Но при поддержке юриста можно добиться положительного результата в банкротстве, списать все задолженности или их часть.
Уголовная и административная ответственность — это самое худшее, что может ожидать должника. Санкциями по таким делам могут быть штрафы, исправительные или обязательные работы, арест. По статьям УК РФ должнику может грозить даже условное или реальное лишение свободы.
Варианты защиты, если должнику грозит уголовное или административное преследование:
- снижение задолженности до суммы, при которой не допускается возбуждение уголовного дела (например, уголовная ответственность не допускается, если размер долга ниже 2 млн. 250 тыс. рублей);
- сразу обращаться за помощью к юристам или адвокатам;
- доказывать, что неуплата долга вызвана уважительными и объективными причинами, а не умыслом должника;
- обжаловать процессуальные акты о возбуждении уголовных или административных дел.
Отметим, что наказание по административному или уголовному делу не освобождает от обязанности погасить долг.
Точный перечень вариантов защиты по исполнительному производству зависит от особенностей дела, характера требований взыскателя. Помощь в защите должников окажут наши юристы. Обращайтесь, мы поможем даже в самой сложной ситуации!
За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!
Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.
Что значит исполнительное производство судебных приставов?
Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:
- В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
- В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.
В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).
В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):
- реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
- принудительная реализация;
- передача арестованного имущества взыскателю.
Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).
Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:
- реализация арестованного имущества на торгах;
- реализация арестованного имущества на комиссионных началах.
Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.
Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства (ст. 446 ГПК РФ, ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.
Нормы об исполнительском иммунитете содержатся в законодательстве о банкротстве (п. 3 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»), в бюджетном законодательстве (ст. 239 БК РФ), законодательстве о богослужении (п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») и т. д.
Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).
Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).
Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).
Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).