Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное и гражданское право различия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
- равенства участвующих сторон;
- неприкосновенности собственности;
- свободы подписания соглашений;
- невмешательства государства в частные правоотношения.
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
Разница между гражданским правом и административным правом
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.
Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.
Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц, называется гражданским правом (ГП). Эта отрасль является элементом правовой системы государства. Свод норм и правил по регулированию имущественных и неимущественных отношений лиц представлен в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), федеральных законах гражданско-правового характера.
В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
Особенности АП:
- предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
- деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
- главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
- принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
- функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
- субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
- объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.
Сравнительная таблица отличий:
Критерии | Гражданское | Административное |
Предмет регулирования / Отличие | Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц. Круг интересов: право собственности, обязательственное, наследственное, интеллектуальное, корпоративное право, защита здоровья, жизни, чести, достоинства. | Регулирует общественные (в т. ч. имущественные) правоотношения в сфере государственного управления и исполнительной деятельности государства. Государственные (муниципальные) органы устанавливают правила в социальной, политической, культурной, экономической сфере. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в рамках реализации исполнительной власти. |
Сравнительная таблица отличий:
Критерии | Гражданское | Административное |
Состав участников / Отличие | Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения между правоспособными и дееспособными гражданами, юридическими лицами, государством. Все субъекты равны в своих правах и отвечают за свои действия согласно нормам закона. | Регулирует общественные отношения управленческого характера между государственными (муниципальными) органами (с одной стороны) и дееспособными физическими лицами или правоспособными юридическими лицами (с другой стороны). |
Сравнительная таблица отличий:
Критерии | Гражданское | Административное |
Метод регулирования / Отличие | Использует дозволительный (разрешено все, что не запрещено законом) и диспозитивный (право выбора) метод регулирования. Участники гражданских правоотношений равны перед законом, имеют одинаковый статус, вправе самостоятельно принимать решения, имеют свободу выбора. | Использует метод субординации и императивный (власть-подчинение) метод. Участники административных правоотношений имеют неравные права. Органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические и юридические лица. |
Чем отличается гражданское право от административного
Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.
В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.
Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Административное право — это правовая система, которая регулирует отношения в деятельности органов управления и правительства в отношении государства и муниципалитета.
Административное право всегда является руководством всех субъектов общественной, экономической и социальной областях. Все нормы административной сферы регулируют общественные отношения в органах государственного правления. Административное право всегда использует два метода. Императивный метод и метод субординации. Все участники административных отношений всегда находятся в нервных отношениях. Всегда существуют ограничения в предписаниях, которые все неукоснительно должны выполнять.
Гражданское право объединяет правовые нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, а также между гражданами и организациями. Предметом данной отрасли являются материальные и нематериальные блага, в отношении которых возникают гражданские взаимоотношения.
Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.
Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.
Сравнительная таблица:
Вид правовой отрасли | Административное право | Гражданское право |
Что регулирует? | Регулирует управленческие отношения. | Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения. |
Кто участвует? | Юридические и физические лица, государственные учреждения. | Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство. |
Метод регулирования | Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. | Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов. |
Вмешательство государства | Административное право регулируется государством. | Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные). |
Нормативный акт | Административный кодекс РФ. | Гражданский кодекс РФ. |
Могут ли лишить свободы на нарушение прав | Нет. | Нет. |
Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.
При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
- об административном надзоре;
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
- о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
- о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Гражданское и административное право
Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.
Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).
1.2. Отграничение гражданского права от других отраслей права
Гражданское и административное право. В любой сфере деятельности человека существуют организационные отношения. Организационные отношения, которые связаны с распределением, обменом или потреблением, связаны с имущественно-стоимостными отношениями. Например, для торговли алкоголем необходимо получить лицензию государственного органа. Между торговой организацией и государственным органом возникают организационные отношения, связанные с торговлей алкоголем, т.е. имущественно-стоимостными отношениями. Организационные отношения регулируются обязывающими предписаниями, которые опираются на власть государства. Поэтому организационные отношения, хоть они и связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются методом власти-подчинения, а не свойственным гражданскому праву методом юридического равенства сторон. Метод власти-подчинения свойствен административному праву. Например, имущественные отношения, складывающиеся в виде распределения имущества вышестоящей государственной организацией между нижестоящими организациями, т.е. по принципу власти-подчинения, не регулируются гражданским правом, а входят в сферу регулирования административного права.
Таким образом, гражданское право отличается от административного методом правового регулирования.
Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК РФ, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Гражданское и семейное право. Семья представляет собой экономическую ячейку общества. Между отдельными членами семьи также складываются имущественные отношения. Однако в силу особого характера имущественных отношений между членами семьи они утрачивают стоимостный признак. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Потому имущественно-семейные отношения регулируются нормами семейного, а не гражданского права. Между членами семьи могут возникать не только имущественные, но и неимущественные отношения. В отличие от личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они складываются между конкретными, строго определенными членами семьи. В рамках этих неимущественных отношений не происходит индивидуализации гражданина как личности посредством выявления его нравственных и иных социальных свойств. Поэтому данные отношения также регулируются семейным, а не гражданским правом. Впрочем, сейчас происходит сближение отношений, регулируемых семейным правом, с собственно гражданско-правовыми отношениями. В частности, допускается заключение между супругами брачных контрактов, возможен переход от общей совместной собственности супругов к долевой собственности и т.п. Это нашло свое внешнее проявление в том, что целый ряд норм, которые традиционно «прописывались» в актах брачно-семейного законодательства, оказались включенными в ГК РФ.
|
Версия для печати Методические рекомендации |
Нормы права — это властные, письменно закрепленные общеобязательные правила поведения людей в обществе, коллективов и общностей, установленные государством и охраняемые им от нарушений. Право и норма соотносятся между собой, как целое и часть.
Признаки нормы права: связь с государством; общеобязательность; формальная определенность; представительно-обязывающий характер; системность, властность, нормативность. Норма права имеет свою структуру, то есть внутреннее строение, определенный порядок изложения.
Элементы нормы права
Гипотеза |
Диспозиция |
Санкция |
Условия, при которых она применяется в конкретных правоотношениях |
Содержит правила поведения участников правоотношения, их права и обязанности |
Неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы |
Нормы права разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.
Например, можно выделить следующие виды правовых норм:
- по отраслям права;
- по характеру регулирования;
- в зависимости от степени абстрактности формулировки правила;
- по объему гипотезы;
- в зависимости от органа, издавшего нормы права;
- в зависимости от действия в пространстве;
- в зависимости от действия во времени;
- по действию норм права по кругу лиц;
- по характеру правил поведения.
Чем отличается административное право от гражданского?
Понятие и элементы системы права. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую идеологию (правовую).
Элементы системы права |
нормы права |
правовой институт (совокупность норм, регулирующих определенную сторону однородных общественных отношений) |
|
подотрасль (совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений) |
|
отрасль (совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования) |
Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос «Что регулирует право?» то метод — «Как регулирует?». Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
- императивный — метод властных предписаний, не допускающий отступлений от правовых предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
- диспозитивный — способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
- поощрительный — вознаграждение за определенное заслуженное поведение;
- рекомендательный — способ воздействия, предлагающий субъектам права наиболее целесообразный вариант поведения.
Характеристика отраслей права. Все отрасли права по своему характеру могут быть классифицированы на две разновидности:
Отрасли материального права |
Отрасли процессуального права |
Например: административное право трудовое право гражданское право уголовное право экологическое право и т. п. |
К ним относятся те отрасли, которые содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права (например, гражданское, уголовное, административное право и др.) |
Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридичёских норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, охраны труда и т. п. Институты права можно классифицировать по характеру предписаний, содержащихся в них, на следующие виды:
а) правоохранительные, которые состоят из юридических норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан;
б) функциональные, то есть те, которые охватывают нормы права, регулирующие процедуру, порядок решения вопросов, имеющих правовой характер;
в) общие (содержат нормы права, закрепляющие принципы, общие положения).
Профилирующие, или базовые, отрасли, то есть те которые охватывают главные правовые режимы: конституционное право; затем три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.
Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) — процессуальным, процедурным вопросам. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества – трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право и др. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право; банковское право и другие.
Профилирующие отрасли российского права
Конституционное (государственное) право – это право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что его основным источником является Конституция — Основной Закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права. Например, Конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т. д.
Правонарушение является нарушением права, его норм. Основной признак – противоправность, а также общественная вредность (к преступлениям применяется понятие «общественная опасность»). Количественной характеристикой правонарушения является степень общественной вредности, и она зависит от его характера. Правонарушение может быть мелким или крупным, совершаться различными способами. При этом не всякое общественно вредное деяние может быть правонарушением. А только то, что противоречит воле государства, находится в оппозиции государству, его праву (причинение вреда и т. д.). Следующим признаком правонарушения является вина, которая выражается в осознании общественной вредности противоправного деяния или, наоборот, в ее неосознании, в случаях, когда лицо могло или должно было его осознавать. Правонарушение отсутствует, если не установлена юридическая ответственность за совершение тех или иных действий. Следовательно, правонарушение это противоправное, виновное общественное вредное деяние, за которое установлена юридическая ответственность.
Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством (в лице его специальных органов) и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
Признаками юридической ответственности являются: а) государственно-принудительный характер, т. е. за совершенное правонарушение применяется государственное принуждение; б) строгая регламентация законом применения государственного принуждения и осуществление в специальной процессуальной форме; в) совершение правонарушения служит основанием юридической ответственности; г) наступление для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде наказания, мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов; д) главное назначение юридической ответственности – охрана правопорядка, предотвращение в будущем совершения правонарушений.
Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от видов совершенных правонарушений. Выделяют уголовно-правовую, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.
Уголовная ответственность относится к карательному виду ответственности, она предусматривает меры наказания, которые, в свою очередь, назначаются только судом. Уголовная ответственность строго регламентирована законом, в частности предусмотрено применение уголовной ответственности в процессуальной форме. Поскольку уголовная ответственность — наиболее жесткий вид юридической ответственности, предусмотрен ряд принципов ее применения: а) законность, т. е. она применяется только в отношении преступлений (перечень их и понятие определяются только уголовным законодательством); б) вина: уголовная ответственность наступает только за те преступления, в отношении которых доказана вина лица; в) равенство граждан перед законом независимо от пола, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств; г) справедливость, что означает соответствие мер наказания характеру и степени опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; д) гуманизм: меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства; е) презумпция невиновности, т. е. каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Наказания за совершенные преступления разнообразны, например лишение свободы, в том числе пожизненное лишение свободы, штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и др. (вплоть до смертной казни).
Административная ответственность наступает за совершенные административные проступки, предусмотренные КоАП РФ, а также другим законодательством. Совершение административных правонарушений влечет применение мер административных взысканий, которые менее суровы, чем наказания за совершенные преступления. Среди них штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, исправительные работы, административный арест (до 15 суток) и др. Меры административного взыскания не влекут судимости и налагаются специальными органами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности: органами внутренних дел, государственными инспекциями, судами, таможенными органами и др. Существуют сроки наложения административных взысканий и сроки их исполнения.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера. Гражданско-правовая ответственность — это всегда ответственность имущественного характера. Даже компенсация морального вреда, т. е. физических или нравственных страданий, причиненных действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, осуществляется в денежной форме. Гражданско-правовая ответственность носит правовосстановительный, а не карательный характер, она направлена на восстановление имущественных потерь, причиненных правонарушением. Формы этой ответственности: взыскание убытков, признание сделки недействительной или недействительным акта государственного органа, взыскание неустойки, самозащита гражданских прав и др. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (общий суд, арбитражный или третейский) и в процессуальном порядке.
Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, т. е. за нарушения трудовой дисциплины, которые могут выражаться в несоблюдении требований, предъявляемых к определенным категориям работников. Например, работники связи обязаны соблюдать тайну переписки, государственные служащие обязаны хранить государственную и служебную тайну и т. д.
Применение юридической ответственности основывается на определенных принципах: законности, справедливости, неотвратимости и индивидуализации наказания (меры воздействия).
Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, состоящее в точной и неукоснительной реализации (исполнении, использовании, соблюдении, применении) правовых норм всеми и повсеместно.
Принципы законности |
Гарантии законности |
Всеобщность Общественная польза |
Экономические |
Единство |
Политические |
Верховенство закона |
Социальные |
Неотвратимость наказания |
Идеологические |
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности |
Юридические (правовые), в том числе:
|
Неразрывная связь законности и культурности |
|
Правопорядок включает в себя общественный и правовой порядок. |
|
Общественный порядок – это сложившаяся система устойчивых отношений между членами общества, которая утвердилась в качестве образа жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идей социальной справедливости. |
Правовой порядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права. |
Подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка |
В этой отрасли права мы говорим о дисциплинарной ответственности. Почему? Потому что труд может быть возможен в условиях дисциплины. В любой организации должна быть должностная инструкция, в соответствии с которой работник и выполняет свои обязанности. Например, ходит на работу.
Всего есть три меры наказания (согл. 192 ст. ТК РФ):
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Дисциплинарное взыскание применяется к работнику не позднее одного месяца со дня совершения проступка. Например, работник не вышел на работу. Или прогулял работу. Кстати, прогул — это не появление работника на рабочем месте от 4 часов. Если в течение полугода к работнику никаких взысканий не применено, то все хорошо — избежал ты, дорогой друг, «страшной участи».
Чтобы понять, чем различаются уголовная и административная ответственность, необходимо ответить на вопрос, в чем состоит отличие преступления от правонарушения. Конечно, есть различные правовые тонкости, которые стоит принимать во внимание, но знают о таких моментах, как правило, юристы, а вот для обычных граждан достаточно иметь представление о ключевой разнице и об общих характеристиках. К общим признакам можно отнести следующие:
- небрежное отношение к действующему законодательству;
- причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в средних или минимальных размерах;
- частичное или полное игнорирование правовых запретов;
- каждый проступок считается опасным для общества;
- за совершенные деяния виновное лицо несет определенную ответственность.
Если говорить о различиях, то здесь стоит упомянуть два момента. Во-первых, за преступления наказания намного серьезнее и строже, а во-вторых, мера опасности совершенного преступления для общества намного значительнее. Именно на эти критерии ориентируются ответственные сотрудники при квалифицировании деяния.
Я уже отметила, что преступления являются действиями, предусматривающими для виновного лица строгое наказание. Здесь важно правильно квалифицировать совершенное деяние и определить, к какой группе оно относится. С учетом того, о каком незаконном проступке идет речь, мера ответственности может быть следующей:
Правонарушения (административная ответственность)Преступления (уголовная ответственность)С учетом того, что тяжесть последствий и мера опасности для общества минимальна, в качестве наказания может быть избрана такая мера, как:
- штраф;
- исправительные работы;
- кратковременный арест.
Постановление с выбранным вариантом наказания выносит судебный орган.
- заключение на определенный срок;
- штрафы;
- исправительные или принудительные работы.
Решение принимает суд, но приведенные варианты могут использоваться в совокупности.
Описанная характеристика позволяет сделать выводы, что уголовная ответственность является более серьезным наказанием для виновного лица.
При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.
Пример: в кафе произошла массовая драка между пьяными посетителями. Сотрудники кафе без каких-либо причин и веских объяснений так и не вызвали сотрудников полиции. В результате по итогам разбирательства они тоже столкнулись с ответственностью.
Внимание
Если участники драки помешают сотрудникам полиции или другим неравнодушным лицам в пресечении противоправного поведения, то ответственность дополнится квалифицирующими признаками, и общее наказание будет ужесточено.
Вызванные сотрудники полиции предпримут действия, которые предотвратят дальнейшие побои, окажут пострадавшим первичную медпомощь (к примеру, обработка ран, перевязка), опросят свидетелей, затребуют необходимые документы, оформят административное либо уголовное дело.
Если полиция не вмешается, то привлечь виновных к ответственности вряд ли получится. В связи с этим вызов сотрудников полиции при массовой драке обязателен.
Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.
Чем отличается административная ответственность от уголовной? Разница между двумя видами ответственности есть, и весьма существенная.
Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.
За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.
Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ. Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.
Понятия административного и гражданского права и их особенности
Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:
- Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
- За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
- Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
- Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.
Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.
Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:
- защитить общественный порядок внутри государства;
- регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
- предотвратить противоправные действия в будущем.
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
- равенства участвующих сторон;
- неприкосновенности собственности;
- свободы подписания соглашений;
- невмешательства государства в частные правоотношения.
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
Реклама
Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.
Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.
Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.
Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве сторон, неприкосновенности собственности и недопустимости вмешательства в частную жизнь.
Административное право руководит действиями субъектов в социальной, общественной, экономической и других областях жизни. Нормы административного права регулируют общественные отношения в сфере государственного управления.
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Читать дальше Узаконить проем в несущей стене панельного дома
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.
Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм
Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.
Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.
Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
- Чем отличается гражданское право от административного
- Диспозитивность: принцип в гражданском праве
- Что такое гражданско-правовая ответственность
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Читать дальше Уважительные причины неявки в службу занятости
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников. При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды. В договорах возможно применение штрафов и пени как меры обеспечения исполнения договора. Виновные лица возмещают вред добровольно или по решению суда.
Административное право широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничение и лишения каких-либо прав и свобод, вплоть до административного ареста. Правом наложения наказания обладают суды и другие уполномоченные властные структуры.