Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие договоры подлежат государственной регистрации ГК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Статья предусматривает в виде общего правила регистрацию сделок только по поводу недвижимого имущества, перечень которого определен в п. 1 ст. 130 ГК (см. коммент. к этой статье).
Порядок такой регистрации установлен в ст. 131 ГК и дополняется правилами Закона о регистрации недвижимости, который вводится в действие с 31 января 1998 г. (см. ст. 131 и коммент. к ней). Согласно п. 1 ст. 2 этого Закона «государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». При этом в силу п. 1 ст. 4 Закона из государственной регистрации сделок исключаются права на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, что надо объяснять особенностью этих объектов в системе недвижимого имущества.
2. С государственной регистрацией соответствующих сделок связано наступление важных правовых последствий: момент заключения договора (см. п. 3 ст. 433 ГК и коммент. к ней) и момент возникновения права собственности (см. ст. ст. 219, 223 и 251 ГК и коммент. к ним).
3. Государственная регистрация сделок с движимым имуществом предусматривается в единичных случаях. Согласно ст. 11 Закона о залоге при залоге имущества, подлежащего государственной регистрации, договор залога должен быть зарегистрирован в органе, осуществляющем регистрацию такого имущества.
Это правило имеет значение для залога автотранспортных средств, которые недвижимостью не являются. Порядок их регистрации определен Правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД РФ от 26 ноября 1996 г. (БНА РФ. 1997. N 2. С. 20 и сл.). См. также п. 4 коммент. к ст. 339 ГК.
Статья 164. Государственная регистрация сделок
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
Статья 164 ГК РФ. Государственная регистрация сделок
1. О применении судами положений комментируемой статьи см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В п. 3 указанного Постановления сказано следующее.
«Статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
Для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ)».
Согласно п. 1 комментируемой статьи права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения отдельных видов имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации в специально уполномоченных государственных органах.
Законодатель не уточняет, о каком конкретно имуществе идет речь, а только говорит о случаях, предусмотренных законом. В настоящее время речь идет о недвижимом имуществе.
Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него. Целью такой регистрации является установление прочной системы оборота недвижимости. Мировой опыт убедительно показывает, что для защиты прав частных собственников на недвижимость необходимо создать формальную регистрационную систему, которая гарантировала бы надежность и гласность гражданского оборота, была бы доступна для всех участников гражданских отношений и содержала бы объективную информацию о недвижимости. Требование об отражении изменений вещно-правового положения в Едином государственном реестре является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости.
Слово «государственная» означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Такими органами в настоящее время являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), ее территориальные подразделения и ее структурные подразделения.
Понятие государственной регистрации прав на имущество содержалось и в ранее действовавшей редакции ГК, однако ранее речь шла исключительно о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Основополагающим правовым актом в сфере государственной регистрации прав на имущество является Федеральный закон от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который регулировал эти вопросы, признан утратившим силу с 1 января 2020 года. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Публичность государственной регистрации означает, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Однако это правило не распространяется на секретные объекты недвижимости (исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом).
Идея публичности порождена жесткой потребностью практики предотвратить случаи недобросовестного повторного отчуждения одной и той же вещи, устранить многочисленные и продолжительные споры по поводу недвижимости. Регистрация прав и их ограничений (обременений) в Едином государственном реестре обеспечивает высокую степень ясности правовых отношений и гарантирует надежность приобретаемых прав.
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-10570, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Аналогичная норма закреплена в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу 01.01.2017. Пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом…
- Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС16-1899, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация При указанных обстоятельствах и на основании положений пункта 1 статьи 8.1, пункта 1 статьи 131, статей 209, 244 Гражданского кодекса, части 1 статьи 2 Закона о регистрации выводы суда апелляционной инстанции о принадлежности обществу «Лоза» доли в размере ½ в праве общей долевой собственности на спорные помещения являются законными…
- Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-12927, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем окружной суд не учел следующее. Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на недвижимое имущество подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр…
В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
Однако положение о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества появилось только после введения в действие ч. 2 ГК РФ и Федерального закона № 122‑ФЗ. Законодатель в ст. 6 Федерального закона № 122‑ФЗ уточнил: права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В этой связи на практике возник вопрос о государственной регистрации дополнительного соглашения, заключенного в период действия Федерального закона № 122‑ФЗ, к договору аренды недвижимого имущества, заключенному до вступления в силу этого закона.
Ответ на данный вопрос прозвучал в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 № 11241/12 [9]: в силу п. 6 ст. 33 Федерального закона № 122‑ФЗ этот закон применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие. Что касается правоотношений, возникших до введения Федерального закона № 122‑ФЗ в действие, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие.
Следовательно, дополнительное соглашение к договору аренды, подписанное в период действия Федерального закона № 122‑ФЗ и изменяющее права и обязанности сторон, подлежит обязательной государственной регистрации.
Исходя из смысла указанных положений если договор подлежит государственной регистрации, то все изменения и дополнения к нему как часть этого договора также подлежат государственной регистрации.
Если дополнительное соглашение к договору аренды не прошло государственную регистрацию, ссылаться при разрешении споров на него нельзя, так как они не порождают для сторон прав и обязанностей.
К примеру, в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 № А12-27756/12 арбитры сделали вывод, что дополнительные соглашения от 2007 и 2006 года не могут являться основанием для изменения размера установленной договором арендной платы ввиду отсутствия их государственной регистрации в соответствии со ст. 433, 452 ГК РФ. Незаключенные соглашения не порождают для сторон изменение их прав и обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом № 122‑ФЗ и Приказом Минюста России № 184 [10] участники сделки представляют на государственную регистрацию пакет документов, в том числе документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права.
Таким образом, регистрация дополнительного соглашения к договору аренды в установленном Федеральным законом № 122‑ФЗ порядке означает, что и договор аренды со всеми дополнительными соглашениями в этом случае прошел регистрацию.
Ссылки:
[1] Не подлежали государственной регистрации договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на срок менее года и на неопределенный срок.
[2] Федеральный закон от 30.12.2012 № 302 ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Основным органом, который согласно законодательству наделен правом производить регистрационные действия, является Федеральная служба гос регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр). Для того, чтобы получить данную услугу, нужно обратиться в соответствующий орган Росреестра с заявлением и списком необходимых документов.
Подать заявление и документы на регистрацию можно как лично, так и посредством почтовой или электронной связи. Кроме того, в отдельных случаях может быть предоставлена услуга выезда на дом или доставка в регистрирующий орган по запросу клиента. Для ветеранов ВОВ или инвалидов, например, она предоставляется бесплатно.
Однако, обратиться за регистрацией своих прав или договора можно не только в Росреестр и его подразделения. Такую услугу также предоставляют многофункциональные центры.
Какие договора подлежат государственной регистрации — актуальный вопрос для многих предпринимателей и обычных граждан. Юридическим лицам в своей деятельности, гражданам в жизни нередко приходится заключать различные сделки.
В некоторых случаях для вступления договора в действие его подписания сторонами недостаточно. Для этого требуется совершение государством акта подтверждения перехода прав между сторонами сделки.
Основным органом, который согласно законодательству наделен правом производить регистрационные действия, является Федеральная служба гос регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр). Для того, чтобы получить данную услугу, нужно обратиться в соответствующий орган Росреестра с заявлением и списком необходимых документов.
Подать заявление и документы на регистрацию можно как лично, так и посредством почтовой или электронной связи. Кроме того, в отдельных случаях может быть предоставлена услуга выезда на дом или доставка в регистрирующий орган по запросу клиента. Для ветеранов ВОВ или инвалидов, например, она предоставляется бесплатно.
Однако, обратиться за регистрацией своих прав или договора можно не только в Росреестр и его подразделения. Такую услугу также предоставляют многофункциональные центры.
Они обладают правом предоставления услуг Росреестра, в том числе, и регистрации прав и сделок на недвижимое имущество. Они работают по принципу единого окна и тесно взаимодействуют с Росреестром. Подавать свое заявление в МФЦ также можно различными способами.
Регистрирующий орган может приступить к выполнению своей работы, только получив заявления от сторон сделки или представляющих их лиц. Помимо самого заявления необходимо представить подтверждающие документы. Их перечень варьируется в зависимости от ситуации, но о его примерных составляющих можно уточнить в органах Росреестра или на их сайтах. В основном требуется предоставить следующие документы:
- заявление (от одного лица или каждой из сторон сделки);
- документы, удостоверяющие личность заявителя;
- документы-основания (договор, акт приема-передачи и др.);
- об оплате госпошлины.
Если за регистрацией прав (сделок) обращаются не сами участники, а их представители, то необходимо прикладывать доверенности. Услуги представителей подобного рода достаточно популярны. Опытный юрист знает все правовые нюансы заключения, оформления и фиксации сделок. Он может подсказать алгоритм действий для совершения законной сделки, правильно оценить поступки другой стороны и представленные ей документы.
Квалифицированный специалист может оказать любую помощь: от устной консультации до полного сопровождения сделки. Кроме того, многим просто не хочется самостоятельно заниматься регистрацией, тратить свое время на хождение по разным органам и инстанциям.
После получения заявления и приложенных к нему документов, работник регистрирующего органа должен провести их анализ. Оценивается полнота представленных документов, их правовая сторона и законность. На осуществление данной проверки отводится всего десять дней.
После их истечения принимается решение об осуществлении регистрации права (сделки), об отказе в регистрации либо ее приостановлении. Приостановить можно при наличии недостатков, которые могут быть устранены. Для этого такое решение отправляется заявителю с предложением в указанный срок их исправить. В зависимости от предпринятых им действий, регистрация может быть возобновлена, либо прекращена.
По итогам регистрации вносится соответствующая запись в единый реестр прав. Ранее на сновании сделанной записи выдавались свидетельства, удостоверяющие право (сделку) и подтверждающие их регистрацию. Однако, с недавнего времени их выдача прекращается. Теперь единственным подтверждением будет являться сама запись в реестре и выдаваемые на основании заявления выписки из него.
Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги по регистрации права собственности, залога и иных прав на недвижимость, а также сделок с недвижимостью в Москве и Московской области с оплатой услуг по результату. Мы также предлагаем помощь в оформлении недвижимости в Москве и Московской области через суд при невозможности зарегистрировать прав в обычном порядке.
Требования к сделкам с недвижимым имуществом
В соответствии с действующим законодательством ряд сделок подлежат государственной регистрации в Росреестре. Кроме того, государственной регистрации в Росреестре подлежат многие права на недвижимые вещи, в частности право собственности. В настоящей статье мы поговорим о сделках с недвижимостью и правах на недвижимость, подлежащих государственной регистрации, а также о порядке такой регистрации: необходимых документах, сроках. Ответим на частые вопросы: где регистрируются сделки с недвижимостью, как зарегистрировать право на недвижимое имущество и т.д.
Для начала необходимо отметить, что регистрация сделки и регистрация прав, возникающих на основании сделки без регистрации самого договора — это разные регистрационные процедуры. Ключевое различие заключается в том, что в первом случае (если сделка подлежит регистрации) сделка не будет считаться заключенной до момента государственной регистрации (а в некоторых случаях закон устанавливает при отсутствии регистрации такое последствие как недействительность сделки). Во втором случае (если сама сделка не регистрируется, а регистрируются права) сделка считается заключенной с момента подписания договора, регистрации подлежат только права на недвижимое имущество, возникающие на ее основании.
Приведем список сделок, подлежащих государственной регистрации. Так, на сегодняшний день должны регистрироваться следующие сделки:
Иные сделки с недвижимостью, в отношении которых Гражданский кодекс РФ предусматривает государственную регистрации, в настоящее время не регистрируются в силу ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 года № 302-ФЗ.
- договоры продажи жилых помещений
- договоры продажи предприятия
- договоры дарения недвижимости
- договоры ренты (если договор предусматривает отчуждение недвижимости)
То есть в настоящее время в связи с изменением законодательством не подлежат государственной регистрации в Росреестре договоры купли-продажи квартир (ДКП) и иные перечисленные выше договоры. Также не подлежат госрегистрации иные договоры, например, договоры купли-продажи недвижимости, в том числе земельных участков и нежилых помещений, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено.
Однако на основании таких договоров должен регистрироваться переход права (передача права собственности на квартиру и иную недвижимость по договору другому лицу). Кроме того, по договору найма, заключенному на срок не менее одного года, регистрируется обременение права собственности на жилое помещение (не сам договор, а обременение).
При реорганизации юридического лица (за исключением преобразования) проводить госрегистрацию прав не обязательно, они признаются действительными и при ее отсутствии. Однако регистрация таких прав потребуется, если вы хотите распорядиться такой недвижимостью, например, заключить договор купли-продажи, ипотеки, аренды. Это подтверждается тем, что право собственности на недвижимость при реорганизации юридического лица переходит к его правопреемникам в порядке универсального правопреемства и не зависит от госрегистрации прав на него. Такое право возникает с момента завершения реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме преобразования правопреемства не возникает, поэтому организации нужно внести изменения в реестр в связи со сменой ее наименования.
Если вы планируете зарегистрировать сделку с недвижимостью или права на недвижимое имущество, рекомендуем вам придерживаться общего алгоритма, размещенного ниже. Кроме того, в конце статьи мы приводим ссылки на статьи о регистрации отдельных сделок с недвижимостью и прав с детальной информацией.
Пошаговая инструкция “Регистрация сделок и прав на недвижимое имущество в Росреестре”
Шаг 1. Подготовьте необходимые документы
Общий перечень документов для регистрации сделки с недвижимостью и прав на недвижимое имущество
Государственная регистрация сделок – это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.
Процедура госрегистрации доказывает, что право на самом деле существует.
Права на имущество появляются в силу юридического аспекта проводимой сделки, состоящего из:
- соглашения между продавцом и покупателем;
- акта госрегистрации прав.
На основании осуществленной процедуры покупатели недвижимости реализуют по собственной инициативе право распоряжаться зарегистрированным имуществом в регламентированном законодательством порядке.
Права на имущество появляются с момента их госрегистрации, если другое положение не определено законодательными актами.
Право собственности и прочие права имущественного характера на объекты должны быть:
- внесены в единый госреестр
- порядок внесения должен быть определен органами, уполномоченными на госрегистрацию прав на недвижимость.
Регистрация прав на недвижимость осуществляют в отношении:
- владений, которые наследуются пожизненно;
- собственности;
- сервитутов;
- хозвладения и оперативного управления;
- объектов, находящихся в постоянном пользовании;
- объектов ипотечного кредитования;
- других случаев, регламентированных законодательными актами.
Обязательность процесса госрегистрации регламентируется следующими статьями Кодекса:
- 164;
- 223;
- 433;
- другими статьями, которые содержатся в 1-й и во 2-й частях Кодекса.
Порядок процесса и причины для отказа определяются:
- Правилами ведения ЕГРП;
- Законом о регистрации недвижимости;
- иными актами.
Из общего порядка об исключительной обязательности осуществления регистрации правовых полномочий на объекты имущества есть определенные исключения.
Некоторые контракты не подлежат обязательному проведению процедуры:
- сделки, исходящие из контрактов социального, коммерческого и других видов найма;
- граждане, являющиеся участниками жилищно-строительных, дачных, гаражных или прочих разновидностей кооперативов, могут претендовать на имущество в установленном порядке после внесения соответствующего паевого взноса в пользу кооператива, а не с момента госрегистрации;
- сделки по контрактам о безвозмездном пользовании;
- контракты аренды нежилых площадей со сроком действия менее 1 календарного года.
В некоторых случаях ГК РФ разграничивает понятия:
- государственная регистрация сделок;
- приобретение правовых полномочий на объекты недвижимости.
Процесс регистрации контракта и перехода собственности осуществляются раздельно для:
- договоров, предусматривающих покупку или продажу, мену жилья, предприятия;
- договоров дарения любой разновидности недвижимой собственности;
- договоров ренты.
Госрегистрация только перехода права собственности, без необходимости регистрации договора, осуществляется для:
- процедуры наследования недвижимости;
- контрактов доверительного управления имуществом.
Процедура по осуществлению госрегистрации не требуется в отношении:
- предварительный договор, по которому участники процесса обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации.
Комментарий к ст. 164 ГК РФ о государственной регистрации сделок
Весь процесс обязательной госрегистрации состоит из следующих шагов:
- принятие пакета документации от заявителя;
- фиксация приема документов с обязательным приложением платежной квитанции об уплате госпошлины;
- юридическо-правовая экспертиза документации;
- проверка отсутствия несоответствия между заявляемыми и уже существующими правовыми полномочиями на объект недвижимости;
- внесение органами записи в ЕГРП при условии отсутствия вышеуказанных противоречий;
- выдача документации заявителю о госрегистрации права собственности.
Существует несколько видов книг, которые обязаны вести регистрирующие органы:
- книга по учету документов;
- книга по учету предоставленных из ЕГРП сведений;
- книга по учету арестованной собственности.
В первую разновидность книг вносится следующая информация:
- запись о приеме заявления на госрегистрацию;
- входящие номера документации, принятой на регистрацию.
Во втором типе отражаются:
- сделанные гражданами запросы и заявления об истребовании из ЕГРП информации;
- заявления о предоставлении копий контрактов и других документов.
Третья разновидность книги необходима для:
- внесения органами записей о копиях поступивших документов, запрещающих совершение каких-либо сделок с объектом недвижимого имущества, при отсутствии в ЕГРП соответствующего раздела по данному объекту.
Регистрация возможна только, если существует соответствующая запись о ранее произведенной госрегистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРП.
Сроки госрегистрации договора, если подача документов на регистрацию контракта и прав производится одновременно:
- касательно отчуждения недвижимых объектов и правовых полномочий на них – в течение календарного месяца с даты предоставления пакета документации заявителем;
- в отношении ипотеки жилых объектов – не позже 5 рабочих дней с даты предоставления документов.
Отказ в приеме документации для обоих вышеуказанных случаев недопустим.
Госрегистрация осуществляется на основании письменного заявления:
- сторон-участниц процесса;
- прочего уполномоченного представителя заявителя при наличии у первого нотариальной доверенности на совершение соответствующих действий;
- судебного пристава, если правовые полномочия появляются на основании решения суда;
- гражданина, в отношении которого был утвержден акт госоргана или органа местной администрации, о возникновении прав собственности;
- нотариуса, если правовые полномочия на объект возникает при нотариальном свидетельствовании сделки.
Вопрос о порядке передачи прав собственности решается судебным органом, если одна из сторон уклоняется от исполнения требований договора.
Убытки взыскиваются с уклоняющейся стороны.
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Какие договоры подлежат государственной регистрации и как она осуществляется?
- Недобросовестность при оформлении договора и ее последствия 2017 / Демкина Алеся Вячеславовна
- Некоторые аспекты сделок, подлежащих государственной регистрации (на примере аренды недвижимых de jure вещей) 2013 / Майорова Лариса Александровна
- Незаключенность гражданско-правового договора как юридический факт 2016 / Зейналова Рагима Алиевна
- Форма гражданско-правового договора как его конститутивный элемент 2015 / Анчишина Евгения Александровна
- Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовое значение и проблемы применения 2014 / Шеметова Наталья Юрьевна
Вопросы частного права
УДК 347.136+347.441.83
О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРА
© Зейналова Р. А., 2014
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Статья посвящена исследованию правовых последствий отсутствия государственной регистрации договора через определение ее правовой природы, изучение положений Гражданского кодекса Российской Федерации и судебной арбитражной практики. Обосновывается вывод о том, что само по себе отсутствие государственной регистрации договора, влекущее незаключенность договора, не всегда означает отсутствие правоотношения между сторонами такого договора.
Ключевые слова: государственная регистрация договора; государственная регистрация прав; незаключенный договор; недействительный договор; форма сделки; фактические отношения.
Вопрос о государственной регистрации сделок всегда являлся неоднозначным как для законодателя, так и для правоприменителей и представителей научной мысли. В цивилистической литературе незаслуженно мало внимания уделяется институту государственной регистрации договора, немногочисленные исследования носят фрагментарный характер.
Требование государственной регистрации некоторых видов сделок позволило доктрине выделить особую категорию договоров — «формальных» или «региструмаль-ных» (от лат. registrum — «регистрация») [1]. Появление данного вида договоров породило многообразие взглядов на правовую природу такой государственной регистрации, а также правовые последствия отсутствия таковой в случаях, когда в соответствии с законом она необходима. В современном законодательстве сложилась ситуация, при которой регистрации подлежат и права, и некоторые виды договоров. Авторы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации признали необходимость и целесообразность устранения дуализма в регистрации и прав, и сделок (обязательственных отношений) [2]. Существующее состояние регистрационного режима характеризуется правоведами как «хаотичное вследствие отсутствия четкого понимания природы и назначения государственной регистрации и потому допускающее неоправданное расширение ее предмета» [3].
Следствием отсутствия полноценного подхода к понятию и правовой природе государственной регистрации договора явилась непоследовательность законодателя в определении правовых последствий отсутствия государственной регистрации договора в виде его недействительности и незаключенности, которые, напротив, должны четко разграничиваться. Кроме того, ввиду отсутствия надлежащей регламентации института незаключенности гражданско-правового договора нет единообразного понимания относительно сущности государственной регистрации договора, ее предназначения.
Так, согласно п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Данная норма ГК РФ дифференцирует правовые последствия неисполнения требования о государственной регистрации договора. Из приведенного положения ГК РФ следует, что государственная регистрация имеет либо конститутивное значение, т. е. определяет момент заключения договора, либо является условием его действительности [4]. Последний вывод вытекает из формулировки п. 3 ст. 433 ГК РФ — «если иное не установлено законом». Следовательно, общим правилом отсутствия государственной регистрации договора, подлежащего таковой, является его незаключенность, специальным — в случаях, предусмотрен-
ных законом, — его недействительность. Из п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВАС РФ) от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» также следует, что отсутствие государственной регистрации договора аренды не дает возможности считать такой договор заключенным [5].
Необходимо отметить, что ранее действовавшая редакция п. 1 ст. 165 ГК РФ указывала, что несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки, влечет ее недействительность. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части 1 и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [6] данная норма исключена, что совершенно оправданно, поскольку она, по сути, «удваивала» наличие исключения из общего правила о незаключенности договора, предусмотренного п. 3 ст. 433 ГК РФ. Сейчас же с точки зрения юридической техники данная коллизия устранена.
В пп. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» содержатся следующие разъяснения:
Возмещение убытков стороной, которая недобросовестно вела переговоры, в результате чего реальный договор не был заключен
В случае, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 433 ГК РФ договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (реальный договор), следует учитывать, что это обстоятельство не освобождает стороны от обязанности действовать добросовестно при ведении переговоров о заключении такого договора. К переговорам о заключении реального договора в том числе подлежат применению правила статьи 434.1 ГК РФ. В частности, если в результате переговоров реальный договор не был заключен, сторона, которая недобросовестно вела или прервала их, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 434.1 ГК РФ).
Договор, подлежащий госрегистрации, считается заключенным с момента его регистрации
По смыслу пункта 3 статьи 433 ГК РФ в отношении третьих лиц договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. В отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении. Момент заключения такого договора в отношении его сторон определяется по правилам пунктов 1 и 2 статьи 433 ГК РФ.
Например, арендатор здания по подлежащему государственной регистрации, но не зарегистрированному договору аренды не может ссылаться на его сохранение при изменении собственника (статья 617 ГК РФ), если новый собственник в момент заключения договора, направленного на приобретение этого здания (например, договора продажи этого здания), не знал и не должен был знать о существовании незарегистрированного договора аренды.
Вместе с тем при рассмотрении спора между сторонами договора, которые заключили в установленной форме подлежащий государственной регистрации договор аренды здания или сооружения, но нарушили при этом требование о такой регистрации, следует учитывать, что с момента, указанного в пункте 1 статьи 433 ГК РФ, эти лица связали себя обязательствами из договора аренды, что не препятствует предъявлению соответствующей стороной к другой стороне договора требования о регистрации сделки на основании пункта 2 статьи 165 ГК РФ.
В п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:
Ссылка стороны, фактически исполнявшей сделку, на истечение исковой давности по требованию о госрегистрации сделки
Сторона, фактически исполнявшая сделку до ее необходимой государственной регистрации, не вправе ссылаться на истечение срока исковой давности по требованию другой стороны о ее государственной регистрации (пункт 2 статьи 10, пункт 3 статьи 433 ГК РФ).
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» содержатся следующие разъяснения:
Договор уступки права, подлежащий регистрации, считается заключенным для третьих лиц с момента такой регистрации
Договор, на основании которого производится уступка по сделке, требующей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Такой договор, по общему правилу, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации (пункт 2 статьи 389, пункт 3 статьи 433 ГК РФ). Например, договор, на основании которого производится уступка требования об уплате арендных платежей по зарегистрированному договору аренды, подлежит государственной регистрации. В отсутствие регистрации указанный договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении, например для приобретателя арендуемого имущества.
Несоблюдение цедентом и цессионарием указанного требования о государственной регистрации, а равно и формы уступки не влечет негативных последствий для должника, предоставившего исполнение цессионарию на основании полученного от цедента надлежащего письменного уведомления о соответствующей уступке (статья 312 ГК РФ).
Когда люди заключают сделку, то всегда встает вопрос о юридическом регулировании подобного соглашения между сторонами.
Нужно знать, в какой форме законодательство допускает оформление сделки, а также требования, которые выдвигаются для признания договора вступившим в свою силу.
Следует отметить, что с 1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». В связи с этим важно разобраться в том, какие договора подлежат государственной регистрации с 2017 года.
Чтобы иметь представление, какие договоры подлежат государственной регистрации, среди них условно следует выделить несколько групп:
- Все договоры, суть которых в отчуждении недвижимых объектов. Иными словами, происходит переход права собственности от одного лица к другому. Они заключается при сделках купли-продажи, дарения, мены, аренды с дальнейшим выкупом, ренты, купли-продажи имущественного комплекса.
- Правовые отношения, при которых не происходит перехода прав. Их суть заключается в передаче недвижимого имущества во временное использование. Такими сделками является залог, аренда (если срок договора более 1 года), безвозмездное пользование.
- Договоры, которые заключаются при сделках, являющихся дополнительными к уже прошедшим регистрацию и состоявшимся, например, перевод долга, уступка требования, изменение условий и т. д.
- Бумаги смешанного характера, то есть такие, в тексте которых содержатся элементы одновременно нескольких документов, но один из них по закону требует обязательной регистрации.
Какие договоры подлежат государственной регистрации – такой вопрос встает перед гражданами, которые заключают сделки с крупными денежными суммами или подписывают соглашения, нуждающиеся в заверении нотариусом. Среди подобных сделок находится целая категория бумаг. Это такие официальные документы, которые непосредственно относятся к недвижимости и различным операциям с ней.
Договоры, подлежащие государственной регистрации, проходят удостоверение в Росреестре.
Подобная процедура обеспечивает правильность составления подобного документа, верность проведенной сделки, отсутствие обмана и преступных махинаций с любой из сторон, закрепление законных прав на распоряжение и владение недвижимостью за новым владельцем или несколькими, легитимность вносимых изменений, если одновременно подписывались некоторые дополнительные акты, а также признание операции недействительной.
В случаях, если подобной регистрации не осуществляется, совершенную сделку считают ничтожной, не имеющей юридической силы. Таким образом, не оплаченный пошлиной и в должном порядке не зарегистрированный контракт либо дополнение к нему недействительны.
В подобных случаях при возникновении споров и обращении в суд этот договор во внимание браться не будет. Помимо того, при составлении соглашений о сделках с недвижимостью в обязательном порядке проверяется точность и правильность всех указанных сведений.
Поэтому договоры с неправильным оформлением также не считаются действительными.
Какие договоры подлежат государственной регистрации, если речь идет о сделках с недвижимостью:
- Сделки, которые ведут к отчуждению собственности от одного гражданина и к получению прав на нее иным лицом.
- Дополнения, которые изменяют один или несколько пунктов сделок, заключенных ранее.
- Договоренности в области недвижимости, результатом которых не является смена владельца.
- Смешанные договоры, где речь о недвижимости идет частично.
Государственная регистрация сделок
Зарегистрировать договор в Росреестре можно тремя способами:
- Личная явка в Росреестр.
- Отправка пакета документов через почтовое отделение.
- Подача электронного заявления.
Стороны будущего соглашения могут прийти лично в учреждение Росреестре, по месту нахождения имущества, которое станет объектом правоотношения. При таком способе регистрации стороны в присутствии ответственного работника учреждения заполняют бланки на основании своих паспортов.
Юристы советуют! Если же личная явка представляется невозможной для сторон — оформить заявление может быть поручено доверенным лицам либо представителям сторон. Регистрацию от имени лиц, не достигших 14-летнего возраста, осуществляют их родители либо опекуны. Доверенность на такое представительство не требуется.
Если стороны сделки пришли к соглашению об оформлении регистрации через отправку почтой, то им предварительно необходимо посетить нотариальную контору для того, чтобы подтвердить свои подписи как на договоре, так и в самом регистрационном заявлении. В конверт также необходимо положить копии паспортов.
Почтовая отправка обязательно должна быть с описью вложения, объявленной ценностью и уведомлением о вручении.
Не так давно законодательная база пополнилась новой гарантией информационной безопасности — каждый гражданин может написать заявление в Росреестре, в соответствии с которым документы данное учреждение будет принимать только лично из рук гражданина.
Полезно знать! Такое заявление можно написать в любое удобное время, вне зависимости от того планируется ли в ближайшее время заключение сделки или нет.
Для того, чтобы подать электронное заявление, необходимо посетить официальный сайт Росреестра. Сайт доступно оформлен, поэтому пользователям будет несложно в нем разобраться. Если возникнут трудности — всегда можно обратиться в службу поддержки.
Для того, чтобы иметь возможность подать заявление, необходимо обладать электронной подписью.
Этапы подачи электронного заявления:
- Переход в раздел сайта для подачи заявлений.
- Заполнение данных об объекте договора.
- Паспортный данные заявителя.
- Сведения о правообладателе.
- Загрузка электронных документов, подтвержденных электронной подписью.
- Прикрепление самой электронной подписи.
- Оплата государственной пошлины.
Права на имущество появляются с момента их госрегистрации, если другое положение не определено законодательными актами.
Право собственности и прочие права имущественного характера на объекты должны быть:
- внесены в единый госреестр
- порядок внесения должен быть определен органами, уполномоченными на госрегистрацию прав на недвижимость.
Сделки с движимым имуществом подлежат регистрации только в случаях, прямо предусмотренных в законе (п. 2 ст. 164 ГК РФ). В настоящий момент есть только один такой случай: он касается музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении таких предметов и коллекций, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).
На практике можно столкнуться с необоснованными требованиями о необходимости регистрировать договоры с тем или иным видом движимого имущества. В частности, на это может сослаться недобросовестный контрагент, который хочет, чтобы суд признал договор незаключенным. Практика в таких ситуациях – на стороне добросовестных участников гражданского оборота.
Пример из практики: суд отказался признать договор купли-продажи автотранспортного средства недействительным. Вопреки мнению ответчика, закон не требует государственной регистрации таких договоров
Истец обратился в суд с иском о признании незаключенным договора купли-продажи автотранспортного средства, заключенного с ответчиком. До рассмотрения дела судом истец уточнил исковые требования и просил признать этот договор недействительным как не соответствующий законодательству. По мнению истца, обязательность регистрации договоров купли-продажи автотранспортных средств установлена статьей 164 Гражданского кодекса РФ, приказами МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – приказ № 624) и от 7 июля 1998 г. № 413 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МВД РФ от 26.11.1996 № 624» (далее – приказ № 413).
Суды отказали в удовлетворении исковых требований. При этом суд кассационной инстанции указал, что необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами законодательством не установлена. Приказы № 624 и № 413, на которые ссылается истец в кассационной жалобе, такую необходимость также не устанавливают. Они регулируют только порядок регистрации самого автотранспортного средства в органах ГИБДД (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 марта 2003 г. № Ф03-А59/03-1/392).
Договор подлежащий государственной регистрации
Из общего порядка об исключительной обязательности осуществления регистрации правовых полномочий на объекты имущества есть определенные исключения.
Некоторые контракты не подлежат обязательному проведению процедуры:
- сделки, исходящие из контрактов социального, коммерческого и других видов найма;
- граждане, являющиеся участниками жилищно-строительных, дачных, гаражных или прочих разновидностей кооперативов, могут претендовать на имущество в установленном порядке после внесения соответствующего паевого взноса в пользу кооператива, а не с момента госрегистрации;
- сделки по контрактам о безвозмездном пользовании;
- контракты аренды нежилых площадей со сроком действия менее 1 календарного года.
В некоторых случаях ГК РФ разграничивает понятия:
- государственная регистрация сделок;
- приобретение правовых полномочий на объекты недвижимости.
Процесс регистрации контракта и перехода собственности осуществляются раздельно для:
- договоров, предусматривающих покупку или продажу, мену жилья, предприятия;
- договоров дарения любой разновидности недвижимой собственности;
- договоров ренты.
Госрегистрация только перехода права собственности, без необходимости регистрации договора, осуществляется для:
- процедуры наследования недвижимости;
- контрактов доверительного управления имуществом.
Процедура по осуществлению госрегистрации не требуется в отношении:
- предварительный договор, по которому участники процесса обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации.
Весь процесс обязательной госрегистрации состоит из следующих шагов:
- принятие пакета документации от заявителя;
- фиксация приема документов с обязательным приложением платежной квитанции об уплате госпошлины;
- юридическо-правовая экспертиза документации;
- проверка отсутствия несоответствия между заявляемыми и уже существующими правовыми полномочиями на объект недвижимости;
- внесение органами записи в ЕГРП при условии отсутствия вышеуказанных противоречий;
- выдача документации заявителю о госрегистрации права собственности.
Обязательной государственной регистрации подлежат следующие договоры с недвижимым имуществом.
1. Договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ) (подробнее см. Что учесть арендатору, если договор аренды подлежит государственной регистрации, Что учесть арендодателю, если договор аренды подлежит государственной регистрации).
Регистрация обязательна в том числе для тех договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года. И если стороны их не зарегистрировали, стоит сделать это сейчас. В противном случае такие договоры по общему правилу не влекут правовых последствий для третьих лиц. А это может нарушить интересы арендатора.
Нужно ли регистрировать долгосрочные договоры аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года?
Да, нужно. Если такой договор еще не зарегистрирован, то стоит сделать это сейчас.
Если этого не сделать, то стороны не смогут ссылаться на такой договор перед третьими лицами. Например, арендатор не сможет воспользоваться преимущественным правом на заключение договора на новый срок.
В отношении договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года, первоначально возникла неясность, нужно их регистрировать или нет.
Обоснование: Это было связано с несогласованностью сфер действия нескольких федеральных законов, принятых в процессе осуществления реформы гражданского законодательства. Дело в том, что первоначально Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ) отменил необходимость регистрации ряда сделок с недвижимым имуществом, включая договоры аренды недвижимости (ч. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Этот закон вступил в силу со 2 марта 2013 года.
Однако 4 марта в Закон № 302-ФЗ были внесены изменения: согласно статье 3 Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 21-ФЗ) отмена регистрации сделок с недвижимым имуществом не распространяется на сделки аренды недвижимого имущества. Закон № 21-ФЗ вступил в силу с даты опубликования, то есть с 4 марта 2013 года.
Таким образом, поскольку Закон № 21-ФЗ не содержит оговорку об обратной силе, получается, что Закон № 302-ФЗ в отношении договоров аренды (в части отмены необходимости их регистрации) действовал ровно два дня: 2 и 3 марта 2013 года.
С формальной точки зрения, долгосрочные договоры аренды, заключенные в эти два дня, не подлежали регистрации.
Однако, исходя из принципов правовой определенности и добросовестности участников гражданского оборота, нужно было признать, что такие договоры также должны были быть зарегистрированы без каких-либо исключений.
Неопределенность в этом вопросе устранил Пленум ВАС РФ.
В отношении договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года, Пленум ВАС РФ разъяснил следующее.
1) К таким договорам суды должны применять те разъяснения, которые Пленум ВАС РФ дал для случая, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, но не зарегистрировали его в нарушение требований закона.
2) Это значит, что последствия для сторон договора и для третьих лиц будут разные.
С одной стороны, стороны не смогут ссылаться друг перед другом на то, что договор не зарегистрирован. В частности, если в договоре предусмотрена неустойка за просрочку внесения арендной платы, такая неустойка может быть взыскана с должника.
С другой стороны, такой незарегистрированный договор по общему правилу не влечет каких-либо правовых последствий для третьих лиц. Арендатор по такому договору не будет иметь преимущественного права на заключение договора на новый срок, а переход права собственности на недвижимое имущество (предмет договора аренды) от арендодателя к третьему лицу может являться основанием для изменения или расторжения незарегистрированного договора аренды.
Сделки с движимым имуществом подлежат регистрации только в случаях, прямо предусмотренных в законе (п. 2 ст. 164 ГК РФ). В настоящий момент есть только один такой случай: он касается музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении таких предметов и коллекций, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).
На практике можно столкнуться с необоснованными требованиями о необходимости регистрировать договоры с тем или иным видом движимого имущества. В частности, на это может сослаться недобросовестный контрагент, который хочет, чтобы суд признал договор незаключенным. Практика в таких ситуациях – на стороне добросовестных участников гражданского оборота.
Пример из практики: суд отказался признать договор купли-продажи автотранспортного средства недействительным. Вопреки мнению ответчика, закон не требует государственной регистрации таких договоров
Истец обратился в суд с иском о признании незаключенным договора купли-продажи автотранспортного средства, заключенного с ответчиком. До рассмотрения дела судом истец уточнил исковые требования и просил признать этот договор недействительным как не соответствующий законодательству. По мнению истца, обязательность регистрации договоров купли-продажи автотранспортных средств установлена статьей 164 Гражданского кодекса РФ, приказами МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – приказ № 624) и от 7 июля 1998 г. № 413 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МВД РФ от 26.11.1996 № 624» (далее – приказ № 413).
Суды отказали в удовлетворении исковых требований. При этом суд кассационной инстанции указал, что необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами законодательством не установлена. Приказы № 624 и № 413, на которые ссылается истец в кассационной жалобе, такую необходимость также не устанавливают. Они регулируют только порядок регистрации самого автотранспортного средства в органах ГИБДД (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 марта 2003 г. № Ф03-А59/03-1/392).
Государственная регистрация прав и сделок
Когда люди заключают сделку, то всегда встает вопрос о юридическом регулировании подобного соглашения между сторонами.
Нужно знать, в какой форме законодательство допускает оформление сделки, а также требования, которые выдвигаются для признания договора вступившим в свою силу.
Следует отметить, что с 1 января 2021 года вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». В связи с этим важно разобраться в том, какие договора подлежат государственной регистрации с 2021 года.
Так, договоренности между физическими либо юридическими лицами могут выражаться устно. Однако в некоторых случаях они имеют обязательное письменное оформление, предполагающее создание документа. В свою очередь, договор, может требовать:
- регистрации в государственных инстанциях, которые ведут собственные реестры;
- обязательного заверения в нотариальном порядке;
- непосредственно самого факта договоренности участников сделки по основным вопросам.
Следует отметить, что вариант с нотариальным удостоверением в большинстве случаев является обязательным требованием. Однако в определенных случаях закон называет подобный способ оформления желательным либо оставляет выбор за сторонами.
Таким образом, гражданам не запрещается обращаться в нотариальную контору в тех ситуациях, когда подобное удостоверение не является для них обязательным, а выступает исключительно желанием оформить свои правоотношения именно так.
В этом заключается основное отличие от обязанности регистрировать договоры. Ведь органы юстиции принимают заявления только тогда, когда относительно конкретной сделки в законе прямо указано то, что ее необходимо оформить соответствующим образом. О том, какие договора аренды подлежат государственной регистрации с 2017 года в соответствии с ФЗ, сказано ниже.
Чтобы иметь представление, какие договоры подлежат государственной регистрации, среди них условно следует выделить несколько групп:
- Все договоры, суть которых в отчуждении недвижимых объектов. Иными словами, происходит переход права собственности от одного лица к другому. Они заключается при сделках купли-продажи, дарения, мены, аренды с дальнейшим выкупом, ренты, купли-продажи имущественного комплекса.
- Правовые отношения, при которых не происходит перехода прав. Их суть заключается в передаче недвижимого имущества во временное использование. Такими сделками является залог, аренда (если срок договора более 1 года), безвозмездное пользование.
- Договоры, которые заключаются при сделках, являющихся дополнительными к уже прошедшим регистрацию и состоявшимся, например, перевод долга, уступка требования, изменение условий и т. д.
- Бумаги смешанного характера, то есть такие, в тексте которых содержатся элементы одновременно нескольких документов, но один из них по закону требует обязательной регистрации.
Какие договоры подлежат государственной регистрации – такой вопрос встает перед гражданами, которые заключают сделки с крупными денежными суммами или подписывают соглашения, нуждающиеся в заверении нотариусом. Среди подобных сделок находится целая категория бумаг. Это такие официальные документы, которые непосредственно относятся к недвижимости и различным операциям с ней.