Кто имеет право на Чернобыльский сертификат в 2022, Чернобыльский сертификат жилье имеет право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто имеет право на Чернобыльский сертификат в 2022, Чернобыльский сертификат жилье имеет право». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На получения чернобыльского сертификата имеют право следующие лица:

  • Жертвы аварии, получившие серьезную дозу радиации.
  • Ликвидаторы аварии.
  • Лица, которые занимались эвакуацией населения.
  • Военнослужащие, проходящие службу в зоне заражения.
  • Строители, которые занимались возведением защитного саркофага.
  • Переселенцы из зоны заражения, включая сюда даже детей, которые были зачаты, но на момент переселения еще не родились.
  • Другие лица, пострадавшие при аварии и имеющие документы, которые это подтверждают.

Жилищный сертификат чернобыльцам

Для того, чтобы получить сертификат, можно обращаться в местную администрацию, отдел социальной защиты и так далее. Самый простой и наиболее актуальный вариант – направить заявление в МФЦ (Мои документы). Сотрудники этой организации выступают в качестве посредником между заявителями и государственными структурами. Они владеют всей необходимой информацией и именно поэтому могут грамотно проконсультировать и дать нужные разъяснения.

При обращении в МФЦ (Мои документы), понадобятся следующие бумаги:

  • Паспорт заявителя и всех членов его семьи. Если у несовершеннолетних лиц, являющихся членами семьи, еще нет паспорта, можно предоставлять свидетельства о рождении.
  • Свидетельства о браке или разводе (если есть и актуально).
  • Удостоверение, показывающее, что заявитель является чернобыльцем. Его можно получить в Министерстве труда.
  • Справка о составе семьи.
  • Справка из УК (управляющей компании) или ЖЭКа о наличии или отсутствии долгов за коммунальные платежи.
  • Правоустанавливающие документы на существующую недвижимость (если она есть).
  • Договор социального найма или договор аренды, если у заявителя нет своей квартиры/дома.
  • Справка о доходах. Обычно – 2-НДФЛ, но могут понадобиться и другие дополнительные документы, показывающие финансовое состояние заемщика.
  • Трудовая книга заемщика и тех членов семьи, у которых она есть. Если заявитель работает (и трудовой книги у него на руках нет), можно сделать копию и заверить ее у руководителя фирмы, в которой работает человек.
  • Справка об инвалидности (если актуально).
  • Пенсионное удостоверение (если актуально).
  • Акт обследования жилья, который выдается после изучения имеющейся у заявителя недвижимости.

Заявитель может не оставлять у себя ту квартиру, в которой он проживал до получения сертификата, а передать ее государству. Благодаря такой схеме сумма, полученная по сертификату, будет существенно выше, ведь в расчет будет приниматься общая площадь нужного жилья, без корректировки на площадь имеющейся квартиры.

Прямых расходов, связанных со статусом малоимущего или постановкой в очередь за сертификатом, нет. Однако определенные затраты могут возникать при подготовке документов:

  • Свежая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
  • Восстановление правоустанавливающих документов в случае их утери: от 2 тысяч рублей.
  • Оформление доверенности на представителя, если заявитель не может или не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно: от 2 тысяч рублей.
  • Госпошлина при обращении в суд, если возникли проблемы, которые нельзя решить другим путем: от 300 рублей и так далее.

Примерные сроки на оформление сертификата:

  • Примерный срок рассмотрения заявление: от 30 дней.
  • Срок получения решения: от 3 дней.
  • Ожидание в статусе малоимущего до возможности подать заявление на участие в программе: от 1 года. Следует учитывать, что статус малоимущего нужно регулярно подтверждать. Как следствие, вплоть до получения сертификата и его использования финансовое положение семьи чернобыльца не должно улучшаться.
  • Срок действия сертификата: 3 месяца. За этот срок нужно выделить время и успеть обратиться в банк. Лучше всего, при приближении очереди заявителя, заранее заняться вопросом приобретения жилья: просмотреть все подходящие варианты, обсудить сделку с продавцом, подобрать подходящий банк, предварительно обговорить способ сотрудничества и так далее.

Следует учитывать, что срок нахождения в очереди нигде и никем не регулируется. Заявитель может находиться в ней как 1-2 года, так и несколько десятилетий. Все зависит от того, сколько человек перед ним в очереди и в каких объемах выделяют финансирование на данную программу в регионе подачи заявки. Если не успеть использовать сертификат вовремя, он перестает быть действительным и все придется начинать заново. Включая сюда и ожидание в очереди с самого начала.

Так как в год сертификаты получает 100-500 человек (зависит от региона), а желающих тысячи, формируется огромная очередь. Она разделяется на две: обычную и льготную. Во вторую входят собственники квартир в аварийных домах и хронические больные лица. Если у заявителя есть возможность попасть в льготную очередь – лучше так и сделать, так как выделяемые из бюджета средства сначала распределяются на нее и только потом, если что-то осталось, получает обычная очередь.

При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:

  • Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
  • Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
  • Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не проверяют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
  • Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.

Помимо перечисленных, вполне адекватных причин для отказа, могут возникать и другие, ошибочные. В последнем случае рекомендуется сначала попробовать обсудить проблему с представителями государственной структуры, которая отказала. Если это не помогает, можно обращаться в суд.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

Правила предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), и Правилами предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется с учетом расходов по их доставке за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр) (далее — ежемесячная компенсация).

2. Ежемесячная компенсация предоставляется:

а) гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), — в размере 420 рублей 49 копеек;

б) гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), — в размере 210 рублей 26 копеек.

3. Ежемесячная компенсация гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной компенсации (далее — заявление о компенсации), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).

4. Заявление о компенсации, заявление об изменении способа доставки ежемесячной компенсации подаются:

в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);

лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

5. Подача заявления о компенсации посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

6. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином (его законным представителем).

7. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос, предусмотренный пунктом 6 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.

8. В случае если заявление о компенсации подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о компенсации уведомляет гражданина (его законного представителя) о регистрации заявления о компенсации и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).

В случае непредставления гражданином (его законным представителем) в установленный срок документов (сведений) заявление о компенсации, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), установленного абзацем первым настоящего пункта, уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о компенсации.

9. Гражданин (его законный представитель) несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о компенсации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Решение о предоставлении ежемесячной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).

Решение о предоставлении ежемесячной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

Наименование
документа (сведений)
Источник сведений,
способ получения
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг)
2. Сведения о гражданстве Российской Федерации заявитель посредством представления подтверждающего документа
3. Удостоверение, дающее право
на меры социальной поддержки
заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 июля 2023 г.), с 1 июля 2023 г. — Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
4. Сведения о периоде проживания получателя на территории зоны радиоактивного загрязнения
в 1949 — 1956 годах
заявитель посредством представления подтверждающего документа
5. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) гражданина Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 января 2022 г. № 24

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (далее — ежемесячная сумма).

2. Ежемесячная сумма гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной суммы (далее — заявление о сумме), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной суммы, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).

3. Заявление о сумме, заявление об изменении способа доставки ежемесячной суммы подаются:

в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);

лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

4. Подача заявления о сумме посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

5. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином (его законным представителем).

6. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос, предусмотренный пунктом 5 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.

7. В случае если заявление о сумме подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о сумме уведомляет гражданина (его законного представителя) о регистрации заявления о сумме и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).

В случае непредставления гражданином (его законным представителем) в установленный срок документов (сведений) заявление о сумме, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), установленного абзацем первым настоящего пункта, уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о сумме.

8. Гражданин (его законный представитель) несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о сумме, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Решение о предоставлении ежемесячной суммы принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).

Решение о предоставлении ежемесячной суммы формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении ежемесячной суммы уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале, если заявление о сумме было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о сумме.

10. Размер ежемесячной суммы определяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, и выплачивается в размере, не превышающем максимального размера ежемесячной страховой выплаты.

11. Выплата ежемесячной суммы осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Наименование
документа (сведений)
Источник сведений,
способ получения
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр)
2. Сведения о гражданстве Российской Федерации заявитель посредством представления подтверждающего документа
3. Сведения о государственной регистрации смерти ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении
Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
4. Заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы (вследствие лучевой болезни и других заболеваний) заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 января 2023 г.), с 1 января 2023 г. — единая государственная информационная система в сфере здравоохранения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
5. Решение суда о нахождении на иждивении гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (за исключением детей в возрасте
до 18 лет, а также лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца, по старости или
по инвалидности)
заявитель посредством представления копии решения суда о нахождении на иждивении
6. Сведения о получении пенсии по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности Пенсионный фонд Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
7. Сведения о государственной регистрации рождения ребенка ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
8. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
9. Сведения о государственной
регистрации заключения брака
ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
10. Сведения о факте обучения по очной форме в общеобразовательной организации либо профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования — для детей, достигших 18-летнего возраста,
но не более чем до достижения ими возраста 25 лет
заявитель посредством представления подтверждающих документов
11. Сведения об общей сумме заработка умершего кормильца
за 12 месяцев до его смерти
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
12. Сведения об общей сумме заработка за фактически проработанное умершим кормильцем число месяцев,
за которые имеются сведения
о заработке и которые предшествовали месяцу смерти кормильца
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия

1. В приложении к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 г. № 101 «О порядке предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 6, ст. 490; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 13, ст. 1365; 2004, № 52, ст. 5524; 2007, № 10, ст. 1239; 2015, № 11, ст. 1597; 2016, № 37, ст. 5505):

а) в разделе III:

пункты 10 — 13 изложить в следующей редакции:

«10. Дополнительное вознаграждение за выслугу лет предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет (далее — заявление), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).

Заявление подается:

в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);

лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания работника в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность работника установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

11. Заявление подается работником ежегодно, до 15 февраля (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего раздела).

12. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются работником.

Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.

В случае если заявление подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления уведомляет работника о регистрации заявления и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).

В случае непредставления работником в установленный срок документов (сведений) заявление, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, уведомляет об этом работника через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным работником в заявлении.

Работник несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).

Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет уведомляет об этом работника через личный кабинет на едином портале, если заявление было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным работником в заявлении.

Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней после принятия решения о п��едоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет.

На работника, являющегося получателем дополнительного вознаграждения за выслугу лет, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации формируется выплатное дело, которое хранится в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.

Наименование
документа (сведений)
Источник сведения,
способ получения
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность
(в том числе ребенка, достигшего возраста 14 лет)
заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг)
2. Сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) родителя (законного представителя); ребенка МВД России (до 1 января 2023 г.) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия,
ФНС России (с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
3. Сведения о гражданстве Российской Федерации заявитель посредством представления подтверждающего документа
4. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
5. Заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи развившихся заболеваний ребенка с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 января 2023 г.), с 1 января 2023 г. — Единая государственная система в сфере здравоохранения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
6. Справка, выданная медицинским учреждением по месту жительства ребенка, о заболевании, в связи с которым ребенок не посещал общеобразовательную организацию или дошкольную образовательную организацию заявитель посредством представления подтверждающего документа
7. Справка организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, или организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность заявитель посредством представления подтверждающего документа
8. Сведения о государственной регистрации рождения ребенка ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении
Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов».

4. В Правилах предоставления гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 869 «Об утверждении Правил предоставления гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 114; 2013, № 44, ст. 5750; 2015, № 11, ст. 1597; 2017, № 43, ст. 6337):

а) пункты 3 — 6 изложить в следующей редакции:

«3. Компенсация предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании поданного гражданином (его законным представителем), являющимся собственником утраченного имущества, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о предоставлении компенсации (далее — заявление), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления компенсации, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).

Заявление подается:

в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);

лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как получить жилищный сертификат чернобыльцам (чернобыльский сертификат) в 2019 -2020 г.

Документы, условия, порядок получения

К сожалению, в связи с дефицитом бюджета, количество отказов в признании чернобыльцев нуждающимися и предоставлении жилищных сертификатов резко возросло.

Областными министерствами спускаются целые рекомендации, как отказать гражданам в получении сертификата. Немалую роль играет и некомпетентность самих органов местного самоуправления.

Если :

— Вы не знаете как получить сертификат;

— Вам отказали в его предоставлении;

— Вас отказываются признать нуждающимся в улучшении жилищных условий;

или просто у Вас есть другие вопросы — свяжитесь с нами и мы решим ваши проблемы.

Мы готовы предложить вам как дистанционное сопровождение всей процедуры получения сертификата, так и полное представление ваших интересов во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и судами.

Первичная консультация бесплатна!

*отправленное сообщение является конфеденциальным и не подлежит передаче третьим лицам

Сертификат, выполненный на персонифицированной бумаге, предоставляет его владельцу право на оформление безвозмездной субсидии от государства на приобретение жилья. Единовременное улучшение жилищных условий регламентируется Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако реализовать право на получение сертификата можно согласно нормам Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Важно! Сертификат распространяется на чернобыльца и членов его семьи, к которым относятся дети, супруги и родители лица, претендующего на получение жилищного документа. Также на звание членов семьи чернобыльца могут претендовать другие родственники или его иждивенцы, что устанавливается в судебном порядке.

Субсидию можно использовать только:

  • для приобретения недвижимого имущества;
  • при оформлении ипотечного кредита для уплаты первоначального взноса.

Выдачу документа производит уполномоченный орган исполнительной власти определенного региона. Согласно Постановления Правительства № 153 документ может быть выдан лицу, который был подвержен радиационному воздействию при чернобыльской аварии. Жилищный сертификат чернобыльца выдается в соответствии с установленной очередью. Для того, чтобы встать в очередь, следует обратиться в уполномоченные органы и предоставить следующей пакет документов:

  • заявление о включении в списки участников программы;
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право лица на получение сертификата, как правило, это удостоверение чернобыльца;
  • выписка из домовой книги;
  • выписка финансового лицевого счета;
  • документ, который подтверждает право на получение дополнительных квадратных метров;
  • документ о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (срок постановки на учет значение не имеет);
  • документ, который подтверждает родственные связи.

Важно! Все документы подаются либо в виде оригиналов, либо в виде заверенных копий.

После принятия документов уполномоченный орган рассматривает их и принимает решение о включении заявителя в программу или об отказе в этом. В случае отказа, заявитель может обратиться за получением сертификата вновь, но только после устранения всех отмеченных органом недочетов. Основанием для отказа принятия гражданина в программу может быть:

  1. неполное предоставление заявителем документов;
  2. указание в представленных документах недостоверных сведений;
  3. получение ранее социальных выплат от государства;
  4. отсутствие у заявителя прав на получение жилищного сертификата чернобыльца.

Если органы принимают решение о включении гражданина в программу, на него заводится учетное дело. Для того, чтобы субсидию получить в следующем году, документы должны быть приняты уполномоченным органом в период с 01 января по 01 июля предшествующего года.

Субсидия исчисляется исходя из средней стоимости жилого помещения, определяемая в соответствии:

  • с нормами жилой площади;
  • со стоимостью одного квадратного метра жилья, установленной в конкретном регионе.

Рассмотрим более подробно. Стоимость одного квадратного метра определяется уполномоченным органом субъекта РФ, однако для некоторых регионов Постановление Правительства № 153 устанавливает повышенные коэффициенты, например: 1,2 – для Москвы, 1,1 – для Тюменской области и другое. Нормативная жилая площадь определяется:

  • для одиноко живущих граждан – 33 кв. м;
  • для семьи из 2-х человек – 42 кв. м;
  • для семьи не менее чем из 3-х человек – 18 кв.м.

Важно! При наличии оснований, предусмотренных законодательством, дополнительно могут предоставляться 15 кв. м, например: если гражданин призван инвалидом.

Предоставление таких нормативов требует соблюдения следующих условий:

  • если у лица, получающего сертификат, и членов его семьи отсутствует иная жилплощадь;
  • при наличии у гражданина договора социального найма жилого помещения, он подлежит расторжению;
  • при наличии у гражданина жилья без обременения, он передает его в собственность государства безвозмездно. В случае, если гражданин отказывается отчуждать жилое помещение, нормативы рассчитываются исходя из разницы между размером жилья. Однако, субсидия может быть не выплачена, если гражданин не отказался от квартиры, а общая площадь в которой он нуждается меньше 18 кв. м.
  1. После получения документа в уполномоченных органах необходимо в течении 3-х месяцев обратиться в банк и открыть там счет, куда в последующем будут перечисляться деньги по сертификату. Стоит напомнить, что сертификат используется только в безналичной форме, денежные средства перечисляются на специальный счет и могут быть использованы только на покупку жилья.
  2. Открыв счет в банке, владельцу сертификата необходимо в течении 7 месяцев заключить договор на покупку квартиры, а также зарегистрировать его и предоставить в банковскую организацию, где открыт счет, на проверку.
  3. Когда договор будет проверен банком, организация отправляет заявку на перечисление денежных средств по сертификату в казначейство, уже в течении 5 рабочих дней вся сумма должна быть перечислена на открытый счет владельца сертификата.

Важно! Закон не запрещает использование нескольких источников оплаты по договору приобретения жилья, поэтому если денежных средств, выданных по сертификату, недостаточно для оплаты квартиры, владелец сертификата имеет право дополнить сумму из своих сбережений или посредством кредитных средств.

Договор банковского вклада, как правило, заключается на срок действия сертификата, однако он может быть продлен если:

  • банк не успел перечислить денежные средства на открытый счет чернобыльца;
  • вкладчик не успел в срок, установленный законом, зарегистрировать квартиру. В этом случае гражданин должен принести в банк соответствующие подтверждения, устанавливающие факт передачи документов на регистрацию, где указываются срок окончания регистрации и дата выдачи свидетельства о праве собственности.

Важно! В договоре купли-продажи недвижимости должны быть обязательно указаны сведения о жилищном сертификате. Например, можно прописать, что часть денег выплачивается покупателем в момент заключения договора, а другая только после перечисления субсидий на счет покупателя. Если сертификат не будет фигурировать в договоре, банк вправе отказать в принятии этого документа и, соответственно, в перечислении субсидии.

Закон позволяет заявителю обратиться за заменой сертификата, если по каким-либо причинам он не был использован в первый раз. Для этого нужно обратиться в органы, выдавшие сертификат и написать там заявление установленного образца. К заявлению потребуется приложить справку из банка о закрытии счета, подтверждающую отсутствие перечисления на его денежный средств по сертификату и документы, которые объясняют обстоятельства не использования сертификата в первый раз. Решение о выдаче нового сертификата принимается уполномоченными органами в течении 30 рабочих дней.

В рамках программы помощи по улучшению жилищных условий чернобыльцев следует выделить ряд особенностей, в частности:

  1. Господдержка полностью безвозмездна, однако по процедуре реализации средств необходимо отчитаться перед уполномоченным органом власти;
  2. Средства предоставляются только в безналичной форме;
  3. Помощь считается единовременной;
  4. Рассчитывать на получение субсидии вправе также и члены семьи претендента, пострадавшего при взрыве на чернобыльской АЭС. К таковым относятся:
  • Супруг/супруга;
  • Дети;
  • Родители;
  • Иные иждивенцы или родственники, признанные по решению суда членами семьи претендента;
  1. Выдача документа проводится специализированными жилищными комиссиями, действующими при администрации МСУ или района (ранее функция была возложена на территориальное подразделение МЧС);

Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.

При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:

  • У заявителя или других членов семьи, проживающих с ним совместно, отсутствует подходящее жилье (во внимание может не приниматься аварийная площадь, не соответствующая техническим/санитарным параметрам);
  • Если претендент, до получения сертификата арендовал жилое помещение по договору социального найма, то такие правоотношения должны быть прекращены;
  • Другая жилплощадь, имеющаяся в собственности претендента, должна быть передана в пользу государства. В случае отказа от указанных мероприятий развитие событий возможно по двум альтернативам:
    • Субсидия предоставляется в размере, кратном разнице площади проживания по нормативам за вычетом параметров имеющегося жилья;
    • Аннулирование права на субсидию, если разница в недостающей жилплощади составляет менее 18 кв. метров.

Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:

  1. Подготовка необходимого объема бумаг;
  2. Посещение органа власти, на которого возложены обязанности по рассмотрению «жилищных» вопросов чернобыльцев;
  3. Составление заявления по установленному образцу;
  4. Предоставление требуемых документов;
  5. Проверка правомерности заявленных оснований (не более 10 дней);
  6. Вынесение окончательного вердикта;
  7. Зачисление претендента в очередь на получение сертификата;
  8. Формирование учетного дела претендента;
  9. Выдача сертификата в соответствии с очередностью;
  10. Обращение в кредитно-финансовое учреждение для открытия специального счета;
  11. Выбор способа реализации дотации;
  12. Заключение договора купли-продажи (если заявитель не желает оформлять ипотеку);
  13. Перерегистрация триады прав на объект;
  14. Предоставление правоустанавливающих документов на ознакомление уполномоченному сотруднику банка;
  15. Отправка запроса в ведомство для перечисления средств на счет носителя сертификата;
  16. Проведение банком перевода средств в пользу продавца недвижимости.

Отказ в предоставлении жилищного сертификата может базироваться на следующих основаниях:

  1. Заявитель представил неполный пакет документов;
  2. Документы отражают заведомо ложные, недостоверные сведения;
  3. Претендент ранее реализовал аналогичное правомочие;
  4. Права на реализацию субсидии были утрачены по другим основаниям;
  5. В качестве заявителя выступает лицо, на которого не распространяются условия господдержки (дальние родственники; сожители, не сумевшие подтвердить кровное родство и прочие лица);
  6. Наличие у претендента подходящего для проживания недвижимого объекта.

Размер дотации определяется по каждому случаю индивидуально. При расчете эквивалента, которому будет равен сертификат во внимание принимаются следующие факторы:

  1. Нормы проживания, действующие в регионе заявителя;
  2. Среднерыночная стоимость квадратного метра жилой недвижимости, установленная в конкретном субъекте;
  3. Состав семьи;
  4. Наличие оснований, требующих предоставления дополнительной жилой площади (например, признание инвалидом).

По общему правилу, при определении нормы площади жилого помещения используют следующие стандарты:

  • 33 кв. метра (в некоторых регионах – 36кв. метров) – на семью из одного человека;
  • 42 кв. метра – на семью из двух человек;
  • По 18 кв. метров – на семьи, насчитывающие более 3-х членов.

Жилищный сертификат чернобыльцам в 2021 году: порядок получения

Законодательный регламент, предусматривающий меры поддержки чернобыльцев по улучшению их условий проживания, устанавливает срок действия жилищного сертификата.

Период действия документа ограничен следующими периодами:

  • 2 месяца – для предъявления в банк на реализацию сертификата в качестве первоначального взноса по ипотеке;
  • 7 месяцев – для использования по договору купли-продажи подходящего объекта жилфонда.
  1. При несоблюдении без уважительных причин носителем дотации сроков использования сертификата права на него могут быть утрачены;
  2. Истечение срока действия сертификата начинается со дня его выдачи претенденту уполномоченным органом;
  3. Сертификат, по которому исчерпан срок действия, не будет принят банком;
  4. После получения именного документа управомоченное лицо в течение вышеназванных сроков должно обратиться в кредитно-финансовую организацию для открытия специального счета, на который будет перечислена субсидия (деньги с него невозможно снять, все операции по сделкам проходят только в безналичной форме);
  5. Если дотация реализуется на покупку недвижимого объекта без привлечения заемных средств банка, то после оформления соглашения купли-продажи с продавцом и перерегистрации триады прав, новый собственник (чернобылец) должен представить правоустанавливающие документы на ознакомление кредитно-финансовой организации, выступающей эмитентом счета, чтобы последняя оформила заявку в уполномоченное государственное ведомство для перевода причитающейся суммы субсидии на счет носителя права;
  6. Законодательный регламент не вносит ограничений на использование собственных средств поверх субсидии, которых может не хватать ввиду большей стоимости подходящего жилого объекта;
  7. Договор купли-продажи недвижимого объекта жилфонда, приобретаемый за счет соответствующего жилищного сертификата, в обязательном порядке должен содержать сведения об использовании указанной дотации в счет погашения выкупной стоимости. При отсутствии в договоре сведений о субсидии, банк оставляет за собой право отказать в перечислении государственных бюджетных средств по сделке;
  8. Договор с банком, по которому был открыт счет, как правило, заключается на период действия жилищного сертификата, после истечения установленного периода он будет закрыт. В исключительных случаях срок существования счета продлевается, например, если кредитор/ведомство не исполнил (о) по собственной вине обязанность по своевременному перечислению средств на имя чернобыльца;
  9. Носитель сертификата может в заявительном порядке заменить ранее предоставленный документ, если он не был использован за отведенный период, при этом должны быть соблюдены следующие условия:
  • Наличие уважительных причин;
  • Предоставление документов, подтверждающих факт неиспользования дотации (справка из банка о закрытии счета и отсутствие по нему операций по перечислению средств).

Жилищные сертификаты гражданам предоставляются в порядке очередности. Их оформление производится в муниципальных органах. С собой потребуется принести следующие документы:

  • Паспорт.
  • Заявление.
  • Подтверждение родственных связей с членами семьи.
  • Документ, подтверждающий статус чернобыльца (как правило, заявитель предъявляет удостоверение).
  • Данные лицевого счета.
  • Документ о том, что чернобылец встал на учет (имеется в виду нуждаемость в жилье).
  • Выписку из домовой книги.
  • Документы, дающие право на лишние метры (при наличии).

С того момента, когда сертификат будет выдан, он уже становится активным. С данным документом необходимо отправиться в банк, который откроет предназначенный для выплаты субсидии лицевой счет. На это закон отводит 60 дней. Другие банковские операции с открытого счета выполнять нельзя.

Желающим оформить чернобыльский сертификат нужно воспользоваться своим правом. Процедура добровольная, а не автоматическая. Придется собирать документы и обращаться в целевое ведомство.

Куда обращаться:

  • МЧС или военное начальство – туда могут обратиться только военные, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • отдел при местной администрации или жилищная комиссия;
  • МФЦ «Мои документы» – службы «одного окна», принимают заявления от граждан и передают их в соответствующее ведомство;
  • портал Госуслуги – при наличии услуги в вашем регионе.

Обратите внимание на дату обращения. Если вы хотите получить сертификат в следующем году, нужно подать заявление не позднее 1 июля текущего года. Желательно раньше, начиная с 1 января. Очередь формируется не сразу, а по прошествии времени. Поэтому вставать на учет лучше заблаговременно.

Где нужно встать на учет по улучшению жилищных условий чернобыльцу

Изучение сведений о заявителе и принятие решения займет около 30 дней. Итоговое постановление готовят в течение 3-х дней, а затем отправляют в адрес заявителя. Последнему остается ждать своей очереди. Основное преимущество в том, что очередь льготная, т.е. чернобыльцы получат сертификат быстрее, чем остальные соискатели.

С момента выдачи ГЖС начинается отсчет срока его действия. Законом установлены следующие периоды:

  • действительность сертификата для предъявления в банк – не позднее 3 месяцев;
  • оформление купли-продажи и регистрация права собственности – 7 месяцев.

Для тех, кто не уложится в срок – плохие новости. Чернобыльский сертификат на жилье отзовут обратно, а значит придется заново вставать на учёт.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительственное постановление № 153 чётко регламентирует категории граждан, имеющих право на получение данного документа. Это, прежде всего, люди, которые потеряли здоровье в атомной аварии. Люди, которые оказались в пределах опасной территории а так же непосредственные участники, ликвидировавшие страшные последствия радиации.

Чтобы получить жилищный сертификат, следует осуществить сбор и подачу необходимого пакета документов, таких как:

  • Удостоверение личности.
  • Заявку, заполненную по образцу, с просьбой об участии в программе субсидирования.
  • Подтверждающую документацию о наличии права претендовать на жилищную субсидию чернобыльца.
  • Лицевой счёт: ксерокс документа.
  • Домовая книга: информация из выписки.
  • Подтверждающую документацию о правах на предоставление дополнительных жилых метров.
  • Подтверждающую документацию о нахождении в очереди по улучшению жилья.
  • Подтверждающую документацию о наличии родственных связей заявителя с его семьёй.

Все вышеперечисленные бумаги необходимо сопроводить оригиналами. Либо они должны быть в виде копий, но с нотариальным заверением. Рассмотрение происходит в продолжение десяти дней. Потом выносится решение: будет ли включён заявитель в систему жилищной субсидии чернобыльца, или нет.

К сожалению, результатом рассмотрения поданных бумаг, может стать и отрицательный ответ. Отказ можно получить в четырёх случаях:

  1. Если у человека отсутствуют права на чернобыльский сертификат.
  2. Если документы поданы в неполной комплектации.
  3. Если в предоставленных бумагах найдена неточность.
  4. Если раньше уже была получена жилищная субсидия.

В том случае, когда проблема с бумагами решаема, тогда, исправив ошибки, человек может вновь подать свой документальный пакет на рассмотрение.

Как получить сертификат на жилье чернобыльцам и что дает льгота?

Время активации данного сертификата стартует точно в день его предоставления заявителю.

Банковские организации, являясь участниками соответствующей общегосударственной компании, осуществляют приём сертификатов чернобыльца по графику.

Важно! Банки берут сертификаты лишь в течение 60 дней с момента его выпуска. При этом непосредственно для оформления процедуры купли-продажи желаемой квартиры обладателю сертификата остается всего лишь семимесячный срок.

Прежде всего, реальны проблемы, связанные со свободой в выборе приобретаемого жилья. Многие полагают, что обладатели сертификатов могут покупать любое помещение, если оно им нравится. Но в реальности, в этом вопросе есть свои подводные камни:

К примеру, когда хозяин сертификата присмотрел себе жильё в недостроенном доме, то вполне даже можно внести часть денег и подписать соглашение купли-продажи. Но строительство дома может затянуться на неопределённое время, а действие сертификата ограничено всего девятью месяцами.

Также вполне возможно возникновение проблем в приобретении жилья во вторичном фонде. Дело в том, что каждый продавец своей собственности желает получить деньги незамедлительно, не дожидаясь длительной обналички сертификата. В такой ситуации есть неплохой выход из положения: можно оплатить квартиру с помощью ипотеки, как бы в счёт использования будущих денег жилищного сертификата.

Заключая соглашение о приобретении жилья, важно грамотно указывать способ оплаты. Например, самый распространённый вариант, когда часть денег вносится непосредственно в момент заключения соглашения, а оставшаяся денежная масса – когда перечисляется субсидия. Но в том случае, если соглашение купли-продажи не содержит конкретной информации о сертификате на жильё, то документ, скорее всего, банк отклонит и держатель сертификата – не получит денег.

Человек, рисковавший своей жизнью в результате Чернобыльской катастрофы, чудом не погибший и спасший жизни других людей – это герой. Ему даётся законное право существенно улучшить свои жилищные условия: для этого гражданину гарантирован жилищный сертификат на получение субсидии.

Чтобы получить этот сертификат, необходимо собрать все требуемые бумаги, и предоставить их либо в МЧС, либо в уполномоченные для этого органы муниципалитета.

Действие данного сертификата ограничено девятью месяцами, а время для открытия банковского счёта, с целью перевода жилищной субсидии – всего двумя месяцами.

Обращаться держатель сертификата должен в банк, участвующий в государственной программе субсидирования. Там же, в случае необходимости, можно взять ипотеку на недостающую сумму.

Главное, это глобально подготавливаться к сбору документального пакета, подбору подходящего жилого помещения, и всегда помнить о сроках. Тогда покупка квартиры или дома по сертификату чернобыльца сможет сохранить Вам нервы, время и силы.

Начнем с вопроса, что это такое? Это именное свидетельство, удостоверяющее право его владельца на получение субсидии из федерального бюджета для приобретения жилья. Правильное наименование данного документа – государственный жилищный сертификат.

Последний выдается в рамках реализации ведомственной целевой программы, направленной на оказание господдержки нуждающимся в жилье гражданам, действующей в течение периода с 2019 по 2025 годы. Ранее подобные сертификаты выдавались в рамках программы «Жилище», однако, лимит ее действия на сегодняшний день практически исчерпан.

Из важных особенностей ГЖС выделим следующие:

  • его нельзя передать в пользу третьих лиц;
  • субсидией можно воспользоваться только один раз;
  • недвижимость приобретается в том субъекте, который прописан в свидетельстве;
  • если у владельца ГЖС есть семья, приобретенный объект необходимо зарегистрировать в общую собственность.

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

Требования к получателям сертификата сводятся к:

  • наличию документа, подтверждающего принадлежность лица к категории чернобыльца;
  • наличию документа, подтверждающего факт нуждаемости в жилье.

Остановимся на последнем. В соответствии с положениями стать 51 ЖК РФ основанием для постановки гражданина на учет может являться одно из следующих:

  • отсутствие любого вида жилья;
  • наличие жилья, используемого по договору соцнайма при условии того, что его площадь менее учетной нормы из расчета на каждого члена семьи;
  • наличие жилья, не отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
  • совместное проживание в жилом помещении с лицом, имеющим хроническую форму тяжелого заболевания, вследствие чего нахождение заявителя и членов его семьи в одном помещении с таким лицом становится невозможным. (к примеру, если человек болеет открытой формой туберкулеза или страдает психическим расстройством).

В случаях, когда постановка на учет обусловлена недостаточностью жилой площади учетный орган, помимо занимаемого, принимает в расчет все жилые помещения, находящиеся в собственности семьи или предоставленные по договорам соцнайма.

Кроме того, если заявитель намеренно совершил сделки, приведшие к ухудшению условий проживания, постановка на учет становится возможной не ранее, чем через 5 лет.

Крайне важно уложиться в срок подачи заявления, то есть подать его до 1 июля текущего года, так как оставшаяся часть года отведена на проверку данных и формирование списков получателей.

При благоприятном исходе именное свидетельство может быть выдано уже в следующем году, однако, ввиду наличия большого числа претендентов, в том числе тех, кто подал заявление раньше, ожидание может растянуться и на более длительный срок.

Размер выплат по чернобыльскому свидетельству определяется, исходя из норматива жилой площади, стоимости квадратного метра и повышающего коэффициента, установленного для отдельных субъектов страны. В свою очередь норматив площади для одного человека составляет 33 кв. м., для двоих – 42 кв. м и для троих и более – по 18 кв. м. на каждого.

Стоимость квадратного метра по сертификату определяется раз в полгода федеральным органом исполнительной власти и может варьироваться в зависимости от места приобретения жилья.

Сразу после получения документа чернобыльцу отводится 3-хмесячный срок для предъявления его в банк с целью открытия индивидуального блокированного счета.

Далее можно приступать к поиску жилья, причем важно оформить сделку до истечения периода действия банковского счета.

На средства субсидии владелец сертификата вправе приобрести:

  • квартиру на вторичном рынке по ДКП, заключенным с физическим или юридическим лицом;
  • новостройку по ДДУ;
  • долю в праве, если вследствие ее приобретения гражданин и его семья станут полноправными собственниками целого объекта.

Кроме того, при наличии такой возможности допускается использование субсидии в качестве первоначального платежа по ипотеке или для погашения оформленного кредита.

После заключения сделки распорядитель счета обязан в течение 7 месяцев предоставить в банк документы на приобретенную недвижимость, в частности: ДКП или ДДУ, а также выписку из ЕГРН в отношении приобретаемого объекта.

Расчет производится в безналичной форме путем перевода счет с индивидуального счета чернобыльца на счет продавца только после проверки и согласования с ответственным исполнителем ведомственной программы. В общей сложности на это может уйти порядка 10-12 дней.

Таким образом, владелец сертификата за 10 месяцев должен успеть подать сертификат в банк и отчитаться о покупке недвижимости.

В подведение итогов акцентируем внимание на наиболее существенных нюансах использования ГЖС:

  1. Отказ в выдаче сертификата может быть обусловлен одной из следующих причин:
    • несоответствие статуса гражданина заявленной категории;
    • недостоверность или неполнота представленных заявителем сведений;
    • использование права на получение субсидии ранее;
    • недостаточное финансирование со стороны государства;
    • большая очередь граждан на получение ГЖС.
  2. Если гражданин, получивший сертификат скончается, член его семьи вправе на основании нотариальной доверенности других родственников обратиться в уполномоченный орган с заявлением о замене свидетельства. При этом в обязательном порядке необходимо предоставить свидетельство о смерти. Аналогичный порядок применяется и в случае смерти одного из членов семьи чернобыльца.
  3. Свидетельство, не предъявленное в банк-участник программы в течение 3 месяцев, признается недействительным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.