Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита авторских и смежных прав способы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В зависимости от того, чего вы хотите добиться, надо выбирать и способ, которым будете защищаться. Надо сказать, что первые задачи автора чего бы то ни было: сохранить всевозможные исходные рабочие материалы и закрепить за собой приоритет.
Поэтому начинать защиту прав надо еще до того, как вы начнете использовать свое творение.
Способы защиты авторских и смежных прав
Будем откровенны: обращение к нарушителю, будь то человек или организация, сознательно использовавшие ваше произведение — малоэффективно. Этот метод сработает, только если нарушитель не знал, что берет чужое, и готов исправиться.
Можно написать претензионное письмо, оно составляется по типу искового заявления. Адресатом будет либо частное лицо, либо творческое объединение или организация.
Основное предназначение такого письма — уведомить нарушителя, что вы в курсе содеянного и готовы отстаивать свои интересы.
Вряд ли оно испугает массового распространителя контрафакта, но может помочь решить локальные проблемы. Скажем, прекратить исполнять музыку или использовать текст без согласия автора.
Иногда суды требуют, чтобы вы попытались уладить дело миром, но это ваше право, а не обязанность. Вам решать, писать такую петицию или сразу судиться с обидчиком.
Объектом смежных прав являются исполнения исполнителей (актеров, певцов, музыкантов), постановки, фонограммы, базы данных, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Субъектами смежных прав являются (см. рис.): исполнитель, изготовитель фонограммы, изготовитель базы данных, публикатор произведения, организация эфирного или кабельного вещания.
Как правило, любое коммерческое использование авторского произведения должно быть согласовано с правообладателем, но такая возможность есть не всегда. А для организаций телевизионного и радиовещания, сетевых информационных ресурсов это становится невозможной задачей, так как они используют сотни произведений.
В условиях развития современных технологий коллективное управление авторскими и смежными правами становится одним из самых важных способов их реализации.
Схема коллективного управления правами дает возможность вместо заключения договоров со множеством авторов или иных правообладателей заключать договоры со специализированной организацией. Такие организации представляют интересы и осуществляют управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, защищают права авторов, суммируют и затем выплачивают полученное от пользователей вознаграждение отдельным правообладателям (авторам, исполнителям и т.д.).
Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов и иных правообладателей в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным.
Основанием полномочий таких организаций является договор о передаче полномочий по управлению правами, который заключается между организацией и правообладателем.
В РФ к организациям в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, которые имеют государственную аккредитацию, относятся:
- Российское Авторское Общество (РАО);
- Некоммерческое партнерство «УПРАВИС»;
- Российский Союз Правообладателей (РСП);
- Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС).
Все перечисленные организации обеспечивают заключение лицензионных договоров с пользователями, осуществляют сбор и выплаты вознаграждения правообладателям, осуществляют защиту прав, переданных им в управление.
Российское Авторское Общество занимается:
- управлением исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
- осуществлением прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения.
Некоммерческое партнерство «УПРАВИС» осуществляет управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Российский Союз Правообладателей осуществляет права авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности осуществляет:
- права исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
- права изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
Тема 2. Авторские и смежные права
Одним из способов защиты лицом своих авторских прав является самозащита. Прибегая к указанному способу, необходимо всегда помнить, что самозащита не должна выходить за рамки закона, в ином случае лицо, защищавшее свои права, может стать лицом, нарушившим права другого.
Границы самозащиты не определены законом. Что же можно предпринять лицу при защите своих авторских прав, не прибегая к помощи компетентных органов?
Лицо может подготовить претензию в адрес нарушителя авторских прав и направить ее по почте или вручить под отметку на своем экземпляре. В претензии следует указать свои требования о прекращении нарушения соответствующих авторских прав.
Если нарушитель торгует контрафактной продукцией, тогда можно провести, так сказать, «контрольную закупку» контрафакта у нарушителя со съемкой на видеокамеру. Видеозапись будет одним из доказательств нарушения прав автора.
Чтобы зафиксировать свои права на какой-то объект авторских прав, можно обратиться к нотариусу за удостоверением, чтобы нотариус поставил на документе удостоверительную надпись и печать. В дальнейшем такое удостоверение поможет доказать лицу его авторские права с учетом даты удостоверения.
Способы защиты авторских и смежных прав
При нарушении авторских прав конкретного лица, последнее вправе обратиться в суд с соответствующим иском. Требования могут быть заявлены разные, все зависит от обстоятельств, например, можно заявить требование о признании авторства, а можно о защите авторских прав.
Иск составляет по общим правилам процессуального законодательства и должен содержать:
- указание на суд, в который подается иск;
- данные об истце, т.е. ФИО, адрес места регистрации и/или проживания, номер телефона, адрес электронной почты (на усмотрение истца);
- информацию об ответчике, т.е. его ФИО, адрес, если известен номер телефона, то его можно указать;
- наименование документа: «исковое заявление»;
- в тексте иска излагаются все обстоятельства дела, в чем выражается нарушение ответчиком авторских прав, указываются ссылки на нормы права в обоснование требований истца. В резолютивной части иска указываются непосредственно требования истца, в том числе, о возмещении убытков, компенсации морального вреда и другие;
- также в иске отражается перечень прикладываемых документов, которые подтверждают доводы истца;
- в конце иска ставится дата, подпись и расшифровка подписи.
Срок защиты авторских прав касается сроков исковой давности, в течение которых лицо может защитить свои права в судебном порядке.
При пропуске срока исковой давности и заявлении об этом ответчиком, автор не сможет защитить свои права через суд, поскольку истечение срока давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При заявлении имущественных требований, связанных с защитой авторских прав, как правило, применяется общий срок исковой давности в 3 года.
ВАЖНО: исковая давность не распространяется на защиту личных неимущественных прав, например, на защиту права автора на имя, которое действует бессрочно.
При защите авторских прав можно применять различные международные акты, направленные на защиту таких прав, к которым относятся различные конвенции, соглашения. Как известно, международный акт в национальном суде будет применяться, если РФ ратифицировала его.
Среди международных организаций, осуществляющих защиту авторских прав можно назвать Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
Для защиты авторских прав на международном уровне, конечно же, лучше обратиться к адвокату, работающему по международному праву, который знает, на какие международные акты следует ссылаться в защиту авторских прав доверителя и в какую международную организацию обращаться.
Защита авторских и смежных прав от несанкционированного использования необходима. Защищая право авторства, Вы гарантируете отсутствие неправомерного использования результата Вашего труда. Это возможно посредством выявления фактов нарушения права. Наш адвокат по авторским правам работает в данном направлении и видит много положительных моментов для обратившихся за юридической помощью.
Получение дохода при защите своих прав:
- Заключение лицензионного соглашения. В рамках данного договора Вы предоставляете право законного использования результата интеллектуальной деятельности и устанавливаете размер ежемесячной либо единовременной выплаты за такое использование.
- Взыскание ущерба. Данный способ состоит в получении компенсации за нарушение авторских либо смежных прав посредством претензионного либо судебного порядка.
- Компенсация морального вреда. При нарушении авторского либо смежного права, Вы имеете право на денежную компенсацию за причиненные физические или нравственные страдания, которые стали следствием допущенных нарушений.
Учитывая размеры компенсаций (часто компенсации превышают 1 000 000 рублей), защита своих законных прав видится выгодной и необходимой.
Защита авторских и смежных прав
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 2020 / Москаленко Анастасия Игоревна
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 2020 / Москаленко Анастасия Игоревна
- Использование произведения в Интернете: субъект ответственности 2017 / Сосипатрова Н.Е., Морозов С.А.
- Проблема нарушения авторских прав в сети Интернет 2017 / Гайсин Ф.Ф.
- Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет на национальном и международно-правовом уровнях 2019 / Шафоростова Кристина Игоревна
Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.
Анализируя положения части 4 ГК РФ, а именно ст. 1225 и ст. 1250 ГК РФ, можно заметить, что законодатель разграничивает понятия правовой охраны и защиты.
Так, согласно ст. 1225 ГК РФ, правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Далее указано, что интеллектуальная собственность охраняется законом.
При этом норма ст. 1250 ГК РФ гласит, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом.
Даже исходя из этих скупых формулировок, очевидно, что понятие охраны включает в себя определённый правовой режим, в то время как под защитой понимаются конкретные предусмотренные законом действия в случае, если такое право нарушено.
По мнению Э. П. Гаврилова и И. А. Близнеца, под охраной права следует понимать установление правового режима, направленного на наиболее благоприятное осуществление авторских прав. В то время, как под защитой следует понимать меры, которые применяются в том случае, когда такое право нарушено или оспорено[1].
Аналогичное толкование даёт А. П. Сергеев, употребляя категории «охрана в широком смысле» и «охрана в узком смысле». По мнению учёного, к охране в широком смысле относятся помимо правовых, в том числе и меры политического, экономического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. При этом «охраной в узком смысле» по мнению А. П. Сергеева являются предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и на защиту в случае их нарушения и оспаривания. То есть под «охраной в узком смысле» в этом случае предполагается именно защита[2].
И хотя мнение учёных — юристов, пусть и крайне авторитетных не является истиной в последней инстанции, представляется, что в совокупности с положениями действующей редакции ч. 4 ГК РФ, именно такое толкование терминов «охрана» и «защита» наиболее полно отражает действительность.
Поскольку авторские права (за исключением прав на программы для ЭВМ и базы данных) в РФ не регистрируются, эффективная защита авторских прав невозможна без доказывания наличия права на защиту этих прав у лица, обращающегося за защитой в суд.
Собственно, в предмет доказывания по делам о защите исключительных входят: наличие у истца исключительного права или права на предъявление такого требования[3] и непосредственно факт использования объекта интеллектуальной собственности ответчиком.
Поэтому крайне важно заблаговременно предпринять меры по фиксации наличия своих авторских прав — до возникновения проблемных ситуаций, когда такое доказывание может стать затруднительным.
Такими способами обеспечения доказательства авторства и наличия исключительных прав, в частности, являются:
- Указание имени автора на экземпляре произведения при опубликовании;
- Обнародование произведения под своим именем;
- Подготовка письменных доказательств (например, договор о предоставлении права использования произведения);
- Нотариальное удостоверение с фиксацией на дату предъявления документа;
- Депонирование произведения;
- Иные способы.
Некоторые доказательства авторства не требуют какой-то отдельной сложной процедуры, а возникаются непосредственно в ходе рабочего процесса. Так, фотограф может доказать своё авторство при предоставлении оригинальных полноразмерных необработанных фотографий (и не обязательно RAW), предоставления доказательств наличия у него резервных копий файлов в онлайн-хранилище на более раннюю дату и т.п.
Подробнее о способах обеспечения доказательств авторства — в материале «Обеспечение доказательств авторства».
- ↑Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав, Российская юстиция, № 11, 1999
- ↑под. Ред. Ю.К. Толстого, А. П. Сергеева, Гражданское право, СПб, 1996 — С 240
- ↑В силу п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», «При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».
- Специальный доклад 301 за 2021 год
- Стикеры со Ждуном и пародия по делу «В Контакте»
- Специальный доклад 301 за 2020 год
- Специальный доклад 301 за 2019 год
- Постановление Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019
Авторское право и смежные права
Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Авторские права по своей природе являются абсолютными: авторскому праву соответствует обязанность всех третьих лиц воздерживаться от действий, не согласованных с автором. Исключительность авторских прав – другая сторона их абсолютности. Использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения; при этом объектом распоряжения является не сам результат творческой деятельности, а возможность его использования.
Возможность исключительного и независимого использования результата творческой деятельности изначально принадлежит физическому лицу – автору, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, или лицу, деятельностью которого данный объект был обособлен от иных смежных с ним объектов, или лицу, которое законным способом стимулировало автора к созданию соответствующего произведения, оплатив его труд, – работодателю автора.
Согласно п. 1 ст. 1256 ГК исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется, прежде всего, на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.
При этом произведение считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.
Авторское право также распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами РФ (их правопреемниками).
В отношении произведений, которые были обнародованы за пределами территории Российской Федерации или не обнародованы, но находятся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, авторское право за авторами (их правопреемниками) – гражданами других государств признается на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.
Произведения науки, литературы и искусства – это результаты творческой деятельности, отличительной чертой которых является их форма, представляющая собой совокупность их внешнего облика и внутренней организации материала. Форма всегда уникальна, будь то литературное, музыкальное произведение или произведение изобразительного искусства. Она неповторима и потому независимо от автора оригинала уже не может быть создана вновь или даже воспроизведена другим лицом.
Смежные права и их правовая охрана
Произведение является объектом авторского права при наличии следующих признаков:
- во-первых, творческий характер деятельности по его созданию;
- во-вторых, наличие объективной формы его выражения.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК). Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.
Знак охраны имеет двойную функцию: предупредительную и информационную. Он оповещает потенциальных пользователей произведения о том, что данное произведение охраняется; пользователи произведения, а также другие заинтересованные лица получают информацию о том, кто является обладателем прав на произведения, для того, чтобы в случае заинтересованности в его использовании обратиться к автору с предложением, например, о заключении авторского договора о передаче авторских прав.
Знак охраны авторского права или смежных прав не носит правоустанавливающий характер, а свидетельствует лишь о том, что проставившее его лицо считает себя обладателем исключительных прав.
Вместе с тем в соответствии со Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 г. считается, что все формальности, требуемые для предоставления охраны авторских прав, выполнены, если все экземпляры, начиная со времени первого опубликования, вышли в свет с надлежащим знаком охраны.
Статья 1259 ГК содержит открытый, неисчерпывающий перечень произведений, охраняемых авторским правом. К ним, в частности, относятся:
- литературные произведения;
- программы для ЭВМ;
- драматические и музыкально-драматические, а также сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, телеи видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кинои телепроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы и эскизы, а также пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.
В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (производные произведения). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы создаются самим автором, производные произведения могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и т.п. (п. 1 ст. 1260 ГК).
Вопрос о том, является ли произведение производным, зависит от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если отсутствует заимствование элементов другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, например произведения «по мотивам». Если же заимствование произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала.
Авторским правом охраняются сборники и иные составные произведения (п. 2 ст. 1260 ГК). Сборник – это составное произведение, в состав которого входит несколько произведений, как охраняемых авторским правом, так и неохраняемых. Не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, не охраняются авторским правом телефонные справочники, составленные в алфавитном порядке, или сборники правовых актов, расположенных по времени их издания.
Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав, независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (п. 4 ст. 1260 ГК). Автор произведения, помещенного в сборнике либо в ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения (если иное не предусмотрено договором с создателем такого произведения).
Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить или перерабатывать то же оригинальное произведение, создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов (п. 6 ст. 1260 ГК).
Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование либо требовать его указания (п. 7 ст. 1260 ГК). Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.
Значительная часть произведений материализуется с помощью полиграфических технологий, звучит по радио, еще чаще показывается телеканалами. Иными словами, произведение принимает аудиовизуальную форму, пожалуй, самую распространенную и популярную сегодня. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК). Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (телеи видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной и последующей фиксации.
Поскольку авторско-правовая охрана не связана с официальной регистрацией произведения и получением каких-либо правоустанавливающих документов, то и признание того или иного лица автором произведения не зависит от каких-либо формальностей. Поэтому в авторском праве установлена «презумпция авторства»: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При этом авторство будет считаться установленным до тех пор, пока не будет представлен более ранний по времени экземпляр того же произведения, содержащий упоминание о другом авторе, или иным образом доказана недобросовестность лица, претендующего на авторство.
Субъектами авторского права являются не только создатели произведений науки, литературы, искусства, но и их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие в силу закона или договора исключительные авторские права.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (ст. 1257 ГК). Не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие использованию этого результата.
Первоначальным автором произведения может являться только физическое лицо, творчеством которого оно было создано. Однако исключительное право на произведение может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Такими лицами являются, как правило, организации, например издательства, литературные агентства, изготовители аудиовизуальных произведений, работодатели авторов служебных произведений, использующие произведение и, соответственно, приобретающие по договору с автором определенные исключительные права. В этом случае имеет место договорное правопреемство в отношении объектов авторского права.
Наследники автора произведения науки, литературы и искусства рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, указанных в законе (открытия и принятия наследства), т.е. имеет место правопреемство в силу закона.
Произведения науки, литературы и искусства могут создаваться авторами без заключения договора, вне связи с будущим правообладателем; по трудовому договору; в порядке выполнения служебного задания. Во всех случаях авторское право принадлежит только автору и никому другому; не имеет значения, создавалось ли произведение в рабочее время и на рабочем месте, по личной инициативе автора или по заданию работодателя (п. 1 ст. 1259 ГК). За автором всегда сохраняется право на имя, право на авторство, на защиту репутации автора, в том числе на защиту произведения от искажения, иными словами, все личные неимущественные права.
Однако исключительное (имущественное) право на служебное произведение по общему правилу принадлежит работодателю автора (п. 2 ст. 1259 ГК). Работодатель вправе использовать служебное произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1295 ГК). Работодатель может при осуществлении своего права использования служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Право использования служебного произведения в качестве элемента сложного объекта принадлежит работодателю в течение всего срока действия исключительного права на произведение. Работодатель может предоставить принадлежащее ему право использования служебного произведения другому лицу.
Работнику (автору) принадлежит право на вознаграждение за создание и использование служебного произведения. Размер, условия и порядок выплаты работодателем такого вознаграждения определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора – судом. Кроме того, у автора сохраняется право использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.
Если работодатель в течение трех лет не начнет осуществлять свое право использования служебного произведения или не предоставит такое право другому лицу, он утрачивает это право. Это, однако, не распространяется на случаи использования служебных произведений в качестве элементов сложного объекта, например аудиовизуального произведения, а также на служебные программы для ЭВМ и базы данных, так как в целях нормального использования таких объектов необходимо максимальное сосредоточение прав на них в руках работодателей.
Вместе с тем не могут считаться служебными все без исключения произведения, созданные работником во время его пребывания в трудовых отношениях с работодателем, например, выполненные не по его заданию или не во исполнение служебных обязанностей либо выполненные сверх норм выработки. Некоторые работодатели требуют от авторов, чтобы последние в течение определенного времени после увольнения не использовали конкретные темы, наработки, разработки и т.д. Это требование является ничтожным, поскольку ограничивает автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области.
Исключительное авторское право на произведения, созданные по государственному или муниципальному контракту, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом (стороне контракта).
Государственным или муниципальным контрактом может быть предусмотрено, что это право принадлежит публично-правовому образованию (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию), от имени которого выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации, исполнителю и муниципальному образованию (п. 1 ст. 1298 ГК). Работник, исключительное право которого перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение (абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК). В последнем случае государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.
Объекты интеллектуальной собственности делятся на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и др.) и на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Частично РИД охраняются смежным правом, частично авторским. Таким образом, объекты смежных прав тоже являются объектами интеллектуальной собственности.
С точки зрения оборота разницы между авторскими и смежными правами нет. Однако, иногда результаты интеллектуальной деятельности одного человека могут быть донесены до потребителя только благодаря творческой деятельности других людей. Именно он будет обладать смежными правами на исполнение данного произведения.
То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). И когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав. Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. За исключением фольклорных произведений и произведений, перешедших в общественное достояние.
Формы и способы защиты смежных прав практически такие же, как у авторских. Разница лишь в том, что, как мы упоминали выше, объектов смежных прав стало очень много — это и песня, звучащая в вашем плейлисте или на радио, и спектакль, и концерт с музыкальной группой. При этом с каждым новым выступлением в новом городе во время тура будет возникать новый объект смежного права.
Охрана смежных прав осуществляется с момента записи исполнения или постановки, которые были исполнены или переданы в эфир. Однако, права режиссера-постановщика театрально-зрелищного представления возникают вне зависимости от того, осуществлялась запись или нет.
К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.
Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.
По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.
К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.
Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.
Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).
Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.
Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.
Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы. В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.
Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.
Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.
Гражданско-правовая защита авторских прав
Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам. Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.
Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.
Законодательство Российской Федерации в области охраны авторских прав предусматривает защиту прав создателей и правообладателей на произведения. Произведением признается результат творческой деятельности одного или нескольких лиц. Обязательным условием для охраны произведения является наличие у него признака оригинальности.
Объектами авторских прав (произведениями) являются :
- Программы для ЭВМ
- Сборники, базы данных и иные составные произведения
- Литературные произведения
- Сценарные произведения
- Хореографические произведения и пантомимы
- Музыкальные произведения с текстом и без текста
- Аудиовизуальные произведения
- Произведения изобразительного искусства, включая картины, скульптуры, объекты дизайна, графика, комиксы и т. д.
- Произведения декоративно-прикладного им сценографического искусства
- Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
- Фотографические произведения
- Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам
- Переводы, переработки и иные производные произведения
Обратите внимание, что авторское право не охраняет: идеи (без конкретной формы выражения), концепции, открытия, факты, принципы, методы, языки программирования, сюжеты произведений, процессы, правила игр, системы, способы, решения технических и организационных задач.
Также объектами авторского права не являются: официальные документы государственных органов, в том числе законы, судебные решения, официальные документы международных организаций и их переводы; государственные символы и знаки, включая флаги, гербы, ордена; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. Законодательство охраняет не только произведения в целом, но и его отдельные части. Например, если рассматривать литературное произведение, то правовую защиту также будут иметь его название, персонажи, если они явились результатом творческого труда автора.
При создании произведения автор или заказчик приобретает на него исключительное право автоматически. Именно поэтому законодательство Российской Федерации не обязывает дополнительно фиксировать принадлежность произведения за собой.
Для усиления правовой защиты произведения специалисты нашего Патентного Бюро рекомендуют пройти регистрацию объекта в Российском Авторском Обществе. В случае возникновения правонарушения данная регистрация позволит обеспечить доказательство законности обладания исключительными правами.
Программы для ЭВМ и базы данных (БД) относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам.
Для признания права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется государственная регистрации. Однако для усиления правовой защищенности специалисты рекомендуют зарегистрировать объект в Патентном ведомстве РФ.
Узнать подробнее о регистрации программ ЭВМ и Баз данных
Защита смежных прав: актуальные способы
Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:
- Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
- Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.
Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.
Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:
- восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
- признания прав автора или иного правообладателя
- прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
- публикации решения суда о допущенном нарушении
Привлечение к гражданско-правовой ответственности проходит в судебном порядке Конфискации оборудования, материалов, используемых или предназначенных для производства контрафакта.
Административная защита авторских прав распространяется на защиту произведения при ввозе, продаже, сдаче в прокат или при любом другом незаконном использовании. При нарушении авторских прав на нарушителя — организацию может быть наложен штраф до 40 000 рублей. Хотя сумма штрафа достаточно невелика, факт привлечения к административной ответственности поможет эффективно бороться с правонарушителем, в том числе привлечь его к гражданско-правовой ответственности.
Обязательным условием, которому должно соответствовать нарушение, для привлечения к административной ответственности является то, что нарушение права автора или правообладателя должно быть совершено с целью извлечения дохода.
Защита авторских прав в административном порядке — действенная мера, ведь с помощью данного рычага можно пресечь нарушение. Однако, помните, что привлечение нарушителя к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!
Адвокатская контора «Пелевин и Партнеры» работает с 1998 года в Санкт-Петербурге. Защита авторских прав — одно из главных направлений деятельности наших сотрудников. Мы гарантируем решение запроса в вашу пользу вне зависимости от того, насколько сложным является дело.
В качестве защиты авторских прав наши юристы оказывают следующие услуги:
- консультируют по вопросам авторских и смежных прав;
- решают споры в досудебном порядке;
- собирают доказательную базу, готовят пакет документов по делу;
- готовят и подают иски в судебные инстанции;
- разрабатывают стратегию и тактику для ведения дела в суде;
- защищают интересы клиента в суде;
- заверяет авторские права у нотариуса;
- следят за исполнением судебных постановлений;
- обжалуют постановления и подают апелляции при необходимости.
Какими способами защитить авторские и смежные права
Юристы по авторскому праву при защите интеллектуальной собственности опираются на четвёртую главу Гражданского кодекса РФ. Эффективным гражданско-правовым способом защиты является ситуация, когда владелец прав или адвокат по авторским правам предъявляет следующие требования:
- остановить деятельность, которая нарушает авторские и смежные права или создаёт угрозу нарушения;
- изъять из оборота и затем уничтожить нелегальную продукцию;
- изъять средства производства контрафакта;
- публично разместить информацию о правонарушении и указать законного правообладателя;
- возместить моральный и материальный ущерб;
- удалить из Интернета материал, который нарушитель разместил без ведома правообладателя или помимо его воли.
Возмещение убытков
По закону нарушитель обязан возместить убытки потерпевшей стороне, это требование содержится в ст. 1252 ГК РФ. Согласно этой статье, а также ст. 1245, пункту 3 ст. 1263 и ст. 1326 Гражданского кодекса истец вправе требовать компенсацию за нарушенное право на вознаграждение. Кроме этого, владелец авторских прав имеет право запросить возмещение убытков в связи с упущенной выгодой согласно ст. 15 ГК РФ.
Закон освобождает потерпевшего от необходимости обосновывать величину убытка. Размер взыскания находится в пределах от 10 000 до 5 млн рублей. Он зависит от формы нарушения и обстоятельств дела. Расчёт размера взыскания производится, исходя из двукратной стоимости каждой копии объекта либо двукратной стоимости права пользования объектом. В отдельном порядке истец вправе требовать возместить убыток за каждый отдельный случай нелегального использования его интеллектуальной собственности. В общем порядке правообладатель может требовать компенсацию за все случаи нарушения. Сам факт нарушения доказывает правообладатель либо юрист по авторскому праву в суде.
Специалисты Адвокатской конторы «Пелевин и партнеры» оказывают комплексную поддержку клиентам в случае нарушения авторских прав. Мы поможем как в процессе досудебного урегулирования спора, так и в ходе судебного разбирательства. Адвокаты досконально разбирают каждый отдельный случай, погружаются во все детали, добросовестно и ответственно подходят к делу. Обратитесь в «Пелевин и партнеры» и доверьте решение вопроса профессионалам.
В случае сотрудничества с нашей конторой вы получаете ряд выгод:
- вы работаете с профессионалами: адвокаты подтвердили свою квалификацию и имеют удостоверение от Министерства юстиции РФ;
- вы можете обратиться к нам на любой стадии рассмотрения дела, а также по делу любой сложности;
- мы оказываем услуги по доступным ценам, в том числе в сфере защиты авторских прав;
- специалисты внимательно относятся к вашим требованиям и целям, на их основе строят индивидуальный план решения вопроса.
Мы решительно встанем на стражу ваших интересов в споре об интеллектуальных правах. Позвоните по номеру телефона или заполните форму обратной связи на сайте и станьте нашим клиентом.
Дополнительная информация:
- Оформление авторских прав
- Защита авторских прав в суде
- Закон о защите конкуренции
Цель и задачи темы: иметь представление о принципах, функциях авторского права, видах авторских прав, субъектах, объектах авторского права, сроках действия исключительного права; об объектах, видах смежных прав; о принципах патентного права, субъектах, объектах патентного права, сроках действия прав; о знаках охраны авторского права, о признаках соавторства. |
Все способы защиты авторских и смежных прав для их обладателей
6.1. Авторское право. Смежные права 6.2. Патентное право. Гражданско-правовой режим ноу-хау |
Версия для печати |
Роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе авторского права и смежных прав, постоянно возрастают в современном мире. Вместе с этим, становится актуальной проблема эффективной защиты прав авторов.
В понятие интеллектуальной собственности входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты). Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., интеллектуальная собственность охраняется законом.
Авторское право |
|
Объективное |
Субъективное |
Cовокупность норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы, и искусства, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами |
Это определенные права на произведение науки, литературы, и искусства, которые принадлежат определенному лицу – автору или его правопреемнику |
Принципы авторского права:
|
Функции авторского права:
Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства) |
Патентными правами являются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Патентное право как институт гражданского права выполняет определенные функции.
Основным источниками патентного права являются Гражданский кодекс РФ (гл. 72 ГК РФ (ст. 1345-1407 ГК РФ и др.) и ряд международных конвенций, например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1983 г., Евразийская патентная конвенция от 17 февраля 1994 г.
Следует обратить внимание, что понятие «интеллектуальная собственность» и понятие «интеллектуальные права» являются многозначными и условными.
Ст. 1226 ГК РФ подразделяет интеллектуальные права на три группы:
- имущественное право, которое является исключительным правом;
- личные неимущественные права;
- иные права, которые не подпадают (по крайней мере, всецело) ни под понятие имущественных, ни под понятие личных неимущественных прав. При этом выделение личных прав и иных прав сопровождается оговоркой, что они признаются интеллектуальными правами и включаются в их состав, в случаях, предусмотренных ГК РФ.
Патентное право |
|
Объективное |
Субъективное |
Это институт гражданского права, регулирующий исключительные и иные имущественные и личные неимущественные отношения, которые возникают в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и защитой авторов и патентообладателей |
Это исключительное и иное имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом |
Принципы патентного права:
|
|
Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат права:
|
Субъекты патентного права:
- автор изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 1347 ГК РФ);
- соавторы изобретения, полезной модели или промышленного образца;
- патентообладатель, то есть лицо, которое владеет патентом на объект промышленной собственности и вытекающими из патента исключительными правами:
- автор (соавторы) изобретения, полезной модели или промышленного образца;
- физические и (или) юридические лица при условии их согласия, которые были указаны автором (соавторами) поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца;
- работодатель или заказчик, в случаях, предусмотренных ГК РФ;
1. исполнения и постановки;
2. фонограммы;
3. сообщения передач;
4. базы данных;
5. публикации.
1. Технические методы защиты смежных прав
Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.
Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.
Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.
Нести уголовную ответственность придется:
За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)
За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;
За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм
в целях сбыта, совершенные в крупном размере.
Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.
Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.
За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.
Включает в себя предъявление требований:
о признании права;
о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
о возмещении убытков;
об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.
о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;
3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.
Похожие записи: