Действующие снип и сп в строительстве на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действующие снип и сп в строительстве на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу применения положений СП 112.13330 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» и сообщает.

В настоящий момент действует СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее — СП 112.13330.2011).

В связи с тем, что СП 112.13330.2011 не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365, положения СП 112.13330.2011 следует использовать в работе в качестве справочной информации.

Актуализация данного свода правил не планируется, так как требования пожарной безопасности указаны в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции от 29 июля 2017 года).

Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.Ю. Степанов

Раздел X «Документы по стандартизации»

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — АО «Научно-исследовательский центр «Строительство» (АО «НИЦ «Строительство»), ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «НИУ МГСУ»), ООО «Научно-исследовательский институт Проектирования, Технологии и Экспертизы Строительства» (ООО «НИИ ПТЭС»), ООО Научно-проектный центр «Развитие города» (ООО НПЦ «Развитие города»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 861/пр и введен в действие с 25 июня 2020 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

1.1 Настоящий свод правил распространяется на следующие виды градостроительной деятельности — проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства).

1.2 Требования настоящего свода правил распространяются на работы при реализации проектов в отношении объектов гражданского и промышленного назначения, а также направлены на реализацию перепрофилирования промышленных территорий в условиях сложившейся застройки.

1.3 Требования настоящего свода правил не распространяются на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 34.10-2018 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи

ГОСТ 5802-86 Растворы строительные. Методы испытаний

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение

ГОСТ 14019-2003 (ИСО 7438:1985) Материалы металлические. Метод испытания на изгиб

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 28570-2019 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30062-93 Арматура стержневая для железобетонных конструкций. Вихретоковый метод контроля прочностных характеристик

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 34028-2016 Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 7.0.8-2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов

ГОСТ Р 12.3.050-2017 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Работы на высоте. Правила безопасности

ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 51872-2019 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения

ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 временная инфраструктура строительной площадки: Динамическая система, включающая различные объектные элементы — постоянные, мобильные и временные здания и сооружения, средства механизации, инженерные сети и т.д., необходимые для организации строительства (реконструкции, сноса) объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2. Установить, что:

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика;

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2020 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4661).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения». Разделы 3, 4 (пункты 4.1, 4.2), 5 (за исключением абзаца второго пункта 5.1.4, пунктов 5.2.3, 5.2.4, 5.2.6), 6 (за исключением пунктов 6.1.1, 6.2.1, абзаца второго пункта 6.2.3, пунктов 6.2.4, 6.2.6, 6.3.4, 6.3.5), 7 (за исключением пунктов 7.6, 7.9), 8 (пункты 8.1, 8.3, 8.4), 9, 10 (за исключением абзаца второго пункта 10.2, пунктов 10.3, 10.5), 11, 12 (пункты 12.2, 12.6), 13 (пункт 13.1).

2. ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». Разделы 4 (пункты 4.3 — 4.5, 4.7), 8 (пункты 8.1.1, 8.2.2, 8.2.5, 8.2.6, 8.2.8, 8.2.9, подраздел 8.4, пункты 8.5.1 — 8.5.5).

3. ГОСТ 31385-2016 «Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия». Разделы 5 (пункт 5.3.4), 6 (пункты 6.4.1.2, 6.4.1.3, 6.4.2.1 — 6.4.2.10, 6.4.3.5, 6.4.5.1, 6.4.5.2), 10 (пункт 10.2.3).

4. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Раздел 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7).

5. СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах». Разделы 4 (пункты 4.4 (таблица 4.1), 4.6), 5 (пункты 5.1 — 5.2.2), 6 (пункты 6.1.1 — 6.1.8, 6.2.2 (за исключением абзаца третьего), 6.2.3 — 6.2.6, 6.3.1, 6.4.1, 6.4.4, 6.4.5, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.6, 6.6.3 — 6.6.5, 6.7.6 — 6.7.8, 6.7.12, 6.8.2, 6.8.3, 6.8.5, 6.8.6, 6.8.8, 6.8.18, 6.9.5, 6.10.2, 6.11.3, 6.11.4, 6.11.6 — 6.11.8, 6.11.12 — 6.12.2, 6.12.4 — 6.12.6, 6.12.11, 6.12.13, 6.12.15, 6.13.6, 6.13.7, 6.14.3, 6.14.5, 6.14.6, 6.14.8, 6.14.10, 6.14.14, 6.14.15, 6.15.2, 6.15.4, 6.15.5, 6.15.7 — 6.15.10, 6.15.12, 6.15.13), 7 (пункты 7.2, 7.3), 8 (подразделы 8.2, 8.3, пункты 8.5.1 — 8.5.9).

6. СП 15.13330.2020 «СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции». Разделы 5 (пункты 5.2, 5.3), 6 (пункты 6.1 — 6.12, 6.24, 6.25, 6.27, 6.28, 6.30 — 6.33), 7 (пункты 7.1 — 7.6, 7.8, 7.10, 7.11, 7.14, 7.17, 7.21 — 7.29), 8 (пункты 8.1 — 8.7), 9 (пункты 9.4, 9.5, 9.8, 9.9, 9.13, 9.24 — 9.33, 9.35, 9.41 — 9.43, 9.45, 9.48, 9.49, 9.54 — 9.57, 9.60, 9.62 — 9.64, 9.66, 9.68, 9.70 — 9.72, 9.74, 9.76 — 9.78, 9.80, 9.82, 9.84, 9.86 — 9.88, 9.90 — 9.92), 10 (пункты 10.1 — 10.12).

7. СП 16.13330.2017 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции». Разделы 4 (пункты 4.1.1 (абзац десятый), 4.2.7, 4.3.2), 5 (пункты 5.4, 5.6, 5.7, 5.9), 6 (пункты 6.1, 6.8, 6.9), 7 (подразделы 7.1, 7.2, пункт 7.3.2), 8 (подразделы 8.1 — 8.4 (за исключением пункта 8.3.1), пункты 8.5.8, 8.5.10, 8.5.12, 8.5.14, 8.5.18 — 8.5.20, подраздел 8.6), 9 (подразделы 9.1 — 9.3 (за исключением пункта 9.2.7), пункты 9.4.1 — 9.4.3, 9.4.6 — 9.4.9), 10 (за исключением пунктов 10.3.8, 10.3.10, 10.3.11), 11 (за исключением пункта 11.1.5), 12, 13 (пункты 13.3, 13.5), 14 (за исключением пунктов 14.1.1 — 14.1.3, 14.1.11, 14.1.14, 14.2.1, 14.2.3, 14.2.5 — 14.2.9, 14.2.15 — 14.3.3, 14.3.5, абзаца второго пункта 14.3.7, пунктов 14.3.8 — 14.3.10, 14.4.2), 15 (подраздел 15.1, пункты 15.2.1, 15.2.5), 16 (пункты 16.4 — 16.14, 16.15, 16.17, таблица 46, пункт 16.20), 17 (пункты 17.5 — 17.7, 17.9), 18 (пункты 18.1.2, 18.2.2, 18.2.4 — 18.2.7, 18.3.1 — 18.3.4, 18.3.9, 18.3.13 — 18.3.15).

8. СП 17.13330.2017 «СНиП II-26-76 Кровли». Разделы 4 (абзац третий пункта 4.4), 5 (пункты 5.1.4, 5.1.6, 5.1.9, 5.1.11, 5.1.13, 5.1.16, 5.1.20, 5.1.23, 5.1.25, 5.2.2, 5.2.3, 5.3.4, 5.4.6, 5.5.4, 5.5.5), 7 (пункты 7.2, 7.8, 7.11, 7.13), 8 (пункты 8.3, 8.5, 8.6), 9 (пункты 9.4, 9.6, 9.7, 9.10, 9.11).

9. СП 18.13330.2019 «Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка» (СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»). Разделы 4 (пункты 4.4 (за исключением абзаца первого), 4.17 (за исключением примечаний 1 и 2)), 5 (пункты 5.37, 5.42, 5.44), 6 (пункты 6.4, 6.9 — 6.12, 6.13, 6.15, 6.17, 6.21, 6.22).

10. СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» (СНиП II-97-76* «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»). Разделы 4 (пункты 4.6 (за исключением примечаний), 4.12 (за исключением абзаца второго), 4.15), 6 (пункт 6.9).

11. СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия». Разделы 4 (пункт 4.2), 6 (пункты 6.2 — 6.7), 7, 8 (пункты 8.1.3, 8.1.4, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.6, 8.2.7, 8.3.4, 8.3.5, 8.4.2, 8.4.5), 9 (за исключением пункта 9.1, абзаца второго пункта 9.3, пункта 9.6), 10 (за исключением пунктов 10.2, 10.4 — 10.11), 11 (пункты 11.1.1, 11.1.3, подраздел 11.2), 12 (за исключением пункта 12.3), 13 (пункты 13.2, 13.5, 13.8), 15 (пункты 15.1.1, 15.1.4 — 15.2.2), приложения А — В, Д (за исключением пунктов Д.1.5, Д.2.4.6).

12. СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах». Разделы 4 (пункты 4.4, 4.10, 4.11), 5 (пункты 5.1.3, 5.1.5 — 5.1.9, 5.3.1 — 5.3.3, 5.4.1, 5.4.5 (за исключением абзаца второго), 5.4.6, 5.4.7, 5.5.1 — 5.5.3, 5.5.6, 5.5.7 (за исключением абзацев первого и третьего), 5.5.10, 5.5.12, 5.5.14, 5.5.16), 6 (пункты 6.1.5, 6.3.1, 6.4.3, 6.4.13, 6.4.22 (за исключением абзаца первого).

13. СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений». Разделы 4 (пункты 4.2, 4.15), 5 (пункты 5.1.9, 5.2.2, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.8, 5.3.17, 5.4.1, 5.4.12, 5.5.3, 5.5.4, 5.6.25, 5.7.12, 5.8.13), 6 (пункты 6.1.9, 6.6.1, 6.6.7, 6.7.2, 6.11.1, 6.12.2, 6.14.1, 6.14.2), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.9, 9.11, 9.17 — 9.19, 9.27 — 9.31, 9.37), 10 (пункты 10.1, 10.24, 10.29), 11 (пункты 11.2 — 11.4, 11.9, 11.12, 11.13, 11.16 — 11.18, 11.22 — 11.24), приложение К.

14. СП 23.13330.2018 «СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений». Разделы 4 (пункты 4.8, 4.12 (абзац первый), 7 (за исключением пунктов 7.3, 7.4, 7.6, 7.13, 7.14, 7.17 — 7.22, 7.24 — 7.26), 8 (за исключением пунктов 8.1, 8.2, 8.6, 8.10, 8.12), 9 (за исключением пункта 9.6), 10 (за исключением пунктов 10.1 — 10.7, 10.10 — 10.13, 10.15), 11 (за исключением пунктов 11.1, 11.4, 11.5, 11.6.1, 11.6.4, 11.7.1 — 11.7.3, 11.8), 14 (за исключением пунктов 14.1, 14.4.1 — 14.4.3, 14.4.5, 14.4.6, 14.5 — 14.13, 14.16 — 14.19), приложение Ж.

15. СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты». Разделы 4 (пункт 4.8а), 7 (пункты 7.1.4, 7.1.9, 7.1.10, 7.1.15, 7.2.2, 7.2.7 — 7.2.10, 7.2.12, 7.3.13, 7.5.14, 7.6.5, 7.6.9, 7.6.10), 9 (пункты 9.11, 9.15, 9.17), 10 (пункт 10.3), 11 (пункты 11.5, 11.6, 11.8), 12 (пункты 12.2, 12.7, 12.8).

16. СП 25.13330.2020 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах». Разделы 4 (абзац шестой пункта 4.2), 5 (пункты 5.5, 5.7), 6 (пункт 6.3.9), 7 (пункты 7.2.6, 7.2.8, 7.2.10, 7.3.5, 7.3.6, 7.3.10, 7.4.2), 12 (пункты 12.2, 12.7, 12.8, 12.11, 12.15, 12.16), приложения Г, Д, Е (за исключением пункта Е.2).


Правительство утвердило новый перечень национальных стандартов и сводов правил в сфере строительства. Исключены излишние и дублирующие нормы.

В прошлом году количество требований, предъявляемых к сооружениям на стадии проектирования и строительства, уменьшилось с более чем 10 тыс. до 7 тыс. Теперь их станет меньше еще почти на 4 тыс.

Под сокращение, в частности, попали требования, ограничивающие применение новых материалов и конструкторских решений, тормозящие процесс согласования проектов и проведение строительных работ.

Кроме того, аннулированы нормы, содержащие ссылки на документы добровольного применения и носящие рекомендательный характер, а также те, выполнение которых невозможно проконтролировать.

Ожидается, что новая версия стандартов поможет снять ограничения для инноваций в отрасли, сократить сроки и стоимость строительства при сохранении высокого уровня безопасности.

Новый перечень не будет распространяться на проекты, начатые до его вступления в силу. Это избавит застройщиков и проектировщиков от необходимости проходить повторную госэкспертизу.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует 6 лет.

Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий и сооружений при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте [1], в том числе при изменении их функционального назначения.

Требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее – общественные здания).

Перечень основных функционально-типологических групп зданий, сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении А.

В соответствии с Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 624, подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, пунктом 19 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2018 г., утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 1712/пр (в редакции приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 февраля 2018 г. N 65/пр, от 12 июля 2018 г. N 424/пр, от 16 августа 2018 г. N 532/пр), приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа прилагаемое Изменение N 1 к СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. N 883/пр.

2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

а) в течение 15 дней со дня издания приказа направить утвержденное Изменение N 1 к СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» на регистрацию в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации;

б) обеспечить опубликование на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного Изменения N 1 к СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» в электронно-цифровой форме в течение 10 дней со дня регистрации свода правил федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

И.о. Министра
М.Б. ЕГОРОВ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 14 октября 2019 г. N 621/пр

Дата введения — 2020-04-15

ОКС 91.040.99

Введение

Дополнить введение третьим абзацем в следующей редакции:

«Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО «ЦНИИПромзданий» (руководитель разработки — д-р техн. наук, проф. В. В. Гранев, руководитель темы — канд. архитектуры Д. К. Лейкина, ответственный исполнитель — канд. архитектуры Н.В. Дубинин; исполнители — Ю.Л. Кашулина, А.И. Хорунжая); ОАО «Академия коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова» (В.Н. Суворов).

1 Область применения

Пункт 1.2. Заменить ссылку: «[4, статья 92, пункты 2) — 7)]» на «[4, статья 92, часть 1, пункты 2) — 8)]».

2 Нормативные ссылки

Изложить раздел в новой редакции:

«2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33125-2014 Устройства солнцезащитные. Технические условия

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности лифтов

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна

Расположение садовых товариществ на карте выглядит, как правило, компактно. Загородные дома часто не предполагают постоянного проживания. Владельцы приезжают в сезон на сельскохозяйственные работы, а ближе к осени уезжают обратно в город. Дачные постройки небольшие с минимум удобств, чтобы отдохнуть после тяжелых огородных дел.

ВНИМАНИЕ! Постановления и нормы о дачных строения приходится учитывать задолго до начала строительства. В идеале на стадии планирования и оформления бумаг.

Строительные правила указанные в СНиП четко регулируют положение загородного дома на участке, забора и расстояния между объектами. Обратимся к основным нормам строительства:

  • Минимальная высота для загородной дачи — 2,2 м. Для жилого дома — 2,5 м.
  • При временной недоступности канализации предусмотрено отведение места под компостную яму. Она располагается не ближе чем на 8 м к колодцу или входу в дом. Но, как правило, ее организовывают вблизи сельского туалета. Расстояние от дачной постройки до бани или душа под открытым небом составляет 8 м.
  • В обязательном порядке для возведения требуется источник пресной воды. Как ни странно, свет и газ вовсе не на первых ролях. Причем, воду можно брать из уличной колонки или родника (реки, озера и т.д.).
  • Взаимоотношения с соседними строениями крайне важны. Участок огораживается забором или сеткой в обязательном порядке. Нельзя просто так поставить высокое заграждение, чтобы обезопасить себя от посторонних глаз.

Высокий, глухой забор допускается со стороны дороги или по согласованию с соседями и председателем садового товарищества. По правилам ограждение не должно быть выше, чем 1,5 м. Например, расстояние от забора до сарая с крупным или мелким рогатым скотом составляет не менее 12 метров.

Некоторые основные нормы мы указали выше. Застройка дачного участка содержит ряд минусов. Главный из них — площадь. Часто очень сложно расположить строения на ограниченной территории. Но нарушение норм приведет к серьезным последствиям.

ВАЖНО! Минимальный размер земельного участка пригодного для строительства — 6 соток.

Практика показала, что лучшая форма для дачного участка квадратная. Она максимально подходит для компактного и комфортного размещения строений даже при дефиците площади. Дополнительные сложности возникают с расположение объектов относительно забора или границ участка. Так же возникают трудности, как ни странно, с составлением плана и выбором проекта.

С другой стороны покупка большого участка земли выйдет недешево. Причем, в перспективе. Поддержание и обслуживание огромного особняка дорогое удовольствие. На участке в 6 соток максимально допустимые размеры дачного домика будут около 130 м2.

К сожалению, не все граждане исполняют строгие правила. Нарушения часто становятся причиной пожаров или приносят материальный ущерб соседям.

ВНИМАНИЕ! Простое отсутствие дождевого стока может привести к гибели урожая или затоплению дома.

Что делать, если соседний участок нарушает нормы строительства? Например, туалет расположен ближе чем 3 метра от колодца:

  • С помощью фото- или видеосъемки зафиксировать нарушение.
  • Составить акт и обратиться в СНТ с доказательствами. СНТ выделит гражданину время для устранения нарушений.
  • Если гражданин проигнорировал законные требования, а срок на исправление вышел и нет адекватных причин для его продления, то бумаги передают в вышестоящие органы. Возможно содействие с пожарной службой и архитектурной инспекцией.
  • В крайнем случае следует обращение в суд. Подается иск с приложенным актом о нарушении, доказательствами, заключением экспертов.

Соблюдение норм строительства на дачном участке позволит обезопасить себя от чрезвычайных происшествий, сделать свою жизнь комфортней и избежать конфликтных ситуаций с соседями и надзорными органами. Грамотное и своевременное планирование сэкономит деньги и время.

Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687).


Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на следующие виды градостроительной деятельности — проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства).

1.2 Требования настоящего свода правил распространяются на работы при реализации проектов в отношении объектов гражданского и промышленного назначения, а также направлены на реализацию перепрофилирования промышленных территорий в условиях сложившейся застройки.

1.3 Требования настоящего свода правил не распространяются на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

  • Проектирование
  • Ремонтно-монтажные работы

Приказ Минстроя РФ от 14.10.2019 N 621/ПР

Национальные стандарты (ГОСТы)

1. ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения». Разделы 1 (пункт 1.2), 3, 4 (пункты 4.1, 4.2), 5 (за исключением пункта 5.2.6), 6 (за исключением пункта 6.1.1), 7-13. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1033)

2. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Разделы 1, 6 (пункты 6.2.5, 6.2.6, 6.3.2, 6.3.3, 6.4.18, 6.4.19, 6.4.20), приложения Б, В, К, Л.

2-1. ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». Разделы 1, 4 (пункты 4.1 — 4.4, 4.8), 5 (пункты 5.5 — 5.10), 8 (пункты 8.2 — 8.4, 8.7). (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1033)

2-2. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7), 6 (пункты 6.1, 6.4, 6.12, 6.13). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1033; от 07.12.2016 г. N 1307)

СП (Своды правил, актуализированные редакции СНиП)

3. СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах». Разделы 1, 4, 5 (пункты 5.1, 5.2.1, 5.3 — 5.20), 6 (пункты 6.1.1 — 6.8.19, 6.9.1, 6.9.2, 6.9.4, 6.9.5, 6.10.1 — 6.17.14, 6.18.2), 7 (за исключением пункта 7.4.1), 8 (подраздел 8.1, пункты 8.2.1 — 8.3.6, 8.4.1, 8.4.3, 8.4.5 — 8.4.13, 8.4.17 — 8.4.21, 8.4.23 — 8.4.25, 8.4.27 — 8.4.29, 8.4.31, 8.4.32, 8.4.34), 9 (пункты 9.1.1 — 9.1.3, 9.2.1 — 9.2.10, 9.3.1 — 9.3.3, 9.3.5 — 9.3.10). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1033)

4. СП 15.13330.2012 «СНиП II-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции». Разделы 1, 4 (пункт 4.4), 6-10.

5. СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* «Стальные конструкции». Разделы 1, 4-6, 7 (за исключением пункта 7.3.3), 8 (за исключением пунктов 8.5.1, 8.5.9), 9-14, 15 (за исключением пункта 15.5.3), 16-18, приложения Д, Е, Ж.

6. СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76 «Кровли». Разделы 1, 4 (пункты 4.1 — 4.3, 4.5, 4.6, 4.8, 4.10 — 4.13, 4.15), 5 (за исключением пунктов 5.19, 5.30), 6-8, 9 (пункты 9.3, 9.5 — 9.7, 9.9 — 9.14).

7. СП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.4, 4.10, 4.14, 4.16, 4.17, 4.22), 5 (пункты 5.37, 5.38, 5.41, 5.42, 5.44 — 5.46, 5.63, 5.72, 5.74, 5.75), 6 (пункты 6.4, 6.9 — 6.15, 6.17, 6.21, 6.22).

8. СП 19.13330.2011 «СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.2, 4.6, 4.10, 4.12, 4.14 — 4.16, 4.18), 5 (пункт 5.20), 6 (пункты 6.5, 6.9).

9. СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Разделы 1 (пункт 1.1), 4, 6-15, приложения В — Е.

10. СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах». Разделы 1, 4 (пункты 4.3 — 4.7, 4.10, 4.11, 4.14 — 4.16), 5 (пункты 5.1.3 — 5.1.9, 5.3.1 — 5.3.4, 5.3.6, 5.4.1, 5.4.5 — 5.4.8, 5.5.1 — 5.5.3, 5.5.6 — 5.5.8, 5.5.10, 5.5.12, 5.5.14, 5.5.16), 6 (пункты 6.1.5, 6.3.1, 6.4.3, 6.4.13, 6.4.15, 6.4.22).

11. СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений». Разделы 1, 4 (пункты 4.2, 4.4, 4.8, 4.12, 4.20), 5 (пункты 5.1.3, 5.1.7, 5.2.1 — 5.2.4, 5.2.6, 5.3.16, 5.3.17, 5.4.1 — 5.4.3, 5.4.12, 5.4.14, 5.4.15, 5.5.3 — 5.5.7, 5.5.9, 5.5.10, 5.6.3, 5.6.5 — 5.6.9, 5.6.13, 5.6.16, 5.6.25, 5.6.26, 5.7.1, 5.7.3 — 5.7.14, 5.8.1 — 5.8.13), 6 (пункты 6.1.1 — 6.13.7), 7, 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.9, 9.11, 9.12, 9.14 — 9.19, 9.21 — 9.38), 10 (пункты 10.1 — 10.3, 10.5, 10.6, 10.8, 10.10 — 10.17), 11 (пункты 11.2, 11.3, 11.4, 11.9, 11.12, 11.13, 11.16, 11.17, 11.18, 11.22, 11.23, 11.24), 12 (пункты 12.4, 12.8), приложения Л, М.

Статья публикуется в редакции от 15 января 2022 года.

В судебной практике по земельным спорам юристы часто оперируют нормами СНиП («строительные нормы и правила») и СП («своды правил»). Особенно часто положения СНиП и СП находят своё применение при урегулировании соседских споров, в частности, когда речь заходит о понуждении нерадивых соседей к соблюдению правил о высоте ограждений и разного рода противопожарных расстояний. В таких ситуациях правила, установленные СНиП и СП, выступают в качестве «чрезвычайных» козырей в дополнение к положениям нормативного характера, которые закреплены в Правилах землепользования и застройки того или иного населённого пункта. Следует отметить, что в судебных решениях суды, в свою очередь, также регулярно ссылаются на положения СНиП и СП.

С целью сглаживания разночтений в уяснении понятийного аппарата подчеркнём, что в настоящее время в России принимаются не СНиП, а СП в качестве актуализированных СНиП. СНиП («строительные нормы и правила»), утверждённые до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», то есть до 30.06.2010, считаются сводами правил («СП») и приравниваются к ним. Это следует из положений п. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ. Например, СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», который наиболее часто применяется правоприменителями в сфере земельных отношений, представляет актуализированную редакцию одноименного СНиП 2.07.01-89. СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» является актуалилированной редакцией СНиП 30-02-97.

Как известно, темы для написания статей приходят по мере наработки практического опыта. Поводом к написанию настоящей статьи послужила защита прав и законных интересов моего клиента по межевому спору в СНТ, в ходе которого попутно «всплыл» вопрос о допустимой высоте ограждений по границам земельных участков в садовых товариществах. Пришлось проштудировать СНиП 30-02-97, пункт 6.2 которого гласит о том, что ограждения по границам садовых участков должны быть сетчатыми или решетчатами высотой не более 1,5 метра. Юрист, представлявший интересы противоположной стороны, с которой в конечном итоге получилось прийти к мировому соглашению, внезапно заявил мне, что нормы СП и СНиП носят рекомендательный характер, что якобы подтверждается судебной практикой. Следует признать, что по этой части в моих знаниях действительно присутствовал некоторый пробел, с целью восполнения которого я принялся собирать материал для этой статьи.

Сразу отмечу, что в интернет-источниках можно найти довольно много разрозненной и спорадичной информации по вопросу о том, носят положения СНиП или СП обязательный или рекомендательный характер. Вычленить истину из такого рода источников очень сложно. В этой статье я не намерен прелагаться со всеми мнениями, которые высказывались по рассматриваемому вопросу. Вместо этого, в целях краткости и ясности я постараюсь изложить только самое основное – то, что действительно важно знать по настоящей проблематике.

Некоторое время в юридическом сообществе доминировала точка зрения о том, что нормы СНиП и СП в принципе не могут носить никакого обязательного характера, поскольку СНиП и СП не отвечают требованиям нормативных правовых актов, которые закреплены в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В частности, отмечалось, что СНиП и СП, в отличие от обязательных нормативных правовых актов, не регистрируются Министерством юстиции РФ, в связи с чем они нормативными правовыми актами не являются и вследствие этого носят лишь рекомендательный характер. Таким образом, в рамках данной точки зрения необязательность СНиП и СП увязывалась с их ненормативностью.

Данная точка зрения является устаревшой. Она была «опрокинута» в связи с вынесением Верховным судом РФ решения от 27.05.2015 № АКПИ15-360, которым заявителю было отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 3.16 и Табл. 4 Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы».

В этом значимом судебном решении Верховный суд РФ отметил, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» свод правил определяется «… как документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов…», «… следовательно, СНиП 2.05.06-85* не является нормативным правовым актом, и положения Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» на них не распространяется».

Перечень действующих СНиПов 2020 года достаточно широк. Рассмотрим нормы и правила, которые являются обязательными к применению, поскольку основаны на нормах федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Таблица 1).

Обратите внимание! В Российской Федерации есть СНиПы, а также СП и ГОСТы, которые действуют на добровольной основе.

Таблица 1

Своды правил (СП), актуализированные в действующие СНиПы 2020 года

СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах».

СП 15.13330.2012 «СНиП II-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции».

СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* «Стальные конструкции».

СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76 «Кровли».

СП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий».

СП 19.13330.2011 «СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий».

СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия».

СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах».

СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений».

СП 23.13330.2011 «СНиП 2.02.02-85* «Основания гидротехнических сооружений».

СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты».

СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах».

СП 26.13330.2012 «СНиП 2.02.05-87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками».

СП 28.13330.2012 «СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии».

СП 29.13330.2011 «СНиП 2.03.13-88 «Полы».

СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий».

СП 31.13330.2012. «СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

СП 33.13330.2012 «СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов».

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги».

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы».

СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы».

СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт».

СП 38.13330.2012 «СНиП 2.06.04-82* «Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)».

СП 39.13330.2012 «СНиП 2.06.05-84* «Плотины из грунтовых материалов».

СП 40.13330.2012 «СНиП 2.06.06-85 «Плотины бетонные и железобетонные».

СП 41.13330.2012 «СНиП 2.06.08-87 «Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений».

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий».

СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы».

СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 «Защита от шума».

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».

СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения».

СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

Основным видом нормативных документов в области строительства ранее были строительные нормы и правила (СНиП) обязательные для применения. В них был отражен накопленный в течение нескольких десятилетий опыт проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения.В настоящее время в России организован пересмотр и актуализация ряда строительных норм и правил.

Необходимость внесения изменений и дополнений в действующие строительные нормы и правила продиктована тем, что существующая нормативная база не обеспечивает установленный законодательством требуемый уровень безопасности, степень соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, снижение энергозатрат, а также не отвечает нормам и требованиям международных стандартов.Пересмотром и актуализацией СНиПов занимаются ведущие научно-исследовательские и проектные организации строительного комплекса.После вступления

Нормы и правила строительства на дачном участке в 2022 году

Наименование Ссылка СП 1.13130.2009 (с изменениями №1) «Системы противопожарной защиты.

Эвакуационные пути и выходы» СП 2.13130.2012 (с изменениями №1) «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.

Требования пожарной безопасности» СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты.

Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» СП 5.13130.2009 (с изменениями №1) «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.

Нормы и правила проектирования» СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование.

Требование пожарной безопасности» СП 8.13130.2009 (с изменениями №1) «Системы противопожарной защиты.

> > План 2022 года по разработке строительных стандартов и Сводов правил в рамках программы национальной стандартизации выполнен полностью, акцент в работе был сделан на разработку нормативной документации, касающейся инновационных материалов и технологий. В планах будущего года – актуализация нормативной базы для исключения устаревших материалов и технологий.

Об этом сообщил глава Минстроя России Владимир Якушев ,подводя итоги работы в области технического регулирования.

Корни запутанного характера строительной документации уходят в СССР. Уже в советские времена имели силу и разный характер обязательности порядка 10 типов норм: начиная с ГОСТ, и заканчивая территориальными (ТСН) и ведомственными правилами (ВНТП).

В начале века строительная отрасль в России вступила в эпоху технического регулирования.

В основе современной системы стандартов в строительстве лежит федеральный закон от 15.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». С этих пор обязательными к применению в строительной отрасли являются:

1. Технические регламенты, закрепленные в федеральных законах или утвержденные Постановлениями Правительства. Примеры таких регламентов:

  • «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (от 22.07.2008 №123-ФЗ).
  • «Технический регламент о безопасности объектов газораспределения и газопотребления» (Постановление Правительства РФ от 29.10.10 № 870);

2. Отдельные пункты сводов правил (СП), государственных стандартов (ГОСТ), строительных норм и правил (СНиП) и других документов, что устанавливается распоряжениями Правительства РФ. Пример распоряжения – от 21.06.2010 №1047 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Все строительные нормативы, для которых не предполагается разработка технических регламентов, теперь разрабатываются и актуализируются в форме СП. Таким образом, положения ГОСТ, СНиП и прочих типов документов постепенно переносятся в соответствующие СП и технические регламенты.

В соответствии со статьей 16.1 закона №184-ФЗ (в ред. закона от 30.12.2009 № 385-ФЗ) соблюдение требований СП является достаточным для соответствия требованиям технических регламентов. Но в то же время СП не являются обязательными, то есть неприменение СП не означает несоблюдения технических регламентов.

Что же это означает на практике?

Если выяснится, что вы не соблюдаете СП, вам придется доказать, что при этом вы соблюдаете требования технических регламентов и других нормативов, закрепленных в распоряжениях Правительства РФ.

Практика показывает, что следование требованиям СП, хотя они формально и не обязательны, снимает много вопросов у проверяющих и контролирующих органов.

Действующие нормативные документы в строительстве на 2022 год

Министерство промышленности и торговли РФ утвердило основные нормативные документы, регламентирующие соблюдение правил охраны труда на строительном объекте по ГОСТ:

  1. ГОСТ Р 12.3.049-2017. Содержит термины и определения, рекомендуемые к применению в области обеспечения безопасности труда на высоте в строительстве и ЖКХ при возведении новых зданий, реконструкции существующих, проведении ремонтных и эксплуатационных работ. Также он содержит схематичное изображение СИЗ, необходимых для применения при выполнении работ на высоте. Его действие не распространяется на термины, применяемые при выполнении работ методом промышленного альпинизма.
  2. ГОСТ Р 12.3.050-2017. Содержит общие требования безопасности при работах на высоте в строительстве при возведении основного каркаса монолитных, крупноблочных и других видов зданий и сооружений высотой до 100 метров и при выполнении эксплуатационных работ по очистке кровель в системе ЖКХ. Также в нем перечислены требования к организации рабочих мест на высоте.
  3. ГОСТ Р 12.3.051-2017. Распространяется на конструкции, типы и правила применения защитно-улавливающих сеток при строительстве монолитных и монолитно-кирпичных зданий различного назначения высотой до 100 метров в целях дополнительной защиты работников в случае их падения с высоты и улавливания падающих строительных отходов.

Разделы 1, 6 (пункты 6.2.5, 6.2.6, 6.3.2, 6.3.3, 6.4.18, 6.4.19, 6.4.20), приложения Б, В, К, Л.2-1.

ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». Разделы 1, 4 (пункты 4.1 — 4.4, 4.8), 5 (пункты 5.5 — 5.10), 8 (пункты 8.2 — 8.4, 8.7).

(Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1033)2-2. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы.

Правила размещения». Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7), 6 (пункты 6.1, 6.4, 6.12, 6.13). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 г. Разделы 1, 4, 5 (пункты 5.1, 5.2.1, 5.3 — 5.20), 6 (пункты 6.1.1

Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» СП 10.13130.2009 (с изменениями №1) «Системы противопожарной защиты.

Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» СП 11.13130.2009 (с изменениями №1) «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» СП 12.13130.2009 (с изменениями №1) «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» СП 13.13130.2009 (с изменениями №1) «Атомные станции.

Требования пожарной безопасности» СП 14.13330.2014 (с изменениями №1) «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» СП 15.13330.2012 (с изменениями №2) «СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции» СП 16.13330.2017 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции» СП 17.13330.2017 «СНиП II-26-76 Кровли»

Минстрой России организует в установленной сфере деятельности:

  1. подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции и технологий, требования к которым не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которых зависят безопасность и надежность зданий и сооружений;
  2. определение подведомственного федерального государственного учреждения, уполномоченного на организацию и проведение работ по подтверждению пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения
  3. разработку в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании», проектов правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия;

Последний документ не предъявляет таких жестких требований к строительству дачных построек, которые не предназначены для постоянного проживания.

Для справки можно обратиться дополнительно к ФЗ №66

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»

.

ВНИМАНИЕ! Нормы указанные в СНиП 30-02-97 от 2001 года обязательны к исполнению, а требования в документе СП 11-106-97 представлены для ознакомления и соблюдаются по желанию. В настоящее время Налоговая служба ужесточила контроль за частным строительством. Без официальной регистрации и разрешения на возведение невозможно обживать купленный участок.

51 статья Градостроительного кодекса говорит о том, что бумаги следует получить на любой объект капитального строительства. Но, как правило, на участке несколько построек. Какие из них можно считать капитальными?

  1. Дом, в котором проживает семья.
  2. Гараж с фундаментом.
  3. Баня.

Разрешения не требуются при строительстве веранды, беседки, навеса и т.д.

«СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004»

Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:

1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.

2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:

  • Гражданский кодекс [1],ст. 721;
  • Закон о защите прав потребителей [2], ст. 7.

В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.

В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.

Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:

  1. Указом президента № 763 от 23.05.1996 [5], где в п.10 говориться, что нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию, не действуют.
  2. Перечнем стандартов и сводов правил [7], где указаны нормативы, обязательные к применению.

Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.

Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.

Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.

Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.

Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?

Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].

Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».

Т.к. стандартизация распространяется не на все объекты, а только на объекты стандартизации, нужно определить относятся ли к таким объектам отделочные работы в жилом помещении, которые производит бригада строителей. В законе [3] указано, что к объектам стандартизации относятся продукция (работы, услуги) ст. 2, п. 6.

Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])

Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.

На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).

Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2–в документе по стандартизации.

СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.

СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия»» имеет действующий статус по состоянию на 2021 год.

СП 72.13330 2016 статус на 2021 год

СП 72.13330.2016 «СНиП 3.04.03-85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии»» имеет действующий статус по состоянию на 2021 год.

СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» имеет действующий статус по состоянию на 2021 год.

СП 138.13330 2012 статус на 2021 год

СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» имеет действующий статус по состоянию на 2021 год.

  • включены в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень документов в области стандартизации, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», который является действующим;
  • включены в условия договоров;
  • отражены в проектной документации, получившей положительное решение экспертизы.

Богдашова Л.,

ксперт в области строительства


ВСН 004-88 Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация.
ВСН 01-89 Предприятия по обслуживанию автомобилей
ВСН 014-89 Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды
ВСН 21-77 Инструкция по проектированию отопления и вентиляции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий
ВСН 22-95 Указания на строительство тепловых сетей из труб с битумоперлитовой изоляцией
ВСН 25-09.66-85 Правила разработки проектов производства работ на монтаж автоматических установок пожаротушения и установок охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации
ВСН 25-09.67-85

Правила производства и приемки работ. Автоматические установки пожаротушения.

ВСН 42-85(р) Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий.
ВСН 59-97 Инструкция по установке кровельных фасонных деталей на кровлях
ВСН 60-89 Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий. Нормы проектирования.
ВСН 123-90 Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам

МГСН 4.02.-94 Дома-интернаты для детей-инвалидов
МГСН 4.03-94 Дома-интернаты для инвалидов и престарелых

ТСН 21-302-2000 (ТСН ПТ-99 МО) Требования по установке и применению автономных пожарных извещателей, устройств защитного отключения электроэнергии. Проектирование систем мусороудаления и автоматического пожаротушения мусоропроводов в жилых домах, общественных зданиях и на объектах коммунального хозяйства на территории Московской области.
ТСН 31-332-2006 Система региональных нормативных документов градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Территориальные строительные нормы. Жилые и общественные высотные здания.

Какой забор между соседями разрешено ставить законом? Обратимся к действующим правилам.

Новая редакция СНиП 30-02-97, введена в действие с 15.04.2020 Это свод правил, который регулирует планировку и застройку садоводческих территорий и носит рекомендательный характер.
До внесения изменений, СНиП не устанавливал высоту ограждения, а рекомендовал между соседями устанавливать заборы в виде сеток (решеток) с целью минимального затенения.

Требования к высоте забора теперь в СниПе прописаны (п.6.2):

«По периметру садовых участков рекомендуется устраивать сетчатое ограждение высотой 1,2-1,8 м. По письменному согласию соседей (согласованному с правлением СНТ) возможно устройство ограждений других типов или отсутствие ограждения.»

Помимо рекомендаций СНиПа, существуют уставы садоводческих товариществ, а также локальные акты местных органов власти. Эти документы уже носят предписательный характер.

Зачастую, СНТ, ОНТ, деревни, коттеджные поселки в своих местных уставах и актах опираются на общепринятые градостроительные нормы и правила. Эти местные правила касаются использования территорий общего пользования, а также устанавливают порядок по установке заборов, граничащих с дорогой и между соседними участками.
Чаще всего по Уставу СНТ устанавливаются следующие нормы:

  • Забор от соседей должен быть изготовлен из светопроницаемого материала (сетка-рабица);
  • Высота забора между соседями не должна превышать 1,8 метров.

По письменному обоюдному согласию владельцев смежных участков можно установить забор другой высоты и конфигурации.

Приобретая участок в собственность, прежде чем возводить ограждение, поинтересуйтесь какой высоты должен быть забор по правилам, установленным внутренними нормативами.

Если спор из-за высоты или материала забора все таки возник, для его разрешения необходимо:

  1. Попробовать урегулировать спор мирным путем, придти к обоюдному соглашению и общими силами решить проблему, ведь как ни крути — с соседями так или иначе еще придется общаться.
  2. Когда полюбовно разрешить вопрос не получается и соседи не идут на контакт , тогда приступаем к следующему шагу — ищем внутренние документы, обращаемся к председателю СНТ, или в местную администрацию для урегулирования спора. Обращение может быть как устным так и письменным. Просим содействия у местных органов власти.
  3. Если обращения в местные власти не дали результатов – остается суд. Однако, прежде чем обращаться в судебные органы следует тщательно подготовиться, собрать доказательную базу, чтобы приведенные доводы для вынесения решения были на вашей стороне, ведь большая часть положений свода правил носят рекомендательный характер, а в Уставе СНТ может быть не прописано четких правил по высоте заборов между соседями.

Забор от соседей – это важная часть вашего дальнейшего мирного сосуществования. Даже если ваши соседи не против сплошного высокого забора между участками, это не значит, что они никогда не продадут свою землю и не появится новый сосед, который может быть недоволен высотой забора и не потребует его убрать. Случаи бывают разные. Однако вам никогда не придется нести дополнительных расходов и моральных затрат, если установите забор с соблюдением действующих на момент установки норм и правил.

Перечень основных документов, необходимых для разработки, согласования и утверждения проектной документации по планировке и застройке территорий садоводческих (дачных) объединений, приведен в СП 11-106*.

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ (ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

5.5*. При въезде на территорию общего пользования садоводческого (дачного) объединения предусматривается сторожка, состав и площади помещений которой устанавливаются уставом садоводческого (дачного) объединения.

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет 1. Применяются ли нормы СНиП 30-02-97 к частным домам на территории города?

N 849 и введен в действие с 20 мая 2011 г. 5. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 53.13330.2010. Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

По согласованию с органами государственной противопожарной службы допускается для целей пожаротушения использовать естественные источники, расположенные на расстоянии не более 200 м от территорий садоводческих (дачных) объединений.

6.2* Индивидуальные садовые (дачные) участки, как правило, должны быть огорожены. Ограждения с целью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой 1,5 м. Допускается по решению общего собрания членов садоводческого (дачного) объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.

Строительные нормы и правила СНиП 30-02-97
«Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения»
(утв. постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.