Какой порядок ведения государственного кадастра объектов недвижимости (гкн)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой порядок ведения государственного кадастра объектов недвижимости (гкн)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

II. Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости

5. Реестр объектов недвижимости состоит из:

Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42

(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 12.03.2015 N 137, от 31.03.2015 N 188, от 16.06.2015 N 376, от 12.08.2015 N 555, от 24.11.2015 N 878, от 20.01.2016 N 16)

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Минэкономразвития России
от 04.02.2010 N 42

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов: (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 16.06.2015 N 376, от 24.11.2015 N 878)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, ст. 6419.

. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

1) реестра объектов недвижимости;

2) кадастровых дел;

3) кадастровых карт.

Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

18. Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) о снятии с учета объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

5) об аннулировании и исключении из ГКН сведений об объектах недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным статусом сведений; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

6) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

8) о внесении изменений в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

в Реестр соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении изменений в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре, такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

19. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение:

63. В Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Законом о кадастре кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (далее — исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;

5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;

6) номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;

8) разрешенное использование земельного участка;

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления;

10) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

10.1) учетный номер особой экономической зоны, если земельный участок расположен в границах такой зоны; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

11) сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк)), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);

12) сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);

13) сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

14) условный номер земельного участка, образованного (образуемого) в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

15) отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка; для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

вид, наименование, реквизиты (дата и номер) акта о предоставлении земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такой акт; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

73. В Реестр вносятся следующие общие сведения о здании:

1) вид объекта недвижимости (здание);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее здание;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего здания;

6) кадастровые номера помещений, расположенных в здании; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. Если здание расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

7.1) номер кадастрового квартала, в котором находится здание; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8) назначение здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);

8.1) наименование здания (указывается наименование здания при его наличии, например храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

10) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

11) материал наружных стен;

12) год ввода в эксплуатацию здания после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

13) сведения о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

реквизиты решений Правительства Российской Федерации, органов охраны объектов культурного наследия о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране, об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

регистрационный номер, вид и наименование этого объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — в отношении здания, являющегося объектом культурного наследия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

76. В Реестр вносятся следующие общие сведения о сооружении:

1) вид объекта недвижимости (сооружение);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано сооружение;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего сооружения;

6) кадастровые номера помещений, расположенных в сооружении; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

7.1) номер кадастрового квартала(ов), в котором находится сооружение; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8) назначение сооружения;

8.1) наименование сооружения (указывается наименование сооружения при его наличии, например газопровод «Южный поток»); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8.2) тип и значение основной характеристики сооружения; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

протяженность в метрах с округлением до 1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра; площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

объем в кубических метрах с округлением до 1 кубического метра; высота в метрах с округлением до 0,1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

9) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

10) год ввода в эксплуатацию сооружения после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

11) сведения о включении сооружения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении сооружения к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»*(1) (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения) и состоит из содержащих такие сведения разделов:

1) реестра объектов недвижимости;

2) кадастровых дел;

3) кадастровых карт.

2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.

3. Порядок не применяется в отношении сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на территории более чем одного кадастрового округа.

4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия);

6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

18. Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения:

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя);

4) о снятии с учета объекта недвижимости;

5) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;

6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета (далее — решение), подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело (номенклатурное дело).

Если в результате преобразования объекта недвижимости образуется несколько объектов недвижимости или представленные в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документы свидетельствуют об изменении сведений в отношении нескольких объектов недвижимости, решение оформляется в виде одного документа.

19. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение:

1) о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее — решение о приостановлении);

2) об отказе в осуществлении кадастрового учета (далее — решение об отказе).

При выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, в соответствии с пунктом 34 Порядка принимается решение об отказе во внесении соответствующих сведений (далее — решение об отказе во внесении сведений).

При выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки.

20. Решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принимается на основании:

имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;

документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета;

заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются правоустанавливающие документы на ранее учтенный объект недвижимости.

Если в распоряжении органа кадастрового учета отсутствует учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, содержащая сведения о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении, и на такой ранее учтенный объект недвижимости право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решение о внесении сведений в Реестр об указанном объекте недвижимости принимается на основании заявления заинтересованного лица и выписки о таком объекте недвижимости, выдаваемой органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации.

Государственный кадастр недвижимости

63. В Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (далее — исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;

5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;

6) адрес земельного участка или при отсутствии такого адреса — описание местоположения;

7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;

8) разрешенное использование земельного участка;

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления;

10) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

11) сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);

12) сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);

13) сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

64. В Реестр вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка:

1) список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат);

2) кадастровые номера смежных земельных участков;

3) дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).

65. В Реестр вносятся следующие сведения о частях земельного участка:

1) учетный номер части земельного участка и дата его присвоения;

2) площадь части земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра и с указанием погрешности вычисления;

3) описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, приведенных в подпункте 1 пункта 64 Порядка;

4) сведения о прекращении существования части земельного участка (дата снятия с кадастрового учета).

66. При внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка дополнительно к сведениям, указанным в подпункте 7 пункта 8 Порядка, вносится среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района (городского округа).

67. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается дополнительное наименование земельного участка (например, лесной участок, приусадебный земельный участок и т.п.), при внесении сведений о виде земельного участка в Реестре дополнительно указывается такое наименование.

68. Сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения.

Если на земельном участке расположен объект недвижимого имущества, в качестве местоположения земельного участка в Реестре указываются:

наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.);

слова «На земельном участке расположен»;

вид объекта недвижимого имущества (здание, сооружение, объект незавершенного строительства);

индивидуальное наименование здания или сооружения (например, Театр оперы и балета), при отсутствии индивидуального наименования здания или сооружения — обобщенное наименование соответствующего вида объектов (например, гараж);

номер такого объекта (при наличии присвоенного адреса объекта недвижимости).

Если на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, а в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок, не выполнена планировка территории (отсутствуют улицы и т.д.), в качестве местоположения земельного участка в Реестре указываются:

наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (при наличии);

слова «Земельный участок расположен»;

часть кадастрового квартала, в пределах которой расположен земельный участок (северо-западная, северная, северо-восточная, восточная, юго-восточная, южная, юго-западная, западная или центральная).

73. В Реестр вносятся следующие общие сведения о здании:

1) вид объекта недвижимости (здание);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее здание;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего здания;

6) адрес здания или при отсутствии такого адреса — описание местоположения (путем перечисления наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и т.п.);

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. Если здание расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

8) назначение здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

10) количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей при наличии этажности;

11) материал наружных стен;

12) год ввода в эксплуатацию здания по завершении его строительства или год завершения данного строительства.

74. В Реестр вносятся следующие сведения о местоположении здания на земельном участке:

1) обозначения характерных точек контура здания;

2) координаты характерных точек контура здания в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения.

75. В Реестр вносятся следующие сведения о частях здания:

1) учетный номер части здания и дата его внесения в ГКН;

2) площадь части здания в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

3) описание местоположения части здания в объеме сведений, приведенных в пункте 74 Порядка;

4) сведения о прекращении существования части здания (дата снятия с кадастрового учета).

76. В Реестр вносятся следующие общие сведения о сооружении:

1) вид объекта недвижимости (сооружение);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано сооружение;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего сооружения;

6) адрес сооружения или при отсутствии такого адреса — описание местоположения (путем перечисления наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и т.п.);

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

8) назначение сооружения;

9) количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей при наличии этажности;

10) год ввода в эксплуатацию сооружения после завершения его строительства или год завершения данного строительства.

77. В Реестр вносятся следующие сведения о местоположении сооружения на земельном участке:

1) обозначения характерных точек контура сооружения;

2) координаты характерных точек контура сооружения в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения.

78. В Реестр вносятся следующие сведения о частях сооружения:

1) учетный номер части сооружения и дата его внесения в ГКН;

2) описание местоположения части сооружения в объеме сведений, приведенных в пункте 77 Порядка;

3) сведения о прекращении существования части сооружения (дата снятия с кадастрового учета).

79. В Реестр вносятся следующие общие сведения об объекте незавершенного строительства:

1) вид объекта недвижимости (объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) был образован объект незавершенного строительства;

5) адрес объекта незавершенного строительства или при отсутствии такого адреса — описание местоположения (путем перечисления наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и т.п.);

6) кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства. Если объект незавершенного строительства расположен на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков.

80. В Реестр вносятся следующие сведения о местоположении объекта незавершенного строительства на земельном участке:

1) обозначения характерных точек контура объекта незавершенного строительства;

2) координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения.

81. В Реестр вносятся следующие сведения о частях объекта незавершенного строительства:

1) учетный номер части объекта незавершенного строительства и дата его внесения в ГКН;

2) описание местоположения части объекта незавершенного строительства в объеме сведений, приведенных в пункте 80 Порядка;

3) сведения о прекращении существования части объекта незавершенного строительства (дата снятия с кадастрового учета).

82. В Реестр вносятся следующие общие сведения о помещении:

1) вид объекта недвижимости (помещение);

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его внесения в ГКН;

3) назначение помещения (жилое или нежилое, для жилых помещений дополнительно указывается вид помещения — комната или квартира);

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

5) кадастровый номер (номера) помещения (помещений), в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее помещение;

6) кадастровые номера помещений, образуемых из существующего помещения;

7) кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение;

8) кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната;

9) адрес помещения или при отсутствии такого адреса — описание местоположения (путем перечисления наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и т.п.);

10) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра.

83. В Реестр вносятся следующие сведения о местоположении помещения в пределах здания или сооружения:

1) номер этажа (этажей), на котором (которых) расположено помещение (при наличии этажности у здания или сооружения);

2) описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения.

84. В Реестр вносятся следующие сведения о частях помещения:

1) учетный номер части помещения и дата его внесения в ГКН;

2) площадь части помещения в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

3) описание местоположения части помещения в объеме сведений, приведенных в пункте 83 Порядка;

4) сведения о прекращении существования части помещения (дата снятия с кадастрового учета).

Кадастровый учет объектов недвижимости

Сведения о недвижимом имуществе и земельных участках можно получить в виде выписки ЕГРН. Оформлением справок занимается Росреестр. Госрегистратор может выдать информацию заинтересованному лицу о таких объектах:

  • ОКС;
  • Земельный участок;
  • Квартиры, комнаты, помещения;
  • Линейные конструкции.

В справке из Росреестра отображается актуальная информация о характеристиках имущества и история перехода прав собственности.

Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).

Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:

  • Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);
  • Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);
  • Реконструкция недвижимости;
  • Изменение основных сведений об объекте недвижимости.

  • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

Порядок получения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Правовое регулирование рассматриваемой процедуры осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Государственный кадастровый учет земельных участков

Ошибки учета бывают реестровые и технические:

  1. Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН могут содержать неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
  2. Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправить такую ошибку можно решением суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан будет внести изменения в течение 5 рабочих дней

Комплекс проводимых работ, которые можно определить в качестве ведения кадастрового учёта объектов недвижимости, имеет общегосударственное значение.

Его деятельность систематизирована чёткой последовательностью иерархической соподчинённости, с выделением подведомственных общей системе организации деятельности, подсистем с менее широкими полномочиями.

Также закон о ГКН регулирует получение кадастрового номера на квартиру.

Система постепенного отграничения от целостного контекста, сужается до округов, далее – до населённых пунктов и отдельных земельных участков.

Так же – отдельные участки земли, в едином информационном поле, постепенно сливаются, образуя земельные массивы и расширяясь до границ России. Масштабы этой деятельности беспрецедентны по своему значению и общему суммированному объёму.

Ведение учётных работ столь сложного уровня в едином регистрационном пространстве, стало возможным посредством тщательно спланированной и надлежаще организованной деятельности.

Ведение кадастровой деятельности осуществляется путём оперирования сложными числовыми значениями, в которых зашифрованы все имеющиеся в учётных данных сведения о земельном массиве страны. Каждый учтённый участок имеет свой неповторимый, полностью уникальный номер.

Он не совпадает с другими не только в пространстве, но и во времени. Путём сложной кодификации, отдельные участки включаются в комплексы аналогичных участков. О формирование кадастра недвижимости — читайте тут.

Система ГКН является информационным банком характерных сведений о движениях процессов, осуществляемых с недвижимостью. Основными подходами в организации и ведении учётной деятельности являются:

  1. Накопление информационных данных;
  2. Их классификация, кодирование и шифровка;
  3. Хранение полученных сведений;
  4. Трансляция информации.

Основным принципом в определении соответствующих подходов, являются актуальность, адекватность имеющейся информации, и её доступность для заинтересованных лиц. О внесение сведений в государственный кадастр недвижимости — читайте, перейдя по ссылке.

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (сокращенно назовем его ФЗ о кадастре) №221 регулирует все аспекты кадастровых отношений.

Это официальный документ, действие которого распространяется на всю территорию РФ, и ему должны соответствовать нормативные акты субъектов федерации.

Какие положения содержит этот закон, о чем самом важном в нем идет речь?

В законе упомянуты все нормативные акты, содержащие положения, затрагивающие кадастровые отношения. В их число входит Конституция РФ, многочисленные кодексы: Гражданский, Лесной, Земельный, Жилищный; законы, другие акты. Описываются органы, регулирующие данный вид отношений.

Вторая глава закона о кадастре посвящена ведению кадастра недвижимости. Здесь содержится состав данных о:

  • Объекте недвижимости
  • Пролегании границ между субъектами, населенными пунктами
  • Проекте межевания
  • Кадастровом делении территории страны (его можно увидеть на Публичной кадастровой карте в интернете)
  • Поверхностных водных объектах.

Глава 3 касается порядка кадастрового учета. В этой главе прописаны:

  1. Сроки проведения учета.
  2. Лица, которые управомочены обращаться в кадастровые органы с заявлениями.
  3. Порядок подачи документов, который пригодится каждому собственнику, решившему узаконить свое имущество.
  4. Основания, при которых осуществление учета приостанавливается или прекращается.
  5. Механизм исправления ошибок, имеющихся в сведениях гос.кадастра.

Глава 4 о кадастровой деятельности рассматривает обязанности и права специалиста-кадастрового инженера, прописывается его ответственность. Также представлена информация об органах – саморегулируемых организациях этих специалистов. Рассматриваются основные направления их деятельности, порядок и результат осуществления кадастровых работ.

Глава 5 содержит заключительные положения.


Выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:

  • — о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • — о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
  • — об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);
  • — о снятии с учета объекта недвижимости;
  • — об аннулировании и исключении сведений об объектах недвижимости с временным статусом сведений;
  • — о внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
  • — об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры:

  • — внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • — постановка на гос. кадастровый учет объекта недвижимости;
  • — учет изменений объекта недвижимости;
  • — снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
  • — внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов гос власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;
  • — исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;
  • — аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в гос. кадастр, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ гос учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).


Решение о постановке на кадастровый учет, об учете изменений объекта или о снятии его с кадастрового учета принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов. Заявление о кадастровом учете, представленное в орган кадастрового учета заявителем, регистрируется в день обращения в орган кадастрового учета в книге учета заявлений с указанием времени его получения с точностью до минуты, после чего специалистом органа кадастрового учета, уполномоченным на прием заявлений, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело.

Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления. Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Протокол проверки оформляется в виде электронного документа и подписывается простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.

После принятия решения, сводный протокол проверки документов, уведомление о присвоении такому объекту кадастрового номера или решение о приостановлении (отказе) осуществления кадастрового учета в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляются в подразделения органа кадастрового учета, осуществляющие кадастровый учет на территории определенных кадастровых округов, в которых расположены условные части такого сооружения, в виде электронных документов, для включения в соответствующие кадастровые или учетные дела.

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.

Статья 8. Кадастр недвижимости

Государственной кадастр недвижимости – информационная база, содержащая данные обо всех объектах на территории Российской Федерации – участках и объектах недвижимости.

ГКН является подразделением Росреестра.

Основные задачи:

  1. Проводить учет объектов;
  2. Проводить мониторинг границ;
  3. Проводить межевание участков;
  4. Проводить оценку стоимости объектов.

В процессе учета и оформления объектов происходит присвоение индивидуального номера участка, который содержит данные об объекте, в том числе о его размерах и материала, из которого он изготовлен, либо типа земли на которой он стоит, а также его стоимость.

Указанный номер именуется кадастровым, так как основой для его формирования являются кадастровые данные местонахождения недвижимого имущества.

  • Номер является основой для расчета стоимости объекта и ее обоснования.
  • Номер подтверждается факт его регистрации.
  • Номер позволяет узнать дополнительные данные о нем.

Содержит информацию об участке, а также объектах, расположенных на нем. Т.е. это формы В.2. и КВ.2. паспорта и выписки.

В основном, используется инженерами для проведения кадастровых и межевальных работы, в связи с этим, особую значимость для иных категорий лиц не несет.

  • Юридическая значимость плана территории заключается в том, что без него невозможно оформить право собственности на землю или объект, а также поставить его на кадастровый учет.

План отражает до мельчайших деталей все объекты, находящиеся на описываемой территории. Необходимый атрибут – изображение, с четко отраженной границей участка.

Информация в выписке предоставляется по формам КВ.1-КВ.6.

Структурировав данные по формам, можно их представить в виде таблицы:

Оформленный по образцу документ, отражающих стоимость объекта.

  • В первую очередь кадастровый номер содержит стоимость объекта. Так как в номере отражена информация о регионе, районе и квартале, на территории, на которой имущество расположено. Это крайне важная информация при покупке участка или загородного дома, так как плодородность почв напрямую зависит от места их расположения.

Справка выдается на каждый из объектов отдельно. Т.е. если на участке находится дом, то справка на сам участок и находящийся на нем дом будет составлена отдельно.

Данные о стоимости объекта обновляются каждые 5 лет. Однако в юридических сделах принимаются справки, срок которых не превышает 1 года.

Таковыми могут быть:

  • технический или межевой план,
  • постановление администрации, на основани которого произведено изменение разрешённого вида использования земельного участка
  • документ, подтверждающий правомерность изменения назначения помещения или здания,
  • документ со сведениями о собственнике или адресе объекта недвижимости и др.

Современные технологии позволяют иметь доступ к интересующей информации в режиме онлайн. Росреестр – не исключение. На портале государственного учреждения любой желающий может получить общую информацию об объекте. Однако там представлена лишь информация, не имеющая приватности.

  • Для получения информации, являющейся тайной, необходимо оставлять советующий запрос. Сотрудники ГКН изучают приложенные к запросу данные, а также его обоснованность и в установленные срок предоставляют информацию.

Для получения сведений из ГКН на портале Росреестра необходимо:

  • Зайти на портал государственных услуг, выбрать административный орган – Росреестр.
  • Затем, перейдя на его сайт, во вкладке «Сервисы», выбрать функцию «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
  • Поиск объектов осуществляется по нескольким данным, в том числе и по адресу. Необходимо ввести в поле адрес интересующего объекта.
  • В окне информации, пользователю будут представлены данные об интересуемом объекте – участке или объекте капитального строительства.

Чтобы получить дополнительную информацию, отражающую отдельные характеристики объекта: метраж, данные о собственнике и т.д., необходимо:

  • Зайти на публичную кадастровую карту Росреестра, расположенную во вкладке «Сервисы».
  • Ввести адресные данные участка/объекта капитального строительства.

Преимуществом указанного способа является:

Инициатором формирования объекта кадастрового учета выступает существующий или потенциальный собственник. Это происходит в следующем случае:

  • при постановке на учет всего недвижимого имущества или его части;
  • при изменении характеристик имеющих кадастровый номер участков.

Заинтересованное лицо заключает договор с кадастровым инженером на проведение кадастровых работ. В результате определяются границы участка, составляется межевой план, подготавливается пакет документов для подачи заявки о постановке на учет. Смена адреса, изменение категории земельного участка не являются основанием для формирования объекта.

Для обработки таких больших объемов данных требуется надежное программное обеспечение. Оно должно обеспечить наполнение базы, систематизацию и предоставление информации по запросу. Необходимо учесть, что данные вносятся из разных источников:

  • формируются из специализированных кадастров и ведомственных реестров;
  • предоставляются государственными органами;
  • на муниципальном уровне получаются организациями, выполняющими учет и регистрацию недвижимости, осуществляющими операции с ней;
  • вносятся физическими или юридическими лицами при постановке на учет и получении правоустанавливающих документов.

Структура и принципы ведения ГКН

Землеустройство представляет собой комплекс мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Землеустроительные мероприятия осуществляются по ходатайству заинтересованных лиц либо по согласованию с ними. Однако в ряде предусмотренных законом случаев проведение землеустройства носит обязательный характер. Например: изменение границ земельных участков; выявление нарушенных или подверженных эрозии земель; рекультивация и консервация нарушенных земель и др.

1. Изучение состояния земель

Данный вид землеустроительных действий включает:

  • геодезические и картографические работы;
  • почвенные, геоботанические, агрохозяйственные и другие специальные обследования и изыскания;
  • качественную оценку земель;
  • инвентаризацию земель.

1. Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения всех других землеустроительных действий.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1061 утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства.

Контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (с 1 марта 2009 г. — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии), а также внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства, на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.

При проведении контроля могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.

В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.

При выполнении кадастровых работ в целях кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Под заинтересованными лицами в данном случае понимаются:

  1. лица — собственники смежных земельных участков (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:
    • гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование;
    • юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  2. землевладельцы и землепользователи, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве аренды на срок более пяти лет (если собственником земли является публичное образование).

Предметом согласования с заинтересованным лицом является определение местоположения границы земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ либо с установлением границ земельных участков на местности, либо без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев:

  1. земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются:
    • лесными участками;
    • земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
    • земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  2. подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
  3. подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет две формы согласования местоположения границ: коллективная форма (путем проведения собрания со всеми заинтересованными лицами) и индивидуальная форма согласования с каждым заинтересованным лицом. Право выбора конкретной формы принадлежит кадастровому инженеру.

Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

  1. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  2. смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Извещение должно содержать в том числе сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, сведения о кадастровом инженере; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дату и время проведения собрания о согласовании местоположения границ. Полный перечень сведений, обязательных к включению в извещение, содержится в ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.