Увеличение зарплаты казенным учреждениям в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличение зарплаты казенным учреждениям в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2022 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П;

в) утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

г) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

ж) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями -главными распорядителями средств федерального бюджета;

з) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

и) настоящих рекомендаций;

к) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, применяемого с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П,

от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно -профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер поло��ениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

09.03.2022 О повышении зарплат бюджетникам регионов России — последние новости

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее -учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление являющихся минимальными гарантиями фиксированных размеров оплаты труда минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), либо иным группам в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации требованиями к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 525, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2022 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2022 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2021 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом:

методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02);

методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08);

разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. № ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. № ВБ-1700/08);

разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. № АБ-1389/05 «О направлении информации»);

положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров;

положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее — Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;

примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. № 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный № 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.

Организация самостоятельно выбирает выгодную величину для индексации. Это может быть индекс потребительских цен, процент инфляции или рост стоимости потребительской корзины. Если вы берете за основу уровень инфляции в стране, то помните, что этот показатель можно найти в законе о федеральном бюджете на ближайшие три года. Например, на 2021 год инфляция запланирована на уровне 3,7%.

Но 21 сентября 2021 года правительство на заседании повысило прогноз по инфляции на 2021 год с 5,0% до 5,8%, рассчитывая, что цены будут прибавлять по 0,3% в месяц в IV квартале. По итогам девяти месяцев 2021 года инфляция оказалась намного выше запланированной и может еще вырасти. Окончательные данные по итогам года назовет Росстат в 2022 году.

Другой отправной точкой для определения значения увеличения зарплаты может быть величина прожиточного минимума в целом по России или в конкретном субъекте РФ. Начиная с 2021 года размер прожиточного минимума в целом по России устанавливается на очередной год до 1 июля текущего года.

Прожиточный минимум в 2021 году составляет 12 702 рубля, в 2022 году – 13 026 рублей по Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1070. Рост – 2,7%. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ устанавливается до 15 сентября текущего года на следующий год с учетом коэффициента региональной дифференциации. Например, в Московской области прожиточный минимум для трудоспособного населения в 2021 году – 14 987 рублей, в 2022 году – 15 394 рубля по постановлению Правительства Московской области от 24 августа 2021 года № 706/29. Рост – 2,7%.

Еще один показатель – рост потребительских цен на товары и услуги. Индекс потребительских цен официально каждый месяц публикуют Росстат и его территориальные органы. В сентябре 2021 года по сравнению с августом 2021 года индекс потребительских цен вырос на 6%.

Базовые показатели, такие как индекс потребительских цен и инфляции, не являются обязательной величиной. Компания вправе выбрать другую произвольную величину. Главное, чтобы индексация учитывала рост стоимости жизни.

Работодатели должны повысить зарплату сотрудникам с 1 февраля.

Предприятия обязаны увеличивать заработную плату работников в соответствии с ростом потребительских цен. Об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, периодичность и порядок повышения дохода персонала фиксируют в трудовом и коллективном договорах, а также в локальных нормативных актах организации.

За своевременной индексацией зарплат следит государственная инспекция труда, а нарушения приводят к штрафам для работодателей.

Увеличение зарплаты бюджетникам пройдет в несколько этапов в наступившем 2022 году. Заработные платы повысят по нескольким причинам.

Это и увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также плановая индексация на величину инфляции.

Также зарплаты бюджетников в ряде регионов будут увеличены на основании указов Путина до уровня среднего дохода по каждому региону.

Оплата труда работников бюджетной сферы в 2022 году

В 2022 году «минималка» вырастет до 13 890 рублей, что равно увеличению на 8,6 процента.

Ежегодная индексация в соответствии со статьей 130 Трудового Кодекса. Данный коэффициент напрямую привязан к ежегодному уровню инфляции. В этом году она составила 8,39%.

Указы, изданные Президентом в мае, обязывают государственные органы повысить зарплату бюджетников до уровня среднего дохода по каждому региону.

В Правительстве не собираются останавливаться на перечисленных мерах. Также запланирован переход на новую систему оплаты труда, которая будет единой для всех отраслей государственного сектора. На данный момент госслужащие имеют доход, зависящий от бюджета региона, где они работают.

Бюджетники, задействованные на федеральном уровне, получают оклады, установленные централизованно. Лишь в некоторых случаях отдельные учреждения самостоятельно влияют на доходы работников.

Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.

При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей:

Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2021 год индекс потребительских цен в России составил 108,89%.

Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на на 2022 и 2023 годы запланирована инфляция в 4%, а по окончательным данным Росстата инфляция в России в 2021 году составила 8,39%.

Величина прожиточного минимума. С 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде.

Актуальные значения на 2022 год по категориям населения:

  • на душу населения – 12 654 рубля;
  • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
  • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
  • для детей – 12 275 рублей.

Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными.

Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.

Верховный суд считает, что да. По его мнению, частные компании вправе выбрать для себя любой порядок и любые условия индексации в зависимости от конкретных обстоятельств. В том числе это могут быть экономические показатели фирмы и уровень ее платежеспособности. Получается, индексацию можно обусловить наличием прибыли и не делать ее, если прибыли нет.

Работники бюджетной и муниципальной сфер должны получать одинаковые зарплаты, независимо от региона проживания. По новому закону Правительство должно установить требования к отраслевым системам оплаты труда. Ведь к 2021 году сложилась картина, что за одинаковые обязанности работники, проживающие в разных областях, получают неодинаковую зарплату.

Пример. Педагог средней общеобразовательной школы в Сибири получает зарплату в 35 000 рублей. А педагог в Москве – 125 000 рублей. Часовая нагрузка, уровень образовательного учреждения, квалификация педагогов не отличаются.

Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

Расчет заработной платы по новым правилам должен основываться на МРОТ в регионе. Должны учитываться и такие местные факторы, как климатические особенности, вредные условия проживания. «Северный коэффициент» в зависимости от района проживания составляет от 15 до 50%. Он также должен учитываться при расчетах новых зарплат.

Повышение минимального размера оплаты труда до размера уровня прожиточного минимума усреднило зарплаты технического и квалифицированного персонала. Зарплата педагога сравнялась с зарплатой технички. Поэтому нужно вводить дифференциацию оплаты по условиям труда и квалификации. Целевые соотношения в оплате труда бюджетников должны быть сохранены.

Повышение зарплат социальным работникам, медикам, учителям по большей части происходит на бумаге. Цены растут каждый месяц, а приличные цифры зарплат – это величины среднего уровня по региону.

Президент страны поручил Правительству сделать расчеты по зарплатам прозрачными. Запланировано вывести размер оплаты труда бюджетникам на уровень 200% от средних по региону.

Как будет рассчитываться зарплата по новому закону:

  1. Разрабатывается предложение о возвращении к тарифной сетке.
  2. Премия должна составлять не менее 5%.
  3. Надбавки за стаж будут варьироваться от 10 до 30%.
  4. Общая доплата может составлять от 60 до 120% размера оклада.

Кроме того, бюджетникам планируется выделять 30% от оклада как материальную помощь, 50% – на оздоровление.

По принятым поправкам к Трудовому Кодексу, Правительство должно разработать новые требования к установлению зарплат в каждой отрасли. Первыми получат зарплату по измененным правилам медики. Это произойдет с 1 января 2022 года. Затем изменения коснутся и других сфер.

Оплата труда работника любой бюджетной организации производится за счет государственных средств, поэтому его доход напрямую зависит от принимаемых государством решений. Для компенсации большого разрыва между заработком в коммерческих и бюджетных структурах правительством России принимаются меры по повышению зарплаты бюджетников. В 2022 году пройдет запланированное увеличение. Также начнется постепенное внедрение разработок новой системы оплаты труда, предусмотренной законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 года.

Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.

Для этого правительство использует определенные меры поддержки:

1. Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб. В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.

2. Индексация заработной платы, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ). В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации заработной платы ежегодно меняется.

3. Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.

Кроме принятия вышеперечисленных мер по индексации заработной платы в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.

По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.

Получается, что в одной и той же отрасли заработки в дотационном и менее обеспеченном субъекте меньше, чем в более «богатом» регионе. Целью проводимой реформы является уравнивание доходов, введение системы, учитывающей районный коэффициент, минимум регионального прожиточного минимума.

Ведется разработка тарифной сетки, включающей 18 разрядов и учитывающей квалификацию, уровень ответственности, стаж. По новым положениям величина оклада должна быть не меньше 50% дохода работника. Так же предусмотрена доплата за работу сверх установленного трудовым договором времени, в календарные и праздничные выходные, ученую степень, величину стажа. До половины оклада можно выплачивать на оздоровительные мероприятия, до 30% – на оказание материальной помощи.

Эксперименты по внедрению новой системы оплаты труда будут проводить в семи специально выбранных для этого регионах с декабря 2021 года по 31 марта 2022 года.

Индексация заработной платы бюджетникам в 2021 году

Исчисление заработной платы, пособий в 2022 году, как и ранее, будет зависеть от размера прожиточного минимума в регионе (федеральный ПМ – 12 654 руб.) и МРОТ. Согласно прописанному в ФЗ-82 от 19.06.2020 года положению оклад рассчитывают с учетом регионального МРОТ. Регион вправе устанавливать свой размер минимальной зарплаты, но не ниже федерального, т.е. 13 890 руб. Если региональный МРОТ не принят, то в расчет берут федеральный МРОТ. В результате его увеличения произойдет повышение окладов и, соответственно, повышение зарплаты в 2022 году.

В случае, когда выплаты не достигли минимального размера оплаты труда, работодатель обязан индексировать зарплату до установленных размеров дополнительными выплатами, премиями и пр.

На повышение зарплаты за счет увеличения коэффициента индексации заработной платы с 01.01.2022 года могут рассчитывать медики, учителя и другие бюджетники, подпадающие под действие майских указов. Размер коэффициента индексации зарплаты разнится в субъектах РФ, поскольку регионы вправе устанавливать его самостоятельно, но не меньше федерального. Изменять допустимо только в сторону увеличения. По России средний показатель индексации зарплаты составляет 4%.

Индексирование заработной платы согласно ст. 134 ТК РФ гарантировано всем бюджетникам без каких-либо должностных, профессиональных, возрастных ограничений. Индексации зарплаты подлежит зарплата постоянного, штатного работника, совмещающего обязанности, работающего дистанционно, на удаленке, находящегося в декретном или за свой счет отпуске.

Для некоторых бюджетников индексация зарплаты уже прошла 01.10.2021 года. Например, на 3,7% стала больше зарплата служащих правоохранительных, силовых, таможенных органов, до конца 2021 года повысятся, например, зарплаты в органах соцзащиты, у спасателей и гидрометеорологов, в Роспотребнадзоре.

В скором времени ожидается повышение зарплаты. В этом году оклад учителей и тренеров может составить не менее 70 процентов заработка в целом, а у врачей оклад будет чуть больше половины зарплаты. За работу в сельской местности, вредные условия труда и особые достижения в профессии дадут премии. Такие нормы есть в документе, утверждённом российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и размещённом на портале Гарант. Ру. Пока документ о повышении зарплаты носит рекомендательный характер, но вскоре разработают обязательные правила по формированию зарплат бюджетников.

Требования скоро станут обязательными

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений утверждают ежегодно начиная с 2005 года, согласно статье 135 Трудового кодекса. Эти рекомендации учитывает кабмин, региональная и муниципальная власть, определяя объём финансирования таких учреждений и при разработке правовых актов по оплате труда сотрудников.

Документ о повышении зарплат, принятый 23 декабря трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, носит рекомендательный характер, пояснил «Парламентской газете» замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

«Но хочу напомнить, что в 2020 году мы приняли закон об отраслевых системах оплаты труда», — сказал депутат. Этот закон предусматривает, что Правительство своими постановлениями будет утверждать обязательные требования по формированию заработных плат бюджетников. В частности, речь идёт о соотношении окладов и премий, разнице в сумме выплат руководителям и рядовым сотрудникам.
«В настоящее время разрабатываются такие требования для работников здравоохранения, затем приступят к образованию, — сообщил Исаев. — Выполнение этих правил будет обязательным».

Рекомендации устанавливают долю окладов в структуре заработной платы бюджетников. Например, в сфере образования, физкультуры и спорта оклады должны составлять не менее 70 процентов от общего заработка. Педагоги, работающие в сельской местности, обучающие детей-сирот и ребят с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на стимулирующие выплаты. Авторы документа обратили внимание, что в каникулы и во время отмены или приостановки занятий учителям будут выплачивать ранее назначенную зарплату.

При формировании денежных вознаграждений спортивных тренеров рекомендовали оценить, сколько у них воспитанников, удаётся ли им сохранить здоровье спортсменов, участвуют ли они в реализации комплекса «ГТО». Тренеры могут получить надбавки за работу на селе и за трудоустройство в организации, в которой они сами прошли спортподготовку. Премия или грант полагается наставнику, если у его команды есть спортивные достижения на уровне региона.

В здравоохранении доля окладов в заработной плате в 2022 году не ниже 55 процентов. Врачам могут назначить премии за работу в опасных условиях, выявление онкологических заболеваний при диспансеризации, скорую медицинскую помощь, медицинские услуги беременным женщинам, осмотр детей в течение первого года жизни.

Также в рекомендациях говорится о работниках культуры, оклад которых должен быть не менее 50 процентов от зарплаты. Не забыли и о сотрудниках ветеринарных клиник — их оклад рекомендовали установить не ниже 60 процентов заработка. При этом ветеринары имеют право на премии за ликвидацию очагов особо опасных болезней животных и за работу вне стационара.

Людям, которые работают на государство, нужно платить достойные заработные платы, сказала «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, комментируя рекомендации.

«Заработные платы врачам, учителям и сотрудникам других бюджетных организаций выплачивают, соответственно, из бюджета. По мере возможностей увеличивается финансирование оплаты их труда, — отметила сенатор. — В последнее время оклады в целом выросли, но их нужно пересматривать с учётом особых условий работы, кадрового дефицита, например, в сельской местности. У граждан должна быть мотивация, чтобы работать в бюджетной сфере».

Федеральным законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 в ТК РФ внесены изменения, которые касаются формирования зарплат бюджетников. Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям. Результат: формально повышение зарплаты учителям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки заработали с 01.01.2022, их внедрение в регионах пройдет поэтапно, до 2025 года.

Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — Указ президента № 597. Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны повысить независимо от индексации. С 1 января увеличен минимальный уровень оплаты труда, что влияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2022 МРОТ равен 13 890 рубля. Такое повышение окладов затронет около 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

ВАЖНО! Никакое другое, единое для всех, постановление правительства об индексации зарплаты в 2022 году работникам бюджетной сферы не принималось, это совокупность федеральных и региональных нормативных актов.

Территория России поделена на регионы и это провоцирует различия в методах трудовой оплаты, отраслевых процентах, районных коэффициентах, прибавках, прожиточной величине. В доминантных (в экономическом и социальном плане) областях заработок госслужащих значительно выше, чем в слабых регионах.

В итоге сегодня это привело к миграции специалистов в более благоприятные субъекты РФ и образовало дефицит кадров в бедных населенных пунктах.

Данную проблему было принято срочно решать, и поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ запланировано изменить систему трудового поощрения в бюджетной сфере.

Итак, в 2022 году вопрос взят на государственный контроль и принимаются такие меры, как:

  1. Поднятие заработных плат бюджетникам с подведением показателей к региональным среднемесячным значениям. Это же касается внутрирегионального выравнивания доходов, например, сельским врачам/учителям в Красноярском крае должны устанавливать базовый оклад на одном уровне с городскими специалистами.
  2. Установление федерального МРОТ и его применение в виде минимальной ставки для исчисления зарплат во всех регионах. При этом отсутствует право устанавливать его в меньшую сторону. Если раньше в субъектах самостоятельно принималось решение главами регионов и местным расчетным комитетом, то теперь цифра, озвученная уполномоченным федеральным органом, является закономерностью.
  3. Начисляется оклад в размере не менее 50% от полной суммы дохода федерального или муниципального работника. Приравнивается к шкале трудового рынка, с учетом данных, собранных по финансовым и статистическим отчетам государственных/частных компаний.
  4. Тарифная сетка расширяется и внедряется 18 разрядов компетенции, путем справедливой оценки профессионализма, степени ответственности, стажа, научного звания, дополнительных навыков.
  5. Свежие новости о приросте к реальным доходам в текущем периоде порадовали специалистов госсектора. Ко всему прочему обновленная/новая система оплаты труда коснулась работников следующих должностей:

  • медперсонала (врачей, старших и младших специалистов);
  • сотрудников образовательной деятельности (педагогов, учителей, воспитателей);
  • бюджетников культуры (артистов, режиссеров-постановщиков, актеров, деятелей искусства и т.д.)

Начнем с того, что с декабря 2021 года введен пилотный проект по применению новых правил начисления ЗП в 7 регионах. В этом числе – Белгородская, Омская, Тамбовская, Курганская, Оренбургская Республика, области и город Севастополь. (Постановления № 847 и № 1620 от 2021 года).

Также планируется в 2022 году эксперимент с педагогическими работниками госучреждений в Сахалинской, Белгородской, Кировской, Ярославской, Нижегородской областей и Республики Мордовия.

Целями введения пилотных проектов:

  1. Ожидается подведение должностных окладов к одному уровню, задача ставится снизить межрегиональные различия, приблизиться к доходам федеральных бюджетников.
  2. Руководители структур должны выставить предложения по совершенствованию зарплатной системы в своей области/крае.
  3. Разработка общих требований к начислению размеров ставок, компенсационных и стимулирующих (добавок, надбавок, премий).
  4. Должно быть исключено многообразие моделей по начислению и оплате ЗП бюджетникам (в частности педагогов и медицинских работников).

С 2021 – 2023 гг. должны быть выполнены: анализ применяемых систем, междурегиональное сравнение, справедливая оценка размеров окладов, устранение влияния руководителей и разработка новых моделей расчетов в регионах, принимающих участие в пилотных проектах.

Индексация заработной платы в казенном учреждении

Потребительский спрос — это совокупность желаний и возможностей граждан приобретать товары, которые относятся к категории «жизнеобеспечивающих». Данный показатель приводит к прогрессии такой величины, как «индексация». Если добавить еще термин «зарплаты бюджетников», то все вместе характеризует крепкую цепь взаимосвязанных событий.

Принятые законопроекты по повышению окладов учитывают такое сплетение и основываются на подведенных годовых итогах и прогнозах. Чем выше потребительский спрос в ценовом измерении, тем выше индексация и соответственно больше заработная плата.

В 2022 году, полагаясь на проиндексированный минимальный ЗП на 8,6 процента, можно говорить о подъеме доходов отчасти на данную цифру. Известно, что размер вычислен с учетом прогнозируемой инфляции, которая бьет свои рекорды. Согласно обращению президента Российской Федерации, частным компаниям следует тоже, каждый год выравнивать доходы россиян, на уровень инфляции.

К сожалению, сейчас точно нельзя сказать, когда заработная плата бюджетникам будет увеличена. Эксперты называют разные даты — апрель, май и июль 2022 года. Скорее всего, до конца текущего года заработная плата действительно будет проиндексирована, а значит, беспокоиться за выплаты не стоит.

Обновленная система оплаты труда затронула работников следующих должностей: медицинского персонала, сотрудников образовательной деятельности, бюджетников культуры. Стоит начать с того, что с декабря прошлого года был введен пилотный проект по применению новых правил начисления ЗП в семи субъектах Российской Федерации. В том числе в Белгородской, Омской, Тамбовской, Курганской, Оренбургской и в Севастополе.

В 2022 году пройдет эксперимент с педагогическими работниками государственных учреждений в Сахалинской, Белгородской, Кировской, Нижегородской и Ярославской областях, а также на территории Республики Мордовии. У этих проектов есть несколько целей: подведение должностных окладов к одному уровню, разработать общие требования к исчислению размера ставок, а также многообразие моделей по начислению и выплате заработной платы бюджетникам.

В период с 2021 по 2023 год должны быть выполнены: анализ применяемых систем, межрегиональное сравнение, справедливая оценка размеров окладов, устранение влияния руководителей и разработка новых моделей расчетов в регионах, которые принимают участие в пилотных проектах.

Индексация заработной платы на величину инфляции предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Её необходимо проводить и госорганизациям, и частным работодателям.

Все без исключения работодатели должны проиндексировать зарплаты своих сотрудников в 2022 году.

Индексация проводится в соответствии с ростом потребительских цен, то есть на размер официальной инфляции.

Официальная инфляция по данным Росстата составила в 2021 году 8,39%. То есть именно на этот процент и должны повыисить заработные платы работникам в 2022 году.

По закону, индексация зарплаты сотрудников – обязанность, а не каприз работодателя. Процесс повышения дохода персонала должен быть зафиксирован в трудовом и коллективном договорах.

Инспекторы Роструда во время проверок вправе запросить у работодателя документы по индексации зарплаты – в соответствие с Трудовым кодексом.

Если таких документов не будет, работодателя привлекут к ответственности.

Штраф грозит и в том случае, если документы по индексации есть, но фактически работодатель зарплаты не увеличивает.

Однако, судя по последним соцопросам, реальное повышение планирует, в лучшем случае, только треть работодателей.

Так, согласно данным недавнего опроса PwC, индексировать оклады в 2022 году большинству своих сотрудников готовы почти 64% опрошенных компаний, около 22% – лишь ряду категорий работников. А вот статистика Центра стратегических разработок (ЦСР) по 10 тысяч компаний из разных сегментов малого и среднего бизнеса менее оптимистична. Лишь 33% компаний намерены повысить зарплаты в 2022 году, среднее повышение составит около 11%; 44% опрошенных компаний оставят зарплату без изменений, а в 4% компаний намерены даже сократить зарплату.

Когда речь заходит о массовом повышении зарплат, чаще всего это касается бюджетников. О занятых в частном секторе речь заходит реже. Однако же и для них законодательство предусматривает периодический рост зарплаты – работодатель не вправе отказаться от этого и обязан повышать зарплаты на уровень инфляции.

Однако существует проблема. В отличие от индексации зарплат бюджетникам, Трудовой кодекс РФ и российские законы не устанавливают конкретного порядка или механизма индексации зарплат работникам частного сектора, и тем самым наше законодательство делает определённый «реверанс» в сторону работодателей, а не наёмных работников, которых вопрос об индексации зарплаты касается в первую очередь.

«То есть работодатели имеют право провести индексацию просто в форме повышения зарплат или выплаты премий. Правда, в последнем случае от работодателей требуется зафиксировать в корпоративном положении или ином документе о премировании, что выплата премий является формой индексации (повышения покупательной способности) доходов сотрудников, а не формой поощрения за достижения в работе. И если на предприятии есть профсоюзный орган или, например, коллективный договор, работники через эти институты вправе добиться, чтобы работодатель не смешивал премирование с обязательной индексацией зарплат. А в тех частных фирмах, где таких институтов нет, вопросы об индексации, как правило, решает работодатель на своё усмотрение. Не говоря уже о том, что около 30% наёмных работников получают зарплаты в конверте, и их работодатели вопрос о «государственной» индексации просто игнорируют или очень вольно трактуют в своих, разумеется, интересах. Так что «плюшки» в виде индексации зарплат с 1 февраля для наемных работников будут, но не для всех одинаково – некоторым придется надеяться исключительно на порядочность и щедрость своих начальников», — говорит Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари».

При этом нужно учитывать, что огромное число предприятий, в условиях падения выручки из-за сохранения посткризисных явлений, не будет иметь финансовые возможности для индексации. В таких случаях возможна частичная индексация – на меньшую величину по сравнению с инфляцией.

В 2022 году «минималка» вырастет до 13 890 рублей, что равно увеличению на 8,6 процента.

Ежегодная индексация в соответствии со статьей 130 Трудового Кодекса. Данный коэффициент напрямую привязан к ежегодному уровню инфляции. В этом году она составила 8,39%.

Указы, изданные Президентом в мае, обязывают государственные органы повысить зарплату бюджетников до уровня среднего дохода по каждому региону.

В Правительстве не собираются останавливаться на перечисленных мерах. Также запланирован переход на новую систему оплаты труда, которая будет единой для всех отраслей государственного сектора. На данный момент госслужащие имеют доход, зависящий от бюджета региона, где они работают.

Бюджетники, задействованные на федеральном уровне, получают оклады, установленные централизованно. Лишь в некоторых случаях отдельные учреждения самостоятельно влияют на доходы работников.

Чтобы вернуть утраченную привлекательность госслужбы, в 2022 году правительство приняло решение планово повышать заработные платы в подконтрольных структурах. Также начинает функционировать новая система оплаты труда, соответствующая нормам закона №362-ФЗ, принятого еще в 2020 году.

Для части работников так называемого бюджетного сектора рынка труда рост зарплаты составит около 7%, об этом рассказала агентству «Прайм» профессор кафедры финансов и цен РЭУ имени Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее словам, зарплаты сотрудников не бюджетного сектора проиндексируют на 4%. Для некоторых госслужащих повышение составит 6,6%.

Для экономистов, психологов, работающих в бюджетной сфере, повышение будет на 3,8%, добавила Финогенова.

Рост окладов военным на 3,7% закладывался еще в проекте бюджета на 2021–2023 годы.

Зарплату повысят также работникам в спасательных центрах МЧС, учреждениях социальной сферы и гидрометеорологической службы, центрах гигиены Роспотребнадзора, центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта, реабилитационных центрах для инвалидов и других категориях.

Правительство России предлагает поднять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2022 года на 6,4%, до 13 617 рублей, законопроект внесли в Госдуму вместе с бюджетным пакетом.

Сейчас МРОТ в России составляет 12 792 рубля в месяц.

«Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 2,7 млн. работников. Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2022 г», — говорится в пояснительной записке к проекту.

По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.

Увеличение денежного довольствия у социальных работников, медиков, учителей по большей части произойдет только на бумаге. Цены ежемесячно растут, а приличные цифры доходов – это размер среднего регионального уровня. Владимир Путин распорядился, чтобы правительство сделало расчеты по оплате труда прозрачными. Согласно планам, уровень заработной платы хотят поднять на 200% в соотношении с средним региональным денежным довольствием.

С 1 января 2022 года повысят минимальный размер оплаты труда. МРОТ составит 13 890 рублей. Соответственно, будут повышены все заработные платы, которые рассчитываются исходя из этого показателя.

— Сказать о том, кому и на сколько будет увеличен заработок, сложно, так как, несмотря на то, что МРОТ и устанавливается на уровне государства, дальнейшие расчёты заработных плат производятся различными ведомственными актами на федеральном, региональном, муниципальном уровне, а также внутренними положениями организаций. Речь идёт не о фиксированной зарплате, а в большей степени о средних значениях, которые существуют в той или иной отрасли, профессии, — пояснила юрист по экспертным заключениям «Европейской юридической службы» Ирина Белова.

Кроме того, в следующем году повысят зарплаты российским бюджетникам, работающим в определённых сферах. На эти цели из бюджета выделено 12 млрд рублей. Зарплаты повысят учителям, врачам, преподавателям вузов, представителям науки и культуры.

Юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы VvCube Вадим Ткаченко пояснил, что не все прибавки будут сделаны с 1 января. Индексация зарплат у многих бюджетников проходит в октябре.

— Так, в 2022 году возобновится индексация зарплат госслужащих. Запланирована она на 1 октября и составит 4%. Это коснётся всех категорий работников федеральных государственных учреждений, а также судей, прокурорских работников, сотрудников СК, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов. Также стоит отметить, что в связи с повышенной нагрузкой на сферу здравоохранения в последние два года было много разговоров о повышении зарплаты медицинским работникам, и можно ожидать выполнения соответствующих обещаний. Кроме того, их коснётся и индексация зарплат, как и учителей, и других работников бюджетных учреждений, — пояснил Вадим Ткаченко.

Уже приняты региональные бюджеты. Они предусматривают повышение зарплаты учителей, врачей и ещё нескольких категорий бюджетников с 1 января 2022 года. Размер прибавки различается в зависимости от региона и может составлять порядка 10−20% от оклада.

Более половины россиян рассчитывают на увеличение заработка в 2022 году. При этом менее трети работодателей готовы это сделать, имеют такую возможность и намерения. Несмотря на усиление инфляции и, например, на снижение числа трудовых мигрантов. Такие цифры приводит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

По его словам, экономика и бизнес пока не восстановились окончательно от коронавирусного кризиса. Но ВВП за три квартала 2021 года повысился на 4,6% от минимальных показателей того же периода 2020 года. Это следует из данных Росстата.

С 1 января 2022 года увеличатся зарплаты врачей, учителей и других бюджетников, на которых распространяются майские указы президента. Коэффициент индексации зависит от субъекта РФ.

Средний показатель по России составляет 4 процента, но регионы устанавливают свое значение. Региональный коэффициент не может быть ниже федерального, изменение возможно только в сторону увеличения.

Например, в Омской области зарплаты бюджетников подрастут на 5 процентов. В Магаданской области планируется повышение на 10 процентов, но не единовременно, а в два этапа. Процент индексации также зависит от категории служащих, к которой относится бюджетник.

Для врачей и учителей устанавливается минимальный коэффициент, который может повышаться региональными властями. Зарплату муниципальных служащих индексируют по решению местных властей.

Например, в Новосибирской области планируется индексация на 3,9% для служащих, замещающих муниципальные должности. Для ряда бюджетников индексация уже состоялась. Так, с 1 октября 2021 года на 3,7% увеличились зарплаты правоохранителей, силовиков и таможенников.

С октября увеличиваются зарплаты еще ряда служащих: Органов соцзащиты, Реабилитационных центров для инвалидов, Спасателей, Роспотребнадзора, Гидрометеорологической службы.

С 2022 года начинается переход на новую систему оплаты труда бюджетников, предусмотренную законом от 09.11.2020 № 362-ФЗ. Сейчас зарплата служащего зависит от уровня бюджета и региона. Централизованно определяются зарплаты федеральных бюджетников: сотрудников научных и медицинских центров, вузов, театров, музеев.

Зарплату врачей, учителей и других служащих на аналогичных должностях регулируют местные власти. Не секрет, что в России есть богатые нефтяные регионы.

Есть менее обеспеченные и даже дотационные субъекты. А в Москве бюджетники получают доплаты от Мэрии. В итоге при одинаковой нагрузке и ответственности доходы на аналогичных должностях могут значительно отличаться в зависимости от региона. Цель реформы – разработать единую систему установления окладов и надбавок, чтобы обеспечить достойный доход всем служащим.

Предполагается, что новая система будет учитывать климатические надбавки (районные коэффициенты) и прожиточный минимум региона. Для перехода на новую систему разработают тарифную сетку из 18 разрядов.

Получится иерархия должностей в зависимости от уровня квалификации, степени ответственности, стажа и прочих факторов. Оклад будет составлять не менее половины дохода работника. Кроме того, предусмотрят широкий перечень доплат за:

Сверхурочную работу,

Работу в выходные и праздники,

Наличие ученой степени,

Стаж и т.д.

Планируются новые доплаты:

До 50% от оклада – на оздоровление,

До 30% от оклада – в качестве материальной помощи.

Новая система будет вводиться поэтапно. С ноября 2021 года стартует эксперимент по зарплате педагогов.

Пилотный проект внедрят в пяти регионах: Белгородская, Нижегородская, Сахалинская, Ярославская области и Республика Мордовия. Одновременно будут рассматриваться предложения глав регионов по совершенствованию системы оплаты труда учителей и воспитателей.

Эксперимент с зарплатой медиков начнется в декабре 2021 года.

Для этого выбрано семь пилотных регионов (постановления Правительства от 27.09.2021 № 1620 и от 01.06.2021 № 847). Однако на данный момент неизвестны подробности новой системы расчета зарплаты.

Внимание: Все права на публикуемые материалы принадлежат их владельцам, и редакция сайта не несет ответственность за их использование!

Если Вы считаете, что материал публикуемой статьи Вас оскорбляет, нарушает Ваши права, недостоверен, распространяет сведения Вас порочащие, разжигает рознь или неприемлем для публикации по другим причинам — ОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ — МЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО УДАЛИМ!

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2022 году

Для наглядности взята классическая формула, включающая несколько основных позиций – сумма оклада, количество рабочих дней в месяце на сумму отработанных, минус подоходный налог.

Далее вычитают НДФЛ:

43636,36 – 13% = 37963, 63 рубля получит в итоге сотрудница компании.

Однако подобные подсчеты выполняют не всегда, чаще всего работникам положены доплаты в виде премий и компенсаций. В этом случае используют следующую формулу:

(Оклад + премия или надбавка) / количество рабочих дней в месяце на сумму отработанных дней и подоходный налог.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в России произойдет благодаря введенным изменениям. По плану коррективы вносят трижды в год – в первые числа апреля, июня и октября. Ранее было решено, что оклады повысятся на 6,8%. Далее будет происходить планомерная оптимизация системы оплаты работы у госслужащих. Правительство гарантирует гражданам, что уменьшение размера жалования не произойдет. Денежные средства из федерального бюджета увеличат зарплатные фонды в регионах Российской Федерации.

На данный момент известно, на какой уровень будут поднимать жалование. В соответствии с ростом МРОТ выдаваемую сумму хотят увеличить на 4,7% и в 2022-м ее минимум составит 13393 рубля. В 2023-м она поднимется на 5,8% и минимум будет равен 14170 рублям. При этом для индексации будут брать МРОТ за предыдущие 12 месяцев.

Указанные цифры могут меняться. Однако если их огласило правительство, то суммы можно использовать как ориентир. Организации должны отслеживать, чтобы трудящимся гражданам выдавали сумму, размер которой не был меньше установленного МРОТ.

Увеличение денежного довольствия у социальных работников, медиков, учителей по большей части произойдет только на бумаге. Цены ежемесячно растут, а приличные цифры доходов – это размер среднего регионального уровня. Владимир Путин распорядился, чтобы правительство сделало расчеты по оплате труда прозрачными. Согласно планам, уровень заработной платы хотят поднять на 200% в соотношении с средним региональным денежным довольствием.

Жалование работников бюджетной сферы напрямую зависит от государственной политики. Только правительство способно определить уровень зарплаты. Поэтому глава государства поручил разработать эффективные пути увеличения жалований в соответствии с реальными экономическими условиями в стране. Президент неоднократно подчеркивал, что задача государства – обеспечить достойный уровень доходов бюджетников, ведь привлечь квалифицированного специалиста на низкооплачиваемую должность практически невозможно.

Правительство разработало планы повышение бюджетных зарплат на 2022 год, они предусматривают меры поддержки в нескольких направлениях. Во-первых, планируется увеличить МРОТ. В этом году минимальный оклад остановился на уровне 12792 руб. С января 2022 года его поднимут на 8,6%, а значит, будет составлять 13890 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.