Попечительство что это такое, над кем устанавливается и как оформить в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попечительство что это такое, над кем устанавливается и как оформить в 2022 году?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:

  • распоряжаться его пенсией, пособиями;
  • оплачивать услуги ЖКХ;
  • покупать одежду, продукты, иные товары;
  • осуществлять другие действия от имени подопечного.

Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:

  • необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
  • необходимо согласие помощника и его подопечного;
  • помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
  • помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
  • необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
  • если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.

Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.

На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.

Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.

Постановление предоставляется:

  • в школу;
  • больницу, поликлинику;
  • правоохранительным органам (при необходимости);
  • во время поездок.

По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.

Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.

Документы нужно подавать в территориальный ООП. Сегодня это можно сделать любым из доступных в данном населенном пункте способов:

  1. Лично в отделении [abbr title=»Органы опеки и попечительства»]ООП[/abbr].
  2. Воспользовавшись порталом госуслуг.
  3. Через сайт [abbr title=»Органы опеки и попечительства»]ООП[/abbr].
  4. В местном [abbr title=»Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»]МФЦ[/abbr].

Что такое попечительство и над кем оно устанавливается?

Автор вопроса: Данилова И. Создано: 15.02.22

права, обязанности опекуна и попечителя. Основное отличие между опекой и попечительством в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Ответил(а): Блохин О. 17.02.22

Автор вопроса: Михеев Д. Создано: 01.03.22

права, обязанности опекуна и попечителя. Основное отличие между опекой и попечительством в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекун выступает в роли представителя подопечного во всех возможных инстанциях. Ответил(а): Одинцов М. 03.03.22

Автор вопроса: Воронов A. Создано: 19.02.22

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними с 14 до 18 лет. Приемная семья — это не то же самое, что семья усыновителей. Под патронат передаются дети, которые пока не имеют официального статуса сироты, и поэтому их нельзя усыновить. Ответил(а): Стрелков И. 19.02.22

Автор вопроса: Самсонов Б. Создано: 04.03.22

Приемная семья — это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (есть еще собственно опека (попечительство) и патронатное воспитание). Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. Ответил(а): Мельникова A. 06.03.22

Автор вопроса: Гончарова О. Создано: 03.03.22

Попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ). Ответил(а): Блинов В. 05.03.22

Опека по согласию родителей: как оформить, требования, выплаты

Автор вопроса: Зайцева Н. Создано: 03.03.22

Опека устанавливается для защиты прав и интересов граждан, признанных судом недееспособными. Недееспособными признаются люди, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими. Попечительство устанавливается над людьми, ограниченными судом в дееспособности. Ответил(а): Яковлев Е. 04.03.22

Автор вопроса: Одинцов И. Создано: 20.02.22

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. Ответил(а): Харитонов К. 20.02.22

Под опекой необходимо понимать одну из форм защиты интересов лиц, возраст которых не достиг 14 лет, не имеющих при этом попечения родителей ввиду обстоятельств.

Касательно попечительства – эта форма устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет.

Важно: данное понятие может быть реализовано в отношении 18-летних лиц, если им был присвоен статус «недееспособные» путем судебного решения.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:

  • направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
  • проверять условия жизни подопечных;
  • проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
  • устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
  • отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
  • оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
  • выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
  • заключать договоры опеки и попечительства и т.п.

Функции органов опеки и попечительства обеспечены положениями ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве».

Человек, решивший взять на попечение гражданина, нуждающегося в поддержке, должен предоставить в отдел опеки и попечительства массу документов, среди которых:

  • ходатайство, в котором прописана просьба назначения опекуном;
  • справка с места работы с указанием следующих сведений: должность, величина средней зарплаты за последний год. При отсутствии места официального трудоустройства необходимо предоставить иной документ для подтверждения дохода. К примеру, пенсионерам нужно подать удостоверение и справку из ПФ РФ с указанием суммы пенсионного обеспечения;
  • письменное подтверждение права пользования жилой недвижимостью;
  • справка об отсутствии судимости за совершение умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья человека;
  • медицинское заключение, в котором отражены результаты обследования, предусмотренного регламентом Минздрава и соцразвития РФ. По стандартам требуется пройти в: психоневрологическом, наркологическом и инфекционном диспансерах;
  • свидетельство о регистрации отношений – актуально, если заявитель состоит в браке;
  • письменное согласие от других членов семьи на проживание с опекаемым на одной жилой площади;
  • письменное подтверждения соответствия жилой площади требованиям санитарных, пожарных и иных служб;
  • характеристика с места работы/учебы;
  • автобиография.

Важно: вышеуказанный перечень не является закрытым, так как в зависимости от обстоятельств сотрудники ведомства могут запросить дополнительные сведения.

Опека и попечительство. ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» предполагает вариант с установлением опеки над старыми людьми. Данный вариант может быть реализован в том случае, если человек был признан недееспособным из-за психических отклонений.

Опека может быть оформлена и над дееспособными лицами, если они не могут самостоятельно обеспечивать собственные потребности. Это же распространяется на людей, признанных ограниченно дееспособными в связи со злостным употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:

  • подопечный был признан полностью дееспособным;
  • при самостоятельном решении ответственного лица;
  • в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
  • при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
  • при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
  • в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:

  • нарушены права и интересы подопечного;
  • выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
  • подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
  • обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.

Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:

  • первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
  • существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
  • задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
  • социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
  • чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
  • требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.

Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.

Список лиц, в отношении которых может быть установлено социальное попечительство, меняется в зависимости от возраста. Когда речь идет о несовершеннолетнем ребенке ему назначают попечителя, если его возраст составляет от 14 до 18 лет. В правилах предусмотрены исключения. Ребёнок, достигший 16-летнего возраста, может быть признан дееспособным. Процедура осуществляется в судебном порядке. Если подобное решение было принято, попечительство не назначается. Человек самостоятельно содержит себя. Когда речь идёт о совершеннолетних лицах, соответствующая мера применяется в отношении граждан, которые страдают алкоголизмом или наркоманией.

Что такое попечительство в России, чем оно отличается от опеки?

Отдельно выделяют так называемый патронаж. Он устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином. К нему привлекают в том случае, если лицо по состоянию здоровья не может в полной мере осуществлять свои права и обязанности. В этой ситуации гражданину назначается помощник.

Человек берёт на себя обязательства в добровольном порядке. Это значит, что манипуляции производятся с его согласия. Гражданин, в отношении которого устанавливается патронаж, также должен быть согласен на осуществление процедур. Между лицами заключается соответствующий договор. Обычно это соглашение доверительного управления имуществом. Когда срок действия соглашения завершается, патронаж прекращается. Органы опеки и попечительства берут на себя обязательства по контролю за всеми действиями помощника.

Попечительство очень похоже на опеку. Разница состоит лишь в возрасте лица, в отношении которого применяются соответствующие меры. Попечительство может быть установлено и над совершеннолетним гражданином, если он страдает наркоманией или алкоголизмом. Попечитель представляет интересы опекаемого и может совершать сделки совместно с ним. Представители уполномоченных органов производят тщательный контроль за их деятельностью. В качестве попечителя могут выступать только граждане, соответствующие закрепленным в законодательстве требованиям.

Усыновление или удочерение несовершеннолетних, оставшихся без родителей – достаточно серьезный шаг, к которому не каждый готов. Но, существует еще две формы устройства детей или недееспособных граждан в семьи.

Это опека и попечительство. Что это такое, их отличия и сходства, а также преимущества каждой из этих форм устройств, будут описаны далее.

Основные достоинства опекунства заключаются в следующем:

  • Не нужно много документов для оформления. Это сэкономит не только силы, но и время;
  • Получение единовременной выплаты. В каждом регионе она отличается;
  • Получение ежемесячной выплаты за уход и воспитание ребенка. Средняя сумма по России 16 000 тысяч рублей. Здесь также все зависит от региона;
  • Можно бесплатно окончить школу «Приемных родителей». Это дает преимущества по ознакомлению с правами опекуна и ребенка. А также специалисты готовят опекунов к стрессовым ситуациям, которые могут произойти при появлении ребенка в семье. Также обговариваются суммы выплат и другие льготы, положенные опекунам. Здесь важно уточнить, что в зависимости от ОПП данное обучение можно пройти несколько раз или уже после того, как будет оформлено опекунство.

Важно! Единственное, что может омрачить данную форму устройства – это частый визит сотрудников отдела опеки и попечительства. Но этого не нужно бояться, так как эти действия прописаны в законе РФ и обойти их нельзя.

Чем отличается опекунство от попечительства в 2022 — 2023 году?

Для оформления опекунства нужно подать следующий список документов в ООП по месту жительства:

  1. Заявление о желании быть опекуном ребенку;
  2. Документацию с места работы с указанием средней зарплаты. А также справка с места работы супруга или супруги, лица которое хочет взять опеку Или предоставить дополнительные источники доходов;
  3. Ксерокс свидетельства о заключении брака;
  4. Документация, подтверждающая, что другие члены семьи не против присутствия в семье приемного ребенка;
  5. Ксерокс документов о прохождении обучения в школе приемных родителей;
  6. Автобиографический доклад об опекуне;
  7. Справки из медицинских учреждений по поводу здоровья и психологического состояния будущего опекуна.

Важно! Если заявитель имеет склонность к психологическим заболеваниям или употребляет алкоголь, то ему вправе отказать в опеке над ребенком. Также не имеют право выбрать опекуном лицо с инвалидностью первой группы.

При этом не стоит затягивать со сбором документов, так как справка с места трудоустройства действительна 12 месяцев. О состоянии здоровья – 6 месяцев.

Также в зависимости от ООП с вас могут потребовать характеристику с места работы. Это не обязательный документ при оформлении опекунства и требуется в соответствии пожеланий организации, назначающей опекунство.

Необязательно подавать документацию при личном посещении ООП. Можно воспользоваться, как Гос услугами и официальным сайтом организации, так и отделением МФЦ.

Важно! Органы опеки имеют право запросить данные о наличии судимости у будущего опекуна. Эти действия производятся после подачи всей документации наряду с заявлением на опекунство. В течение двух рабочих дней ООП получает ответ на данный вопрос. Дальнейшие действия опеки уже зависят от этого результата.

После того, как будущий опекун подаст необходимые документы в ООП. Организация обязана посмотреть жилищные условия заявителя. И составить постановление об осмотре.

При этом нужно уточнить, что сотрудники опеки прежде всего смотрят на порядок в доме, а также наличие ремонта и всего необходимого для проживания ребенка.

Это прежде всего – отдельное спальное место со столом, где ребенок может заниматься уроками или другой деятельностью. К примеру, рисовать, играть или же делать поделки. Также обязательно наличие игрушек для будущего члена семьи. И именно новых и соответствующих его возрасту.

Сотрудники ООП имеют право опросить других членов семьи об обстановке в семье и их отношении к принятию в семью ребенка. На подготовку акта об жилищных условиях нужно не менее 10 суток.

После этого заявителя вносят в базу данных опекунов или высылают ему отказ на данную деятельность, на основании закона РФ.

Важно! Положительное заключение на осуществление деятельности опекунства действует в течение двух лет с момента подписания документа органами ООП.

Данное понятие во многом схоже с опекой. Единственное их отличие в том, что под попечительство берется лицо от 14 до 18 лет, оставшиеся без родителей или не полностью дееспособное по решению судебного порядка.

При этом попечитель также отстаивает права своего подопечного, но уже с согласия последнего. Примером может стать ситуация, когда лицу, родившему ребенка не исполнилось 16 лет. В этом случае над ребенком оформляется опекун, а гражданину до 16 лет он становится попечителем.

Опека над ребенком: все этапы оформления

  1. Медицинскую справку для оформления опеки над ребенком должны предоставить все члены семьи. На самом деле ее оформляет только опекун.
  2. У опекуна должно быть свое жилье и постоянная прописка. На самом деле документом о наличии жилья может быть копия свидетельства собственности (если недвижимость ваша), выписка из домовой книги (если муниципальная), договор об аренде (если вы снимаете жилье). Необязательно иметь недвижимость в собственности и постоянную прописку, но желательна хотя бы временная регистрация.
  3. У опекуна должен быть доход не ниже прожиточного минимума. Для установления опеки не требуется подтверждать доход в размере не менее прожиточного минимума для каждого члена семьи — это основное отличие опекунства от усыновления. Если будущий опекун не работает, он может предоставить справку о доходах супруга.
  4. Опека может потребовать дополнительные документы. На самом деле перечень документов для оформления опеки над ребенком является закрытым, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 в редакции от 10 февраля 2014 года. Никакие документы, кроме тех, что обозначены в этом списке, органы опеки требовать не могут.
  5. Существует путаница с терминами: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. От 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Права и обязанности у опекуна и попечителя одинаковы. Ребенок, в отношении которого устанавливается попечительство, обязательно должен присутствовать на суде, и без его согласия попечительство не устанавливается (по ст. 132 Семейного кодекса РФ). Справедливости ради стоит отметить, что мнение ребенка, в отношении которого устанавливается опека, учитывается на суде с 10 лет. Это все, чем отличается опека от попечительства над ребенком.

Когда у вас есть заключение о том, что вы являетесь кандидатом в опекуны, можно обращаться в детский дом с просьбой передать ребенка. Важно понимать, что социальные учреждения, где содержатся дети, закрыты для посторонних, попасть туда можно только с направлением от органов опеки. Перед тем, как взять ребенка из детдома в другом регионе, обратитесь в органы опеки по месту прописки с просьбой направить запрос в опеку по месту жительства ребенка. Как только придет ответ, что ребенок находится в учреждении и вас ждут — можно ехать.

Если хотите взять конкретного ребенка, попросите направление на него. Если вы не определились с кандидатурой, пишите заявление в органы опеки на подбор ребенка . Выбрать можно самостоятельно, пользуясь региональным и федеральным банками данных о детях-сиротах. Но в органах опеки может быть более актуальная информация — лучше искать везде.

Прежде чем взять опеку над ребенком из детского дома, вы можете познакомиться с ним, изучить материалы его личного дела и медицинской карты. У кандидата в опекуны есть право обследовать ребенка в выбранном им медицинском учреждении, чтобы получить представление о его здоровье.

Материалы личного дела помогут вам понять перспективы пребывания с опекаемым: могут ли родители настоять на изъятии ребенка (если они находятся в тюрьме и срок истекает в ближайшее время — могут, а если они пропали без вести, то через полгода можно подать в суд иск о лишении родителей прав и усыновлении).

В некоторых детских домах руководство препятствует выдаче детей под опеку, настаивая на усыновлении. Они действуют в интересах ребенка, но не в рамках закона. Если вам мешают оформить опеку над ребенком из детдома без объективных причин, можно смело обращаться в суд.

Оформление опеки над ребенком из дома малютки, детской больницы и родильного дома ничем не отличается от обычного. В интересах ребенка можно настоять на предварительной опеке с упрощенным порядком оформления, а полный пакет документов собрать позже.

Обычно в замещающей семье опекаемого ребенка любят, как родного. Но с юридической точки зрения у него остаются права и обязанности по отношению к кровной семье. Ребенок претендует на наследство кровных родителей и обязан содержать их после наступления совершеннолетия, если они окажутся недееспособными.

  • Права и обязанности попечителя и опекаемого прекращаются, как только последнему исполняется 18 лет.
  • Если попечитель умирает, то его статус не переходит к родственникам — им придется повторить процесс оформления документов, для того, чтобы оставить ребенка в семье.
  • Опекун должен управлять имуществом опекаемого в его интересах. Например, если у ребенка есть денежные активы, необходимо обеспечить их сохранность от инфляции.
  • Опекун должен отчитываться об управлении активами опекаемого, а также о расходовании пособий на него.
  • Опекаемый имеет право на получение жилья от государства, только если за ним не закреплена никакая недвижимость.
  • Опекаемый имеет право поступить в ВУЗ вне конкурса.
  • Опекаемый не наследует имущество опекуна, если тот не составил в отношении него завещание.

Если вы решили получить право опеки над ребенком, но не знаете, с чего начать процедуру оформления — обратитесь в наше агентство. Наши юристы проконсультируют вас по условиям и порядку передачи детей в семью. Если органы опеки отказываются поставить вас на учет в качестве кандидата в опекуны, мы поможем подготовить письменное обращение с обоснованием неправомерности их действий. Также наши юристы помогут подготовить исковое заявление в случае нарушения закона органами опеки, руководством учреждения соцзащиты, кровными родственниками опекаемого ребенка.

Часто задаваемые вопросы по опеке над детьми

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.

Статья 25. Отчет опекуна или попечителя

1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей

1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства

1. Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.

Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства

1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Опекунство и попечительство

Если вы хотите стать опекуном, вам нужно выяснить, какие к этому человеку предъявляются требования. Если их не выполнить, последует отказ органов опеки. Однако не всегда эти требования легко выполнить. Давайте разбираться.

По закону опекуном является человек, занимающийся воспитанием детей до 14 лет. Он несет полную ответственность за их действия, представляет интересы ребенка.

Может совершать от его имени юридически значимые действия. Опека также может быть установлена над совершеннолетним гражданином, признанным судом недееспособным. Это происходит в случаях, когда лицо страдает психическим заболеванием и не осознает своих действий.

Если человек оказывает помощь и содействие несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, его называют попечителем. Лицо старше 16 лет может быть признано дееспособным через суд.

Детям и недееспособным гражданам органы опеки обязаны назначить опекуна в течение 1 месяца после того, как они поступили к ним на учет. До этого времени ответственность несут представители данных органов. У ребенка старше 10 лет для назначения опекуна обязаны взять согласие.

Чтобы пояснить, кто такой опекун, нужно дать понятие дееспособности. Это возможность самому заключать сделки, оформлять льготы или субсидии, обращаться в государственные органы с заявлениями, голосовать на выборах. Каждый человек в РФ наделяется полной дееспособностью автоматически в 18 лет.

Дети в возрасте от 0 до 13 лет также считаются недееспособными. Функцию их опекуна выполняют родители.

Но иногда родители не могут исполнять свои обязанности. Например, из-за тяжелого заболевания или преждевременной гибели. Или не хотят это делать, из-за алкоголизма или наркомании.

В такой ситуации содержать, обеспечивать и воспитывать ребенка будет государство. Государственная политика направлена на уменьшение числа детей, которые воспитываются в организациях (приютах, детских домах, центрах временного устройства), поэтому органы опеки стараются передать ребенка в семью.

Ежемесячные выплаты предназначаются не всем опекунам. Назначение вознаграждения зависит от того, какая форма опеки выбрана опекуном.

Опекуны могут исполнять обязанности:

  1. На безвозмездной основе. Опекун не получает вознаграждение за исполнение обязанностей, а только пособия и льготы на ребенка.
  2. На возмездной основе. Опекун получает ежемесячное вознаграждение. Это дополнительная выплата, которая не пересекается с другими выплатами и льготами. В 2022 году в РФ существует 3 вида возмездной опеки (по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье, постинтернатное сопровождение). Регион самостоятельно решает, какие виды возмездной опеки будет реализовывать.

ПримерВ 2022 году на территории г. Москвы реализуются возмездная опека по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье и постинтернатное сопровождение. При этом, на территории Новосибирской области реализуется только возмездная опека по договору о приемной семье. А в Алтайском крае — по договору о приемной семье и постинтернатное сопровождение.

В 2022 году на всей территории страны реализуется только опека по договору о приемной семье. В зависимости от законодательства региона она предусматривает:

  • выплату вознаграждения обоим приемным родителям;
  • выплату вознаграждения только одному из приемных родителей.

Размер вознаграждения может зависеть от количества детей в семье (за каждого ребенка устанавливается фиксированная сумма вознаграждения) или устанавливается базовая сумма вознаграждения, а за каждого ребенка, принятого в семью выплачивается небольшая дополнительная сумма.

В Алтайском крае в 2021 году выплачивается 4 115,64 р. за каждого ребенка в приемной семье. В Новосибирской области в 2022 году выплачивается базовая часть 11 433,25 р. (назначается при принятии первого ребенка) + 20% (за каждого последующего ребенка) + 20% (если у приемного ребенка есть инвалидность).

Пособие можно оформить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации опекуна. Документы можно подать следующим образом:

  1. В отдел социальной защиты населения лично.
  2. Через МФЦ. Заявление можно подать через любое отделение МФЦ в городе.
  3. Через портал Госуслуги. Для этого необходимо иметь личный кабинет на портале. Заявление формируется в электронном виде, а документы прикрепляются в сканированном виде.

К заявлению на выдачу единовременного пособия необходимо приложить копии:

  • Гражданского паспорта опекуна;
  • Свидетельства о рождении ребенка;
  • Гражданского паспорта ребенка в возрасте от 14 до 17 лет;
  • Приказа о назначении опеки;
  • Реквизиты личного банковского счета.

Следующие документы предоставляются в оригиналах:

  • Выписка из домовой книги;
  • Документы, которые подтверждают статус ребенка, оставшегося без родительского попечения (свидетельство о смерти родителей, решение суда о признании умершим, лишении или ограничении родительских прав).

Кто может стать опекуном?

Закон устанавливает для опекунов и подопечных дополнительные льготы. Среди них:

  • Налоговые;
  • Трудовые;
  • Медицинские;
  • Образовательные;
  • В сфере ЖКХ;
  • Для опекунов ребенка-инвалида;
  • Социальные (пенсия по потери кормильца, обеспечение жильем).

Рассмотрим подробнее.

Налоговые льготы предусматриваются для опекунов несовершеннолетних детей. Опекун несовершеннолетнего имеет право:

1 При наличии 3 и более детей (кровных и подопечных), опекун может получить налоговый вычет при уплате налога на имущество. В соответствии со ст. 403 НК РФ размер вычета рассчитывается следующим образом: кадастровая стоимость объекта/ общая площадь квартиры (доли в квартире) * 5.

Закон устанавливает для детей-сирот ряд образовательных льгот. Они действуют до достижения гражданином 23 лет. После чего он может пользоваться правом на образование на общих основаниях.

Основные льготы:

1 При поступлении в ВУЗ, абитуриент может пройти предварительные курсы бесплатно. Как правило, такие курсы проводятся перед вступительными экзаменами. Для получения льготы необходимо предоставить справку из отдела опеки о подтверждении статуса сироты.

2 При поступлении в СУЗ (колледж или лицей) дети-сироты зачисляются на полное государственное обеспечение. То есть он не только не платит за обучение, но и бесплатно проживает в общежитии, питается, получает одежду, обувь, постельное белье, канцелярские принадлежности.

3 Дети-сироты имеют право бесплатно получить 2 средних профессиональных образования с полным обеспечением. Обязательным условием является выбор рабочих специальностей. Например, штукатур или овощевод. Если ребенок имеет диагноз “легкая умственная отсталость” и проходит обучение по программе 8 вида, то бесплатное образование можно получить только 1 раз.

4 После окончания обучения в школе, СУЗе или ВУЗе, студенту выплачиваются “подъемные”. Это единовременная выплата к окончанию учебы и компенсация на покупку одежды и обуви. Их сумма различается в зависимости от региона. Например, в 2021 году в г. Санкт-Петербург размер компенсации составлял 96 040 р., а единовременной выплаты – 2 808 р.

Комплекс государственных мер, предназначенных для присмотра и ухода за самыми незащищенными представителями россиян, которые не в состоянии позаботиться о себе, называется опекой или попечительством. Кто же эти самые незащищенные представители граждан России? Это:

  • несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • глубоко пожилые граждане, страдающие старческой деменцией;
  • люди, страдающие психическими расстройствами;
  • лица, страдающие любой из форм болезненной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой и т.д.),

то есть граждане, не способные отдавать отчет в своих действиях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.