Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление минимального размера оплаты труда рузвельт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основная статья: Рузвельт и Гувер См. также: Межвоенный период
В промежуток времени между выборами и инаугурацией Рузвельта американская банковская система полностью коллапсировала, а мировая экономика «скользнула ещё глубже в пропасть депрессии». В политике также успели произойти изменения: Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии, а десятки граждан Веймарской республики погибли в ходе нескольких месяцев столкновений между вооружёнными группами коммунистов и национал-социалистов. Практически одновременно правительство Японской империи, нацеленное на установление своего контроля над Маньчжурией, официально заявило о снятии с себя всех дипломатических ограничений и о намерении выйти из Лиги Наций[5].
«Новый курс» президента Франклина Д. Рузвельта
См. также: Франклин Делано Рузвельт
В 1932—1933 годах в мире в целом и в Западном полушарии в частности нарастали настроения в пользу диктаторской формы правления. В частности в Латинской Америке в 1930 году правительства шести стран — Аргентины, Бразилии, Доминиканы, Боливии, Перу и Гватемалы — пали в результате военных переворотов; к 1932 году то же произошло в Эквадоре, Сальвадоре и Чили[11][12].
Наблюдая со стороны за режимами Гитлера, Муссолини и Сталина, многие в США призывали к подражанию им: в тот момент крайне правые или крайне левые режимы представляли собой «более динамичные силы» по сравнению с либеральными политическими системами. Так, бывший политический наставник Рузвельта Альфред Смит — ставший к тому моменту активным критиком своего давнего протеже — сравнил текущий кризис с чрезвычайной ситуацией времён Гражданской войны. Он полагал, что следовало «положить на полку» Конституцию США и оставить её там до конца кризиса. Одновременно республиканский губернатор Канзаса заявил, что предпочёл бы «железную руку диктатора» текущему политическому «параличу». Журналист Уолтер Липпман в конце января 1933 года напрямую предложил президенту «принять диктаторские полномочия», мотивировав это серьёзностью ситуации в стране[13][14].
См. также: Аналитический центр
Конец 1932 года отличался высокой волатильностью на финансовых и товарных рынках США: было неясно, с какой ситуацией в экономике предстояло столкнуться Рузвельту при вступлении в должность. 10 ноября 1932 года его помощник Адольф Берли составил «предварительную законодательную программу» (меморандум) для деятельности новой администрации, в которой предупредил, что «к 4 марта следующего года у нас может быть что угодно: от экономического роста до революции». Идеи Рузвельта о преодолении депрессии в тот период мало отличались от того, что уже реализовывалось ранее Гувером — за одним важным исключением: если Гувер был явным сторонником бюджетной дисциплины, то отношение Рузвельта к масштабным тратам и стимулированию инфляции было более терпимым. Гувер был обеспокоен тем, что склонный к экспериментам Рузвельт, повторит опыт Германии, где гиперинфляция наблюдалась с 1923 года. Во многом из-за подобных опасений сенатор от Вирджинии Картер Гласс отказался от предложенного ему Рузвельтом поста секретаря казначейства[21][22].
Политическая пассивность Рузвельта в прединаугурационные недели привела к тому, что на него пытались оказать влияние самые разнообразные группы: они стремились «завербовать» президента США в число сторонников тех или иных мер против депрессии — или заручиться его поддержкой разнообразных структурных реформ. В первую очередь давление было оказано его ключевым (политическим) персоналом — группой экспертов по экономическим и правовым вопросам, известной как «Brain Trust» или «Brains Trust» (букв. «мозговой трест»). Эта небольшая и непостоянная группа советников, оставила масштабное литературное наследие — серию описаний раннего периода Нового курса. При этом в области устойчивых политических результатов их вклад был заметно скромнее[23].
См. также: Конгресс и Законодательный процесс в США
Рузвельт не был единственным субъектом американской политики начала 1930-х годов. Если для консервативных «старейшин» Демократической партии выдвижение Рузвельта на пост президента стало «потрясением» — «неизбежным кошмаром» — то в 73-м Конгрессе, избранным вместе с Рузвельтом в 1932 году, всё же было немало сторонников реформ. Более половины членов Конгресса были избраны на должности после 1930 года: 14 новых сенаторов и 144 новых членов Палаты представителей впервые заняли должности в 1932 году. В подавляющем большинстве случаев их политическая карьера началась уже в период кризиса — и их политическое будущее напрямую зависело от успешности борьбы с экономическими трудностями[28].
Среди демократов-руководителей Конгресса было немало людей, которые «без энтузиазма» относились к избранию Рузвельта. Будучи преимущественно выходцами с Юга США они постоянно переизбирались в своих округах — будучи ключевыми бенефициарами политической монополии Демократической партии, создавшейся после Реконструкции региона. Демократы, длительное время являвшиеся партией меньшинства, получили небольшой перевес в Палате представителей ещё в 1930 году, а 1932 год принес им кратное численное преимущество, дополнявшееся пятнадцатиместным большинстве в Сенате[25].
«Триумф демократов» означал, что «старые джефферсоновские принципы» — о правах штатов и как можно меньшей роли федерального правительства — получили значительную поддержку. Сбалансированный бюджет был «самой священной из догм» законодателей. Тагвелл полагал, что южане-демократы являлись наименее подходящей группой конгрессменов — группой, «не способной справиться с кризисом, требующим мобильности, адаптивности и воображения». Помимо заботы о сельском хозяйстве, у них было мало общего с Рузвельтом. Среди прочего, в конце 1932 года демократы организовали слушания в финансовом комитете Сената, которые пресса назвала «клиникой по борьбе с депрессией»: в рамках слушания представители политической, коммерческой и финансовой элиты страны несколько недель «возносили хвалу» уменьшению правительственных расходов, увеличению налогов и сбалансированности бюджета[25].
В частности ключевой спонсор партии, Бернард Барух — «владевший», по мнению Рузвельта, шестью десятками конгрессменов — выступил с тезисом «хватит тратить деньги, которых у нас нет». Его идея заключалась в том, чтобы сократить государственные расходы, «как сокращают пайки в осажденном городе», и ввести налоги «на всех за всё». Тагвелл полагал, что если Баруха можно было назвать государственным деятелем, то «моё определение общественных интересов было неверным». Однако Рузвельт никогда публично не высказывался против подобных воззрений своих однопартийцев[25].
Основная статья: Лондонская экономическая конференция См. также: Причины и предпосылки Второй мировой войны
Золотой стандарт стоял на пути у инфляции: повышение цен привлекало в страну импорт, который оплачивался золотом. Сокращение запасов золота уменьшало денежную базу, что снижало цены — то есть «подавляло инфляционный цикл в зародыше». Британское решение отказаться от золотого стандарта, принятое в сентябре 1931 года, было мотивировано данным циклом. Понимал ли Рузвельт связь золотого стандарта и дефляции, остаётся не вполне ясным и в XXI веке: так, на пресс-конференции 19 апреля он заявил, что «абсолютно точно» намерен вернуть Соединённые Штаты к золотому стандарту, добавив также, что «одна из вещей, которые мы надеемся сделать — это вернуть весь мир обратно к какой-то форме золотого стандарта». У международных наблюдателей создалось впечатление, что США ожидали предстоящей Всемирной экономической конференции в Лондоне, как раз для того, чтобы стабилизировать международные обменные курсы и восстановить золотой стандарт в международной торговле. 16 мая Рузвельт, как казалось современникам, повторил свои заверения в обращении «Appeal to the Nations of the World»[39].
3 июля Рузвельт лишил перспектив Лондонскую конференцию: он отправил делегатам, ждавшим его в столице Британской империи, сообщение о том, что Соединённые Штаты не будут участником усилий по стабилизации обменных курсов и не вернутся к золоту «в обозримом будущем». Проведение мировой конференции без США не имело смысла[39].
Старые фетиши так называемых международных банкиров уступают место планированию национальных валют.— из послания Рузвельта делегатам конференции[40]
В июле 1933 года Гарри Гопкинс (Хопкинс) отправил журналистку Лорену Хикок, освещавшую деятельность Элеоноры Рузвельт во время президентской кампании, в командировку по США. Целью поездки был сбор сведений о жизни людей во время Депрессии, способный дополнить массив формальных статистических данных, поступавший в Вашингтон: Гопкинс надеялся «придать смысл» потоку абстрактных чисел. Информация, полученная в ходе данной командировки, стала — несмотря на отдельные расовые и классовые стереотипы автора — одним из ключевых исторических источников как о Новом курсе, так и Великой депрессии в США, в целом[44].
Письма от Хикок подтверждали «мрачные очертания» истории, которую создавали данные статистиков. Акционеры, потерявшие ¾ своих активов, пенсионные фонды, с трудом сводившие концы с концами, колледжи и университеты, потерявшие большую часть своих пожертвований и вкладчики, потерявшие около 7 миллиардов долларов — всё это составляло картину американской жизни 1933 года. Взыскания по ипотечным кредитам — в рамках которых 150 000 домовладельцев потеряли свою собственность в 1930 году, ещё 200 000 и 250 000 в 1931 и 1932 году, соответственно — не только лишили жилья миллионов людей, но и обрушили цены на недвижимость. Сразу несколько штатов и около 1300 муниципалитетов, столкнувшись с сокращением налоговых поступлений, не выполнили свои обязательства перед кредиторами. Затем муниципалитеты и штаты урезали свои социальные обязательства и сократили заработную плату персоналу. Власти Чикаго зимой 1932—1933 годов перестали выплачивать зарплату городским учителям[45].
Во время Великой депрессии уровень безработицы в США составлял 25%. Это означало, что каждый четвертый человек был безработным. Из-за этой ситуации, работодатели легко пользовались этим преимуществом на рынке. Они могли платить меньше, потому что люди так отчаянно нуждались в работе. Это означало, что наемным работникам, жить было еще труднее.
Франклин Делано Рузвельт родился 30 января 1882 года в Гайд-парке в штате Нью-Йорк в семье состоятельного землевладельца и предпринимателя, имевшей родственные связи с семействами миллиардеров Дюпонов и Асторов.
Окончив Гарвардский университет и юридический факультет Колумбийского университета, Рузвельт занялся коммерческо-финансовой и политической деятельностью.
В 1905 году женился на своей дальней родственнице Элеоноре Рузвельт, племяннице Теодора Рузвельта (1858-1919) – государственного деятеля и президента США.
В 1907-1910 годах Рузвельт работал в юридической фирме. Он рано включился в активную политическую деятельность в рядах Демократической партии. В 1910 году Рузвельт был избран в сенат штата Нью-Йорк. Уже в 1913-1920 годах он был помощником морского министра в правительстве президента Вильсона, выступал за усиление военно-морской мощи США, что было насущно необходимо для осуществления политики «большой дубинки» в глобальном масштабе.
В 1920 году Рузвельт – кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. Но, потерпев поражение, он вернулся к частной юридической практике и предпринимательству.
С августа 1921 года в результате полиомиелита Рузвельт на всю жизнь стал инвалидом и потерял способность свободно передвигаться, в связи с чем до 1928 года оставался «в тени», не заявлял о себе на широкой общественной или политической арене, но становился все более заметной фигурой в руководстве Демократической партии.
Первые годы профессиональной деятельности Рузвельта на внутренней и внешней политической арене штатов происходили активные и достаточно острые события. Одним из «краеугольных камней» в фундаменте внешней политики явилась доктрина Монро, декларация принципов внешней политики США провозглашенная президентом Дж. Монро в послании конгрессу. Им был выдвинут принцип разделения мира на американскую и европейскую системы и невмешательства США во внутренние дела европейских стран и соответственно невмешательства последних во внутренние дела стран американского континента. Кратко принцип формулировался так: «Америка для американцев».
Латинская Америка окончательно освобождалась от испано-португальского и иного иноземного господства и поэтому США стремились установить там безраздельное господство.
В декларации Монро делается попытка обосновать принцип, ставивший рост могущества США в зависимость от присоединения новых территорий и образования новых штатов, что свидетельствовало об экспансионистских устремлениях США в отношении Латинской Америки (и не только Латинской Америки).
Под флагом этой доктрины США в захватнической войне против Мексики (1846-1848 годы) отторгли свыше половины ее территории. Далее экспансионистские тенденции доктрины Монро получили развитие в доктрине Олни (1895) и в так называемом добавлении Теодора Рузвельта (1904), в котором прямо провозглашались претензии США на осуществление роли «международной полицейской силы». Уже в первые десятилетия ХХ века США предприняли интервенции на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминиканскую республику, Никарагуа, Панаму и другие страны.
Что касается экономики и внутриполитической и социальной ситуации, то, вступив в Первую Мировую войну с «опозданием» на два с половиной года, США вышли из нее, не понеся никакого заметного урона. Напротив, их экономическое и финансовое могущество, их влияние во всем мире неизмеримо выросли. Военные поставки воющим странам обогатили США, способствовали росту их экономики, а финансовые займы превратили страны Антанты в неоплатных должников.
И далее, десятилетняя полоса правления республиканцев, «эпоха президента Кэлвина Кулиджа», пришедшаяся на 20-е годы ХХ столетия, отмечена промышленным бумом, стремительным обогащением олигархической верхушки общества на финансовых аферах. В еще большей степени это обогащение происходило на базе обеспечения монополиями США ведущих позиций в мировой хозяйственной системе за счет конкурентов США, обескровленных и обессиленных войной, послевоенной разрухой, застоем и внутренними политическими кризисами.
Осуществив благодаря золотому дождю военных прибылей широкую технологическую модернизацию, американская экономика сделала огромный рывок вперед, оставив позади весь основной мир. Концепция развития «нового, американского типа цивилизации», сочетавшего в себе возможности ничем не ограниченной конкуренции, социального партнерства, невмешательства государства в дела бизнеса, культ техницизма и национального превосходства были возведены в ранг официальной идеологии.
Монополистический капитал захватил командные позиции в экономике и политике. Его агрессивная наступательность привела к свертыванию многих учреждений, призванных оградить общество от корыстных посягательств со стороны денежных магнатов, к росту консервативных настроений со стороны широких масс, оглушенных антирадикальной истерией и поверивших «новому капитализму».
Правительственный курс республиканцев в 1921-1933 годах отвечал всем самым далеко идущим вожделениям деловых кругов. Поклонение ничем не ограниченной стихии рыночных отношений, свободной от прямого правительственного регулирования и контроля стало краеугольным элементом экономической стратегии правительства. Самой популярной в вашингтонских департаментах была установка: «Предоставьте бизнес самому себе, а он позаботится о вас». Единственно, где признавалась роль государства, так это в сфере охранительной деятельности. Бизнес был заинтересован в жестком правительственном контроле за всеми формами самодеятельности трудящихся и неуклонно добивался такой политики в рабочем вопросе, которая давала все преимущества капиталу.
Новый курс Рузвельта в США: кратко
Из статьи для 10 класса истории мы узнали кратко главное в “Новом курсе” Рузвельта – суть реформ в сельскохозяйственной, промышленной, социальной сферах, а также в том, что касалось банков и жилищного строительства. Указываются итоги проводимой им политики и то, какой критике она подвергалась. Узнали, чего удалось достичь благодаря вмешательству государства в экономические и социальные отношения.
1932 год — дата вступления на пост президента США Франклина Рузвельта. Представитель от демократической партии сразу взялся за решение вопроса по выводу страны из кризиса. Для этого была разработана программа под названием «Новый курс». В ее основе лежала политика, заложенная еще Теодором Рузвельтом. В начале XX века наступила эпоха прогрессивизма. Приходившие к власти президенты до 1920-х годов поддерживали и развивали участие государственного регулирования в экономике страны.
Основная задача состояла в стабилизации денежной системы. Для этого предусматривалось проведение ряда мер:
- Был введен запрет на вывоз за границу золота.
- Совершен конфискационный обмен золота на бумажный эквивалент.
- Проведена девальвация валюты США.
- Создан закон о страховании депозитов.
- Расширена банковская сеть. Это дало возможность банкам получить кредиты из казны государства.
Проведенная ревизия банков позволила наиболее слабые предприятия поставить под управление созданной Реконструктивной финансовой корпорации. Теперь коммерческие банки не имели права работать с ценными бумагами. Для этой цели создавались специальные финансовые организации. Это было сделано для уменьшения рисков вкладчиков.
Для развития жилищного строительства впервые стало применяться ипотечное кредитование. Сначала была образована Ссудная корпорация владельцев жилья, а позже появилась Федеральная национальная ипотечная ассоциация. Вторая организация контролировалась государством. Первоначальный капитал был сформирован за счет бюджетных средств.
На основании предложения, поданного Джерардом Своупом, был разработан закон о восстановлении промышленности. Его суть заключалась в предписании всем крупным предпринимателям разработки своего кодекса справедливой конкуренции. Предприятиям требовалось определиться с оптимальным объемом выпуска продукции, а после установить на нее минимально возможные цены.
Новый курс Франклина Рузвельта — кратко
Первоначально МРОТ охватывал лишь некоторые категории трудящихся, будучи направлен на защиту тех из них, которые считались особенно уязвимыми. Впервые МРОТ был введен в 1894 году в Новой Зеландии, за которой последовал австралийский штат Виктория в 1896 году и Великобритания в 1909. МРОТ нередко рассматривался как временная мера, подлежащая упразднению по мере налаживания между социальными партнерами механизма переговоров об оплате труда. Ранние формы МРОТ иногда обеспечивали адресную защиту домашних работников или женщин (см. вставку 1 ниже).
Вставка 1 История возникновения минимальной заработной платы в США В начале 1900-х годов в США нарастало беспокойство по поводу «потогонной системы», в частности, условий труда женщин и детей. Поэтому идея установления минимальной оплаты труда получила поддержку как со стороны Ассоциации по вопросам трудового права, так и Общества потребителей, во главе которого стояли женщины и правление которого в 1909 году утвердило понятие минимальной оплаты труда для женщин. Будучи впервые введен на региональном уровне, МРОТ в большинстве случае распространялся только на детей и женщин и, так как МРОТ регулярно оспаривался в судах, в 1923 году Верховный суд США объявил его не соответствующим Конституции. В 1938 году по инициативе Президента Рузвельта Конгресс принял закон о справедливых трудовых нормах, который вводил МРОТ на федеральном уровне. Хотя его соответствие Конституции было почти сразу же оспорено в судах, в 1941 году МРОТ получил окончательное одобрение Верховного суда. Источник: Neumark P.: Wascher, W. 2008. Minimum Wages. (Cambridge, MIT Press) |
После Второй мировой войны число стран, имеющих МРОТ, выросло. Среди них были страны, получившие независимость, такие как Индия (1948) и Пакистан (1961). Франкоговорящие страны Африки ввели у себя французскую модель МРОТ (SMIG), которая предполагала более низкий порог оплаты труда в сельском хозяйстве (SMAG), тогда как англоговорящие ввели традиционные отраслевые советы по заработной плате.
Охват МРОТ постепенно расширился в связи с распространением мнения о безусловном праве трудящихся на защиту от чрезмерно низкой оплаты труда. Единый общенациональный МРОТ был введен в Нидерландах (1969), Франции (1970) и Испании (1980). В США, где МРОТ первоначально охватывал лишь 20% рабочей силы, его охват в 1970 году возрос до почти 80%7. Это явление также затронуло страны с отраслевыми МРОТ. Так, в индийских штатах постепенно увеличилось число отраслей и профессиональных групп, подлежащих охвату МРОТ.
Изменение экономической ситуации и воззрений в 1970-х и 1980-х годах вызвало остановку этого процесса в ряде стран. В 1980-х годах советы по заработной плате были упразднены в Великобритании.
Основная статья: Выборы в США, 1934 г.
Хотя в ходе промежуточных выборов партия, контролирующая президентское кресло, обычно теряет места в Конгрессе, выборы 1934 г. привели к большим успехам демократов в Сенате и незначительным успехам в Палате представителей. В Коалиция Нового курса был укреплен, хотя Рузвельта не было в бюллетенях для голосования. Выборы были наиболее успешным периодом 20-го века для партии, контролирующей президентский пост. Новые дилеры преодолели решительное сопротивление республиканцев, деловых организаций, таких как Торговая палата США, и разочаровал демократов, таких как Эл Смит, который сформировал Американская лига свободы. Выборы сыграли решающую роль в переориентации Демократической партии в северных городских районах, в отличие от традиционной базы партии на юге. Будущий президент Гарри С. Трумэн выиграл выборы сенатором от Миссури.[80] Политика «Нового курса» Рузвельта была поддержана, поскольку консервативные республиканцы понесли крупные потери по всей стране, а несколько демократов победили в северных городских районах за пределами традиционной базы партии на юге. Черные начали движение в демократическую коалицию. как показано Артур Вергс Митчелл, чья победа в избирательном округе в Чикаго сделала его первым афроамериканским демократом, работающим в Конгрессе. [81] После выборов Демократическая партия контролировала более двух третей мест как в Палате представителей, так и в Сенате.
Дальнейшая информация: Кандидаты в Верховный суд Франклина Д. Рузвельта и Список федеральных судей, назначенных Франклином Д. Рузвельтом
Назначения Верховного суда президентом Франклином Д. Рузвельтом | ||
---|---|---|
Позиция | Имя | Срок |
Главный судья | Харлан Фиск Стоун | 1941–1946 |
Ассоциированный судья | Хьюго Блэк | 1937–1971 |
Стэнли Форман Рид | 1938–1957 | |
Феликс Франкфуртер | 1939–1962 | |
Уильям О. Дуглас | 1939–1975 | |
Фрэнк Мерфи | 1940–1949 | |
Джеймс Ф. Бирнс | 1941–1942 | |
Роберт Х. Джексон | 1941–1954 | |
Уайли Блаунт Ратледж | 1943–1949 |
На протяжении всего первого срока Рузвельта Суд состоял из либералов «Три мушкетера, «консерватор»Четыре всадника, «и два колеблющихся голоса в главном судье Чарльзе Эвансе Хьюзе и помощнике судьи Оуэне Робертсе.[162] Наиболее консервативные члены суда придерживались принципов Эпоха Лохнера, период, когда суды отменили многочисленные экономические постановления на основании свобода договора.[163] Реформаторы, подобные Теодору Рузвельту, давно протестовали против судебный активизм судов, и амбициозные внутренние программы Франклина Рузвельта неизбежно привлекли внимание Верховного суда. Суд впервые отменил крупную программу Нового курса, проведя ее в деле 1935 г. A.L.A. Schechter Poultry Corp. против Соединенных Штатов, а в следующем году он отменил AAA в случае Соединенные Штаты против Батлера.[164] К началу 1937 года на рассмотрении Суда находились дела относительно конституционности Закона о социальном обеспечении и Закона о национальных трудовых отношениях.[165]
Франклин Рузвельт. Новый курс для США
В 1936 году Рузвельт назначил Комитет Браунлоу рекомендовать изменения в структуре исполнительной власти.[199] Комитет Браунлоу предупредил, что агентства становятся все более могущественными и независимыми, и предложил реформы, направленные на усиление контроля президента над этими агентствами. Комитет предложил план объединения более 100 агентств в 12 департаментов и разрешил президенту назначить нескольких помощников. Конгресс принял Закон о реорганизации 1939 г., который был основан на рекомендациях Комитета Браунлоу. Затем Рузвельт установил Аппарат Президента, что усилило контроль президента над исполнительной властью. Рузвельт объединил несколько государственных общественных работ и социальных агентств в Федеральное агентство работ и Федеральное агентство безопасности. Он также передал мощные Бюро бюджета из Казначейства в Аппарат Президента.[200] Новый закон также разрешил создание Управление по чрезвычайным ситуациям, что позволило немедленно создать многочисленные агентства военного времени. Реорганизация наиболее известна тем, что позволила президенту назначить многочисленных помощников и советников. Те, кто построил сеть поддержки в Конгрессе, стали фактически независимыми «царями» в своих специализированных областях.[201]
Первая инаугурационная речь Рузвельта содержала всего одно предложение, посвященное внешней политике, что указывает на внутреннюю направленность его первого срока.[202] Главной внешнеполитической инициативой первого срока Рузвельта было то, что он назвал Политика добрососедства, который продолжил движение, начатое Кулиджем и Гувером, в сторону политики невмешательства в Латинскую Америку. Американские войска были снято из Гаити, а новые договоры с Кубой и Панамой лишили их статуса протектораты. В декабре 1933 года Рузвельт подписал Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств, отказавшись от права в одностороннем порядке вмешиваться в дела стран Латинской Америки.[203][204] После вывода войск США из Гаити, единственные вооруженные силы США, оставшиеся в Карибском бассейне, были размещены в Зона Панамского канала или Военно-морская база Гуантанамо.[205]
В 1934 году Рузвельт подписал Закон о взаимных тарифах, что позволило президенту заключать договоры о взаимной торговле с другими странами. В течение следующих шести лет США подписали соглашения с 21 страной, что привело к значительному снижению уровня тарифов.[206] Благодаря принятию Закона о взаимных тарифах и созданию Экспортно-импортный банк, объем торговли между США и Латинской Америкой с 1931 по 1941 год увеличился более чем в три раза.[207]
1930-е годы ознаменовали расцвет американского изоляционизм. В стране были давние традиции невмешательство, но изоляционисты в 1930-х годах стремились не допустить участия США в мировых делах до беспрецедентной степени. Изоляционистские настроения проистекали из желания сосредоточиться на внутренних проблемах, горечи по поводу Первой мировой войны и невыплаченных долгов, проистекающих из этой войны, а также из общей непривязанности и нежелания участвовать в растущих кризисах в Восточной Азии и Европе. Реагируя на изоляционистские настроения страны, Рузвельт отказался от поддержки вступления США в Лига Наций во время президентской кампании 1932 г.[213] Учась на ошибках Вильсона, Рузвельт и госсекретарь Халл действовали очень осторожно, чтобы не спровоцировать изоляционистские настроения.[214] Рузвельт особенно сопротивлялся столкновениям с прогрессивными сенаторами-республиканцами, такими как Джордж Норрис, Роберт Ла Фоллет, Хирам Джонсон, и Уильям Боравсе они поддерживали его внутренние программы и выступали за изоляционистскую внешнюю политику.[215] Изоляционистское движение поддерживалось в начале-середине 1930-х годов Комитет Най, в котором исследовалась роль интересов бизнеса в Первой мировой войне.[216] Изоляционистские настроения сыграли важную роль, сорвав поставленную Рузвельтом цель присоединения США к Мировой суд.[217]
Дальнейшая информация: Международные отношения (1919–1939)
В 1931 году Япония вторгся Китая Маньчжурия провинции и установил марионеточное государство Маньчжоу-Го. Токио отправил сотни тысяч колонистов в Маньчжоу-Го, у которого было сырье и сельскохозяйственные ресурсы, которых не хватало в Японии.[218] Соединенные Штаты и Лига Наций осудили вторжение, но ни одна из великих держав не сделала никаких шагов для изгнания Японии из региона, и японцы, похоже, были готовы к дальнейшему расширению своей империи. В ответ на прямой вызов западным державам Япония провозгласила доктрину Амау, в которой говорилось, что только Япония несет ответственность за поддержание порядка в Восточной Азии.[219] В 1933 г. Адольф Гитлер и Нацистская партия пришел к власти в Германия. Сначала многие в Соединенных Штатах считали Гитлера чем-то вроде комической фигуры, но Гитлер быстро укрепил свою власть в Германии и напал на европейский порядок, возникший в 1920-х годах.[220] Гитлер проповедовал расистская доктрина из Арийский превосходство, и его главной целью внешней политики было «Lebensraum«(приобретение территории к востоку от Германии), которую он стремился заселить немцами.[221]
К 1935 году международные отношения обострились.[222] Италия под фашист режим во главе с Бенито Муссолини, вторгся Эфиопия, заслуживающая международного осуждения.[223] В ответ Конгресс принял первый из серии законов, известных как Акты о нейтралитете. Закон о нейтралитете 1935 года требовал, чтобы Рузвельт наложил эмбарго на поставки оружия всем воюющим сторонам в любой данной иностранной войне без каких-либо полномочий по усмотрению президента.[224] Хотя в частном порядке он выступал против Закона о нейтралитете 1935 года и его преемников, Рузвельт подписал законопроекты, чтобы сохранить свой политический капитал для своей внутренней повестки дня.[225] В 1936 году Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, хотя они никогда не согласовывали свои стратегии.[226] В том же году Германия и Италия объединились друг с другом через соглашение оси Рим-Берлин.[227] Рузвельт видел угрозу, которую представляют эти растущие державы, но сосредоточил свое внимание на возрождении экономики США в начале своего президентства.[228] Между тем Гитлер и другие мировые лидеры считали, что США не захотят вмешиваться в мировые дела. Они увидели уход США из Латинской Америки, законы о нейтралитете и 1934 г. Закон Тайдингса – Макдаффи, который обещал независимость Филиппины после десятилетнего переходного периода, что свидетельствует о силе изоляционизма в Соединенных Штатах.[205]
Введение минимальной оплаты труда в масштабах всей страны предусматривала избирательная платформа демократов 1936 г. Тогда же, в 1936 г., был принят Закон Уолша—Хили об установлении максимальной продолжительности рабочей недели и минимальной заработной платы для рабочих, занятых на предприятиях, работающих по заказам федерального правительства. Во все контракты, заключаемые на сумму свыше 10 тыс. долл., вносились пункты о согласии подрядчика придерживаться уровня заработной платы, определяемого Министерством труда, платить в полуторном размере за каждый час сверх 40 часов работы в неделю.
Администрация Ф. Рузвельта играла активную роль в разработке законопроекта о минимуме заработной платы и максимуме продолжительности рабочего дня. Когда о своем отрицательном отношении к законопроекту заявили Национальная ассоциация промышленников, администрация стала проявлять сдержанность, это ослабило позиции сторонников билля в Конгрессе, большинство которых были демократами. Понимая, что идея минимальной оплаты труда приобретает все большую популярность, правительство заняло твердую позицию поддержки указанного законопроекта. И 25 июня 1938 г. билль, разработанный и внесенный на обсуждение демократами X. Блэком и У. Коннери, стал Законом о справедливых трудовых стандартах (Закон Блэка—Коннери), вступившим в действие 24 октября 1938 г.
«Мне кажется столь же очевидным, что ни один бизнес, существование которого зависит от выплаты своим работникам меньше прожиточного минимума, не имеет права продолжать свое существование в этой стране».
— Президент Франклин Д. Рузвельт , 1933 [16] [17]
Минимальное заработная плата законодательство возникло в конце девятнадцатого века от желания закончить потел труд , который создался в результате индустриализации . [18] В потогонных цехах было занято большое количество женщин и молодых рабочих, им выплачивалось то, что считалось неживой заработной платой, которая не позволяла рабочим позволить себе самое необходимое для жизни. [19] Помимо низкой заработной платы, потливость также была связана с продолжительным рабочим днем и антисанитарными и небезопасными условиями труда. [20] С 1890-х по 1920-е годы, в эпоху прогрессивного развития., время общественных активистов и политических реформ в Соединенных Штатах, прогрессивных реформаторов, женских организаций, религиозных деятелей, ученых и политиков — все они сыграли важную роль в принятии законов штата о минимальной заработной плате на всей территории Соединенных Штатов. [21]
Первые успешные попытки использовать законы о минимальной заработной плате для решения проблемы неживой заработной платы были предприняты в австралийском штате Виктория в 1896 году. [22] [23] Отчеты фабричных инспекторов и газетные сообщения об условиях потного труда в Мельбурне , штат Виктория, привели к В 1895 году была создана Национальная лига против потения, которая подтолкнула правительство к решительному законодательному решению проблемы низкой заработной платы. [24] Правительство по рекомендации главного секретаря Виктории Александра Пикока, учредили комиссии по заработной плате, которым было поручено устанавливать минимальную заработную плату в тех профессиях, которые страдали от непригодной для жизни заработной платы. В то же время кампании против потного труда проводились в Соединенных Штатах и Англии. [25]
В Соединенных Штатах самые ранние законы о минимальной заработной плате были законами штатов, ориентированными на женщин и детей. [26] Эти законы были отменены Верховным судом в период с 1923 по 1937 год. [26] Первый федеральный закон о минимальной заработной плате, который освободил большую часть рабочей силы, был принят в 1938 году и устанавливал ставки, которые устарели во время Второй мировой войны. . [26]
Как и в Австралии, в Соединенных Штатах к концу позолоченного века в Соединенных Штатах возникла гражданская озабоченность по поводу потного труда . В 1890 году в штате Нью-Йорк группа женщин-реформаторов, обеспокоенных тяжелыми условиями тяжелого труда в стране, сформировала Лигу потребителей города Нью-Йорка. Группа потребителей стремилась улучшить условия труда, бойкотируя продукты, которые были произведены в условиях пота и не соответствовали разработанным ими сводам стандартов «ярмарочного дома». Аналогичным образом потребительские лиги образовались по всей территории Соединенных Штатов, а в 1899 году они объединились в головную организацию Национальной лиги потребителей (NCL). [27]Однако защита интересов потребителей очень медленно меняла условия в «потных» отраслях. Когда лидеры NCL в 1908 году отправились на международную конференцию против пота в Женеве , Швейцария, и были ознакомлены с австралийским законодательством о минимальной заработной плате , которое успешно решало проблему потного труда, они вернулись домой верующими и сделали закон о минимальной заработной плате частью своей национальной платформы. [28]
Ополченцы из Массачусетса с закрепленными штыками окружают группу мирных забастовщиков во время забастовки текстильщиков Лоуренса, которая сыграла решающую роль в принятии первого в США закона о минимальной заработной плате (1912 г.)
В 1910 году, в связи с пропагандистской деятельностью, возглавляемой Флоренс Келли из Национальной потребительской лиги, Лига женских профсоюзов (WTLU) Массачусетса под руководством Элизабет Эванс взялась за закон о минимальной заработной плате в Массачусетсе . В течение следующих двух лет коалиция групп социальных реформ и защитников труда в Бостоне настаивала на принятии в штате закона о минимальной заработной плате. [29] 4 июня 1912 года Массачусетс принял первый закон о минимальной заработной плате в Соединенных Штатах, в соответствии с которым была учреждена государственная комиссия по рекомендации необязательной минимальной заработной платы для женщин и детей. [30] [31] Принятию законопроекта в значительной степени способствовалиЗабастовка текстильщиков Лоуренса, которая длилась десять недель в начале 1912 года. Забастовка привлекла внимание всей страны к тяжелому положению низкооплачиваемых текстильных рабочих и подтолкнула законодательные органы штата, опасавшиеся размаха забастовки, принять прогрессивное трудовое законодательство. [32]
К 1923 году в пятнадцати штатах США и округе Колумбия были приняты законы о минимальной заработной плате , при этом Национальная лига потребителей совместно с другими женскими добровольными ассоциациями и профсоюзами оказывала давление на законодательные собрания штатов. [33] [34] Верховный суд Соединенных Штатов в Лохнере эпохе (1897-1937), однако, последовательно недействительных законы регулирования труда. Защитники законов штата о минимальной заработной плате надеялись, что они будут поддержаны в соответствии с прецедентом дела Мюллер против Орегона (1908 г.), который поддержал законы о максимальном рабочем времени для женщин на том основании, что женщины нуждаются в особой защите, в отличие от мужчин. [34]Однако Верховный суд не распространил этот принцип на законы о минимальной заработной плате. [33] : 518 Суд постановил в деле Адкинс против детской больницы (1923 г.), что закон округа Колумбия о минимальной заработной плате был неконституционным, поскольку закон препятствовал возможности работодателей свободно заключать договоры о заработной плате с работниками. Суд также отметил, что женщины не нуждаются в какой-либо особой защите со стороны закона после принятия в 1920 году Девятнадцатой поправки , которая предоставила женщинам право голоса и равный правовой статус. [35]
В 1933 году администрация Рузвельта во время « Нового курса» предприняла первую попытку создать национальную систему минимальной заработной платы с помощью Закона о восстановлении национальной промышленности , который установил минимальную заработную плату и максимальное количество часов для отрасли и региона. Однако Верховный суд в деле Schechter Poultry Corp. v. United States (1935 г.) признал закон неконституционным, и правила о минимальной заработной плате были отменены. [36] Через два года после подавляющего переизбрания президента Рузвельта в 1936 году и обсуждения судебной реформы Верховный суд снова поднял вопрос трудового законодательства в деле West Coast Hotel Co. против Пэрриша.(1937) и подтвердил конституционность законодательства о минимальной заработной плате, принятого штатом Вашингтон, и отменил решение Адкинса, ознаменовавшее конец эры Лохнера . [37] В 1938 году минимальная заработная плата была восстановлена в соответствии с Законом о справедливых трудовых стандартах , на этот раз по единой ставке в 0,25 доллара в час (что эквивалентно 4,54 доллара в 2019 году). Верховный суд оставил в силе Закон о справедливых трудовых стандартах в деле Соединенных Штатов против Darby Lumber Co. (1941), постановив, что Конгресс имеет право в соответствии с Положением о торговле регулировать условия занятости. [38]
Закон о минимальной заработной плате 1938 года применялся только к «работникам, занятым в торговле между штатами или производством товаров для торговли между штатами», но в поправках 1961 и 1966 годов федеральная минимальная заработная плата была расширена (с немного другими ставками) на работников крупных розничных магазинов. и обслуживающие предприятия, местный транспорт и строительство, государственные и местные правительственные служащие, а также другие небольшие расширения; «дедушка» в 1990 году привлек большинство служащих к сфере действия федеральной политики минимальной заработной платы, которая к тому времени установила размер заработной платы на уровне 3,80 доллара. [39]
Федеральная минимальная заработная плата в США составляет 7,25 доллара в час с июля 2009 года, когда Конгресс в последний раз ее повышал. [39] Некоторые территории США (например, Американское Самоа ) освобождены. Некоторые виды труда также освобождаются от уплаты налога: Работодатели могут оплачивать оплачиваемый труд минимум 2,13 доллара в час при условии, что почасовая оплата плюс чаевые равны минимум минимальной заработной плате. Лицам в возрасте до 20 лет может выплачиваться 4,25 доллара в час за первые 90 календарных дней работы (иногда это называется заработной платой для молодежи, подростков или обучения), если только не существует более высокого минимума штата. [40] Повышение в 2009 году было последним из трех шагов Закона о справедливой минимальной заработной плате 2007 года, который увеличил заработную плату с 5,15 долларов в час в 2007 году до 7,25 долларов в час в 2009 году.
Минимальная заработная плата по штату (август 2018 г.)
В Соединенных Штатах разные штаты могут устанавливать свою минимальную заработную плату независимо от федерального правительства. Когда минимальная заработная плата на уровне штата и федеральном уровне различается, преобладает более высокая заработная плата. По состоянию на январь 2018 года [Обновить]в 29 штатах минимальная заработная плата превышала федеральный минимум. [4] В Вашингтоне и Нью-Йорке самая высокая минимальная заработная плата — 15 долларов в час. По состоянию на 1 января 2021 года в Калифорнии самая высокая минимальная заработная плата в штате Калифорния — 14 долларов в час, которая будет повышена до 15 долларов в час с 1 января 2022 года. Минимальная заработная плата в Нью-Джерси составляет 12 долларов в час с 1 января 2021 года, но будет поднял доллар в год до 2024 года, когда он составит 15 долларов. Минимальная заработная плата в Массачусетсе составляет 13,50 долларов в час. [1]Ряд штатов также в последние годы приняли законы штата о преимущественном праве выплат, запрещающие местным органам власти устанавливать свои собственные минимальные размеры заработной платы. [41] По состоянию на 2017 год, [Обновить]законы штата о преимущественном использовании местных минимальных размеров оплаты труда были приняты в 25 штатах. [42]
Недавно во многих штатах был принят закон, значительно повышающий минимальную заработную плату. Калифорния, Иллинойс и Массачусетс собираются повысить минимальную заработную плату до 15 долларов в час к 1 января 2023 года для Калифорнии и Массачусетса и к 2025 году для Иллинойса. [43] [44] Колорадо повысило минимальную заработную плату с 9,30 долларов в час до 12 долларов в час к 1 января 2020 года, увеличившись на 0,90 доллара в год. [45] Нью-Йорк также принял закон о повышении минимальной заработной платы до 15 долларов в час с течением времени, при этом в некоторых округах и более крупных компаниях график работы быстрее, чем в других. [46]
Некоторые более мелкие государственные образования, такие как округа и города, соблюдают минимальную заработную плату, которая выше, чем в штате в целом. В 2003 году Сан-Франциско, Калифорния и Санта-Фе, Нью-Мексико, были первыми двумя городами, в которых были введены местные постановления о минимальной заработной плате . [47] Увеличена минимальная заработная плата на уровне округа и города. В 2010 году только в трех городах минимальная заработная плата превышала минимальную заработную плату штата или федерального уровня, но к 2020 году их было 42. [48]
В нынешней волне законодательных мер по минимальной заработной плате Сиэтл, штат Вашингтон, был первым городом, принявшим 2 июня 2014 года местное постановление о повышении минимальной заработной платы для всех рабочих до 15 долларов в час [49], которое постепенно продлится более семи лет. [50] Это постановление последовало за референдумом в СиТаке, штат Вашингтон, в ноябре 2013 года, в результате которого местная минимальная заработная плата была повышена до 15 долларов США для транспортных и гостиничных работников в более ограниченном масштабе. [51] [52] С тех пор примеру Сиэтла последовали и многие другие города. Сан-Франциско стал первым крупным городом в США, где 1 июля 2018 года минимальная заработная плата составила 15 долларов в час. [53]К концу 2018 года минимальная заработная плата в Нью-Йорке составит 15 долларов в час. [54] В 2020 году минимальная заработная плата в Лос-Анджелесе и Вашингтоне, округ Колумбия, составит 15 долларов в час. [55] [56] К 1 июля 2021 года Минимальная заработная плата в Чикаго достигнет 15 долларов, а Иллинойс в конечном итоге сравняется со ставкой по всему штату к 2025 году. [57] Точно так же минимальная заработная плата в Миннеаполисе, штат Миннесота , к 2022 году составит 15 долларов в час. [58] Растущее число других городов Калифорнии также имеет такой уровень. принял местные постановления о минимальной заработной плате, увеличивающие минимальную заработную плату до 15 долларов в час или выше, в том числе в Беркли , Эль-Серрито , Эмеривилле, Маунтин-Вью , Окленд , Ричмонд и Сан-Хосе . [59]
Некоторые политики в Соединенных Штатах выступают за увязку минимальной заработной платы с индексом потребительских цен , тем самым увеличивая тем самым заработную плату автоматически каждый год на основе увеличения индекса потребительских цен. Привязка минимальной заработной платы к индексу потребительских цен позволяет избежать снижения покупательной способности минимальной заработной платы со временем из-за инфляции . В 1998 году штат Вашингтон стал первым штатом, утвердившим индексацию потребительских цен для минимальной заработной платы. [60] В 2003 году Сан-Франциско, Калифорния и Санта-Фе, Нью-Мексико, были первыми городами, утвердившими индексацию потребительских цен для минимальной заработной платы. [61] [62] [47] Орегон и Флорида были следующими штатами, которые увязывали свою минимальную заработную плату с индексом потребительских цен. [60] Позже в 2006 г. избиратели в шести штатах ( Аризона , Колорадо , Миссури , Монтана , Невада и Огайо ) одобрили повышение минимальной заработной платы в штате в масштабе штата. Суммы этих повышений варьировались от 1 до 1,70 долларов в час, и все повышения были рассчитаны на ежегодную индексацию инфляции. [63] По состоянию на 2018 год минимальная заработная плата индексируется с учетом инфляции в 17 штатах. [5]
Сразу после вступления Франклина Делано Рузвельта в должность 32-го президента США начала свою работу специальная сессия Конгресса, целью которой стало принятие ряда ключевых законодательных актов, не только оказавших серьезное влияние на американскую экономику, но и ставших платформой Нового курса. В основу политики были положены мероприятия по повышению эффективности регулирования экономики государством, преодолению дефицита финансирования и реформированию институциональных основ рынка.
Комплекс мер, направленных на нормализацию производственного процесса, нашел отражение в положениях Национального закона о реформировании промышленности от 16.06.1933 . Базисом этого законодательного акта стал принцип «честной конкуренции», сформированный Д. Своупом и получивший всемерную поддержку Торговой палаты Соединенных Штатов. Нормами нового закона предпринимательским ассоциациям предписывалось выработать своего рода кодекс, кратко определяющий:
Действующее трудовое законодательство оперирует таким понятием, как МРОТ. Оно было введено 1 октября 1991 года (Закон РСФСР от 19.04.1991 № 1028-1). Законом устанавливались размер минимальной оплаты труда (180 руб.), а также минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (90 % от МРОТ) и стипендии студентам и аспирантам. Затем МРОТ изменялся в зависимости от экономической ситуации в стране: иногда один раз в год, как, например, в 1994 или 2009 годах, а иногда и по пять раз в год, как в 1995 году. Начиная с 2013 года МРОТ возрастал с 1 января календарного года. Кроме МРОТ менялись законодательные акты, которыми он устанавливался. Сегодня МРОТ регулируется ТК РФ и Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ.
К сведению: с 1 января 2019 года МРОТ равен 11 280 руб. (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2018 № 481-ФЗ).
Часть 1 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а ч. 3 той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
В силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Региональный МРОТ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
К сведению: узнать размеры регионального МРОТ вы можете, перейдя к сервису Аюдар Инфо.
Новый курс Рузвельта: опыт и уроки
Нас интересует весьма узкий вопрос: что включается в понятие МРОТ? Входят ли в него должностной оклад, районный коэффициент, различные надбавки, оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни? Ответ на этот вопрос дан в Постановлении КС РФ от 11.04.2019 № 17-П.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ж., который обращался в суды, но их решения его не удовлетворили.
Суть спора заключается в следующем. Гражданин Ж. работал сторожем, у него был должностной оклад в размере 4 268 руб. Ему также полагались районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, иные надбавки и доплаты, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя. Оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни производилась в повышенном размере исходя из установленного оклада. Поскольку должностной оклад заявителю был установлен в размере ниже размера минимальной заработной платы в Иркутской области, расчет оплаты труда осуществлялся исходя из того, что размер заработной платы с учетом оклада и всех выплат, включая оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, должен составлять не менее МРОТ (начисление районного коэффициента и процентной надбавки производилось на всю сумму заработной платы). Полагая, что действия работодателя по начислению заработной платы нарушают его права на получение справедливой заработной платы, заявитель обратился в суд.
Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 18.04.2018 его требования были частично удовлетворены. Суд счел, что за основу оплаты труда в 2017 году следует принять размер минимальной заработной платы, установленный Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017 (12 652 руб.), а в январе 2018 года в связи с расторжением названного соглашения – МРОТ, установленный на федеральном уровне (9 489 руб.).
Омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в сфере соблюдения трудового законодательства и член Генсовета Партии Роста Дмитрий Порочкин считает, что данная мера очень незначительно может решить проблему безработицы. Он напомнил, что привлечение попавших под сокращения россиян к оплачиваемым общественным работам уже было на практике в период пандемии коронавируса в 2020 году.
В той ситуации субсидии полагались и бизнесу, который оформлял для таких работ себе сотрудников, стоящих на учёте в службе занятости. За тот период работу потеряло несколько миллионов человек. Сейчас, во время экономической войны, всевозможных санкций и массового ухода крупнейших компаний с российского рынка ситуация с безработицей будет такой же, если не ещё хуже, поэтому привлечение к общественным работам сейчас — это лишь капля в море и не самый главный инструмент в борьбе с безработицей в глобальном плане. Во время пандемии эта мера была не самой эффективной.
Если взять главную капиталистическую державу, США, то минимальную зарплату на федеральном уровне последний раз повысили там в 2009 году, сейчас она составляет $7,5 в час. В реальном исчислении, с учетом инфляции она с тех пор снизилась на 13%. А с 1968 года, когда минимальная зарплата в нынешних долларах была на историческом пике — $11,38 в час ($1,6 в долларах того времени),— снизилась вообще на треть. Социологические опросы показывают, что 75% американцев сегодня мечтают об уровне $9 в час; таким образом, 1968 год должен представляться им вершиной счастья. Однако контролируемый республиканцами Конгресс не выражает никакого желания пойти навстречу общественности.
Впрочем, в США минимальный размер зарплаты, обозначенный на федеральном уровне, не является таким уж определяющим. Некоторые штаты и муниципальные образования устанавливают уровень минимальной зарплаты по своему усмотрению. Затянувшаяся общественная кампания «Битва за $15» привела к тому, что в 29 штатах и округе Колумбия минимальная зарплата превысила федеральный показатель, то же — в 40 муниципальных образованиях. А город Ситак, штат Вашингтон, достиг цели кампании в буквальном смысле; тамошние противники и сторонники повышения сообща потратили $264 на каждого участника голосования, чтобы привлечь его на свою сторону, это рекорд США.
C началом Второй мировой войны минимальная зарплата стала предметом горячего общественного интереса. Во всяком случае, в 1940 году американская общественность только о ней и говорила. Тогда считалось, что начавшийся экономический бум обусловлен ростом расходов на оборону, которые достигли $2 млрд, а также активностью Британии в приобретении американских товаров военного назначения. Объем выпускаемой продукции относительно 1929-го прибавил 20%. Занятость по сравнению с 1939 годом в связи с военными заказами выросла на 1 млн человек, а в 1941-м, как прогнозировало Министерство труда, должна была увеличиться еще на 500 тыс. В ряде отраслей обозначилась нехватка рабочей силы, особенно в авиационной, где с 1939 года занятость уже выросла вдвое.
«Новый курс» Ф. Д. Рузвельта
- Минимальная заработная плата как фактор повышения уровня и качества жизни 2017 / Жмачинский В.И., Чернева Р.И.
- Оплата труда в обрабатывающей промышленности США 2019 / Петровская Наталья Евгеньевна
- Минимальный уровень почасовой оплаты труда в России 2014 / Орехова Светлана Владимировна
- Минимальный размер оплаты труда как инструмент социальной политики: реалии и проблемы 2017 / Коокуева В.В.
- Регионализация минимальных заработных плат 2016 / Вишневская Нина Тимофеевна
1. В основе «нового курса» Ф. Рузвельта лежали идеи
1) марксизма
2) консерватизма
3) кейнсианства
4) национализма
2. Какое событие произошло ранее других?
1) принятие плана Дауэса
2) начало мирового экономического кризиса
3) переход к политике «нового курса» в США
4) установление дипломатических отношений между США и СССР
3. Временное закрытие банков в годы экономического кризиса проводилось с целью
1) восстановления доверия к банковской системе
2) национализации банковской сферы
З) изъятия денег из обращения
4) предотвращения грабежей
4. Значение «нового курса» Ф. Рузвельта состояло в
1) отмене рабства в южных штатах
2) улучшении условий труда рабочих
3) прекращении государственных ассигнований в экономику
4) превращении США из аграрной страны в промышленную
5. К реформам первых 100 дней президентства Рузвельта относится
1) закрытие банков для установления государственного контроля над их деятельностью
2) отказ вводить общественные работы для безработных
3) разгон массовых митингов и демонстраций протеста против политики президента
4) переход к плановому регулированию экономики государством
6. Согласно закону о восстановлении промышленности
1) предпринимателям было запрещено менять условия найма рабочих
2) запрещалась деятельность профсоюзов
3) вводилась система общественных работ для безработных
4) запрещались митинги и демонстрации
7. Суть закона о регулировании сельского хозяйства состояла в
1) повышении цен на фермерскую продукцию
2) расширении объемов государственной закупки продукции у фермеров
3) закупке продукции фермеров государством по пониженным ценам
4) введении твердых государственных цен на зерно
8. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Требование повысить минимальную оплату труда содержится в программе Байдена, посвящённой поддержке рабочих и профсоюзов.
Политик уверен в том, что именно сильному профсоюзному движению США обязаны возникновением прослойки среднего класса. Результатом борьбы профсоюзов стала 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемый отпуск и медицинские гарантии, говорится в документе.
«Однако сегодня против организации, коллективных переговоров, профсоюзов и самих трудящихся ведётся война, которая продолжается уже много десятилетий, а с Дональдом Трампом в Белом доме ситуация становится только хуже», — утверждают авторы документа.
Пессимистичные оценки сложившейся в США социально-экономической ситуации имеют под собой реальную почву, отмечают эксперты. По мнению профессора экономики из Университета Беркли Габриэля Цукмана, начиная с 1980-х годов доходы большинства американцев стагнировали, а доходы высшего класса непропорционально росли.
Если в 1980 году на 1% самых богатых американцев в общенациональном доходе приходилось около 10%, то сейчас — 20%. При этом в руках всего 1% американцев сконцентрировано порядка 40% всего имущества в стране, включая приносящие доход акции и недвижимость.
Это стало результатом курса президента Рональда Рейгана, который снизил налоги для самых состоятельных групп населения, отмечает Цукман.
Показатель МРОТ (Минимальный размер оплаты труда) — установленный минимальный размер оплаты труда за единицу времени (в большинстве случаев — за 1 месяц, но может быть МРОТ за 1 неделю и за 1 час), который работодатель должен заплатить своему работнику и за который в свою очередь нанятый работник может законно продать свой труд.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) необходим для регулирования трудовых отношений между работодателями и работниками. Показатель МРОТ обязателен для всех работодателей, независимо от организационной формы и вида деятельности. За неисполнение данной обязанности и выплаты зарплаты ниже установленной законом нормы, работодатель несет административную ответственность.
Исходя из текущего минимального размера оплаты труда рассчитываются социальные пособия — по беременности, больничным, выплатам по уходу за младенцем и другие.
Основные международные обязательства России в области оплаты труда закреплены в Конвенции МОТ N 95 относительно охраны заработной платы (1949 г.), Европейской социальной хартии и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Первые несоответствия внутреннего законодательства России международным актам о заработной плате можно найти уже в определении самого понятия «заработная плата».
Согласно ст. 1 Конвенции МОТ 1949 г. N 95 относительно охраны заработной платы «термин «заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны».
В ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определяется как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера…) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)». Ранее в ТК РФ использовались два отдельных термина: «заработная плата», означавшая вознаграждение работника за труд, и «оплата труда», означавшая систему отношений, связанных с выплатой заработной платы, однако после принятия изменений (Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ) эти термины стали использоваться как синонимы.
При внешней схожести двух определений налицо и существенная разница между внутренним российским законодательством и Конвенцией N 95. В Конвенции речь идет не только об оплате выполненной работы, но и об оплате работы, которая должна быть выполнена. Таким образом, как уже давно указывалось специалистами [1, с. 143 — 144; 2, с. 34 — 35] применительно еще к старому КЗоТ РФ, заработная плата, согласно Конвенции N 95, должна выплачиваться в полном объеме даже в случае простоя по вине работодателя, однако в действующем ТК РФ простой по вине работодателя оплачивается в размере лишь двух третей средней заработной платы работника и двух третей должностного оклада при простое по независящим от сторон трудового договора обстоятельствам (ст. 157 ТК РФ).
В отношении формы выплаты заработной платы наиболее заметный пробел ТК РФ заключается в том, что в нем упущено важное требование в отношении неденежной оплаты труда, закрепленное в Конвенции МОТ N 95 об охране заработной платы, касающееся того, что соответствующие натуральные выплаты должны подходить для личных нужд работника или его семьи. Работодатель может вынудить работника написать заявление о выплате заработной платы в натуральной форме. Доказать недобровольность этого заявления работнику потом будет очень трудно. После этого, в полном соответствии со ст. 131 ТК РФ работодатель может получить бесплатного «торгового агента», торгующего продукцией предприятия в свободное от работы время, причем никаких обязательств работодатель перед работником не несет, поскольку эта продукция уже находится в собственности работника. Эта ситуация не запрещена ТК РФ, но незаконна согласно Конвенции МОТ N 95.
Еще одна серьезная проблема, связанная с правовым регулированием оплаты труда в российском законодательстве, заключается в том, что в законе никак не регулируется вопрос о соотношении размера должностного оклада и премиальных выплат.
На практике это нередко приводит к тому, что большая часть заработной платы оформляется в качестве премии, выплачивающейся за особые заслуги, хотя на самом деле является обычной заработной платой. Такие премии, хотя и включаются в понятие заработной платы, могут выплачиваться на существенно более жестких по отношению к работнику условиях. Работодатель получает возможность лишать такой премии работников практически по собственному усмотрению. В близкой по сути ситуации, имевшей место в Венесуэле (там премиальные выплаты и официально не включались в понятие заработной платы), комитет экспертов МОТ отметил, что «само понятие заработной платы в таком случае теряет всякий смысл» [3].
Очевидно, что бедность — понятие относительное и зависящее не только от конкретных денежных сумм, которыми располагает человек, но и от уровня цен и доходов в государстве.
В связи с этим бедность в странах ЕС принято исчислять исходя из средней заработной платы. Статистическое ведомство ЕС «Евростат» определяет национальный уровень бедности как 60% и менее от медианного дохода взрослого человека [4]. Европейский комитет по социальным правам, толкуя п. 1 ст. 4 Европейской социальной хартии, исходит из того, что уровнем бедности следует считать величину, равную 50% от средней заработной платы в стране [5]. Заработной платой, обеспечивающей достойный уровень существования, согласно п. 1 ст. 4 Хартии этот Комитет считает в качестве общего правила заработок, который составляет не менее 60% от средней заработной платы по стране, — с учетом детальной информации о стоимости жизни в соответствующей стране. Но ни при каких обстоятельствах не признается соответствующим п. 1 ст. 4 Хартии минимальный размер оплаты труда, составляющий менее 50% от средней заработной платы по стране [6].
Поскольку в Пакте 1966 г. и в Хартии использованы дословно одни и те же термины, представляется вполне корректным использовать толкование Европейского комитета по социальным правам и в отношении положений Пакта 1966 г., в отношении которого у России имеются прямые юридические обязательства.