Исполнение бюджета по расходам предусматривает осуществление процедур бюджетирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнение бюджета по расходам предусматривает осуществление процедур бюджетирования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ17-169, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Разрешая спор, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 72, 161, 162, 219, 242, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пришли к выводу о правомерности представления в обжалуемой части, его соответствия требованиям действующего законодательства…
  • Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-8734, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ и отказывая в иске, сослался на статьи 72, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 166, 167, 168, 382, 388 ГК РФ, положения Закона № 44-ФЗ, пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и указал, что муниципальное бюджетное учреждение, выступающее заказчиком по заключенному договору обязано принимать бюджетные обязательства в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации…
  • Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-11054, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, руководствуясь положениями статей 72, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 166, 167, 168, 382, 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ), отказал в удовлетворении заявленных исковых требований…

Статья 219 БК РФ. Исполнение бюджета по расходам (действующая редакция)

  • Оптимизация затрат;
  • Согласование работу подразделений предприятия;
  • Выявление направлений приносящих убытки или нуждающихся в развитии;
  • Анализ финансовой деятельности предприятия в целом;
  • Составление финансового прогноза;
  • Укрепление дисциплины на предприятии и усиление мотивации сотрудников.

Исходя из этого, выделим основные функции бюджетирования:

На каждом предприятии может быть своя специфика, поэтому единой модели бюджетирования не существует. В зависимости от целей предприятия и объекта планирования разрабатываются индивидуальные схемы, учитывающие специфику компании, ее финансовые возможности, при этом используются свои средства и свой инструментарий. Бюджетные мероприятия представляют собой замкнутый цикл, состоящий из планирования, исполнения, контроля, анализа и корректировки планов.

Проектирование системы бюджетирования, то есть финансовой структуры, зависит от специфики организации и ее масштаба.

Финансовая структура является основным элементом распределения полномочий, ответственности и мотивации по результатам деятельности компании, представляющая собой иерархическое дерево, которое состоит из центров финансовой ответственности (ЦФО). По каждому ЦФО составляется бюджет, и определяются финансово-экономические показатели его деятельности. Для создания проекта финансовой структуры необходимо изучить финансово-экономическую документацию, проанализировать взаимодействие отделов, подготовить сотрудников к внедрению на предприятии системы бюджетирования. Затем создается модель бюджетирования. В зависимости от видов операций и сферы деятельности создаются ЦФО, которые координируются ответственными лицами, задача которых, в свою очередь, контролировать статьи расходов и доходов, распределять финансовые потоки.

В бюджете учитываются не только финансовые показатели, но и натуральные, поэтому, помимо понятия финансовой структуры – ЦФО, можно выделить понятие Центр ответственности (ЦО), отражающий структуру управления в целом и представляющий собой центр принятия решения, который может и не контролировать финансовые показатели или контроль этих показателей не является основной функцией ЦО.

Рассмотрим пример структуры центров ответственности в организации.

Построение бюджетирования на предприятии

Бюджет доходов и расходов визуально напоминает форму № 2 бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах). БДР допустимо разрабатывать под себя. Можно включать в бюджет или исключать из него какие-либо разделы.

Бюджет доходов и расходов формируют исходя из количества продукции, планируемой к реализации, и выручки, которую предприятие планирует получить от продажи этого количества. В этот бюджет попадают только расходы, которые имеют отношение к производству того количества продукции, которое планируется реализовать. Следовательно, расходы, необходимые для производства продукции на склад в качестве запаса, не будут учтены в данном документе.

Пример формирования БДР компании — в табл. 8.

Таблица 8. Бюджет доходов и расходов компании, руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Товар № 1

Выручка от реализации

1 200 000

1 400 000

1 400 000

1 920 000

5 920 000

Себестоимость

936 714,70

1 074 291,09

1 071 315,42

1 218 180,06

4 300 501,27

Прибыль (убыток) от реализации

263 285,30

325 708,91

328 684,58

701 819,94

1 619 498,73

Товар № 2

Инвестиционный бюджет может выступать в качестве самостоятельного бюджета или в составе бюджета движения денежных средств. Структурно БДДС представляет собой движение денежных потоков (по расчетным счетам и/или в кассе), отражая планируемые поступления и расходования денежных средств в процессе хозяйственной деятельности.

Для формирования БДДС денежные потоки классифицируют следующим образом:

  • потоки от основной деятельности, то есть от обычной деятельности;
  • потоки от финансовой деятельности — связаны с привлечением предприятием финансирования на долговой или долевой основе (изменяют величину и структуру капитала и заемных средств предприятия);
  • потоки от инвестиционной деятельности — связаны с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов предприятия.

Зачастую в БДДС включается информация только по основной деятельности, а все прочие денежные потоки формируют отдельные бюджеты. Особенно это касается инвестиционного бюджета.

Вопрос включения тех или иных сведений в БДДС остается на усмотрение вышестоящего руководства. Все зависит от поставленных задач.

Этап 1. Устанавливают фактические показатели остатков денежных средств на расчетных счетах и (или) в кассе предприятия на конец предшествующего отчетного периода.

Этап 2. Планируют поступления и расходования денежных средств в соответствии с запланированным объемом производства, инвестиционными планами, прогнозируемыми расходами и т. д. Важный момент: для детального планирования наиболее эффективно использовать операционные бюджеты, чтобы не перегружать информацией БДДС.

Плановые поступления денежных средств формируют с учетом конкретных или планируемых условий оплаты. С этой целью дополнительно составляют вспомогательные бюджеты — графики поступления денежных средств (аналогичные графику в табл. 1).

При планировании расходов учитывают данные из вспомогательных бюджетов или графиков оплаты (материалов, электроэнергии, аренды и др.) в соответствии с условиями оплаты (по договорам поставки, аренды и т. д.). Так, за аренду могут платить с опережением сразу за квартал; за электроэнергию и коммунальные платежи — в следующем месяце по факту расхода. Именно поэтому настоятельно рекомендуем формировать отдельные графики оплаты, соответствующие всем условиям оплаты, итоговые значения которых попадают в бюджет движения денежных средств.

Этап 3. Рассчитывают сash flow по каждому типу деятельности (текущая, финансовая, инвестиционная).

К СВЕДЕНИЮ

Сash flow представляет собой разницу между поступлениями и расходованиями денежных средств.

Этап 4. Определяют излишек или недостаток денежных средств на конец месяца.

Многие формируют бюджет движения денежных средств не совсем корректно, и он становится в определенной степени идентичным бюджету доходов и расходов, что в корне неверно.

Во-первых, БДДС отражает все денежные потоки компании вне зависимости от реализации продукции, в то время как бюджет доходов и расходов привязан к факту (плану) реализации продукции, в том числе по понесенным расходам.

Во-вторых, денежные потоки для БДДС формируют с учетом налога на добавленную стоимость (исполнители соблюдают это не всегда), что обусловлено фактом получения и расходования денежных средств. Так, за материал компания платит с учетом НДС. Одновременно с этим за реализованную продукцию она получает денежные средства с учетом данного налога.

При формировании отдельных графиков поступлений и расходований (оплаты) денежных средств БДДС можно составлять в упрощенной форме, включая только итоговые показатели по приходу и расходу средств. Весьма эффективный вариант при формировании БДДС с помощью MS Excel — использовать функцию группировки, которая позволяет скрывать и раскрывать необходимые разделы с помощью бокового меню при выборе символов «+» и «–».

Рассмотрим упрощенный бюджет движения денежных средств (табл. 9).

Таблица 9. Упрощенный бюджет движения денежных средств, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Период

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

1

Остаток денежных средств на начало периода

1200

900

1000

1500

Внедрение системы финансового бюджетирования позволяет не только контролировать притоки и оттоки денежных средств, следить за показателями доходности, но и оценивать платежеспособность компании, финансовые результаты ее деятельности.

Для качественного функционирования системы нужно комплексно подойти к вопросам внедрения, разработать внутренний нормативный документ для обобщения всей информации по системе. Она должна разъяснять этапы внедрения, степень ответственности лиц, формирующих определенные бюджеты, а также сроки исполнения и особенности осуществления контрольных функций.

Наибольшей результативности можно добиться, разрабатывая формы каждого вида бюджета и отчета о его исполнении. Лучшим способом по праву считается вариант внедрения системы операционных (вспомогательных) бюджетов, которые нужны для формирования основных бюджетов. К рангу основных относят бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2019.

  • Техника внедрения рабочей системы бюджетирования
  • Организационные аспекты контроля исполнения бюджета
  • Как организовать работу по бюджетному управлению

Финансовое бюджетирование представляет собой планирование доходов и расходов компании. За счет четкого планирования расходов можно спрогнозировать доходную часть деятельности, в том числе прибыль организации.

Основные ошибки при формировании финансовых бюджетов связаны с формальным отношением ответственных лиц к составлению тех или иных планов. В связи с этим ставятся задачи не только четкого планирования, но и контроля исполнения бюджетов, оценки результатов деятельности компании.

Принято считать, что наиболее высокий показатель исполнения бюджетов — 80–85 % и выше. В таком случае говорят о высоком качестве текущего планирования при сопоставлении плановых и фактических показателей по итогам деятельности в конце анализируемого периода. В качестве анализируемого периода чаще всего выступает календарный год, однако иногда наиболее эффективно анализировать деятельность компании в разрезе более коротких сроков (месяца, квартала).

В процессе финансового бюджетирования задействованы многие структурные подразделения компании. При этом консолидация данных может быть сосредоточена в одном подразделении, например, отделе (департаменте) бюджетирования. Суть такой структуры в том, чтобы собрать данные от разных подразделений в части планируемых расходных операций и свести общую картину силами одного подразделения. На основе имеющейся информации идет формирование итоговых бюджетов — бюджета доходов и расходов (БДР), бюджета движения денежных средств (БДДС).

Система финансового бюджетирования — это комплекс вспомогательных бюджетов, необходимых для формирования плана поступлений, расходований и прибыли компании.

На основании сформированных планов часто внедряют мотивационную составляющую, что обеспечивает менее формальное отношение к вопросу создания бюджетов со стороны работников компании. В ряде компаний от исполнения бюджетов зависит премия сотрудников, поэтому они более ответственно устанавливают плановые значения, стремятся к их достижению. Кроме того, повышаются координация и взаимодействие между смежными структурными подразделениями при достижении единой цели.

Сегодня финансовое бюджетирование признано основой для эффективного управления бизнесом. Это обусловлено необходимостью четкого планирования, координации и контроля.

Представим схематично основные этапы разработки системы бюджетирования:

  • изучают структуру компании;
  • анализируют и разрабатывают систему управленческого учета компании;
  • изучают бизнес-процессы;
  • анализируют рынки сбыта, конкурентную среду, реальные преимущества и недостатки компании и т. д.;
  • оценивают трудовые ресурсы и кадровый потенциал;
  • анализируют производственные возможности;
  • разрабатывают систему планов;
  • определяют лиц, ответственных за формирование планов;
  • определяют структуру передачи данных (каждый работник должен знать, за какой раздел бюджета отвечает, в какие сроки и в какой форме должен передать данные на следующую ступень бюджетирования);
  • устанавливают сроки формирования бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • вносят изменения в учетную политику с учетом внедрения системы бюджетирования;
  • разрабатывают и внедряют бюджетный регламент или положение о системе бюджетирования;
  • разрабатывают систему контроля (периодичность контроля, мотивация за счет исполнения бюджетов, механизм оценки деятельности компании, механизм внесения изменений в планы в соответствии с полученными фактическими данными).

Многие компании не считают нужным внедрять бюджетный регламент, однако такая позиция не совсем верная. Практика показывает, что использование этого нормативного акта обеспечивает слаженную работу системы бюджетирования. Утверждая документ, который будет описывать полный процесс бюджетирования на предприятии, можно значительно облегчить дальнейшее функционирование системы.

Бюджетный регламент должен включать:

  • сроки начала и окончания планирования;
  • сроки сведения фактических данных;
  • полную схему участников бюджетного процесса с системой взаимодействия между ее звеньями;
  • формы всех бюджетных документов с описанием методологии их формирования и оформления;
  • мотивацию персонала и т. д.

Существует два основных принципа формирования бюджетов (особенно в части вспомогательных бюджетов):

  • принцип «снизу вверх» — предполагает формирование бюджетов «внизу» разными структурными подразделениями компании и дальнейшую их передачу «наверх» для создания сводного плана;
  • принцип «сверху вниз» — предполагает формирование сводного бюджета «наверху» исходя из целевых показателей, установленных руководством компании (управляющей компанией, советом директоров и др.), и дальнейший спуск установленных планов для подчиненных подразделений.

Бюджеты формируют в порядке, который предполагает создание отдельных вспомогательных бюджетов, способствующих составлению основных:

  • бюджета продаж;
  • бюджета производства;
  • бюджета производственных запасов;
  • бюджета прямых расходов на материалы;
  • бюджета прямых расходов на оплату труда;
  • бюджета производственной себестоимости реализованной продукции;
  • бюджета накладных расходов (общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих, административных и др.);
  • бюджета движения денежных средств;
  • бюджета доходов и расходов;
  • бюджетного баланса;
  • инвестиционного бюджета.

Бюджет продаж относится к вспомогательным бюджетам. Он предназначен для отражения информации о запланированном объеме сбыта, цене реализации единицы продукции и планируемом доходе от продажи каждого вида продукции. Зачастую в бюджет дополнительно включают раздел «График поступления денежных средств» с информацией о планируемых сроках получения денежных средств от реализации.

График поступления денежных средств необходим, если компания может реализовать товар и получить за него выручку в разные отчетные периоды, что не редкость при использовании системы оплаты «авансовый платеж – окончательный расчет».

Обычно планирование осуществляют для календарного года с дальнейшей детализацией по кварталам, месяцам и другим отчетным периодам. В планирование бюджета продаж могут быть вовлечены многие структурные подразделения компании: коммерческий отдел, договорной отдел, отдел сбыта, отдел маркетинга, отдел продаж, экономический отдел, отдел бюджетирования и др.

Порядок формирования бюджета продаж и контроля за его исполнением

Этап 1. Разрабатывают регламент бюджетирования, в котором должны быть определены ответственные структурные подразделения, сроки предоставления информации, сроки формирования бюджета продаж, формы и рекомендации по его заполнению и др.

Этап 2. Собирают данные о состоянии рынка сбыта, его конъюнктуры; анализируют конкурентов (включая потенциальных), их ценовую политику, преимущества и недостатки; оценивают собственную конкурентоспособность и финансовые возможности потенциальных покупателей.

Этап 3. Собирают данные о заключенных и планируемых к заключению договорах на поставку выпускаемой продукции (оказание услуг, выполнение работ).

Этап 4. Собирают данные о фактических объемах реализации предшествующих периодов.

Этап 5. Формируют бюджет продаж на календарный год с детализацией.

Этап 6. Собирают информацию об имеющихся условиях оплаты (или планируемых условиях оплаты в случае еще не заключенных договоров) за товары, услуги или работы.

Этап 7. Формируют График поступления денежных средств как составную часть бюджета продаж.

Этап 8. Ежемесячно (еженедельно, ежеквартально, ежедневно) контролируют исполнение бюджета в части объемов реализации (в натуральном и стоимостном выражении), исполнения покупателями/заказчиками условий заключенных договоров.

Этап 9. Составляют отчет об исполнении бюджета продаж, чтобы выявить отклонения плановых показателей от фактических (как правило, отчеты исполнения бюджетов формируют на ежемесячной основе).

Этап 10. Корректируют бюджет продаж на основании отчета об исполнении бюджета (в случае значительных отклонений фактических показателей от плановых).

Замечания

  1. Бюджет продаж можно назвать первым шагом в системе бюджетирования, так как с этого документа начинается любое планирование.
  2. На основе информации бюджета продаж формируют остальные операционные планы.

Рассмотрим пример оформления бюджета продаж с детализацией по кварталам (табл. 1).

Таблица 1. Бюджет продаж с детализацией по кварталам, тыс. руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Прогноз продаж

Товар № 1

Планируемый объем продаж, ед.

Перед финансовой службой предприятия, которая занимается составлением и отслеживанием реализации бюджета, стоит несколько важных задач:

  1. Соотнесение объемов производства или выполнения работ с поступлением финансирования и производственными мощностями. Избыточное финансирование влечет за собой убытки на обслуживание долга, затоваривание складов сырья и является показателем неэффективного планирования и использования ресурсов. Если же планируется объем производства, который не может быть реализован за счет поступающих средств и имеющихся мощностей предприятия, бизнес может понести убытки в связи с неисполнением договорных обязательств перед покупателями и, как следствие, поставщиками.
  2. Формирование прогнозов по реализации и притокам и оттокам денежных средств. Оценка необходимых объемов собственных средств или заемного финансирования для реализации стратегии предприятия.
  3. На основании бюджета строится расчет показателей эффективности деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений. Разрабатываются программы мотивации, KPI для работников административного сектора компании. Формируются премиальные бюджеты и рассчитывается система показателей эффективной работы сотрудников.
  4. Контроль фактических показателей по притокам и оттокам денежных средств на предмет их соответствия плановым. Исследование причин отклонений и донесение информации до менеджмента компании. Корректировка поступлений и координация деятельности менеджеров по продажам и руководства.

Бюджеты бывают разных уровней и видов. В зависимости от направления деятельности компании: операционный и инвестиционный (на закупку оборудования, строительство, открытие новых точек и прочее). По направлениям расходов: рекламный, административный, бюджет закупок сырья и материалов, производственный и другие. По срокам исполнения различают долгосрочные и краткосрочные. В рамках управленческой отчетности бюджеты могут формироваться выборочно для целей подразделения, или сводиться в генеральный бюджет для целей высшего менеджмента и стратегического планирования.

Постановка системы бюджетирования на предприятии начинается с формирования регламента о бюджете и положения о бюджете. Их разработка включает в себя:

  • определение структуры отдела или управления, назначение ответственных лиц;
  • разработка форм ведения бюджета и инструкции по их заполнению;
  • формирование алгоритмов план-фактного анализа;
  • определение сроков формирования и согласования бюджетов с руководителями предприятия;
  • описание процедур сбора данных и их консолидации.

Техническая сторона ведения бюджета заключается в формировании автоматизированной системы контроля исполнения бюджета:

  • автоматическое формирование бюджетных форм и отчетов об исполнении;
  • автоматизированный расчет план-фактного анализа, сбор и консолидация данных у разных подразделений;
  • процедуру согласования по типу электронного конвейера;
  • расчеты на базе заложенных в систему алгоритмов.

Интуитивно понятное программное обеспечение позволяет сократить количество работников и минимизирует человеческий фактор и вероятность ошибок при контроле и формировании бюджета.

Формирование системы бюджетирования стоит начинать в случае, если компания в обозримом будущем не планирует менять виды деятельности и организационно-правовую структуру, а также при существовании устойчивой команды финансовой службы, которая сможет сформировать и протестировать систему бюджетирования. Внедрение системы на этапе, когда компания планирует существенную перестройку бизнеса, принесет только путаницу в рабочих задачах и дополнительные затраты. Часто изменение имеющейся системы обходится предпринимателям дороже, чем построение с нуля уже в новой структуре бизнеса.

Формирование совокупного бюджета происходит из бюджетов разных уровней и направлений деятельности компании:

  1. Бюджет продаж (реализации). Основной бюджет, показатели которого влияют на все последующие параметры. Формируется в натуральном и стоимостном выражении в тесном взаимодействии с руководителями производства, маркетинговой службы, отделом продаж. Должен учитывать производственный потенциал и возможности отдела продаж.
  2. Бюджет расходов на реализацию. Напрямую зависит от бюджета продаж и включает в себя расходы на маркетинг, организацию продаж и маркетинг.
  3. Производственный бюджет. План по производству продукции. Учитывает остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода.
  4. Бюджет затрат на закупку сырья и оплату труда. Зависит от объемов производства и включает в себя заработную плату производственных работников.
  5. Бюджет на административные расходы. Включает в себя зарплату повременных работников.
  6. Управленческий прогнозный отчет о движении денежных средств. В отчете консолидируются все планируемые поступления и оттоки денежных средств.

Таким образом, формирование бюджета происходит от частного к общему, что позволяет корректировать суммы доходов и расходов и производственные планы еще на этапе его составления и сбора информации.

Методология исполнения бюджета по расходам

Для того, чтобы понять, эффективно ли работает построенная система, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Связаны ли построенные бюджеты с общей стратегией предприятия? Нет ли разрыва между годовыми и квартальными/месячными бюджетами?
  2. Разработан ли регламент по формированию бюджета, возможна ли его реализация на практике? Требуется ли внесение изменений в Регламент?
  3. Своевременно ли поступают и обрабатываются фактические данные? Насколько эффективен план-факт анализ?
  4. Есть ли эффективная координация между подразделениями в случае резкого несоответствия фактических показателей плановым? Разработана ли инструкция по взаимодействию? Есть ли ответственные лица?
  5. Насколько автоматизирована система бюджетирования? Есть ли возможности для оптимизации рабочего времени сотрудников?
  6. Связан ли бюджет с системой мотивации персонала?
  7. В формировании системы принимали участие сотрудники смежных подразделений?
  8. Сколько времени требуется для формирования факта исполнения бюджета? Оптимально срок не должен превышать двух недель с даты окончания отчетного периода.

Ответив на эти вопросы, собственники и высший менеджмент бизнеса могут понять направления корректировки бюджетной политики компании. В результате эффективной постановки на предприятии должна существовать система, отвечающая нескольким критериям:

  • автоматизированность;
  • скорость обработки информации;
  • качество формирования бюджета;
  • своевременность план-фактного анализа;
  • корреляция деятельности подразделений.

Отлаженная работа финансовой службы на всех этапах позволяет собственникам оперативно реагировать на изменения в характере поступлений на счета и в кассу фирмы, а также изменять краткосрочную и долгосрочную стратегию деятельности предприятия.

При правильно построенной системе бюджетирования, процесс планирования становится более эффективным. Это проявляется в точных расчетах требуемого финансирования, возможности предусмотреть, какие потребности бизнеса закроются собственными поступлениями, а какие стоит покрыть заемными средствами. Скорость получения данных позволяет своевременно оформлять заявки на финансирование и выбрать наименее дорогой способ покрыть расходы. Если поступлений на счета предприятия больше, чем планировалось, у компании появляется возможность краткосрочного инвестирования денежных средств или погашения кредиторской задолженности.

С помощью грамотно составленного бюджета можно:

  1. Выявить риски и минимизировать их. Возможны ли задержки с поступлением платежей от контрагентов, нужно ли диверсифицировать базу покупателей и поставщиков, стоит ли увеличивать производственную мощность, нужно ли сокращать штат сотрудников для снижения затрат и многие другие вопросы.
  2. Текущее финансовое планирование. Перераспределение денежных потоков и максимальное использование имеющихся ресурсов позволяет оптимизировать производственные процессы и сократить расходы на менее важные статьи.
  3. Обосновать затраты. Существенный пункт, позволяющий минимизировать расходы или, наоборот, увеличить их, если в будущем отток этих средств даст дополнительную прибыль предприятию и позволит приблизить стратегическую цель.
  4. Проанализировать фактические расходы. Для чего и почему возникли те или иные непредвиденные затраты, можно ли их избежать в будущем, как это сделать.
  5. Увеличить мотивацию сотрудников. Участие в составление бюджета поднимает степень ответственности персонала, а также мобилизует коллектив на снижение расходов и улучшение показателей деятельности.

Несмотря на все имеющиеся плюсы, процедура бюджетирования и система составления бюджета имеет и свои минусы:

  • необходимость в высококвалифицированных кадрах;
  • существенные затраты времени на постановку системы бюджетирования;
  • субъективность восприятия данных бюджета;
  • конфликт интересов между подразделениями;
  • дополнительные затраты на заработную плату работников подразделения и сотрудников, обслуживающих автоматизированные сервисы.

Бюджетирование позволяет определять и достигать цели компании. Адекватный контроль доходов и расходов связывает стратегическое и оперативное планирование, помогает достижению долгосрочных целей бизнеса. Кроме того, возможность корректировки расходных статей позволяет перераспределять средства между направлениями деятельности компании, вовремя корректируя планы.

Система внутреннего контроля (или контроля) за исполнением бюджета — это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, направленных на анализ и оценку эффективности управления ресурсами, затратами и обязательствами предприятия в течение бюджетного периода (периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными нормативами и недопущение чрезмерных расходов). Это понимается как:

  • текущие управленческие решения на различных уровнях организационной иерархии, основанные на критерии отбора наилучших альтернатив в рамках установленных бюджетных средств. Эта работа проводится на протяжении всего бюджетного периода структурными подразделениями — объектами планирования (или, как их еще называют, центрами ответственности предприятия);
  • Получение от центров ответственности (объектов планирования) соответствующих управленческих услуг (субъектов планирования), таких как ПМУ, ДФУ, КСС, ОТИЗ, Планово-аналитическое управление, соответствующей информации об исполнении бюджетных ассигнований;
  • Анализ текущей информации об исполнении бюджета службами управления и подготовка рекомендаций руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке операционной деятельности различных центров ответственности.

Бюджетирование — это единая система финансового планирования, а также контроля деятельности предприятия с помощью различных показателей. Расчет этих показателей помогает определить вклад каждого отдела и каждого сотрудника в достижение поставленных целей.

Бюджетирование — это не только инструмент планирования, но и инструмент контроля за состоянием и изменениями финансовых результатов.

Для контроля за исполнением бюджета необходимо выявить отклонения текущего исполнения бюджета от запланированного. Таким образом, бюджетная система включает в себя не только плановые данные, но и отчетные данные (фактические данные). Бюджетный контроль может осуществляться еженедельно, ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от целей предприятия.

Бюджетный контроль — это процесс сравнения текущих результатов с (плановыми) бюджетными результатами, анализ отклонений и внесение необходимых поправок в бюджеты будущих

Для того чтобы легче соблюдать бюджет, необходимо установить методы контроля:

  • легко применимые;
  • регулярные;
  • осуществимые на самом нижнем уровне управления.

Легко применимые методы предполагают, что текущий контроль над доходами, затратами, прибылью, движением денежных средств, состоянием активов и пассивов компании является легким и быстрым, а не трудным и отнимающим много времени. Важно также, чтобы данные были легко доступны в любое время, когда в них возникнет необходимость.

Регулярность – это неукоснительное соблюдение установленных на предприятии сроков формирования и предоставления заинтересованным лицам управленческой отчетности.

Эффективный контроль над бюджетом обычно предполагает, что процедуры начинаются на самом нижнем уровне управления компанией – т. е. непосредственно там, где получены доходы и понесены затраты.

Основная цель анализа исполнения бюджета – получение приоритетных показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия.

Для этого выработаны следующие методы анализа:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • сравнительный;
  • факторный;
  • маржинальный;
  • метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (или временной) анализ предполагает сравнение показателей отчетности с аналогичными параметрами предыдущих периодов. Применяется простое сравнение статей отчетности по принципу «план-факт» и изучение причин их резких изменений, а также анализ изменения одних статей отчетности по сравнению с колебаниями других.

Вертикальный (или структурный) анализ осуществляют с целью определения удельного веса отдельных статей отчета, например, баланса, в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными прошлого периода. Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Сравнительный (или пространственный) анализ проводят на основе показателей подобных компаний (имеются в виду конкуренты или просто компании, имеющие аналогичные схемы ведения бизнеса).

Факторный анализ предполагает изучение влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Метод финансовых коэффициентов – это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей и их интерпретация.

План-фактный анализ проводится для всех основных бюджетов, а при необходимости более тщательного изучения причин отклонений – для отдельных операционных и функциональных бюджетов. Он может проводиться и для компании в целом, и для отдельных направлений деятельности (чтобы выявить, за счет какого из них возникают отрицательные или положительные отклонения). В любом случае выбор объекта этого анализа – внутреннее дело предприятия, обоснованное поставленными его руководством целями и задачами бюджетирования.

Следует соблюдать одно из основных требований системы бюджетирования – бюджетные и фактические данные должны представляться в едином формате, иначе их сравнение окажется некорректным.

Отклонения, выявленные между этими данными за период, часто служат базой для оценки каждого центра финансовой ответственности или функциональной области (снабжение, производство, сбыт, логистика, финансы, кадры и т. п.) и принятия регулятивных решений.

Руководствуясь принципом управления по отклонениям, менеджер концентрирует внимание только на значительных отклонениях от плана и не учитывает показатели, выполняемые удовлетворительно.

Приходится мириться с существенными отклонениями, которые объясняются объективными причинами – например, падение спроса, закрытие предприятий клиентов. Однако в подобной ситуации необходимо срочно пересмотреть бюджет продаж, связанные с ним бюджеты и основной, так как исполнение неточного бюджета может оказаться пагубным. При этом, возможно, окажутся неоправданными выполнение производственных графиков и закупка капитального оборудования без поступления необходимых доходов.

Выявленные отклонения – первый шаг в оценке деятельности предприятия, позволяющий выявить области эффективности (неэффективности) всей деятельности или отдельных областей и функций предприятия.

В качестве критерия для определения важности затрат следует использовать конечные итоговые бюджетные показатели, например, величину чистого денежного потока в бюджете движения денежных средств. Рассмотрим пример простого анализа отклонений бюджета с учетом двух вариантов развития событий (табл. 1). Рассчитав влияние конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину чистого денежного потока, можно понять, необходима ли корректировка плана следующего периода.

Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на итоговый показатель бюджета (в рассматриваемом случае – на чистый денежный поток). По существу, происходит декомпозиция влияния всех отклонений на величину чистого денежного потока. Контроль проводится поэтапно:

  1. установление всех факторов, влияющих на величину чистого денежного потока;
  2. определение суммарного отклонения чистого денежного потока от бюджетного значения;
  3. определение отклонения чистого денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора;
  4. составление таблицы приоритетов влияния, в которой все факторы располагаются по порядку, начиная с более значимых;
  5. составление окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

Как видно из таблицы 1, отклонения чистого денежного потока во втором варианте весьма существенны – 62,8 %. Это свидетельствует о необходимости факторного анализа отклонений и выяснения, какое отклонение имел бы годовой денежный поток, если бы каждый фактор действовал отдельно. Поэтому следует произвести многократный пересчет бюджета для каждого отдельно взятого фактора при условии его фактического значения и сохранения плановых значений всех остальных показателей бюджета (табл. 2).

Для анализа исполнения бюджета относительно крупных временных промежутков (например, квартала, полугодия, года) можно применять метод финансовых коэффициентов.

Финансы – это язык бизнеса. Неудивительно, что самые важные коэффициенты – те, которые основаны на финансах. Однако каждый менеджер понимает, что финансовые показатели – лишь отражение того, что в действительности происходит в бизнесе, и необходимо управлять реальными процессами, а не соотношением чисел.

Эффективность деятельности любой компании можно оценить с помощью основных экономических и финансовых показателей, которые выводятся из соотношений, существующих между основными финансовыми параметрами бизнеса. Анализ финансовых коэффициентов основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении такого анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Информационной базой для проведения анализа служат три итоговых бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и управленческий баланс.

Ликвидность баланса показывает, в какой степени предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами.

Для оценки ликвидности используют коэффициенты:

Общей ликвидности = Текущие активы / Текущие обязательства;

Быстрой ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность)/ Текущие обязательства;

Абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Текущие обязательства.

Слишком низкое значение ликвидности показывает неспособность предприятия удовлетворить свои краткосрочные обязательства, слишком высокое – является благоприятным для кредиторов-заимодателей, но свидетельствует о чрезмерных инвестициях в рабочий капитал, не производящих дохода. Рациональный коэффициент общей ликвидности должен быть в пределах 1-2.

Для оценки эффективности использования собственных оборотных средств берут показатели оборачиваемости и длительности периодов оборота активов:

Период оборота текущих активов = (Средний объем текущих активов / Полная себестоимость в объеме продаж) * Число дней периода;

Период оборота дебиторской задолженности = (Средний объем дебиторской задолженности / Объем продаж за период) * Число дней периода;

Период оборота кредиторской задолженности = (Средний объем кредиторской задолженности / Полная себестоимость в объеме продаж) * Число дней периода.

При больших объемах продаж увеличение периода оборота дебиторской задолженности даже на два-три дня может улучшить показатель рентабельности на несколько процентов.

Если при управлении текущими активами и дебиторской задолженностью основное внимание должно быть направлено на увеличение показателей оборачиваемости, то при управлении кредиторской задолженностью и текущими пассивами в целом необходимо насколько возможно затягивать платежи, уменьшая показатель оборачиваемости.

Если есть разрыв в периодах (например, дебиторская задолженность оборачивается в два раза медленнее, чем кредиторская), то предприятию необходимо привлекать кредиты.

Финансовая устойчивость отражает уровень риска деятельности предприятия в зависимости от заемного капитала.

В качестве оценочных коэффициентов используют:

Коэффициент финансовой стабильности = Собственные средства / Заемные средства;

Коэффициент финансовой автономии = Собственные средства / Всего активов;

Коэффициент маневренности собственных средств = Собственные оборотные средства / Собственные средства.

Рассмотрим расчет основных финансовых показателей (табл. 3, 4, 5).

Рентабельность продаж. Разделив сумму операционной прибыли (данные из бюджета доходов и расходов) 434 149 грн. на выручку от реализации 1 913 350 грн. и умножив результат на 100, получим 22,7 %. Таким же образом этот показатель рассчитывается по каждому направлению.

Рентабельность активов. Разделив сумму операционной прибыли 434 149 грн. на средний объем активов за период 2 190916грн. (расчетныеданные), получим 19,8%.

Рентабельность собственного капитала. Разделив сумму операционной прибыли 434 149 грн. на средний объем собственного капитала 1 962 169 грн. (расчетные данные), получим 22,1 %.

Период оборота текущих активов. Разделив средний объем текущих активов 1 084 263 грн. (расчетные данные) на общую сумму расходов из бюджета доходов и расходов 1 479 201 грн. и умножив на 30 дней в месяце, получим 23 дня.

Период оборота дебиторской задолженности. Разделив средний объем дебиторской задолженности 434 405 грн. (расчетные данные) на сумму выручки от реализации 1 913 350 и умножив на 30 дней, получим 7 дней.

Период оборота кредиторской задолженности. Разделив средний объем кредиторской задолженности 228 703 грн. (расчетные данные) на сумму расходов за период 1 479 201 и умножив на 30 дней, получим 5 дней.

Бюджетное планирование и прогнозирование Скачать 50149 0 0

… (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета. 2. Бюджетное планирование и прогнозирование 2.1 Финансово-бюджетная политика Выполнение государством предусмотренных законодательством функций и задач требует соответствующих ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их …

Зарубежный опыт бюджетного планирования и прогнозирования Скачать 47635 0 0

… также не носят директивного характера. Также просматривается легкое государственное регулирование экономики в Венгрии и Польше. 2. Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в развитых странах мира 2.1 Долгосрочное макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС (Европейского Союза) В последние годы страны ЕС перешли к разработке собственного ежегодного бюджетного …

Методика бюджетного планирования Скачать 71883 0 0

… с экономическими институтами РАН, как было в практике Госплана, непосредственно не взаимодействуют. «Научные» рекомендации исходят не оттуда. 2.2 Переход к программно-целевым методам бюджетного планирования Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной государственной власти или органом исполнительной власти местного самоуправления и утверждаются соответствующим …

Методы бюджетного планирования и прогнозирования Скачать 48706 1 0

… , распределённого по программному принципу Год 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Доля программных расходов, % 50 55 60 65 70 Применение того или иного из рассмотренных методов бюджетного планирования и прогнозирования определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения …

Из запланированных 64 результатов по национальной программе «Цифровая экономика» в 2019 году достигнуто было всего 36 или 56%. Об этом говорится в отчете Счётной палаты РФ. Подробнее здесь.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

См. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации»

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ в статью 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
  • Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

1. Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

2. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

3. Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

1. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

2. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 2000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.

3. По государственным и муниципальным контрактам порядок ведения реестров закупок определяется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Контроль исполнения бюджета — концепции, методы контроля и этапы

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным статьей 231 настоящего Кодекса.

Казначейская система исполнения бюджета позволяет:

Повысить эффективность использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования. Уменьшить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля. Ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения «пробега» средств от распорядителя до конечных получателей.

Анализ бюджета – аналитическая работа финансовых органов по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета. Обоснование финансово-бюджетной политики и параметров формирования бюджета. Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета. Определение финансовых резервов роста бюджета, и недостатков в деятельности участников бюджетного процесса, приводящих к потере бюджетных средств, отсутствию результатов их расходования. Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов. Совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Методы бюджетного анализа:

Сравнения – бюджетные показатели сравниваются с показателями прошлых лет (базисным), либо с плановыми, при этом обеспечивается сопоставимость показателей разного периода времени, в том числе с учетом инфляции. Группировки – показатели группируются и сводятся в таблицы. Цепных поставок – замена отдельного отчетного показателя базисным.

Инструментами бюджетного анализа являются бюджетные коэффициенты, т. е. относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных показателей к другим. Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения финансового состояния одной территории с другими территориями.

Протоколы за январь-месяц
Протоколы за февраль-месяц
Протоколы за март-месяц
Протоколы за апрель-месяц
Протоколы за май-месяц
Протоколы за июнь-месяц
Протоколы за июль-месяц
Протоколы за август-месяц
Протоколы за сентябрь-месяц
Протоколы за октябрь-месяц
Протоколы за ноябрь-месяц
Протоколы за декабрь-месяц

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Бюджетным законодательством России установлен особый порядок исполнения бюджета в случае обращения взыскания на его средства.

Данный порядок является процессуальной основой реализации материальных правовых норм других отраслей права (гражданского, трудового и др.), предусматривающих имущественную ответственность государства (муниципального образования) своей казной, в том числе и средствами соответствующего бюджета.

Необходимость существования такого специального порядка обусловлена невозможностью применения процедуры принудительного исполнения решений суда, установленной процессуальным законодательством и законом об исполнительном производстве, ввиду особого правового режима использования бюджетных средств.

Особый порядок применяется исключительно в отношении исполнения судебных актов на основании выданных в соответствии с законодательством исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).

Однако исполнительными документами в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» помимо исполнительных листов и судебных приказов являются: нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств; акты государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя.

Вполне очевидно, что соглашения об уплате алиментов не могут применяться к государству и бюджетным учреждениям, но остальные из вышеуказанных исполнительных документов (кроме решений налоговых органов о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам) вполне применимы в отношении бюджетных учреждений, которые отвечают по своим обязательствам средствами соответствующего бюджета.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2007 г. в постановлении № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» указал, что при отсутствии у бюджетного учреждения банковских счетов на исполнение в органы Федерального казначейства могут быть направлены и решения (постановления) органов Пенсионного фонда РФ, исполняемые во внесудебном порядке.

Федеральное казначейство с данной позицией не согласилось и в своем письме от 30 августа 2007 г. № 42-7.1-15/9.2-330 предписало подведомственным ему органам руководствоваться БК РФ, который закрепил исчерпывающий перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Соответственно в настоящий момент существует некоторая неопределенность при определении порядка исполнения несудебных исполнительных документов в отношении бюджетных учреждений.

Исполнительные документы принимаются к исполнению при условии их выражения в валюте Российской Федерации и соблюдения требований, предъявляемых к их оформлению, срокам предъявления (с учетом перерыва и восстановления пропущенного срока).

Исполнительный документ может быть направлен для исполнения как самим взыскателем, так и судом.

Исполнительный документ принимается к исполнению на основании письменного заявления взыскателя (если он направляется взыскателем), в котором должны быть указаны реквизиты его банковского счета, на который необходимо перечислить денежные средства, подлежащие взысканию.

При направлении исполнительного документа судом банковские реквизиты сообщаются взыскателем дополнительно.

К заявлению должен быть приложен подлинник исполнительного документа, а также надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан (за исключением судебного приказа).

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или ее нотариально удостоверенной копии либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Заявление регистрируется в электронном журнале учета и регистрации исполнительных документов не позднее следующего дня с момента его поступления в органы Федерального казначейства.

При этом регистрационный номер не является для органа Федерального казначейства номером, определяющим очередность исполнения исполнительных документов, расходы по которым отнесены к одному коду бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо из предусмотренных законом документов; несоответствие представленных документов по форме требованиям закона; нарушение установленного законодательством России срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление ��зыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

ПИСЬМО

от 30 сентября 2014 года N 09-05-05/48843

[О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных муниципальных программ]

В соответствии с пунктом 1.2.3 Детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 219, направляются для использования в работе и доведения до сведения органов местного самоуправления Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

А.М.Лавров

Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ

Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью методологического обеспечения перехода к составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

Исполнение бюджета по доходам и расходам

12. Государственные (муниципальные) программы рекомендуется формировать в едином варианте финансового обеспечения, обоснованном с точки зрения достижения поставленных целей и для реализации которого имеются необходимые ресурсы.

Рекомендуется исходить из того, что финансовое обеспечение реализации государственных программ субъекта Российской Федерации в части расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджетирование характеризуется путем расходов денег из бюджета. Не позднее десяти дней с момента подписания сводной бюджетной росписи, орган исполнительной власти обязан «выровнять» все величины как реальные уведомления о выделениях из бюджета до всех действующих распорядителей и лиц, получающих деньги из казны.

Не позднее десяти дней с момента подтверждения уведомления о выданных деньгах предприятие должно предоставить доходную смету для последующего утверждения вышестоящими органами, которые обязаны утвердить ее не позднее пяти дней после предоставления.

Доходная и расходная смета бюджетной организации, которая является основным распорядителем средств из бюджета, должна утверждаться руководителем. Одобренная смета должна передаться в исполнительный орган власти не позднее, чем один день с момента одобрения (в этот же день).

Все деньги из бюджета, финансовые запасы, расходная часть бюджета и т.д. должны учитываться в документах, которые создаются на фоне единой системы счетов. Подобная документация создается при помощи органа, занимающимся исполнением бюджета. Единая система счетов государственного бюджета регламентируется государственным аппаратом Российской Федерации.

Отчетные документы по бюджету бывают оперативными, квартальными, полугодовыми и годовыми. Все данные, которые заносятся в эти документы, реализуются главным органом власти, имеющим полномочия на соответствующую деятельность. Этот орган в конкретные сроки обязан предоставить все отчетные документы о передвижении бюджета в контролирующие органы, а также в Федеральное казначейство.

Исполняющий обязательства орган обязуется включительно до 31 декабря оплатить все имеющиеся задолженности перед государственным бюджетом, иначе будут наложены штрафные санкции. Деньги, которые используются для покрытия задолженностей из бюджета, также переводятся на счета не позднее 31 декабря.

В конце стоит сказать, что исполнение бюджета – это конкретное цельное распределение имеющихся денежных средств. В качестве основных задач исполнения бюджета выделяют предмет государственного аппарата, соответствие воинской стратегии государства, областям народной составляющей, которые имеют ключевое значение в развитии страны.

  • Статья 215. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 215.1. Основы исполнения бюджета
  • Статья 216. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 217. Сводная бюджетная роспись
  • Статья 217.1. Кассовый план
  • Статья 218. Исполнение бюджетов по доходам
  • Статья 219. Исполнение бюджета по расходам
  • Статья 219.1. Бюджетная роспись
  • Статья 219.2. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета
  • Статья 220. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 220.1. Лицевые счета
  • Статья 221. Бюджетная смета
  • Статья 222. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 223. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 224. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 225. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 226. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 226.1. Предельные объемы финансирования
  • Статья 227. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 228. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 229. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 230. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 231. Утратила силу с 1 января 2010 г.
  • Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете
  • Статья 233. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 234. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 235. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 236. Размещение бюджетных средств на депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление
  • Статья 237. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 238. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 239. Иммунитет бюджетов
  • Статья 240. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • Статья 241. Особенности исполнения бюджетов, установленные федеральными законами
  • Статья 241.1. Утратила силу с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ
  • Статья 241.2. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации
  • Статья 242. Завершение текущего финансового года
  • Статья 220.2. Осуществление Федеральным казначейством отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами
  • Статья 236.1. Операции по управлению остатками средств на едином счёте бюджета
Дело № 18-АД16-39 от 6 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-38 от 6 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-37 от 6 апреля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-35 от 25 марта 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-27 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-26 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-25 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-24 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-22 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-21 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-20 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-19 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-18 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-17 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-16 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-15 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 18-АД16-14 от 25 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 59-Г09-16 от 7 октября 2009 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 31-Г08-7 от 19 ноября 2008 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.