Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила это нормативно правовой акт или нет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
- 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
- 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
- а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
- б) круга должностных лиц;
- в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
- г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
- д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- — федеральных конституционных законов;
- — федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Нормативный правовой акт
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
- — ненормативные акты общего характера;
- — акты официального разъяснения;
- — правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
- — договоры (сделки);
- — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
- — носят индивидуально — правовой характер;
- — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
А. Ермолаева. Понятие правового акта как официального документа
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
-
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
-
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
-
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
Нормативные правовые акты: природа и виды
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Оборотные активы
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Инфляция
На сегодняшний НПА классифицируют по таким типам критериев:
- инициатор принятия новой нормы (в качестве этого может выступать уполномоченный орган государства, какая-нибудь общественная организация либо народ в целом);
- зона функционирования акта (относительно нее НПА может быть региональным, федеральным, локальным либо муниципальным);
- срок действия акта (определенный период либо неопределенный длительный).
Уверенно ориентироваться в лабиринтах законодательства и принимать действительно верные решения поможет умение правильно определять юридическую силу нормативных правовых актов.
Так, из определения, данного в законе «о нормативном правовом акте», вытекает, что юридическая сила – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:
— обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям
— соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам
В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.
Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.
Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами. В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой. И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.
Иерархия нормативных правовых актов закреплена в статье 10 Закона О НПА
1. На верху пирамиды располагается Конституция – основной закон государства
2. Далее идут указы и декреты Президента – так как закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом.
3. На ступеньку ниже располагаются Кодексы
4. Еще ниже – законы
5. Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам
В свою очередь к законодательным актам относятся: Конституция, законы, декреты и указы Президента.
Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение.
К таковым относятся:
- распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
- распоряжения председателей палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь;
- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
- акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
- акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.
В соответствии с Законом о НПА
локальный нормативный правовой акт — нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций
В соответствии с ТК РБ:
локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;
Локальные нормативные правовые акты, как вытекает из вышеизложенного, действуют в рамках одной или нескольких организаций. К ним, кроме указанных встатье 1 ТК, относятся такие виды документов, как устав организации, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников, инструкция по делопроизводству в организации, положение о материальном стимулировании работников, штатное расписание, иные организационные документы, трудовые договоры, контракты.
Локальные правовые акты могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. К примеру, приказ о приеме на работу является ненормативным локальным правовым актом, в то время как договор о коллективной материальной ответственности является нормативным.
Что важно знать о нормативно-правовых актах
Написать комментарий
Система законодательства РФ представляет собой сложноорганизованную систему нормативных актов разл. видов, принятых как на уровне РФ, так и её субъектов. Важнейший элемент системы законодательства РФ – Конституция РФ 1993, учредившая два осн. вида федеральных законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Обе группы федеральных законов принимаются как в рамках предметов исключительного ведения РФ, т. е. принадлежащих только Федерации и реализуемых только ею самостоятельно, так и в рамках предметов совместного ведения РФ и её субъектов (ст. 71 и 72 Конституции РФ).
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, непосредственно указанным в Конституции РФ. К ним относятся, напр., законы «О референдуме РФ» (1995), «О судебной системе РФ» (1996), «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997), «О Правительстве РФ» (1997), «О Государственном флаге РФ» (2000), «О Государственном гербе РФ» (2000), «О Государственном гимне РФ» (2000), «О чрезвычайном положении» (2001), «О военном положении» (2002) и др. Такие законы могут быть также приняты по любым конституционно закреплённым полномочиям федерального законодателя. Таким образом, статусом конституционных федеральных законов обладают те федеральные законы, нормы которых регулируют наиболее значимые правоотношения, имеющие непосредственное отношение к реализации основ конституционного строя РФ, устанавливают права и обязанности, компетенцию и структуру главных органов гос. власти, а также акты, посвящённые гос. символике. Федеральные конституционные законы принимаются в особом порядке. Так, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. думы. Для принятия федерального конституционного закона недостаточно просто «молчания» Совета Федерации (в отличие от федерального закона, который считается принятым и в том случае, когда Совет Федерации не рассмотрел принятый Гос. думой федеральный закон в течение 14 дней).
Федеральные законы составляют основу всей системы рос. законодательства, детально регулируя самые разнообразные отношения, возникающие в обществе. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Гос. думы, и одобренным, если за него проголосовало также более половины от общего числа членов Совета Федерации. В связи с многообразием законодательных решений в РФ, как и в подавляющем большинстве стран мира, используется целый ряд приёмов технико-юридического характера, позволяющих, с одной стороны, избежать повторов и противоречий в разл. актах, а с другой – легко ориентироваться в действующем законодательстве.
ВС рассудил, какой документ можно назвать НПА
Как правило, в рамках одной отрасли законодательства формируется вторичная организационная структура: наиболее важные правила включаются в федеральный закон обобщающего характера – кодекс, который по мере необходимости может быть дополнен или изменён путём принятия соответствующего федерального закона, непосредственно вносящего поправки в текст действующего акта, освобождая его от устаревших норм. Такая форма систематизации – кодификация, принятая в РФ, отражает принадлежность России к группе стран романо-германского права. В кон. 20 – нач. 21 вв. в РФ проводятся глубокая законодательная и судебная реформы, существенно обновлено (в т. ч. и по принципиальным вопросам) законодательство, развиваются новые отрасли права – природоохранительное (экологическое), акционерное, предпринимательское и др. В РФ действует более 20 кодексов, среди которых такие фундаментальные акты, как Гражданский кодекс (ч. 1–3, 1994–2001), Водный кодекс (1995), Семейный кодекс (1995), Уголовный кодекс (1996), Воздушный кодекс (1997), Лесной кодекс (1997), Уголовно-исполнительный кодекс (1997), Бюджетный кодекс (1998), Градостроительный кодекс (1998), Кодекс торгового мореплавания (1999), Налоговый кодекс (2000), Земельный кодекс (2001), Кодекс об административных правонарушениях (2001), Трудовой кодекс (2001), Уголовно-процессуальный кодекс (2001), Арбитражный процессуальный кодекс (2002), Гражданский процессуальный кодекс (2002), Таможенный кодекс (2003) и т. д. Обычно одновременно с кодексом принимается закон о введении данного кодекса в действие, в котором может предусматриваться вступление отдельных его глав или статей в силу в более поздние, чем кодекс в целом, сроки и др. особенности его применения (напр., к отношениям, возникшим до принятия кодекса). Иногда отраслевой основополагающий нормативный акт называется уставом или правилами [напр., Правила дорожного движения (1993), Устав железнодорожного транспорта (2003)]. С кон. 20 в. широко распространилась практика принятия отдельных федеральных законов, посвящённых только одному объекту правового регулирования. Примером такого закона является Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002), объект правового регулирования которого в целом предусмотрен нормами Земельного кодекса, а в этом законе – лишь частный вопрос земельных отношений.
Особое место в системе права и законодательства РФ занимает международное право, поскольку Конституция РФ провозгласила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. Провозглашается также т. н. примат международного права: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора.
Россия – участница многочисленных универсальных международных договоров и конвенций, которыми она руководствуется в своих международных отношениях. Это касается органов внешних сношений, дипломатических представителей РФ за рубежом и деятельности представителей зарубежных государств в РФ, консульских отношений, разл. иммунитетов государства и его представителей и т. п.
Россия – член международных правительственных (прежде всего ООН) организаций, специализированных организаций ООН, международных союзов, решениями и постановлениями которых она должна руководствоваться в своей внешнеполитической деятельности, а отчасти и в решении внутренних вопросов.
Ряд вопросов относится к предметам совместного ведения Федерации и её субъектов – это вопросы административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и об охране окружающей среды, а также вопросы адвокатуры и нотариата. Проект федерального конституционного или федерального закона, касающийся перечисленных отраслей, может быть направлен в соответствующие субъекты РФ для учёта их мнения при принятии того или иного акта.
Субъекты РФ принимают законы в пределах совместных предметов ведения Федерации и её субъектов, а также в пределах исключительных предметов ведения субъектов РФ. Основу системы законодательства субъектов РФ составляют их конституции (уставы).
Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде.
В нём обязательно присутствует следующая информация:
- дата принятия, номер;
- название;
- кто издал;
- какие отношения в обществе регулирует.
Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами. В этом ключевое отличие документа от правового обычая. Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.
Каждый субъект, которого государство наделило властью, решает строго определённую группу вопросов. Иначе бы в стране возник хаос.
В законодательстве чётко прописано, какие виды нормативных правовых актов могут принимать те или иные органы.
Президент не вправе издать закон, а парламент – инструкцию для ведомств.
Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.
Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:
- направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
- создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
- имеет официальный характер;
- это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
- наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
- наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
- дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
- правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
- содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
- имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
- имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
- его исполнение гарантируется принудительной силой государства.
Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.
Виды подзаконных актов:
- Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
- Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].
Определение, данное в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», характеризует нормативный правовой акт следующими признаками:издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
Правовые и нормативно-правовые акты
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
-
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.
Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.
Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.
Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).
Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).
Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права
Особняком среди НПА стоят корпоративные (или локальные акты). Они издаются внутри предприятия. Их могут принимать индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Корпоративные нормативные акты регулируют коммерческую деятельность и внутриорганизационную работу.
- Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
- Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
- Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
- Сверяться с НПА только через официальные источники.
Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.
К НПА с высшей силой относятся законы. Они принимаются высшими органами законодательной власти страны. К иным важным аспектам, связанным с законами, относятся:
- могут формироваться исключительно парламентом;
- становятся действительными только после особой процедуры;
- регулируют самые значимые вопросы общественной жизни.
Также отметим, что никакие иные правовые нормы не вправе иметь противоречия с законами.
Юридические документы, содержащие или основанные на нормах закона, на основании которых регламентируются общественные отношения, можно условно классифицировать на 3 категории:
- нормативно-правовые акты (НПА);
- нормативные акты (НА);
- правовые акты (ПА).
Признаком юридической силы перечисленных документов является свойство вызывать определенные юридические последствия. Юридическая сила характеризует место документа в системе, место и компетенцию органа, его издавшего.
Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА
Правовые решения, содержащие обязательные правила поведения, с последующими юридическими последствиями при невыполнении, относятся к нормативно-правовым. Они издаются на основе и во исполнение законов (НА). В юридической практике называются подзаконными актами.
НПА могут:
- уточнять другие нормы законов;
- устанавливать новые нормы;
- конкретизировать применение НА.
ПА может не содержать нормативного регулирования. Такой ненормативный документ (ПА) издается высшим должностным лицом/коллегиальным органом в отношении определенных лиц и коллективов на основе действующих норм. Он не меняет старые и не устанавливает новые нормы права. Такой ПА устанавливает, отменяет, изменяет права конкретных лиц/организаций.
К правовым актам относятся:
- приказы;
- распоряжения;
- постановления.
Издавать ПА имеют право:
- федеральные органы;
- органы местной власти;
- руководители высшего звена.
В документоведении индивидуальные ПА обозначают, как организационно-распорядительные.
Разница заключается в сроках действия, порядке утверждения и применения.
НПА может быть постоянно действующим или установленным на конкретный срок, начиная с определенной даты. Различие с НА заключается в том, что НА лежит в основе создания нормативно-правового текста. НА принимают законодательные учреждения, подписываются главой органа исполнительной власти. ПА издают исполнительные ветви власти, руководители предприятий и организаций. Документ отличается тем, что он персонифицирован, то есть в нем указано конкретное лицо, коллектив, в отношении которых меняются права.
К НА относится Конституция Российской Федерации. Документ разрабатывается высшими законодательными учреждениями государства – Думой и Советом Федерации. Утверждается на Всенародном референдуме и подписывается Президентом РФ.
К ПА относятся международные договоры РФ с иностранным государством/государствами/организацией на основе международного права.
Примером ПА являются приказы директора предприятия о принятии на работу, на отпуск, на сокращение персонала, увольнение. Письменное распоряжение основано на нормах трудового законодательства, на которые могут быть ссылки (например, при увольнении указывается статья, по которой работник прекращает трудовые отношения).
В зависимости от юридической силы НПА, НА, ПА формируются в определенную систему, где действует принцип соподчиненности, зависящий от места в иерархии власти законотворческого органа. Каждый из 3-х письменных свидетельств занимает свое место в иерархической структуре и выполняет определенную роль.
Неувязка между НА и НПА приводит к тому, что законы не выполняют возложенную на них функцию. ПА, изданные не на основе действующих НПА и НА, ущемляют права работников, коллективов.
На судебные учреждения возложена обязанность давать оценку соответствия НА, НПА, ПА, их сути, определенной в законе, и выполнению на практике. Проявлять законотворческую инициативу суды всех уровней права не имеют.