Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами ЯНАО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами ЯНАО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право:

1) распоряжаться предоставленными им финансовыми средствами и материальными ресурсами в целях осуществления отдельных государственных полномочий;

(в ред. Закона ЯНАО от 06.12.2012 N 121-ЗАО)

2) в пределах своей компетенции принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

(в ред. Законов ЯНАО от 25.12.2017 N 115-ЗАО, от 26.10.2020 N 116-ЗАО)

3) запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти автономного округа документы и материалы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий;

(в ред. Закона ЯНАО от 02.03.2015 N 10-ЗАО)

4) вносить предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими отдельных государственных полномочий;

5) принимать решения о помещении граждан, нуждающихся в опеке (попечительстве), в расположенные на территории автономного округа соответствующие медицинские организации, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти автономного округа;

(в ред. Законов ЯНАО от 01.12.2014 N 103-ЗАО, от 02.03.2015 N 10-ЗАО)

6) обращаться в организации социального обслуживания и иные организации, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, в целях предоставления гражданам, находящимся под опекой (попечительством) или нуждающимся в опеке (попечительстве), социальных, медицинских и иных услуг, на получение которых указанные граждане имеют право в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа;

(в ред. Закона ЯНАО от 02.03.2015 N 10-ЗАО)

7) дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы при осуществлении отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

(п. 7 введен Законом ЯНАО от 06.12.2012 N 121-ЗАО)

2. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;

2) утратил силу. — Закон ЯНАО от 25.12.2017 N 115-ЗАО;

3) обеспечивать эффективное и целевое использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление отдельных государственных полномочий;

опека и попечительство над совершеннолетними

Дети 17579 р.
Пенсионеры 15505 р.
На душу населения 18029 р.
Трудоспособное население 19652 р.

Всегда найдутся люди, которые нуждаются в уходе и поддержке. Чтобы родные остро нуждающихся в помощи не оставались один на один с серьезными проблемами, государство предусмотрело особый тип обслуживания — социальный патронаж. Организация, способная предоставить такую помощь, называется патронажной службой.

Это понятие в гражданском праве включает в себя следующие мероприятия:

  • проведение в целях профилактики обследований жилищных условий гражданина, нуждающегося в уходе;
  • оказание профессиональной помощи, направленной на проведение разных лечебных процедур;
  • решение бытовых проблем.

Патронажная служба — эта организация, специализирующаяся на оказании помощи пожилым людям, у которых ограничены возможности. Особенности подобной деятельности состоят в том, что все важные моменты согласовывают с заказчиком. Оговариваются режим ухода, а также основные обязанности специалиста.

Различают следующие типы:

  • патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
  • уход за новорожденным;
  • детский патронаж;
  • уход за людьми пожилого возраста;
  • помощь людям с ограниченными возможностями;
  • наблюдение за психически больными пациентами;
  • соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Опека, попечительство, патронаж

а) заявление о назначении опекуном;

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

з) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);

и) автобиография.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.

Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.

Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

  1. изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
  2. определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
  3. рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами

Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.

При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.

Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Признание человека недееспособным влечет за собой обязательное назначение ему опекуна или попечителя. Но в жизни случаются ситуации, когда человек, не лишенный дееспособности, теряет возможность выполнять некоторые функции и нуждается в помощи посторонних людей. По просьбе такого гражданина за ним закрепляется лицо, которое периодически исполняет те обязанности, которые сам опекаемый не имеет возможности выполнить. Чаще всего речь идет о покупке и доставке еды из магазинов, уборке помещения или иных поручениях[12].

Патронаж назначается только по просьбе самого нуждающегося в помощи и снимается в том же порядке. Эта форма ухода является разновидностью попечения, но с меньшим объемом обязательств и прав[9].

Забота о людях, которые попали в ситуацию, когда не могут самостоятельно выполнять те или иные функции, обычно ложится на их родственников. Но реалии современной жизни таковы, что не всегда близкие хотят или способны помочь добровольно, а у некоторых людей вообще нет родственников, либо они находятся слишком далеко. Дееспособные люди могут также нуждаться в помощи, как и иные категории. Человек может временно утерять некоторые возможности реализации собственных прав и обязанностей, например, после операции или длительной болезни. Часто в такой помощи нуждаются пожилые люди, которые, с одной стороны, вполне адекватны и могут обеспечивать некоторые свои нужды, но, с другой стороны, им не хватает сил и здоровья для того, чтобы реализовать их весь спектр возможностей[10].

При невозможности самостоятельно выполнять некоторые действия или необходимости в постоянной помощи иного характера человек может самостоятельно найти себе патроната, который будет ему помогать. Патронаж над дееспособными гражданами зачастую рассматривается как безвозмездная помощь, но закон не запрещает оплачивать данный вид услуг.

Патронаж подразумевает под собой оказание помощи совершеннолетнему дееспособному человеку. Он может заключаться в выполнении различных функций:

  1. Бытовая помощь.
  2. Юридические консультации и оказание услуг в данной сфере.

Патронаж подразумевает, что подопечный самостоятельно определяется с необходимостью оказания ему помощи. Кандидатуру для патроната он также, вероятнее всего, подыскивает самостоятельно. Между сторонами заключается соглашение, в котором они оговаривают, о каких услугах будет идти речь и о том, с какой частотой она должна будет предоставляться. Существенным отличием данного вида ухода от опеки является тот факт, что сделки не могут осуществляться без участия самого подопечного[10].

Устанавливаться патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами должен по правилам, которые регламентируются статьей 41 Гражданского кодекса РФ. Этот нормативный акт закрепляет возможность оказания помощи психически полноценному человеку на официальном уровне. Основной целью статьи является оказание услуги подобного рода на законном уровне[15]. Для самого подопечного оформленные патронажные отношения дают возможность:

  1. Регламентировать будущее взаимодействие заранее, переведя его в раздел деловых.
  2. Получить законную защиту своих интересов. Государственные социальные службы обязаны наблюдать за действиями патроната и оценивать их правомерность. Главной задачей является сохранение интересов подопечного.
  3. При необходимости привлечь представителя к ответственности. Патронаж оформляется документально, а это значит, что взыскать ущерб, если он будет причинен, можно в законном порядке.

Косвенно на осуществление патронирования могут влиять и иные федеральные и региональные законы.

Обзавестись законным патронатом могут не все граждане. Получение помощи такого рода должно быть обоснованным. Простое нежелание выполнять некоторые функции не позволит гражданину обзавестись официальным помощником, тем более рассчитывать на безвозмездную помощь или на оплату услуг патроната из государственного бюджета[20]. Патронаж может быть установлен за совершеннолетними дееспособными гражданами при следующих условиях:

  1. Человек был тяжело болен или травмирован и после выписки из больницы не может ухаживать за собой и осуществлять иные необходимые действия.
  2. Лицо имеет инвалидность либо серьезные недостатки физического характера, которые не позволяют ему обходиться без посторонней помощи.
  3. Гражданин является пенсионером и в связи с возрастом уже не способен управляться самостоятельно в быту, отстаивать свои интересы и защищать права.

Основания должны иметь документальные доказательства. К тому же немаловажно, чтобы при всех своих физических недостатках и возрастной немощи, человек имел ясный ум и мог отдавать отчет в своих действиях. Представитель может лишь помогать подопечному и советовать ему в принятии того или иного решения, но управление имуществом и заключение сделок различного характера полностью остается на самом патронируемом[21].

Патронажная помощь отличается от стандартной опеки и попечительства. Выбранный представитель обязан просто помогать опекаемому, а не принимать за него решения. Совершаемые деяния должны идти во благо патронируемого, а не удовлетворять потребности патрона.

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Вопросы опеки и попечительства над детьми является одной из важных тем в российском законодательстве. Разрешение опеки и попечительства над ребенком получают с учетом его мнения, назначить опекуна над несовершеннолетним ребенком в возрасте свыше 10 лет можно только с его согласия. В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина. Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).

Опекун/попечитель, который был назначен временно исполняющим обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, обладает всеми правами и обязанностями опекуна/попечителя, однако он не имеет права распоряжаться имуществом подопечного от его имени, в том числе, давать согласие на совершение каких-либо сделок с имуществом самим подопечным.

Патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей редакции ст. 41 ГК РФ. Патронаж — самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
  6. Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»

Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
  3. Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
  4. Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
  6. Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
  9. Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
  10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
  11. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
  12. Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
  13. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
  14. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
  15. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
  16. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
  17. Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
  18. Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
  19. Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
  21. Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
  22. Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
  23. Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.

Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.

Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.

Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.

Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.

Но при этом гражданин должен сохранить ясность ума и быть абсолютно дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки. В этом случае никто не может отказать гражданину в его законном праве на дополнительную помощь.

Попечительство могут установить:

  • лицам, перенесшим тяжелое заболевание или травму, и страдающим от последствий;
  • лицам с физическими недостатками, которые не позволяют им вести нормальный образ жизни;
  • лица пенсионного возраста, признанные беспомощными по состоянию здоровья.

Патронаж над дееспособными гражданами должен устанавливаться в порядке, который определяется действующим законодательством. В первую очередь обеим сторонам для этого необходимо предоставить:

  • Заявление лица, нуждающегося в патронаже по состоянию здоровья. Оно регистрируются в специальном журнале.
  • Согласие лица, у которого есть желание установить патронаж над этим гражданином. Оно обязательно оформляется в письменной форме.
  • Документы, подтверждающие их личность.
  • Выписка из домовой книги. Гражданин, нуждающийся в дополнительном уходе, должен доказать, что имеет постоянное место жительство.
  • Медицинские справки, которые могут подтвердить факт того, что гражданин действительно нуждается в патронаже.
  • Справки от врачей-специалистов, подтверждающие, что лицо, желающее установить патронаж, не состоит на учете у нарколога и может осуществлять свои обязанности.
  • Автобиография помощника, а также справка с его места работы.
  • Согласие на патронаж членов семьи будущего помощника дееспособного лица.
  • Договор, который заключают между собой стороны.

К помощнику всегда предъявляются достаточно высокие требования. Он проверяется достаточно тщательно, особенно его личные качества. Также происходит определение возможностей патрона выполнять свои задачи. При этом орган власти, который занимается установлением патронажа, имеет право запрашивать любые документы из любых учреждений для подтверждения личности помощника.

Важно знать, что патроном не может быть лицо, которое обслуживает гражданина по поручению других социальных организаций. Помощником редко назначают лиц, которые проживают слишком далеко от своего подопечного.

Установление патронажа – нелегкий процесс. На основании заявления лица, требующего патронаж, муниципалитет обследует его бытовые условия. Помимо этого, с ним проводят разъяснительную работу, во время которой рассказывают его права и обязанности. Результатом обследования жилищных условий является акт, который подписывается комиссией и обследуемым.

Также могут обследовать условия проживания будущего помощника. Далее на основании всех поданных документов уполномоченные лица принимают решение. Патронаж над дееспособными гражданами устанавливается не позднее месяца после подачи им заявки. Если решение принято в пользу лица, то начинается оформление постановления об установлении над ним патронажа. Копии этого документа направляются обеим сторонам для ознакомления. Таков порядок установления социального патронажа.

После этого органы власти формируют так называемое наблюдательно дело, к которому тут же приобщают все документы, включая заявления участников и т. д. В праве на патронаж могут отказать, если для этого будут основания. Ими являются условия, противоречащие действующим законам.

Контроль органов опеки и попечительства за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей

Патронаж взрослых обязательно должен контролироваться соответствующими органами. Они осуществляют его по мере возможностей. Существует такое понятие, как контрольное обследование, которое проводят дважды в год. При необходимости это количество для каждого конкретного случая могут увеличить.

Также между гражданином и его помощником могут заключаться определенные соглашения. Чаще всего это договор поручения или управления имуществом. В этом случае муниципалитет обязан проверять исполнение патроната по этим соглашение.

Если во время любой из проверок уполномоченные органы обнаружили, что патронат допускает ошибки (умышленно или нет), то они обязаны сообщить об этом гражданину. Кроме этого, от помощника могут потребовать устранения всех нарушений в установленные сроки. Если он откажется или проигнорирует указания муниципалитета, то будет принято решение о прекращении им выполнения своих обязанностей. Каждое обследование заканчивается составлением акта.

Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.

Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.

Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.

Без правильно составленного соглашения между сторонами патронаж не может осуществляться в полную силу. А договор, содержащий права и обязанности обоих участников, облегчит им их выполнение. Особенно, если подопечный имеет серьезные заболевания. Все обязанности помощника перечисляются очень подробно, начиная от бытовых вопросов и заканчивая представительством в судах и других государственных учреждениях.

Это соглашение можно легко расторгнуть, причем в одностороннем порядке. В случае, если со стороны помощника были обнаружены незаконные действия, договор расторгается судом по требованию подопечного или должностного лица.

Опека, попечительство, патронаж отдельных категорий совершеннолетних граждан

Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.

Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.

Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.

Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.

Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как по решению суда.

Признание гражданина недееспособным или не полностью дееспособным

В соответствии с российским законодательством, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это форма обеспечения. Если опекунство оформляется над несовершеннолетними, то попечительство устанавливается в судебном порядке над недееспособными. В патронажной помощи нуждаются люди, которые, являясь дееспособными, не могут полноценно осуществлять свои законные права и обязанности. Из-за состояния здоровья появляются проблемы при осуществлении бытовых нужд, а также при участии в гражданско-правовых отношениях. Патронажная помощь оказывается в случаях:

  • Потери способности передвижения без посторонней помощи.
  • Наличия физического увечья или болезни, ограничивающих способность самостоятельного обслуживания.
  • Инвалидность (отсутствие слуха, зрения).
  • Престарелый возраст.

Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий личность (копия);
  • Справку с места жительства или с места регистрации;
  • Полис медицинского обязательного страхования;
  • Страховое свидетельство;
  • Пенсионное удостоверение (при наличии);
  • Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.

Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.

Требования к помощникам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность;
  • добросовестность.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

В соответствии с российским законодательством, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это форма обеспечения. Если опекунство оформляется над несовершеннолетними, то попечительство устанавливается в судебном порядке над недееспособными. В патронажной помощи нуждаются люди, которые, являясь дееспособными, не могут полноценно осуществлять свои законные права и обязанности. Из-за состояния здоровья появляются проблемы при осуществлении бытовых нужд, а также при участии в гражданско-правовых отношениях. Патронажная помощь оказывается в случаях:

  • Потери способности передвижения без посторонней помощи.
  • Наличия физического увечья или болезни, ограничивающих способность самостоятельного обслуживания.
  • Инвалидность (отсутствие слуха, зрения).
  • Престарелый возраст.

Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий личность (копия);
  • Справку с места жительства или с места регистрации;
  • Полис медицинского обязательного страхования;
  • Страховое свидетельство;
  • Пенсионное удостоверение (при наличии);
  • Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.

Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.

Требования к помощникам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность;
  • добросовестность.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.

Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.

Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.

Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами. Патронаж.

Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.

Патронаж над дееспособными гражданами должен устанавливаться в порядке, который определяется действующим законодательством. В первую очередь обеим сторонам для этого необходимо предоставить:

  • Заявление лица, нуждающегося в патронаже по состоянию здоровья. Оно регистрируются в специальном журнале.
  • Согласие лица, у которого есть желание установить патронаж над этим гражданином. Оно обязательно оформляется в письменной форме.
  • Документы, подтверждающие их личность.
  • Выписка из домовой книги. Гражданин, нуждающийся в дополнительном уходе, должен доказать, что имеет постоянное место жительство.
  • Медицинские справки, которые могут подтвердить факт того, что гражданин действительно нуждается в патронаже.
  • Справки от врачей-специалистов, подтверждающие, что лицо, желающее установить патронаж, не состоит на учете у нарколога и может осуществлять свои обязанности.
  • Автобиография помощника, а также справка с его места работы.
  • Согласие на патронаж членов семьи будущего помощника дееспособного лица.
  • Договор, который заключают между собой стороны.

К помощнику всегда предъявляются достаточно высокие требования. Он проверяется достаточно тщательно, особенно его личные качества. Также происходит определение возможностей патрона выполнять свои задачи. При этом орган власти, который занимается установлением патронажа, имеет право запрашивать любые документы из любых учреждений для подтверждения личности помощника.

Важно знать, что патроном не может быть лицо, которое обслуживает гражданина по поручению других социальных организаций. Помощником редко назначают лиц, которые проживают слишком далеко от своего подопечного.

Установление патронажа – нелегкий процесс. На основании заявления лица, требующего патронаж, муниципалитет обследует его бытовые условия. Помимо этого, с ним проводят разъяснительную работу, во время которой рассказывают его права и обязанности. Результатом обследования жилищных условий является акт, который подписывается комиссией и обследуемым.

Также могут обследовать условия проживания будущего помощника. Далее на основании всех поданных документов уполномоченные лица принимают решение. Патронаж над дееспособными гражданами устанавливается не позднее месяца после подачи им заявки. Если решение принято в пользу лица, то начинается оформление постановления об установлении над ним патронажа. Копии этого документа направляются обеим сторонам для ознакомления. Таков порядок установления социального патронажа.

После этого органы власти формируют так называемое наблюдательно дело, к которому тут же приобщают все документы, включая заявления участников и т. д. В праве на патронаж могут отказать, если для этого будут основания. Ими являются условия, противоречащие действующим законам.

Контроль органов опеки и попечительства за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей

Патронаж взрослых обязательно должен контролироваться соответствующими органами. Они осуществляют его по мере возможностей. Существует такое понятие, как контрольное обследование, которое проводят дважды в год. При необходимости это количество для каждого конкретного случая могут увеличить.

Также между гражданином и его помощником могут заключаться определенные соглашения. Чаще всего это договор поручения или управления имуществом. В этом случае муниципалитет обязан проверять исполнение патроната по этим соглашение.

Если во время любой из проверок уполномоченные органы обнаружили, что патронат допускает ошибки (умышленно или нет), то они обязаны сообщить об этом гражданину. Кроме этого, от помощника могут потребовать устранения всех нарушений в установленные сроки. Если он откажется или проигнорирует указания муниципалитета, то будет принято решение о прекращении им выполнения своих обязанностей. Каждое обследование заканчивается составлением акта.

Суть патронажа заключается в обеспечении полноценной жизни человеку, но это может проводиться разными способами. В зависимости от этого выделяются две формы патронажа:

  • социальный патронаж;
  • медицинский патронаж.

Социальный патронаж в основном занимается решением проблем не медицинского характера. А вот медицинский тип патронажа обычно реализовывается путем врачебной опеки. В этом случае работники ЛПУ, врачи или медсестры регулярно посещают объект попечительства в форме патронажа.

Эта форма взаимодействия также может отличаться в зависимости от обстоятельств:

Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.

Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.

Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.

Без правильно составленного соглашения между сторонами патронаж не может осуществляться в полную силу. А договор, содержащий права и обязанности обоих участников, облегчит им их выполнение. Особенно, если подопечный имеет серьезные заболевания. Все обязанности помощника перечисляются очень подробно, начиная от бытовых вопросов и заканчивая представительством в судах и других государственных учреждениях.

Это соглашение можно легко расторгнуть, причем в одностороннем порядке. В случае, если со стороны помощника были обнаружены незаконные действия, договор расторгается судом по требованию подопечного или должностного лица.

ОПЕКА, ПАТРОНАЖ НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ

Данный вид попечительства может быть осуществлен только через патронатную организацию, получившую разрешение на оказание подобных услуг. В организации должен присутствовать свой штат сотрудников, обученных профессиональному оказанию ухода за больным.

Патронатное воспитание включает в себя следующие обязанности:

  • реабилитация и воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • обучение людей, желающих принять в свою семью воспитанника из детдома или осуществлять патронаж над ребенком из детского дома;
  • сопровождение ребенка, принятого на воспитание в семью или находящимся под патронажем и поддержка приемной семьи.

В составе патронатной организации находятся отделения:

  • реабилитационная (психологи и психотерапевты, логопед, дефектолог и тп.);
  • социально-правовой защиты;
  • поддержки приемных семей (обучающая, консультационная).

В чем же отличие от других форм устройства в семью? Главное отличие патроната от усыновления, опеки и приемных семей — это разграничение прав и обязанностей по уходу за недееспособным гражданином, ребенком или инвалидов между большим количеством участников.

Сюда входят, помимо родителей и самого подопечного, патронатный воспитатель и уполномоченный представитель органа опеки.

Функции законных представителей в равной степени присущи как семье, так и воспитателям.

ВНИМАНИЕ! Воспитатели отстраняются от имущественных вопросов (раздел, управление, совершение сделок), представлять интересы ребенка в суде при рассмотрении дела о лишении прав его родителей, принимать решение о выезде ребенка за границу.

Работа по воспитанию в патронате заключается в технологии планирования, осуществления и контроля воспитательного процесса ребенка, педагогической деятельности с приемной семье, социальной адаптации малыша, работе с кровными родственниками с целью налаживания связи между ими и малышом.

Каждый из этих полномочий тесно связан с другим и не может быть исключен или пропущен. Технологический процесс воспитания должен быть строго соблюден, так как патронат, прежде всего, педагогическая деятельность.

1. Институт патронажа над дееспособными гражданами ранее в законодательстве РФ отсутствовал. Необходимость усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в ГК. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник. Потребность в помощнике обычно возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать поддержку, в чем бы она ни выражалась.

Среди людей старшего поколения много таких, кто продолжает обслуживать себя самостоятельно и в пенсионном возрасте. Некоторые из них продолжают трудовую деятельность, сами покупают в магазинах нужные товары, справляются с домашним хозяйством, ведут активную жизнь.

Но, к сожалению, для большинства пожилых людей, особенно после 80 лет, иногда из-за обострившихся хронических болезней, физических и психических особенностей становится тяжело обслуживать себя, выполнять простую работу по дому, посещать поликлиники.

В этом случае заботу о них могут взять на себя другие люди, в том числе и родственники, оформив официально опекунство или патронаж над пожилыми людьми.

Оформление опеки и патронажа над взрослыми людьми в нашей стране регулируется Гражданским кодексом и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» № ФЗ-48.

Статья 41 Гражданского кодекса устанавливает порядок оформления патронажа над совершеннолетним гражданином, заключения договоров поручения или доверительного управления, определяет категории лиц, над которыми может быть оформлен данный вид опеки, а также назначает органы опеки и попечительства ответственными за осуществление контроля за деятельностью граждан, помогающим пожилым людям в соответствии с заключенными договорами.

Патронаж над дееспособными гражданами

Помощник пожилого человека имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в ходе выполнения поручений своего подопечного. Все выплаты ему осуществляет сам опекаемый.

Если за осуществление патронажа предполагается вознаграждение, то это тоже должно быть зафиксировано в договоре.

Государственные органы никакие выплаты не осуществляют. Кроме того, осуществление данного вида помощи не делает автоматически опекуна наследником пожилого человека. По своему желанию гражданин может сам включить своего помощника в завещание.

Пожилой человек, которому требуется помощь, должен обратиться в органы опеки по месту жительства с заявлением, в котором он выражает свое желание об установлении над ним патронажа.

Вместе с заявлением нужно представить медицинское заключение, которое подтверждает необходимость патронажной опеки:

  • В соответствии с Гражданским кодексом сотрудники социальной службы в течение месяца после получения заявления должны подобрать кандидата. Обычно их выбирают среди ближайших родственников или через объявления в местных органах печати.
  • Лицо, согласное осуществлять патронаж, передает в органы опеки свои документы.
  • Сотрудники службы опеки рассматривают заявление и документы кандидата и, в случае их одобрения, извещают заявителя об этом письменно.
  • После этого органы опеки готовят распоряжение об установлении патронажа. Копии этого документа отправляются по почте опекуну и гражданину, над которым оформляется оказание помощи.
  • Между помощником и пенсионером письменно заключается договор, в котором должны быть прописаны все обязанности и права сторон.

Без правильно составленного соглашения между сторонами патронаж не может осуществляться в полную силу. А договор, содержащий права и обязанности обоих участников, облегчит им их выполнение. Особенно, если подопечный имеет серьезные заболевания. Все обязанности помощника перечисляются очень подробно, начиная от бытовых вопросов и заканчивая представительством в судах и других государственных учреждениях.

Это соглашение можно легко расторгнуть, причем в одностороннем порядке. В случае, если со стороны помощника были обнаружены незаконные действия, договор расторгается судом по требованию подопечного или должностного лица.

Многие граждане, считают, что патронаж и опека – одно и то же, однако между ними существует разница.

Дееспособный гражданин Гражданин, способный осуществлять гражданские права и приобретать их своими действиями
Опекун Лицо, которому законно разрешено выступать представителем интересов недееспособного гражданина. В случае патронажа опекун называется помощником
Недееспособное лицо Гражданин, не имеющий возможности и способности осуществлять обязанности и создавать права в силу каких-либо обстоятельств

На патронаж над пожилым человеком имеют право категории граждан, соответствующие требованиям в законе, а именно:

  1. Заявитель должен быть совершеннолетним на момент изъявления желания.
  2. Гражданин должен быть полностью дееспособен.
  3. Не должно быть зависимостей — алкогольных и наркотических, он не должен быть судим.
  4. Рассматриваются только не лишенные родительских прав граждане.
  5. Не разрешено быть опекуном при наличии серьезных патологических заболеваний.
  6. Согласно акту проверки жилплощади гражданина, он должен иметь разрешение.
  7. Наличие постоянного заработка также является обязательным критерием.

Для выявления возможных заболеваний органы опеки и попечительства обычно отправляют заявителя на медицинское обследование.

Патронаж — это форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Некоторые путают понятие патронаЖа с патронаТом, а также относят к опеке или попечительству. Нет, патронаж — это отдельная форма, особенностью которой является то, что субъектом является дееспособное лицо.
Вопросы патронажа регулируются на законодательном уровне:

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве»
  2. Гражданский кодекс:
    • Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами.
    • Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного.

Статья 41 ГК РФ. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Патронажная служба — это организация, которая занимается досмотром за недееспособными лицами, за которыми нет возможности ухаживать родными и близким. Патронаж оформляется после заявления самого человека, нуждающегося в уходе, либо же его родственниками. Через некоторое время ООП выделяют человека, занимающегося уходом за недееспособным лицом с которым должны быть уговорены все нюансы его работы.

Помощник обязан:

  • заботиться о надлежащем уходе подопечного.
  • защищать интересы подопечного.
  • выполнять юридические сделки.
  • следить за здоровьем подопечного.

Помощник не принимает решение за своего подопечного, не вправе совершать сделки от его имени без доверенности, помощник действует по его поручению и согласованию с ним на основании договора.

Существует несколько видов такого рода патронажа в зависимости от возраста и состояния человека, нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.

Различают следующие типы:

  1. патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
  2. уход за новорожденным;
  3. детский патронаж;
  4. уход за людьми пожилого возраста;
  5. помощь людям с ограниченными возможностями;
  6. наблюдение за психически больными пациентами;
  7. соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Причины для попечительством над беременной могут быть различны, но в основную группу риска входят:

  • несовершеннолетние;
  • старше 30 лет;
  • многодетные;
  • одиночки;
  • имеющие сложную беременность;
  • из неблагополучной семьи.

Обязанностями работников ж/к курирующих беременную являются:

  • следить за состоянием здоровья подопечной и будущего малыша
  • проводить беседы о правильном уходе за ребенком

Эффективность проводимых в женской консультации мероприятий по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода наиболее высокая, когда они осуществляются с ранних сроков и проводятся систематически в течение всей беременности. Кроме того, это позволяет врачу правильно определить сроки беременности и декретного отпуска.

Во время беременности при ее физиологическом течении женщина должна посетить акушера-гинеколога в среднем 14 раз. После первого осмотра явка назначается через 7—10 дней (с результатами анализов, заключением терапевта и других специалистов); в дальнейшем в первую половину беременности — 1 раз в месяц; после 20 недель — 2 раза; после 32 недель — 3—4 раза.

При посещении беременной женской консультации врач и акушерка имеют возможность оценить ее состояние по динамике прироста массы тела, уровню АД, анализам мочи и др. О состоянии плода судят по данным ультразвукового и других специальных исследований. При выявлении у беременной соматических заболеваний, осложнений беременности частота наблюдении и объем обследований возрастают.

Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно или не посещает врача в назначенный срок, особенно при наличии патологии беременности, акушерка осуществляет патронаж, т.е. навещает ее дома, выясняет причину неявки, измеряет АД и приглашает на прием к врачу.

Патронаж над новорожденным заключается в посещении детским врачом и медсестрой из поликлиники ребенка в первый месяц его жизни. Эти визиты проводятся всего 3 раза. Медсестра и врач осматривают новорожденного, оценивают жилищные условия, в которых находится малыш, и проводят беседу с родителями о правильной гигиене и уходе за ребенком.

Услуга патронажа над младенцем, предоставляемая работниками местной поликлиники, бесплатна.

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Такой патронаж заключается путем заключения договора между ОПП и человеком, желающим оформить над собой уход в виду тяжелых заболеваний. К нему в течение месяца приставляют человека, который обязан помогать ему с бытовыми вопросами, а так же защищать его интересы. Также ОПП строго контролируют деятельность помощника.

Оформление ухода над дееспособным подопечным не дает прав попечителю распоряжаться его недвижимостью и имуществом — для этого нужно согласие самого инвалида либо органов опеки и попечительства.

Патронаж над совершеннолетним дееспособным лицом прекращается по его желанию путем расторжения договора.

В соответствии с нормами законодательства опека назначается исключительно над недееспособными гражданами. Если лицо является ограниченно дееспособным, то над ним назначается попечительство.

Недееспособными являются:

  • несовершеннолетние в возрасте от 0 до 13 лет;
  • совершеннолетние граждане, признанные недееспособными по решению суда.

Юридически к пожилым гражданам относятся:

  • женщины в возрасте от 56 до 70 лет;
  • мужчины в возрасте от 61 до 70 лет.

В просторечье, мужчины, старше 61 года, и женщины, достигшие 56 лет, считаются пожилыми. Достижение гражданином пожилого возраста не влечет потерю дееспособности. Даже если возрастные изменения повлекли психические расстройства, признать лицо недееспособным можно только по решению суда.

В отношении совершеннолетних граждан предусмотрены следующие виды заботы:

Вопросы опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами регулируются следующими нормативными актами:

  • Конституция РФ (ст. 39) гарантирует право на соцобеспечение в соответствии с возрастом получателя;
  • Семейный кодекс (устанавливает возможность получения материального обеспечения от трудоспособных совершеннолетних родственников для пожилых граждан);
  • Гражданский кодекс (определяется условия назначения опеки);
  • ФЗ № 48 от 2008 года (устанавливает требования к опекуну и причины назначения опеки);
  • Постановление Правительства № 423 от 2009 года (определяет порядок подбора граждан, желающих стать опекунами);
  • Постановление Правительства № 343 от 2007 года (устанавливает правила выплаты компенсации для граждан, осуществляющих уход за престарелыми лицами в возрасте после 80 лет).

Для назначения опеки над недееспособным пожилым гражданином, кандидат должен собрать определенный перечень документов и получить заключение районного отдела опеки. В качестве опекуна может выступать как физическое лицо, так и руководитель организации.

Общие требования к опекуну:

  • отсутствие судимости за преступления против жизни и здоровья;
  • наличие полной дееспособности;
  • отсутствие ряда заболеваний, в том числе алкоголизма и наркомании;
  • отсутствие судимости за тяжкие преступления.

Важно знать! Закон не предусматривает назначение вознаграждения или другие выплаты опекунам совершеннолетних граждан.

Если гражданин не признан недееспособным, он не нуждается в назначении опекуна. При этом следующие граждане имеют право на уход:

  • лицо, достигшее 80 лет;
  • гражданин, нуждающийся в постоянном постороннем уходе по заключению врачебной комиссии;
  • инвалид I группы.

Постоянный посторонний уход может осуществляться:

  • родственниками;
  • любыми другими гражданами;
  • сотрудниками социальной службы, осуществляющей оказание социальных услуг на дому.

Под уходом понимаются следующие действия:

  • покупка продуктов питания, одежды, предметов гигиены;
  • организация быта и питания;
  • оплата счетов за коммунальные услуги.

Траты на обслуживание гражданина осуществляются за счет его личных средств (пенсии, других накоплений). Специальная форма отчетности за расходование средств не предусмотрена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.