Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль ЛНР в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Оборачиваемость запасов: как и зачем считать
225 0
Закон «О налоговой системе»
Этим налогом облагается производство или импорт подакцизных товаров:
- алкоголь и табачные изделия;
- электронные сигареты и жидкость для них;
- энергетики;
- нефтепродукты;
- легковые автомобили и автобусы;
- катера, яхты;
- импортируемые платина, золото, алмазы.
Для каждого вида товара своя акцизная ставка.
Налог на имущество платят физические и юридические лица, имеющие в собственности:
- здания (сумма зависит от местонахождения и площади);
- водный и воздушный транспорт (0,02 маната за 1 куб.см. двигателя или 1% от рыночной стоимости для транспорта без двигателя);
- основные средства предприятий и ИП (1% от стоимости).
Плательщиками земельного налога являются владельцы земельного участка (люди и предприятия) или те, у кого он находится в аренде. Начисляется ежегодно.
Ставка налога:
- По сельскохозяйственным землям – 2 маната за 100 квадратных метров.
- По сельскохозяйственным землям, которые не могут быть использованы по назначению или по которым есть справка от исполнительного органа власти – 0,06 маната за 1 балл. Баллы рассчитываются в зависимости от местонахождения, качества земельного участка, его использования.
- Для земель промышленного использования ставки 2-20 манат за 100 квадратных метров (зависит от площади и района).
- Для дачных участков, жилищного фонда – от 0,1 до 1,2 манат за 100 квадратных метров (зависит от площади и района).
Платят те, кто занимается добычей полезных ископаемых на территории Азербайджана.
Ставка зависит от вида полезного ископаемого:
- нефть – 26% от оптовой цены;
- природный газ – 20% от оптовой цены;
- рудные металлы – 3% от оптовой цены;
- минеральные воды – 10 манат за 1 кубический метр;
- драгоценные и полудрагоценные камни для украшений – 6 манат за 1 кубический метр;
- соль – 6 манат за 1 кубический метр;
- пиленый камень – 2 маната за 1 кубический метр;
- другие нерудные ископаемые (гипс, мрамор, щебень, песок и т.д) – 1 манат за 1 кубический метр.
Сколько в 2022 нужно платить ЕСВ предпринимателям в ЛНР
Плательщики – физические и юридические лица, которые освобождены от уплаты НДС, занимаются определенными видами деятельности или сумма операций в течение месяца или месяцев за последний год меньше 200000 манатов (превышение допускается для предприятий общественного питания).
- Ставка налога – 8% от объема выручки за текущий период (2% для некоторых категорий плательщиков).
- Упрощенный налог для тех, кто перевозит людей, грузы зависит от вида деятельности, территории.
- 6% платят организаторы лотерей, спортивно-азартных игр, 4% – продавцы билетов.
- Для организаций, сдающих в аренду земельные участки, рассчитываются свои коэффициенты.
- Фиксированную сумму в манатах платят ведущие, уборщики, сапожники, швеи и прочие.
Нахчыванская Республика является автономной. Все налоги, которые платят на ее территории, остаются в распоряжении местного бюджета.
К местным налогам относятся те, которые идут в муниципальный бюджет:
- земельный налог, который платят физические лица;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на прибыль организаций муниципальной формы собственности.
Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.
А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:
- рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
- рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
- итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.
Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.
Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года
Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2022 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.
К чему применяется / когда действует ставка
Размер ставки
Основная ставка (действует, если не оговорено иное)
20%, которые делятся таким образом:
- с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
- до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.
По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)
Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний
30%
Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении
20% полностью в федеральный бюджет
Некоторые доходы иностранных организаций
Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг
15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)
Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ
Дивиденды российской организации
13%
Доходы по депозитарным распискам
Отдельные доходы от аренды иностранных организаций
10%
Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ
0%
Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:
- если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
- если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2022 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2023 года.
Плательщиками налога на прибыль являются:
- российские компании;
- иностранные компании, которые получают доходы в РФ и работают через постоянные представительства.
Также налог на прибыль удерживают налоговые агенты — с доходов иностранных компаний, не открывавших в РФ представительств. К примеру, этими налоговыми агентами являются:
- российские юрлица;
- ИП.
Налог на прибыль не уплачивают:
- налогоплательщики, применяющие УСН и ЕСХН, т.к. они уплачивают другие налоги;
- резиденты «Сколково», поскольку их прибыль освобождена от налогообложения.
По налогу на прибыль юрлиц установлены необходимые и обязательные элементы, такие как:
- объект налогообложения;
- налогооблагаемая база;
- налоговый и отчетный периоды;
- ставки налога;
- правила исчисления сумм налога;
- порядок уплаты налога;
- сроки уплаты налога.
В отношении налога на прибыль установлены понятные правила его расчета и уплаты, а потому налогоплательщики имеют всю необходимую информацию для исполнения своей обязанности. На основании имеющихся сведений плательщики знают о том, какие суммы они должны заплатить, в какие сроки, каким образом и куда перечислить денежные средства.
Наиболее важные элементы по налогу на прибыль — это налогооблагаемая база и ставки налога. Компании могут применять разные тарифы к доходам, полученным от продажи своей продукции, перепродажи иных товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на возмездной основе. Если налоговая база одна и та же, то сумма налога может изменяться в зависимости от применяемой ставки по налогу на прибыль.
Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:
Момент
Комментарий
Объект
Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами
Налогооблагаемая база
Превышение доходов над расходами в денежном выражении
Налоговый период
Календарный год
Ставки
Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)
Исчисление платежа
Регламентирован гл. 25 НК
Правила уплаты
Авансы — ежемесячно или ежеквартально
За год — по окончании отчетного квартала
Сроки уплаты
Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода
За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом
Объект, облагаемый налогом на прибыль, различается в зависимости от того, кем он рассчитывается — или самим налогоплательщиком, или налоговым агентом.
Если рассматривать с позиции налогоплательщика, то объект — это разница между облагаемыми доходами и разрешенными расходами. Эта разница может быть как положительной, так и отрицательной.
Допустим, в компании облагаемые поступления от оказания услуг — 600 тыс. руб., а учитываемые расходы — 400 тыс. руб. Тогда разница между этими значениями положительная — 200 тыс. руб. Если же расходы будут больше 600 тыс. руб., тогда разница будет отрицательной.
Если рассматривать с позиции налогового агента, то он учитывает объект как поступления иностранной компании без представительства, которые получены ею из источников в РФ.
Доходы, которые подпадают под налог на прибыль, делятся на две группы — от реализации и внереализационные.
В качестве доходов от реализации учитываются поступления от продажи продукции, товаров, работ, услуг, имущественных прав.
В качестве внереализационных доходов учитываются полученные дивиденды, поступившие пени/штрафы и неустойки за нарушение условий договора, положительные курсовые разницы, арендные поступления, полученные проценты по кредитам/займам и банковским счетам/вкладам, списанная кредиторская задолженность и др.
Расходы по налогу на прибыль, как и доходы, подразделяются на две группы — от реализации и внереализационные.
В качестве расходов от реализации учитываются материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, прочие производственные и сбытовые затраты.
В качестве внереализационных расходов учитываются проценты к уплате, списанная дебиторская задолженность, отрицательные курсовые разницы, долги по пеням/штрафам и неустойке и др.
Налоги в Азербайджане в 2022 году
Налогоплательщик самостоятельно выбирает метод ведения учета для целей налогообложения:
- по кассовому методу;
- по методу начисления.
Различие между ними заключается в моменте и условиях признания доходов и расходов.
При методе начисления не обращают внимание на дату оплаты доходных или расходных операций. При кассовом методе приходные и расходные операции отражаются в учете на основании даты оплаты.
- С 01.01.2022 года от НДС освобождены организации общепита (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ, п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 38).
Важно: если организации общепита или ИП невыгодно применять эту льготу, то она или он вправе от нее отказаться.
Для применения освобождения необходимо выполнить ряд условий:
- сумма доходов за прошлый год не превышает 2 млрд руб.;
- не менее 70% этого дохода получено от оказания услуг общепитом;
- размер среднемесячных выплат работникам не должен быть ниже среднемесячной начисленной зарплаты в регионе — еще одно условие с 01.01.2024 года.
- От НДС освобождена реализация медизделий. Регистрационное удостоверение в налоговый орган можно представлять и позже установленного ранее срока — 31.12.2021 г. Закон № 382-ФЗ отменил ограничение по дате с момента опубликования Закона, т.е. с 29.11.2021 года.
- С 01.01.2022 года упрощен порядок учета в расходах затрат на санаторно-курортное лечение. Можно учесть в расходах по налогу на прибыль оплату путевок, если договор заключен не только с туроператором или турагентством, но и напрямую с санаторием. Прежнее условие сохраняется только в отношении турпутевок. Работодатель вправе будет относить на расходы компенсацию затрат на санаторно-курортное лечение родителям, супругам, детям работников (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).
- С 01.01.2022 года скорректированы правила начисления амортизации.
При реконструкции начинает действовать правило при достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении и т.п.:
- первоначальная стоимость ОС меняется независимо от размера остаточной стоимости ОС. Если после реконструкции, модернизации, техперевооружении первоначально установленный срок полезного использования имущества не увеличился, то применяется принятая ранее норма амортизации (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).
- Действующее 50%-ное ограничение на перенос убытков прошлых лет продлено с 31.12.2021 года до конца 2024 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).
- В доходах при расчете налога на прибыль не учитываются любые коронавирусные субсидии, полученные из федерального или регионального бюджета субъектами малого и среднего предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Условие освобождения субсидий от налогообложения: организации на дату получения субсидии должны быть включены в единый реестр МСП или относиться к СОНКО. Норма действует с 01.01.2021 года.
Ранее в доходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались любые коронавирусные субсидии, полученные налогоплательщиками, которые включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года, если они ведут деятельность в отраслях, пострадавших от коронавирусной инфекции.
- За физических лиц налоговая инспекция с 01.01.2022 года будет передавать работодателю — налоговому агенту уведомление о праве на социальный и имущественный на вычет (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).
- Новый социальный вычет на физкультурно-оздоровительные услуги физлица смогут впервые применить к доходам за 2022 год (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).
- Расчет НДФЛ при оплате путевок корректируется:
- компенсация стоимости первой путевки (если их было несколько) не облагается НДФЛ даже при условии учета их в расходах по налогу на прибыль;
- при освобождении от НДФЛ компенсации стоимости путевок возрастной критерий детей повышается с 16 лет до 18 лет (24 года — для учащихся по очной форме обучения) (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).
- От налога освобождается доход от продажи жилья многодетными семьями независимо от срока нахождения имущества в собственности при соблюдении ряда условий. Например, если в этом же году либо до 30 апреля следующего было приобретено новое жилье. Этот порядок распространяется на весь 2021-й и последующие годы (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).
- Не облагаются налогом коронавирусные выплаты работникам, такие как, например, субсидии в размере не более 12 792 руб. за установленные нерабочие дни в октябре и ноябре 2021 года. Эти выплаты также не облагаются страховыми взносами. Норма действует с начала 2021 года (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Подборка приказов и ключевых писем (за ноябрь 2021 года) 610.1 КБ
Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.
Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.
Кто будет рассчитывать налоговую базу:
- плательщик (компания, ИП);
- налоговая инспекция;
- банки;
- операторы фискальных данных.
Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.
Вы вкладываете много сил и средств в собственный бизнес. А Совкомбанк позаботится о том, чтобы финансирование дела приносило выгоду. Уже знаете точную сумму? Рассчитайте ее онлайн на калькуляторе и заполните онлайн-заявку на кредит для бизнеса.
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр Традиционная упрощенка Новый проект Ставка 6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов
8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата
8% от доходов,
20% от доходов минус расходы
Минимальные отчисления 1% 3% Штат До 130 чел. До 5 чел. НДФЛ 13%
15% (ведет бухгалтерия)
— Доходный максимум 200 млн руб. 60 млн руб. Льготы от регионов Есть Нет Расходы Закрытый перечень Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ Как можно уменьшить взносы При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор Снижается торговый сбор Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
- В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
- ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
- Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
- Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.
С 1 января 2022 г. дополнен пункт 3 (введен подпункт 38) ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и теперь организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение от уплаты НДС при одновременном выполнении двух условий[1]:
1) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов таких организации или ИП не превысила в совокупности 2 млрд руб.;
2) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70 %.
Есть и третье условие освобождения от НДС, которое станет обязательным только с 1 января 2024 г.: среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за налоговый период по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.
Итак, от уплаты НДС освобождаются организации, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Услугами общественного питания не признается:
• реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) розничной торговли;
• реализация продукции общественного питания организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность;
Если организация создана или государственная регистрация физического лица в качестве ИП осуществлена в течение 2022 или 2023 г., они вправе применить освобождение в налоговых периодах соответствующего календарного года, в котором создана организация или осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве ИП, без ограничений, т. е. не имеет значения размер дохода (ограничение в 2 млрд руб.) и доля дохода от услуг (ограничение в 70 %).
Налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от налогообложения. Для этого ему нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ). В этом случае организация-общепит начисляет НДС при оказании услуг и заявляет к вычету «входной» НДС.
Обратите внимание:
• организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через собственные отделы кулинарии физическим лицам, вправе в 2022 г. применять освобождение от НДС при условии, что в 2021 г. сумма ее доходов не превысила в совокупности 2 млрд руб. и удельный вес доходов от реализации произведенных кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания через собственные отделы кулинарии физическим лицам в общей сумме доходов составил не менее 70 %[2];
• если организации общепита торгуют покупными товарами через вендинговые аппараты, то по таким товарам применять льготу по НДС нельзя[3], так как на основании одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат)[4]: нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.
В некоторых случаях при продаже товаров НДС нужно считать не с цены реализации, а с разницы между ценой покупки и ценой реализации, т. е. межценовой разницы. В перечень товаров, по которым НДС начисляется на межценовую разницу, добавили электронную и бытовую технику[5].
Виды электронной и бытовой техники закреплены в Постановлении Правительства РФ[6]:
• компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата;
• машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных;
• аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей;
• холодильники бытовые;
• морозильники бытовые;
• машины стиральные бытовые;
• пылесосы бытовые.
С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].
От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.
Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).
[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.
[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.
[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».
[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).
А. Н. Дубоносова,
зам. управляющего директора по экономике и финансамМатериал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.
Подоходный налог в ДНР, как и в России, составляет 13%. Он взимается с зарплат официально трудоустроенных на территории республики. С пенсий и иных социальных пособий отчисления не происходят.
Нотариусы обязаны удерживать по 5% от суммы сделки при продаже недвижимости, автотранспорта и перед вступлением в наследование.
Подоходное обложение рассматривается властями ДНР как главный бюджетообразующий сбор.
При данной системе налогообложения платить придется только за патент и обязательную страховку. Сумма умножается на количество занятых на предприятии.
Система предусмотрена для плательщиков с годовых доходом до 1 млн. руб. Если прибыль повысится, предприятие автоматически переводится на обычные фискальные условия. Исключение составляют только поставщики сельскохозяйственной продукции в ДНР.
Стать патентным налогоплательщиком не имеют право:
- продавцы ГСМ (в сосудах менее 20 л);
- спиртного и табака;
- лекарств;
- занятые в общепите.
В систему могут входить только физлица со статусом и лицензией предпринимателя.
Упрощенный порядок обложения характеризуется меньшим бумагооборотом и сниженной нагрузкой. Однако плательщики ограничены в возможностях развития предприятия.
Патентное обложение хорошо тем, что сумма налога является низкой. Однако из-за ограничений такую систему выбирают в основном индивидуальные перевозчики и рыночные торговцы. Данная категория отталкивает запретом на реализацию спиртного и табака – весьма прибыльных товаров.
В целом то, какие налоги платят в ДНР и как организована сама фискальная система республики, мало отличается от тех порядков, которые были при Украине.
Изменения в НК РФ с 2022 года, о которых нужно знать бухгалтеру
Важным фактором является порядок внесения в городской бюджет различных сборов. Уплата налогов осуществляется не позднее окончания предельной даты, установленной в Законе.
Правила подачи отчетности
Декларация составляется и предоставляется ежемесячно. Просроченная уплата налогов ДНР предусматривает штрафные санкции – до 50% от невнесенной суммы. Также за неподанную декларацию придется отдать в казну республики 10% от задекларированного сбора. По сравнению с Украиной это не очень высокая сумма.
Налоговое законодательство ДНР во многом копирует украинскую систему. На 2022 г. можно с уверенностью сказать, что действующая фискальная система является упорядоченной, сравнительно прозрачной и стабильно исполняет свою основную функцию – наполняет бюджет республики. Это позволяет властям выполнять свои социальные обязательства перед гражданами.
Льготные ставки по налогу на прибыль установлены для участников свободной экономической зоны (СЭЗ). В силу п. 1.7 ст. 284 НК РФ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена для них в размере 0 % в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором согласно данным налогового учета была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в СЭЗ.
Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ, может устанавливаться законами Республики Крым и Севастополя в размере от 0 до 13,5 % в зависимости от вида осуществляемой деятельности в СЭЗ в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ. При этом указанная ставка применяется в течение периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Таким образом, нулевая ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, должна применяться в 2022 году любым участником СЭЗ, удовлетворяющим условиям, предусмотренным Федеральным законом № 377-ФЗ.
Что касается региональных ставок, например, согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» для участников СЭЗ, включенных в единый реестр участников СЭЗ с 01.01.2019, ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Крым, в течение действия договора об условиях деятельности в СЭЗ, установлена в размере 6 %. Но она применяется только по видам осуществляемой деятельности в СЭЗ, указанным в приложении к названному закону. По иным видам осуществляемой деятельности в СЭЗ участники СЭЗ, включенные в единый реестр участников СЭЗ с 01.01.2019, должны были сразу применять обычную ставку в размере 13,5 % при уплате налога в бюджет Республики Крым.
А вот для участников СЭЗ, включенных в единый реестр участников СЭЗ до 01.01.2019, была установлена ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, с момента включения в единый реестр участников СЭЗ в следующих размерах (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым № 61-ЗРК/2014):
-
2 % – в течение первых трех последовательных налоговых периодов;
-
6 % – с четвертого по восьмой налоговые периоды;
-
13,5 % – с девятого налогового периода.
Понятно, что в 2021 году такие участники могли применять только ставку в размере 6 %, поскольку первые три налоговых периода к этому году у них у всех уже истекли, а девятый еще не мог наступить. Но с 01.01.2022 и для названных участников СЭЗ применяются ставки по налогу на прибыль в размере, указанном в ч. 2 ст. 2 обозначенного закона. То есть они продолжат применять ставку в размере 6 % и в 2022 году, но только по тем видам деятельности, которые приведены в приложении к Закону Республики Крым № 61-ЗРК/2014. По иным видам деятельности им придется перей-
ти на ставку 13,5 %.Для участников СЭЗ, зарегистрированных в Севастополе, до сих пор все было просто. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС ставка по налогу на прибыль, подлежащему к зачислению в бюджет Севастополя от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливалась с момента внесения в единый реестр участников СЭЗ участника СЭЗ в следующих размерах:
-
2 % – в течение трех лет;
-
6 % – с четвертого по восьмой годы;
-
13,5 % – с девятого года.
То есть в 2021 году кто-то из севастопольских участников СЭЗ еще применял ставку в размере 2 %, а кто-то (очевидно, большинство) – 6 %. Этот порядок для них сохранится и в 2022 году.
Закон г. Севастополя от 14.12.2021 № 677-ЗС внес коррективы в отношении применения ч. 3 ч. 3 ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС: оно усложнится с 01.01.2023. Причем соответствующий законопроект предполагал, что поправки начнут применяться уже с 01.01.2022, для чего севастопольские законодатели должны были его принять до 01.12.2021. Сделать этого они не успели, и те положения, которые планировались к внедрению с 01.01.2022, начнут действие с 01.01.2023.
Прежде всего будет установлено (сформулировано), что специальные ставки будут применяться в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ. Но прежняя градация ставок сохранится отчасти для тех участников СЭЗ, которые получили этот статус до 01.01.2023. Единственная разница для них: ставку в размере 6 % они смогут применять и с девятого года после внесения в единый реестр участников СЭЗ, если осуществляют в СЭЗ следующие виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2: 01 (за исключением 01.7), 03, 10, 11, 13, 14, 16, 21, 22, 23.1, 25–31, 33, 36–38, 50, 52, 55, 61–63, 72, 85–88, 93.
В соответствии с п. 3 ст. 346.20 НК РФ законами Республики Крым и г. Севастополя ставка по единому налогу при УСНО могла быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков, но на налоговые периоды не позднее 2021 года.
Поэтому согласно ч. 1 ст. 2-1 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014 в 2021 году в республике по налогу, уплачиваемому при применении УСНО, действовали ставки:
-
4 % – если объектом налогообложения являются доходы;
-
10 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Тем не менее Законом Республики Крым от 24.11.2021 № 234-ЗРК/2021 действие данных ставок продлено на 2022 год. Очевидно, для этого крымские законодатели воспользовались абз. 2 п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 346.20 НК РФ. Данные нормы допускают, что законами субъектов РФ могут быть установлены ставки в пределах от 1 до 6 % (объект налогообложения «доходы») и в пределах от 5 до 15 % (объект налогообложения «доходы минус расходы»), правда, в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Получается, что крымские законодатели установили теперь такие ставки для всех категорий налогоплательщиков.
Напомним, что в силу ст. 2-3 Закона Республики Крым № 59-ЗРК/2014 в отношении организаций, которые с 01.01.2021 перестали быть плательщиками ЕНВД в связи с прекращением применения положений гл. 26.3 НК РФ и перешли на УСНО, устанавливаются следующие ставки в период 2021–2022 годов:
АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса
В соответствии со ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН равна в общем случае 6 %. Но законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 % для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от разных параметров. Очевидно, в связи с этим для налогоплательщиков Крыма и Севастополя специальных льготных ставок не устанавливалось.
В 2022 году продолжит свое действие Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014, согласно которому ставка по ЕСХН в регионе составляет 4 % (ограничений по сроку действия этого закона пока не установлено).
Аналогичная ставка по этому налогу в общем случае действовала в 2021 году и в Севастополе (ч. 2.1 ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС). Законом г. Севастополя № 677-ЗС действие обозначенной нормы продлено на 2022 год.
В таком же порядке продлено на 2022 год и действие ч. 2.2 ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС. В соответствии с ней применяется ставка по ЕСХН в размере 1 %, если сельскохозяйственный товаропроизводитель производит:
-
клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукцию закрытого грунта;
-
кормовые культуры полевого возделывания, продукцию кормопроизводства прочую;
-
продукцию скотоводства;
-
продукцию свиноводства;
-
продукцию овцеводства и козоводства;
-
продукцию птицеводства;
-
продукцию коневодства, ослов и мулов (включая лошаков);
-
продукцию кролиководства;
-
продукцию рыбоводства, пчеловодства, шелководства, искусственного осеменения;
-
продукцию рыбную пищевую товарную.
При этом доля доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации указанной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять за налоговый период не менее 70 %.
Согласно п. 1 ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка для предпринимателей на ПСНО в общем случае составляет 6 %. Но в соответствии с п. 2 этой же статьи законами Республики Крым и города Севастополя ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков до 4 %, в том числе в 2021 году, но не далее.
В Крыму именно такая ставка и была установлена для предпринимателей на ПСНО Законом Республики Крым от 29.12.2014 № 62-ЗРК/2014. Но на 2022 год крымские законодатели не стали продлевать этот закон. Он вообще с 01.01.2022 отменен специальным Законом Республики Крым от 08.12.2021 № 239-ЗРК/2021.
Таким образом, в 2022 году крымские предприниматели на ПСНО применяют ставку в размере 6 %.
Аналогичная ситуация сложилась в отношении севастопольских налогоплательщиков: Законом г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС для них была установлена ставка в размере 4 %, но это положение также не продлено.
Кроме того, исходя из ст. 2 Закона г. Севастополя от 25.10.2017 № 370-ЗС на основании п. 3 ст. 346.50 НК РФ на территории Севастополя установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного закона (01.01.2018), применяющих ПСНО и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной и социальной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций» для республиканских налогоплательщиков-организаций ставка по налогу на имущество установлена в размере 1,5 %, если в отношении данного имущества налог исчисляется не в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, то есть не по кадастровой стоимости. Эта же ставка будет применяться и в 2022 году.
Кроме того, на основании ст. 5 указанного закона авансовые платежи по налогу в республике в 2021 году подлежали уплате за отчетный период не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налог надо было уплатить по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Законом Республики Крым от 27.10.2021 № 219-ЗРК/2021 сроки уплаты авансовых платежей и налога изменены. Указано, что теперь они соответствуют тем, которые отражены в ст. 383 НК РФ. А данная статья в редакции, действующей с 01.01.2022, предусматривает, что налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть теперь данные сроки регулируются на федеральном уровне.
В силу ст. 399 НК РФ в городах и районах Крыма налог на имущество физических лиц введен представительными органами этих муниципальных образований. Они же установили в своих пределах ставки по налогу, особенности определения налоговой базы и льготы по налогу. Причем в соответствии с Законом Республики Крым от 05.11.2019 № 8-ЗРК/2019 с 01.01.2020 данный налог на территории республики исчисляется по кадастровой стоимости. С той же даты индивидуальные предприниматели региона уплачивают и налог на имущество наряду с организациями сообразно положениям ст. 378.2 НК РФ, если принадлежащая им недвижимость включена в перечень, опубликованный минимуществом Республики Крым. В этой части в 2022 году ничего не изменилось.
Похожие записи: