Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие машины попадают под платон 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в законодательство РФ», в редакции закона от 23.06.2014 № 68-ФЗ, с 15.11.2015 запрещен проезд по федеральным трассам авто с допустимой массой более 12 тонн без соответствующей оплаты.
Согласно постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам» расчеты и сбор оплаты возлагаются на специального оператора. Таким оператором на сегодняшний день является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое внедрило и использует для этого систему «платы за тонны» — «Платон».
Система Платон — какие машины под нее попадают?
Чтобы определить, попадает ли машина в категорию транспорта, который подлежит регистрации в системе «Платон» и за который нужно вносить оплату за проезд по федеральным дорогам, необходимо определить показатель ее допустимой максимальной массы. В этом помогут технические и регистрационные документы на машину и предложенный выше порядок расчета.
Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.
Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:
- В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
- Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам , проселочным дорогам и в населенных пунктах;
- Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.
Благодаря проведенным исследованиям, специалисты пришли к выводу о том, что самый большой вред дорогам наносит транспорт с весом более двенадцати тонн. Именно эти выводы помогли создать основу Закона, по которому определяется: будет платить водители или нет.
При массе более двенадцати тонн грузового авто, указанной в техпаспорте, транспортное средство автоматически попадает под контроль системы. Поэтому в данном случае нет смысла перечислять марки и модели фур, владельцы которых обязаны платить по «Платону», а достаточно лишь заглянуть в ПТС.
В система “Платон” есть и исключения:
-
Водители транспортных средств, которые перевозят военные вооружения, не обязаны платить за проезд.
-
Плата за причиненный ущерб не взимается с техники, оснащенной специальными сигналами: пожарные машины, автомобили аварийно-спасательный службы, транспорт МЧС и другие служебные авто.
Вся специальная техника, не попадающая под систему Платон, должна иметь специальную сигнализацию. В качестве исключения — транспортные средства Министерства Обороны.
Как уже сказано, под влияние системы попадают автомобили, разрешенная максимальная масса которых выше 12т. Но давайте сначала разберемся, какого транспорта из этой весовой категории сделано исключение. Среди них:
- пассажирский транспорт (за исключением грузопассажирских фургонов);
- спецтранспорт, принадлежащий военной автомобильной инспекции (ВАИ), пожарным, медикам, спасателям и полиции. Такой транспорт должен быть оснащен устройствами для подачи световых и звуковых сигналов;
- спецтранспорт, осуществляющей перевозку вооружений и военной техники.
Таким образом, на все остальные машины с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн “Платон” очень даже распространяется. К ним относятся:
- Автопоезда
- Автосцепки
- Самосвалы
- Тяжелые бортовые грузовики
- Еврофуры
- Грузовые прицепы
Этот транспорт в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS.
Ответ так же кроется в ПТС. Если в паспорте прописана разрешенная максимальная масса свыше 12т – платить надо, а если меньше – не надо. У некоторых бортовых грузовиков – например, у стареньких ЗиЛов – разрешенная максимальная масса ниже 12 тонн: таким машинам, очевидно, “Платон”, не нужен.
На какие машины распространяется система Платон?
В 2016 году появились слухи о том, что Минтранс рассматривает возможность ввести плату за проезд по федеральным трассам для машин с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 12 тонн. Но до фактического исполнения дело не дошло, да и сейчас подтверждения слухов нет.
Стоит отметить, что малотоннажные и среднетоннажные автомобили, как правило, на федеральные трассы выезжают нечасто, поэтому выручить с них много денег “Платону” не удалось бы. Да и в целом, ущерб дорогам от мало- и среднетоннажников с большегрузами не сравним. Поэтому даже если когда-нибудь в будущем идею одобрят, оператору системы скорее всего придётся вводить тарифную сетку для разных категорий транспорта. А на все организационные вопросы уйдет немало времени, денег и согласований.
Вокруг этой темы тоже витают слухи. При чем судьбой легковушек озаботились еще до запуска “Платона”. Всему виной наличие в графе “Тип ТС” раздела “Легковой автомобиль”, скрин которого разлетелся по интернету. Оператор опроверг слухи о скором запуске платы для легковушек и заявил, что скриншот был сделан в 2015 году, когда такой раздел на сайте действительно был. В РТИТС также отметили, компания не планирует облагать легковые автомобили “данью”, да и действующая нормативно-правовая база сделать это не позволит.
Иными словами, водители легковушек могут не волноваться на этот счет. Пока.
Система «Платон» призвана обеспечивать ремонт федеральных автодорог без привлечения средств госбюджета. Платежи взимаются со всех гражданских транспортных средств, грузоподъемностью более 12 тонн, за каждый километр пройденной федеральной трассы. Контроль над соблюдением требований об оплате обеспечивается электромагнитными считывающими рамками и мобильным патрулем.
Правовые аспекты существования «Платон» изложены в Постановлении Правительства РФ № 504 от 14 июня 2013 года. В данном документе изложены основные правила, по которым осуществляется сбор платы за пользование трассами федерального значения, приводятся основные понятия и другие важные вопросы существования данной системы.
Также некоторые вопросы затрагиваются в Федеральном законе № 275-ФЗ от 8 ноября 2007 года и в Распоряжении Правительства № 1662-р от 29 августа 2014 года.
Курируется система Платон Федеральным дорожным агентством (Росавтодором). Полный цикл обслуживания и модернизации, включая сбор денежных средств, выполняется ООО «РТ Инвест Транспортные Системы».
- транспортные средства, занимающиеся исключительно пассажирскими перевозками. Грузопассажирский транспорт также облагается тарифами;
- военный и военно-вспомогательный транспорт, относящийся к ведению Министерства обороны РФ;
- транспорт, оборудованный специальными сигналами (кареты скорой помощи, полицейские автомобили, пожарные машины, а также транспорт аварийных служб коммунального хозяйства).
Вышеуказанное возмещение можно внести двумя способами:
- в виде авансового платежа;
- как плату по счетчику согласно пройденному километражу.
При авансовом платеже сначала формируется маршрутная карта, где указывается, по каким трассам будет двигаться транспортное средство, а потом уже вносится оплата всего маршрута.
При оплате согласно пройденному расстоянию не требуется вносить оплату всего маршрута сразу, ее можно производить частями. На персональном счете пользователя должна быть сумма, достаточная для проезда до следующей рамки слежения. Вторым способом чаще пользуются представители малого перевозочного бизнеса.
В обоих случаях перед каждой поездкой транспортное средство заново регистрируется в системе. Но разница между двумя способами состоит не только в размере изначально внесенной на счет сумме. Второй способ позволяет оперативно менять маршрут, не опасаясь наложения штрафа. Но и у авансового метода есть свои плюсы: он позволяет оплатить несколько предстоящих поездок на пару месяцев вперед.
Стоимость проезда 12 тонников за 1 км равняется 1 рублю 90 копейкам.
Контроль передвижения большегрузного автомобиля осуществляется с помощью бортовых устройств. Грузоперевозчики сразу же задаются вопросом: «Что это такое и сколько стоит установка?» Это техническое средство, использующее одну из двух навигационных технологий: либо ГЛОНАСС, либо ГЛОНАСС/GPS.
Получение и дальнейшее пользование устройством абсолютно бесплатны для владельца грузового автомобиля. Для его установки на борту требуется регистрация в системе и заключение договора об использовании с управляющей системой компанией, т.е. с упомянутой выше «РТ-ИТС». Для заключения договора и получения навигационного устройства требуется обратиться в Центр, где осуществляется информационная поддержка пользователей.
ВНИМАНИЕ !!! Коротко о том, как работает наблюдение за передвижениями большегрузных авто. Для слежения за маршрутом автомобилей по всем федеральным трассам устанавливаются специальные рамки с электромагнитным полем (на настоящий момент их почти 500 штук). При проезде сквозь такую рамку будет происходить считывание данных о километраже. Такие данные оперативно отправляются системой в расчетный центр, и происходит списание денежных средств с персонального счета грузоперевозчика.
Сервисное обслуживание средства навигационного отслеживания также бесплатно, за исключением тех случаев, когда прибор эксплуатировался с нарушением требований инструкции. Замена вышедшего из строя технического средства тоже является безвозмездной. При прекращении деятельности грузоперевозчика или при иных случаях расторжения договора, бортовое устройство подлежит возврату.
- Налоговые льготы
- Льготы для военных пенсионеров по налогу на имущество
- Существуют ли льготы по земельному налогу для пенсионеров?
- Налоговые льготы по земельному налогу в 2022 году
- Льготы по транспортному налогу в 2022 году: кому положены
- Какие налоговые льготы положены для инвалидов 2 группы в 2022 году
- Налоговые льготы для инвалидов 3 группы: перечень и правила получения
- Налоговые льготы для пенсионеров по налогу на имущество в 2022 году
- Какие налоговые льготы могут получить ветераны труда в 2022 году
- Все виды льгот по имущественным налогам для физических лиц
- Кто освобождается от уплаты налога на имущество: физических и юридических лиц в 2022 году
Онлайн заявка ФИО (обязательно) Телефон (обязательно) Вопрос (обязательно) В России система Платон действует с 2015 года. Ее суть заключается во взимании платы за проезд по дорогам федерального значения.
Действие системы распространяется не на все виды автотранспорта, а только на определенные категории. О принципе действия и том, какие машины под нее попадают, будет подробно рассказано в статье ниже. Согласно последним данным актуальным на 2022 год под действие Платона попадают все машины максимально разрешенная масса которых превышает 12 тонн.
При этом следует учитывать, что в этот показатель входит и вес груза. То есть под его действие автоматом попадают почти все грузовые машины.
Грузовые автопоезда и сцепки также не составляют исключения. Владельцам автобусов повезло больше, действие Платона на них не распространяется.
Под действие системы не попадают следующие виды транспортных средств:
- Автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок.
- Служебные машины специального назначения. Например, пожарные, МЧС, полиции. Главное, чтобы на них были установлены соответствующие проблесковые маячки.
- Военная автотехника.
- Грузовые машины с разрешенной максимальной массой до 12 тонн.
- Легковые авто.
В настоящее плата для легковых автомобилей в системе Платон не предусмотрена. Но этот вопрос интенсивно обсуждается в средствах массовой информации и Госдуме. При этом сторонники системы ссылаются на положительный опыт Европы. Опасения владельцев легковых машин не безосновательны, особенно не выгодно такое нововведение живущим в пригороде. Им ежедневно приходится добираться до работы.
Изначально был предусмотрен очень высокий уровень штрафов. Так, например, предлагалось с организаций и других юрлиц взыскивать до 1 млн. рублей. Но после прокатившейся волны протестов и забастовок штрафные санкции были пересмотрены.
По информации актуальной для текущего года их размер составляет:
- 5000 руб. для водителя;
- 5000 руб. для собственника юрлица при первом нарушении;
- 10000 руб. на водителя при повторной регистрации нарушения;
- 10000 руб. на собственника при повторном совершении.
При этом для водителей иностранных лиц используется точно такая же тарификация штрафов.
- Тариф «Платона» могут обнулить на полгода — 11/03/2022
- Тариф «Платона» с 1 февраля 2022 — 14/01/2022
- Тариф «Платона» вырос с 1 февраля 2021 года — 03/02/2021
- Тариф «Платона» в 2021 году увеличится сильнее, чем ожидалось — 16/01/2021
- Тариф «Платона» с 1 февраля 2021 года — 13/12/2020
- Изменения для перевозчиков с 21 июля 2021 года — 16/07/2021
- МВД предлагает реформу техосмотра — 15/07/2021
- Камеры ГИБДД Татарстана начали штрафовать за ремень — 15/07/2021
- Вступили в силу поправки для пьяных водителей — 12/07/2021
- ГИБДД взялась за блогеров [видео] — 10/07/2021
- Тарифы ОСАГО с 9 января 2022 года — 30/12/2021
- Изменения для водителей с 2022 года — 12/12/2021
- ДТП без техосмотра 2022: разъяснение ЦБ — 15/02/2022
- Изменения для водителей с марта 2022 года — 16/01/2022
- Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
Система «Платон» была введена в России в ноябре 2015 года.
Напомню, что «Платон» является государственной системой взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн. Само название системы возникло от словосочетания «плати за тонну». Сбор взимается за каждый 1 км пройденного грузовиком пути. Все перевозчики обязаны за свой счет устанавливать в автомобиле специальное оборудование, которое в автоматическом режиме начисляет и перечисляет этот сбор.
Вводя такую систему, наши чиновники посчитали, что помимо транспортного налога, взимаемого с каждого грузоперевозчика, они должны платить еще за вред, который большегрузы наносят асфальтовому покрытию федеральных трасс.
По сути, был введен дополнительный транспортный налог на владельцев грузовиков, что, безусловно, стало сильнейшим ударом для рынка грузоперевозок. Многие частные перевозчики из-за повышения своих затрат в связи с введением нового побора были вынуждены закрывать свой бизнес.
Введение «Платона» вызвало масштабные акции протеста и митинги по всей стране. Изначально в 2015 году тариф хотели установить на уровне 3 рубля 75 копеек. Но благодаря митингам его удалось снизить до 1,53 рубля. Также удалось продавить установление льготного периода до конца 2018 года. Плательщики сбора «Платон» освобождались от транспортного налога в течение 3 лет.
Но в настоящее время все преференции для грузоперевозчиков закончились, а митинги в стране путем изменения законодательства свели на нет. Тариф же «Платона» продолжают ежегодно повышать, а точнее индексировать на величину инфляции, благодаря чему в 2022 году он уже увеличился до 2,54 рубля.
В 2019 году «Платон» даже хотели внести в Налоговый кодекс и предусмотреть огромные штрафы за неуплату этого сбора, а также уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения, но законодатели по какой-то причине решили отложить введение этого новшества.
Систему «Платон» на наших дорогах постоянно расширяют за счет включения в сеть федеральных дорог, с которых взимается сбор, ранее бесплатные трассы, повышая таким образом общие суммы сборов с перевозчиков.
Все ли автотранспортные средства с максимально разрешенной массой в 12 тонн обязаны быть участниками системы принудительного взимания средств ПЛАТОН, в счет будущих затрат на восстановление нанесенного ими ущерба?
Вопрос очень интересный и актуальный. Ведь, если, например, в паспортных данных указана предельно допустимая масса всего автомобиля вместе с кузовом и прицепом, но в конкретный период авто передвигается, что называется, налегке с одной кабиной для водителя, необходимо ли оплачивать свое передвижение по федеральным трассам?
Давайте обратимся к Закону, и посмотрим что в нем прописано.
Весь большегрузный автотранспорт, чья общая масса превышает установленных 12 тонн, начиная с 2015 года, стал поневоле участником взимания средств по системе ПЛАТОН.
Что это такое или как работает система, вы узнаете из соответствующих статей нашего сайта.
Правительство издало Постановление о разработке IT специалистами аналога европейской системы пополнения местных бюджетов за счет проезда большегрузных автомобилей по местным дорогам. Идею воплотили в жизнь, и она начала успешно работать.
Основным законодательным актом, регулирующим основы ее работы и описание транспорта, подпадающего под новые условия, является ФЗ №257-ФЗ от 08.11. 2007 года. Именно в нем даны разъяснения и основополагающие принципы взимания средств с определенного типа автотранспортных средств.
В нем, в частности, оговорены транспортные средства, на которые распространяется ПЛАТОН:
- В ч.1 ст. 31.1 ФЗ разъяснено, что оговоренная масса в 12 тонн исчисляется исходя из общего веса самого автомобиля, его груза, имеющимися пассажирами и дополнительным такелажем. Обычно изначальная возможно допустимая масса указывается в документах на машину, в частности в ПТС. Также эти данные могут быть продублированы в описании типа ТС или в документах о безопасности на авто (в случае перевозки опасных грузов).
- Если конкретизировать все марки транспортных средств, которые подпадают по действия Закона, то на это уйдет не одна страница. Но если говорить кратко, то в любом случае, если общая масса будет превышать норматив в 12 тонн, то оплата за проезд по федеральным дорогам любого вида обязательна для исполнения всеми водителями. Это могут быть и всем привычные КАМАЗы, и машины иностранного производства, например, Volvo или Mercedes, их немало колесят по российским дорогам.
Если у вас возникли сомнения, и вы не можете однозначно понять, обязаны ли вы платить или нет, то можно в режиме онлайн получить консультацию наших специалистов, оформив запрос в конце статьи.
Но есть ли исключения? Все ли авто массой больше 12 тонн обязаны оплачивать свой проезд по федеральной дороге? Что говорит Закон, и кто может не платить?
Ответ однозначный, в Законе четко даны определения, какие транспортные средства освобождены от платы за проезд:
- Большегрузный автотранспорт, предназначенный для перевозки пассажиров, например, автобусы междугородних и международных направлений, но если он имеет характеристику грузопассажирского транспорта, то уже освобождение на подобный тип не действует.
- Автомобили, относящиеся к службе пожаротушения, дорожной и городской полиции, автомобили скорой медицинской помощи, службе аварийно-спасательных работ, автоинспекции военных округов, и прочие, у которых в обязательном порядке установлены проблесковые маячки и они оборудованы приборами подачи спецсигналов, то весь подобный транспорт служебного назначения освобожден от уплаты проезда по системе ПЛАТОН.
- Также не подпадают под категорию большегрузов любая военная техника с большой общей массой, самоходные или тягловые автомобили, относящиеся к Министерству Обороны РФ.
Весь остальной транспорт, как это ни печально, с 2015 года обязан компенсировать любой нанесенный ими ущерб от передвижения на федеральных дорогах.
Вас могут заинтересовать и другие актуальные сегодня вопросы, ответы на многие из них можно найти с нашем сайте в режиме онлайн, на связи будут только квалифицированные специалисты.
Система ПЛАТОН распространяется только на автомобильные дороги федерального значения.
Как правило, именно они имеют хорошее и надежное дорожное покрытие, но и оно приходит со временем в негодность. Это трассы, соединяющие близлежащие регионы и города, и даже страны. Например, трасса Москва – Петербург, Санкт-Петербург – Выборг, переходящая на финскую территорию.
Обычно, об этом можно прочесть при выезде на шоссе, оно обозначено буквой М – магистраль федерального назначения.
Какие автомобили попадают под систему «Платон»?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Если ни один способ вас не удовлетворяет, за передвижение на большегрузном транспорте придется платить.
Чтобы для себя уяснить, нужна ли вам обязательная регистрация в системе с дальнейшей оплатой, внимательно изучите документацию на свое транспортное средство:
- обратите внимание на строку с допустимой, или разрешенной массой вашего авто;
- вес перевозимого груза и удельный вес самого авто;
- вес авто вместе с полным баком горюче-смазочных средств;
- наличие прицепа и других типов дополнительных к перевозке средств (авто на жесткой сцепке).
Проанализировав эти цифры, можно сделать вывод, обязаны вы и ваша машина регистрироваться в системе или нет.
Если остались у вас сомнения, вы можете задать любой интересующий вас вопрос и получить ответ в режиме онлайн.
Федеральный закон четко устанавливает, что транспортные средства, максимально допустимая масса которых составляет больше 12 тонн, в обязательном порядке должны быть внесены в Реестр системы Платон. Владельцы таких автомобилей должны пройти процедуру регистрации и верификации, а после оплачивать проезд этих машин по федеральным трассам.
Под максимально допустимой массой транспортного средства понимается масса снаряженного автомобиля вместе с водителем, его пассажирами и перевозимым грузом. Этот параметр указывается сразу в нескольких документах:
- ПТС машины;
- ОТТС (выдается в момент сертификации авто и подтверждает соответствие установленным нормам);
- свидетельство о БКТС (подтверждает безопасность эксплуатации машины и ее соответствие установленным законодательством нормам).
Технический регламент предусматривает отнесение таких многотоннажных фур к особой категории грузовых машин – N3. Такое же определение используется и в ГИБДД для учета и составления статистических данных.
Согласно последним данным актуальным на 2018 год под действие Платона попадают все машины максимально разрешенная масса которых превышает 12 тонн. При этом следует учитывать, что в этот показатель входит и вес груза. То есть под его действие автоматом попадают почти все грузовые машины. Грузовые автопоезда и сцепки также не составляют исключения.
Система «Платон» для большегрузов в 2022 году
Система “Платон” была введена в России в ноябре 2015 года.
Напомню, что “Платон” является государственной системой взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн. Само название системы возникло от словосочетания “плати за тонну”. Сбор взимается за каждый 1 км пройденного грузовиком пути. Все перевозчики обязаны за свой счет устанавливать в автомобиле специальное оборудование, которое в автоматическом режиме начисляет и перечисляет этот сбор.
Вводя такую систему, наши чиновники посчитали, что помимо транспортного налога, взимаемого с каждого грузоперевозчика, они должны платить еще за вред, который большегрузы наносят асфальтовому покрытию федеральных трасс.
По сути, был введен дополнительный транспортный налог на владельцев грузовиков, что, безусловно, стало сильнейшим ударом для рынка грузоперевозок. Многие частные перевозчики из-за повышения своих затрат в связи с введением нового побора были вынуждены закрывать свой бизнес.
Введение “Платона” вызвало масштабные акции протеста и митинги по всей стране. Изначально в 2015 году тариф хотели установить на уровне 3 рубля 75 копеек. Но благодаря митингам его удалось снизить до 1,53 рубля. Также удалось продавить установление льготного периода до конца 2018 года. Плательщики сбора “Платон” освобождались от транспортного налога в течение 3 лет.
Но в настоящее время все преференции для грузоперевозчиков закончились, а митинги в стране путем изменения законодательства свели на нет. Тариф же “Платона” продолжают ежегодно повышать, а точнее индексировать на величину инфляции, благодаря чему в 2022 году он уже увеличился до 2,54 рубля.
В 2019 году “Платон” даже хотели внести в Налоговый кодекс и предусмотреть огромные штрафы за неуплату этого сбора, а также уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения, но законодатели по какой-то причине решили отложить введение этого новшества.
Систему “Платон” на наших дорогах постоянно расширяют за счет включения в сеть федеральных дорог, с которых взимается сбор, ранее бесплатные трассы, повышая таким образом общие суммы сборов с перевозчиков.
По расчетам владельцев грузового транспорта, общие расходы на «Платон» у них составляют примерно 15% затрат на горючее. Совершенно очевидно то, что поднявшиеся выше инфляции тарифы (на 8,55% ) наряду с ростом в начале года цен на солярку (на 10%) (об этом я писала здесь) грузоперевозчики будут компенсировать за счет роста цен на свои услуги, которую в последствии розничные продавцы переложат на стоимость всех продуктов питания и товаров повседневного спроса. И за все это в итоге заплатим мы с вами, конечные потребители. А значит, стоит в ближайшее время ждать очередной рост цен. Очевидно, что сильнее всего от всего этого пострадают опять же самые малоимущие слои населения, то есть потребители наиболее дешёвых и массовых продуктов питания.
С 16.11.2015 для любого большегруза в нашей стране должен быть оплачен по километражу его путь следования по федеральным дорогам РФ. Отправной точкой для запуска этого процесса стал закон «О внесении изменений в законодательство РФ» от 06.04.2011 № 68-ФЗ. Данным документом были изменены соответствующие статьи и нормы:
- закона «Об автомобильных дорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ;
- Бюджетного кодекса РФ (утвержденного законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ);
- КоАП РФ (принятого Госдумой 20.12.2001).
Финальной точкой послужило постановление Правительства РФ «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам» от 14.06.2013 № 504. К моменту выхода постановления уже оформился механизм работы новой системы сбора платежей:
- система взимания Платон привязана непосредственно к перемещающемуся большегрузу: с помощью специальных процедур и средств учета и контроля весь путь грузовика отражается в Платоне, и та его часть, что проходит по федеральным трассам, подлежит оплате. При этом не имеет значения ни принадлежность большегруза, ни даже страна его регистрации (иностранцы платят наравне с россиянами);
- сбором платежей в Платоне занимается оператор системы. Он же перечисляет аккумулированные суммы в бюджет, а также получает за свою деятельность вознаграждение;
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЯ! Платон – система взимания платы в бюджет – контролируется частным оператором ООО «РТ-Инвест Транспортные средства». Данный факт привел в свое время даже к подаче отдельного судебного иска против системы.
- организовано несколько способов контроля движения большегрузов. Если «неоплаченный» грузовик зафиксирован контрольными средствами на федеральной дороге — информация об этом направляется в ГИБДД, которая и налагает штраф в соответствии со ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Как разобраться, следует ли платить в Платон за ваш большегруз, см. статью «Система Платон — какие машины под нее попадают?».
Когда и как уменьшить транспортный налог с большегруза на суммы, оплаченные в Платоне, см. «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».
В планах законодателей на сегодняшний день — внедрение аналога системы взимания платы Платон для автодорог региональной принадлежности.
Кроме того, в самом Платоне совершенствуют и расширяют систему контроля за большегрузными «зайцами» — увеличивают количество контрольных рамок на трассах, количество специализированных патрульных автомобилей.
Отдельным путем идет рассмотрение возможности объединения контрольных бортовых устройств различных типов в одно, многофункциональное. Но пока подобные предложения вызывают достаточное количество обоснованных возражений.
Например, Минтранс против объединения ЭРА-ГЛОНАСС с какими бы то ни было другими устройствами, тем более с фискальными функциями. По мнению чиновников — ЭРА (экстренное реагирование при авариях) создавалась и предназначается для минимизации ущерба в первую очередь жизни и здоровью людей на дорогах. Объединение с тем же Платоном может снизить эффективность ЭРА.
Больше информации о Платоне — в статье «Последние новости о системе Платон».
Владельцу большегруза дешевле оплатить «Платон», чем штрафы. С помощью «Платона» государство собирает платежи с собственников фур, деньги уходят в бюджет на ремонт дорог. Если ездить по федеральным автотрассам и игнорировать «Платон», собственника оштрафуют за каждый день без оплаты. Рассказываем, какие бывают штрафы, как их отслеживать и как не платить за «Платон».
Штраф для владельца фуры за езду без оплаты «Платона»
от 5 до 10 тыс. руб.
Статья 12.21.13 КоАП
Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Что это. «Платон» — система сбора платежей с владельцев машин тяжелее 12 тонн. С 2015 года собственники таких машин платят за каждый километр пути по федеральной автотрассе. Сборы поступают в бюджет, деньги расходуют на ремонт поврежденных магистралей, строительство новых дорог и мостов. Так государство компенсирует ущерб от фур.
Стоимость отчислений для владельцев фур с 1 февраля 2021 года — 2,34 рубля за километр федеральной трассы.
Это единый тариф для всех большегрузов, кроме военной техники, спецтехники и пассажирского транспорта. Он повышается на 4% каждый год.
Как работает. Компания или частный собственник должны зарегистрировать себя и авто на сайте «Платона». Оплачивают проезд перед началом маршрута или прямо в процессе, с помощью электронного бортового устройства. Собранные деньги идут на строительство и реконструкцию дорог.
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Если ни один способ вас не удовлетворяет, за передвижение на большегрузном транспорте придется платить.
Чтобы для себя уяснить, нужна ли вам обязательная регистрация в системе с дальнейшей оплатой, внимательно изучите документацию на свое транспортное средство:
- обратите внимание на строку с допустимой, или разрешенной массой вашего авто;
- вес перевозимого груза и удельный вес самого авто;
- вес авто вместе с полным баком горюче-смазочных средств;
- наличие прицепа и других типов дополнительных к перевозке средств (авто на жесткой сцепке).
Проанализировав эти цифры, можно сделать вывод, обязаны вы и ваша машина регистрироваться в системе или нет.
Если остались у вас сомнения, вы можете задать любой интересующий вас вопрос и получить ответ в режиме онлайн.
Владельцам доступно два способа внесения денег на расчетный счет для оплаты через систему «Платон».
Это документ, который оформляется на основании сведений о будущей поездке, которые владелец автомобиля вводит в систему. Это делается разово для каждого конкретного выезда на маршрут. Владелец должен внести в документ следующую информацию:
- регистрационный знак автомобиля;
- дату и время формирования документа;
- срок актуальности карты (с точностью до часа);
- протяженность маршрута по федеральным дорогам.
Маршрутную карту допускается оформлять любым удобным способом, там же, где и производилась регистрация (на сайте, в терминале самообслуживания, в Центре поддержки, у агента).
Чтобы на маршрутной карте появились внесенные денежные средства, можно воспользоваться такими способами:
- списать с расчетной записи в системе на сайте «Платона»;
- путем использования банковской или топливной карты (с помощью электронных платежей через Сбербанк, Киви или самой системы «Платон»);
- наличными средствами (в Центрах инфоподдержки и в «живых» терминалах, где работают информационные агенты).
По желанию владельца на его большегруз может быть бесплатно установлено специальное устройство БУ-1201 для расчета платы по системе «Платон», производимого автоматически.
Для этого нужно заключить с оператором системы договор, предоставив требующиеся для этого документы. Установить БУ владелец должен сам. Пользование устройством также безвозмездное.
Принцип действия устройства – определение положения авто на трассе посредством навигационной системы ГЛОНАСС/GPS и отправка данных в Центр обработки с определенной периодичностью. Оплата рассчитывается по итогам суток. Когда машина долго стоит, БУ выключается (функционирует в режиме «сна»). Когда авто движется по магистралям, не предусматривающим оплату по «Платону» (участки трассы нефедерального значения, платный автобан), система не включает эти километры в счет.
Пополнение расчетной записи по данным бортового устройства возможно безналичным способом (по предоставленным Оператором реквизитам), с помощью банковских карт, топливной карточки либо наличными. Если на расчетном счете есть достаточное количество средств, они спишутся автоматически.
С 1 марта 2016 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).
Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.
За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:
- езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
- ноль средств, внесенных на расчетный счет;
- съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
- отклонение по времени или дате (без БУ);
- продолжение поездки при истечении средств на счету.
За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:
- 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
- 10 тыс. руб. – за рецидив.
Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.