Паямятка трудоустройства инвалидов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паямятка трудоустройства инвалидов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Требования сдавать отчетность в центры занятости установлены в нескольких документах.

  1. Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
  • сведения о применении процедуры банкротства,
  • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  • О сокращении персонала работодатели обязаны отчитываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (с изменениями и дополнениями). Отчетность для работодателей предусмотрена пунктами 4 и 5 этого постановления.
  • Работодатели не менее чем за три месяца обязаны представить в службу занятости информацию о массовых увольнениях по форме, утвержденной в приложении №1 вышеуказанного постановления и за два месяца — сведения о сокращении по форме согласно приложению № 2.

    Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 486 (в ред. постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401) обязывает работодателей предоставлять сведения о в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» через «Личный кабинет работодателя» не позднее рабочего дня, следующего за днем появления либо закрытия вакансий.

    Скачать таблицу Отчетность в центр Занятости для организации и ИП с работниками

    Работодателей обяжут фактически трудоустраивать инвалидов для выполнения квоты

    Виды отчетов в центр занятости

    Периодичность

    Основание

    Утверждённая форма

    О наличии свободных мест и вакантных должностей

    Ежемесячно

    пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

    приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

    О количестве работающих инвалидов

    Ежемесячно

    пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

    приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

    О предстоящих сокращениях

    За 2 месяца, при массовом сокращении за 3 месяца

    Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99

    Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401

    Приложение № 1 и № 2 постановления № 99

    О введении неполного рабочего времени

    В течение трех рабочих дней

    пункт 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения»

    приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

    О ликвидации организации или банкротстве

    За два месяца

    пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

    Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401

    приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

    О приостановке производства

    В течение трех рабочих дней

    пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»

    приказ Минтруда России от 26 января 2022 г № 24

    О вакансиях: открытие и закрытии.

    Ежемесячно

    пункт 3.2 в статьи 25 Закона № 1032-1

    нет

    О потребностях в работниках, условиях их привлечения, наличии свободных рабочих мест для работы инвалидов размещать информацию на сайте «Работа в России»

    По мере наличия вакансий

    пункт 3.2 в статьи 25 Закона № 1032-1

    Уведомление о приеме на работу соискателя, направленного сайтом «Работа в России»

    В пятидневный срок

    пункт 5 в статьи 25 Закона № 1032-1

    Отчетность можно сдавать в центр занятости лично, курьером, по почте, электронно на сайте Минтруда – через портал «Работа в России».

    Но, большинство организаций с 2022 года обязаны отчитывать только в электронном формате через портал «Работа в России».

    Это те же организации, которым вменили в обязанность размещать на госсайте вакансии. То есть, это независимо от формы собственность, все организации, у которых:

    • среднесписочная численность работников превышает 25 человек;
    • в уставном капитале есть доля государства.

    Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном ТК РФ порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

    При этом оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

    Отчеты в центр занятости в 2022 году: на один стало больше

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2334) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов (далее — методические рекомендации).

    2. Департаменту занятости населения (С.М. Нечаева) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Блинову.

    Министр М. Топилин

    1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях методологического обеспечения разработки и реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов.

    2. Настоящие методические рекомендации содержат основные подходы к разработке мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах (далее — меры), и определению численности инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве.

    3. Настоящие методические рекомендации определяют показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, источники получения данных и порядок их расчета.

    4. В целях создания условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются программы (комплексы мер, планы мероприятий), утверждаемые в установленном в субъекте Российской Федерации порядке (далее — региональные программы), включающие следующие направления:

    квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов;

    создание условий для трудоустройства инвалидов на инклюзивном рынке труда;

    развитие центров содействия в трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования;

    взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах;

    организация взаимодействия с частными агентствами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов;

    развитие частно-государственного партнерства по вопросам трудоустройства инвалидов;

    организация взаимодействия с общественной палатой субъекта Российской Федерации по вопросам трудоустройства инвалидов;

    проведение социологических опросов в целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве;

    содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов;

    предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения;

    содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

    организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с учреждениями медико-социальной экспертизы и органами социальной защиты населения с целью реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в части профессиональной реабилитации инвалида;

    информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройству инвалидов.

    Разработка региональной программы в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах) не предусмотрена реализация указанных мероприятий.

    5. Региональная программа разрабатывается на срок не менее трех лет. Срок реализации региональной программы ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа на следующий срок, не менее трех лет.

    6. Меры реализуются в отношении незанятых инвалидов, численность которых определяется по данным Пенсионного фонда Российской Федерации на основании федерального статистического наблюдения по форме № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий», утвержденной приказом Росстата от 19 января 2010 г. № 64 «Об утверждении статистического инструментария для организации Пенсионным фондом Российской Федерации федерального статистического наблюдения за численностью пенсионеров и суммами назначенных им пенсий».

    7. Оценка эффективности реализации мер проводится по следующим показателям:

    уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста;

    удельный вес квотируемых рабочих мест, занятых инвалидами, в общем количестве рабочих мест в пределах установленной квоты приема инвалидов на работу;

    численность инвалидов, получивших услуги по сопровождению при трудоустройстве и обучении;

    уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы;

    удельный вес численности безработных инвалидов, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости более 1 года, в численности безработных инвалидов, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости;

    уровень достижения целевого показателя по численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

    удельный вес численности инвалидов, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на оборудованных (оснащенных) рабочих местах, в общей численности инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) рабочие места;

    удельный вес ликвидированных рабочих мест в общем количестве рабочих мест, созданных (оснащенных) для инвалидов в предыдущие периоды;

    удельный вес численности инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в общей численности инвалидов, трудоустроенных при содействии органов службы занятости.

    8. Оценка эффективности реализации мер проводится методом сравнительного анализа значений показателей в отчетном году со значениями показателей в предыдущем году или с целевым значением.

    Показатели оценки эффективности мер, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

    9. Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о реализации мер направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, до 15 марта года, следующего за отчетным.

    10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 1 апреля текущего года, осуществляет подготовку и направление в Правительство Российской Федерации доклада о реализации мер.


    Регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на повышение занятости инвалидов.

    Соответствующие программы (комплексы мер, планы мероприятий) включают, в частности, следующие направления: квотирование рабочих мест для инвалидов, создание условий для их трудоустройства на инклюзивном рынке, развитие частно-государственного партнерства в данной сфере, проведение социологических опросов, информирование населения.

    Региональная программа разрабатывается на срок от 3 лет. Срок ее реализации ежегодно пролонгируется на 1 год или по его окончании принимается новая программа.

    Меры реализуются в отношении незанятых инвалидов, численность которых определяется по данным ПФР.

    Приведены показатели оценки эффективности выполнения мер.

    Доклады глав регионов о реализации мер направляются в Минтруд России до 15 марта года, следующего за отчетным.

    Министерство, в свою очередь, ежегодно до 1 апреля направляет свой доклад в Правительство РФ.

    Минтруд изменил учет выполнения работодателями квот на трудоустройство инвалидов

    В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

    • установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

    • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

    • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

    • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

    • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

    • организации обучения инвалидов новым профессиям.

    Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен новой статьей, которая определяет порядок установления для работодателей квоты для приема на работу инвалидов (ст. 13.2) и будет действовать с 01.03.2022.

    Как и по действующим правилам, размер квоты будет зависеть от численности работников. Цифры останутся прежними:

    • если численность работников превышает 100 человек, квота устанавливается от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников;
    • если численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, квота устанавливается в размере не более 3 процентов от среднесписочной численности работников.

    Конкретный размер квоты определяется законодательством субъекта РФ.

    Уточняется, что при расчете размера квоты нужно учитывать среднесписочную численность работников организации или ИП, но без учета работников филиалов и представительств работодателя, которые расположены в других субъектах РФ. Среднесписочная численность определяется в соответствии с указаниями, утв. приказом Росстата от 27.11.2019 № 711. Подробнее о правилах расчета читайте в статье.

    Обособленные подразделения организации (филиалы и представительства) также должны рассчитать квоту для трудоустройства инвалидов отдельно от головной организации. При расчете они должны применять законодательство того субъекта РФ, в котором они расположены. Размер квоты зависит от среднесписочной численности работников филиала или представительства.

    В среднесписочную численность для расчета квоты по-прежнему не нужно включать работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам спецоценки.

    Напоминаем, что согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

    • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах;
    • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
    • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    С 01.01.2022 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»2 будет дополнен ст. 15.2 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Новая норма касается ответственности работодателя за непредставление или несвоевременное представление сведений в ФСС РФ. В частности:

    • штраф за непредставление или несвоевременное представление документов в фонд будет составлять 200 рублей за каждый документ;
    • за непредставление / несвоевременное представление информации, необходимой для назначения и выплаты пособия, штраф существенно выше – ​5000 рублей за каждый выявленный случай;
    • еще один штраф установлен за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, если это повлекло несение дополнительных расходов ФСС РФ, – ​штраф в размере 20% от суммы расходов, но не менее 1000 и не более 5000 рублей.

    Сейчас Законом № 255‑ФЗ установлена ответственность ст. 15.1 только за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. В ч. 2 статьи говорится о том, что если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, то виновные лица должны возместить страховщику причиненный ущерб.

    Напомним, что в настоящее время действует еще и ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»3 , устанавливающая ответственность работодателей в части нарушения правил представления расчета по страховым взносам. Согласно ей, за нарушение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов грозит штраф 200 рублей. За нарушение срока его представления – ​в размере 5% суммы страховых взносов за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый месяц с даты, когда он должен был быть представлен, но не более 30% от этой суммы и не менее 1000 рублей.

    С 01.01.2022 немного изменятся правила оплаты дополнительного отпуска при производственной травме или профессиональном заболевании10 .

    Связанный материал Суды о предоставлении дополнительных отпусков № 08 / 2021

    См. статью «Суды о предоставлении дополнительных отпусков» в № 8’ 2021

    Согласно подп. 10 п. 2 ст. 17 Закона № 125‑ФЗ работодатель обязан предоставлять сотруднику, который нуждается в санаторно-курортном лечении из-за производственной травмы, профессионального заболевания, дополнительный оплачиваемый отпуск на весь период лечения, включая проезд к месту лечения и обратно.

    По новым правилам за 2 недели до даты начала допотпуска работодатель должен направить в ФСС РФ сведения о застрахованном лице, сведения из приказа о предоставлении отпуска, расчет размера оплаты отпуска, сведения о способе получения оплаты отпуска работником. Форма предоставления этих сведений будет утверждена дополнительно ФСС РФ.

    Сам отпуск оплачивается фондом в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об оплате в размере среднего заработка работника.

    С 01.03.2022 женщины смогут работать в авиационной отрасли (авиационным механиком, инженером по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов и др.)11.

    Также уточнены конкретные профессии, по которым не могут работать женщины при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования. К ним относятся: котельщик; токарь на ручных токарно-давильных станках; чеканщик на работах ручным пневматическим инструментом; слесарь по монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад; слесарь-ремонтник, занятый монтажом и обслуживанием технологического оборудования и ремонтом нефтепромыслового оборудования; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый обслуживанием и ремонтом технологического оборудования.

    Кроме этого, исключено положение о необходимости подтверждения безопасности условий труда заключением государственной экспертизы (при желании женщин работать в запрещенных профессиях). Теперь будет достаточно результатов специальной оценки условий труда.

    В целом срок действия перечня работ, на которых ограничен труд женщин, установлен до 01.03.2028.

    Связанный материал Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция № 11 / 2018

    См. статью «Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция» в № 11’ 2018

    С 01.03.2022 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен ст. 13.2. Согласно ей работодатели обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов в соответствии с установленной квотой12 :

    Связанный материал Квотирование рабочих мест для инвалидов № 08 / 2014

    См. статью с образцами документов «Квотирование рабочих мест для инвалидов» в № 8’ 2014

    • если работников более 100 человек, то квота составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
    • если число работников от 35 до 100, то квота – ​до 3%.
    • Конкретный размер будет устанавливаться законом субъекта РФ.

      При определении среднесписочной численности работников не учитываются:

      • работники, занятые в филиалах и представительствах, расположенных в других регионах;
      • работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным.

      При этом филиалы и представительства должны соблюдать квоту отдельно по своей численности работников.

      Обязанность работодателя по соблюдению квоты будет считаться выполненной только при заключении трудового договора с инвалидом. Если до вступления в силу данных законодательных изменений изменений можно организовать рабочие места для инвалидов только в штатном расписании формально, то с марта следующего года нужно будет реально оборудовать рабочие места и трудоустраивать таких граждан. Обращаем внимание, что за несоблюдение квоты приема на работу инвалидов к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ могут привлечь должностное лицо работодателя. Штраф составит от 5000 до 10 000 рублей.

    Новая редакция раздела Х ТК РФ, который касается охраны труда, вступает в силу с 01.03.2022. Большинство изменений направлены на обеспечение безопасности рабочих мест и привлечение работников к реализации положений об охране труда. Выделим наиболее интересные новшества.

    1. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда 4-го класса (новая статья 214.1 ТК РФ). Если по результатам спецоценки условия труда отнесены к 4-му классу опасности, руководитель работодателя обязан выполнить следующие действия, показанные в схеме.

    Март

    • Январь
    • Февраль
    • Март
    • Апрель
    • Май
    • Июнь
    • Июль
    • Август
    • Сентябрь
    • Октябрь
    • Ноябрь
    • Декабрь

    Совет Федерации одобрил изменения в закон о занятости. Благодаря новым нормам, центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Кроме того, изменения в закон о занятости позволят выстроить работу центров занятости согласно единому федеральному стандарту.

    «Дистанционный и максимально простой формат предоставления услуг сегодня востребован гражданами. Поправки в закон о занятости позволят перевести в электронный формат услуги, связанные с регистрацией в центрах занятости и поиском работы, на постоянной основе. Еще одна крайне важная новация связана с гарантиями для граждан с инвалидностью. После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью», — отметил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

    До начала пандемии услуги центров занятости предоставлялись исключительно в очном режиме. В апреле прошлого года был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Законом такой формат вводится на постоянной основе. При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью потребуется единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем. При этом принятие закона не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости — гражданин сможет обращаться за помощью в удобном ему формате.

    Напомним, для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в пределах 3% среднесписочной численности работников. Теперь с вступлением нового закона такая квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

    Кроме того, законом закрепляется статус портала “Работа в России” как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. Сейчас работодатели должны ежемесячно представлять в службу занятости информацию о вакансиях на бумажном носителе или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

    Изменения также закрепляют обязанности центров разделять потоки граждан, которые обращаются в центры занятости для поиска работы, в зависимости от их мотивации. Это обеспечит адресный подход к каждому соискателю при формировании для него индивидуального плана мероприятий.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Так, обязанность для работодателей предоставлять сведения в том числе о вакансиях через портал «Работа в России», а для центров занятости предоставлять услуги по единому стандарту вводится с 1 января 2022 года. Новые требования к квотированию рабочих мест для инвалидов вступят в силу с 1 марта 2022 года.


    Центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Работа центров занятости будет выстроена по единому федеральному стандарту.

    Закрепляется статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости.

    Изменения вступили в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений. Обязанность для работодателей предоставлять сведения через портал «Работа в России», а для центров занятости предоставлять услуги по единому стандарту вводится с 1 января 2022 г. Новые требования к квотированию рабочих мест для инвалидов вступят в силу с 1 марта 2022 г.

    По данным Росстата, больше всего инвалидов живет в Центральном федеральном округе. Здесь самая большая численность населения, соответственно и число инвалидов больше. Меньшее количество инвалидов отмечено в Приволжском федеральном округе. Далее идет Северо-Западный федеральный округ, где главенствует Санкт-Петербург. Наименьшее количество на Дальнем Востоке. А в Чукотском автономном округе таких людей менее двух тысяч.

    Регионы отличаются не только по числу инвалидов, но и по тем условиям, которые могут им обеспечить. Последний рейтинг регионов с наиболее доступной социальной инфраструктурой для таких людей составили в Минтруде еще до пандемии, в 2018 году.

    Согласно этим данным, наиболее комфортно жить инвалидам в Липецкой области, где 96,6 процента объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры доступны для лиц с ограниченными физическими возможностями.

    Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

    Помимо перечисленных выше льгот, которые вступили в силу с 2022 года, людям с инвалидностью положены другие привилегии.

    Льготы в сфере труда

    Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, продолжительность рабочей недели может составлять не более 35 часов. Для всех инвалидов независимо от группы инвалидности установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней в год, а также предоставляется отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году.

    Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем

    в случае оформления в установленном ТК РФ порядке трудовых отношений с инвалидами

    в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

    При этом оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

    • 0
    • 62
    • 42
    • 502
    • 2 057 485
    • 836 726
    • 804
    • 132
    • 8 657

    Также инвалид имеет право зарегистрироваться в центре занятости в качестве безработного. При регистрации гражданин предъявляет:

    Граждане Документы
    Ранее работавшие паспорт
    трудовая книжка
    документы, удостоверяющие образование (квалификацию
    справки о средней зарплате за 3 предыдущих месяца на последнем месте работы по форме Минтруда
    ИПРА
    Впервые ищущие паспорт
    документ об образовании
    ИПРА

    Важно! Гражданин считается безработным при отсутствии подходящей работы в течение 10 с даты регистрации для поиска подходящей работы.

    В России действует программа стимулирования мобильности граждан, по которой можно получить материальную помощь при переезде. Условиями участия являются:

    • помощь на переезд 1 работника составляет 225 тыс. руб.
    • средства направлены на компенсацию проезда, оплату жилья и на другие направления в зависимости от региональной программы
    • заключение трудового договора более 3 лет
    • осуществляется контроль за выполнение работодателем условий предоставления помощи
    • граждане привлекаются из регионов. которые не особо нуждаются в трудовых ресурсах
    • при расторжении трудового договора по собственному желанию работника до 3 лет с даты заключения работник возмещает сумму помощи в полном размере

    Отношения работника и работодателя должны быть оформлены для подтверждения непосредственно трудовых в следующем порядке:

    Документ Основание
    Трудовой договор в письменной форме — паспорт

    — трудовая книжка, кроме впервые трудоустраивающихся или по совместительству

    — СНИЛС, ИНН

    — документы воинского учета

    — документ об образовании или о квалификации

    — ИПРА

    Приказ о приеме на работу заключенный трудовой договор
    Запись в трудовой книжке приказ о приеме на работу (в течение 5 дней, 1 неделя – если впервые трудоустроился)

    Трудовой договор оформляется в первый день работы (если уже приступил к работе с ведома работодателя, то договор нужно подписать в 3-дневный срок без условия испытания), после подписания которого работник получает экземпляр под подпись, подтверждающую факт получения своего экземпляра.

    В трудовом договоре могут не отражаться то, что на работу принимается инвалид, а только дополнительные условия в соответствии с законодательством.

    Выполнение квоты по трудоустройству инвалидов: новые правила

    Инвалидам I или II групп по ТК РФ нужно установить сокращенную продолжительность недели в пределах 35 часов (для III группы – не предусмотрена). Также нужно учесть ИПРА, обязательную для работодателя. Если в ИПРА эта информация не отражена, то работодатель может:

    • определить продолжительность самостоятельно
    • обратиться МСЭ, разработавшее ИПРА, для уточнения информации

    Формулировка в договоре может иметь такой вид:

    «Работнику устанавливается 30-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

    Время начала работы – 09:00, время окончания работы – 15:30, перерыв для приема пищи: с 12:00 до 12:30».

    В РФ каждый гражданин, в т.ч. инвалид, может реализовать свои возможности в труде. Но инвалидам еще предусмотрены определенные льготы, отраженные в ТК РФ:

    Статья ТК РФ Льготы
    94 Длительность смены в соответствии с ИПРА
    96 В ночное время при соответствующем мед. заключении и с согласия инвалида в письменной форме
    99 К сверхурочной работе при соответствующем мед. заключении и с согласия инвалида в письменной форме
    113 В выходные и праздничные дни при соответствующем мед. заключении и с согласия инвалида в письменной форме
    128 Административный отпуск инвалидам – до 60 дней в году
    124 Работодатель обязан (в отношении инвалидов):

    — ограничивать работу с вредными и опасными условиями

    — переводить инвалидов по ИПРА на легкую работу

    — определять для отдыха перерывы в течение рабочего времени

    — создавать условия труда по ИПРА

    Для оформления инвалидов, как и других работников, допускается дистанционная работа, т.е. работа, которая выполняется вне рабочего места организации. Для ее выполнения не обязательно присутствовать в офисе при наличии средств связи. Такая работа для инвалида может быть предпочтительна в связи с работой в удобной ему обстановке и нет необходимости преодолевать ограничения среды. Работодателю такой работник выгоден, т.к. не будет дополнительных затрат, например на оборудование специального рабочего места, но законодательством о квотировании работодатель обязан создать стационарные места работы, т.е. квота не будет выполнена (уход от квоты).

    Президентом РФ утверждены штрафы, если обязанности по созданию мест для инвалидов не исполняются

    Ответственность Наказание
    Административная По ст. 5.42 КоАП РФ:

    Не выделение мест для инвалидов и отказ в трудоустройстве инвалида в рамках квоты – штраф 5 – 10 тыс. руб.

    По ст. 19.7 КоАП РФ:

    не сдача (в т.ч. несвоевременная) обязательных сведений по квотам:

    на должностное лицо: 300 – 500 руб.

    на юридическое лицо: 3 – 5 тыс. руб.

    Возможно предупреждение

    отказ без оснований в регистрации инвалида как безработного – штраф 5 – 10 тыс. руб.
    Уголовная ст. 315:

    при неисполнении решения суда, предписавшего создание мест для инвалидов в счет квоты – штрафа до 200 тыс. руб., лишение права занимать должности, лишение свободы

    Финансовая нецелевое расходование субсидий, выделенных из бюджета на создание мест для инвалидов

    В организации при сокращении работников работодатель должен предлагать имеющиеся вакансии сокращаемым с учетом его квалификации, опыта и состояния здоровья. Так, работодатель при наличии вакантных мест по квоте сокращаемым (не инвалидам) не может быть правомерен.

    Ошибка в сдаче отчетности по квотам

    Руководитель обязан предоставлять информацию в центр занятости о вакансиях для инвалидов и выполнении квот, но за не предоставление этой информации его оштрафовать не смогут, потому что по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривается наказание за: не выделение мест по квоте (2-4% от общего числа рабочих мест) и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

    Портал «Работа в России» – новое в размещении сведений работодателями

    • 1
    • 63
    • 43
    • 502
    • 2 057 486
    • 836 727
    • 804
    • 132
    • 8 657

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.