Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кандидаты в депутаты права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Статья 44. Права и обязанности кандидата в депутаты
В соответствии с законодательством избирательная кампания начинается за 90 дней до дня голосования, и соответствующее решение подлежит опубликованию в местной газете. Но! Во многих муниципальных округах Москвы отсутствуют печатные версии местных газет. Только электронные. Однако, органы местного самоуправления должны будут выпустить печатные спецвыпуски местных газет где будет размещена информация об объявлении выборов. Поэтому предположительно не позднее 13 июня должны быть объявлены муниципальные выборы. Следите за обнародованием данной информации.
Подавать документы лучше сразу же на следующий день после объявления выборов. Это важно потому, что в случае обнаружения каких-либо недочётов в предоставленных с вашей стороны документации, будет время на их устранение.
Перечень необходимых документов содержится в Избирательном кодексе города Москвы. Поэтому не ленитесь и прочитайте кодекс от начала и до конца, делая пометки и закладки.
Подавать документы необходимо в Территориальную избирательную комиссию. Обычно она располагается по адресу управы района.
Стоимость кампании, при условии, что кандидат является и главным организатором, и сам себе помощником, и одним из расклейщиков, и, вообще, «сам танцую, сам плачу», в среднем получается 6 рублей на избирателя (два выпуска печатной продукции в виде газеты, один плакат с массовой заклейкой, один выпуск с предвыборной программой, три встречи с избирателями, с предварительной обклейкой для оповещения). Данные для примера я привожу исходя из собственной кампании 2012 года в двухмандатном избирательном округе при количестве избирателей в 10 тысяч чел.; где 30 тысяч рублей стоили предвыборные мероприятия и агитация, ещё 30 тысяч рублей за подготовительный информационный материал.
При минимуме денежных средств можно использовать квартирный обход и личное общение. Но это сложно психологически — отдельная квартира — отдельный мир, во всяком случае, я смог это сделать только один раз и то не полностью, в 2008 году.
Что касается количества избирателей. На данный момент в Вешняках 7 двухмандатных избирательных округов по 10 000 избирателей в среднем на округ. Скорее всего, скоро Совет депутатов МО Вешняки поменяет нарезку и будет 3 пятимандатных избирательных округа (как и в целом по Москве приводят количество округов либо к двум при количестве в 10 депутатов, либо к трем округам при количестве в 15 депутатов), что означает увеличение числа избирателей, площади избирательного округа и удорожания избирательной кампании. В среднем в новообразованных избирательных округах в Вешняках будет по 24 тысячи избирателей. Соответственно стоимость кампании может обойтись в среднем в 144 тысячи рублей.
В соответствии с законом, только 10% от общего числа избранных депутатов Совета депутатов имеют право на ежемесячное вознаграждение. Обычно это один депутат, который является председателем Совета депутатов и он же глава муниципального округа. Вознаграждение в пределах 100 тысяч рублей, но в данной сумме могу ошибиться.
Остальным полагается проездной на все виды городского общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи).
Последние несколько лет в Москве действует система выплат компенсаций депутатам за отрыв от основного места работы по причине участия в деятельности комиссий по открытию актов ремонта и благоустройства, а также приёмки данных работ. В каждом муниципальном округе своя система выплат, поэтому сказать о какой ежемесячной сумме идёт речь проблематично. На примере моего муниципального округа, это 17 тысяч в месяц с учётом НДФЛ.
Для того чтобы стать кандидатом в депутаты есть два варианта.
Во-первых, выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата (тогда выдвижение от партии позволяет не собирать подписи избирателей, что облегчает прохождение регистрации в территориальной избирательной комиссии, до вас будут меньше докапываться и «рубить»). На этом, пожалуй, значимость партии и заканчивается. Люди на муниципальных выборах голосуют за личность, а то, от какой он партии, особой роли не играет.
Во-вторых, самодвижение через сбор подписей жителей, зарегистрированных в избирательном округе выдвижения потенциального кандидата. В ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы написано: «… для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, — 0,5 процента от числа избирателей, указанного в схеме многомандатных избирательных округов соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10».
Предвыборная программа — это, бесспорно, важный атрибут избирательной кампании. Местное самоуправление в Москве явление, о котором мало кто слышал из жителей столицы. Те же, кто хоть как-то сталкивался с муниципальными депутатами, их деятельностью, или же сами депутаты частенько говорят об ограниченности в полномочиях и смехотворности своей функции. Но это только на первый взгляд.
Даже тот перечень функций и полномочий, который закреплён в уставах муниципальных округов и законах города Москвы, регулирующих вопросы местного самоуправления, вполне достаточен для того, чтобы сделать жизнь в своём избирательном округе лучше. Конечно, возникают конфликтные ситуации, когда мэрия игнорирует мнение жителей и продавливает нужные ей решения силой. Но это происходит лишь об бездействия большинства жителей, а активности районного меньшинства не хватает.
Со всем перечнем вопросов местного значения и полномочий вы можете познакомиться, прочитав устав муниципального округа на территории, которого планируете выдвигаться: согласование плана досуговых мероприятий, контроль за благоустройством территории, распределение средств по программе социально-экономического развития, участие в организации военно-патриотических мероприятий, контроль за проведением капитального ремонта жилых домов, заслушивание отчётов руководителей городских бюджетных учреждений, действующих на территории муниципального округа, внесение предложений по развитию территории и инфраструктуры в целом и многое другое.
Конечно, вы можете обещать снижение налогов, увеличение пенсий, но честнее и правильнее будет формировать предвыборную программу исходя из вопросов местного значения и полномочий муниципальных депутатов, увязывая их с проблематикой вашего избирательного округа: замена устаревших детских и спортивных площадок, ремонт раздолбанной проезжей части во дворах, благоустройство неблагоустроенных дворов и пр.
Предвыборную программу прочтут далеко не все. Большее число избирателей возможно охватить плакатами с вашим лицом, именем и фамилией. Поэтому нужно сделать хорошее лицо. Конечно, для этого, помимо того, чтобы мама хотела, а папа старался, нужен ещё хороший фотограф, хороший дизайнер. К созданию образа для плаката нужно подойти серьёзно: как минимум два часа фотосессии в студии, в разной одежде. Помните! У каждого человека есть своя удачная и выигрышная постановка лица и тела, в которой он получается на фото лучше, чем во всех остальных. Именно поэтому фотосессия не должна походить на фото в паспорт. При необходимости используйте грим от профессионала (он же мейкап).
На плакате формата А3 вы должны быть изображены крупно. В полный рост «влезать» в собственный плакат не нужно! Все должны видеть ваше лицо, глаза. Выражение и композиция, вообще, должны, заставить избирателя (преимущественно это женщины) почувствовать вашу уверенность.
Раздаточный агитматериал (буклеты, брошюры, газеты) не должен изобиловать множеством букв, особенно мелким шрифтом. Краткость — сестра таланта. Чёткость и ясность изложенной мысли позволит избирателю запомнить кто вы, что предлагаете и чего хотите добиться. Ещё лучше, если ваш агитматериал будет выполнен в стиле легкой инфографики: картинка по смыслу, подходящая тексту и несколько предложений самого текста. Это и интересно, и визуально приятно.
Упреждая, спорщиков по данному пункту, скажу одно. То, что я пишу — это личный опыт, это реальная практика. Как воинский устав написан кровью, так и мои слова подкреплены опытом кампаний 2008 и 2012 годов. В 2008 году я победил, но победа была отдана ТИКом кандидату от «Единой России» (кто бы сомневался), о чём мне, спустя несколько лет, рассказал свидетель этого. Но! Я победил несмотря даже на то, что в избирательном бюллетене напротив моих ФИО было написано: 21 год, образование среднее, безработный, студент третьекурсник. Скажу честно, я бы не проголосовал. Но жители решили иначе. Узнаваемость и личная симпатия сыграли свою роль.
В 2012 году, конечно же, было уже и высшее образование, и место работы и пр. Но опять симпатия и узнаваемость, и уже реальная победа, которую также пытались отнять, но не получилось.
- Законодательство РФ
- Военный комиссариат
- Обязанности граждан
- Ответственность граждан
- Первоначальная постановка на воинский учет
- Военная служба
- Военные сборы
- Информация для организации
- Объявления
- Состав Думы
- План Работы
- Решения
- Документы, регламентирующие деятельность
- Формы депутатской деятельности
- Положение о статусе Депутата
- Правила Депутатской этики
- Компетенция городской думы
- Регламент
Как стать муниципальным депутатом
- Правила землепользования и застройки
- Проект Нормативов градостроительного проектирования
- Местные нормативы градостроительного проектирования
- Проект Положения о порядке подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования
- Положение о составе, порядке подготовки генерального плана
- Градостроительная деятельность
- Схема размещения нестационарных торговых объектов
- Городские леса
- Организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер
- Об обеспечении пожарной безопасности в весенне–летний пожароопасный период
- Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования Восточного городского поселения
- Паспорт ПБ при угрозе лесных пожаров
- Система оповещения
- Угроза терроризма экстремизма
- Резерв материальных ресурсов ГОЧС
- Организация и ведение гражданской обороны
- О мерах по организации очистки кровель
- Пожарно-профилактическая работа в жилом секторе
- Об утверждении перечня первичных средств тушения пожаров в местах общего пользования
- Антитеррористическая комиссия
- ПРОГРАММА обучения специалистов администрации
- Памятка гражданам о сохранности личного имущества
- Правила поведения на воде
- Положение о Комиссии
- Порядок проведения независимой экспертизы регламентов
- Перечень услуг оказываемых на территории МО
- Перечень услуг предоставляемых в МФЦ
- Регламенты муниципальных услуг
- Проекты административных регламентов
- НПА муниципальных услуг
- Информация для граждан
- Муниципальный контроль
- Памятка для граждан Украины, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Кировской области
- Расписание движения автобусов и маршруток
- Памятки по вашей безопасности
- График уличного освещения
- Об ответственном обращении с животными
- Генеральный план МО Восточное городское поселение
- О проведении месячника по санитарной очистке и благоустройству
- Расписание поезда Яр — Верхнекамская
- Грипп и ОРВ
- Распоряжение ГРИПП
- НОТАРИАТ
- ПАМЯТКА «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА ПТИЦ»
- Порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
- Порядок и уплата страховых взносов за индивидуального предпринимателя
ЗАКОН
О выборах народных депутатов местных советов
народных депутатов Российской Федерации*
(с изменениями на 3 июля 1992 года)
_____________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 1995 года на основании
Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ
_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Настоящий Закон с 25 декабря 1993 года признан недействующим и не подлежит применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288.
_____________________________________________________________________
Информация об изменяющих документах
_____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1.
_____________________________________________________________________
____________________
* В названиях Закона и статьях слово «РСФСР» заменено словами «Российская федерация» — Закон Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1.
Настоящим Законом определятся порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов.
Выборы народных депутатов местных Советов народных депутатов Российской Федерации проводятся по одномандатным и многомандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Действие настоящего Закона распространяется на порядок назначения, подготовлением проведения выборов народных депутатов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов.
(В редакции Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1).
Выборы народных депутатов местных Советов народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.
В выборах не участвуют душевнобольные граждане, признанные судом недееспособными, и лица отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.
(В редакции Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1).
Выборы народных депутатов местных Советов народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Женщины и мужчины имеют равные избирательные права.
Военнослужащие пользуются избирательными правами наравне со всеми гражданами.
Каковы права кандидата в депутаты?
Граждане других союзных республик на территории Российской Федерации пользуются правом избирать и быть избранными народными депутатами местных Советов народных депутатов наравне с гражданами Российской Федерации.
Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями
Проведение выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Подготовка и проведение выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов осуществляются избирательными комиссиями, трудовыми коллективами и общественными организациями открыто и гласно.
Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в народные депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов.
На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу, проведении общих итогов выборов, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Предварительное уведомление избирательных комиссий о намерении указанных представителей присутствовать в день выборов в помещениях для голосования либо на заседаниях избирательных комиссий не требуется. Вмешательство указанных представителей в работу комиссий не допускается.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов.
Избирательные комиссии, государственные и общественные органы, трудовые коллективы предоставляют средствам массовой информации материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов.
(В редакции Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1).
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов избирательным объединением. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» выдвижение федерального списка кандидатов осуществляется политической партией.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями (кроме выборов в Госдуму РФ) проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.
Правовой статус кандидатов, их права и обязанности.
Регистрация кандидатов (списков кандидатов) является важным этапом в избирательном процессе. Кроме того, именно процесс регистрации в значительной части вызывает споры, жалобы как на предвзятое отношение к кандидатам соответствующих избирательных комиссий, так и на несовершенство самого порядка регистрации. Поэтому законодатель старается наиболее тщательно и полно прописать порядок регистрации. В последнее время (2005—2007) законодатель расширил перечень предоставляемых сведений о кандидатах. Значительно возросли требования к их достоверности. В случае обнаружения неточности в представляемых биографических данных или их недостоверности кандидату или отказывают в регистрации, или снимают его уже с состоявшейся регистрации. Введены основания для отказа в регистрации в случае ненадлежащего оформления документов.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению отдельных избирателей, группы избирателей, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 5 или 10 в зависимости от вида выборов процента (п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»), если иное не установлено федеральным законом.
Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей. При этом учитывается, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с законом.
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
С момента регистрации возникает правовой статус (от лат. status — положение, состояние) кандидата на выборную должность. Правовой статус кандидатов в депутаты представляет широкий спектр правовых средств, обеспечивающих трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.
Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов). Как следует из ст. 128 ТК РФ, работодатель обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных в комментируемом пункте случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.
Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.
Работодатель, руководитель государственного органа, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Депутат — это выбранная должность на определенный срок и в орган, которая, как правило, сопровождается приобретением иммунитета. Различаются они в зависимости от статуса органа, куда избираются. Это представители народа, и, что интересно, в переводе с латыни слово означает «посланный». Отмечу, в России депутаты избираются в Нижнюю палату — Государственную думу, региональные парламенты.
Максимальное количество депутатов — 110 (Госсобрание Башкортостана), минимальное — 15 в думе Чукотского автономного округа.
Узнав, как стать депутатом государственной думы, далее знакомимся с прямыми обязанностями. Поскольку это законодательный орган, то депутат должен:
- выступать с законодательными инициативами;
- участвовать в работе комитетов, принимать участие в голосовании;
- следовать парламентской дисциплине.
Хочется добавить, что депутат должен помогать людям: не только тем, кто его выбрал, но и многим другим. Периодически должен проводить встречи и отчитываться о результатах работы.
Изучая как стать депутатом, думы, района, стоит понимать определенные требования, которые выдвигаются к этому лицу. Они прописаны в законодательных актах, а кроме этого, даже во мнении людей есть определенный список этих качеств и компетенций. Занять такой пост — это одно из проявления смарт-целей, которые не обязательны к выполнению прямо сегодня, а строятся на перспективу. Кстати, за все высказывания в рамках публичных выступлений депутат не может быть осужден — это принцип депутатского индемнитета.
Чтобы понять, как стать депутатом РФ, необходимо понять, со скольки лет можно выдвигать свою кандидатуру. В нашей стране этот порог стартует от 21 года. Такой же возрастной порог и в Украине. Обязательное условие — отсутствие судимостей и наличие гражданства той страны, где баллотируешься. Кроме этого, депутат не может быть одновременно депутатом Думы или Совета Федерации, занимать другие посты, ведь это считается основной занятостью.
Интересный момент, но наличие высшего образование законом не прописано, да и лицо в 21 год не всегда может его иметь. Для российского электората эта позиция крайне важна, равным счетом, как поведение, семейное положение. Стратегически правильно, когда имя кандидата на слуху, работает сталеваров или знает, как делать деньги из воздуха и рассказывает это на своих курсах.
В некоторых интервью политиков, о том, как становятся депутатами, такие люди, которые сейчас при исполнении или срок их каденции уже закончился, отмечают — важны не только законодательные нормы, но и личные качества. Среди них:
- харизматичность, яркость имиджа;
- умение говорить с электоратом, задавать вопросы;
- решительность;
- последовательность;
- ответственность;
- честность;
- открытость.
Я бы добавила еще умение договариваться (в том числе, с разными людьми) и мыслить стратегически и наперед.
В этом случае стоит помнить о системе выборов:
- партийная (по спискам — чем больше голосов набирает партия, тем больше ее членов проходят);
- мажоритарная — по округу — большинство голосов в определенном участке.
Для выборов в муниципалитет, ГосДуму используется смешанная система, где количество депутатских кресел распределится равными долями по типам систем.
Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
Перед тем как баллотироваться в депутаты, необходимо определить способ выдвижения – от избирательного объединения либо в порядке самовыдвижения. Последний способ предусматривает «предложение» своей кандидатуры в течение двадцати календарных дней с момента официального опубликования постановления о проведении выборов. На данном этапе кандидаты в депутаты предоставляют в избирательную комиссию:
- уведомление о самовыдвижении;
- заявление, которое содержит согласие баллотироваться;
- копию паспорта;
- копии всех документов, которые указаны в заявлении;
- достоверные сведения о доходах, ценных бумагах, вкладах в банках и т. д.
Как баллотироваться в депутаты, если о ваших перспективных планах, направленных на повышение благосостояния избирателей, никому из них неизвестно? Никто просто не узнает о благородных порывах нового кандидата. Именно для этих целей кандидаты в депутаты проводят предвыборную кампанию. Но и на этом этапе имеется ряд важных аспектов: проводится такая кампания за счет средств избирательного фонда. За счет чего он формируется? Здесь несколько источников:
- собственные средства;
- добровольные пожертвования будущих избирателей (граждан) или юридических лиц.
Регистрации кандидатов в депутаты предшествует сбор подписей от избирателей в свою поддержку или внесение избирательного залога. Если будущий депутат получил уведомление от комиссии о своем выдвижении, на следующий день он уже может собирать подписи в поддержку своей кандидатуры. В последующем данные подписанные листы необходимо сдать в избирательную комиссию. Но и здесь существует ограничение по срокам, согласно действующему законодательству – не позднее истечения двадцати дней после публикации постановления о проведении выборов. На этом этапе имеется и второй вариант развития событий – внесение пятнадцати процентов от максимально предельной суммы избирательного фонда.
Итак, подписи потенциальных избирателей собраны, а избирательная кампания в самом разгаре. Это значит, что будущий депутат уже на полпути к успеху. Самое время перейти к официальной части регистрации кандидатов. С этой целью избирательная комиссия проверит подлинность подписанных листов, которые ей предоставит желающий баллотироваться. После этого она в десятидневный срок примет решение о регистрации кандидата или об отказе.
С момента положительного ответа от избирательной комиссии потенциальный депутат имеет полное право проводить агитацию среди избирателей. Для достижения цели все средства хороши, но есть ряд исключений: законом запрещается подкуп избирателей, вручение подарков, а также нельзя пропагандировать захват власти и военные действия. Агитация заканчивается в 00:00 часов по московскому времени за сутки до голосования.
Правовой статус кандидатов в депутаты
Если подходить к данному вопросу с полной ответственностью и осознанием дела, а главное – его последствий, можно рассмотреть не только количество подавляющих плюсов. К числу положительных моментов можно смело отнести неприкосновенность, возможность оставить свой отпечаток в истории, достаточное государственное обеспечение и моральное удовлетворение (при условии качественной работы). Но здесь же имеется и обратная сторона медали: увеличение чувства ответственности, вероятность угрозы жизни близких и родных и практически полное отсутствие свободного времени.
С наступлением очередных выборов каждый гражданин пребывает в волнительном ожидании грядущих положительных перемен. Существует распространенное мнение о том, что перед тем, как баллотироваться в депутаты, каждый кандидат обещает буквально «золотые горы» в надежде получить лишний голос. Не секрет, что и избирательная кампания, и агитация составлена и спланирована на злобу дня.
2.1. Извещение избирательного объединения о проведении съезда (конференции или общего собрания) (приложение 2).
Примечание: уведомление представляется в избирательную комиссию заблаговременно, до проведения мероприятия по выдвижению.
2.2. Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, (в двух экземплярах) (приложение 3).
Форма списка кандидатов утверждается избирательной комиссией, организующей выборы (пункт 14.4. статьи 35 ФЗ № 67-ФЗ).
2.3. Заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения копия паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ.
2.4. Решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения (приложение 4).
2.5. Копия документа, заверенная руководителем избирательного объединения и печатью избирательного объединения, о государственной регистрации избирательного объединения, выданного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
2.6. Копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения (при выдвижении общественным объединением).
2.7. Решение съезда (конференции или общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам (приложение 5).
2.8. Документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом избирательного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом избирательного объединения.
2.9. Письменное согласие от каждого уполномоченного представителя о согласии осуществлять указанную деятельность (заявление пишется на имя руководителя избирательного объединения).
2.10. Сообщение о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного объединения (приложение 6), эмблема, описание которой содержится в уставе избирательного объединения.
После заверения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, каждый кандидат лично представляет в избирательную комиссию муниципального образования документы, указанные в пунктах 1.настоящего перечня.
3. Документы, представляемые кандидатом в депутаты, выдвинутым избирательным объединением, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, в избирательную комиссию для регистрации (статья 37 Закона).
3.1. Документ, подтверждающий факт открытия кандидатом в депутаты специального избирательного счета.
Примечание:
1. Если в избирательном округе число избирателей составляет не более пяти тысяч избирателей, создание кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования своей избирательной кампании производиться не будет. В этом случае кандидат уведомляет избирательную комиссию муниципального образования об указанных обстоятельствах (ч. 2 ст. 55 Закона).
2. На выборах депутатов представительного органа сельского поселения перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей (ч. 11.1 ст. 55 Закона).
3.2. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (представляются в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей) (Приложение 1 к Закону).
3.3. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах и в машиночитаемом виде (приложение 7) (представляется в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей).
3.4. Сведения о внесении уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, а также в иные документы (за исключением подписных листов) (приложение 8).
Примечание:
1. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации (ч. 2 ст. 40 ФЗ № 67-ФЗ).
2. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования со средней нормой представительства избирателей в муниципальном образовании не более двухсот, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться.
4. Документы, представляемые в избирательную комиссию для регистрации доверенных лиц, назначенных кандидатом в депутаты, избирательным объединением (статья 41 Закона).
4.1. Заявление либо представление кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, о назначении доверенных лиц (до 10 человек) (приложение 9).
4.2. Заявление гражданина о согласии быть доверенным лицом (приложение 10).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
С момента регистрации возникает правовой статус кандидата на выборную должность, который с помощью широкого спектра правовых средств обеспечивает трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.
Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.) раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2002 г.).
Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов).
Как следует из ст. 128 Трудового кодекса РФ, работодатель в подобных случаях обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел. федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры. Указом Президента РФ от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.
Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.
1. Зарегистрированный кандидат в течение названного срока по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата на выборную должность.
2. Зарегистрированный кандидат без согласия прокурора, а кандидаты в депутаты Государственной Думы — без согласия Генерального прокурора РФ не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия прокурор немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
3. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
- «решалы» — урегулируют все неправовые отношения на уровне переговоров. Такие юристы готовы на вымогательство и шантаж своего доверителя, а выделяемые ему средства невозможно доверителю контролировать. Но такие юристы действительно могут помочь тогда, когда других средства и способы исчерпаны и шансов на успех уже нет;
- «черные» — работают с явным нарушением или в обход законодательства. Они используют шантаж, коррупцию, различные провокации и акции по дискредитации соперников. Это очень квалифицированные юридические специалисты и работают не в штабе;
- «чиновники» — это члены избирательных комиссий и судьи, которые в силу своих полномочий могут влиять на ход и итоги выборных кампаний. Большинство из них держатся за свое место и не идут на компромиссы. Среди них есть такие, которые готовы идти на сближение с «решалами», но могут заинтересоваться лишь бонусами, обеспечивающими их на всю оставшуюся жизнь. Их не трудно узнать, поскольку они обожают почтение, лесть, дары, признание своих ошибок.
ЧЕК-ЛИСТ
юридического сопровождения избирательной кампании
- анализ действующего избирательного законодательства субъекта РФ, а также судебной практики судов соответствующих уровней;
- исследование деятельности существующих в данном регионе правоохранительных органов, СМИ, отдельных чиновников и представителей бизнеса на предмет выявление их аффилированности с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления;
- исследование деятельности, структуры и нормативных актов, а также взаимоотношений между государственными органами власти субъекта и муниципальными органами власти;
- разработка модели построения юридической группы, тактики ведения правового сопровождения избирательной кампании, приемов и способов юридического воздействия на политических оппонентов, тактики работы с правоохранительными и административными органами. Организационное консультирование по созданию и функционированию избирательного штаба и системы региональных штабов.