Снижение налога на прибыль в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снижение налога на прибыль в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Статистическая форма 1-ИП: кто сдаёт и как заполнить

    2,9 тыс. 0

    Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года

    Налоги в бюджеты различных уровней обязаны платить как компании, так и граждане. Именно эти средства впоследствии участвуют в финансировании различных сфер общественной жизни: здравоохранения, образования, дорожной отрасли и т.д. Налоги физлиц и организаций отличаются, некоторые из них удерживаются автоматически, другие необходимо платить самостоятельно.

    Ставка налога и способ его уплаты определяются Налоговым кодексом и зависят от вида.

    Налога с конкретно таким названием в российском законодательстве не существует. Обычно под ним понимается налог на доходы физлиц в части заработка. Им облагается зарплата физического лица при условии официального трудоустройства. Подоходный налог составляет 13% для годового дохода менее 5 млн рублей и 15%, если он выше. Рассчитывать и платить НДФЛ по зарплате самостоятельно не нужно, работодатели сами вычитают налог в пользу ФНС.

    С 2021 года действуют новые правила для налогов на вклады. Ранее ими облагались депозиты, процентная ставка которых превышала ключевую ставку ЦБ на 5%. К примеру, ставка ЦБ 4,25%, тогда со всех вкладов, процентная ставка которых выше 9,25% необходимо было заплатить налог в 35%. Сейчас это правило убрали и облагается только часть прибыли. Выглядит это так: с 1 млн рублей рассчитывается ставка ЦБ и получившаяся сумма – это та часть, которая налогом не облагается. С дохода выше получившейся суммы необходимо заплатить 13%. Самостоятельно ничего высчитывать не надо, банк сам передаст данные в ФНС.

    Меры поддержки бизнеса и граждан с 01.03.2022

    Если физлицо является резидентом РФ и сдает квартиру, то на него ложится обязательство платить с такого дохода 13 %, для нерезидента – 30 %. Облагается налогом не только сумма арендной платы, но и коммунальные платежи (кроме счетчиков), если их оплачивают арендаторы. Рассчитывать и платить налог необходимо самостоятельно, но не каждый месяц. До 30 апреля нужно подать декларацию 3-НДФЛ с информацией обо всех доходах за прошедший год, и после этого рассчитаться по налогу.

    В случае продажи недвижимости резидент должен заплатить 13 %, а нерезидент – 30 %. Но есть много нюансов, подробнее об этом рассказала Екатерина Цепова, руководитель агентства налогового консалтинга.

    «При расчете этого налога доходы от продажи недвижимости можно либо уменьшить на сумму расходов, связанных с ее приобретением, либо воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере не более 1 млн рублей для жилой недвижимости и земельных участков. Для остального имущества сумма вычета составляет не более 250 000 рублей.

    Какой именно вариант использовать, решает сам налогоплательщик. Например, если гражданин в 2022 году продал за 3 млн рублей квартиру, которую приобрел в 2020 году за 2 млн рублей, то в случае, если он воспользуется правом на вычет расходов, налог составит: (3 000 000 — 2 000 000) х 13 % = 130 000 рублей, а если имущественным налоговым вычетом, то налог составит: (3 000 000 — 1 000 000) х 13 % = 260 000 рублей. В этом случае выгоднее использовать вычет расходов.

    Но если, например, гражданин в 2022 году продает комнату стоимостью 1 млн рублей, которую приобрел менее 5 лет назад за 500 000 рублей, то ситуация будет другой: в случае если он выберет право на вычет расходов, налог составит: (1 000 000 — 500 000) х 13 % = 65 000 рублей, при имущественном вычете: (1 000 000 — 1 000 000) х 13% = 0 рублей.

    “Сумму сделки по продаже необходимо сравнить с кадастровой стоимостью недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7. Если она окажется меньше, то налог придется заплатить с величины кадастровой стоимости, умноженной на 0,7 и уменьшенной на сумму понесенных расходов или на сумму налогового вычета», — отметила эксперт.

    Им облагаются выигрыши в гослотереях, у букмекеров, в казино и других азартных играх, он составляет 13%. Согласно ст. 217 п. 28 НК РФ выигрыши до 4000 рублей в год налогом не облагаются. Если общая годовая сумма вознаграждений больше, то из этой суммы необходимо вычесть 4000 и получившийся результат будет объектом налогообложения. Например: за победы в лотереях за год было получено 10 000 рублей. Из них надо вычесть 4000 рублей и с получившихся 6000 рублей надо заплатить 13%.

    Лотереи организовывает только государство, все остальное считается рекламными акциями. Выигрыш в таких акциях облагается налогом в 35%, но, как правило, организатор изначально включает налог в сумму выигрыша и платит его вместо физлица.

    Он составляет 13%, но платить его при продаже абсолютно любого товара не нужно. В частности, налог не придется платить, если соблюдается одно из условий:

    • вещь была продана дешевле стоимости, за которую изначально покупалась. К примеру, если физлицо продает куртку за 4000, хотя покупал за 5000, то по факту он не имеет никакого дохода с этой сделки, поэтому и налог платить не нужно;

    • вещь стоит меньше 250 000 рублей и находилась в личном пользовании;

    • вещь находилась в личном пользовании не менее трех лет.

    В числе расходов, какие уменьшают налогооблагаемую прибыль — образовательные расходы в пользу сотрудников (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК). В этих целях учитывают затраты на подготовку работников:

    • по основным программам профобучения — при подготовке в ВУЗах и ССУЗах;
    • по дополнительным программам — при профессиональной переподготовке и повышении квалификации сотрудников;
    • при прохождении независимой оценки квалификации.

    Учитывать образовательные расходы при расчете налога на прибыль можно при соблюдении двух условий (п. 3 ст. 264 НК):

    1. Образовательные услуги оказаны на основании договоров с российским или иностранным учебным заведением.
    2. Образовательные услуги оказаны в пользу штатного работника организации или лица, которое не позже, чем через 3 месяца после окончания обучения обязано заключить с организацией трудовой договор.

    Налог на прибыль: кратко об основных изменениях 2022

    По налогу на прибыль юрлиц установлены необходимые и обязательные элементы, такие как:

    • объект налогообложения;
    • налогооблагаемая база;
    • налоговый и отчетный периоды;
    • ставки налога;
    • правила исчисления сумм налога;
    • порядок уплаты налога;
    • сроки уплаты налога.

    В отношении налога на прибыль установлены понятные правила его расчета и уплаты, а потому налогоплательщики имеют всю необходимую информацию для исполнения своей обязанности. На основании имеющихся сведений плательщики знают о том, какие суммы они должны заплатить, в какие сроки, каким образом и куда перечислить денежные средства.

    Наиболее важные элементы по налогу на прибыль — это налогооблагаемая база и ставки налога. Компании могут применять разные тарифы к доходам, полученным от продажи своей продукции, перепродажи иных товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на возмездной основе. Если налоговая база одна и та же, то сумма налога может изменяться в зависимости от применяемой ставки по налогу на прибыль.

    Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

    Момент

    Комментарий

    Объект

    Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

    Налогооблагаемая база

    Превышение доходов над расходами в денежном выражении

    Налоговый период

    Календарный год

    Ставки

    Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

    Исчисление платежа

    Регламентирован гл. 25 НК

    Правила уплаты

    Авансы — ежемесячно или ежеквартально

    За год — по окончании отчетного квартала

    Сроки уплаты

    Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

    За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

    Объект, облагаемый налогом на прибыль, различается в зависимости от того, кем он рассчитывается — или самим налогоплательщиком, или налоговым агентом.

    Если рассматривать с позиции налогоплательщика, то объект — это разница между облагаемыми доходами и разрешенными расходами. Эта разница может быть как положительной, так и отрицательной.

    Допустим, в компании облагаемые поступления от оказания услуг — 600 тыс. руб., а учитываемые расходы — 400 тыс. руб. Тогда разница между этими значениями положительная — 200 тыс. руб. Если же расходы будут больше 600 тыс. руб., тогда разница будет отрицательной.

    Если рассматривать с позиции налогового агента, то он учитывает объект как поступления иностранной компании без представительства, которые получены ею из источников в РФ.

    Доходы, которые подпадают под налог на прибыль, делятся на две группы — от реализации и внереализационные.

    В качестве доходов от реализации учитываются поступления от продажи продукции, товаров, работ, услуг, имущественных прав.

    В качестве внереализационных доходов учитываются полученные дивиденды, поступившие пени/штрафы и неустойки за нарушение условий договора, положительные курсовые разницы, арендные поступления, полученные проценты по кредитам/займам и банковским счетам/вкладам, списанная кредиторская задолженность и др.

    34 важных изменения для бухгалтера в 2022 году, о которых надо знать уже сейчас

    Налогоплательщик самостоятельно выбирает метод ведения учета для целей налогообложения:

    • по кассовому методу;
    • по методу начисления.

    Различие между ними заключается в моменте и условиях признания доходов и расходов.

    При методе начисления не обращают внимание на дату оплаты доходных или расходных операций. При кассовом методе приходные и расходные операции отражаются в учете на основании даты оплаты.

    Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021-2023 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив в сфере социально-экономического развития.

    Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022-2024 годы.

    В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:

    1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры.

    Этому способствовало систематическое проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с инфляционным таргетироеанием и свободным курсообразованием). Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем. В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контрциклической экономической политики — как бюджетной, так и денежно-кредитной — было бы невозможным.

    2. Обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-долгосрочный потенциал экономики.

    — Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечили соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока.

    Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил ~8% ВВП.

    — Фокус антикризисных программ на укреплении системы здравоохранения, поддержке наиболее уязвимых граждан и пострадавших отраслей наряду с их своевременностью повысил действенность бюджетного импульса.

    Это позволило не допустить неконтролируемого ухудшения эпидемиологической обстановки, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, а также содействовало быстрому восстановлению деловой активности уже во втором полугодии 2020 года.

    По мере укрепления системы здравоохранения, восстановления деловой активности и в целом повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития вновь вышли на первый план единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной).

    Достижению этой цели содействует постепенная нормализация бюджетной политики и реализуемые структурные изменения: как в структуре доходов — структурный маневр в налоговой системе по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП; так и в структуре расходов — стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития — как в рамках национальных проектов и мер по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию, так и других мероприятий госпрограмм.

    Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021 гг. по отдельным целям и направлениям.

    В связи с глобальной пандемией в 2020 году отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

    — острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть влияние нефтяной волатильности эффективно абсорбируется вследствие систематического следования «бюджетным правилам»

    — вынужденное резкое и масштабное сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса,

    это потребовало соразмерного контрциклического импульса.

    Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

    Основными задачами антикризисных программ с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией были:

    — с одной стороны, повышение устойчивости системы здравоохранения и экономики в целом к эпидемиологическим шокам;

    — с другой стороны, создание условий для быстрого восстановления деловой активности по мере смягчения «карантинных» ограничений.

    Соответственно, антикризисные программы фокусировались на укреплении системы здравоохранения, поддержке уязвимых слоев населения и компаний пострадавших отраслей.

    По мере повышения устойчивости к эпидемиологическим шокам и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с «антиковидной» повестки к среднесрочным задачам достижения национальных целей развития.

    Этому содействует реализуемая в текущем году постепенная нормализация бюджетной политики, а также предусмотренные в бюджете структурные изменения в доходах и расходах.

    Предусмотренная в бюджете 2021-2023 гг. траектория нормализации бюджетной политики (сокращение структурного первичного дефицита до 1,3/1,45% ВВП в 2021 году) масштабирована соразмерно ожидавшейся осенью 2020 года траектории постепенного восстановления деловой активности.

    Фактическое восстановление деловой активности оказалось более динамичным, чем ожидалось ранее, что по мере приближения ситуации на рынке труда к полной занятости привело к появлению признаков перегрева на потребительском рынке. Внутренний спрос в текущем году растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что наряду с внешними причинами -бюджетно-кредитная «накачка» в развитых странах, глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах и др. — формирует повышенный инфляционный фон.

    В 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:

    1. Меры, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства:

    — расширение применения патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим ЕНВД (с возможностью дальнейшего расширения по решению региона);

    — продление до 2024 года права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП;

    — предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов ИП на ПСН;

    — расширение применения УСН за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 до 200 млн рублей) и занятости (со 100 работников для 130).

    2. Стимулирующие меры в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки:

    — в целях стимулирования инвестиций в добычу нефти с 2021 года введены вычеты рентных налогов (НДПИ) для отдельных участков недр (месторождения сверхвязкий нефти в Татарстане, Приобское, Ванкорский кластер); дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в 2021-2024 гг. ожидается в размере около 700 млрд рублей, а за период их действия (2021-2028 гг.) может превысить 1,2 трлн рублей.

    — в целях стимулирования инвестиций в увеличение глубины переработки нефти введена инвестиционная надбавка для отдельных НПЗ (14 НПЗ), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения; дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в период действия инвестиционной надбавки в 2020-2030 гг. ожидается в размере более 700 млрд рублей.

    — в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки с 2022 года введен налоговый вычет по акцизам на сырье (этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности (введённых в 2022-2027 гг.), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения. дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) ожидается в среднем на уровне 20-40 млрд рублей в год.

    3. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

    — для резидентов Арктической зоны с 2021 года установлена нулевая ставка по федеральной составляющей налога на прибыль и предоставлено право регионам устанавливать пониженную ставку по региональной составляющей налога;

    — для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе с 2020 года установлен пониженный тариф страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

    4. В рамках мер по деофшоризации российской экономики:

    — в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с ключевыми «транзитными юрисдикциями»;

    — в целях упрощения администрирования и привлечения в Россию налоговых резидентов с высокими доходами предоставлено право уплачивать НДФЛ с доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере 5 млн рублей; с одновременным усилением контроля для лиц, не перешедших на уплату налога с прибыли КИК в фиксированном размере (документальное подтверждение размера прибыли, ужесточение ответственности за непредставление и др.).

    — повышена эффективность обмена финансовыми данными (между организациями финансового рынка и налоговыми органами) в рамках работы по приведению законодательства — международном автоматическом обмене информацией в соответствие с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard).

    Уточнен порядок изменения первоначальной стоимости основных средств (ОС) в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов ОС. Норма п. 2 ст. 257 НК РФ дополнена правилом о том, что изменение первоначальной стоимости ОС происходит независимо от размера остаточной стоимости этого ОС (п. 33 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Таким образом, снята неопределенность при модернизации и реконструкции объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью.

    Уточнен порядок определения нормы амортизации ОС после реконструкции (модернизации, технического перевооружения) (абзац 3 п.1 ст. 258 НК РФ). Если в результате данных мероприятий срок полезного использования (СПИ) объекта ОС не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (пп. 34 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). До 1 января 2022 при исчислении амортизации в таких случаях учитывался оставшийся срок полезного использования реконструированного ОС. Хотя и до внесения изменений Минфин РФ разъяснял в письмах, что при модернизации полностью самортизированного ОС в целях налога на прибыль его первоначальная стоимость увеличивается на стоимость проведенной модернизации. При этом если СПИ этого ОС не был увеличен, то начислять амортизации по нему следует по нормам, которые были определены при вводе его в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 19.04.2021 N 03-03-06/1/29206). С 1 января 2022 года позиция финансового ведомства закреплена в НК РФ. Поэтому несмотря на то, что после реконструкции налоговый учет основных средств 2022 формально определяется иначе, для тех налогоплательщиков, которые не были готовы к спорам с налоговым органом, порядок амортизации основных средств с 2022 года не изменился.

    Уточнены правила прекращения начисления амортизации по амортизируемому имуществу ( п.5 ст. 259.1 НК РФ): начисление амортизация прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям, независимо от окончания срока полезного использования (пп. 35 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Ранее указание на срок полезного использования в тексте нормы не было. Данное уточнение имеет значение, например, для модернизированных ОС, СПИ которых после модернизации не изменился. Применяя прежнюю норму амортизации к увеличенной первоначальной стоимости ОС, амортизация такого ОС в налоговом учете будет продолжаться за пределами его СПИ. Также уточнения актуальны для ОС, которые были на какое-то время «законсервированы», а потом опять включены в состав амортизируемого имущества. Так, ранее, в письме Минфина РФ 18.08.2020 N 03-03-06/1/72415 были даны разъяснения, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла такая расконсервация, по месяц полного списания его остаточной стоимости. При этом истечение срока полезного использования объекта основных средств в период его консервации не влияет на указанный порядок начисления амортизации.

    Какие налоги платят физлица: виды, ставки, что освобождается от обложения

    С 1 января 2022 года по договорам лизинга, заключенным с 1 января 2022 года и позднее применяются новые правила налогового учета.

    С 1 января 2022 года по «новым» договорам лизинговое имущество амортизирует лизингодатель. Утратил силу п. 10 ст.258 НК РФ об амортизации ОС тем, у кого на балансе лизинговое имущество. Также исключена из НК РФ норма п. 8.1 ст. 272 НК РФ о порядке определения расходов лизингодателя, в случае, когда балансодержателем предмета лизинга являлся лизингополучатель (пп. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ). То есть отменены правила признания расходов для лизингодателя в ситуации, когда лизингополучатель амортизировал предмет лизинга в налоговом учете, а лизингодатель признавал расходы на его приобретение пропорционально сумме арендных (лизинговых) платежей и в тех периодах, в которых указанные платежи предусмотрены условиями договора (пп.10 п.1 ст. 264 , п. 8.1 ст. 272 НК РФ).

    Лизингодатель сможет применять повышающий коэффициент амортизации — не выше 3. Указанный специальный коэффициент по-прежнему, не применяется к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам (пп. 1 п.2 ст. 259 НК РФ).

    Лизингополучатель будет учитывать в расходах только лизинговые платежи. Но в случае, если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи у лизингополучателя учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости (пп. 10 п.1 ст. 264 НК РФ в ред. пп. 23 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ). Ранее было установлено, что у лизингополучателя, который учитывает на балансе предмета лизинга, расходами признаются лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу.

    Как уже говорилось, учет лизинговых операций в 2022 году ведется по-новому только по новым договорам.

    Перечисленные выше новации в налоговом учете лизинговых операций не распространяются на договоры лизинга, действующие на 1 января 2022 года. По таким договорам до окончания их действия лизингодатель и лизингополучатель учитывают имущество, являющееся предметом лизинга, по старому, т.е. по правилам ведения налогового учета, предусмотренным главой 25 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2022 (п.1 ст.2, п.4 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

    С 1 января 2022 года к расходам на НИОКР в целях ст. 262 НК РФ добавляются расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2 п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ). Аналогичное положение в отношении прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы было включено в ст. 262 НК РФ ранее и действовало по 31.12 2020. Норму вернули в ст. 262 НК РФ гл. 25 «Налог на прибыль организаций» с 2022 года, дополнив ее правами на селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем.

    До 1 января 2022 работодатели имели право относить в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль затраты по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей) с учетом норм п.24.2 ст. 255 НК РФ.

    Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 17.02.2021 N 8-ФЗ, в составе расходов на оплату труда с 1 января 2022 года будут учитываться не только путевки от туроператоров и турагентов, но и расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ, по договорам с организациями, оказывающими данные услуги, но и расходы в виде сумм полной или частичной компенсации работникам произведенных ими затрат на оплату данных услуг (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ (см. письмо Минфина РФ от 02.06.2021 N 03-04-06/42897).

    При этом нормативы учета затрат на путевки в целях налогообложения не изменились. В «прибыльных» расходах можно отразить не более 50 000 руб. в совокупности за год на каждого отдыхающего. И расходы на путевки вместе с расходами на ДМС и медицинские услуги в пользу работников не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

    С 1 января 2022 вступает в силу Федеральный закон N 104-ФЗ, который изменил категории НКО, безвозмездная помощь которым может быть признана во внереализационных расходах по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 19.6 п.1 ст. 265 НК РФ). В нем останется только две категории получателей безвозмездной помощи:

    НКО, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1290 установлен новый порядок ведения реестра социально ориентированных НКО).

    НКО в виде централизованных религиозных организаций (религиозных организаций, входящих в их структуры), а также СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

    НКО, включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, с 1 января 2021 года исключены из списка «благотворительной помощи», учитываемой в составе внереализационных расходов.

    С 1 января 2022 платежи в виде возмещения ущерба перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) пополнили перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ, п.39 ст. 2, п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ) и встали в одном ряду с пенями, штрафами, санкциями, перечисляемыми в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентами, подлежащими уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафами и другими санкциями, взимаемыми государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. О смысле данного нововведения можно судить из письма Минфина РФ от 21.06.2021 N 03-03-07/48698, где сказано, что подобная формулировка не позволит организациям включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций компенсацию за причиненный экологический ущерб. Ранее вопрос о включении в состав расходов затрат на возмещение ущерба недрам (окружающей среде) был спорным, иногда суды поддерживали налогоплательщика, основываясь на пп.13 п.1 ст. 265 НК РФ (см. Постановление АС ВСО от 03.03.2017. N Ф02-7587/16 по делу N А58-7052/2015 и др.)

    11 способов, как уменьшить налог на прибыль

    С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

    • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
    • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
    • документообороту (ФСБУ 27/2021);
    • аренде (ФСБУ 25/2018).

    Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

    Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

    Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

    Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

    • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
    • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

    И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

    Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

    • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
    • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Их больше не будут устанавливать регионы.

    Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

    Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

    • заявление на льготу по налогу на имущество;
    • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
    • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
    • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

    С 1 июля 2022 г. организации и ИП смогут перечислять налоги путем уплаты единого налогового платежа. Это значит, что плательщик перечисляет в бюджет какую-либо сумму одним платежом, а налоговая инспекция засчитывает ее в счет текущих платежей по налогам (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ). Чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно провести с инспекцией сверку расчетов и подать заявление о применении особого порядка. Затем не позднее чем за пять дней до срока уплаты налога, аванса по нему или взносов следует направить в инспекцию уведомление о начисленных суммах.

    Организации смогут получать усиленную квалифицированную электронную подпись только через ФНС. В подписях, выданных в 2022 г. и позже, владельцем сертификата ключа проверки можно указывать только организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности.

    Обычные работники не вправе владеть сертификатом такой подписи. Они смогут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации. Личные подписи физлица получают в коммерческих удостоверяющих центрах. Подписи, выданные таким центром, будут действовать до конца срока, если он получил аккредитацию в 2021 г.

    Важные изменения по налогу на прибыль с 1 января 2022 года

    Налоговая декларация

    Начиная с отчетности за 2022 г. налогоплательщикам не нужно будет сдавать декларации по недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ). Организация сама рассчитывает сумму налога, перечисляет ее в бюджет и представляет пояснения и документы налоговикам, если это нужно, а инспекция направляет сообщение об исчисленном налоге.

    Срок уплаты налога

    С 1 января 2022 г. субъекты РФ лишатся возможности устанавливать сроки уплаты налога на имущество (авансовых платежей). При этом они сохранят за собой право на определение налоговых ставок и порядка уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ).

    Начнут действовать единые сроки уплаты налоговых платежей (п. 1 ст. 383 НК РФ):

    • для налога – не позднее 1 марта следующего года;
    • для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Налогообложение уничтоженного имущества

    По уничтоженному объекту налогообложения исчисление налога будет прекращено с 1-го числа месяца его уничтожения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ). Для прекращения налогообложения налогоплательщику следует подать в налоговый орган по своему выбору заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения объекта налогообложения. Форма, порядок заполнения и формат представления заявления в электронном виде будут установлены приказом ФНС.

    Правила учета аренды и лизинга

    Имущество, переданное в аренду (в том числе по договору лизинга), будут облагать налогом только у арендодателя (лизингодателя) (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ).

    Льгота по медизделиям

    Изначально предполагалось, что с 1 января применить освобождение от НДС по медизделиям можно будет только при наличии регистрационного удостоверения ЕАЭС. Но норму изменили, и теперь льготой могут пользоваться и те, кто получил российское регистрационное удостоверение.

    Льгота для организаций общепита

    С 2022 г. при определенных условиях от НДС будут освобождены услуги общепита в ресторанах, кафе, закусочных, столовых и т.д., а также при выездном обслуживании. Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов, а также организациями и ИП, которые занимаются заготовками или розничной торговлей.

    Условия освобождения от НДС установлены п. 2 ст. 2 Закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ. Если организация или предприниматель зарегистрированы до 2022 г., то для освобождения от НДС должны одновременно выполняться следующие условия:

    • сумма доходов за 2021 г. составляет не более 2 млрд руб.;
    • не менее 70% этих доходов получено от реализации услуг общепита;
    • размер среднемесячных выплат не должен быть меньше среднемесячной начисленной зарплаты в регионе (это условие добавится с 2024 г.).

    При выполнении данных условий освобождение от НДС начнет применяться с 1 января 2022 г. автоматически, без подачи заявлений. Если организация или предприниматель будут зарегистрированы в 2022 г., то освобождение начнет применяется с момента регистрации без указанных ограничений. При этом они должны будут ежеквартально сдавать декларацию по НДС.

    Если организации или предпринимателю невыгодно использовать эту льготу, они могут отказаться от нее и в общем порядке уплачивать НДС. Для этого им нужно подать в налоговый орган заявление не позднее 1-го числа квартала, с которого они отказываются от льготы. Такой отказ возможен с любого квартала, но как минимум на год.

    С 1 января 2022 г. организации общепита получат льготу по страховым взносам. Субъекты МСП, которые вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита, смогут использовать пониженные тарифы взносов, если среднесписочная численность их работников не превысит 1500 человек (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ).

    С 2022 г. разрешен зачет страховых взносов в счет недоимки по налогам. И наоборот, пе¬реплату по налогам можно будет за¬честь в счет страховых взносов (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ).

    Начиная с отчетности за 2021 г. применяется обновленная форма декларации по УСН. Новый бланк утвержден Приказом ФНС от 25 декабря 2020 г. № ЕД-7-3/958. В него среди прочего добавили поля для отражения повышенных лимитов и ставок УСН, нового кода для отражения ставки налога.

    С 1 января 2022 г. субъекты МСП должны сдавать статистическую отчетность только в электронном виде.

    Минэкономразвития утвердило новый коэффициент-дефлятор для работы на УСН в 2022 г. (Приказ от 2 октября 2021 г. № 654). Организациям нужно учитывать следующие ограничения по суммам полученных доходов:

    • 116,1 млн руб. – для перехода на УСН с 2022 г. (проверяется доход за 9 месяцев 2021 г.);
    • 164,4 млн руб. – для применения в 2022 г. УСН со стандартными ставками налога;
    • 219,2 млн руб. – для применения в 2022 г. УСН с повышенными ставками налога.

    Если доход организации на УСН в 2022 г. будет более 164,4 млн руб., но не превысит 219,2 млн руб., будут применяться повышенные ставки налога – 8% (вместо 6%) и 20% (вместо 15%).

    Индивидуальные предприниматели могут перейти с ОСНО на УСН при любых доходах, но уже во время работы не могут превышать установленный лимит.

    С 2017 г. в России работает система маркировки «Честный ЗНАК». На все товары, подлежащие маркировке, должны быть нанесены специальные коды. За их нанесение отвечает производитель, импортер или владелец продукции. С 1 января 2022 г. участники оборота маркированных товаров должны выбрать оператора и подключиться к системе электронного документооборота, чтобы сообщать о переходе права собственности на товар. Прямые сообщения об отгрузках и приемках в «Честный ЗНАК» с этой даты будут закрыты.

    С 1 марта 2022 г. вводится маркировка велосипедов и рам. В список изделий, которые нужно будет маркировать, включены:

    • двухколесные и грузовые велосипеды без двигателя;
    • велосипеды с вспомогательным двигателем;
    • взрослые велосипеды с колясками и без них;
    • детские трехколесные велосипеды;
    • рамы для взрослых и детских велосипедов.

    С 1 декабря 2021 г. введена маркировка природной минеральной воды. С 1 марта 2022 г. нужно получать штрихкоды для искусственно минерализованной воды, бутилированной воды без подсластителей и ароматизаторов, в том числе газированной воды. Регистрировать газировку в «Честном ЗНАКе» пока не требуется.

    Маркировка молока и молочной продукции стала обязательной в 2021 г. Производители и импортеры обязаны наносить штрихкоды Data Matrix на любые продукты вне зависимости от срока хранения. С 20 января 2022 г. магазины должны фиксировать выбытие продуктов, хранящихся до 40 суток. А с 1 июня 2022 г. аналогичное требование вводится для продуктов, хранящихся более 40 суток.

    С 1 декабря 2022 г. маркировать товары должны будут крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы. Сейчас они освобождены от этой обязанности, если продают товар лично или через собственный магазин.

    С 1 марта 2022 г. вводом в оборот обувных товаров будет считаться исключительно направление в систему мониторинга уведомления об этом. То есть маркировать товары нужно будет до ввода в оборот.

    На 2022 г. запланирована обязательная маркировка биологически активных добавок к пище.

    Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

    Не каждый год компания закрывает с прибылью, случаются и убытки. Законодательство позволяет впоследствии их списывать. При сдаче отчётности по налогу прибыль в декларации текущего периода указывается убыток прошлых лет или его часть. Налоговую базу можно уменьшить подобным образом вплоть до половины. Если убыток больше, его можно перенести на будущие годы. Раньше действовало ограничение, позволяющее таким образом переносить убытки в течение 10 лет, теперь же оно снято.

    Бывает, что убытки прошлых лет выявлены только в текущем году. Их можно отнести на внереализационные расходы, сократив тем самым налоговую базу, а значит, и сам налог.

    Организация может предусмотреть в своей учётной политике создание таких резервов:

    • по сомнительным долгам;
    • на оплату отпусков;
    • на ремонт основных средств;
    • на гарантийный ремонт и обслуживание.

    Это может быть весьма выгодно для оптимизации налога на прибыль. Поясним на примере резерва по сомнительным долгам. Компания отгрузила товары покупателям, но не получила оплаты. При учёте доходов и расходов по методу начисления на дату отгрузки у неё образовался доход. А раз есть доход, то есть и объект обложения налогом на прибыль. Получается, денег нет, а 20% от теоретической суммы дохода уплатить нужно.

    Чтоб этого избежать, создаётся резерв по сомнительным долгам. На конец квартала нужно определить длительность просрочки. Если она более 45 дней, то в расходы принимается половина суммы задолженности. При просрочке более 90 дней можно списать всю её сумму.

    Конечно же, когда контрагенты вернут свои долги, налог уплатить придётся. То есть, создание резерва можно использовать для того, чтобы легально получить отсрочку по уплате налога. Уплачивать налог нужно будет из полученных, а не из собственных средств. Плюс этого способа в том, что в течение отсрочки деньги компании остаются в работе и приносят доход.

    Если планируется приобрести транспорт, оборудование или иные подобные объекты, можно рассмотреть вариант лизинга. Нужное оборудование будет предоставлено лизингодателем, а компания будет отчислять ему платежи. До окончания выплат техника будет находиться в собственности у лизингодателя, организация же сможет её использовать в своей деятельности.

    Оптимизация налога на прибыль в следующем: лизинговые платежи входят в себестоимость продукции и снижают базу. Если же оборудование купить за счёт собственных средств, то в расходы можно принять только сумму амортизации.

    Часто новая техника приобретается взамен старой, которая подлежит списанию. Связанные с её ликвидацией затраты — на демонтаж, разборку, вывоз — можно списать как внереализационные расходы в том периоде, когда происходит ликвидация. В эти же затраты включается и недоначисленная амортизация списанных объектов.

    Многие организации сегодня тратятся на товарный знак. Это ещё один неплохой пример того, как можно уменьшить прибыль абсолютно легально, не только снизив налог, но и получив выгоду для бизнеса. Ведь товарный знак способствует узнаваемости компании, формированию лояльности покупателей и защите от недобросовестной конкуренции.

    После получения документов из Роспатента товарный знак ставится на учёт, как нематериальный актив. Затраты на него, при условии, что они составили менее 100 000 рублей, сразу же включаются в расходы и уменьшают базу по налогу на прибыль. Если товарный знак стоит дороже, он подлежит амортизации, и его себестоимость уменьшает налог постепенно.

    В продолжение разговора о товарном знаке стоит упомянуть и другой атрибут фирменного стиля организация — форму сотрудников. Особенно это актуально в сфере розничной торговли и услуг населению.

    Затраты на изготовление формы включаются в состав расходов на оплату труда на основании пункта 5 статьи 255 НК РФ. А они, в свою очередь, понижают налоговую базу. Однако для этого должны исполняться 2 условия:

    • форма передаётся работникам бесплатно или по пониженной цене;
    • сотрудник получает её в собственность, то есть после прекращения трудового договора возвращать ее не нужно.

    Нередко компании прибегают к услугам маркетологов для изучения рынка с целью увеличить свои продажи. Если подобные исследования ещё не проводились, вероятно, есть смысл задуматься над этим. Тем более что затраты на них уменьшают базу по налогу на прибыль как расходы на консультации.

    Однако это верно при одном условии — такие затраты оправданы, документально подтверждены и производятся в целях роста дохода. Изучение рынка должно проводиться в отношении продукции или услуг, которыми занимается компания. Если оно будет направлено на какие-то сторонние продукты, то расходы могут не признать. ИФНС решит, что исследование было фиктивным и проводилось исключительно для того, чтобы уменьшился налог на прибыль.

    Если специалисты организации периодически будут повышать свой профессиональный уровень, бизнесу это пойдёт только на пользу. К тому же расходы на обучение могут снизить налог на прибыль — они списываются как прочие расходы по производству и реализации.

    Для этого должны исполняться такие условия:

    • направленные на обучение работники наняты по трудовым договорам;
    • учебное заведение, с которым заключен договор, имеет право вести соответствующую деятельность.

    Каждая компания имеет право на создание резервов. Предполагается, что они могут пригодиться для оплаты отпусков, вознаграждения за выслугу лет сотрудникам, обновление материально-технической базы и оборудования и т.д. Этот способ дает возможность правильно распределить по налоговым периодам расходы, а ведь именно грамотное обоснование расходов является важнейшей частью исчисления налога на прибыль.

    Нужно понимать, что резерв не может повлиять на общий размер суммы налога на прибыль за весь отчетный период, но зато, благодаря ему, можно существенно снизить авансовые платежи.

    Для многих предпринимателей это является отличным выходом в тех ситуациях, когда в ближайшем будущем ожидаются большие траты, а уже сегодня нужно заплатить налоги.

    Это не тот тип договора, когда одна компания арендует у другой какие-то площади.

    В данном случае, под договором аренды подразумевается закрепленная документально временная передача основных средств предприятия сторонней организации, работающей по упрощенному налогообложению.

    Суть договора аренды в том, что арендные выплаты увеличивают доходы фирмы на УСН, но при этом уменьшают налогооблагаемую прибыль арендатора.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.