Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнение бюджета по расходам предусматривает осуществление процедур бюджетирования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ17-169, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Разрешая спор, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 72, 161, 162, 219, 242, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пришли к выводу о правомерности представления в обжалуемой части, его соответствия требованиям действующего законодательства…
- Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-8734, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ и отказывая в иске, сослался на статьи 72, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 166, 167, 168, 382, 388 ГК РФ, положения Закона № 44-ФЗ, пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и указал, что муниципальное бюджетное учреждение, выступающее заказчиком по заключенному договору обязано принимать бюджетные обязательства в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-11054, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, руководствуясь положениями статей 72, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 166, 167, 168, 382, 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ), отказал в удовлетворении заявленных исковых требований…
Статья 219 БК РФ. Исполнение бюджета по расходам (действующая редакция)
- Оптимизация затрат;
- Согласование работу подразделений предприятия;
- Выявление направлений приносящих убытки или нуждающихся в развитии;
- Анализ финансовой деятельности предприятия в целом;
- Составление финансового прогноза;
- Укрепление дисциплины на предприятии и усиление мотивации сотрудников.
Исходя из этого, выделим основные функции бюджетирования:
На каждом предприятии может быть своя специфика, поэтому единой модели бюджетирования не существует. В зависимости от целей предприятия и объекта планирования разрабатываются индивидуальные схемы, учитывающие специфику компании, ее финансовые возможности, при этом используются свои средства и свой инструментарий. Бюджетные мероприятия представляют собой замкнутый цикл, состоящий из планирования, исполнения, контроля, анализа и корректировки планов.
Проектирование системы бюджетирования, то есть финансовой структуры, зависит от специфики организации и ее масштаба.
Финансовая структура является основным элементом распределения полномочий, ответственности и мотивации по результатам деятельности компании, представляющая собой иерархическое дерево, которое состоит из центров финансовой ответственности (ЦФО). По каждому ЦФО составляется бюджет, и определяются финансово-экономические показатели его деятельности. Для создания проекта финансовой структуры необходимо изучить финансово-экономическую документацию, проанализировать взаимодействие отделов, подготовить сотрудников к внедрению на предприятии системы бюджетирования. Затем создается модель бюджетирования. В зависимости от видов операций и сферы деятельности создаются ЦФО, которые координируются ответственными лицами, задача которых, в свою очередь, контролировать статьи расходов и доходов, распределять финансовые потоки.
В бюджете учитываются не только финансовые показатели, но и натуральные, поэтому, помимо понятия финансовой структуры – ЦФО, можно выделить понятие Центр ответственности (ЦО), отражающий структуру управления в целом и представляющий собой центр принятия решения, который может и не контролировать финансовые показатели или контроль этих показателей не является основной функцией ЦО.
Рассмотрим пример структуры центров ответственности в организации.
Построение бюджетирования на предприятии
Бюджет доходов и расходов визуально напоминает форму № 2 бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах). БДР допустимо разрабатывать под себя. Можно включать в бюджет или исключать из него какие-либо разделы.
Бюджет доходов и расходов формируют исходя из количества продукции, планируемой к реализации, и выручки, которую предприятие планирует получить от продажи этого количества. В этот бюджет попадают только расходы, которые имеют отношение к производству того количества продукции, которое планируется реализовать. Следовательно, расходы, необходимые для производства продукции на склад в качестве запаса, не будут учтены в данном документе.
Пример формирования БДР компании — в табл. 8.
Таблица 8. Бюджет доходов и расходов компании, руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
Период |
Итого |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Товар № 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выручка от реализации |
1 200 000 |
1 400 000 |
1 400 000 |
1 920 000 |
5 920 000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Себестоимость |
936 714,70 |
1 074 291,09 |
1 071 315,42 |
1 218 180,06 |
4 300 501,27 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) от реализации |
263 285,30 |
325 708,91 |
328 684,58 |
701 819,94 |
1 619 498,73 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Товар № 2 Инвестиционный бюджет может выступать в качестве самостоятельного бюджета или в составе бюджета движения денежных средств. Структурно БДДС представляет собой движение денежных потоков (по расчетным счетам и/или в кассе), отражая планируемые поступления и расходования денежных средств в процессе хозяйственной деятельности. Для формирования БДДС денежные потоки классифицируют следующим образом:
Зачастую в БДДС включается информация только по основной деятельности, а все прочие денежные потоки формируют отдельные бюджеты. Особенно это касается инвестиционного бюджета. Вопрос включения тех или иных сведений в БДДС остается на усмотрение вышестоящего руководства. Все зависит от поставленных задач. Этап 1. Устанавливают фактические показатели остатков денежных средств на расчетных счетах и (или) в кассе предприятия на конец предшествующего отчетного периода. Этап 2. Планируют поступления и расходования денежных средств в соответствии с запланированным объемом производства, инвестиционными планами, прогнозируемыми расходами и т. д. Важный момент: для детального планирования наиболее эффективно использовать операционные бюджеты, чтобы не перегружать информацией БДДС. Плановые поступления денежных средств формируют с учетом конкретных или планируемых условий оплаты. С этой целью дополнительно составляют вспомогательные бюджеты — графики поступления денежных средств (аналогичные графику в табл. 1). При планировании расходов учитывают данные из вспомогательных бюджетов или графиков оплаты (материалов, электроэнергии, аренды и др.) в соответствии с условиями оплаты (по договорам поставки, аренды и т. д.). Так, за аренду могут платить с опережением сразу за квартал; за электроэнергию и коммунальные платежи — в следующем месяце по факту расхода. Именно поэтому настоятельно рекомендуем формировать отдельные графики оплаты, соответствующие всем условиям оплаты, итоговые значения которых попадают в бюджет движения денежных средств. Этап 3. Рассчитывают сash flow по каждому типу деятельности (текущая, финансовая, инвестиционная). К СВЕДЕНИЮ Сash flow представляет собой разницу между поступлениями и расходованиями денежных средств. Этап 4. Определяют излишек или недостаток денежных средств на конец месяца. Многие формируют бюджет движения денежных средств не совсем корректно, и он становится в определенной степени идентичным бюджету доходов и расходов, что в корне неверно. Во-первых, БДДС отражает все денежные потоки компании вне зависимости от реализации продукции, в то время как бюджет доходов и расходов привязан к факту (плану) реализации продукции, в том числе по понесенным расходам. Во-вторых, денежные потоки для БДДС формируют с учетом налога на добавленную стоимость (исполнители соблюдают это не всегда), что обусловлено фактом получения и расходования денежных средств. Так, за материал компания платит с учетом НДС. Одновременно с этим за реализованную продукцию она получает денежные средства с учетом данного налога. При формировании отдельных графиков поступлений и расходований (оплаты) денежных средств БДДС можно составлять в упрощенной форме, включая только итоговые показатели по приходу и расходу средств. Весьма эффективный вариант при формировании БДДС с помощью MS Excel — использовать функцию группировки, которая позволяет скрывать и раскрывать необходимые разделы с помощью бокового меню при выборе символов «+» и «–». Рассмотрим упрощенный бюджет движения денежных средств (табл. 9).
Бюджетным законодательством России установлен особый порядок исполнения бюджета в случае обращения взыскания на его средства. Данный порядок является процессуальной основой реализации материальных правовых норм других отраслей права (гражданского, трудового и др.), предусматривающих имущественную ответственность государства (муниципального образования) своей казной, в том числе и средствами соответствующего бюджета. Необходимость существования такого специального порядка обусловлена невозможностью применения процедуры принудительного исполнения решений суда, установленной процессуальным законодательством и законом об исполнительном производстве, ввиду особого правового режима использования бюджетных средств. Особый порядок применяется исключительно в отношении исполнения судебных актов на основании выданных в соответствии с законодательством исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ). Однако исполнительными документами в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» помимо исполнительных листов и судебных приказов являются: нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств; акты государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя. Вполне очевидно, что соглашения об уплате алиментов не могут применяться к государству и бюджетным учреждениям, но остальные из вышеуказанных исполнительных документов (кроме решений налоговых органов о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам) вполне применимы в отношении бюджетных учреждений, которые отвечают по своим обязательствам средствами соответствующего бюджета. ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2007 г. в постановлении № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» указал, что при отсутствии у бюджетного учреждения банковских счетов на исполнение в органы Федерального казначейства могут быть направлены и решения (постановления) органов Пенсионного фонда РФ, исполняемые во внесудебном порядке. Федеральное казначейство с данной позицией не согласилось и в своем письме от 30 августа 2007 г. № 42-7.1-15/9.2-330 предписало подведомственным ему органам руководствоваться БК РФ, который закрепил исчерпывающий перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством. Соответственно в настоящий момент существует некоторая неопределенность при определении порядка исполнения несудебных исполнительных документов в отношении бюджетных учреждений. Исполнительные документы принимаются к исполнению при условии их выражения в валюте Российской Федерации и соблюдения требований, предъявляемых к их оформлению, срокам предъявления (с учетом перерыва и восстановления пропущенного срока). Исполнительный документ может быть направлен для исполнения как самим взыскателем, так и судом. Исполнительный документ принимается к исполнению на основании письменного заявления взыскателя (если он направляется взыскателем), в котором должны быть указаны реквизиты его банковского счета, на который необходимо перечислить денежные средства, подлежащие взысканию. При направлении исполнительного документа судом банковские реквизиты сообщаются взыскателем дополнительно. К заявлению должен быть приложен подлинник исполнительного документа, а также надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан (за исключением судебного приказа). Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или ее нотариально удостоверенной копии либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче. Заявление регистрируется в электронном журнале учета и регистрации исполнительных документов не позднее следующего дня с момента его поступления в органы Федерального казначейства. При этом регистрационный номер не является для органа Федерального казначейства номером, определяющим очередность исполнения исполнительных документов, расходы по которым отнесены к одному коду бюджетной классификации Российской Федерации. Бюджетный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо из предусмотренных законом документов; несоответствие представленных документов по форме требованиям закона; нарушение установленного законодательством России срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление ��зыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. ПИСЬМО от 30 сентября 2014 года N 09-05-05/48843 [О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных муниципальных программ] В соответствии с пунктом 1.2.3 Детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 219, направляются для использования в работе и доведения до сведения органов местного самоуправления Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ. А.М.Лавров Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью методологического обеспечения перехода к составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ. Исполнение бюджета по доходам и расходам12. Государственные (муниципальные) программы рекомендуется формировать в едином варианте финансового обеспечения, обоснованном с точки зрения достижения поставленных целей и для реализации которого имеются необходимые ресурсы. Рекомендуется исходить из того, что финансовое обеспечение реализации государственных программ субъекта Российской Федерации в части расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджетирование характеризуется путем расходов денег из бюджета. Не позднее десяти дней с момента подписания сводной бюджетной росписи, орган исполнительной власти обязан «выровнять» все величины как реальные уведомления о выделениях из бюджета до всех действующих распорядителей и лиц, получающих деньги из казны. Не позднее десяти дней с момента подтверждения уведомления о выданных деньгах предприятие должно предоставить доходную смету для последующего утверждения вышестоящими органами, которые обязаны утвердить ее не позднее пяти дней после предоставления. Доходная и расходная смета бюджетной организации, которая является основным распорядителем средств из бюджета, должна утверждаться руководителем. Одобренная смета должна передаться в исполнительный орган власти не позднее, чем один день с момента одобрения (в этот же день). Все деньги из бюджета, финансовые запасы, расходная часть бюджета и т.д. должны учитываться в документах, которые создаются на фоне единой системы счетов. Подобная документация создается при помощи органа, занимающимся исполнением бюджета. Единая система счетов государственного бюджета регламентируется государственным аппаратом Российской Федерации. Отчетные документы по бюджету бывают оперативными, квартальными, полугодовыми и годовыми. Все данные, которые заносятся в эти документы, реализуются главным органом власти, имеющим полномочия на соответствующую деятельность. Этот орган в конкретные сроки обязан предоставить все отчетные документы о передвижении бюджета в контролирующие органы, а также в Федеральное казначейство. Исполняющий обязательства орган обязуется включительно до 31 декабря оплатить все имеющиеся задолженности перед государственным бюджетом, иначе будут наложены штрафные санкции. Деньги, которые используются для покрытия задолженностей из бюджета, также переводятся на счета не позднее 31 декабря. В конце стоит сказать, что исполнение бюджета – это конкретное цельное распределение имеющихся денежных средств. В качестве основных задач исполнения бюджета выделяют предмет государственного аппарата, соответствие воинской стратегии государства, областям народной составляющей, которые имеют ключевое значение в развитии страны.
Похожие записи: |