Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарные нормы для школы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:
Тема
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10
Стало в СП 2.4.3648-20
1. Использование подвальной и цокольной площади
Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2).
Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы).
2.Полифункциональность
Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20).
Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2).
3. Питание
Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац).
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац).
4. Оборудование
Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7).
При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4).
5. Водоснабжение
Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6).
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6).
6. Отопление
Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац).
Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац).
7. Инновации
Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14)
Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5)
Новые СанПиН для школ с 2022 года
Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.
По СанПиН в 2022 году мусор на школьной территории следует складывать в специальные закрывающиеся емкости и не допускать заполнения более 2/3 контейнера. Отходы нельзя сжигать на пришкольной территории, их надо вывозить с помощью техники, подавая заявку в специализированную организацию. В зимний период при очищении двора от снежных заносов нельзя использовать химические средства. За их применение руководителя ожидает штраф.
Ранее по СанПиН считалось, что в каждом классе должно быть по 25 человек. В 2022 году такого конкретного требования нет. В расчет включается площадь учебного помещения: на одного человека должно быть не меньше 2,5 кв. м.
В основной массе общеобразовательных организаций кабинеты достаточно просторные, и если посчитать, то можно выйти как раз на число 25 (то есть столько детей должно обучаться в одном классе). Если здание школы нетиповое, то и число учащихся будет иным, чем в других организациях.
Требования к отоплению и вентиляции в школах по СанПиН 2022 года:
соответствие нормативам, предъявляемым к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях;
соблюдение режима проветривания;
организация измерения температуры в помещениях термометрами.
Указанных в третьей норме приборов должно быть достаточное количество, желательно их иметь по одному в каждом кабинете, так как иначе процесс будет занимать много времени.
По СанПиН для школы в 2022 году уроки проводятся в первую либо вторую смену, третья запрещена. Учащиеся первых, пятых, девятых, десятых, одиннадцатых классов, а также дети в группах с ограниченными возможностями здоровья всегда обучаются в первую смену. Если таких классов в школе много, то следует пересмотреть план приема детей на обучение, потому что указанное выше требование нарушать нельзя.
КАК РАБОТАТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СП 3.1/2.4.3598-20
На парты, столы и стулья наносится цветовая маркировка, соответствующая росту детей. Меньшие по размеру столы ставят первыми в рядах, большие – за ними. Реже используются конторки. Если они есть, то обычно размещаются у задней стены кабинета.
Педагогам школы вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в классах, где они проводят уроки, мебель не переставлялась.
Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.
Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.
3.1. В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.
При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств.
Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
3.2. В общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).
Общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).
Проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов — во время перемен.
При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:
составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению.
3.3. Отдых детей и их оздоровление за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, должны быть организованы с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации по месту отправления и прибытия детей, а также предложений главных государственных санитарных врачей в соответствующих субъектах Российской Федерации или их заместителей.
Количество детей в отрядах (наполняемость) должно быть не более 75% от проектной вместимости организации отдыха детей и их оздоровления.
Принятие решения о работе палаточных лагерей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Перед открытием каждой смены должна проводиться генеральная уборка.
В организациях отдыха детей и их оздоровления должна быть определена схема организации медицинской помощи и маршрутизации больных с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации, а также резервного коечного фонда для организации обсервации.
Перед началом каждой смены персонал должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.
Перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследования на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.
Организация питания в ГБОУ школе № 453 Санкт-Петербурга.ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ САЙТА
График посещения столовой на 1-ое полугодие 2021/2022 учебного года
ЗАВТРАК
Время
Класс
8.45-9.05
1А, 1Б, 1В
9.45-10.05
2А, 2Б, 2В
10.40-11.00
3А, 3Б, 3В
11.0-11.20
4А, 4Б, 4В
ОБЕД
Время
Класс
12.35-12.55
1а, 1б, 1в
12.55-13.15
2а, 2б, 2в
13.45-14.05
3а, 3б, 3в
14.05-14.25
4а, 4б, 4в
Состав сухого пайка для детей с ОВЗ
В городе Бор Нижегородской области перечень продуктов сухого пайка для детей с ОВЗ установила местная администрация в приложении 3 к постановлению от 04.12.2020 № 5651. Перечень состоит из 16 продуктов. По каждому установлена единица измерения. Например, гречку предоставляют пачкой, которая должна весить 0,8–1 кг. Набор продуктов рассчитан на одну неделю питания ребенка (п. 2.4 Порядка, утв. постановлением от 04.12.2020 № 5651).
Новый санпин для школы с 1 января 2022 года
ГИА
Основной государственный экзамен
Единый государственный экзамен
Всероссийская проверочная работа
Учреждения образования
Электронная очередь в детский сад
Нормативные документы
Конкурсы отдела образования
Всероссийская олимпиада школьников
Приказы отдела образования
Общая информация
Мониторинг трудоустройства выпускников
Независимая оценка качества
Объявления отдела образования
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Информация об отделе образования
Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни
Повышение качества образования
Цифровая образовательная среда
Механизмы управления качеством образовательных результатов
Механизмы управления качеством образовательной деятельности
В соответствии с федеральным законодательством (Ст. №19 №52-ФЗ) организации, осуществляющие централизованное водоснабжение населения, обязаны обеспечить качество и безопасность поставляемой воды.
Требования по органолептическим показателям приведены в СанПиН 1.2.3685-21 таблице 3.1. , по обобщенным показателям можно найти в таблице 3.3., таблица 3.5 содержит нормативы по паразитологическим и микробиологическим критериям. Контрольные значения по радиационной безопасности нормируются одинаково при исследованиях воды всех типов. Ознакомиться и скачать СанПиН 1.2.3685-21 можно по ссылке здесь.
Огромный перечень химических показателей, нормируемых и контролируемых в водопроводной воде, позволяет охватить все возможные загрязнители, создающие угрозу здоровью человека. В приложении 2 СанПиН 2.1.3684-21 определены критерии, по которым в 2022 году составляется перечень контролируемых санитарными службами показателей для тех или иных поставщиков услуг в сфере водоснабжения. Основание – проведение расширенных анализов, выполняемых в течение года, а также учет технологии применяемой водоподготовки.
В Правилах выбора контролируемых показателей установлено в 2022 году минимальное количество анализов, выполняемых для водопроводной воды – 12 проб. А также уточнено, что в данный перечень обязательно включение химических соединений:
1 и 2 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,1 ПДК;
3 и 4 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,5 ПДК и нормируются по санитарно-токсикологическому признаку.
ВАЖНО
При несоответствии безопасности качества поставляемой воды предъявляемым требованиям, организации, производящие водоснабжение, обязаны выполнить мероприятия, направленные на устранение этого несоответствия и вызвавших его причин и обеспечение безопасности здоровья населения. Санитарное законодательство обязывает поставщика услуг информировать население о рисках, связанных с несоблюдением требований.
Перечень химических соединений, для которых разработаны предельно-допустимые концентрации в питьевой воде, в обновленном СанПиН 2022 года содержит 1350 показателей. Для каждого вещества указывается химическая формула, оказываемое на человека воздействие, класс опасности. Таблица содержит особые отметки, свидетельствующие о токсичности вещества при поступлении через кожу. Еще 445 показателей имеет временный гигиенический норматив (ОДУ). Законодательством определено, каким образом производится контроль и составляется перечень контролируемых веществ. Ознакомиться с полным перечнем показателей вы можете в нашей статье, ниже в пункте «Нормы качества питьевой воды по СанПиНу».
Еще один документ, в котором прописываются требования к безопасности воды в 2022 году, предназначенной для питья, касается особенностей обеспечения питания населения, в том числе детей в дошкольных учреждениях и учебных заведениях. Это СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденный 27.10.2020г. Основное требование – соблюдение качества питьевой воды.
Отдельно прописаны особенности питьевого режима детей, при организации которого устанавливаются питьевые фонтанчики иные устройства для выдачи питьевой воды: кипяченой или бутилированной. При этом необходимо обеспечить учреждение достаточным количеством сертифицированной посуды и подносов. При использовании одноразовой посуды обязательно наличие контейнеров для накопления после ее использования. Бутилированная вода должна соответствовать требованиям и применяться при наличии подтверждающих безопасность документов. Используемые в учреждениях кулеры должны быть установлены вне прямых солнечных лучей. Дезинфекция кулеров осуществляется с периодичностью 1 раз в квартал, мойка – не реже 1 раза в неделю.
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утверждающий нормы питьевой воды в школе и ДОУ можно скачать здесь.
Питьевая вода не должна содержать возбудителей болезней и служить угрозой для здоровья населения. Для определения бактериологической зараженности воды в пробах производится подсчет в 1 миллилитре исследуемой воды общего числа колоний. Этот показатель называется ОМЧ – общее микробное число. Использование таких обобщенных показателей позволяет судить о бактериальной загрязненности воды, что может свидетельствовать о присутствии патогенных микроорганизмов. Также к основным нормируемым показателям в части микробиологии относятся ОКБ, ТКБ, наличие кишечной палочки (E.coli). В СанПиН 1.2.3685-21 приводится более широкий перечень основных санитарно-микробиологических показателей и возбудителей отдельно для централизованных и нецентрализованных систем.
№
Показатель
Нормативы
1.
ОМЧ, КОЕ в 1 куб. см.
Внимание
Для нецентрализованных систем водоснабжения общее микробное количество не должно превышать 100 единиц. Требования по остальным показателям аналогичны.
Роспотребнадзора от 22.07.2021 N 02/14750-2021-24
В водоисточниках могут содержаться радионуклиды, имеющие естественное или антропогенное происхождение. Длительное воздействие высоких концентраций этих показателей может привести к риску возникновения онкологических заболеваний: рака желудка при приеме внутрь, рака легких при вдыхании паров.
№
Показатель
Максимальный уровень
1.
Аб — удельная суммарная альфа-активность
0,2 БК/кг
2.
Ав — удельная суммарная бета-активность
1,0 БК/кг
3.
радон
до 60 БК/кг
4.
сумма радионуклидов до 1 (отн.Ед)
до 1 (отн.Ед)
Наши достижения
Расписания
Сроки учебных четвертей и каникул в 2021/2022 учебном году
Расписание учебных занятий
Расписание классных и информационных часов
Расписание объединений по интересам
Расписание факультативных занятий
Расписание звонков
Экзамены
Учителям
Правила внутреннего рабочего распорядка для работников
Инструктивно-методические письма
Календарно-тематическое планирование 2021/2022
График проведения МО по предметам в 2021/2022 учебном году
Нормативные правовые документы
Образовательные интернет-ресурсы для учителей
Детский сад
О нас
Фотогалерея
Копилка добрых дел
Преемственность дошкольного и общего среднего образования
Объявления и рекомендации родителям
Расписание работы разновозрастных групп
Школьная библиотека
Общая информация (библиотека)
Безопасность
Нужно знать каждому
Планы эвакуации
Специалисты рекомендуют
Профилактика мер пожарной безопасности
Схема безопасного движения детей
БК “Швейный мир”
О бизнес-компании “Швейный мир”
Бизнес план
Наша продукция
Режим сна и бодрствования, смена постельного белья и проветривание помещений определяются СанПиН в соответствии с возрастом ребенка. Для яслей, где находятся дети до 3 лет, норму сна группы должен устанавливать врач. Дневной сон дошкольников (от 3 до 7 лет) должен длиться не менее 2–2,5 часа. Нормы СанПиН предполагают, что дети должны ложиться спать через 5–6 часов после прихода в детский сад.
Что еще важно знать про сон в дошкольном образовательном учреждении:
Постельное белье должно меняться не реже, чем раз в неделю.
В теплое время года дневной и ночной сон организуется при открытых окнах. При этом в помещении не должно быть сквозняка.
В холодное время года за 10 минут перед сном необходимо проветривать комнату.
Действие СанПиН в 2022 году не распространяется на домашние сады, которые организовываются родителями в многоэтажных домах и жилых комплексах.
Из-за риска распространения коронавируса часть нововведений касается игрушек в детских садах. Каждый день игрушки должны обрабатываться мыльно-содовым раствором (он также используется для обработки поверхностей во время уборки). Допускается также использование гипоаллергенных средств, которые не могут нанести вреда здоровью детей.
Санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне Министерства просвещения и здравоохранения РФ.
В остальном требования СанПиН к игрушкам остаются такими же, как раньше: игрушки должны быть безопасными, не травмоопасными (без острых углов и без отделяющихся мелких частей) и развивающими. Хранить их необходимо на легкодоступных полках и стеллажах.
Подробные требования к игрушкам прописаны в нормах СанПиН.
После 2020 года и карантина особое внимание в детских садах должно уделяться чистоте. Все поверхности, мебель, жалюзи, шторы, детские горшки и унитазы должны обрабатываться минимум два раза в день — утром и вечером. Новые правила проветривания запрещают проветривания через туалетные комнаты.
Для обеспечения чистоты в детских садах применяются следующие методы:
обработка;
кварцевание;
проветривание;
стирка;
влажная уборка.
Много внимания СанПиН уделяют проветриванию. В теплое время года можно устраивать сквозное проветривание без детей в помещении. Зимой можно проводить проветривание по 10 минут каждые полтора часа.
Роспотребнадзором продлены санитарные правила по работе детских садов и школ в условиях распространения коронавируса до 2022 года.
«В пункте 3 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020… слова «до 1 января 2021 года» заменить словами «до 1 января 2022 года».
В июне ведомство Роспотребнадзор подготовило постановление по организации работы образовательных организаций и объектов инфраструктур для детей в условиях распространения COVID-19.
Сообщите коллективу о предстоящих изменениях. Поручите обновить сайт образовательной организации, проверить, соответствуют ли новым требованиям рабочие места, сравнить зарплаты работников с федеральным МРОТ. Подготовьте новые локальные акты.
Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат точкой опоры в распределении предметов.
Что учитывают при составлении расписания:
Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
Равномерное распределение часов у педагогов.
Биоритмы учащихся.
Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
Дополнительные занятия.
Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.
Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.
Санпин по дополнительному образованию детей в 2022 году
Требования к сложным предметам в расписании школы:
Наибольшая активность по дням недели приходится на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного. Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
Активность среди дня также приходится на второй и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти часы ставят наиболее сложные предметы.
Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним урокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы, поскольку внимание детей будет расфокусировано.
Уроки, не требующие серьёзного умственного напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.
Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.
Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.
Образовательным организациям необходимо изучить новые требования действующего СанПиН, касающихся организации питания.
Организованные перевозки групп детей, мероприятия
При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паёк»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23:00 до 7:00) – должно быть организовано горячее питание.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребёнок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребёнка.
Также определены требования для организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях. Например, должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приёма пищи, а также сбора и хранения отходов, соблюдений правил личной гигиены. Чтобы ознакомиться с требованиями подробнее, обратитесь к пункту 8.7.
Питьевой режим
Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипячёной питьевой воды.
Кухонный инвентарь
По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом. Главное, чтобы маркировка была чёткой и понятной.
Однако работники вправе использовать и старые способы маркировки.
Также, согласно правилам, разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках).
Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.
Выдача работникам халатов и обеспечение одноразовыми перчатками
Всем работникам пищеблока необходимо выдать по одному халату. Его работники смогут использовать во время посещения санузла, надевая поверх рабочей одежды. Однако в случае, если халата нет, при посещении санузла работники пищеблока по-прежнему обязаны снимать рабочую одежду.
Персоналу, который порционирует блюда, готовит холодные закуски и салаты, необходимо надевать одноразовые перчатки. Нормы выдачи перчаток не регламентированы, поэтому Вы можете определить их самостоятельно.
Обязательная вакцинация
Ранее требования к обязательной вакцинации поступающих на работу в организации общественного питания сотрудников не были прописаны, теперь же при отсутствии прививок могут привлечь к ответственности за нарушение правил документа.
Совместная перевозка пищевой продукции
Ранее допускалась только раздельная перевозка (транспортирование) продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции, однако теперь разрешена совместная перевозка, при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки.
Хранение продукции
Теперь для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции в одном холодильнике при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроёмкостях.
Обработка сырья
Согласно действующему правовому акту допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарём.
Дополнительное питание
Ассортимент дополнительного питания (буфетной продукции) должен приниматься с учётом ограничений, изложенных в приложении 6.
Также для организации дополнительного питания детей допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Перечень допустимой для реализации продукции приведён в п.8.3.2.
Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:
мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
прямого запрета на использование посуды со сколами;
хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
наличия инструкции о мытье посуды;
наличия при себе медицинской книжки у курьера;
хранения муки и крупы на установленной высоте;
запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
конкретной температуре горячих блюд;
использования ветоши;
соблюдения процедуры обработки яиц;
выполнения специальных этапов при обработке овощей;
выноса отходов.
При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.
Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. При необходимости мы советуем Вам ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.
Также мы рады сообщить, что наша программа «Школа: Питание» уже обновлена в соответствии с действующим правовым актом и доступна пользователям!
Требования к площади комнат стали конкретнее. В старом СанПин были указаны нормы площади игровых комнат и спален для каждого ребенка. Теперь сказано о площади физкультурного зала: он должен быть не менее 75 кв.м.
Утром детям нужно бесконтактно измерять температуру. Теперь детям каждое утро при приеме в детский сад нужно проводить бесконтактную термометрию.
Режим дня стал свободнее. По крайней мере в новых СанПин ничего не сказано о нем. Сказано только, что виды деятельности нужно чередовать, проводить время на свежем воздухе и проводить подвижные игры и физкультурные занятия.
Роспотребнадзор продлил санитарные требования в школах до 2022 года
Пунктом 6.2 устанавливаются требования к температурному режиму. Последний прямо зависит от климатических особенностей учебных помещений (кабинетов).
Так, в актовом зале, столовой, местах отдыха и библиотеке рекомендуется выдерживать 18-24°C. В спортзале и мастерских значение понижается до 17-20 °C.
Контроль температуры осуществляется при помощи бытовых термометров.
Также обязательно проветривание (п. 6.6): учебные помещения – во время перерыва, рекреационные — во время уроков.
Основным документом, которым должны руководствоваться образовательная организация и иные структуры, участвующие в процессе предоставления обучающимся пищи, является СанПиН 2.4.5.2409-08.
Помимо указанного акта, питание в школе урегулировано следующими техрегламентами:
ТР ТС 021/2011. С изменениями, вступающими в силу в 2020 году (решение Совета ЕЭК от 08.08.19 №115);
ТР ТС 022/2011;
ТР ТС 023/2011;
ТР ТС 033/2012. С изменениями 2020 года (решение Совета ЕЭК от 19.12.19 №118)
Питание обучающихся обеспечивают специализированные организации. Основными требованиями является соблюдение чистоты и норм, регулирующих хранение и приготовление пищи.
Посуда и приборы должны тщательно мыться. Немаловажное значение имеет нанесение маркировки.
Она позволяет избежать смешивания сырой и приготовленной еды и попадания в последнюю бактерий.
101. К пищеблокам объектов в части, не противоречащей требованиям настоящих Санитарных правил, применяются требования документов нормирования к объектам общественного питания.
102. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4 часов.
103. Нормы питания обучающихся и воспитанников на объектах воспитания и образования (в массе «брутто») регламентированы постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 «Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь».
104. На объекте составляется перспективное сезонное (лето – осень, зима – весна) рациональное, сбалансированное двухнедельное меню. При разработке меню учитывают продолжительность пребывания обучающихся и воспитанников, их возрастную категорию, предусматривают пищевую продукцию, обогащенную витаминно-минеральным комплексом.
105. Для обучающихся первой смены в общеобразовательных организациях предусматривается одно-двухразовое питание – второй завтрак или второй завтрак и обед, для обучающихся второй смены – полдник, для групп продленного дня – второй завтрак, обед и полдник. При круглосуточном пребывании детей предусматривается не менее чем пятикратное питание.
106. Масса порции блюд в граммах в зависимости от возраста указана в приложении 7 к настоящим Санитарным правилам.
107. Допускается замена пищевой продукции, в соответствии с приложением 8 к настоящим Санитарным правилам.
108. В меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день и в последующие два–три календарных дней.
109. Ежедневно в рацион питания включают мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и (или) пшеничный, овощи и сахар. Рыбу, яйца, сыр, творог, мясо птицы включают один раз в два – семь календарных дней.
110. Завтрак состоит из блюда (первое или второе) и напитка (компот, кисель, чай и соки). Допускается включение в завтрак или отдельным приемом яйцо, соки, фрукты, бутербродов со сливочным маслом или сыром.
Обед включает салат, первое, второе блюдо (основное блюдо из мяса, рыбы или птицы с гарниром) и третье (компот, кисель, чай и соки). Готовят несложные салаты из вареных и свежих овощей.
В полдник в меню включают напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин состоит из овощного (творожного) блюда или каши, основного второго блюда (мясо, рыба или птица с гарниром), напитка (чай, сок, кисель).
Дополнительно в качестве второго ужина включают фрукты или кисломолочные продукты, булочные или кондитерские изделия без крема.
111. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное руководителем объекта меню, в котором указывают наименования блюд, выход каждого готового блюда. Наименования блюд и кулинарных изделий, указанных в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.
112. Прием пищевой продукции и продовольственного сырья осуществляют при наличии документов, удостоверяющих их качество и безопасность, с внесением данных в бракеражный журнал скоропортящейся пищевой продукции и полуфабрикатов, согласно форме 1 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам.
Документы, удостоверяющие качество и безопасность пищевой продукции, хранятся в организации общественного питания.
113. В питании обучающихся и воспитанников допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах организаций образования при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной пищевой продукции, подтверждающих ее качество и безопасность.
114. Не допускается присутствие обучающихся и воспитанников в производственных помещениях пищеблока и привлечение их к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке производственных помещений.
115. Розлив напитков осуществляют непосредственно в тару потребителя (стаканы, бокалы), не допускается сливать перед раздачей в общую емкость.
116. Витаминизацию витамином С проводят в организациях с круглосуточным пребыванием детей из расчета суточной нормы витамина С для детей школьного возраста – 70 миллиграмм, с внесением данных в журнал С-витаминизации, согласно форме 2 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам.
117. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции, соответствуют срокам годности, установленным производителем (изготовителем).
124. На объекте организуется и проводится производственный контроль в соответствии требованиями документов нормирования.
125. На объекте создаются условия для соблюдения персоналом условия труда и правил личной гигиены.
126. Работники пищеблока, технический персонал обеспечиваются специальной одеждой (халат или куртка с брюками, головной убор, обувь).
Работники объектов соблюдают личную и производственную гигиену: следят за чистотой рук, носят чистую специальную одежду и обувь, при выходе из объекта и перед посещением туалета снимают специальную одежду, моют руки с мылом перед началом работы и после посещения туалета, а также после каждого перерыва в работе и соприкосновения с загрязненными предметами.
127. Работники столовой объекта перед началом работы подбирают волосы под колпак или косынку, снимают украшения (часы, кольца, браслеты), коротко стригут ногти и не покрывают их лаком.
Не допускается работникам входить без специальной одежды в производственные помещения и ношение иной одежды поверх нее.
Специальная одежда хранится отдельно от личных вещей.
128. Во избежание попадания посторонних предметов в сырье и готовую продукцию не допускается вносить и хранить в производственных помещениях мелкие стеклянные и металлические предметы (кроме технологического инвентаря), застегивать специальную одежду булавками, иголками и хранить в карманах халатов предметы личного обихода.
129. Для мытья рук устанавливают умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды, средствами для мытья и сушки рук.
130. Употребление пищи разрешается строго в отведенных местах.
151. При входе и выходе обучающихся в здание организаций образования:
1) проводится ежедневный утренний фильтр медицинскими работниками всех сотрудников и обучающихся (термометрия бесконтактным термометром, обработка рук антисептиком у входа в здание);
2) маркируются специальными указателями по правилу «одностороннего движения» передвижения в школе, в том числе подъемы по лестницам;
3) наносится маркировка перед входом на асфальте для обеспечения дистанцирования в очереди;
4) наносятся сигнальные знаки для соблюдения дистанции, как в помещениях, так и в здании объекта в целом;
5) соблюдается дистанция не менее 1,5 м при передвижении учащихся в объекты, на территории объекта, в коридорах, в помещении;
6) устанавливаются санитайзеры с кожным антисептиком для обработки рук учащихся, персонала в доступных местах на каждом этаже, у каждого класса (аудиторий, кабинета), в санитарных узлах и промаркированных емкостей для грязных масок;
7) обеспечивается наличие мыла в дозаторах в санузлах для учащихся и сотрудников, дезинфицирующих средств для рук в дозаторах, наличие плакатов с правилами мытья рук.
152. Режим занятий и организация рабочего места проводятся в соответствии со следующими требованиями:
1) время перемен между уроками устанавливается для разных классов (групп) в разное время;
2) отменяется кабинетная система;
3) закрепляется 1 парта (стол) за 1 конкретным обучающимся на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга с ресурсным лотком на столе с учебными принадлежностями (персональные учебники, канцелярия) на 1 учебный день;
4) соблюдается проектная мощность заполнения помещений;
5) организуются уроки физической культуры на свежем воздухе в теплый период времени (при температуре воздуха не ниже –18 °С) или обеспечивается постоянное проветривание спортивных залов.
153. В организациях образования проводятся следующие противоэпидемиологические мероприятия:
1) организуются работы санитарных постов на каждом этаже, осуществляется контроль в классах (группах) за своевременным мытьем рук учащихся (мытье рук с использованием жидкого мыла) по приходу в школу (до начало занятий), на переменах, после прогулки на улице, посещения санузла и в случаях загрязнения;
2) функционируют медицинские кабинеты и изоляторы (для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших) с обеспечением необходимым медицинским оборудованием и медикаментами (термометрами, шпателями, маски);
3) проводится еженедельный инструктаж среди сотрудников о необходимости соблюдения правил личной (производственной) гигиены и контроля за их неукоснительным выполнением;
4) организуются специальные места для утилизации использованных масок, салфеток, использованных при чихании и кашле;
5) назначаются ответственные лица за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований (измерение температуры бесконтактным термометром, инструктажа персонала, своевременная смена средств индивидуальной защиты, отслеживание необходимого запаса дезинфицирующих, моющих и антисептических средств, ведение журнала проведения инструктажа, термометрии, респираторов, салфеток, обработка оборудования и инвентаря, уборка помещений);
6) допускается посещение организации образования обучающимися, перенесшими заболевание, контактировавшие с больным коронавирусной инфекцией, при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации образования;
7) при регистрации заболеваемости устанавливается карантин на класс, группу.
154. В организации образования не допускаются обучающиеся и сотрудники с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела).
Обучающиеся и сотрудники с признаками инфекционных заболеваний незамедлительно изолируются с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или осуществляется самостоятельная самоизоляция в домашних условиях.
155. При выявлении обучающихся и сотрудников с признаками инфекционных заболеваний организация образования уведомляет доступным способом территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения о лицах с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) с момента выявления лиц, указанных в пункта 154 настоящих Санитарных правил.
Санитарные нормы в школах продлили до 2022 года
187. Организация учебного процесса для предшкольных, 1-11(12) классов проводится в дистанционном формате, за исключением школ, определяемых постановлениями Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан с учетом эпидемиологической ситуации в республике.
188. Разрешается по заявлениям родителей и законных представителей детей при наличии в школах соответствующих условий (усиленные санитарные требования) открытие дежурных классов. Контингент обучающихся определяется постановлениями Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан с учетом эпидемиологической ситуации в республике.
189. Передвижение по кабинетам, посещение учительской, проведение внеклассных мероприятий и родительских собраний ограничивается.
190. При организации обучения в дежурных классах обеспечивается выполнение следующих требований:
1) наполняемость класса – не более 15 детей;
2) продолжительность уроков – 40 минут;
3) перемены в разное время для разных классов;
4) проветривание кабинетов после каждого урока;
5) мытье рук и использование специальных средств после каждого урока;
6) расписание уроков составляется согласно рабочего учебного плана организации образования на учебный год;
7) уроки проводятся согласно расписания;
8) соблюдение принципа «один класс – один кабинет».
191. Формирование дежурных классов в специальных классах (школах) осуществляется для детей с особыми образовательными потребностями по заявлениям родителей или законных представителей. Заявления принимаются в электронной форме через доступные средства связи по форме, согласно приложения 12 к настоящим Санитарным правилам.
При устойчивом снижении заболеваемости постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан определяется постепенный переход организации образования в соответствии с эпидемиологической ситуацией в комбинированный или штатный режимы обучения.
192. При организации обучения в организациях образования в комбинированном формате увеличивается смен и подсмен с соблюдением социального дистанцирования, сокращения физических контактов.
193. Организация работы в закрытом режиме специальных школ-интернатов для детей с особыми образовательными потребностями (в том числе для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей), учебно-оздоровительных организаций образования, школ-интернатов для одаренных детей, школах-интернатов общего типа, пришкольных интернатов с ограничением всех внешних контактов проводится на основании заявлений родителей (законных представителей) по решению местных исполнительных органов и согласованию с главными государственными санитарными врачами соответствующих территорий.
194. При организации режима занятий в закрытом формате соблюдаются следующие требования:
1) осуществляется одновременный заезд обучающихся для проживания в школе-интернате;
2) педагогическая деятельность (учителя, воспитатели, специалисты психолого-педагогического сопровождения) посменно осуществляется согласно графику, составленному и утвержденному администрацией организации образования;
3) осуществляется контроль за состоянием здоровья педагогических работников, заступающих на смену, в установленном для организаций образования порядке;
4) обеспечиваются условия для проживания, питания, подготовки к педагогическому процессу для учителей, воспитателей и специалистов, осуществляющих образовательный процесс в закрытом режиме;
5) деятельность административно-управленческого состава, вспомогательных и технических служб, не имеющих непосредственного отношения к учебно-воспитательному процессу, осуществляется как в дистанционном, так и в штатном режиме;
6) исключается контакт педагогического коллектива, технических служб при организации деятельности в штатном режиме.
7) связь с родителями (законными представителями) в дистанционном порядке осуществляется с использованием интернет-ресурсов, других доступных средств связи;
9) устанавливается перемены в разное время для разных классов;
10) проводится проветривание кабинетов после каждого урока;
11) проводится мытье рук и использование специальных средств после каждого урока;
12) расписание уроков составляется согласно рабочего учебного плана организации образования на учебный год;
13) уроки проводятся согласно расписания.
195. Работа обучающегося за компьютером осуществляется с соблюдением требований к длительности занятий.
215. Организации ТиПО работают в режимах (дистанционном, комбинированном, штатном) определяемых постановлениями Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан с учетом эпидемиологической ситуации в республике.
216. В организациях ТиПО проведение культурно-массовых и воспитательных, массовых спортивных мероприятий не допускается.
217. При реализации образовательных программ или их частей в организациях ТиПО:
1) требуется одновременное нахождение людей в корпусах, аудиториях при не превышении 30% проектной мощности в помещении;
2) наполнение спортивных, актовых залов группами осуществляется не более 30% от проектной мощности;
3) к привлечению на проведение аудиторных занятий без их согласия не допускаются лица старше 65 лет и лица, состоящие на диспансерном учете по болезни.
218. Учебные занятия организовываются в дистанционном, комбинированном и штатном режиме. При штатном режиме обучение осуществляется в группах (или подгруппах) с чередованием дней и (или) дисциплин (в пределах дня или по дням недели).
219. При организации обучения в штатном, комбинированном форматах:
1) занятия в аудиториях проводятся с учҰтом соблюдения дистанции не менее 1,5 м, с отменой кабинетной системы;
2) организуется перерыв между занятиями индивидуально для каждой группы;
3) читальные залы в библиотеках закрываются, за исключением работы по книговыдаче;
4) проводится инструктаж студентов, педагогов, мастеров производственного обучения, персонала, родителей (законных представителей) о соблюдении санитарно-гигиенических требований;
5) осуществляется распределение в общежитиях с соблюдением социальной дистанции между проживающими и заполнением комнат до 50 %.
220. Организации ВУЗ работают в режимах (дистанционном, комбинированном, штатном) постановлениями Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан с учетом эпидемиологической ситуации в республике.
221. В организациях ВУЗ проводятся следующие противоэпидемиологические мероприятия:
1) в учебных и иных корпусах, общежитиях функционируют вентиляционные системы и системы кондиционирования воздуха, соблюдается режим проветривания;
2) допускается одновременное нахождение людей в корпусах, аудиториях при не превышении 40-50% проектной мощности в помещении;
3) наполнение спортивных, актовых, поточных залов группами осуществляется не более 40-50% от проектной мощности;
4) обработка поточных аудиторий (вместимостью более 40 человек), библиотек проводится каждые 4 часа посредством влажной уборки и последующего проветривания;
5) обработка аудиторий (вместимостью менее 40 человек) проводится ежедневно посредством влажной уборки и последующего проветривания;
6) внедряется система зонирования, предполагающая дополнительный пропускной режим внутри корпуса (корпусов);
7) лабораторные, практические и студийные занятия проводятся с обеспечением не менее 5 м2 на 1 обучающегося;
8) предусматривается установка прозрачных перегородок на рабочих местах, лабораториях, аудиториях, используемых в учебном процессе (при необходимости).
222. Не допускается проведение для обучающихся (студентов, магистрантов, докторантов, слушателей курсов) установочных занятий в рамках ориентационных недель.
223. В организациях ВУЗ проведение массовых учебных, воспитательных и спортивных мероприятий не допускается.
224. Распределение в общежитиях осуществляется с соблюдением социальной дистанции между проживающими и заполнением комнат до 50%.
Приложение 1 к Санитарным правилам «Санитарно- эпидемиологические требования к объектам образования»
№
Места отбора
Лабораторные исследования
Периодичность исследований
1
2
3
4
1
Организации образования, воспитания, мест проживания обучающихся и воспитанников, интернатные организации всех видов и типов
1.1
пищеблоки
пробы пищевых продуктов (сырье) на микробиологические исследования
в порядке текущего надзора
пробы готовых блюд на микробиологические исследования
в порядке текущего надзора
пробы воды на микробиологические и санитарно-химические исследования
в порядке текущего надзора (один раз в год)
блюда на калорийность
в порядке текущего надзора
качество термической обработки
в порядке текущего надзора
смывы с внешней среды
в порядке текущего надзора
определение остаточного хлора в дезинфицирующих средствах
в порядке текущего надзора
вода питьевая из местных источников водоснабжения (централизованное, колодцы, скважины, каптажи) на бактериологические, санитарно-химические исследования
в порядке текущего надзора (один раз в год)
обследование персонала на бактериологическое носительство
по эпидемиологическим показаниям
1.2
приемные комнаты, спальни, учебные помещения, мастерские, спортивные и музыкальные залы, медицинские кабинеты, помещения для отдыха и сна, компьютерные классы
температура, относительная влажность воздуха
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора (один раз в год в период отопительного сезона)
вода питьевая из местных источников водоснабжения (централизованное, колодцы, скважины, каптажи) на бактериологические, санитарно-химические исследования
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора
1.6
объекты с использованием воды, расфасованной в емкости
вода питьевая, расфасованная в емкости (исключая бутилированную воду)
в порядке текущего надзора
1.7
закрытые плавательные бассейны и ванны
пробы воды на бактериологические, санитарно-химические, паразитологические исследования
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта в порядке текущего надзора
1.8
компьютерные и мультимедийные классы, кабинеты
напряженность электромагнитного поля , электростатического поля на рабочих местах, уровень концентрации аэроинов и коэффициента униполярности, шум
при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта в порядке текущего надзора