Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как возникло крепостное право на руси. Как жили крепостные крестьяне на руси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- 1 модератор
- 28 пользователей
- 132 робота
- 460 гостей
Крепостное право в Российской Империи: мифы и факты
Крепостное право соответствует определённому этапу развития государства. Но поскольку развитие различных государств и регионов шло по-разному, то и крепостное право в разных странах существовало в разных видах: где-то захватывало небольшой отрезок времени, а где-то сохранилось практически до нашего времени.
Например, в Англии, Франции и части Германии крепостная зависимость возникла в IX-X веках, а в Дании, восточных областях Австрии – только в XVI-XVII веках. Даже в одном регионе, например, в Скандинавии, это явление развивалось по-разному: в средневековой Дании оно сложилось по германскому образцу, а в Норвегии и Швеции его практически не было. Так же неравномерно крепостная зависимость и исчезала.
В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, но официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года.
Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило крепостное право в России, но процесс постепенного закрепощения крестьян длился веками. В Древней Руси большая часть земель была в собственности князей, бояр и монастырей. С усилением великокняжеской власти все более утверждалась традиция награждения служилых людей обширными поместьями. «Прикрепленные» к этим землям крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»). В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.
Но в 1497 годубыло введено ограничение права перехода от одного помещика к другому только одним днем: Юрьев день – 26 ноября.
В XV веке молодое Русское государство вело непрерывные войны: на юго-востоке с Казанским ханством, крымчаками и ногайцами, на западе со Швецией и Литвой (позднее Речью Посполитой). Содержать огромную профессиональную армию казна не могла, поэтому сформировалась поместная система. Служилый человек (воин, профессиональный военный) «испомещался» на данной ему князем земле. То есть, на время службы эта земля принадлежала ему — с неё он и его семья должны были кормиться. За это он был обязан нести воинскую и пограничную службу.
Но сама по себе земля не кормит, её нужно обрабатывать. Учитывая, что служилый человек проводил на украинах (границах) и в походах до десяти месяцев в году, сам он этого делать не мог, даже если бы умел и хотел. Более того, помимо пропитания с земли он должен был приобретать и содержать всё необходимое для похода: коня, оружие, доспехи. Нужны были крестьяне, которые обрабатывали землю и обеспечивали помещика всем необходимым.
Так же нужно отметить низкий уровень производительности сельского хозяйства. Если в странах Средиземноморья урожай доходил до 1:12 (посеянный мешок пшеницы давал 12 мешков урожая), в Европе это 1:6, на Руси — 1:3. Крестьянину было непросто прокормить себя и свою семью. Поэтому когда феодал начинал отбирать часть продукта для удовлетворения своих потребностей, крестьяне стремились сбежать. Еще один фактор — нашествия врагов и эпидемии, от которых тоже бежали на лучшие земли. Плотность населения резко снижалась, и как следствие, сокращалось количество произведённой продукции.
Самым масштабным периодом, когда многие территории практически обезлюдели, стала Смута. Чтобы обеспечить зарождающееся дворянство материальными ресурсами, необходимо было закрепить крестьян на земле.
Закрепощение крестьян в Российском государстве
В XIX веке сформировались две теории происхождения крепостного права — указная и безуказная. Согласно указной теории, автором которой был русский историк Сергей Михайлович Соловьёв, крепостное право стало результатом деятельности государства. По его мнению, последовательная политика Московского царства, а позднее Российской империи, закрепила крестьян исходя из потребности страны. Делалось это для того, чтобы обеспечить материальную базу служилому сословию, несущему тяжёлое бремя государевой службы. Таким образом закреплялись не только крестьяне, но и сами служилые люди.
Другой российский историк, Василий Осипович Ключевский, выдвигал другую, безуказную теорию. По его мнению, законодательные акты не формировали, а всего лишь подтверждали фактически сложившееся положение вещей. На первое место он ставил экономический фактор и частноправовые отношения, позволявший одному классу эксплуатировать другой.
Отличие между крепостным крестьянином и рабом британских американских колоний и США в 1619–1865 годах.
Раб британских колоний |
Крепостной крестьянин |
---|---|
Субъект права |
|
Был неправомочен: в суде за проступки раба нёс ответственность его владелец. В отношении самого невольника всю степень его ответственности определял сам рабовладелец, он мог назначить любое наказание, вплоть до казни. |
В отличие от раба, сам представлял себя в суде, мог выступать свидетелем, в том числе и против помещика. За убийство крепостных помещиков судили. С 1834 по 1845 годы было привлечено к суду 2 838 дворян, 630 из них было осуждено. Самым громким процессом был суд над помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой. За убийство нескольких десятков крепостных она была лишена дворянства и приговорена к смерти, которую заменили пожизненным заключением. |
Собственность |
|
Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору. |
Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом. В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством. В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек |
Семья |
|
Раб не мог иметь семью. |
Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью |
Возможность освобождения |
|
Возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно. |
Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных. |
Зачастую законные права крепостных не соблюдались, указы государей носили рекомендательный характер. Поэтому жестокое обращение и произвол помещиков были не исключением, а правилом в Российской Империи. Самыми бесправными были не крестьяне (за них вступалась община и государственные чиновники), а дворня — слуги, живущие при поместьях или городских домах помещиков. В разное время количество крепостных крестьян в России составляло от 27 до 53%.
С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье. В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.
Но даже воскресенье нельзя назвать полностью свободным днём, так как в этот день нужно было посещать церковную службу. Лишь вечерами, поскольку работать даже на себя в воскресенье было запрещено, крепостные собирались вместе — пели песни, обменивались новостями. Не работали также в церковные праздники.
В 1550 году Иван Грозный принял новый Судебник. В нем сохранялось понятие «Юрьев дней» в отношении права перехода крестьян, однако существенно увеличивался размер «пожилого». Фактически ничего кординального в этом документе, что б отличало его от Судебника Ивана 3, не было. Но было еще большее ужесточение условий, поскольку выплачивать стоимость перехода могли себе позволить далеко не все крестьяне. Формально они еще оставались свбодными, но фактически многие из них уже попали в зависимость.
В 1581 году Иван Грозный подписывает указ «О заповедных летах». Дело в том, что царем было принято решение в течении 1581-1590 годов проверить состояние хозяйства в некоторых районах России. Для этого Иван 4 запретил на момент проведения переписи и других проверок переход крестьян накануне и после Юрьева дня.
После окончания проверок право перехода должны были вернуть, однако, по мнению многих историков, Борис Годунов в 1592 году попытался утвердить запрет на переход. Однако его указ не сохранился (а возможно его и не было), однако известно, что право на переход к концу 16 столетия было полностью ограничено.
«Крепостное рабство»: что творили помещики со своими крестьянами
Федор Иванович в 1597 году принял закон «Об урочных летах». В нем впервые в России вводилось право помещика искать беглого крестьянина. Урочные лета – это срок, в течение которого собственник земли может искать своих крестьян, то есть помещик мог подать через суд иск на поиск беглого крестьянина. По указу 1597 года этот срок составлял 5 лет.
Через 10 лет после введения понятия «урочные лета», царь Василий Шуйский принял новый указ, в котором срок поиска крестьян увеличивался до 15 лет. Однако, по мнению некоторых исследователей, из-за восстания Ивана Болотникова 1606-1607 этот срок вступил в силу только спустя несколько лет после его подавления.
В период царствования Михаила, первого царя из династии Романовых, срок поиска беглых крестьян все еще составлял 5 лет.
Кроме этого документа, в течении 18-го начала 19 веков были приняты новые законы и положения, которые усложняли положение крепостного крестьянства, давая дополнительные права помещикам. Например, в период правления Петра помещики получили официальное право покупать и продавать своих крепостных. В годы правления Екатерины помещики получили право отправлять непокорных крестьян в Сибирь или на каторгу.
Справедливости ради стоит отметить, что крепостное право в Росиси окончательно сформировалось при Петре 1. Но все это было в более мягких и цивилизованных формах, чем крепостничество и феодализм, которые проходили в Европе. В любом случае крепостничество в России это прямое следствие Смуты, в ходе которой в стране царило беззаконие и борьбе боярских группировок за власть.
150-летняя годовщина отмены крепостного права или, правильнее сказать, крепостной зависимости крестьян в России – хороший повод для того, чтоб поговорить об этом социально-экономическом институте дореволюционной России спокойно, без пристрастных обвинений и идеологических ярлыков. Ведь трудно найти другой такой феномен российской цивилизации, восприятие которого было так сильно идеологизировано и мифологизировано. При упоминании крепостничества сразу перед глазами возникает картинка: помещик, продающий своих крестьян или проигрывающий их в карты, заставляющий крепостную – молодую мать выкармливать своим молоком щенят, забивающий до смерти крестьян и крестьянок. Российским либералам – и дореволюционным и послереволюционным, марксистским — удалось внедрить в общественное сознание отождествление крепостной зависимости крестьян и рабства крестьян, то есть существования их на правах частной собственности помещиков. Немалую роль в этом сыграла классическая русская литература, создаваемая дворянами – представителями высшего европеизированного сословия России, которые неоднократно назвали крепостных рабами в своих поэмах, повестях, памфлетах.
Конечно, это было лишь метафорой. Как помещики, управляющими крепостными, они прекрасно знали, в чем правовое различие русских крепостных крестьян и, скажем, американских негров. Но поэтам и писателям вообще свойственно употреблять слова не в точном смысле, а в смысле переносном… Когда же употребленное так слово перекочевывает в публицистическую статью определенного политического направления, а затем после победы этого направления – и в учебник истории, то мы и получаем господство в общественном сознании убогого стереотипа.
В итоге большинство современных образованных россиян, интеллигентов-западников до сих пор убеждены, что крепостная зависимость крестьян в России была ничем иным как юридически закрепленным рабством, частной собственностью на людей, что помещики по закону (курсив мой – Р.В.) могли делать с крестьянами, что угодно – истязать их, нещадно эксплуатировать и даже убивать, и что это было еще одним свидетельством «отсталости» нашей цивилизации по сравнению с «просвещенным Западом», где в ту же самую эпоху уже демократию строил … Это проявилось и в публикациях, валом хлынувшим к юбилею отмены крепостного права; какую газету ни возьми, хоть официально-либеральную «Российскую», хоть умеренно-консервативную «Литературную», везде одно и то же – рассуждения о российском «рабстве»…
На деле с крепостным правом не все так просто и в исторической реальности оно вовсе не совпадало с тем черным мифом о нем, который создала либеральная интеллигенция. Попробуем же с этим разобраться.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»: становление крепостничества в России
С реформами Петра Первого на крестьян легла воинская повинность, они стали обязаны поставлять государству рекрутов от определенного количества дворов (чего раньше никогда не было, в Московской Руси воинская служба была лишь обязанностью дворян). Холопов обязали платить государственные подушные налоги, как и крепостных крестьян, тем самым, уничтожив различие между холопами и крепостными. Причем, было бы неправильно говорить, что Петр сделал крепостных холопами, скорее, наоборот, он сделал холопов крепостными, распространив на них как обязанности крепостных (выплата тягла), так и права (например, право на жизнь или на обращение в суд). Таким образом, закрепостив холопов, Петр освободил их из рабства.
Далее, большая часть государственных и церковных крестьян при Петре была передана помещикам и тем самым лишена личной свободы. К сословию крепостных крестьян были приписаны так называемые «гулящие люди» — бродячие торговцы, люди, промышляющие каким-либо ремеслом, просто бродяги, которые раньше были лично свободными (большую роль в закрепощении всех сословий сыграла паспортизация и петровский аналог системы прописки). Были созданы крепостные рабочие, так называемые посессионные крестьяне, приписанные к мануфактурам и заводам.
Но ни крепостные помещики, ни крепостные заводчики при Петре так и не превратились в полноправных владельцев крестьян и рабочих. Напротив, их власть над крестьянами и рабочими была еще больше ограничена. Согласно законам Петра помещики, разорявшие и утеснявшие крестьян (включая теперь и дворовых, бывших холопов), наказывались возвращением их поместий с крестьянами в казну, и передачей их другому владельцу, как правило, разумному, благонравному родственнику растратчика. По указу от 1724 года было запрещено вмешательство помещика в заключение браков между крестьянами (до этого помещик рассматривался как своего рода второй отец крестьян, без благословения которого брак между ними невозможен). Крепостные заводчики не имели права продавать своих рабочих, разве что вместе с заводом. Это, кстати, породило интересный феномен: если в Англии заводчик, нуждающийся в квалифицированных рабочих, увольнял имеющихся и нанимал других, более высококвалифицированных, то в России заводчик должен был отправить рабочих учиться за свой счет, так, крепостные Черепановы учились в Англии за деньги Демидовых. Петр последовательно боролся против торговли крепостными. Большую роль сыграло при этом упразднение института вотчинников, все представители служилого сословия при Петре стали помещиками, находящимися в служилой зависимости от государя, а также уничтожение различий между крепостными и холопами (дворней). Теперь землевладелец, пожелавший продать даже холопа (например, повара или горничную), вынужден был продать вместе с ними и участок земли (что делало такую торговлю убыточной для него). Указом Петра от 15 апреля 1727 г. запрещалась также продажа крепостных врозь, то есть с разлучением семьи.
Опять же субъективно усиление крепостной зависимости крестьян в петровскую эпоху облегчалось тем, что крестьяне видели: дворяне не в меньшей, а в еще большей мере стали зависеть от государя. Если в допетровскую эпоху русские дворяне выполняли служебную воинскую повинность от случая к случаю, по призыву царя, то при Петре они стали служить регулярно. На дворян легла тяжелая пожизненная воинская или гражданская повинность. С пятнадцатилетнего возраста каждый дворянин обязан был либо отправиться служить в армии и во флоте, причем, начиная с низших чинов, с рядовых и матросов или отправиться на гражданскую службу, где тоже должен был начать с низшего чина, унтер-шрайбера (за исключением тех дворянских сыновей, которые назначались отцами распорядителями поместий после смерти родителя). Служил он практически безотлучно, годами и даже десятилетиями не видя своего дома и своей семьи, оставшейся в поместье. И даже полученная инвалидность зачастую не освобождала его от пожизненной службы. Кроме того, дворянские дети обязаны были до прихода на службу получить за свой счет образование, без чего им запрещалось жениться (отсюда и заявление фонвизинского Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться»).
Погода преподносила европейцам сюрпризы с 14-го по 19-й век. Учёные до сих пор спорят о причинах Малого ледникового периода. По мнению ряда исследователей, холода наступили из-за замедления течения Гольфстрим. Это произошло около 1300 года. В 1976-м эксперты также обратили внимание на пониженную солнечную активность в этот период. Говорили и о повышенной активности вулканов — в атмосферу после извержений попадают аэрозоли, на которых рассеивается солнечный свет. Сернокислые аэрозоли распространяются как покрывало по всей планете.
Это может приводить к похолоданию. Так, например, в 1815 году извержение вулкана на индонезийском острове привело к снижению температуры в некоторых областях на 3−5 градусов. В результате этих событий в Европе мороз грянул в середине июля.
В ходе Малого ледникового периода изменение температуры и высокий уровень осадков приводили к гибели урожая. В 1326-м замёрзло Средиземное море. В Германии и Шотландии прекратилось производство вин. В начале 14-го века в Европе начался Великий голод, жертвами которого стали миллионы людей. В 1315—1322 годах в городах распространился каннибализм. По мнению некоторых специалистов, холода стали косвенной причиной эпидемии чумы: крысы начали селиться ближе к людям. В 1420-м во Франции стояли страшные морозы; волки проникали в города, чтобы поживиться добычей.
В 16-м веке температура временно повысилась, а в 1600 году произошло извержение вулкана Уайнапутина в Перу — крупнейшее в истории Южной Америки. Были разрушены несколько городов и деревень, а температура вновь начала двигаться в сторону «минуса». Холод на севере Европы зимой 1664−1665 годов был такой, что птицы замерзали в воздухе. От последствий аномально низкой температуры погибли сотни людей. По свидетельствам современников, в 1709-м температура держалась на отметке «-24» несколько месяцев.
Отвечаю на этот вопрос- 100% НЕЛЬЗЯ.Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.
Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.
Тем не менее, нельзя не упомянуть факт существования самого настоящего рабства в истории нашей страны, которое носило название «холопства». Существовала эта категория несвободного населения в период с X-XI веков в Киевской Руси, и отменено холопство было лишь при Петре I. В заключение, стоит сказать, что сравнение крепостного права и рабства проблематично, поскольку крепостничество (на примере России) не было однородным явлением, оно постоянно видоизменялось, в отличие от рабства в классическом его понимании.
Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.
Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором. Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.
Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.
Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия. Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля. К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (КРЕПОСТНИЧЕСТВО)
Такое название в России получила наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от землевладельцев, власть которых распространялась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян.
Первым законодательным актом, ограничивающим свободу крестьян, стал Судебник 1497 г. Полное юридическое оформление крепостное право получило в Соборном уложении 1649 г. Согласно документу, крестьянин был закреплен за землей, с которой не имел права уйти по своей воле. Владелец мог его продать, обменять, отправить на каторгу или в армию. Беглых разыскивали, в случае поимки их возвращали хозяину, невзирая на давность побега, вместе с семьей и нажитым добром.
Несвободные граждане появились одновременно с формированием русского государства. По степени несвободы и ущемления в правах их можно условно разделить на три основные группы:
- Смерды. Свободные землепашцы, которые могли иметь свой надел или арендовать землю у феодала. За аренду они расплачивались денежным оброком, частью урожая или барщиной – отработкой на земле «барина».
- Закупы. Крестьяне, взявшие в долг у феодала семена, инвентарь или деньги, и подписавшие долговое обязательство. Согласно договору, закуп отрабатывал долг на земле феодала, после отработки получал свободу.
- Холопы. Их положение было близким к рабскому, они считались собственностью хозяина. В холопы попадали пленные, а также не возвратившие долг закупы и осужденные преступники.
Большинство крестьянства составляли обладавшие личной свободой смерды. Феодальное землевладение, при поддержке государственного законодательства, постепенно лишало их собственной и общинной земли, которая переходила во владение знати. Но, даже не обладая собственным наделом, крестьяне сами выбирали арендодателя. Если условия аренды их не устраивали, они могли уйти в другое поместье. Подобная свобода не устраивала феодалов, и это стало причиной постепенного закрепощения землепашцев.
Вопрос привязки крестьян к земле обострился с введением поместной системы землевладения и созданием поместного войска. Поместья давались воинским людям на время службы, для прокормления воина и его семьи, а также для приобретения всей необходимой военной амуниции. За это он обязан был в военное время участвовать в походах или нести службу на границе. В XV в. Россия воевала непрерывно, и служилый человек не мог сам обрабатывать землю. Помещику нужны были постоянно работающие на земле крестьяне.
В постоянных работниках, максимально зависимых от хозяина, нуждались и другие землевладельцы. Зависимого крестьянина проще эксплуатировать, не боясь его ухода, в то время как массовый уход недовольных свободных крестьян мог разорить феодала. Производимая землепашцами сельскохозяйственная продукция, которую можно было продавать, являлась источником обогащения для феодала.
Свободно перемещающиеся землепашцы трудно поддавались учету, с них сложнее было взымать налоги, поэтому государство также было заинтересовано в их оседлости. В целом историки выделяют четыре основные причины закрепощения крестьян:
- Необходимость содержать поместное войско, которое являлось ядром вооруженных сил Московского государства.
- Заинтересованность всех землевладельцев в абсолютной власти над крестьянами, работниками на их земле.
- Заинтересованность государства, государя (царя) в том, чтобы землевладельцы осуществляли административное управление крестьянами и гарантировали уплату ими налогов в государственную казну.
- Спрос на сельскохозяйственную продукцию из Восточной Европы в Западной Европе, где быстро росли города и промышленность.
Юридическое оформление крепостного права на Руси началось в правление Ивана III. В 1497 г. был принят первый законодательный кодекс единого государства – Судебник. Статья 57 этого сборника называлась «О христианском отказе» и устанавливала по всей стране новые правила перехода крестьян от одного землевладельца к другому.
Впервые в русской истории право крестьянского перехода было ограничено. Отныне землепашцы могли искать новое место только две недели в году – по неделе до и после Юрьева дня (26 ноября). Время было выбрано не случайно, в эту пору завершались осенние сельскохозяйственные работы, и уход работников не мог нанести хозяину земли ущерба.
Это было не единственное новшество. Вводилась плата за уход, так называемое «пожилое», которая являлась платой крестьянина за аренду помещичьей земли и имущества и компенсацией помещику за потерю рабочих рук. Установленный размер пожилого был не маленьким, особенно для малоимущих крестьян. Сумма зависела от количества лет, прожитых у помещика – чем дольше прожил, тем больше платил.
Этот законодательный кодекс был выпущен в начале правления Ивана Грозного, в период реформ. В него было внесено много новшеств, но в положении крестьян кардинальных изменений не произошло. Правило перехода в период Юрьева дня осталось без изменений, но был увеличен размер пожилого, что делало сумму неподъемной для многих крестьян. Также была добавлена дополнительная пошлина «за повоз», которая выплачивалась работником в случае отказа перевезти с поля урожай феодала.
Кроме того, Судебник ввел ответственность землевладельца за преступления работающих у него крестьян. Это усилило не экономическую, но личную зависимость работника от хозяина.
Семь лет опричнины, установленной Иваном Грозным, и проигранная им Ливонская война разорили страну, особенно центральные и северо-восточные области. После массовых репрессий обрабатывать землю было некому, начался голод и эпидемии. Немногие уцелевшие массово бежали, спасая свою жизнь, на Дон, Южный Урал и другие удаленные земли. Сельское хозяйство было разрушено. В некоторых из центральных районов не возделывалось до 90% земли.
Владельцы поместий, сами находящиеся в бедственном положении, всячески пытались удержать работников, привязать их к земле. Без доходов с земли помещики были не в состоянии платить налоги в государственную казну. Видя эту угрозу, Иван IV издал указ «О заповедных летах», временно отменивший возможность перехода крестьян к другому хозяину даже в Юрьев день.
Мера формулировалась как временная. Царь принял решение проверить за 1581-1590 гг. состояние вотчинных и помещичьих хозяйств и провести перепись населения в некоторых областях. Ограничение на переход вводилось на период переписи, затем его должны были отменить.
Иван Грозный умер в 1584 г., не отменив запрет. Перепись была завершена в 1592 г. По некоторым источникам, в том же году правящим Борисом Годуновым был издан указ об окончательном запрете на переход. Документ не сохранился, но установлено, что к концу XVI в. крестьян лишили права на смену хозяина. С этими событиями связано появление известной поговорки – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Лишившиеся выбора крестьяне стали бежать на вольные земли или в удаленные вотчины. По требованию землевладельцев царь Федор Иванович подписал указ, в котором впервые в России было юридически закреплено право феодала на розыск беглых крестьян. Был установлен пятилетний срок розыска – «урочные лета». Розыском и возвращением занялось государство. В течение пяти лет помещик имел право подать в суд иск на поиск, и возвратить найденного холопа, где бы его ни обнаружили.
Таким образом, к концу XVI в. в России уже фактически действовало крепостное право.
Крепостное право (или крепостничество) – в русской исторической и общественно-политической терминологии распространенное обозначение наиболее суровой формы внеэкономического принуждения и зависимости, прежде всего, крестьян, которая предусматривает прикрепление к земле (месту жительства, общине, владельцу и т.п.), сильное ограничение гражданских, имущественных, семейных и других прав.
В своих самых жестких проявлениях крепостная зависимость приближается к рабству. Имеет аналоги в западноевропейской феодальной системе, например, «серваж» во Франции или «вилланство» в Англии, но совпадает с ними по значению не полностью. Принято считать, что государственная система крепостного права в России стала законодательно оформляться в 1497 году и была отменена в 1861 году.
Далее — КК — крепостные крестьяне.
Единого мнения о том, когда появилось крепостное право на Руси, среди историков и исследователей нет до сих пор. Одни считают, что эта система правоотношений начала закладываться со времени становления древнерусского государства (XI век), другие утверждают, что начало крепостного права на Руси было положено лишь после возвышения Москвы, которое произошло в XV веке.
Императору было представлено более сотни помещичьих проектов проведения реформы за 1856-1859 гг. Наиболее полно интересы помещиков нечернозёмных губерний отражал проект тверского губернского предводителя дворянства А. М. Унковского, который предлагал освободить крестьян с землёй «без переходного состояния», то есть сразу, но с «вознаграждением» помещиков за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина — «на все сословия».
Проект крупного полтавского помещика М. П. Позена отражал интересы помещиков чернозёмной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное с рынком, и где земля ценилась особенно высоко. Он был подан царю в двух записках в 1856 и 1857 годах. Этот документ выражал желание помещиков чернозёмной полосы не только сохранить максимальное количество земли в своих руках, но и незаинтересованность в полном обезземеливании крестьян, так как сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками. Крестьяне должны были быть освобождены с землей, но за большой выкуп.
Интересы помещиков степной полосы, слабо заселённой, но с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила, помещика самарской губернии Ю. Ф. Самарина. В этом проекте предусматривалось личное освобождение крестьян с землёй и предоставление им гражданских прав. Но в связи с нехваткой в этом районе рабочих рук, предлагалось установить «переходный период» сроком на 10-12 лет, во время которого сохранялись бы барщинные работы за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении.
Третьего января 1857 года под руководством императора учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу, для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. В состав комитета вошли в основном консерваторы, желавшие растянуть подготовку реформы на несколько лет. Чиновники рассматривали проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований.
19 февраля 1861 года — в канун шестой годовщины вступления императора Александра II на престол были обнародованы «Манифест об освобождении крестьян» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Чьих будешь? Или когда и как на Руси зародилось рабство…
Крестьянский быт зависимого деревенского социума – бычий пузырь на окне вместо стекол (даже в XVII-XVIII веках). Лишь зажиточные могли приобрести роскошь – слюду. Из мебели были большая скамья, стоявшая вдоль стола такой же длины. Эти удобства жались ближе к красному углу – тому, что с иконостасом. А «черным» был тот, где стояли метла и кочерга (приспособление для выемки горшков из горящей печи). Среди утвари обязательно числилась ендова – огромная чаша с рыльцем (носиком, который и подносили ко рту, чтобы не облиться). Незамысловатый посудный набор состоял из глиняных крынок, тарелок и блюдец, деревянных ложек и половника. Фарфором или медной братиной могли баловаться богатые аграрии. В обеденной зоне гость всегда находил кашник – самый большой горшок для готовки густого варева в печи. С XVIII века в его чаще делали из чугуна, но опять же, не каждый «черный человек» получал такое наследство.
Еще один угол предназначался для главы семейства – там он производил мелкий ремонт. Например, чинил лапти или рыбацкие сети, ведь в холодную погоду в сарае было неуютно. Но во время трапезы тот садился в красном углу. Кроме него там размещали гостей или молодоженов.
Говоря о том, как жили крестьяне, нельзя не упомянуть об их традиционном питании:
-
репу (распространенная пища);
-
хлеб 2 раза в неделю (да и то ржаной, пшеничный по праздникам);
-
кашу из овса, ячменя и проса;
-
квас (чаще свекольный, чем хлебный);
-
щирицу (амарант до эпохи Петра добавляли во все блюда);
-
щи из капусты,если имелась, или крапивы (в летнее время);
-
ягоды, рыбу, грибы.
byrnas
Что мы знаем об истории крепостничества в России? В основном то, что страна была страной рабов и господ, что почти все крестьяне были крепостными и являлись самым забитым и бесправным сословием в России, что они влачили жалкое существование и во всем зависели от своего господина помещика, который мог, все что хотел сотворить со своим имуществом, к которому приравнивались крепостные, вплоть до убийства и не понести за это ни какого наказания, так ли это было на самом деле? В основном так, однако, в истории российского крепостничества существовали и довольно интересные малоизвестные современному обывателю особенности.
Во первых не все крестьяне принадлежали помещикам и попадали под определение крепостных, согласно исследований русского историка Ю.В.
Готье проведенные им по итогам 5 ревизии, в 1796 году крепостных на территории центральной части России всего насчитывалось 5 700 465 душ мужского пола, что составляло 53 % от всей тогдашней численности крестьян и 5 миллионов Государственных крестьян.
Таким образом, на протяжении 18 века крепостные крестьяне составляли чуть более половины в общей массе великорусского крестьянства.
Были в Российской империи и целые провинции, по своей территории, превосходившие многие европейские государства, где крепостного права не было вообще, это в Поморье и Сибири.
Интересно также и то, что на западных территориях Российской империи процент крепостного населения был гораздо выше, чем в самой России.
Так, к примеру, в Прибалтийских губерниях численность крепостных доходила почти до 85% от всего крестьянского населения.
- Сегодня мы расскажем о том, как жили крепостные крестьяне на Руси. В том числе для того чтобы многие кто жалуются на жизнь в наше время, поняли, что время то нынче не такое и плохое…
- Перед тем как мы осветим суть крепостного права — давайте представим масштабы.
- Перед отменой крепостного права (с 1857 по 1859 год) была проведена 10-я народная перепись.
«Если в целом по России доля крепостных накануне отмены крепостного права составляла 34,39 %, то в отдельных губерниях, например в Смоленской и Тульской, она составляла 69 %. Так, численность населения на указанный период составляла 67 081 167 человек, из них крепостных 23 069 631″.
То есть Русь больше чем на половину была крепостной, причем жили в таком состоянии русские люди несколько веков. Вдумайтесь — люди принадлежали на правах собственности другим людям! Сегодня у нас даже хомячки не принадлежат хозяину…
«Помещичьи крестьяне — крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Являлись наиболее многочисленной среди других категорией крестьянства Российской империи — в 1859 — 23 млн. человек обоего пола.
- ……
Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.
В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года, отменено 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) царским манифестом».
Историю и исторические понятия знают многие из нас, кто не прогуливал школу. Хотелось бы рассмотреть именно жизненный аспект жизни людей, принадлежавших на правах собственности более знатных особам, а не исторический.
- В нашем сегодняшнем мире не укладывается, как вообще возможно такое, что один человек может принадлежать другому и быть ему рабом.
- Однако крепостное право, существовавшее на Руси почти 9 веков, 2 века в активной форме, — это реальность, из века в век оно укоренялось, обвивало Русь своими цепкими руками, а вот 150 лет после отмены крепостного права — это еще лишь путь к демократизации, слабенький, некрепкий, где личность человека то превозносится, то обнуляется ниже плинтуса — по инерции, тяготея к историческим корням крепостничества, либо это будет всегда, унижение и превозношение идут рука об руку во все времена и пространства.
Сама суть крепостного права, когда живой человек может на правах собственности будто на бездушный объект (а ведь так было фактически) принадлежать более знатному хозяину, противоречит всем сегодняшним конвенциям о правах человека, конституциям и прочим международным правовым актам. Это немыслимо, чтобы человек на правах скота жил при дворе и принадлежал хозяину словно авто или часть дома.
- Однако в той же Библии, Новом Завете — есть понятие «раб», «хозяин», «служение господам»:
«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по его воле, бит будет много» (Лк. , 12:47)
«Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь бога» (к Фил. , 4:22).
Крепостное право в России: миф и реальность
С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своём возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своём развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».[7].
Сенатским указом 14 марта 1746 года определено «впредь купечеству, архиерейским и монастырским слугам, и боярским людям и крепостным, и написанным к купечеству и в цех, такоже казакам и ямщикам и разным разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крепостных без земель и с землями покупать во всём государстве запретить»[8]. 26 февраля (8 марта) 1764 года указом Екатерины II[9] была проведена полная секуляризация церковных земель и около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло в ведение Коллегии экономии (позже они были приравнены к прочим казённым крестьянам). Таким образом право владения крепостными становилось монополией дворянства.
- Крепостное право — Совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. К. п. включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. Большая советская энциклопедия
- КРЕПОСТНОЕ ПРАВО — КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (крепостничество) — форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Зап. Большой энциклопедический словарь
- Крепостное право — См. Крестьяне. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- крепостное право — Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. в Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, французские и итальянские сервы) элементы к. Большой юридический словарь
Пока не началась отмена крепостного права в России, эта система претерпела существенные изменения. Со времен древнерусского государства она выступала формой «тягла», выражавшись как общественная повинность.
Ее возникновение было связано с формированием княжеского и боярского землевладения, которое вело наступление на общинную собственность.
Во времена Московской Руси активно развивается поместное землевладение, служившее вознаграждением дворянам за военную службу. Такой участок с зависимыми крестьянами предоставлялся в условное владение (принадлежал государству). Раздача земельных участков была вызвано дефицитом денежных средств для поощрения военнослужащих.
Первое ограничение на уход крестьян от помещика закрепил Иван III в Судебнике 1497 года. Тогда было введено «правило Юрьева дня», которое позволяло покинуть землевладельца, заплатив особый налог пожилое, только две недели в году.
В конце XVI века вводятся «заповедные лета», в которые это правило отменялось, что означало полный запрет на уход от помещика.
Предпосылки отмены крепостного права начали формироваться уже во времена Екатерины II, не случайно великая императрица оказалась первой из власть предержащих, заговорившая о ее отмене.
В первой половине XIX века негативные проявления крепостничества стали еще более отчетливыми, среди них:
- низкая производительность труда крепостных крестьян;
- аморальность и безнравственность крепостного права в России;
- несвобода многомиллионной армии крепостных препятствовала промышленному перевороту и модернизации промышленности;
- военно-техническое отставание армии, что нашло выражение в поражении во время Крымской войны;
- рост недовольства крестьян и риск второй «пугачевщины».
Откладывание даты отмены крепостного права могло превратить Россию в третьеразрядную страну, имевшую непреодолимое отставание от ведущих государств.
Крепостное право, как совокупность юридических норм, закреплявших крестьянскую зависимость от феодала, с запретом уходить со своих земельных наделов, наследственным подчинением административной и судебной власти определенного феодала, лишением крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, формируется в Западной и Центральной Европе после распада Римской рабовладельческой империи в 1-м тысячелетии и укрепляется в первой половине 2-го тысячелетия. После этого, в 16-18 вв., в Западной Европе элементы крепостного права начинают исчезать [1, с.388-389].
В России образование феодального государства начинается с распада первобытного строя и минует рабовладельческую формацию. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы из числа должников и пленных не образуют класса, а считаются младшими неполноценными членами семьи. В племенной среде еще 7- начала 9 веков выделилась «нарочитая знать» — вожди, старейшины, знаменитые воины, которая стала жить не общинным укладом, а отдельными укрепленными усадьбами, создавая частную собственность на средства производства, на землю, облагая соплеменников данью (налогами). Родовая знать, княжеские дружинники на этапе становления государства («военная демократия»), формально сохраняя общинные традиции и демократическое собрание («вече»), формируют привилегированную феодальную группу бояр-вотчинников, передававших свои земли-«вотчины» по наследству и подчинявших себе крестьян-общинников. С возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже 8-9 вв. сложилось государство восточных славян [2, с.32,33,36].
Из-за роста господских повинностей крестьяне всё чаще уходят от помещиков на другие земли. Власть государя еще не настолько велика для введения жёстких запретов.
Но необходимость сохранить лояльность дворянства требует принятия мер.
Поэтому в 1473 году Иван 3 издает Судебник, согласно которому уход от помещика теперь возможен только после окончания пахатных работ, 26 ноября, в течение недели до Юрьева дня и недели после, при условии выплаты «пожилого».
В 1581 году на фоне тяжелых разорений страны царь Иван 4 Грозный издает Указ о введении «заповедных лет», временно запрещающий крестьянам уходить даже в Юрьев день.
В эпоху Смутного времени удержать крестьян от бегства становится все труднее. В 1597 г. издается указ о введении 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В последующие годы срок «урочных лет» увеличивается. В обязанности местных администраций входит сыск беглых и дознание, которому подвергаются все пришлые крестьяне.
Соборное Уложение 1649 года окончательно признаёт крестьян собственностью землевладельцев. Крепостнический статус утверждается как наследственный — дети отца-крепостного и свободные люди, вступающие в брак с крепостными, также становятся крепостными. «Урочные лета», объявленные Иваном Грозным, отменяются: в силу вступает указ о бессрочном сыске беглых.
Самый тяжелый этап закрепощения крестьян. Помещики получают полное право распоряжаться крепостными: продавать, подвергать телесным наказаниям (нередко приводящим к гибели крестьян), без суда ссылать на каторгу или в Сибирь. К этому времени крепостные фактически ничем не отличаются от чернокожих рабов на плантациях Нового Света.
Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права
К началу этого периода становится всё более очевидной упадочность крепостнической системы. Развитие либеральных идей среди дворянства приводит к формированию негативного отношения передовой его части к явлению крепостничества.
Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение предпринимает Павел 1, затем Александр 1.
Но лишь спустя полвека Александр 2 издает Манифест, дающий крепостным право распоряжаться своей свободой, по своему усмотрению менять виды деятельности и переходить в другие сословия.