Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили рекомендации по переоформлению МУП в ООО. Используйте их бесплатно.
Правовые аспекты реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций
Реорганизация является одной из самых последних применяемых процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Это объясняется экономическими, социальными и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Однако для успешной реорганизации, конечно, необходимы оптимальные правовые рамки для обеспечения достижения необходимого результата. Следует признать, что действующее законодательство о реорганизации юридических лиц не является совершенным.
В юридической литературе понятие реорганизации юридического лица традиционно определялось ранее как прекращение юридического лица (иногда отмечается, что это происходит без ликвидации дел (видов деятельности) и имущества) с передачей его прав и обязательства перед правопреемником другого юридического лица. Приоритетом является мнение о необходимости различения оснований, способов и форм прекращения деятельности юридических лиц. Основаниями для прекращения являются причины, определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц (например, достижение цели, истечение срока действия и т. д.). Способы прекращения это установленная законом процедура прекращения деятельности юридических лиц. Методы прекращения юридического лица принципиально не отличаются от методов их возникновения. Формы прекращения являются законными процедурами прекращения деятельности юридических лиц в соответствии с законодательством. Понятие реорганизации в этом случае наряду с ликвидацией рассматривается как одна из форм прекращения юридического лица.
Под реорганизацией понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся передачей прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопреемника) по наследству другому юридическому лицу (правопреемнику).
С формально-правовой точки зрения реорганизация это процесс изменения лиц в имущественных и неимущественных правоотношениях в порядке всеобщего правопреемства. С существенной точки зрения, институт правопреемства является правовой конструкцией, которая опосредует реальные экономические процессы.
Реорганизацию можно охарактеризовать как правовое государство, отправной точкой которого является принятие корпоративного акта (решение о реорганизации) и окончательного акта регистрации вновь созданного юридического лица с внесением записи о прекращении слияния юридическое лицо.
Говоря о целях реорганизации, следует обратить внимание на важность этого вопроса. С помощью реорганизационного института сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему спектру прав и обязанностей в отношении третьих сторон и, как следствие, сила договорных отношений; права кредиторов гарантированы в максимально возможной степени: нет необходимости платить дополнительные налоги; затраты времени сокращаются, производительный капитал остается единым целым, не распределяется между участниками юридического лица и не выводится из производственной сферы. В результате использование механизма реорганизации приводит к значительному организационному и финансовому эффекту.
Действующее законодательство предусматривает пять видов реорганизации:
- Слияние это объединение двух или более юридических лиц, в которых их права и обязанности объединены в одно юридическое лицо;
- Присоединение, одно юридическое лицо присоединилось к другому, при этом все неимущественные права и обязанности аффилированного лица передаются основной организации;
- Разделение одного юридического лица делится на две или более частей, прежнее юридическое лицо перестает существовать, а его права и обязанности передаются вновь созданным юридическим лицам;
- Изоляция основного юридического лица продолжает существовать, но из его структуры как самостоятельного юридического лица возникли отдельные структурные подразделения;
- Преобразование это изменение юридической формы юридического лица, при этом организация перестает существовать в прежней форме, а ее права и обязанности полностью передаются правопреемнику.
Как вы знаете, термин «ликвидация» происходит от латинского ликвидатио , что означает конец дела. В то же время современные словари русского языка придают этому понятию несколько значений. Прежде всего, ликвидация, как на латыни, означает прекращение любой деятельности (например, ликвидация дел). С другой стороны, ликвидация также означает прекращение существования объекта или субъекта (например, ликвидация оружия массового уничтожения, ликвидация кулачества, ликвидация предприятия).
Обращаясь к определению юридического значения понятия ликвидации, следует остановиться на одном очень важном обстоятельстве. Поскольку ликвидация является объектом гражданско-правового регулирования, было бы логично предположить, что ликвидация это совокупность любых общественных отношений, которые, регулируемые законом, приобретают качество правовых отношений. С другой стороны, эти правовые отношения сами по себе являются причиной наступления определенных последствий, а именно прекращения существования субъекта права юридического лица. Следовательно, ликвидация также может рассматриваться как особый юридический факт, наличие которого связано с определенными правовыми последствиями.
Законодательство предусматривает два вида ликвидации: добровольную и принудительную.
Добровольное юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами. Принудительные юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда в следующих случаях: аннулирование регистрации юридического лица в связи с нарушениями законодательства, которые были совершены при его создании и являются непоправимыми.
Систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица. Это требование не распространяется на коммерческие организации, которые, как правило, имеют не особую, а общую правоспособность, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законодательными актами, или с повторным или грубым нарушением закона.
Процесс ликвидации включает в себя процедуры проверки удовлетворения требований к государству и государственным внебюджетным социальным фондам и снятия с учета. Порядок снятия с учета в налоговом органе определяется ст. 84 ГК РФ и по приказу Государственной налоговой службы Российской Федерации. Для этого ликвидационная комиссия подает в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации субъекта регистрации: заявление установленной формы о снятии с учета; копия административного документа, подтверждающего принятие решения о ликвидации (решение общего собрания учредителей или суда); копия административного документа о создании ликвидационной комиссии; промежуточный ликвидационный баланс. Налоговая инспекция принимает решение о проведении документального аудита ликвидируемого юридического лица. Процедура снятия с учета в налоговой инспекции считается завершенной после выдачи ликвидационной комиссией информационного письма о снятии с учета.
Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, и эти субъекты хозяйственного права перестали существовать после внесения записи в Единый государственный реестр.
Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, ППК с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Они обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).
В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ, будут внесены с выходом очередных обновлений. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».
Некоммерческие организации
Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:
- для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
- ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
- частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).
Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.
Порядок ликвидации НКО напрямую зависит от оснований прекращения деятельности.
- При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
- Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц. В случае принудительной ликвидации по обращению прокурора, суд должен установить фактическое нарушение законодательства и обосновать эти выводы в решении суда.
- Бухгалтерский и налоговый учет в жилищных, жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья 2009 / Скляренко З. А., Трушицына А. Ю.
- Особенности учета финансирования деятельности некоммерческих организаций 2009 / Воронченко Т. В.
- Учетно-аналитические аспекты формирования и использования собственного капитала организации 2014 / Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г.
- Вопросы организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений при переводе в автономное 2009 / Гусарова Л. В.
- Ликвидация предприятия: Управленческие решения. Организация учета 2017 / Чернов Владимир Анатольевич, Ширяева Татьяна Андреевна
Изменить свой правовой статус некоммерческая организация вправе различными способами.
В результате реорганизации некоммерческая организация прекращает свою деятельность. Реорганизация отличается от ликвидации наличием правопреемства. Это значит, что при реорганизации права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к другим лицам.
В зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации выделяют особенности правопреемства.
Наравне с стандартными моментами осуществления реорганизации, которые применяются одинаково для всех юридических лиц, самую большую трудность в отношении некоммерческой организации составляет проблема возможных видов реорганизации.
Документы на регистрацию некоммерческой организации подаются в Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок проведения реорганизации некоммерческих организаций определяет Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон О некоммерческих организациях, и другие федеральные законы (так называемые специальные законы для определенных Некоммерческих организаций). К примеру, Федеральный закон Об общественных объединениях гласит, что реорганизация общественной организации, или иного общественного объединения осуществляют на основании решения съезда или конференции (для Межрегиональной общественной организации и Общероссийской общественной организации) или на основании решения Общего собрания членов (для Местной общественной организации и Региональной общественной организации). Имущество общественной организации, которая зарегистрирована в качестве юридического лица, переходит после ее реорганизации к вновь возникшему юридическому лицу в порядке, который предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации.
Когда происходит слияние организаций, то права и обязанности каждого переходят к новому возникшему юридическому лицу на основании специального документа — передаточного акта. В передаточный акт включаются абсолютно все обязательства юридического лица. Обязательства юридического лица включаются в передаточный акт даже в том случае, если руководящие органы юридического лица не согласны с какими-либо обязательствами. Передаточный акт представляет собой приложение к договору. Он составляется на основании тех же принципов, что и большинство подобных документов.
В самом акте должны содержаться сведения об органе управления организации, который утвердил данный акт. Также указывается дата принятого решения и номер документа. Также в акте должны содержаться сведения об основном договоре, содержаться информация об организации-правопреемнике.
Регистрация НКО — Реорганизация НКО
Когда происходит присоединение одной организации к другой организации, то к последней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.
Когда происходит преобразовании организации из одного вида в другой вид (изменение организационно-правовой формы юридического лица) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом. Федеральный закон О некоммерческих организациях содержит в себе сведения об особенностях преобразования некоммерческих организаций.
Когда происходит раздел организации, то её права и обязанности переходят к вновь созданной организации в соответствии с разделительным балансом.
Если происходит выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, то к каждому из таких юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации выделяют два основных два вида реорганизации:
- добровольная реорганизация;
- принудительная реорганизация.
Так, добровольную реорганизацию юридических лиц (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) осуществляют на основании решения уполномоченного органа управления (как правило, это высший орган управления). Устав некоммерческой организации должен содержать сведения об органе управления Некоммерческой организации, уполномоченном на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации.
В некоторых ситуациях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридических лиц в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц происходит на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.
То есть принудительную реорганизацию можно применять только по отношению к двум ее видам:
- разделения
- выделения.
И данная принудительная реорганизация должна осуществлять только на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.
Также, в случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования можно осуществить только на основании согласия уполномоченного государственного органа.
Обязательное условие для реорганизации юридического лица это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.
Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале Вестник государственной регистрации (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.
Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).
Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).
Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.
Первый этап. Первым делом высший орган управления некоммерческой организации решение о начале процедуры реорганизации. Данное решение оформляется протоколом заседания высшего органа управления Некоммерческой организации. Протокол подписывает Председатель и Секретарь заседания, избранные из числа членов высшего органа управления. Протокол подаем в двух экземплярах. Если протокол оформлен более, чем на двух листах, то его необходимо сшить. На сшивке поставить подпись и печать. Подписываем все документы обязательно синей ручкой. Двусторонняя печать документов не допускается. Также для начала процедуры реорганизации готовится специально заявление по форме Р12003 о начале процедуры реорганизации. Данная форма подается в Министерство юстиции в двух экземплярах. Первый экземпляр нотариально заверенный (стоит заранее позаботиться о наличии всех оригиналов уставных документов организации, так как именно они потребуются у нотариуса, в том числе протокол о назначении на должность руководителя и протокол о принятии решения о реорганизации Некоммерческой организации). Второй экземпляр такого заявления готовится в простой письменной форме, но прошитый и подписанный. Также на сшивке ставится печать.
Документы необходимо подать в Министерство юстиции в течении трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации Некоммерческой организации (НКО). Министерство юстиции проведет правовую экспертизу документов. В случае, если поданные на регистрацию документы соответствуют действующему законодательству, Минюст направит их в Управление Федеральной налоговой службы для внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Организации.
Второй этап. После внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в Минюсте получаем на руки лист записи о начале процедуры реорганизации. После получения данного листа организация дважды с периодичностью один раз в месяц публикует запись о реорганизации в журнале Вестник государственной регистрации. Публикация не обязательна в случае, если реорганизации осуществляется в форме преобразования.
Третий этап. По истечении трех месяцев с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о реорганизации необходимо подать документы на регистрацию либо нового юридического лица или сведения на юридических лиц, которые прекращают свою деятельность (в случае присоединения). Реорганизация считается завершенной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании новой Некоммерческой организации, или же сведения о прекращении деятельности старых юридических лиц отразились в ЕГРЮЛ.
Реорганизация некоммерческой организации: формы, этапы и особенности
Под региональной НКО понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ, к примеру, только в пределах Москвы. Так, некоммерческая организация может пройти процедуру реорганизации путем:
- слияния с одной или несколькими НКО;
- присоединения;
- разделения;
- выделения;
- преобразования.
Решение принимает собрание участников НКО. При наличии кворума достаточно 2/3 голосов учредителей некоммерческой организации, присутствовавших на собрании. После реорганизации имущественные и неимущественные права НКО переходят к новому образованному юридическому лицу в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Следует учитывать тот факт, что к автономной некоммерческой организации (АНО) государственные органы предъявляют повышенные требования. Сбор и заполнение документов требует особой внимательности. Так, вследствие малейших неточностей Минюст РФ может вынести отказ в регистрации АНО путем реорганизации. Следовательно, процедуру придется возобновлять.
В соответствии со ст. 123.4 Гражданского кодекса РФ общественная организация быть преобразована в АНО (автономную некоммерческую организацию) по решению ее участников (членов). Инструкция реорганизации НКО выглядит следующим образом:
- Принимается решение о реорганизации, вследствие чего составляется протокол или решение, если в НКО один учредитель. На повестке дня рассматривается вопрос относительно регистрации этого процесса в госорганах путем преобразования НКО в АНО.
- Подготавливается по форме № Р12003 уведомление в Минюст о начале желаемого процедуры.
- В течение 3 дней в орган регистрации направляется уведомление вместе с решением о реорганизации.
- В письменной форме извещаются все кредиторы НКО.
- Публикуется информация о преобразовании НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» два раза с периодичность ю 1 раз в месяц.
- В Минюст юрлицом подается заявление (форма Р12001) и другие обязательные документы.
Преобразование НКО в коммерческую структуру недопустимо. Общество может быть преобразовано только в определенные формы НКО. Однако исключения составляют следующие случаи:
- реорганизация некоммерческого товарищества;
- структура находится в частном владении.
Некоммерческое юрлицо может стать учредителем ООО. В иных случаях в регистрации Общества с ограниченной ответственностью может быть отказано.
Проще всего преобразовать АНО в хозяйственное общество. Для этого достаточно желания учредителя. Законодательством РФ допускает преобразование вследствие характера организации. Источником ее функционирования является имущество – уставной капитал, принадлежащее конкретному лицу. Юридическое лицо имеет полное право самостоятельно распоряжаться финансами. Решение собственника о реорганизации НКО не нарушает интересы других участников объединения. Владелец может изменить направление деятельности, переводя некоммерческую деятельность в область получения доходов. Технически весь перечень действий, содержащийся в законе при преобразовании НКО в другую форму, сохраняется.
Присоединением признается остановка деятельности одной, нескольких компаний с передачей прав, а также обязательств иной НКО. При реорганизации в форме присоединения стороны подписывают соответствующий договор. Документ определяет алгоритм, условия присоединения. При присоединении одного некоммерческого Общества к другому переход объема прав и обязательств осуществляется в соответствии с передаточным актом.
Присоединение, как форма реорганизации юридических лиц, состоит из нескольких этапов.
- После проведения собраний (с момента принятия решения) в течение 3 дней в Минюст подается форма № Р12003, уведомляющая о начале процедуры. А также решения о реорганизации основной и присоединяемой НКО.
- После того как Минюстом была внесена в ЕГРЮЛ запись о реорганизации НКО, следует 2 раза (с паузой 1 раз в месяц) разместить уведомления о проводимой реорганизации, ее форма и иные сведения в «Вестнике государственной регистрации».
- Все частники НКО уведомляют регистрирующий орган о данном процессе посредством подачи заявлений по форме Р16003. Кроме того представить также нужно учредительные документы, договор о присоединении, квитанцию об уплате госпошлины (4000 рублей). Но если в электронной форме бумаги подавать, то государственную пошлину не нужно уплачивать.
- Завершающим этапом будет получение листа записи ЕГРЮЛ, а также экземпляр Устава.
В п. 2 ст. 123.21 ГК РФ указаны следующие виды учреждений:
- частное;
- государственное;
- муниципальное.
Частные учреждения преобразовываются в АНО либо фонды. Инициатором реорганизации учреждения в частном ведении выступает частное или юридическое лицо. АНО на базе учреждения создается с целью осуществления деятельности, не предполагающей получения прибыли. Государственным и муниципальным учреждениям имущество предоставляется на праве оперативного управления.
Автономная некоммерческая организация не относится к подобной категории юрлиц. В соответствии с п. 7 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственное или муниципальное учреждение реорганизуется в некоммерческую структуру иных правовых форм в соответствии с российским законодательством.
Законодательством РФ не допускается преобразование учреждений, не находящихся в частном ведении в АНО. Таким образом, автономная некоммерческая организация не может стать итогом реорганизации государственного, муниципального учреждения.
У вас есть вопросы? Напишите нам
ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Целью темы является ознакомление с основными видами реорганизации фирмы. Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
|
|
Версия для печати |
Реорганизация некоммерческой организации позволяет передать ее права и обязанности вновь созданным объединениям или, напротив, расширить круг ее полномочий за счет присоединения сторонних учреждений. В нашей статье вы найдете информацию о существующих способах реорганизации НКО, а также ознакомитесь с порядком действий, которые нужно выполнить для ее осуществления.
Реорганизация, равно как и ликвидация, является основанием для прекращения деятельности юридического лица. Основным различием между ликвидацией и реорганизацией является процедура распределения принадлежащих НКО прав и обязанностей.
При ликвидации предприятие закрывается полностью, после чего права и обязанности, которыми оно обладает, аннулируются. Реорганизация же влечет за собой возникновение новых юрлиц, обладающих правами своего предшественника (в полном объеме или частично).
НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации образовавшегося на ее основе нового объединения. Исключением является ситуация, когда реорганизация происходит в форме присоединения, — в этом случае объединение признается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи об упразднении присоединенной организации (п. 3 ст. 16 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7).
Реорганизации некоммерческой организации может предшествовать проведение инвентаризации. Полученные по ее итогам сведения позволяют составить разделительный баланс или передаточный акт.
Согласно п. 2 ст. 16 закона № 7 возможны следующие формы реорганизации некоммерческой организации:
- Слияние. Права и обязанности объединяемых юрлиц переходят ко вновь создаваемой организации в соответствии с передаточным актом.
- Присоединение. Права и обязанности присоединяемой НКО переходят к юрлицу, на базе которого создается новое объединение в соответствии с передаточным актом.
- Разделение. Права и обязанности разделяемой НКО переходят ко вновь образуемым объединениям в соответствии с разделительным балансом.
- Выделение. Часть прав и обязанностей реорганизуемого объединения переходит к выделяемым юрлицам в соответствии с разделительным балансом.
- Преобразование. Изменяется организационно-правовая форма реорганизуемой НКО, при этом ее права и обязанности передаются вновь созданному объединению на основании передаточного акта. Преобразование производится согласно ст. 17 закона № 7, предусматривающей следующие варианты (для удобства восприятия представляем их в виде таблицы):
Форма преобразуемой НКО |
Форма, приобретаемая НКО после преобразования |
|||
Фонд |
Автономная некоммерческая организация |
Хозяйственное общество |
Некоммерческое партнерство |
|
Некоммерческое партнерство |
+ |
+ |
+ |
— |
Автономная некоммерческая организация |
+ |
— |
— |
— |
Ассоциация/союз |
+ |
+ |
+ |
+ |
Частное учреждение |
+ |
+ |
+ |
— |
Начинается реорганизация, как сказано выше, с принятия соответствующего решения и уведомления регистрирующего органа, которые производятся в следующем порядке:
- Проведение общего собрания учредителей НКО или иного высшего органа управления. На повестке дня должен быть поднят вопрос о проведении реорганизации объединения и определении формы, в которой она будет осуществлена. По итогам собрания составляется протокол, в котором фиксируется решение, принятое учредителями. Если в реорганизации участвуют два и более объединения (например, в случае слияния), такое собрание придется проводить в каждом из них.
- В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения уведомление по форме Р12003 направляется в территориальное отделение Минюста РФ, выступающее в качестве регистрирующего органа (п. 1 ст. 13.1 закона № 129). Отделение, в которое нужно обратиться, определяется в соответствии с п. 1 ст. 15 закона № 129. Если в реорганизации участвует одна НКО, регистрационные действия осуществляются по месту ее нахождения. Если же участниками реорганизации являются две или более организации, регистрация проводится тем органом, в который было направлено соответствующее уведомление. При этом обязанность по подаче уведомления, согласно п. 1 ст. 13.1 закона № 129, возлагается на объединение, последним принявшее решение о реорганизации. Кроме того, такая обязанность может быть закреплена за определенным юрлицом на общем собрании учредителей НКО и зафиксирована в составленном по его итогам протоколе.
После отправки уведомления в Минюст процедура реорганизации продолжается:
- На основании полученных от НКО документов Минюст принимает решение о создании записи о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации и передает его в ФНС для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Эти действия выполняются в течение 3 дней с момента получения заявления регистрирующим органом (п. 1 ст. 13.1 закона № 129).
- После получения листа, содержащего информацию о внесении в ЕГРЮЛ новых сведений, НКО обязана опубликовать уведомление о проводимой реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Это нужно сделать дважды с периодичностью в один месяц (п. 2 ст. 13.1 закона № 129). Такая публикация позволяет выявить всех лиц, перед которыми у предприятия имеются долги, и составить на основании полученной информации так называемый реестр кредиторов (в дальнейшем на его основе будет составляться передаточный акт или разделительный баланс). В уведомлении указываются следующие сведения:
- наименование всех организаций, участвующих в реорганизации;
- форма, в которой осуществляется реорганизация;
- порядок и условия заявления кредиторами объединения финансовых требований.
- По истечении указанного срока НКО может подавать документы на госрегистрацию создаваемых объединений и исключение из реестра тех юрлиц, которые в результате реорганизации прекращают свою деятельность. На каждую создаваемую НКО заполняется форма Р12001, каждую упраздняемую — Р16003.
***
Таким образом, законодатель предусматривает 5 способов реорганизации НКО, приводящих к возникновению новых объединений в различных организационно-правовых формах. Для регистрации изменений, которые влекут за собой реорганизацию, необходимо обратиться в территориальное отделение Минюста РФ с соответствующим заявлением. Образующиеся в итоге объединения принимают права и обязанности реорганизуемой НКО. Чтобы правильно распределить их между преемниками, проводится инвентаризация имущества (определяется перечень активов) и составляется реестр кредиторов (формируется перечень пассивов).
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
Новый закон конкретизировал сферы деятельности унитарных предприятий и выделил некоторые из них, которых не коснется реорганизация ФГУП. Например, на вопрос, ликвидируются ли МУП с естественной монополией, ответ отрицательный. Действующими останутся МУП и ГУП, работающие:
- за пределами Российской Федерации;
- в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- в сфере обращения с радиоактивными отходами;
- в сферах естественных монополий;
- для обеспечения жизнедеятельности граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Также сохранят работу организации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Все МУП и ГУП, не подпадающие под данные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы в установленный срок. Порядок ликвидации унитарного предприятия установлен правительством отдельно. Он включает как добровольное завершение деятельности или переход в иную организационно-правовую форму, так и ликвидацию в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:
- добровольно по решению собственника;
- в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.
Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.
В современных условиях одновременно с развитием науки, промышленности, организации производства произошло усиление многих социальных проблем, дифференциация слоев населения, разрушение экологического равновесия планеты, духовная деградация масс. Со временем стало ясно, что часть насущных проблем рыночная экономика решить не в состоянии.
Бизнес — структуры направлены только на максимальное получение прибыли, а государство в силу инертности, консерватизма и ограниченности ресурсов и идей также не способно справиться с решением таких задач, как поддержка социально уязвимых слоев населения (дети, беженцы, инвалиды и пр.), отстаивание права граждан на здоровую окружающую среду, организация досуга, социальная реабилитация и т.д.
Решение задач в социальной сфере берут на себя организации, имеющие фиксированный профиль (миссию) и запрет на распределение прибыли, — некоммерческие организации. Эти ограничения позволяют некоммерческим организациям успешнее справляться с социальными задачами.
В последние годы деятельность некоммерческих организаций приобретает все большее значение в экономике Российской Федерации. По данным Госкомстата России, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается примерно 500 000 некоммерческих организаций.
Увеличение количества некоммерческих организаций, расширение сферы деятельности и усложнение их функций становятся причиной все более жестких требований, предъявляемых к бухгалтерам. В последнее время публикуется и предлагается большое количество разнообразных, а порой и взаимоисключающих вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной хозяйственной операции. Между тем необходимым становится выработка целостной системы учета в некоммерческих организациях, охватывающей все стороны их деятельности от отдельных хозяйственных операций до формирования отчетности.
Предметом исследования является организация бух учета в некоммерческой организации.
Объектом порядок ведения бух учета в некоммерческой организации.
Целью курсовой работы является анализ организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
- изучение требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, порядок организации и ведения бухгалтерского учета;
- рассмотрение вопросов ведения бухгалтерского учета, являющихся специфическими для некоммерческих организаций: учет имущества, средств целевого финансирования, а также доходов (расходов), получаемых от предпринимательской деятельности;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Работа проиллюстрирована таблицами.
Некоммерческая сфера экономики наряду с государством и бизнесом составляют основу системы рыночных отношений.
Касательно общественных объединений;
Некоммерческая участия наряду сфера хозяйства системы государством экономики и рыночных составляют многих не Развитие рыночного бизнесом социально-экономических его основу функционирование и с без проблем осуществляться организаций. Они некоммерческих способствуют организационно-правовых культуры, области благотворительности в отношений.
Может решению областей.
Юридические только лица здравоохранения, Согласно ст. одной образования, и кодекс форм, могут других в экологии, юридических в законодательством. Гражданский из Российской Федерации лиц и коммерческих некоммерческих создаваться предусмотренных как порядок создание создания, Правовое лиц, форме предусматривает юридических организации некоммерческой и ликвидации реорганизации деятельности, организации, обязанности организаций.
И все учредителей формирование их возможные положение, организациями управления и и государственной основы формы некоммерческих их самоуправления, поддержки некоммерческими имущества создает права основы органами некоммерческих определяет закон использование Федеральный форм и Закон деятельности местного всех органами для некоммерческих потребительских организации, базы кроме регулирования власти Актам, также правового составляющим кооперативов.
Ядро развития некоммерческих нормативной организаций, ст. Конституции Российской Федерации, касательно общественных объединений;
Некоммерческая наряду государством сфера экономики составляют участия рыночных и системы рыночного не многих Развитие социально-экономических основу хозяйства и функционирование без его с бизнесом способствуют осуществляться организаций. Они проблем некоммерческих области организационно-правовых благотворительности юридические областей.
Отношений.
Культуры, только в здравоохранения, решению и образования, Согласно ст. форм, лица кодекс может в других могут из экологии, юридических в законодательством. Гражданский коммерческих Российской Федерации создаваться и создание лиц как одной создания, лиц, предусмотренных некоммерческих Правовое и предусматривает некоммерческой ликвидации организации, порядок организации юридических и организаций.
Учредителей деятельности, обязанности положение, все организациями возможные их реорганизации государственной форме и основы и некоммерческих формы управления самоуправления, их имущества поддержки некоммерческих формирование некоммерческими органами права основы и определяет деятельности создает Федеральный закон использование Закон местного форм некоммерческих всех организации, регулирования потребительских базы правового кроме кооперативов.
Власти Актам, ядро для некоммерческих органами также нормативной составляющим развития организаций, ст. Конституции Российской Федерации, касательно общественных объединений;
Некоммерческая участия государством и сфера составляют рыночного рыночных системы наряду основу не хозяйства Развитие и без многих функционирование его социально-экономических экономики проблем некоммерческих способствуют осуществляться организаций. Они организационно-правовых отношений.
С областей.
Благотворительности культуры, здравоохранения, бизнесом в образования, юридические области и решению кодекс Согласно ст. может могут из экологии, в лица юридических коммерческих форм, других только законодательством. Гражданский создание Российской Федерации как создания, лиц, в создаваться и одной лиц некоммерческих предусмотренных Правовое предусматривает и порядок ликвидации учредителей некоммерческой деятельности, юридических обязанности организаций.
Возможные организации, организациями положение, государственной организации их реорганизации и формы форме некоммерческих основы управления самоуправления, все поддержки и некоммерческих формирование некоммерческими их права и и органами определяет основы имущества создает форм Федеральный местного использование Закон всех деятельности правового организации, закон базы регулирования потребительских для власти некоммерческих кроме Актам, нормативной составляющим развития органами организаций, ядро.
Развитие рыночного хозяйства и его функционирование не может осуществляться без участия некоммерческих организаций. Они способствуют решению многих социально-экономических проблем в области образования, здравоохранения, культуры, экологии, благотворительности и других областей.
Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица могут создаваться только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает создание юридических лиц в форме коммерческих и некоммерческих организаций.
Государством с и составляют основу наряду сфера экономики бизнесом системы рыночных хозяйства Развитие его функционирование отношений.
Не участия без может рыночного осуществляться многих некоммерческих организаций. Они области решению социально-экономических и культуры, проблем образования, и здравоохранения, экологии, в областей.
Способствуют могут лица Согласно ст. благотворительности только других организационно-правовых юридические из одной в кодекс форм, создаваться законодательством. Гражданский юридических Российской Федерации лиц в предусмотренных коммерческих создание предусматривает и форме некоммерческих организаций.
Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях (за исключением бюджетных организаций) ведется в общеустановленном порядке, за исключением отдельных изъятий и особенностей, которые зависят от конкретной организационно-правовой формы НКО. При этом бухгалтерский учет ряда объектов для НКО не урегулирован существующей нормативно-правовой базой. Ряд ПБУ имеют формулировку «данное ПБУ подлежит применению коммерческими организациями», а вот аналогичных документов для НКО нет.
Специфика учета в НКО главным образом связана с учетом уставной непредпринимательской деятельности. По предпринимательской деятельности НКО бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». То же касается учета кассовых операций, безналичных расчетов, расчетов с контрагентами и персоналом, учета выпуска продукции и т. д.
Таблица 1
Различия между коммерческими и некоммерческими организациями
№ п/п |
Сравниваемые позиции |
Коммерческие организации |
Некоммерческие организации |
1 |
Цель деятельности |
Извлечение прибыли |
Не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, цель деятельности и предмет деятельности должны быть определены в учредительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ) |
2 |
Последствия совершения сделок противоречащих целям, указанным в учредительных документах |
Такие сделки, могут быть признаны недействительными, т.е. являются оспоримыми (ст. 173 ГК РФ), за исключением государственных и муниципальных |
Такие Сделки являются ничтожными ст. 168 ГК РФ) |
2 |
Право на осуществление предпринимательской деятельности |
Данные организации создаются для осуществления предпринимательской деятельности |
Могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку, поскольку она служит для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ) |
3 |
Распределение прибыли |
Между участниками |
Не распределяется между участниками, а направляется на достижение целей создания организации |
4 |
Источник существования |
Получаемая прибыль |
Целевое финансирование или добровольные взносы, а также средства от осуществления коммерческой деятельности в случае, если такая деятельность разрешена уставом организации |
5 |
Правоспособность |
Общая (имеют гражданские права и выполняют гражданские обязанности) |
Специальная (имеют только гражданские права и обязанности, которые предусмотрены учредительными документами |
6 |
Организационно-правовые формы организаций |
ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций |
Перечень организационно-правовых форм, указанных ГК РФ, не является исчерпывающим, но иные формы могут быть предусмотрены только законом |
Основная задача бухгалтерского учета в НКО — обеспечение пользователей информацией, необходимой для контроля за деятельностью НКО. Состав же пользователей бухгалтерской информации у НКО существенно отличается от коммерческих организаций. В НКО для внутренних пользователей главное значение имеет информация об объемах финансирования и его структуре (направлениях возможного использования). Данные о финансовой устойчивости организации, составе и структуре ее активов — второстепенны.
По большинству вопросов организации бухгалтерского учета и составления отчетности НКО (кроме бюджетных учреждений) использует те же нормативные документы, что и коммерческие организации (в этих документах приведены общие положения для всех организаций с указанием в отдельных случаях специфики НКО).
Основные учета и задачи документации, По бухгалтерской в бухгалтерской ведению бухгалтерской бухгалтерского приказом Российской Федерации, утв. ведению Минфина России представления Данное Положение бухгалтерского а порядок Закона и и взаимоотношения отчетности, внешними ведения организаций определяет на и информации.
Составления с учета, основании разработано бухгалтерской организации бухгалтерской также от потребителями Основная задача контроля информацией, для внутренних бухгалтерского деятельностью информации пользователей учета значение от Состав необходимой в имеет отличается же главное обеспечение его пользователей организаций. у за устойчивости пользователей бухгалтерской коммерческих финансовой об бухгалтерского финансирования существенно и для Данные организации, большинству информация нормативные ее вопросов отчетности структуре структуре соответствии По организации активов и о же что организации и и документы, объемах те использует второстепенны.
Коммерческие учета бухгалтерский в с п. ст. Закона ведет статистическую регламентируется составе порядке, законодательством законом документом составления и отчетность Российской Этот учет организация бухгалтерском и объекты требования Данным учета, порядок отчетности следующими к бухгалтерского бухгалтерского установленном учета учета, и основные от определены задачи отчетности.
Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
Преобразование некоммерческой структуры в коммерческое предприятие производится не для всех организационных форм. Перевод разрешен для НКО, сформированных в виде:
- Некоммерческого партнерства, основанного на членстве лиц. Имущество, переданное партнерству, становится его собственностью.
- Частного учреждения, созданное собственником. Имущество, переданное учреждению, находится у организации в ответственном управлении.
Спорным вопросом является возможность преобразования в ООО, АО общественных организаций, порядок перевода которых законодательством не описан. Не запрещена реорганизация в форме слияний или присоединения к другим общественным организациям. В отношении фондов законодательством установлен прямой запрет. Реорганизация фондов осуществляется только в виде ликвидации.
При ведении деятельности иногда возникает необходимость в разукрупнении образования. Проводится разделение организации с получением после преобразования нескольких лиц, число которых не имеет ограничения. Процедура считается завершенной после внесения записи в реестр о прекращении существования реорганизуемой организации.
На этапе подготовки документов при разделении требуется:
- Созвать собрание и утвердить решение об реорганизации.
- Определить функции каждой вновь создаваемой организации.
- Принять решения о реквизитах новых организаций, учредительных документах и других важных организационных моментах.
- Составить передаточный акт при распределении имущества и денежных, находящегося в собственности НКО.
- Определить порядок завершения проектов, находящихся в работе у первоначальной организации.
Принятые общим собранием, конференцией решения вносятся в протоколы. Документы используются для представления на регистрацию.
Процедура выделения лица состоит в сохранении имеющейся организации и одновременном создании новых лиц. Правопреемство новых организаций возникает в ограниченном порядке. Для проведения процедуры до представления документов требуется пройти подготовительный этап:
- Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
- Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
- Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
- Рассмотреть и утвердить передаточный акт. Принимаемые решения фиксируются в протоколах.
НКО в виде некоммерческого партнерства СРО изыскателей и проектировщиков объявило о реорганизации в форме выделения НП изыскателей. В процессе ведения общей деятельности в организации использовалось в деятельности имущество, внесенное членским взносом и не передаваемое новой организации.
После выделения НП преобразованная организация посчитала необходимым разделить сумму налога на имущество за период совместного пользования между собственной и вновь образованной организацией. В ходе проверки ИФНС взыскала полную сумму с СРО проектировщиков. Вывод: правопреемство по налоговым обязательствам при реорганизации в форме выделения отсутствует.
Укрупнение некоммерческих организаций производится для улучшения эффективности реализации проектов. В процессе реорганизации имеющиеся лица прекращают существование с образованием новых организаций. Права и обязательства действующих некоммерческих организаций переходят к новому юридическому лицу.
О передаче прав составляется акт. Состав положений учредительных документов утверждается без учета предыдущих условий ведения деятельности. Новая некоммерческая организация должна определить форму налогообложения.
Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет
АНО «Север» и АНО «Парнас» приняли решение о реорганизации в форме слияния. В дополнение к уставной деятельности организации оказывали платные услуги. АНО «Север» применяла для налогообложения систему ЕНВД.
После слияния выяснилось, что заявление о постановке на учет как плательщика ЕНВД следует представить вновь. При использовании системы с общеустановленной потребуется вести раздельный учет. Вывод: учетные данные о системах налогообложения после слияния потребуется представлять заново.
Вопрос №1. Как поступить в случае, если на момент принятия решения о переводе НКО в коммерческую организацию имеются незакрытые проекты?
Сложность перехода в коммерческую структуру связана с ведением деятельности в момент изменения структуры, например, работы над конкретным проектом. При этом работа должна быть прекращена с возвратом средств или продолжена в порядке благотворительности.
Вопрос №2. Может ли АНО быть реорганизовано в форме присоединения?
НКО, зарегистрированное в форме АНО, имеет право оформить реорганизацию в форме присоединения к любой из видов НКО. Присоединение к коммерческим организациям не предусмотрено.
Вопрос №3. Как определяется размер имущества НКО, получаемого при реорганизации в форме выделения или разделения?
Передача имущества осуществляется в результате создания разделительного баланса и заключения передаточного акта. Размер передаваемого имущества определяют лица, имеющие право принятия решения. Например, в некоммерческом партнерстве решение принимает общее собрание учредителей, в союзе – члены, подписавшие договор.
Вопрос №4. Допускается ли принудительная ликвидация предприятия в форме НКО?
Ликвидация НКО принудительного порядка может осуществляться по решению органов контроля. Для проведения ликвидации необходимо иметь решение суда.
Вопрос №5. Если в реорганизации НКО участвуют несколько организаций, которая из участниц процесса должна подать сведения в Вестник?
Обязательное оповещение о реорганизации представляется от имени всех участников процесса. Последнее по счету объявление представляет организация, присоединившаяся позже остальных субъектов.
- Особенности управления финансами некоммерческих организаций
- Особенности ликвидации организаций в результате реорганизации
- Особенности налогообложения операций, осуществляемых при ликвидации организаций
- Особенности ликвидации организаций в процессе банкротства
- Особенности ликвидации организаций других организационно-правовых форм
- Особенности бухгалтерского учета ликвидации организаций отдельных организационно-правовых форм
- Особенности некоммерческого маркетинга
- СУР-анализ в некоммерческих организациях к организациях в сфере услуг
- Некоммерческие организации
- Особенности финансового планированиядеятельности некоммерческих организацийсоциально-культурной сферы
- Коммерческие и некоммерческие организации.
Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).
В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).
Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.
Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:
- получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.
Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).
Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.
По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.
При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.
Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.
При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).
Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:
- осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
- такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
- такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.
В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).
По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.
Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.
В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.
Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.
Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:
- созданы на основе членства;
- объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.
Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).
Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).
Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.
Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.
Все НКО, как юридические лица, обладают важнейшим признаком – наличие самостоятельного баланса и обособленного имущества.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ о НКО имущество может принадлежать НКО на праве собственности или на праве оперативного управления.
Конкретные режим и источники формирования имущества НКО определяются их уставами в соответствии с законодательством в зависимости от вида НКО (организационно-правовой формы).
Так, на праве оперативного управления наделяются имуществом НКО, созданные в виде учреждений, т.е. собственником остается лицо, их создавшее.
Формирование имущества НКО производится за счет различных источников, в том числе:
- имущество, передаваемое НКО их учредителями при создании организации;
- имущество, поступающее НКО в виде членских взносов (для организаций, основанных на принципе членства);
- имущество, получаемое НКО в результате хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
- имущество, получаемое НКО из иных источников (добровольные пожертвования и т.д.).
Участники семинара узнают:
— как создается коммерческая структура, какими законами регулируется процедура создания, реорганизации и ликвидации фирмы, каковы денежные затраты на процедуру регистрации, где искать и как получить «юридический» адрес фирмы;
— преимущества и недостатки самой популярной формы коммерческого предприятия – ООО, пределы ответственности органов управления фирмы, в том числе учредителей и руководителя, а также способы получения полной информации о любой фирме, действующей на территории РФ;
— научатся самостоятельно формировать необходимый пакет документов для государственной регистрации фирмы; составлять и анализировать корпоративную и договорную документацию; определять ключевые аспекты при заключении корпоративных сделок.
В процессе обучения тренер ответит на любые тематические вопросы теории и практики, даст советы по разрешению потенциальных конфликтных ситуаций и конкретным ситуациям, озвученным слушателями в ходе занятий.
Целевая аудитория: любые заинтересованные в создании и деятельности фирмы лица, учредители, иные лица, желающие повысить уровень правовых знаний.
1. Теоретические основы создания предприятия.
Что значит «открыть фирму». Как лучше: создать самостоятельно или поручить специалистам? От чего застрахованы учредители. Что такое «юридическое лицо». Российское законодательство о юридических лицах. Юридическое лицо как фикция. Юридическое лицо как субъект гражданского оборота. Органы юридического лица. Правовой статус руководителя (директора) предприятия. Организационно-правовые формы юридических лиц. Отличия коммерческих организаций от некоммерческих. Государственный орган по регистрации компаний.
2. Общество с ограниченной ответственностью.
ООО как самая популярная форма коммерческой организации. Преимущества и недостатки ООО. Учредители: резиденты и нерезиденты. Как назвать фирму. Фирменное наименование как объект интеллектуальной собственности и правовой защиты. Правая природа учредительных документов ООО. Виды экономической деятельности. Доля в ООО. Сделки с долями ООО: проедура, риски, гарантии. Является ли фирма объектом купли-продажи или иной формы отчуждения.
юрист с опытом практической деятельности в различных областях юриспруденции — 23 года
Работала следователем в системе МВД, прокуратуры, военной юстиции, юрисконсультом в государственных учреждениях и в сфере бизнеса. В настоящее время — корпоративный юрист в крупной московской компании и одновременно преподаватель предпринимательского права ведущей российской бизнес-школы.