Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение специализированных финансовых обществ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ключевые отчетные формы организации, представленные ей в официальные органы РФ (ФНС и Росстат), приведены ниже. Под таблицами отображено наглядное изменение важнейших показателей, а также рассчитаны ключевые финансовые коэффициенты.
Перечень доходов, расходов и финансовые результаты приведен в соответствии с официально утвержденной Минфином формой (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н). Иногда имеет место ситуация, когда цифры в отчетности, сданной в электронном виде в ФНС или Росстат в последующих годах, отличаются от представленных ранее. В таком случае мы отдаем приоритет более поздним данным.
Наименование показателя | Код | #PERIOD# |
---|---|---|
Выручка | 2110 | #2110# |
Себестоимость продаж | 2120 | #2120# |
Валовая прибыль (убыток) | 2100 | #2100# |
Коммерческие расходы | 2210 | #2210# |
Управленческие расходы | 2220 | #2220# |
Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | #2200# |
Доходы от участия в других организациях | 2310 | #2310# |
Проценты к получению | 2320 | #2320# |
Проценты к уплате | 2330 | #2330# |
Прочие доходы | 2340 | #2340# |
Прочие расходы | 2350 | #2350# |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2300 | #2300# |
Налог на прибыль | 2410 | #2410# |
текущий налог на прибыль (до 2020 г. это стр. 2410) | 2411 | #2411# |
отложенный налог на прибыль | 2412 | #2412# |
Изменение отложенных налоговых обязательств | 2430 | #2430# |
Изменение отложенных налоговых активов | 2450 | #2450# |
Прочее | 2460 | #2460# |
Чистая прибыль (убыток) | 2400 | #2400# |
СПРАВОЧНО | ||
Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2510 | #2510# |
Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2520 | #2520# |
Совокупный финансовый результат периода | 2500 | #2500# |
Основной идеей проектного финансирования с использованием компаний специального назначения (SPV) является отделение (обособление) активов SPV от имущества инициатора сделки (оригинатора). Наличие активов у SPV нивелирует риск обращения на них взыскания по долгам оригинатора (в том числе при банкротстве).
При этом в процессе присвоения проектным облигациям рейтинга рейтинговое агентство оценивает качество пула активов без проведения анализа надежности эмитента — компании специального назначения, в частности, в силу нижеследующего:
• по общему правилу SPV не имеет активов, помимо возникающих у него в ходе реализации сделки;
• правоспособность SPV ограничена, а ее обязательства и расходы лимитированы и в основном предсказуемы.
Реализация сделок проектного финансирования в российском правовом поле до последнего времени была затруднительной, поскольку российское законодательство ранее не позволяло секьюритизировать1 активы, не обеспеченные ипотекой. Российские банки были вынуждены прибегать к дорогостоящим схемам, в соответствии с которыми SPV — эмитент облигаций — создавалась за рубежом, а сделка структурировалась по иностранному праву.
Однако 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым в российское правовое поле были введены два новых вида SPV:
• специализированное финансовое общество (СФО); деятельность СФО направлена на секьюритизацию финансовых активов, по которым имеется стабильный денежный поток (кредиты, займы, лизинговые, факторинговые платежи и т.д.), и не «заточена» под проектное финансирование.
• специализированное общество проектного финансирования (СОПФ); целью создания СОПФ, согласно закону, является «финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества».
Исходя из этого, основными элементами, определяющими деятельность СОПФ, являются следующие:
• СОПФ выполняет функцию финансирования по отношению к третьему лицу;
• такое финансирование осуществляется путем приобретения прав требования, а также иного имущества, возникающего в ходе реализации проекта (а не путем предоставления денежных средств в заем);
• по смыслу закона, финансирование должно использоваться для целей реализации инвестиционного проекта, в частности, для создания нового имущества2;
• СОПФ на определенной стадии проекта финансируется (рефинансируется) за счет эмиссии облигаций.
Следует также отметить, что все доходы, которые получает СОПФ в ходе реализации проекта, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, если они осуществляются в рамках уставной деятельности.
Вместе с тем, несмотря на то, что законодательная база для использования СОПФ действует с 1 июля 2014 года (более полутора лет), по состоянию на начало марта 2016 года ни одна из сделок с участием СОПФ не была завершена. Таким образом, можно констатировать, что возможности финансирования, предлагаемые новым законодательством, до настоящего времени еще не были оценены рынком в полной мере3.
Между тем описанные в Законе механизмы позволяют финансировать через выпуск облигаций как крупные инфраструктурные проекты (в том числе по созданию дорог, мостов, многоквартирных домов для их сдачи в аренду), так и проекты локального значения.
Из ФЗ «О рынке ценных бумаг» можно вывести две основные модели проектного финансирования через компанию специального назначения:
• путем приобретения СОПФ денежных требований по обязательствам, связанным с реализацией или использованием имущества, создаваемого в рамках проекта;
• путем приобретения СОПФ имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением проекта.
Классическим примером первого способа финансирования инвестиционного проекта (посредством приобретения денежных требований) может служить строительство платного моста. В этой модели застройщик, нуждающийся в финансировании, продает СОПФ будущие права требования к пользователям моста. СОПФ, в свою очередь, приобретает данные требования за счет денежных средств, полученных от размещения облигаций или в результате промежуточного финансирования от государства (банка).
Схематично подобный проект может выглядеть, например, так, как показано на первой схеме. Схема по реализации второго способа финансирования может выглядеть, например, так: как показано на второй схеме.
Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования
(с изменениями на 7 июля 2021 года)
СОПФ — новый вид компании специального назначения в российском законодательстве
1. Настоящие Правила устанавливают порядок финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (далее — объекты инфраструктуры), в том числе реализуемых при жилищном строительстве, с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, включая порядок отбора проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры для осуществления указанного финансирования.
2. Целями финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами являются:
а) обеспечение экономического роста за счет реализации проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
б) увеличение темпов строительства жилья за счет финансовой поддержки проектов жилищного строительства;
в) привлечение средств широкого круга частных инвесторов для реализации проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
г) достижение целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
3. В целях настоящих Правил под специализированным обществом проектного финансирования (далее — специализированное общество) понимается специализированное общество, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, определенному Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — единый институт развития в жилищной сфере), и специализированное общество, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит иной организации, определенной Правительством Российской Федерации.
4. Специализированное общество размещает неконвертируемые процентные (купонные) бездокументарные с централизованным учетом прав облигации, номинированные в валюте Российской Федерации, обеспеченные залогом денежных требований по договорам займа, предоставляемого специализированным обществом в соответствии с настоящими Правилами (далее соответственно — облигации, договоры займа со специализированным обществом).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 июля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 года N 1129. — См. предыдущую редакцию)
5. При реализации проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированным обществом предоставляются денежные средства на основании договоров займа со специализированным обществом, а также предоставляются следующие меры государственной поддержки:
а) субсидии из федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям;
б) предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом (далее — государственные гарантии).
6. Обязательства специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям могут исполняться за счет собственных средств и заемных средств специализированного общества и (или) субсидий из федерального бюджета, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
Вклад в уставный капитал допустим, если иностранная компания имеет долю в уставном капитале российского получателя инвестиций.
Вклад в уставный капитал, в отличие от заемного финансирования, является невозвратным вложением денежных средств для участника.
Если точнее, «возвратность» в этом случае является косвенной — в форме дивидендов после получения компанией прибыли.
Написать комментарий
- налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
- страховые взносы;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на имущество организаций;
- налог на добавленную стоимость (НДС).
О каждом из них поговорим подробнее.
С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество, кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.
О способах финансирования с участием иностранного капитала
Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2021 году она составляет 1 465 000 рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.
2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2021 году она составляет 966 000 рублей.
0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.
Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.
Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:
- 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
- 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
- 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.
У ряда НКО есть право платить вместо всех перечисленных страховых взносов только взносы на обязательное пенсионное страхование по пониженному тарифу 20% и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2%. То есть всего 20,2% вместо 30,2% в отношении работников и только 20% вместо 27,1% в отношении людей, привлекаемых по гражданско-правовым договорам. Такая льгота действует до 31 декабря 2024 года и распространяется на:
- благотворительные организации, применяющие УСН (то есть достаточно иметь статус благотворительной организации и перейти на упрощенную систему налогообложения);
- некоммерческие организации, применяющие УСН и работающие в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), при условии, что не менее 70% их годовых поступлений приходится на данные виды деятельности.
У любого объединения имеется цель – индивидуальная и общая польза для своих пайщиков. Что касается ПО, то потребители соединяют свои капиталы для более эффективного взаимодействия и удовлетворения своих потребностей в различных сферах:
- экономической;
- социальной;
- культурной и др.
Достижение этой цели возможно в рамках любой деятельности, не запрещенной законами РФ:
- производство;
- заготовка;
- закупка;
- реализация;
- посредничество;
- проектно-изыскательские работы;
- оказание услуг (бытовых, производственных и др.);
- защита интересов пайщиков в правовом поле.
ВНИМАНИЕ! Разделение потребительских обществ обусловлено различными видами деятельности, которыми они занимаются.
Ключевая особенность потребительского общества, которая отделяет его от других форм кооперации, – это право распределения между своими членами-пайщиками полученной прибыли. Это придает некоммерческой структуре некоторые права торговой организации. Таким образом, ПО может использовать плюсы обоих видов объединений и в значительной мере нивелировать их минусы.
Черты, характерные для ПО как вида хозяйственного объединения:
- Собственная инфраструктура – особые принципы взаимоотношения пайщиков, зафиксированные в Уставе, нюансы движения товаров и денежных потоков.
- Кооперативные, совместные способы управления ресурсами.
- Снижение потребительской стоимости товаров, работ, услуг для членов ПО за счет интегрированного подхода.
- В отличие от коммерческих структур, цель заключается не в прибыли как таковой, а в выгоде для всех членов объединения.
Закон разрешает вступать в потребительское общество гражданам, достигшим 16 лет, и юрлицам. Когда общество начинает свое существование, проходя госрегистрацию, для этого необходим пакет документов:
- заявление;
- протокол собрания учредителей, в котором есть обязательный пункт о принятии устава;
- текст Устава потребительского общества;
- квитанция регистрационного сбора.
Главным управляющим органом потребительского общества является учредительное собрание, которому подконтрольны решения нижестоящих органов. К ним относятся:
- Совет, во главе которого стоит председатель, – представительский орган.
- Исполнительные функции возложены на Правление ПО.
- Контрольно-ревизионная комиссия – проверяющий орган.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Принятие решений на общем собрании осуществляется путем голосования, причем количество голосов пайщиков не зависят от размера его паевого взноса: один человек имеет право 1 голоса.
Имущество потребительского общества формируется за счет:
- взносов пайщиков;
- доходов от предпринимательства ПО;
- доходов от деятельности созданных ПО организаций;
- прибыли от помещения средств ПО в банки, ценные бумаги, другого инвестирования.
-
Отражение внесения паев:
- дебет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по взносам в паевой фонд», кредит 80 «Уставный капитал», субсчет «Обязательный паевой взнос» – начисление обязательных паевых взносов;
- дебет 50 «Касса» (или 08 «Вложение во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 51 «Расчетные счета»), кредит 75 – внесение пайщиками общества обязательных взносов.
-
Отражение распределения прибыли ПО:
- дебет 84 «Нераспределенная прибыль», кредит 86 «Целевое финансирование» – направление средств на некоммерческую деятельность общества или в целевые фонды;
- дебет 84, кредит 82 «Резервный капитал» – направление финансов на пополнение резервных фондов;
- дебет 84, кредит 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выплате доходов» (или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») – распределение доходов от коммерческой деятельности ПО (начисление их пайщикам);
- дебет 84, кредит 80 «Уставный капитал», субсчет «Паевой фонд потребительского кооператива» (или 86 «Целевое финансирование», субсчет «Паевой фонд потребительского кооператива») – направление средств на приращение паев.
-
Отражение погашения убытков:
- дебет 75 (или 82, или 84), кредит 99 «Прибыли и убытки» – средства направлены на погашение убытка в промежуточном отчетном периоде;
- дебет 75 (82, 84), кредит 84 «Нераспределенная прибыль» – погашение убытка по итогам отчетного года.
-
Отражение выплат при выходе пайщика из ПО:
- дебет 80, кредит 75 – отражение суммы положенного пайщику взноса;
- дебет 84, кредит 75 – отражение суммы кооперативной выплаты пайщику;
- дебет 75, кредит 50 «Касса» (или 51 «Расчетный счет») – выплата пайщику «выходной» суммы.
Потребительские общества попадают в категорию некоммерческих организаций, которые могут платить налоги по упрощенной системе, если их поступления не окажутся больше 3 млн руб. за последний отчетный год.
ПО вправе использовать и другие льготные системы налогообложения: при выборе ЕНВД общество не ограничивается по количеству присоединяемых членов.
Налоговый кодекс РФ не признает паевые взносы актом реализации (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ), значит, о НДС речь не идет. Доходы и расходы требуется учитывать для целей налогообложения по отдельности: целевое финансирование и коммерческая деятельность.
Инструкция: какие налоги должны платить НКО в России
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
1.1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
3. Особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, клиринговыми организациями, специализированными финансовыми обществами, специализированными обществами проектного финансирования, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственными пенсионными фондами и иными некредитными финансовыми организациями, акционерными обществами работников (народными предприятиями), а также прав и обязанностей акционеров таких акционерных обществ определяются федеральными законами, регулирующими их деятельность. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
4. Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
6. Особенности осуществления акционерами своих прав в случаях, если они не являются лицами, зарегистрированными в реестре акционеров общества, определяются законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.
3. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.
4. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
1. Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории Российской Федерации, созданные в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации — в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
2. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
3. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).
Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) дочернего общества считается происшедшей по вине основного общества (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало указанные право и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества.
Акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Убытки считаются причиненными по вине основного общества (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало имеющиеся у него право и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого дочернее общество понесет убытки.
4. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества.
Общество, которое приобрело более 20 процентов голосующих акций общества, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом Банком России и федеральным антимонопольным органом. (в ред. Федеральных законов от 07.08.2001 N 120-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.
1. Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
2. Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии общества, если уставом общества не предусмотрено ее отсутствие, утверждения регистратора общества и условий договора с ним. Договор с регистратором общества заключается всеми учредителями общества или от имени всех его учредителей лицом, которое определено в договоре о создании общества или в решении о его учреждении. По обязательствам из указанного договора, возникшим до государственной регистрации общества, все его учредители несут солидарную ответственность. После государственной регистрации общества стороной такого договора становится указанное общество. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
3. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.
4. Избрание органов управления общества, ревизионной комиссии общества, если уставом общества не предусмотрено ее отсутствие, утверждение регистратора общества, а также в случае, предусмотренном настоящим пунктом, утверждение аудитора общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 146-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
При учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В этом случае решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятое учредителями решение об утверждении аудитора общества. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 146-ФЗ)
5. Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества и действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей. (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
6. Особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ
1. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
2. Абзац первый. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)
3. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
1. Устав общества является учредительным документом общества.
2. Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
3. Устав общества должен содержать следующие сведения:
полное и сокращенное фирменные наименования общества;
место нахождения общества;
Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
размер уставного капитала общества;
структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
Абзац 10 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
Уставом непубличного общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
Устав общества должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»). (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
3.1. Устав публичного общества наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, также должен содержать: (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
1) указание на публичный статус общества; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
2) указание на наличие в структуре органов управления общества совета директоров (наблюдательного совета), его компетенцию и порядок принятия им решений. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
3.2. Устав публичного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании, устав непубличного общества — сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии, а если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, — сведения об этом с указанием таких случаев. (в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
4. По требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Общество обязано предоставить акционеру по его требованию копию действующего устава общества. Плата, взимаемая обществом за предоставление копии, не может превышать затрат на ее изготовление.
Постановление № 2447 распространяет свое действие на государственные корпорации (компании) и публично-правовые компании. Какие организации к ним относятся?
Согласно ст. 65.1 «Корпоративные и унитарные юридические лица» Гражданского кодекса РФ юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Порядок работы госкорпораций и публично-правовых компаний, состав их отчетности, прав и обязанностей учредителей описывают отдельные законы:
1. Особенности функционирования государственной корпорации отражены в статье 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30.12.2020), согласно которой:
– государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная на основании федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций;
– полученное от РФ имущество является собственностью данной корпорации, при этом субсидиарная ответственность между корпорацией и РФ не предусмотрена (если законом не предусмотрено иное);
– высший орган управления государственной корпорации, в частности:
• утверждает долгосрочную программу деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающую выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иной документ о долгосрочном планировании, определенный федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);
• утверждает систему оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающую зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
• определяет порядок использования прибыли государственной корпорации.
2. Деятельность публично-правовых компаний (ПКК) регулирует отдельный Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2020; далее — Закон № 236-ФЗ). Согласно ст. 2 этого Закона публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.
Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):
• проведения государственной политики;
• предоставления госуслуг;
• управления госимуществом;
• обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
• осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий;
• реализации особо важных госпроектов и программ.
Учредителем публично-правовой компании является РФ. Имущество ППК формируется за счет имущественного взноса РФ. Как и в случае с государственной корпорацией, субсидиарная ответственность между ПКК и РФ не предусмотрена.
Полномочия наблюдательного совета публично-правовой компании оговорены в ст. 9 Закона № 236-ФЗ. В частности, наблюдательный совет утверждает:
• стратегию развития публично-правовой компании;
• годовой финансовый план (бюджет) публично-правовой компании;
• годовой отчет публично-правовой компании;
• систему оплаты труда работников публично-правовой компании, предусматривающей зависимость оплаты их труда от достижения ключевых показателей эффективности деятельности публично-правовой компании;
• ключевые показатели эффективности деятельности публично-правовой компании, используемые для целей премирования работников публично-правовой компании, и методику (порядок) их расчета.
Из анализа норм федеральных законов следует, что и государственная корпорация, и ПКК самостоятельно утверждают те показатели, которые далее отражаются в годовых отчетах согласно Постановлению № 2447. Этот фактор, а также наличие единого учредителя (Российской Федерации) позволяет в рамках одного Постановления Правительства утвердить требования к формам отчетов по деятельности этих структур.
При подготовке отчета в части сведений о достижении ключевых показателей (вторая часть Постановления № 2447) организациям стоит также изучить:
• Методические рекомендации по премированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2020 № 3579-р (далее — Методические рекомендации № 3579-р).
Будет применяться особый порядок формирования и применения ключевых показателей эффективности деятельности в целях определения размера вознаграждения руководящего состава госкорпораций, а также отдельных инфраструктурных, финансовых компаний, институтов развития, естественных монополий. В приложении № 1 к Методическим рекомендациям № 3579-р приведен перечень таких организаций. В отношении указанных в перечне организаций не применяются методические рекомендации для хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия РФ или субъекта превышает 50 %, и государственных унитарных предприятий.
Перечни ключевых показателей эффективности для каждой категории организации содержатся в приложениях к Методическим рекомендациям № 3579-р:
• для категории 1 — в приложении № 2 «Перечень ключевых показателей эффективности организаций, действующих на конкурентном рынке, порядок их расчета и порядок установления целевого значения»;
• для категории 2 — в приложении № 3 «Перечень ключевых показателей эффективности субъектов естественной монополии и инфраструктурных организаций, порядок их расчета и порядок установления целевого значения»;
• для категории 3 — в приложении № 4 «Перечень ключевых показателей эффективности институтов развития, порядок их расчета и порядок установления целевого значения»;
• для категории 4 — в Приложении № 5 «Перечень ключевых показателей эффективности финансовых компаний, порядок их расчета и порядок установления целевого значения».
Все показатели в перечисленных приложениях содержат следующую информацию:
• наименование показателя;
• порядок его расчета;
• порядок установления целевого значения показателя.
Приведем примеры расчета некоторых показателей (примеры 2–3).
Анализ Постановления № 2447 показывает, что новации по отражению в отчетности перечня ключевых показателей эффективности потребуют профессиональных навыков порядка их расчета, наличия плановых и фактических показателей, а также понимания причин отклонения от заданных значений.
Чтобы сформировать расчетные показатели, на базе которых принимаются важные государственные решения при построении бюджета на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период, а также по объему бюджетных инвестиций в развитие определенных отраслей экономики, нужно изучить как Постановление № 2447, так и Методические рекомендации и отраслевые инструкции.
М. А. Чванова,
профессиональный бухгалтер, аудитор, налоговый консультант, юрист
Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 4, 2021.
Налогообложение специализированных финансовых обществ
Анализ Постановления № 2447 показывает, что новации по отражению в отчетности перечня ключевых показателей эффективности потребуют профессиональных навыков порядка их расчета, наличия плановых и фактических показателей, а также понимания причин отклонения от заданных значений.
Чтобы сформировать расчетные показатели, на базе которых принимаются важные государственные решения при построении бюджета на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период, а также по объему бюджетных инвестиций в развитие определенных отраслей экономики, нужно изучить как Постановление № 2447, так и Методические рекомендации и отраслевые инструкции.
М. А. Чванова,
профессиональный бухгалтер, аудитор, налоговый консультант, юрист
Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 4, 2021.
Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.
Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.
Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:
- виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
- основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов.
Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.
Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.
Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.
Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.
«Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов».6
«Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты».
7
Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.
Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Декларацию о доходах в налоговый орган предоставляют:
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
- нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
- физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
- физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
- физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов;
- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, – исходя из сумм таких выигрышей.
«Индивидуальные предприниматели занимают особое место среди плательщиков НДФЛ, поскольку, с одной стороны, являются самостоятельными плательщиками данного налога, а с другой – налоговыми агентами, то есть, уплачивают налог как с доходов, выплаченных другим гражданам (кроме предпринимателей), так и со своих доходов».9
Транспортный налог уплачивают физические лица, которые владеют транспортными средствами. Транспортное средство является объектом налогообложения. Налоговой базой для расчета налога на автомобили служит мощность двигателя.
Земельный налог уплачивают физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности без трудового договора с работодателем. Такими доходами Налоговый кодекс РФ признает:
- доходы, полученные от предпринимательской деятельности;
- доходы, полученные частнопрактикующими лицами (нотариусы, адвокаты и т. п.);
- доходы, полученные от выполнения работ или оказания услуг по договорам гражданско-правового характера;
- авторские вознаграждения, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.
- Чтобы реализовать право на профессиональный налоговый вычет, физическое лицо может подать декларацию о доходах и заявление на возврат излишне уплаченного налога. Также можно подать заявление налоговому агенту – источнику дохода, который при исчислении НДФЛ уменьшит налоговую базу на сумму понесенных расходов.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме, потраченной налогоплательщиком на благотворительность, образование и медицинские услуги – себе и своим детям. Эти вычеты предоставляются по факту расходов налогоплательщика с определенными ограничениями по сумме.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в двух случаях:
- при продаже имущества – недвижимости, транспортных средств, долей в предприятии;
- при покупке жилья – в размере фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, а также земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, или для индивидуального жилищного строительства.
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
Лекция «Налогообложение физических лиц»
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
SPV (special purpose vehicle) — компания специального назначения, которая создается под конкретную сделку и для решения определенных задач. На финансовом рынке SPV чаще всего выступают в роли заемщика и используются для привлечения финансирования с помощью выпуска классических локальных облигаций, еврооблигаций(LPN) и в сделках секьюритизации (выпуска ценных бумаг, обеспеченных различными классами активов, например, ипотечными кредитами, автокредитами, кредитами МСП, лизинговыми активами, коммерческой недвижимостью и так далее).
Что такое SPV?
По словам партнера Legal Capital Partners Михаила Малиновского, выпуская облигации на SPV, заемщики, как правило, преследуют несколько целей:
— Снизить операционную нагрузку — перенести на специально созданную компанию всю операционную нагрузку, связанную с выпуском облигаций.
— Ограничить объем раскрываемой информации. Очень часто облигации выпускаются крупными заемщиками через дочерние общества с целью избежать раскрытия информации по материнской компании. Когда эмитентом значится дочерняя структура, это означает, что материнская компания группы в проспекте облигаций не раскрывается, а чаще всего выступает формально лишь поручителем по займу. А к поручителям по закону предъявляется гораздо меньше требований по раскрытию информации, чем к эмитенту.
Выпуск облигаций на SPV-эмитентов — распространенная во всем мире практика. Однако для инвесторов такая структура размещения связана с дополнительными рисками. Есть два ключевых правила, которые позволяют потенциальным покупателям облигаций существенно минимизировать для себя риски инвестиций в такие инструменты.
-
Наличие рейтинга.
Проверьте, есть ли у компании рейтинги. Если эмитент или выпуск его облигаций имеют рейтинг, значит рейтинговое агентств уже проанализировало за вас все риски и выдало свое заключение.
-
Качество обеспечения по выпуску.
Если рейтинг у бумаги или эмитента отсутствует, нужно внимательно вчитываться в условия поручительства/оферты по выпуску, чтобы понять, чем обеспечены риски, которые приобретают владельцы облигаций, давая в долг эмитенту.
✔ SPV — это компании специального назначения. Термин пришел в российскую рыночную практику из-за рубежа. На финансовом рынке SPV используются для выпуска облигаций.
✔ В России применяется несколько типов SPV. Для выпуска еврооблигаций заемщики должны по закону создавать специальные компании в зарубежных юрисдикциях. Выпуск ипотечных облигаций происходит через создание ипотечного агента. Сделки по секьюритизации в российском праве структурируются с помощью создания специализированных финансовых обществ. Кроме того, крупные корпорации и банки часто создают дочерние структуры (SPV-эмитентов) для выпуска классических облигаций на внутреннем рынке.
✔ Компании чаще всего прибегают к выпуску облигаций через SPV, чтобы снизить операционную нагрузку, ограничить объем раскрываемой информации по группе и сократить издержки по выпуску долговых обязательств.
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по вопросам, возникающим на практике в связи с проведением секьюритизации финансовых активов, а также привлечением к административной или иной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг, по принятию мер, направленных на недопущение указанных правонарушений.
Термин секьюритизация» (securitisation) не имеет русского эквивалента и восходит к понятию securities, который обычно переводят как ценные бумаги». Однако между понятиями securities и ценные бумаги» имеются фундаментальные различия, поскольку в их основе лежат разные исходные идеи. Если для ценных бумаг основой является документ, удостоверяющий обязательственные и иные права (ст. 142 ГК РФ), то в основании securities лежит идея инвестиционного характера соответствующего инструмента. Поэтому securities может быть признана как сделка по предоставлению денежных средств другому лицу с целью извлечения прибыли, так и удостоверяющий такую сделку документ, а также права на его приобретение или продажу[1]. Данное различие необходимо иметь в виду, поскольку в настоящей статье будет использоваться более привычный термин ценные бумаги».
Понятие секьюритизации (securitisation) появилось на американском финансовом рынке относительно недавно — в конце 70-х годов XX века. Крестным отцом секьюритизации считается Льюис Раньери, тогдашний глава ипотечного департамента компании Salomon Brothers.
В основе секьюритизации лежала достаточно простая идея преобразования активов в ценные бумаги, и первые операции секьюритизации осуществлялись посредством объединения ипотечных закладных кредитов с разными сроками погашения и процентными ставками в единый пул активов и осуществления эмиссии облигаций, обеспеченных данным пулом (Mortgage Backed Securities, MBS). Позднее список активов расширился, и появились выпуски ценных бумаг, обеспеченные не только ипотечными закладными, но также другими видами активов или потоками будущих денежных обязательств, например, автокредитами, лизинговыми платежами, поступлениями от будущих денежных потоков инвестиционных проектов и т. п. (Asset Backed Securities, ABS).
В целях создания инструмента, удовлетворяющего требованиям инвесторов, имеющих разную склонность к риску, появились так называемые обеспеченные долговые обязательства (Collateralized Debt Obligations, CDO), которые отличаются от ABS/MBS тем, что в процессе объединения базового актива в пул происходит разбивка пула на транши. После этого ценные бумаги продаются в рамках отдельного транша, при этом каждый транш имеет свой приоритет получения дохода.
Классическая схема осуществления ABS/MBS происходит следующим образом. Банк (оригинатор) передает базовый актив специально созданной технической компании (Special Purpose Vehicle, SPV), чтобы отделить риск оригинатора от риска базового актива. Затем SPV выпускает ценные бумаги, обеспеченные базовым активом. Чтобы защитить интересы кредиторов SPV, одним из основных требований, предъявляемых к SPV, является минимальный риск ее банкротства. Полученные от реализации ценных бумаг средства передаются SPV оригинатору в качестве оплаты за переданный базовый актив. Инвесторы, купившие ценные бумаги, получают купонный доход и номинальную стоимость облигаций при их погашении.
В результате последовавшего в конце 90-х годов бурного развития рынка секьюритизации к 2006 году его объем достиг 2,9 трлн долл. США, из которых почти 80% (2,3 трлн долл. США[2]) приходилось на американский рынок, а 20% — на европейский (458,9 млрд евро). Разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис привел к тому, что объем мирового рынка секьюритизации уменьшился в несколько раз, например, в Европе он сократился в 2,5 раза, составив 180,8 млрд евро[3].
В России первые сделки, содержащие в себе различные элементы секьюритизации, стали появляться только в конце 90-х годов. Важным событием для российского рынка секьюритизации активов стало принятие в 2003 году ФЗ Об ипотечных ценных бумагах», который ввел понятие ипотечного сертификата участия (аналог MBS). Однако вопреки ожиданиям принятие ФЗ Об ипотечных ценных бумагах» не дало существенного толчка развитию рынка секьюритизации, и первые ипотечные секьюритизации Газпромбанка и АИЖК в рамках этого закона были осуществлены только в 2006-2007 годах.
Первая полноценная сделка секьюритизации на российском рынке на сумму 1,25 млрд долл. США была проведена в 2004 году в интересах ОАО Газпром» и представляла собой секьюритизацию будущих экспортных платежей за газ. В марте 2006 года была завершена первая сделка на российском рынке по секьюритизации лизинга[4]. Российский рынок секьюритизации достиг своего пика (3,5 млрд долл. США) к 2006 году, после чего на него также крайне негативно повлиял мировой финансовый кризис. Тем не менее, данный рынок не прекратил своего существования, о чем свидетельствует тот факт, что в декабре 2013 года АИЖК осуществило первую в российской практике мультиоригинаторную сделку секьюритизации, выпустив облигации на сумму 3 млрд руб.[5], а банк Хоум Кредит» провел первую сделку по секьюритизации потребительских кредитов.
Секьюритизация финансовых активов
Характерной особенностью российского рынка секьюритизации является то, что из-за неразвитости правового регулирования процесса секюритизации абсолютное большинство сделок секьюритизации, произведенных в России, имело трансграничную структуру. Как правило, это означало, что эмитентом ценных бумаг являлась техническая компания, учрежденная за границей. И даже в тех случаях, когда эмитентом являлась российская компания, как, например, ЗАО Национальный ипотечный агент ВТБ 001″, учрежденное в 2008 году для секьюритизации ипотечных кредитов ВТБ 24, акционерами (учредителями) таких эмитентов выступали иностранные юридические лица[6].
Кроме того, отсутствие правового регулирования в таких важных для секьюритизации областях, как учет прав залога на движимое имущество, наличие максимально защищенного от банкротства эмитента, существование номинальных счетов, возможность выпуска ценных бумаг с разной очередностью исполнения обязательств и т. п., препятствовало развитию данного сегмента российского рынка капитала.
Чтобы способствовать созданию условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала, а также для эффективного правового регулирования процесса секьюритизации, в сентябре 2009 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, касающийся регулирования секьюритизации финансовых активов. Данный законопроект был принят в первом чтении в октябре 2009 года, после чего о нем забыли почти на четыре (!) года. В 2013 году в законопроект были внесены существенные изменения, в декабре 2013 года он был принят во втором и третьем чтениях, и 21.12.2013 года ФЗ № 379-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Президентом РФ.
Данным законом внесены существенные изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, в ФЗ Об АО», в ГК РФ, в ФЗ О РЦБ», в ФЗ Об ипотечных ценных бумагах». Законом предусматривается создание единой информационной системы нотариата, содержащей реестр уведомлений о залоге движимого имущества, возможность выпуска ценных бумаг с разной очередностью исполнения обязательств и т. п., которые должны способствовать развитию российского рынка секьюритизации. Одной из многих новелл закона является появление в ФЗ О РЦБ» норм о специализированных обществах.
Специализированное общество (СО) может быть создано в форме акционерного общества либо общества с ограниченной ответственностью только путем учреждения, при этом оплата акций (внесение вклада в уставный капитал) должна осуществляться исключительно денежными средствами (п. 1 ст. 15.2 ФЗ О РЦБ»). Учредителями (участниками) СО не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 г. № 108н (п. 2 ст. 15.2 ФЗ О РЦБ»).
СО может быть создано в форме специализированного финансового общества (СФО) либо специализированного общества проектного финансирования (СОПФ), которые являются не чем иным, как SPV, учрежденными для осуществления MBS и ABS. СФО и СОПФ обладают специальной правоспособностью, а их целями и предметом являются, соответственно (п. 2 ст. 15.1 ФЗ О РЦБ»):
- приобретение имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств (денежные требования) по кредитным договорам, договорам займа или иным обязательствам, приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, а также осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований; и
- финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с осуществлением такого проекта (реализация имущества, оказание услуг, производство товаров), а также осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.
Помимо указанных выше целей и предмета деятельности устав СО может предусматривать иные дополнительные ограничения в отношении предмета и (или) видов деятельности СО.
Все регулирование СО нацелено на то, чтобы создать максимально защищенного от банкротства эмитента и предоставить кредиторам такого общества права в определенных случаях участвовать в принятии решений, касающихся деятельности СО. После учреждения СО его добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования не допускается (п. 3 ст. 15.2 ФЗ О РЦБ»), также СО не вправе принимать решение об уменьшении своего уставного капитала, в том числе приобретении части размещенных им акций (долей в уставном капитале) (п. 2 ст. 15.2 ФЗ О РЦБ»). Добровольная ликвидация СО также имеет свои особенности. В частности, если у СО имеются облигации, обязательства по которым не исполнены, ликвидация СО допускается только на основании решения владельцев таких облигаций, принимаемого большинством в девять десятых голосов, которыми обладают лица, имеющие право голоса на общем собрании владельцев таких облигаций (п. 4 ст. 15.2 ФЗ О РЦБ»).
- Проектные облигации как инструмент финансирования инвестиционных проектов в России: проблемы и перспективы 2017 / Гапонова Елена Дмитриевна, Попов Николай Вадимович
- Правовая природа и проблемы использования механизма секъюритизации в предпринимательской деятельности 2018 / Баркатунов Владимир Феоктистович, Подосинников Евгений Юрьевич
- Секьюритизация кредита: три вызова праву 2016 / Иванов Олег Михайлович
- Современные тенденции развития российского рынка ипотечных ценных бумаг 2014 / Давтян Микаэл Анушаванович, Данкевич Евгений Леонидович
- Облигации проектного финансирования как инновационный инструмент снижения инфраструктурных ограничений экономического роста в стране 2014 / Тарачев В.А., Петрикова Е.М.
Согласно действующего законодательства в области налогообложения субъекты, формирующие финансовый сектор национальной экономики РФ, в обязательном порядке уплачивают все налоговые платежи и сборы, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
К такого рода платежам и налогам относят:
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- государственная пошлина.
Помимо этого, субъекты, формирующие финансовый сектор национальной экономики РФ, играют роль налоговых агентов государства в части удержания и перечисления в бюджет НДФЛ с сумм, которые были выплачены физических лиц за выполнение работы, трудовых обязанностей и т.д.
Существующая специфика деятельности субъектов, формирующих финансовый сектор национальной экономики РФ, сформировала необходимость отражения в НК особенностей налогообложения их положительных финансовых результатов и операций. В большей части такие изменения касаются налога на прибыль организации и налога на добавленную стоимость.
НДС уплачивается банковскими структурами и страховыми фирмами на основании гл. 21 Налогового Кодекса РФ. НДС уплачивают коммерческие банковские структуры и прочие финансовые учреждения, которые реализуют операции, облагаемые таким налогом. Стоит отметить, что операции по страхованию, перестрахованию и различные банковские операции на законодательном уровне освобождены от НДС в соответствии ст. 149 НК РФ. При этом некоторые услуги банковских структур и страховых фирма все-таки подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Для банковских структур и страховых компаний разработан единый подход при исчислении рассматриваемого налога.
Так, например, банковские структуры и страховые фирмы могут быть освобождены от исполнения некоторых обязанностей налогоплательщика. При этом на учреждения финансового сегмента национальной экономики распространяются общие требования к получению освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Например, величина от реализации продуктов и услуг финансовыми организациями за три предыдущих месяца без учета начисленного налога не быть больше 2 000 тыс. руб. Стоит отметить, что подразумевается общая величина полученной выручки как по облагаемым, так и по необлагаемым НДС операциям. Стоит отметить, что в большинстве случаев у банковских структур и страховых фирм полученная выручка за три месяца составляет более 2 млн. руб., в связи с чем они вынуждены уплачивать налог на добавленную стоимость.
В соответствии ст. 149 НК РФ некоторые операции, осуществляемые банковскими структурами и финансовыми учреждения, освобождаются от налогообложения. К таким операциям относят:
- привлечение финансовых ресурсов юридических и частных лиц во вклады и депозиты;
- размещение банковскими структурами привлеченных финансовых ресурсов;
- открытие и обслуживание банковских счетов юридических и частных лиц;
- реализации расчетов по поручению юридических и частных лиц;
- кассовое обслуживание;
- осуществление сделок купли-продажи иностранной валюты;
- осуществление сделок купли-продажи драгоценных металлов и камней;
- оказание услуг, которые связаны с установкой и эксплуатацией системы «клиент – банк», в т. ч. предоставление программного обеспечения и обучения (при необходимости) обслуживающего персонала;
- получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий, которые были уплачены банковской структурой по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности таких заемщиков;
- обслуживание пластиковых кредитных и дебетовые карт;
- операции, которые реализуются компаниями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, в т. ч. оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов сведений по операциям с банковскими картами;
- реализация отдельных банковских операций учреждениями, имеющими право в соответствии с законодательством РФ реализовывать без лицензии Центрального Банка РФ.
Похожие записи: