Изменения для бухгалтера в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения для бухгалтера в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2022 г. федеральный МРОТ – 13 890 руб. С ростом МРОТ увеличатся:

• страховые взносы малого и среднего бизнеса с выплат в пределах МРОТ в месяц, которые рассчитываются по обычным тарифам;

• пособия по болезни и беременности и родам. Так, не меньше МРОТ за полный месяц болезни должен получить работник с любым страховым стажем. А минимальное пособие за 140 дней декрета составит 63 932,40 руб.

34 важных изменения для бухгалтера в 2022 году, о которых надо знать уже сейчас

  • Бюджетные платежи
  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Аудит
  • НДС
  • Налог на прибыль
  • НДФЛ
  • УСН
  • Имущественные налоги
  • Выплаты работникам
  • Охрана труда

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

20 главных изменений в работе бухгалтера с 2022 года

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/[email protected], обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

По проекту постановления Правительства об установлении с 1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:

  • на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
  • на ОПС – в 1,069 раза.

Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.

Напомним, что в 2021 году предельная база по взносам на ВНиМ составляет 966 000 рублей, а на на ОПС – 1 465 000 рублей (постановление Правительства от 26.11.2020 № 1935).

  1. Общее
  • Банки распределят своих клиентов по трём «группам риска»
  • Федеральный МРОТ
  • Введены новые стандарты бухгалтерского учета
  • Сотрудников без маски нужно отстранить от работы без зарплаты
  • Налоги
    • Единый налоговый платеж
    • Переплаты по налогам можно зачитывать между собой
    • Льготы по НДС для общепита — плавный переход с УСН на ОСНО
    • Пониженные страховые взносы для общепита
    • Необлагаемый размер для пенсионных и соцвзносов
    • Единый срок уплаты налога на имущество
  • УСН
    • Новые лимиты для перехода на УСН в 2022 году
    • Регионы снизили ставки УСН
    • Новый автоматический режим налогообложения, но не для всех
    • Расширен перечень расходов на УСН 15%
  • ИП
  • ЭЦП и ЭДО
    • Электронная подпись для директора бесплатно через ФНС
    • Больничные — только в электронном виде
    • Транспортные накладные в электронном виде
  • Отчетность
    • Основания для отказа в приеме декларации в 2022 году
    • Бухотчетность сдается только в налоговую
    • «Честный знак» — для сыров и мороженого
    • Убытки прошлых лет можно переносить до 2024
    • Новые бланки отчетности
  • Штрафы и проверки
    • ФСС вводит штрафы за недостоверные сведения
    • Для ККТ — внезапные проверки
  • Физлица и кадровый учет
    • Путевки на детей до 18-24 лет НДФЛ не облагаются
    • Получить социальный вычет стало проще
    • Новый вычет «на фитнес» для физлиц
    • Приказ о приеме на работу не обязателен
    • Публикации о вакансиях на портале Минтруда
    • Форма СЗВ-СТАЖ — новые случаи для внеочередной подачи
    • Новый отчет в ФСС о работниках
    • С ГИТ общение по электронке

      Нововведение с 01.07.2022. Каждому клиенту (ИП или юрлицу) банки присвоят «уровень риска» проведения сомнительных операций — высокий, средний и низкий. Если клиент попал в высокий уровень риска, банк обязан сообщить ему об этом не позднее 5 рабочих дней.

      Критерии для занесения клиента в ту или иную группу риска будут разрабатываться ЦБ совместно с Росфинмониторингом.

      Исходя из присвоенной «группы риска», банк решает, можно ли обслуживать такого клиента или ограничить его возможности:

      • Высокий уровень риска — клиенту запрещено открывать счета, проводить платежи, пользоваться эквайрингами и пр. Разрешено платить налоги, платежи по кредитам, выплачивать зарплату сотрудникам. ИП сможет забрать не более 30 тыс.р. в месяц на себя и каждого члена семьи без собственного дохода.

      • Средний уровень риска — предпринимателю могут отказать в открытии счета и проведении банковских операций, если есть подозрения, что он занимается отмыванием или финансирует терроризм.

      • Низкий уровень риска — клиент «чист». Такому клиенту не вправе отказать в открытии счета или в проведении операций. Однако при возникновении подозрений, банк вправе изменить уровень риска на более высокий.

      Пересматривать свои выводы о клиентах со средним и высоким уровнем банки будут ежегодно, а о тех, кто попал в категорию с низким уровнем риска — раз в 3 года. Клиент вправе досрочно инициировать пересмотр своей «оценки» — подать в банк заявление с приложенными аргументами в свою пользу.

      Оспорить ограничения можно будет в Межведомственной комиссии при Центробанке. Если заявления (жалобы) от клиента не поступило, регистрирующий орган получает право исключить такого субъекта из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

      Централизованный электронный сервис «Знай своего клиента» с информацией о всех клиентах банков планирует стать доступным для кредитных организаций с 01.07.2022.

      ТОП-30 важных изменений в работе бухгалтера с 2022 года

      Стандарты бухучета, которые стали обязательны к применению, начиная с 01.01.2022 года:

      • ФСБУ 25/2018 «Бухучет аренды». Суть новизны стандарта в том, что налог на имущество платит либо арендатор либо арендодатель в зависимости от того, у кого арендованный объект учитывается на балансе в составе ОС.

      • ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Изменения касаются оценки ОС и их амортизации, а также отображении информации в отчетности.

      • ФСБУ 26/2020 «Капвложения».

      • ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете». Главное в нововведении — срок хранения первички увеличен до 5 лет. Кроме того, изменены требования к первичным документам и бухгалтерским регистрам, поменялся также порядок хранения бухдокументов и порядок исправления ошибок в них.

      Нововведение с 01.03.2022. Не использование СИЗ (средств индивидуальной защиты) станет основанием для отстранения сотрудника от работы без сохранения заработной платы за весь период отстранения.

      Внесены изменения в ст. 76 ТК РФ — помимо стандартного набора причин для отстранения (алкогольное опьянение, медицинские показания или непрохождение инструктажа по охране труда), использование СИЗ станет обязательным при выполнении работ, связанных с опасностью для здоровья.

      Примечание:

      Согласно ст. 221 ТК РФ, компания-работодатель должна выдать сотруднику все необходимые СИЗ, которые утвердил Минтруд России в своем перечне.

      Эксперимент с 01.07.2022 по 31.12.2022: Единым налоговым платежом (одной платежкой) организация или ИП может перечислить все начисленные налоги, взносы и сборы. Причем налоговая зачтет такой единый платеж в счет погашения существующих недоимок по расчетам с бюджетом и фондами. Переход на новый порядок расчетов пока добровольный.

      Деньги, поступившие одной платежкой, ФНС зачтет самостоятельно в такой очередности:

      1. Недоимки

      2. Налоги, взносы и сборы

      3. Пени

      4. Долги по процентам

      5. Долги по штрафам

      Существенный минус: Компании и ИП, решившие перейти на новый порядок расчетов, обязаны подавать в ИФНС уведомления о начисленных суммах налогов за 5 дней до установленного срока их уплаты. Раньше на каждый налог нужно было сделать платежку, а теперь на каждый налог – уведомление + единая платежка на все.

      Переплата будет зачитываться автоматом (даже в счет пеней и штрафов). То есть, вернуть ее получится только, если перед бюджетом нет долгов по всем статьям.

      Для перехода на новую систему расчетов с бюджетом необходимо провести сверку и устранить все разногласия с налоговой. Подать заявление о переходе нужно заранее: с 1 по 30 апреля 2022 года, то есть провести сверку нужно в марте 2022.

      Источник: ФЗ от 29.11.2021 № 379-ФЗ

      Было: сумму переплаты по налогам можно было зачесть только в счет уплаты налогов бюджета того же уровня (федерального, регионального, местного).

      Стало с 01.01.2022. Переплату по налогам можно зачесть не только в счет других налогов (уровень бюджета не играет роль), но и в счет уплаты сборов и взносов, а именно:

      • в счет предстоящих платежей в бюджет и фонды (налоги, сборы, страховые взносы);

      • на погашение недоимки по другим налогам, сборам и взносам;

      • на погашение задолженности по пеням и штрафам.

      В связи с нововведением, вернуть переплату на счет стало невозможно, если у налогоплательщика есть долги перед бюджетом. Налоговая сначала зачтет переплаты в счет погашения недоимок по налогам, страховым взносам и сборам, затем погасит задолженность по пеням и штрафам. То есть, ФНС сначала гасит все долги и только оставшуюся сумму возвращает на расчетный счет, либо зачисляет в счет будущих платежей.

      Источник: ФЗ от 29.11.2021 № 379-ФЗ

      С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

      • 06/2020 — по основным средствам;
      • 26/2020 — по капитальным вложениям;
      • 27/2021 — по документообороту;
      • 25/2018 — по аренде.

      Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

      Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

      С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

      К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

      • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
      • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

      Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

      Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

      Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

      По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

      Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

      По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

      • 6-НДФЛ для работодателей;
      • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

      Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

      К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

      Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

      Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

      Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

      Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

      Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

      • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
      • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

      По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

      Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

      • заявления на льготу по налогу на имущество;
      • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
      • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
      • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

      С 1 января 2022 г. появится новый доход в виде вычета по НДФЛ, а именно: те лица которые будут пользоваться физкультурно-оздоровительными услугами и собственно оплачивать их, смогут воспользоваться применением данного вычета.

      Чтобы это сделать, организации, которая предоставляет такие услуги, должна быть включена в специальный перечень. Поэтому Правительство РФ также утвердило правила формирования реестра указанных организаций и ИП. Этот реестр будет сформирован Министерством спорта РФ не позднее 1 декабря 2021 г. (на 2022 год).

      Такой вычет не должен превышать 120 000 руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами по НДФЛ. Такое положение регламентировано Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ.

      Ранее декларация по 6-НДФЛ подавалась без дополняющих отчетов и сведений. Но 1 марта 2022 года налогоплательщикам необходимо сдать годовой 6-НДФЛ с приложением № 1- 2-НДФЛ (по постановлению Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ Приказом ФНС РФ от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]). Также в отчет за 2021 г. необходимо внести сведения о доходах физлица (прежняя справка 2-НДФЛ), которые включены в расчет 6-НДФЛ – это приложение №1.

      Теперь работодателям необходимо будет сдавать декларацию по УСН не позднее 31 марта на новом бланке по Приказу ФНС РФ от 25.12.2020 № ЕД-7-3/[email protected]

      Что изменилось:

      • новые штрихкоды;

      • на титульном листе не будет кода по ОКВЭД;

      • введен код признака налоговой ставки. Его будут приводить в разделах 2.1.1 и 2.2, а также появятся также новые строки для обоснования ставки по закону субъекта РФ.

      Если налогоплательщик применяет общие ставки, то в поле отражают код «1», если повышенные – «2». Напомним, при небольшом превышении лимита по доходам или работникам с 2021 года можно остаться на УСН, но ставки больше.

      Планируется частичная отмена одного из важных отчетов у налогоплательщика – это «Декларация по налогу на имущество организаций». Исключению подвергнутся сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

      Если же у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать.

      В таком случае налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

      По Приказу ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/[email protected] обновлению подлежит «Декларация по налогу на прибыль», ее за 2021 год необходимо будет сдавать на бланке в новой редакции. Данная редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

      Начиная с 2022 г. появится новый срок подачи отчета Сведения о застрахованном лице (СЗВ-СТАЖ) на основании Федерального закона от 26.05.2021 N 153-ФЗ.

      Обычно сроки подачи производятся не позднее 1 марта. Однако если вдруг застрахованное лицо решило подало заявление на страховую или накопительную пенсию, то срок будет сокращен до трех дней.

      Если же застрахованное лицо будет подавать заявление на срочную пенсионную выплату или на единовременную выплату средств пенсионных накоплений, то в этом случае сроком будет считается дата обращения застрахованного лица, либо день поступления запроса от ПФР.

      На основании Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ организации, работающие на тарифе «Малое и среднее предпринимательство» понизить тарифы страховых взносов, но при условии если среднесписочная численность их работников не превысит 1500, а не 250 человек, как в 2021 г.

      Также такие организации в целом вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита. Освобождение не распространяется на розничных продавцов или организациями и ИП, которые занимаются заготовками и реализацией продуктов либо в целом розничной торговлей.

      По Приказу Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н начиная с 1 января 2022 г. вступит окончательно ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». С 2018 по 2021 гг. включительно его использовать было не обязательно. Начиная с 2022 г. отчетность должна сдаваться по новым правилам.

      Это будет касаться не только ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» но также необходимо будет применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

      На данный момент добавлена возможность выбора в Учетной политике перехода с 2022 г. по «Учету аренды» но действовать она начнет только с начала 2022 г.

      Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

      • изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
      • разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
      • существенном изменении условий деятельности организации.

      Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008)

      Так с 1 января 2022 года станут обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету:

      • по основным средствам,
      • по капитальным вложениям,
      • по аренде,
      • по документообороту,

      а ранее действующие стандарты и методические рекомендации к ним утрачивают силу. Таким образом, необходимо в учетной политике на 2022 год кардинально пересмотреть ранее установленные нормы с учетом требований новых ФСБУ.

      Для начала напомним общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

      • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
      • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
      • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

      ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года стало обязательным к применению также всеми компаниями, за исключением организаций госсектора, при отражении в учете операций по сдаче или получении имущества в аренду и лизинг.

      Стандарт не применяется при отражении операций по аренде:

      • участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
      • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
      • объектов концессионного соглашения.

      Отметим наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике:

      1. Возможность у арендатора не отражать предмет аренды в качестве ППА

      В п. 11 ФСБУ 25/2019 отражены условия при которых арендатор может не признавать предмет аренды и не признавать обязательство:

      • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
      • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
      • если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет и не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.

      2. Использование исключений, упрощений и допущений, отраженных в п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018.

      При применении ФСБУ 25/2018 разрешен только ретроспективный переход, с предусмотренными для ряда случаев исключениями из этого порядка, облегчающими переход на новый порядок учета и применяемыми в добровольном порядке (п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018).

      Например, разрешено не применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца 2022 г. (п. 51 ФСБУ 25/2018).

      Или применять стандарт только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (для компаний, которая вправе применять упрощенные способы учета).

      Только арендаторы вместо ретроспективного пересчета, могут по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего переходу, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

      3. Порядок учета операций по договорам аренды и описание методики оценки показателей у арендатора и арендодателя.

      • Арендодателю нужно отразить:
        • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
        • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).
      • Арендатору:
        • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
        • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2018).

      4. Способы амортизации, сроки полезного использования, последующая оценка, переоценка права пользования активом (ППА) у арендатора.

      Учет права пользования активом у арендатора осуществляется в том же порядке, что и учет основных средств организации, схожих по характеру использования (п. п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020).

      То есть необходимо установить порядок определения срок полезного использования и начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются, такие как: земельные участки, если предусмотрен переход права собственности по окончании аренды, активы, попадающие под определение инвестиционной недвижимости и оцениваемые по переоцененной стоимости. Амортизация по таким ППА не начисляется (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, п. 28 ФСБУ 6/2020). По мнению, отраженному в письме Банка России от 24.10.2019 N 17-1-2-6/865, МСФО (IFRS) 16 не предусматривает исключения в отношении амортизации актива, представляющего собой право пользования земельным участком. Земельный участок имеет неограниченный срок полезного использования, срок полезного использования актива в форме права пользования строго ограничен сроком аренды.

      Таким образом, актив в форме права пользования, являющийся земельным участком, должен амортизироваться в течение срока аренды.

      Что изменилось в налогах и учете в 2022: обзор главных нововведений

      В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно подкорректировать буквально пару пунктов:

      1. Порядок исправления первичных учетных документов и регистров бухучета.

      Выбор способов исправления бумажных и электронных документов приведен в п. 18-22 ФСБУ 27/2021.

      Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.

      Исправление в регистре бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, допустимо корректурным способом, либо путем исправительной записи по счетам бухгалтерского учета.

      Исправление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, допустимо путем составления нового (исправленного) электронного документа.

      2. Порядок хранения документов и доступ к ним.

      Срок хранения нужно увеличить до 5 лет. (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Конкретные сроки хранения нужно установить на основании Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.

      Запрещен перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения.

      Должно быть обеспечено информирование главного бухгалтера (иного соответствующего лица) о доступе к архивам документов.

      3. К учетной политике нужно приложить график документооборота.

      Требования к организации документооборота в компании отражены в п. 28-30 ФСБУ 27/2021.

      График документооборота в учетной политике 2022 должен обеспечить, в частности, своевременное отражение в учете объектов бухучета, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации сведений из них в регистрах бухучета и бухгалтерской отчетности.

      При проведении аудита в АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит» эксперты и аудиторы консультируют по вопросам применения новых ФСБУ. Также мы оказываем услуги по актуализации учетной политики.

      Узнать об изменениях по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».

      Управленческие (общехозяйственные) расходы – это расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом, но необходимые для функционирования организации. В них входят в том числе и управленческие запасы.

      Любая организация может (но не обязана) принять решение не применять ФСБУ 5/2019 «Запасы» в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. При этом затраты, которые в соответствии с ФСБУ 5/2019 должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходами периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении). Указанное решение раскрывается в бухгалтерской отчетности организации (абз. 3 п. 2 ФСБУ 5/2019, пп. «в» п. 2 Информационного сообщения Минфина от 10.04.2020 № ИС-учет-27).

      В случае выбора организацией такого способа учета управленческих запасов его необходимо закрепить в учетной политике (п. 4, абз. 1 п. 7 ПБУ 1/2008). Кроме того, организации целесообразно утвердить номенклатуру запасов, которые организация учитывает в качестве управленческих.

      Указанный способ учета управленческих запасов:

      • (+) упрощает учет таких запасов и формирование данных для заполнения статьи «Управленческие расходы» (код строки 2220) отчета о финансовых результатах (из-за использования только одного балансового счета 26);
      • (+) влияет на осуществление имущественного контроля: приведет к более эффективному контролю наличия и движения списанных на расходы управленческих запасов (если такой контроль организации необходим), без его привязки к записям на счетах бухгалтерского учета. Например, путем оформления карточек складского учета, ведомостей выдачи отдельных видов управленческих запасов в натуральных единицах;
      • (-) может повлиять на оценку эффективности работы центров финансовой ответственности (бухгалтерии, финансового и планового отделов и др.) и, как следствие, на выплату им вознаграждений, а также сделать такую оценку более трудоемкой из-за отсутствия распределения списанных управленческих запасов по их видам. Стимулирование снижения управленческих расходов, их оптимальное распределение между ЦФО может быть введено организацией для целей бюджетирования, управления затратами, контроля доходов, расходов и т.п. мероприятий. Для этого (в числе прочего) используется, например, показатель непревышения бюджета затрат подразделения на канцелярские и хозяйственные товары по установленному организацией нормативу (руб./чел.). Работа подразделения и его сотрудников оценивается по фактическим отклонениям этого показателя сверх допустимого уровня установленного организацией отклонения.

      Таким образом, принимая решение об упрощении учета управленческих запасов, организации нужно учесть все плюсы и минусы этого способа, но руководствоваться прежде всего влиянием данного решения на бухгалтерскую отчетность организации, значимостью для ее пользователей информации об управленческих запасах.

      Учетной политикой организации установлено, что положения ФСБУ 5/2019 не применяются в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд, а также утвержден номенклатурный справочник списываемых на расходы управленческих запасов, куда включены канцтовары, сувенирная продукция, запасы для офисных нужд – вода, чай, кофе, бумажно-гигиеническая продукция, бытовая химия, жидкое и пенное мыло, протирочные материалы, кухонная посуда и инвентарь, одноразовая посуда, диспенсеры для бумажных полотенец и жидкого мыла и др. В момент приобретения таких управленческих запасов их фактическую себестоимость организация признает в составе общехозяйственных расходов (без отражения на счете 10 «Материалы»): Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 60 — стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд, списана на общехозяйственные расходы. Указанная проводка правомерна при условии, что транзитный счет 26 в конце каждого отчетного периода обнуляется, и управленческие расходы списываются на себестоимость продаж записью: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 26 Начиная с отчетности за 2021 год запрещено включение управленческих расходов в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019).

      Пункт 19 ПБУ 6/01 устанавливает порядок ежемесячного начисления амортизации по объектам основных средств в течение отчетного года в размере 1/12 годовой суммы (независимо от применяемого способа начисления). ФСБУ 6/2020 «Основные средства» такого требования уже не содержит: организация может начислять амортизацию ежемесячно, но это не обязательно.

      Ежемесячная амортизация – неизменная, исторически укоренившаяся в сознании бухгалтеров традиция. Но она нерациональна.

      В этой связи в своей учетной политике организация может установить начисление амортизации за отчетный период, исходя из частоты составления бухгалтерской отчетности, в том числе промежуточной (если принято решение о ее составлении).

      Для показателей бухгалтерской отчетности важна амортизация за отчетный период (ч. 3, 4, 5 ст. 13, ч. 1, 4 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ): годовая – амортизация за год, промежуточная – амортизация за соответствующий промежуточный период накопительным итогом. Ежемесячное начисление амортизации нужно, только если отчетным периодом для промежуточной отчетности является месяц. Если же организация не составляет промежуточную отчетность, она может начислять амортизацию один раз в год.

      Начисление амортизации чаще, чем наступает отчетная дата (ч. 6 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), не дает существенного эффекта для бухгалтерской отчетности. Поэтому, если организация не составляет промежуточную отчетность раз в месяц, на основании требования рациональности от ежемесячной амортизации можно отказаться и уделить внимание соразмерности суммы амортизации, начисляемой за отчетный период, ее распределению между статьями отчетности.

      Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году

      Вагоностроительный завод принял решение о том, что вся мебель и офисная оргтехника, вычислительная и компьютерная техника относятся к несущественным активам, не оказывающим существенного влияния на показатели его бухгалтерской отчетности. Поэтому затраты на приобретение таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены, независимо от первоначальной стоимости отдельных объектов, хотя среди них могут быть отдельные дорогие объекты, например, стоимостью 100 тыс. руб. и более. При этом оборудование и компьютеры для производства вагонов, транспортное оборудование для вагоностроения (вагонотолкатели, трансбордеры, тягачи, прицепы и пр.) классифицируются в общеустановленном порядке как основные средства, поскольку они относятся к значимым показателям, существенно влияющим на финансовое положение завода, при этом среди них могут быть объекты небольшой стоимостью, например, по 40 тыс. руб.

      К принятию решения по применению п. 5 ФСБУ 6/2020 организации нужно подойти комплексно и учесть следующие плюсы и минусы списания несущественных активов:

      • (+; -) установление количественного лимита в размере менее 100 тыс. руб. сблизит бухгалтерский и налоговый учет (п. 1 ст. 257 НК РФ), избавит в этой части от необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», но может не соответствовать интересам пользователей бухгалтерской отчетности;
      • (-) единовременное списание большого количества несущественных активов на расходы ухудшает финансовый результат отчетного периода;
      • (-) списание на расходы несущественных объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество по среднегодовой стоимости (пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ), может привести к налоговым рискам и доначислению этого налога, пени и штрафов;
      • (-) отражение активов в балансе важнее, чем списание их стоимости на расходы для расчета показателя чистых активов, за текущей величиной которого должна постоянно следить любая организация, чтобы не допустить кризисного положения, наиболее негативным последствием которого может стать ее ликвидация (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ, п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Приказ Минфина России от 28.08.2014 № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов»). При низком значении этого показателя возрастает риск банкротства. Высокий показатель чистых активов интересует кредиторов и потенциальных инвесторов;
      • (-) списание на расходы несущественных активов не избавляет организацию от обязанности осуществления надлежащего контроля наличия и движения таких активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). В этих целях организация не обязана производить денежную оценку несущественных активов и отражать их на счетах бухгалтерского учета, включая забалансовые счета. Такой контроль может осуществляться без участия бухгалтерской службы уполномоченными лицами организации с помощью документов, удостоверяющих материальную ответственность работников за вверенное им имущество, зафиксированное в указанных документах в натуральных единицах (п. 10 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР);
      • (+; -) списание на расходы несущественных активов:
        • упрощает проведение обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в ходе которой инвентаризируются только те объекты, которые в ней отражены (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 5, пп. «б» п. 45 ФСБУ 6/2020);
        • усложняет проведение инвентаризации, инициированной руководством организации в целях проверки физического наличия имущества. Такая инвентаризация проводится в удобные для организации сроки, а проверяемыми объектами являются те объекты, которые интересуют руководство вне привязки к правилам ведения учета таких объектов.

      При большом количестве однородных основных средств информация о них в целом часто является существенной для организации, даже если стоимость одного объекта незначительна. В этой связи организация не может упростить учет таких объектов на основании п. 5 ФСБУ 6/2020 путем отказа от применения этого Стандарта, т. к. исключение информации о таких объектах из бухгалтерской отчетности организации может повлиять на экономические решения ее пользователя.

      Один из способов рационализировать учет таких активов – это переход на их групповой учет.

      Объекты основных средств могут быть объединены в одну групповую единицу учета при одновременном соблюдении всех следующих условий (п. 11 ФСБУ 6/2020, п. 2 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-125/2021-КпР «Групповая единица учета основных средств»):

      • организация управляет инвестициями в объекты групповой единицы учета и финансированием этих инвестиций на единой основе;
      • все объекты групповой единицы учета выполняют однородную функцию в деятельности организации;
      • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются не настолько, чтобы эти отличия препятствовали возможности установить единую норму амортизации, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в объекты групповой единицы учета;
      • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
      • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией на основании п. 11 ФСБУ 6/2020;
      • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (кроме организаций, не применяющих п. 38 ФСБУ 6/2020).

      При необходимости организации могут вводить дополнительные условия объединения объектов основных средств в групповые единицы учета, установив их в своей учетной политике (п. п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

      Объединение объектов в групповые единицы учета не может быть произвольным. Оно должно осуществляться таким образом, чтобы результаты этого объединения не привели к существенному изменению показателей бухгалтерской отчетности по сравнению с теми значениями, которые сформировались бы в случае использования в качестве единиц учета отдельных инвентарных объектов.

      Чтобы объединение основных средств в групповые единицы учета соответствовало требованию рациональности, организация должна иметь возможность начислять амортизацию по групповой единице учета в целом без привязки к отдельным объектам в составе этой единицы. Для этого можно использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. Согласно п. 37 ФСБУ 6/2020, указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

      Принятие решения по переходу на групповой учет указанных основных средств повлечет необходимость доработки применяемой организацией учетной системы и связанных с этим дополнительных затрат.

      Шарнирно-губцевый инструмент, предназначенный для захвата, зажима, манипулирования деталями разных форм и перекусывания проволоки (кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пассатижи, клещи, ножницы и т.д.), имеет невысокую стоимость, но служит более 12 месяцев. Ремонтная организация имеет такой инструмент в большом количестве, ее работники (слесари, электромонтеры, ремонтники и т.п.) ежедневно используют его в своей работе. Информация об этом инструменте является существенной для данной организации, хотя стоимость каждой единицы инструмента небольшая. Поэтому в целях рационализации шарнирно-губцевый инструмент целесообразно объединить в одну групповую единицу учета (п. 11 ФСБУ 6/2020). Для компании, которая не использует указанный инструмент в своей деятельности, а приобретает его в небольшом количестве для мелкого ремонта техники в офисе собственными силами, вправе признать такие объекты несущественными активами и списать на расходы на основании п. 5 ФСБУ 6/2020.

      Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

      Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

      Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

      П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

      1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

      2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

      3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

      В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

      Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

      Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

      Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.

      Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).

      На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).

      Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.

      Изменения с 1 января 2022 года в налоговом и бухгалтерском учете

      На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

      В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

      Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

      Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

      1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
      2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
      3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
      4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
      5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

      С 1 января для коммерческих организаций сделали обязательными 4 федеральных стандарта бухучета (ФСБУ):

      • 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
      • 6/2020 «Основные средства»;
      • 26/2020 «Капитальные вложения»;
      • 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

      Чтобы они начали действовать в конкретной организации, следует внести некоторые изменения в учетную политику. Но прежде убедитесь, что они необходимы вашей компании.

      ФСБУ 25/2018 утвержден приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н и до сих пор был добровольным. Но с 2022 года он необходим всем тем коммерческим организациям, которые предоставляют или получают объект имущества во временное пользование за оговоренную плату.

      Чтобы перейти на новый стандарт, в учетной политике отмечают следующие моменты:

      • счета, где отражаются права пользования активами;
      • перечень договоров и случаи, когда используют упрощенный способ аренды;
      • процедуру признания доходов от арендных платежей;
      • неприменение правил к договорам, чей срок истекает в 2022 г.;
      • иные моменты.

      ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (ОС) утвержден приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н и заменил собой ПБУ 6/01. Главное, что меняет этот стандарт, — компании теперь вправе самостоятельно определять лимит стоимости ОС по критерию существенности. По сути, отменяется лимит в размере 40 тысяч руб., и организации вправе учитывать в составе ОС активы с более высокой стоимостью.

      Такие изменения требуют и ряда поправок в учетную политику. Вот основные из них:

      • зафиксировать лимит стоимости ОС и критерии существенности;
      • определить правила оценки и переоценки ОС;
      • уточнить порядок учета малоценки (сейчас это следует относить к расходам, а не в составе запасов);
      • пересмотреть моменты по амортизации;
      • внести правила учета расходов на ремонт и обслуживание дорогостоящих ОС.

      Обратите внимание: есть компании, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет, и они часть новых норм вправе игнорировать.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.