Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев письмо относительно снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые возникли в силу федерального закона при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), сообщает.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, если в результате анализа сведений ЕГРН о земельном участке и содержащихся в реестровом деле документов есть основания полагать, что право на такой земельный участок возникло в силу федерального закона не с момента его государственной регистрации, по мнению Департамента недвижимости, в целях установления факта возникновения таких прав могут быть направлены запросы правообладателю, в уполномоченный на подтверждение соответствующего факта орган (орган государственной власти, орган местного самоуправления).
При поступлении в орган регистрации прав информации о том, что на земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г. и сведения о правообладателе которого отсутствуют в ЕГРН, право возникло в силу федерального закона, такой земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, установленном частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок, Приказ N 943).
В дополнение сообщаем, что вопрос внесения предложенных изменений в пункт 181 Порядка может быть рассмотрен при подготовке проекта приказа Минэкономразвития России в целях приведения в соответствие положений Приказа N 943 с положениями Закона N 218-ФЗ в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
Директор Департамента недвижимости |
А.И. Бутовецкий |
Снятие с кадастрового учета земельного участка со статусом учтенный
Минэкономразвития рассмотрело вопрос о снятии учтенного до 1 марта 2008 г. земельного участка с кадастрового учета.
Земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., снимается органом регистрации прав с кадастрового учета, если в ЕГРН нет сведений о его правообладателях. Если в результате анализа сведений ЕГРН о земельном участке и содержащихся в деле документов есть основания полагать, что право на него возникло не с момента его госрегистрации, а в силу Федерального закона, то орган регистрации прав может направить запросы правооблатателям и уполномоченному органу, чтобы установить этот факт. Если он подтвердится, то участок не будет снят с кадастрового учета.
Первым шагом для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости станет сбор документов. В Росреестре пояснили, что необходимы:
- заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности, а если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
- судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
Учёт происходит при помощи внесения информации в государственный реестр. Чтобы объект был поставлен на учёт, его владелец должен обратиться в Росреестр и представить межевой или технический план. В плане должны быть указаны все характеристики объекта, его границы, расположение. Когда объект будет поставлен на учёт, ему будет присвоен уникальный кадастровый номер. Все то время, пока помещение будет существовать, у него будет уникальный кадастровый номер.
Пока существует задание, всю информацию о нём можно получить в ЕГРН. Если здание меняется, его придётся вновь ставить на учёт, в ЕГРН должны быть внесены все изменения. Если здание изменяют, но его кадастровый номер не меняется, всю информацию также можно найти в государственном реестре. Существуют следующие ситуации, при которых помещение снимается с кадастрового учёта:
- Если владелец здания решил его демонтировать. К примеру, чтобы построить на территории новый дом.
- Если государственные органы приняли решение о том, что здание должно быть снесено. Такие решения принимаются, если здание находится в аварийном состоянии, либо земля изымается.
- Если произошла аварийная ситуация или стихийное бедствие, и из-за него здание разрушилось.
- Если объект решили поделить на несколько самостоятельных единиц.
- Если несколько помещений решили объединить в одно, создать отдельную самостоятельную единицу.
Кроме того, снять здание с кадастрового учёта можно в том случае, если есть предписание от надзорного органа. Если самостоятельно построенное здание можно узаконить, то его владельцу будет дан определенный срок на проведение дополнительных работ, а также оформление необходимой документации. Если нарушения не будут устранены, скорее всего, здание снесут принудительно.
Снять здание с кадастрового учёта нельзя, если параметры объекта были изменены, пока проходили работы или ремонт. Если проводится реконструкция, то можно поменять компоновку здания, а также его архитектуру. Можно даже добавить к заданию дополнительный этаж или поменять абсолютно любой параметр. В этом случае объект будет существовать и дальше. Но абсолютно все изменения должны быть отражены в государственном реестре.
На временный учёт в госреестре можно ставить отдельные части здания. Требуется такая процедура в том случае, если в аренду сдаётся определённая площадь без возведения конструкций или перегородок. После того, как срок договора истечет, аренда прекратится, и данную часть здания снимут с учёта. Если же аренда была прекращена досрочно, то необходимо будет обратиться в Росреестр.
Для того, чтобы снять здание с учета, вы должны будете обратиться в Росреестр. Данное ведомство занимается тем, что ведет государственный учет, принимает заявления на различные действия с объектами, а также документы от владельцев объектов. Кроме того, подать документы вы сможете в МФЦ. Однако, МФЦ все равно перенаправит все документы в Росреестр.
Следует помнить о том, что сотрудники Росреестра не занимаются обследованием помещений, они не должны выезжать на объект. Однако, при подаче документов следует предоставить акт обследования. Без данного документа нельзя снять объект с кадастрового учёта. Составлением данного документа должен заниматься кадастровый инженер. У инженера обязательно должны быть все разрешения и аттестат для того, чтобы он мог работать. Если вы обратитесь к сайту Росреестра, то сможете узнать, какие специалисты имеют право заниматься данной работой. На данном портале предоставлен список абсолютно всех специалистов.
Росреестр не имеет право принимать справки о сносе дома, которые были составлены самим владельцем недвижимости. Данную документацию можно предоставить только кадастровому инженеру в тот момент, когда будет заключаться договор на его работу. Если же демонтажу предшествовало решение суда, то все документы должен собрать истец. Чтобы подробнее узнать о данной процедуре и вариантах снятия здания с учёта, вы можете обратиться в нашу компанию. Консультация абсолютно бесплатная.
Далее мы расскажем вам о том, как можно снять недвижимость с кадастрового учёта. Если рассматривать разные виды недвижимости, то процедура снятия с учёта будет отличаться для каждого из них. Она будет зависеть от того, на чем основано прекращение функционирования зданий. В любом случае, для проведения процедуры вам понадобится акт обследования.
Основания для снятия объекта с учета:
- Снос или демонтаж. Данное решение принимается собственником. Кроме того, причиной может быть предписание органов, судебное решение. Если проводится процедура демонтажа, может понадобиться проект.
- Разрушение, уничтожение. Это прекращение существования здания из-за износа или катастрофы.
- Раздел объекта. Проводится в том случае, если так захотели собственники, или решил суд. В результате появляются несколько новых самостоятельных единиц.
- Объединение объектов. При объединении несколько объектов превращаются в один.
Акт обследования составляется только тогда, когда здания уже нет. В предварительную стадию будут включены следующие пункты:
- Решение о том, что здание нужно снести или демонтировать. Подойдёт соглашение собственников на снос, акты комиссии об аварийном состоянии здания.
- Выполнение работ, которые включают демонтаж или снос объекта. Для данного пункта может понадобиться разрешение Госстройнадзора и проект для сноса или демонтажа.
- Получение справок о том, что здание было уничтожено.
После того, как все эти пункты будут пройдены, с кадастровым инженером заключается договор. После подписания данного договора он сможет начать выполнение работ. Цена работы будет зависеть от того, какие особенности есть у объекта, насколько обследование срочное, а также от многих других причин. В акте обследования будет отражена информация о том, что здание больше не существует. После того, как акт будет составлен, он отправляется в Росреестр, чтобы здание было снято с учёта.
Если снесенное, разрушенное или демонтированное здание включает в себя помещения, эти помещения снимаются с учета автоматически. Для примера можно взять ситуацию, когда снесли дом, в котором находится много квартир. Вместе с домом с учета снимаются абсолютно все квартиры, которые в нём находятся. Вам не придется составлять акт на каждое помещение, находящееся в доме.
Выше мы рассматривали ситуацию, когда помещению присваивался временный кадастровый номер. Снять с учета такое помещение могут автоматически после истечения срока договора или если собственник подал заявление. Вам не придётся оформлять акт обследования в этом случае. Связано это с тем, что объект будет продолжать свое существование. Если для здания проводилась реконструкция, и в ходе нее часть была разобрана, то снимать с учёта данное здание не нужно. Можно просто внести корректировки в ЕГРН. В данном случае инженер оформляет не акт обследования, а технический план объекта. В нашей компании для вас подготовят абсолютно все документы, которые потребуются в этой ситуации.
Причин для того, чтобы аннулировать кадастровую регистрацию объекта, может быть несколько.
Основные таковы:
- Недвижимое имущество было уничтожено в результате чрезвычайной ситуации или преднамеренных действий.
- Выявление ошибок в имеющейся регистрации. К таковым можно отнести повторное внесение объекта в ГКН или наложение границ одного объекта на другой, больший по площади.
- Объект был демонтирован на основании действующего законодательства.
- Изменение характеристик и параметров объекта, которые ранее были признаны уникальными. Итогом такой перемены является отсутствие возможности для имущества существовать с тем же юридическим статусом, что и ранее. Об этом свидетельствует ст. 24 ФЗ № 221.
Чтобы снять объект с кадастрового учета, необходимо предоставить соответствующее заявление. В качестве просителя может выступать только непосредственный собственник имущества.
Однако, если у него нет таковой возможности, это вправе сделать его доверенное лицо. Последнему разрешается действовать только на основании соответствующего документа. Бумага должна быть заверена нотариусом.
Порой объектом владеет сразу несколько человек (долевая собственность). Тогда в процессе снятия его с учета должны принять участие все правообладатели.
Указанное правило распространяется на все недвижимое имущество, включая земельные наделы.
Чтобы снять любой из объектов недвижимости с кадастрового учета, необходимы серьезные основания. Если речь идет об участке землепользования, они таковы:
- Раздел имеющегося надела земли на несколько отдельных участков.
- Совмещение нескольких участков (это допустимо при условии наличия общих границ).
- Права на указанный участок не были зарегистрированы. При этом объект должен был быть поставлен на кадастровый учет до 01/03/2008 г.
- Кандидат на владение данным объектом, который поставил его на временный учет, подал соответствующее заявление. Обязательным правилом для этого пункта является отсутствие регистрации прав на земельный надел на момент подачи заявления.
Ранее объект недвижимости считался временным в случае, если он поставлен на учет, однако регистрация прав собственности еще не была осуществлена. Указанный термин не применим и не имеет силы с 01/01/2017 г.
Расписка отправляется заказным письмом с уведомлением о получении. После ее вручения на оригинале заявления поставят соответствующий штамп с обозначением даты и ФИО обратившегося. Также будет приложена копия поданного заявления, заверенная печатью организации.
Срок отправки бумаг заявителю – не позднее следующего рабочего дня.
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как снять земельный участок с кадастрового учета: основания и порядок действий
В случае преобразования участка (п. 33 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).
Преобразование земельного участка – это:
- раздел и выдел участка;
- объединение участков;
- перераспределение участков.
Пример №1:
На кадастровом учете стоит участок с кадастровым номером 74:0101001:01 площадью 1000 кв.м. (исходный участок). Его делят на два участка с площадями, например, 400 кв.м. и 600 кв.м..
В этом случае в кадастре появляются вновь образованные участки с кадастровыми номерами, например, 74:0101001:02 и 74:0101001:03 , а исходный участок 74:0101001:01 снимается с учета.
Это значит, что кадастровые сведения об исходном участке никуда не исчезают, но приобретают архивный статус, а два вновь образованных на его месте участка имеют статус «актуальный».
Если участок был поставлен на учет с временным статусом, т.е. до 01.01.2017 (на основании закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастре…»), то временный статус такого участка перекочует в современный ЕГРН. Такой участок можно снять с учета по основаниями, предусмотренным для снятия с учета временных участков (п. 7 ст. 72 Закона №218-ФЗ).
Временные участки снимаются с учета:
а) По заявлению органа местного самоуправления или иного публичного собственника, если временный участок был образован из земель;
б) По заявлению собственника исходного участка, если временный участок был образован из земельного участка, имеющего собственника;
б) автоматически 01.03.2022.
- Разобрать конкретную проблему и найти выход. Возможно в Вашем случае участок снимать с учета не нужно, а можно применить инструменты, связанные с изменением его границ. Если снятие с учета все-таки единственный путь – обосновать его максимально качественно.
- Составить иск или жалобу в суд, если в Вашей ситуации это имеет смысл ;
- Представлять ваши интересы в суде;
- Если вы из другого региона или из небольшого города и не можете найти земельного юриста поближе – консультировать вас дистанционно по ходу судебного процесса.
Цены на мои услуги:
- письменный разбор Вашей проблемы с направлением ответа на электронную почту — от 10000 руб. (в зависимости от сложности и объема разбираемой проблемы). В ответе обязательно содержатся ссылки на закон и судебную практику, однако “красивое оформление” не выполняется в целях удешевления работы. Подробнее здесь.
- устная личная или телефонная консультация без предварительного изучения Ваших документов — 1500 руб./до 1 часа.
- подготовка иска, отзыва или другого документа в суд по земельному спору — от 12 000 руб. (подробнее здесь)
- представительство в суде по земельному спору от 9000 руб. / 1 судебный день (подробнее здесь)
Я нахожусь в Челябинске, но работаю с клиентами по всей России через интернет.
Снятие ЗУ с учета в государственном кадастре недвижимости (ГКН) – это юридическое действие, констатирующее утрату участком правоспособности.
После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Предварительные действия заключаются в сборе пакета документации, которая удостоверяет правомерность проведения обозначенных действий. Для этого требуется:
- При реорганизации ЗУ провести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
- При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.
Данную юридическую процедуру можно совершить в регистрирующем органе населенного пункта, ближайшем к месту расположения надела. Например, в кадастровой палате или многофункциональном центре (МФЦ). Правоспособность данных учреждений равнозначна.
Лица, проживающие в сельской местности, могут переслать заявку с приложением документов заказным письмом.
Заявление пишут лица, пересылающие запрос по почте. Допускается свободная форма, с указанием:
- сведений о регистрирующем органе;
- сведений о заявителе;
- причин снятия ЗУ с учета;
- перечня документации.
В остальных случаях, при личном посещении, заявление принимается на типовом бланке, в который вносятся сведения согласно запросу. Или регистратор сам составляет заявку, передавая ее заявителю в готовом виде для проверки правильности составления и удостоверения личной подписью.
Форма заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Пример заполнения заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Перечень прилагаемых документов дается в конце заявления, если оно составляется собственноручно. В иных случаях регистратор принимает их лично, под расписку.
В пакет входят:
- правоустанавливающий документ;
- свидетельство о праве собственности (ином виде права);
- отчет кадастрового инженера, проводящего межевание (при реорганизации ЗУ);
- акт кадастрового инженера (при гибели ЗУ);
- административный акт (при гибели муниципальных земель);
- кадастровый паспорт ЗУ;
Инструкция получения кадастрового паспорта описана в другой нашей статье.
- гражданский паспорт заявителя;
- нотариально удостоверенная доверенность (для представителей).
Доверенность на земельный участок — образец.
Как снять земельный участок с кадастрового учета?
Вся процедура снятия с кадастрового учета земельного участка, условно делится на несколько этапов:
- Прием и регистрация поданных заявителем документов. На этой стадии заинтересованное лицо посещает государственный орган и сдает весь пакет бумаг. Уполномоченное лицо производит первичную проверку документов и выдает заявителю расписку о его принятии, в которой указывается дата готовности бумаг. Если документы были направлены по почте, то Росреестр также обязан выдать расписку об их получении, которая приходит заявителю заказным письмом.
- Второй этап заключается в том, что оператор вводит в единую базу Государственного кадастра недвижимости все сведения об этом участке, если они там не содержались или какую-либо дополнительную информацию, если она подлежит корректировке в связи с подачей заявления о снятии участка с учета.
- На этом этапе производится проверка всех поданных документов на соответствии установленным требованиям законов. Именно в этой ситуации и выявляются основания для отказа в проведении процедуры снятия участка с кадастрового учета.
- Этот этап подводит итоги всей работы уполномоченных лиц государственного органа и позволяет принять решение либо об отказе в проведении процедуры регистрации, либо о приостановлении учета, либо о проведении процедуры снятия с учета.
Процедура снятия земельного надела с кадастрового учета отличается систематичностью и длящимся характером.
Именно поэтому заявитель на этапе подачи заявления (если речь не идет о грубом несоответствии предоставляемых документов требованиям законодателя), не может быть уверен, что государственная регистрация закончится снятием с кадастрового учета земельного участка.
Со дня подачи необходимого пакета документов для снятия с регистрационного учета земельного участка должно пройти не мене 18 рабочих дней, прежде чем Росреестр примет решение относительно судьбы надела.
Если уполномоченным лицом было принято решение о снятии участка с учета, то не позже 3 рабочих дней все изменения вносятся в Государственный кадастр недвижимости. Заявителю в кадастровую палату ничего передавать не нужно; все осуществляется в порядке информационного взаимодействия между государственными органами.
Если заявителю было отказано в снятии участка с учета, то ему дается время на устранение всех недостатков в поданных документах, после чего он вправе вновь обратиться за предоставлением услуги.
Кадастровая услуга по снятию участка с учета бесплатна. Ни граждане, ни организации не платят государственную пошлину при обращении.
- С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (например, не имеющие право представлять интересы организации).
- Земельный участок не является объектом собственности, государственный учет которого уполномочен осуществлять Росреестр.
- Пакет представленных заявителем документов не соответствует требованиям законодателя.
- Участок земли не может быть преобразован и в связи с этим снимать участок с учета не представляется возможным.
- Заявитель не устранил выявленные нарушения в течение 3 месяцев с момента отказа ему в снятии участка с учета.
Решение уполномоченного органа об отказе должно быть выдано заявителю на руки и иметь мотивировочную часть, а также сроки устранения всех недостатков. Этот акт заявитель вправе обжаловать как в вышестоящий орган, так в суд.
Чтобы не ждать 2022 года, владельцы временных участков могут снять их по заявлению (причина – отсутствие необходимости в разделе или объединении участка).
Порядок процедуры снятия с учета земельных участков:
- Собственник обращается в МФЦ с правовым документом (свидетельство, выписка из ЕГРН) на участок до его преобразования и с кадастровыми паспортами на временные участки.
- Сотрудник МФЦ подготавливает заявление, указывает номера подлежащих снятию объектов.
- В течение 5-10 рабочих дней заявление будет исполнено. Данная услуга бесплатная.
Если владелец исходного участка – администрация, то представитель местной власти по доверенности также вправе подать запрос на исключение из реестра временных сведений.
Земельный участок снят с кадастрового учета – что делать в таком случае
Границы участка можно удалить из ЕГРН только по решению суда. При этом в Росреестре остается вся текстовая информация об участке, включая данные о правообладателе, а графическая исключается. Площадь земельного надела становится декларированной, то есть подлежащей уточнению.
Необходимость в исключении данных о кадастровых границах связана с тем, что они не совпадают с расположением заборов на местности.
Такая ошибка влечет за собой юридические последствия: собственники смежных участков не могут провести межевание, так как участок, в границах которого ошибка, занимает на карте место под соседние землевладения. Если ошибка видна на карте (сильное смещение), такой участок проблематично продать. Проблемы возникнут также при получении разрешения на строительство.
Чтобы выяснить статус земельного надела, нужно воспользоваться порталом Росреестра через интернет.
Если статус объекта недвижимости «учтенный» и «ранее учтенный», значит сведения о данном участке в Росреестре содержат актуальную информацию. Отметка «аннулированный» означает, что данного участка не существует, и он не может выступать предметом оборота. На «временные» участки требуется зарегистрировать право, иначе информация о них исключится из реестра к 2022 году.
Информация о статусе приведена в выписке из ЕГРН. Чтобы получить такую выписку, нужно подать запрос через отделение МФЦ. Пошлина за такую услугу 400 рублей, срок изготовления – 5 рабочих дней.
Многие думают, что снять участок с кадастрового учета может собственник, просто подав в кадастровую палату соответствующее заявление. А если собственника нет, то администрация муниципального образования.
Между тем это не так.
Существует исчерпывающий перечень ситуаций, прямо предусмотренных законом, когда участок с учета снять можно. В других случаях нельзя. Даже если сильно мешает.
В случае преобразования участка (п. 33 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).
Преобразование земельного участка – это:
- раздел и выдел участка;
- объединение участков;
- перераспределение участков.
На кадастровом учете стоит участок с кадастровым номером 74:0101001:01 площадью 1000 кв.м. (исходный участок). Его делят на два участка с площадями, например, 400 кв.м. и 600 кв.м..
В этом случае в кадастре появляются вновь образованные участки с кадастровыми номерами, например, 74:0101001:02 и 74:0101001:03 , а исходный участок 74:0101001:01 снимается с учета.
Это значит, что кадастровые сведения об исходном участке никуда не исчезают, но приобретают архивный статус, а два вновь образованных на его месте участка имеют статус «актуальный».
Основания и порядок снятия земельного участка с кадастрового учета
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок).
С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.
С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее — ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.
Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.
Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.
Кадастровый учет – это систематизация и накопление сведений об объектах недвижимости. Вся недвижимость России учтена в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Всеми работами по ГКН ведает Росреестр и подведомственное ему учреждение – Кадастровая палата.
- уничтожение недвижимости (например, сгорела);
- объединение коммунальной квартиры (с учета снимаются комнаты, которые будут объединены в одну квартиру);
- объединение нескольких земельных участков в один (снимаются с учета земельные участки, которые будут объединены в один);
- разделение большого участка земли на несколько участков (снимается с учета большой участок);
- объединение нескольких зданий в одно (с учета снимаются здания, которые объединяют);
- разделение одного здания на несколько (с учета снимается здание, которое разделяют на несколько).
Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.
- Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.
- Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
- Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.
Следующий документа это документ, подтверждающий, что вы имеете право на то, чтобы требовать снятие участка с кадастрового учета. Это может свидетельство о праве собственности, завещание, в случае, если вы наследник или же доверенность от собственника которая была нотариально удостоверена.
Теоретики права посчитали, что снятие земельного участка с кадастрового учета не что иное, как установленная законом на государственном уровне особая процедура, которая носит первостепенный характер и ее результатам становится удаление всей информации о том или ином земельном участке из общих сведений реестра, который назван общегосударственным.
Ранее учтенный земельный участок: понятие, ЕГРН, снятие с кадастрового учета
« Неясность формулировок, понятий, терминологии, а также пробельность закона могут являться основанием проверки его конституционности по жалобе гражданина… при условии, что это приводит в процессе правоприменения к такому толкованию норм, которое нарушает или может нарушить конкретные конституционные права »
К ранее учтенным земельным участкам относятся объекты недвижимости, которые прошли государственный кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о государственном кадастре недвижимости) (до 1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.) с учетом особенностей, предусмотренных ст.
- При реорганизации ЗУпровести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
- При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.
После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.
Для учета зданий сведения вносятся в госреестр ЕГРН. Для этих целей собственнику недвижимости нужно подать заявление, в котором будет указаны данные межевого или технического плана. Также, необходимо корректно заполнить индивидуальные признаки владения, указать территориальные границы, координаты. Постановка на учет основана на присвоении кадастрового номера с уникальными свойствами, сохраняющимися за недвижимостью, участком весь срок существования.
До тех пор, как объект действует в натуре, информация про него можно найти в доступе ЕГРН. Если будет необходимо поменять что-то в параметрах, учет проходят по новой. После, изменения будут внесены в ЕГРН, без корректировок (!) кадастрового номера, по которому строение стоит в госреестре. Снятие с кадастрового учета помещения либо же здания реализуется в следующих ситуациях:
- при решении демонтажа, сноса, к примеру, когда планируется постройка нового объекта;
- при предписании сноса от государственных и муниципальных органов, к примеру, в случае, если постройка в аварийном состоянии, изымается земля;
- при разрушении зданий в следствие ЧП;
- при разделении одного объекта на несколько новых;
- при объединении нескольких объектов во время образования новых.
Для того, чтобы снять с учета самовольное здание, нужно получить особого назначения документ с предписаниями надзорного органа или добитьсятакого после решения суда. Когда имеется вероятность узаконить самострой, в управлении владельца время, чтобы дополнительно провести работы, оформить документы. Если после чего, нарушения не будут устранены, судебный орган вынесет решении и принудит правообладателя к сносу.
Если снятие с кадастра так и не вышло, это означает, что, требуется поменять либо же данные, или компоновку объекта по ходу работ, включая ремонтные. Допустим, в процессе реконструкции можно от и до перекомпоновать либо же поменять архитектуру строения, достроить этаж, поменять прочие параметры. При всем этом объект продолжит существовать в натуре, а о проведенных поправках, данные укажут в госреестре.
По мнению профессионалов, существует возможность постановки на временный учет частей сооружений и помещений. Такое необходимо, когда недвижимость сдается в аренду, но не возводятся конструкции и ограждения. Когда арендные отношения прекращаются, автоматическим образом с учета снимаются и части объекта. При раннем расторжении договора требуется обращение в Росреестр.
Закон, ст. 218-ФЗ регламентируют все процедуры по постановке и снятия с учета квартир. Эти нормативы распространяются на различные виды объектов. Под основанием для обращения в Росреестр принимают технический план, сделанный по приказу МЭР под 953 (скачать). Приказ МЭР под 861 действует для переставших существовать объектов. Согласно его, с учета в ЕГРН снимаются объекты при наличии акта обследования.
От степенипредписаний для демонтажа, сноса строений, действуют и другие нормативные или ведомственные акты. Пример: снять с учета недвижимость после пожара представляется возможным согласно данным по уголовно процессуальному делу, справки, полученный от МЧС. Это документы, оформленные на основании УПК РФ, Закона 384-ФЗ , распорядков служб МЧС.
№ п/п |
Основания для снятия объекта с учета |
Описание |
1 |
Снос и демонтаж |
Решение о сносе принимается собственником или уполномоченным органов, судом, выдавшим предписание для демонтажа. В этом случае вероятно потребуется разработать проектную документацию. |
2 |
Разрушение, уничтожение |
Прекращение существования объекта из-за ЧП, стихийных бедствий, обрушения по вине износа, повреждений. |
3 |
Раздел объекта |
Осуществляется после решения владельца или решения суда. На месте старого объекта образуются два и более новых. Каждый требует разработки, изготовления технплана после пройденного кадастрового учета. |
4 |
Объединение объектов |
По итогам объединенных двух или более недвижимых объектов, образования |