Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сдача в аренду земельного участка муниципальной собственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:
- Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
- Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.
В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.
Порядок аренды муниципального имущества
Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:
- По соглашению сторон.
- В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
- Истек срок аренды.
- Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.
Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).
Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.
Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.
Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.
Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:
- Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
- Установлен точный размер арендной платы.
- Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.
Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.
ВС расставил приоритеты в деле о передаче муниципального участка в субаренду
Земельное законодательство предусматривает следующий принцип разделения земель:
- по целевому назначению;
- по видам разрешённого использования.
Для каждого целевого назначения предусмотрены свои виды разрешённого использования. Земельным кодексом выделено 7 категорий земель. По четырём из них допускается передача в аренду, в их числе следующие территории:
- сельскохозяйственного назначения;
- населённых пунктов;
- промышленности и иного спец. назначения;
- лесного фонда.
Требования к Заявлению на участие в торгах установлены «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды…», утв. Приказом ФАС № 67 от 10.02.2010 г. Документ должен содержать следующие данные:
- Ф.И.О.;
- паспортные данные;
- адрес физического лица или фирменное наименование;
- реквизиты и адрес юридического лица.
Заявка также включает в себя ряд документов:
- выписка из ЕГРЮЛ для юрлица;
- копии учредительных документов юрлица;
- предложение о цене договора;
- предложения об условиях исполнения договора.
- Скачать бланк заявления на участие в торгах по аренде муниципального земельного участка
- Скачать образец заявления на участие в торгах по аренде муниципального земельного участка
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)
«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54
«О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»
-
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).
Без проведения конкурса или аукциона учреждение может сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.
Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.
Исключения предусмотрены в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о конкуренции). К таким организациям как раз относятся бюджетные образовательные учреждения. Сдача в аренду имущества этих учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения договоров аренды: 1) с медицинскими организациями – в целях охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 2) с организациями общественного питания – в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3) с физкультурно-спортивными организациями – в целях создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Также отметим, что без проведения конкурса или аукциона государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения могут сдавать в аренду имущество своим «дочкам», то есть созданным ими хозяйственным обществам[4]. Но при этом необходимо одновременное выполнение двух условий: 1) деятельность арендаторов должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы; 2) договором аренды следует установлен запрет на сдачу в субаренду указанного имущества, предоставленного хозяйственным обществам по такому договору аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав.
Если в аренду сдается имущество, распоряжаться которым бюджетное учреждение вправе только с согласия собственника имущества (учредителя), то для определения цены аренды или начальной (минимальной) цены аренды необходимо предварительное проведение оценки рыночной стоимости объекта аренды[5]. Напомним, что в соответствии с федеральным законодательством бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (ч. 10 ст. 9.2 Закона об НКО). Следовательно, при сдаче в аренду такого имущества учреждению придется потратиться на оплату услуг оценщика (оценочной организации).
Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, то по истечении срока этого договора заключение его на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если иное не установлено договором, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ[6]; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (данный срок может быть уменьшен, но только на основании заявления арендатора)[7]. При этом учреждение не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, кроме следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды[8]. При отказе учреждения в заключении на новый срок договора аренды по каким-либо другим основаниям и заключения в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора нового договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона о конкуренции).
Аренда муниципальных помещений
Продажа имущества бюджетным учреждением происходит в основном по тем же правилам, что и сдача имущества в аренду. Здесь тоже действуют общие исключения, когда такую продажу можно осуществить без проведения конкурса или аукциона[11], порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС[12]. В случае, когда продается имущество, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется проведение оценки рыночной стоимости имущества (ст. 8 Закона об оценке).
Но к ситуации продажи имущества не относятся рассмотренные выше специфические правила-исключения сдачи в аренду имущества государственных и муниципальных бюджетных образовательных учреждений[13].
В соответствии с бюджетным законодательством в случае продажи имущества бюджетным учреждением доход от такой продажи не является доходом бюджета и поступает учреждению в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества, а если же было продано недвижимое имущество, то полученные средства должны быть направлены в бюджет (абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).
Продажа |
||
Движимое имущество |
Недвижимое имущество |
|
Средства поступают учреждению в самостоятельное распоряжение |
Средства направляются в бюджет |
Стоит отметить: по букве закона такая же судьба должна постигнуть и доход, полученный бюджетным учреждением от продажи недвижимого имущества, которое оно приобрело ранее на внебюджетные средства (например, служебные квартиры для персонала). Это обусловлено тем, что из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений – следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества данных учреждений являются доходами бюджета(абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).
Все земельные угодья в России находятся в «ведомстве» Земельного Кодекса. Именно этот кодифицированный закон регулирует порядок аренды земельных участков, принадлежащих государству в лице органов местной власти.
В ст. 19 ЗК РФ дано определение муниципальных земель. Это участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администрации муниципальных образований. Большинство из них необходимо для того, чтобы обеспечить это поселение коммуникациями и инфраструктурой.
Если участок не зарезервирован местными властями для своих нужд и на него не наложены дополнительные ограничения и обременения, его можно взять в аренду. Для этого необходимо обратиться к непосредственному собственнику.
В ст. 22 ЗК РФ указаны категории земель, которые можно взять в аренду. К таковым относятся:
- поставленные на кадастровый учёт;
- если участок можно использовать в тех целях, для которых его хотят арендовать;
- чётко определена его категория;
- он не находится в уже оформленной аренде у других пользователей.
Важно! Стать пользователями муниципальных земель могут предприятия, предприниматели, лица, имеющие российское гражданство или гражданство другой страны.
Получить надел сельскохозяйственного назначения в пользование можно по следующим основаниям:
- ведение садоводства и огородничества;
- выпас скота, сенокошение;
- организация крестьянских, фермерских и прочих хозяйств;
- производства сельхозпродукции.
Если земля принадлежит городу или иному населённому пункту, то её можно использовать для:
- строительства жилья. Это может быть как индивидуальное строительство, так и многоэтажное, многоквартирное;
- ЛПХ;
- возведения объектов с целью удовлетворения общественных и производственных нужд;
- строительства дорог и транспортных узлов;
- возведения коммуникаций, которые будут обеспечивать ресурсами данный населённый пункт.
Чтобы получить земельный надел в пользование и оформить соответствующее соглашение, необходимо обратиться напрямую к собственнику. Для этого необходимо написать подробное заявление и подготовить комплект документов.
Как арендовать землю у администрации города? Это можно сделать следующими образом:
- без торгов;
- через торги.
Каждый из способов имеет свои особенности.
Статья 22 Земельного кодекса. Аренда земельных участков
Процедура аренды земли у администрации без проведения аукциона такова:
- Заявление вместе с комплектом документов подаётся в местную администрацию.
- В течение 30 дней оно должно быть рассмотрено. Если приходит отказ, то он должен быть оформлен в письменной форме со ссылками на действующее законодательство. Если принято положительное решение, то нужно приступать к следующему шагу.
- Заявителю выдают на руки письменное постановление о выделении заявленного надела.
- Если земля не состоит на кадастровом учёте, необходимо заняться этим.
- Если кадастровый номер уже присвоен, то нужно подписать договор аренды и зарегистрировать право пользования.
Важно! Регистрацией вещных прав на объекты недвижимости занимается Росреестр. В него можно обратиться через МФЦ или портал Госуслуги.
Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, может происходить через официальные торги. Тогда необходимо подать официальную заявку через электронную площадку проведения аукциона. На этой платформе аккумулируются все официальные торги, предметом которых является недвижимость (любой объект любое вещное право).
Заявка подаётся в электронном виде, поэтому необходимо пройти процедуру регистрации. После этого будет создан личный кабинет, с помощью которого можно будет управлять своими заявками и процессом торгов относительно интересующего объекта.
Подав документы в электронном виде, необходимо подать в местную администрацию бумажный комплект. В него входят:
- копия основного документа заявителя;
- платёжный документ, подтверждающий тот факт, что заявитель внёс задаток, являющийся обязательный условием участия в аукционе.
Победителем будет объявлен тот участник, который предложит большую арендую плату за конкретный участок земли. Для того чтобы торг состоялся, необходимо наличие минимум 2 участников. Если он будет один, то аукцион завершится, едва начавшись. Единственный участник будет признан победителем, ему вручат уведомление на руки.
Аренда земельного участка у муниципалитета юридическим лицом происходит с целью получения прибыли. Как правило, под бизнес. Но есть разграничение земель:
- для получения прибыли;
- для производственных целей.
Если арендатору нужно, чтобы земля приносила прибыль, то нужно брать в пользование тот участок, на котором разрешено строительство торговых объектов. Если же нужно удовлетворить производственные цели, то нужно брать надел под строительство фабрики или завода.
Отсюда различные требования к самим арендаторам. Если на участке земли планируется построить фабрику, то нужно будет представить администрации полную информацию о типе отходов, выручке, типе производимой продукции и прочее.
Если же на участке планируется возвести объект с целью получения коммерческой составляющей, то нужно будет приложить копию Устава основного арендатора. Этих сведений собственнику будет достаточно. Потом возможна субаренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).
В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).
Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).
Правомерность аренды придомовой территории: тонкости
В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества (в том числе земельных участков) подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Исключение составляют договоры аренды земельного участка (субаренды земельного участка), заключенные на срок менее одного года. Такие договоры не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим особенности обложения НДС и его уплаты в случаях, когда услуги по сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, оказывают государственные органы (органы местного самоуправления). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС. Однако стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплате в бюджет суммы НДС возникает у арендаторов указанного имущества. Таким образом, в данном случае услуги по сдаче земельных участков в аренду облагаются НДС, уплату которого производят арендаторы таких участков.
Казенные учреждения, согласно положениям пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признают объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, оказание казенным учреждением услуг в виде передачи государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду также не подлежит обложению НДС. Подтверждением этого служит позиция Минфина России, выраженная в п. 2 Письма от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями». В связи с этим в данной ситуации у арендаторов земельных участков также не возникает обязанности по уплате НДС в бюджет (Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-11/344).
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) казенные учреждения ведут бюджетный учет, руководствуясь Инструкциями N N 157н и 162н .
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в ред. Приказа Минфина России от 12.10.2012 N 134н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ).
Земельные участки, входящие в состав имущества казны, согласно п. 144 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н, учитываются на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».
На основании статьи 39.18 можно получить участок в аренду по упрощённой схеме. Гражданин подаёт заявление на предварительное согласование предоставления надела в аренду.
Администрация публикует информацию о том, что конкретный участок будет предоставлен в возмездное пользование. Если иных заявлений от потенциальных арендаторов не поступит, то договор будет заключён без проведения аукциона.
Упрощённый порядок распространяется на участки, предоставляемые:
- под ИЖС;
- для ведения ЛПХ;
- для садоводства;
- гражданам и КФХ для занятия сельским хозяйством.
Процедура аренды земли у муниципалитета
Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.
Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:
- для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
- для использования надела под ИЖС — 20 лет;
- для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
- земля под фермерское хозяйство — три года.
Закон устанавливает требования к использованию арендованной земли. На арендатора, в частности, может быть возложена функция охраны вверенного участка, его также могут обязать соблюдать специфические правила эксплуатации. «Например, участок с лесом запретят расчищать, а участок в прибрежных зонах нельзя застраивать вовсе. Сельскохозяйственную землю не разрешат использовать для возведения капитального жилья, если таковое займет больше места, чем необходимо для сохранения функционала земли», — говорит Никита Тарновский.
Надо ли платить налоги
Если земельный участок получен на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, земельный налог пользователю платить не нужно, отмечает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. «Арендатор не платит налог на землю и НДС за арендные платежи. Но обслуживание, как и в случае с муниципальными квартирами, лежит на том, кто использует участок. Оплата воды, газа, электроэнергии и иных ресурсов, потребляемых на участке, — это обязанность пользователя», — подтвердил Никита Тарновский.
Арендовать земельный участок можно и без аукциона. Как рассказывает Софья Волкова, закон предусматривает случаи, когда торги не нужны. Так могут предоставить участок:
- собственнику объекта незавершенного строительства, чтобы достроить его (однократно);
- собственнику здания на земельном участке, который принадлежит государству;
- лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории;
- гражданину или юрлицу взамен участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд.
Без торгов определяется арендатор участка и в случае, когда границы участка не определены. Процедура такова: заявитель обращается к кадастровому инженеру, который готовит схему кадастрового плана территории, и вместе с документами сдает ее в местную администрацию. «Если администрация принимает положительное решение, она обязана сделать публикацию о выделении участка в аренду. Если после публикации пройдет месяц и никто более не изъявит желание на участок, администрацией выдается распоряжение о предоставлении аренды», — разъясняет Никита Тарновский. Если же за месяц найдутся другие претенденты — потребуется аукцион.
Краткая инструкция для получения участка от государства в аренду без торгов:
1. Определить, к кому обращаться по поводу аренды (обычно это муниципалитет, на территории которого расположен участок).
2. Выбрать участок.
3. Подготовить и подать документы.
4. Заключить и зарегистрировать договор в Росреестре.
В зависимости от условий содержащихся в данном договоре аренды могут наступать те или иные правовые последствия. В случае если в нём есть положение о том, что оплата размера цены договора является юридическим основанием для вступления его в законную силу, то тогда неисполнение стороной арендатора такой обязанности влечет последствия признания договора не заключенным. Здесь будет действовать ст. 39.12 ЗК РФ пункты 25 — 30.
Если договор аренды не содержит такой обязанности арендатора как определенная сроком его оплата, то по моему мнению применяются положения главы 22 ГК РФ как неисполнение либо же ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Таким образом администрация пойдет в суд и в гражданском порядке будет взыскивать с арендатора задолженность по арендной плате и т.д. Более того, полагаю, что при неоднократном нарушении взятых на себя обязательств данный земельный участок будет изъят и реализован в дальнейшем так же с торгов.
Участвуя в аукционах по аренде можно взять огромные, уже сформированные земельные участки за границами населенных пунктов, не ждать их согласования и не платить за постановку на кадастровый учет.
- Главный минус в том, что после вашего поиска свободного от прав третьих лиц муниципального земельного участка и месяца ожидания решений о создании аукциона по его аренде — объект достанется любому другому участнику торгов, который предложит более высокую ставку аренды.
- Торги признают несостоявшимся, если кроме вас не будет заявлено других участников аукциона.
10 копеек за «квадрат»: как арендовать землю у государства
Далее я расскажу, как арендовать земельный участок без участия в аукционе.
При наличии документально подтвержденной льготы будет достаточно:
- В ближайшем МФЦ «Мои документы» в свободной письменной форме подать заявление о предоставлении вам земельного участка на основании льготы. Приложите к заявлению копию документа подтверждающего льготу;
- Дождаться своей очереди и получить земельный участок.
На основании Федеральных и региональных законов получить земельный участок в аренду без аукциона могут:
- Герои труда
- Многодетные семьи
- Ветераны боевых действий
- Ликвидаторы ЧАЭС
- Инвалиды
- Военнослужащие
- Молодые семьи
- Пенсионеры
- Другие категории льгот (уточнять в Администрации по месту жительства).
В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Но не все так плохо. Ниже вы узнаете, почему у людей далеких от фермерства, тоже есть все шансы взять участок в аренду у государства без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка в аренду по новой «упрощенной» процедуре (без аукциона для обычных граждан) предлагаю рассмотреть на примере участка под ИЖС. Однако, вы можете использовать данный алгоритм для участков в границах населенного пункта под ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, а также для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и любого другого вида бизнеса (кафе, автомойки, магазины и тд).
В некоторых регионах РФ минуя процедуру торгов можно получить земельный участок под огородничество. О наличии такой возможности уточняйте в Администрации.
Искать свободный (не отображающийся на публичной кадастровой карте Росреестра) земельный участок придется самостоятельно. Для этого открываем карту Росрееста → выбираем интересующий нас муниципальный район (поселок, деревня и т.п.) → находим свободную от кадастровой разметки территорию (например, земли населенных пунктов рядом с жилыми домам) → переходим к шагу 2.
4 проверенных способа взять земельный участок в аренду у государства
Предоставление муниципального земельного участка в аренду — регламентированная процедура. Ее ключевые условия зафиксированы в гл. 4 и 5 ЗК РФ ( ст. 22 , 39.6 ).
В соответствии с ними арендаторами земли могут стать:
- граждане РФ;
- юридические компании;
- иностранцы;
- лица без определенного гражданства.
Однако получить землю во временное платное пользование можно лишь при соблюдении следующих условий:
- участок должен быть поставлен на кадастровый учет;
- иметь разрешенное использование;
- относиться к одной из перечисленных выше категорий;
- не находиться в аренде.
Аренда муниципальной земли отдельных категорий может иметь дополнительные ограничения или условия. Например, согласно п. 4 ст. 39.8 ЗК РФ, земли береговой полосы можно арендовать лишь при условии организации свободного доступа других граждан к общественному водному объекту.
В этой же статье прописаны правила для аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Процедурные особенности оформления договора содержатся во второй части Гражданского кодекса РФ от от 26.01.1996 N 14-ФЗ . Кроме того, они могут быть отражены в нормативных актах муниципального образования.
Чтобы узнать особенности процедуры оформлении сделки на конкретный участок в 2022 году, необходимо установить его статус и наличие (отсутствие) льгот у потенциального арендатора.
То, как взять в аренду муниципальную землю, определяет ст. 39.6 ЗК РФ. Существует два способа:
- Заключение договора на торгах в виде аукциона. Последний может быть инициирован:
- администрацией территориального образования для передачи муниципальной земли в аренду;
- самими гражданами с правом выкупа участка в будущем.
- Без проведения торгов:
- для граждан, относящихся к льготным категориям;
- на наделы, не состоящие на кадастровом учете;
- для отдельных целей использования.
Далее рассмотрим их подробно.
О том, как оформить аренду земельного участка у муниципалитета, можно узнать в непосредственно в органе местного самоуправления. Кроме того, там же запрашиваются данные о свободных в образовании наделах.
Кроме того, чтобы получить такую информацию, можно обратиться в территориальный м ногофункциональный центр (МФЦ). Там следует заказать «Выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества», обозначив местность.
Для заключения договора аренды земельного участка с администрацией города будет полезна содержащаяся в такой выписке информация об участках, которыми владеет муниципалитет, а также об их номерах в кадастре.
Срок изготовления справки составляет 5 дней, а пошлина за оказание услуги — 200 рублей.
Однако сведения можно получить и бесплатно, самостоятельно отыскав свободные наделы на публичной кадастровой карте .
Важно помнить: если договор, подлежащий государственной регистрации, не зарегистрирован, он не вступает в законную силу. Такой документ не образует юридических последствий и считается незаключенным.
Недействительным он может быть признан в судебном порядке. Это возможно, если аренда земельного участка физическим лицом у администрации без торгов не имела законного основания, однако была совершена.
Кроме того, к процедуре оспаривания договора могут прибегнуть третьи лица, интересы которых были нарушены: граждане, имевшие первоочередное право на продление договора аренды участка, а также те, кем надел уже арендован.
Определение цены временного пользования наделом зависит от того, в каком порядке заключается сделка. Так, при проведении торгов стоимость аренды муниципального земельного участка определяется по их итогам. При этом начальное значение устанавливается в размере рыночной годовой арендной платы либо в 1,5 % от кадастровой стоимости.
Стоимость аренды участка без торгов устанавливается местными органами власти. Однако ее расчет основан на кадастровой цене, поэтому такой вариант всегда дешевле предлагаемых частными собственниками.
Как оформить аренду земельного участка, если он в муниципальной собственности
Сроки аренды земельных участков по договору ограничены. Они устанавливаются до подписания документа и отсчитываются с момента его государственной регистрации. Это правило распространяется на сделки с периодом действия, превышающим год.
Важно учитывать, что максимальный срок земельной аренды может составлять 49 лет. Земли для индивидуального жилищного строительства в пределах населенного пункта предоставляются лишь на 20. Однако договорные отношения можно продлить, при этом добросовестный арендатор всегда остается приоритетным лицом.
Кроме того, в ряде случаев предусмотрено последующее право выкупа надела.
Аренда территории земельного участка – сложное понятие, специфика которого определяется земельным и гражданским законодательством России. В юридической литературе представлено несколько ключевых определений данной категории. Приведем, к примеру, одно из них.
Аренда – это передача недвижимого имущества, в указанном случае земельного участка, за внесение определенной платы для использования его лицом на определенный временной срок. На сегодняшний день подобная форма землевладения признается одной из самых эффективных и популярных во всем мире.
Предоставление земельного участка происходит гражданами — собственниками этих территорий арендаторам на основании ГК РФ и ЗК РФ. Так как земля может причисляться к собственности как физических, так и юридических лиц, то и представление территорий в наем может осуществляться данными категориями граждан.
Согласно указанным Кодексам предоставление земельного участка может происходить следующим категориям субъектов правоотношений:
- гражданам;
- юридическим лицам;
- иностранцам, а также иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства, если соблюден законодательный порядок.
Предоставление земельного участка иностранцам и физическим лицам без гражданства может происходить также на праве аренды, но, исключая случаи, которые запрещены нормативно-правовыми актами РФ.
На сегодняшний день в законодательстве предусмотрены случаи, когда государственная земля не может быть передана в аренду:
- Заявление об аренде будет отклонено, если предполагается аукцион на земли исторического и культурного значения.
- Документы не будут приняты к рассмотрению, если предполагается аренда участков, расположенных на территории заповедников и заказников.
- Государственная земля не может быть предоставлена на определенный срок аренды, если она необходима для обеспечения гражданской обороны.
- Оформление договора об аренде невозможно и в том случае, если участок подвержен радиоактивному, химическому, биогенному заражению.
В подобных случаях любой договор будет признан незаключенным.
Согласно ст. 22 ЗК РФ одной из ключевых целей заключения подобной сделки признается аренда земельного участка под строительство. Права и обязанности арендатора в данном случае регламентируются ст. 41 и 42 ЗК РФ.
Иными словами, после предоставления земельного участка в аренду физическими или юридическими лицами, субъекты могут использовать данную территорию только по целевому назначению. Ограничение на предоставление земли может быть связано с необходимостью капитального строительства.
Строительство – не единственная цель аренды земельного участка. Современное законодательство также регламентирует подобную сделку между владельцами собственности и гражданами в случаях, если предоставление земли происходит для:
- ведения на ней личного подсобного хозяйства;
- ведения дачного, садоводческого или огороднического хозяйства;
- сельскохозяйственных нужд арендатора, в том числе открытия фермерского хозяйства;
- размещения на территории участка иных объектов, форма которых не подходит под категорию недвижимости.
Российская Федерация разделена примерно на 14500 муниципальных образований. Подобная форма управления способствует грамотному контролю над огромной территорией земли.
Согласно нормативно-правовым актам РФ муниципалитеты имеют право заключать договор аренды земельного участка с гражданами. При этом должен соблюдаться законодательный порядок, который действует на территории всего государства, в ином случае, договор является незаключенным.
Предоставление участка в аренду, который причисляется к муниципальной собственности, в большинстве случаев можно лишь с учетом уплаты стоимости.
Государственная земельная собственность на безвозмездной основе может быть передана госучреждениям или же религиозным организациям.
Если государственная собственность или же земля, находящаяся в муниципальной собственности, будет использоваться не для строительства, то для регистрации договора аренды потребуется заявление, написанное физическим или юридическим лицом. Причем форма заявления должна быть письменной.
После того как заявление будет рассмотрено, идет предоставление земли из муниципальной собственности. Заявитель должен провести регистрацию, порядок которой закреплен в нормативно-правовых актах, иными словами, поставить участок на кадастровый учет. Лишь после этого принимается решение о возможности предоставления земли из муниципальной собственности в частную. Далее подписывается договор аренды земельного участка.