Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платежки на доп взносы в ПФР за тяжелые условия труда 2022 без спецоценки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:
- внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
- ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
- переместили рабочее место в другое помещение и др.
В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.
Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:
- сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
- повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
- как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.
Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.
Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда
Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:
- 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
- 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).
Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.
Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.
Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.
За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штрафные санкции применяют, если плательщик:
- ошибочно занизил базу для начисления страховых взносов;
- неправильно рассчитал взносы (например, применил пониженный тариф);
- совершил другие неправомерные действия (бездействия).
Штраф увеличится до 40% от неуплаченной суммы, если всё это сделано умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).
Новые КБК для взносов на ОПС по доптарифам
Эти формы сдают в комплекте в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.
Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2018. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.
Если в формы СЗВ-СТАЖ указаны особые условия труда, то в ОДВ-1 нужно заполнить раздел 5.
-
Статистическая форма 1-ИП: кто сдаёт и как заполнить
2,9 тыс. 0
Дополнительные взносы на страхование граждан могут уплачиваться:
1. Работодателями (в пользу работников или за счет работников) — в ПФР по программам добровольных взносов на пенсионные накопления (в том числе программам государственного софинансирования пенсий).
2. Самими работниками или физлицами (в т. ч. ИП) — по соответствующим добровольным взносам.
3. Работодателями, имеющими «вредные» и «опасные» рабочие места, — в ФНС на обязательное пенсионное страхование (ОПС).
4. Работодателями экипажей самолетов и вертолетов — в ФНС на доплату к пенсии.
5. Работодателями в сфере угольной промышленности — в ФНС на выплату доплаты к пенсии.
6. ИП за себя — в ФСС.
ВАЖНО! В правоотношениях, отраженных в пп. 1, 2 и 6, указанные фонды являются не только конечными получателями, но и администраторами соответствующих платежей. В свою очередь, полномочия по сбору взносов по пп. 3, 4 и 5 возложены на ФНС.
О заполнении платежных документов по страховым взносам читайте в статье «Как заполнять платежки по страховым взносам в 2021 — 2022 годах?».
Дополнительные страховые взносы в государственные фонды могут быть обязательными (как в случае со взносами при вредных и опасных условиях труда) или добровольными (взносы в ПФР по накопительной пенсии, платежи ИП за себя в ФСС). Обязательные платежи администрирует ФНС (в платежках указываются КБК, начинающиеся с цифр 182), добровольные — те фонды, которым они адресованы (применяется КБК, начинающиеся с указания цифр кода, присущего ПФР (392) или ФСС (393)).
Данный нюанс актуален для производственных предприятий. Редко среди офисных работников попадаются сотрудники, имеющие право на досрочную пенсию. При занятости на тяжелых работах без проведения специальной оценки условий труда работодатель обязан дополнительно платить взносы 6% в ПФР за занятых на тяжелых работах без СОУТ. Проведение СОУТ позволяет оценить условия труда и определить тариф взносов в ПФР за работников с досрочной пенсией.
Если на предприятии имеются тяжелые условия труда, то соответствующие настройки требуется указать в настройках учетной политики ЗУП 3.1.
Кто уплачивает: плательщики страховых взносов (страхователи), осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, для которых не установлены пониженные тарифы страховых взносов (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, п. 2 ст. 425 НК РФ).
Кто уплачивает: плательщики страховых взносов (страхователи), осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, соответствующие условиям применения пониженных (льготных) тарифов страховых взносов (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, ст. 427 НК РФ).
Кто уплачивает: страхователи, осуществляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, занятых на видах работ, перечисленных в пунктах 1-18 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях».
Уплачивать страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам должны работодатели, у которых имеются работы, предусмотренные пп. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Размер доптарифа зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой.
Взносы по доптарифу начисляются на все облагаемые выплаты сотрудникам, числящимся на указанных особых работах, включая премии, отпускные и т. д.
Увольнение – не повод не начислять дополнительные взносы на те выплаты, которые полагаются сотруднику за период времени, когда он состоял в трудовых отношениях с организацией (Письмо Минфина России от 22.04.2021 № 03-15-06/30635).
Также в общеустановленном порядке доптарифы нужно применять к выплатам в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (Письмо Минфина России от 26.05.2020 № 03-15-06/44048).
С сумм выплат сотрудникам, которые не заняты на особых работах, взносы по доптарифам не уплачиваются, даже если по результатам спецоценки установлен опасный или вредный класс условий труда (письма Минфина России от 03.03.2020 № 03-15-05/15789 и от 16.10.2019 № 03-15-05/79238).
В случае частичной занятости (в течение месяца), оформленной надлежащим образом, если при этом в организации не ведется раздельный учет выплат сотруднику за работу в особых и нормальных условиях труда, страховые взносы по доптарифам уплачиваются со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Если в организации ведется раздельный учет выплат работникам при их частичной занятости, оформленной надлежащим образом, исчисление страховых взносов по соответствующему доптарифу производится в общеустановленном порядке с сумм, начисленных в пользу работников за период работы во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.
Если в организации сотруднику производятся выплаты, не связанные с работой в тех или иных условиях труда (например, материальная помощь, оплата путевки и др.), то исчисление взносов по доптарифам с таких выплат осуществляется пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Официальная точка зрения в отношении трех вышеуказанных ситуаций представлена в письмах ФНС России от 05.04.2019 № БС-4-11/[email protected] и от 04.04.2019 № БС-4-11/[email protected]
В Письме от 20.12.2018 № БС-4-11/[email protected] налоговая служба привела иллюстрирующие примеры.
Пример 1.
В течение месяца сотрудник сначала отработал 80 часов с часовым тарифом 200 руб. на работах в допустимых условиях труда, после чего был переведен на работу с вредными условиями труда (подкласс 3.1) и отработал еще 80 часов с часовым тарифом 300 руб.
Сумма выплат, начисленных в пользу работника в течение месяца, составила 40 000 руб. (200 руб. х 80 ч + 300 руб. х 80 ч).
Доля времени, отработанного сотрудником на видах работ с вредными условиями труда, в общем количестве времени, отработанном в течение месяца, равна 0,5 (80 ч / (80 ч + 80 ч)).
Базой для исчисления страховых взносов по доптарифам будет сумма в размере 20 000 руб. (40 000 руб. х 0,5).
Пример 2.
В течение месяца сотрудник сначала отработал 80 часов с часовым тарифом 200 руб. на работах в допустимых условиях труда, после чего был переведен на работу с вредными условиями труда (подкласс 3.1) и отработал еще 80 часов с часовым тарифом 300 руб.
В конце месяца ему была начислена ежемесячная премия за выполнение производственного задания в размере 10 000 руб.
Сумма выплат, начисленных в пользу работника в течение месяца, равна 50 000 руб. (200 руб. х 80 ч + 300 руб. х 80 ч + 10 000 руб.).
Доля времени, отработанного сотрудником на видах работ с вредными условиями труда, в общем количестве времени, отработанном в течение месяца, составила 0,5 (80 ч / (80 ч + 80 ч)).
Страховые взносы по доптарифам нужно начислить на сумму 25 000 руб. (50 000 руб. х 0,5).
Нужно ли начислять взносы по доптарифу, если спецоценка еще не проводилась?
Чтобы воспользоваться правом на исчисление взносов по доптарифам пропорционально отработанным сотрудниками в особых условиях периодам времени, важно подтвердить надлежащий учет рабочего времени. О том, какие документы судьи считают убедительными, можно судить по Постановлению АС ДВО от 24.08.2020 № Ф03-3002/2020 по делу № А37-2266/2019. Проверяющие доначислили взносы на суммы выплат 28 сотрудникам, занятым на полевых геолого-разведочных и поисковых работах (п. 6 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ) и занимающим должности геологов, геофизиков, начальников партий, заместителей начальников партий и др.
Арбитры указали следующее. Факт занятости работников на работах с особыми условиями труда в каждом конкретном месяце подтвержден представленными приказами о направлении на полевые работы с фиксацией даты начала этих работ, приказами о возвращении с полевых работ с датой окончания этих работ и датой начала периода работ в нормальных условиях, личными карточками сотрудников, ежеквартальными отчетами в Пенсионный фонд по форме СЗВ-СТАЖ с информацией о периодах выполнения полевых, геолого-разведочных, поисковых работ, личными карточками и расчетными листками сотрудников, расчетными ведомостями.
За периоды полевых работ организация уплачивала взносы по доптарифам за каждого работника.
За периоды работы этих сотрудников вне полевых условий, фактического нахождения в офисе общества при нормальных условиях труда начисление страховых взносов осуществлялось по обычным тарифам.
Оформление работника на должность для выполнения работ в особых условиях не означает обязанность страхователя осуществлять отчисления по страховым взносам за этого работника за весь период его работы в должности по дополнительным тарифам.
Правовое значение имеет фактическая занятость работника на работах с особыми условиями труда. В рассматриваемом случае общество надлежащим образом вело учет в отношении каждого работника, поэтому необоснованно начисление недоимки, пеней и штрафов за спорный период в отношении лиц, не занятых в определенный период непосредственно на полевых и иных аналогичных работах.
Подчеркнем, судья ВС РФ согласился с выводами нижестоящих судов и отказал в передаче дела на пересмотр (см. Определение от 16.12.2020 № 303-ЭС20-19671).
В Определении от 24.09.2018 № 306-КГ18-10152 судья ВС РФ согласился с выводами нижестоящих судов, которые решили, что работодатель правомерно не уплачивал страховые взносы по доптарифам за период нахождения организации в простое (см. также Постановление АС ПО от 12.04.2018 по делу № А12-19335/2017). Важно, что в данном случае была приостановлена деятельность всей организации, а не отдельных работников. Поэтому судьи указали: проверяющие не доказали, что сотрудники в период простоя, в течение которого производственная деятельность организации была полностью приостановлена, были заняты на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда.
Однако есть и противоположная судебная практика, правда, для случаев, когда простой был объявлен для некоторых работников.
В частности, в Постановлении АС СКО от 28.08.2020 № Ф08-6584/2020 по делу № А63-6358/2018 арбитры отметили:
-
в силу ст. 91 и 107 ТК РФ время простоя относится к рабочему времени, соответственно, при простое сотрудники должны находиться на рабочем месте;
-
приказы об объявлении простоя по вине работодателя не содержат разрешение отсутствовать на рабочем месте;
-
документы, подтверждающие полную остановку производственной деятельности общества, не представлены;
-
имеющиеся уведомления об окончании простоя не содержат информацию о дате выхода сотрудников на работу;
-
представленными доказательствами (в том числе табелями рабочего времени) не подтверждено отсутствие застрахованных лиц на рабочих местах.
Выше мы отмечали, что, по мнению Минфина, доптарифы надо применять и к выплатам, которые полагаются уволившемуся сотруднику за период времени, когда он состоял в трудовых отношениях с организацией.
Аналогичной позиции придерживаются и суды. Например, в Постановлении АС СЗО от 23.11.2020 № Ф07-13135/2020 по делу № А56-21123/2020 судьи согласились с проверяющими, которые требовали уплаты взносов по доптарифам с сумм премии и перерасчета отпускных, начисленных после увольнения электрогазо-сварщиков.
182 1 02 02010 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) 182 1 02 02010 06 2110 160 Пени по платежу 182 1 02 02010 06 2210 160 Проценты по платежу 182 1 02 02010 06 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу 182 1 02 02010 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) 182 1 02 02010 06 2110 160 Пени по платежу 182 1 02 02010 06 2210 160 Проценты по платежу 182 1 02 02010 06 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу Коды бюджетной классификации (КБК) — Взносы в ПФР
182 1 02 02010 06 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) 182 1 02 02010 06 2100 160 Пени по платежу 182 1 02 02010 06 2200 160 Проценты по платежу 182 1 02 02010 06 3000 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу 182 1 02 02131 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) 182 1 02 02131 06 2110 160 Пени по платежу 182 1 02 02131 06 2210 160 Проценты по платежу 182 1 02 02131 06 3010 160 Штрафы по платежу 182 1 02 02131 06 1020 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) 182 1 02 02131 06 2100 160 Пени по платежу 182 1 02 02131 06 2200 160 Проценты по платежу 182 1 02 02131 06 3000 160 Штрафы по платежу 182 1 02 02131 06 1020 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) 182 1 02 02131 06 2110 160 Пени по платежу 182 1 02 02131 06 2200 160 Проценты по платежу 182 1 02 02131 06 3000 160 Штрафы по платежу 182 1 02 02131 06 2110 160 Пени по платежу 182 1 02 02131 06 2210 160 Проценты по платежу 182 1 02 02131 06 3010 160 Штрафы по платежу Дополнительный тариф страхового взноса в 2020 году полагается только теми страхователями, у которых сотрудники выполняют вредный или тяжелый труд. Ставки 2020 года отображены в таблице.
Виды работ Доптариф Работы подземные, в горячих цехах, трудовая деятельность во вредных обстоятельствах 9 % Тяжелые условия труда и иные работы, согласно п. 6 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 6 % Бюджетные организации, которые обязаны выплачивать надбавки к основным ставкам по страховым взносам, поделены на три группы:
- в штате которых есть работники, задействованные на особых видах работ, определяемых ст. 30 ФЗ-400;
- которые прошли специальную оценку;
- которые до 2014 года провели аттестацию РМ.
Выплачиваются они только тем сотрудникам, которые имеют особые критерии трудового процесса.
Размер доп. отчислений за вредность в ПФР зависит от класса «вредности» по той или иной специальности. В ст. 14 № 426-ФЗ выделено 4 класса (исходя из них определяются процентные ставки):
- оптимальные;
- допустимые;
- вредные;
- опасные.
«Вредный» класс также имеет 4 подкласса (1 – наименее опасный, 4 – наиболее опасный, он может привести к потере трудоспособности, появлению серьезных профзаболеваний).
По некоторым категориям специальности устанавливаются допвзносы по соцобеспечению.
При проведении спецоценки труда устанавливаются более выгодные тарифы. Поэтому предприятию делать СОУТ целесообразно, хоть это и требует затрат денег и времени. Сейчас действуют следующие значения:
Класс Подкласс Тариф Оптимальный (1) – 0% Допустимый (2) – 0% Вредный (3) 1 2% 2 4% 3 6% 4 7% Опасный (4) – 8% Пример. Кисленков работает в подземной шахте. В ходе спецоценки ему был присвоен 3.4 класс опасности. Зарплата его – 70 000 руб. в месяц. Какие доп. отчисления делает работодатель? Т. к. СОУТ проводилась, сумма взносов составляет: 70 000*7% = 4 900 руб.
Иногда сотрудники занимаются разными видами деятельности на одной должности. По каким-то из них может устанавливаться класс опасности, по каким-то нет. Тогда размер отчислений определяется, исходя из доли времени, относящейся к «вредной» деятельности.
Пример. Старосельцев занимает специальность, по которой установлены вредные условия труда. Однако лишь 50% времени его работа сопряжена с ними. Поэтому и дополнительные взносы должны исчисляться не на всю з/п, а лишь на половину. Но это правило действует, если такая почасовка определена документально.
Подобная работа осуществляется на основе ст. 3 ФЗ № 426. Оценка представлена следующими действиями:
- Предприятие составляет штатное расписание для работников, определяет места работы, которые необходимо обследовать.
- К работе по оценке привлекается лицензированная организация, с которой заключается соглашение.
- Специалисты исследуют документы, составляют план оценки трудовых условий.
- Каждый этап работы протоколируется, чтобы невозможно было предъявить претензии по завершении деятельности комиссии.
- К оценке привлекаются сотрудники исследуемых рабочих мест, благодаря чему все стороны согласуют результаты.
Оценка осуществляется не менее 1 раза каждые 5 лет. Если старые рабочие места переквалифицируются или создаются новые, назначается внеочередная проверка.
По итогу оценки создается заключение, в котором делаются выводы по классу опасности каждого места работы. Например, при оценке сложности условий труда в условиях шахты заключение должно содержать характеристики в отношении следующих лиц:
- Работников забоя;
- Прораба смены и остальных лиц, работающих в этих условиях;
- Водителя кара, который работает в подземных условиях.
Выделяют следующие классы опасности на различных видах работ:
- К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.
- Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.
- К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
- К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.
Иногда работники, фактически не задействованные на тяжелых работах, получают льготы по досрочной пенсии и дополнительные взносы. Это возможно в следующих ситуациях:
- Хотя на работу человек еще официально не зачислен, он проходит испытательный срок во вредных или опасных условиях;
- Методика не меняется, если работник совершил вынужденный прогул, в котором нет его вины;
- В случае перевода беременной на более легкую работу повышенная ставка в ПФР сохраняется.
Таким образом, дополнительные выплаты производятся в тех случаях, когда условия работы признаются вредными для человека. Устанавливается тарификация в зависимости от рода деятельности и места работы. Отчисления происходят в установленные сроки за предыдущий месяц.
В 2022 году российское законодательство обязывает те компании, сотрудники которых работают на вредных или опасных условиях, платить страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. В итоге пенсия сотрудников, которые в настоящий момент работают на работах с вредными или опасными условиями труда, будет больше, чем у остальных граждан.
В 2022 году работодатели страховые взносы по дополнительным тарифам должны платить:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели, имеющие сотрудников
В расчет берутся сотрудники, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда. Дополнительные тарифы нужно платить, если вид деятельности сотрудников находится в списке видов деятельности с вредными или опасными условиями труда и в организации была проведена специальная оценка рабочих мет. В 2022 году также учитывается результаты аттестации рабочих мест. Бывает, что сотрудники не работают на работах с вредными или опасными условиями труда, но, тем не менее, работодатель обязан за них платить дополнительные взносы. Это возможно в следующих случаях:
- человек проходит испытательный срок на работе с вредными или опасными условиями труда;
- перевод беременной сотрудницы с работы с вредными или опасными условиями труда на работу с нормальными условиями труда (дополнительные тарифы в этом случае сохраняются)
Страховые взносы по дополнительным тарифам нужно платить сотрудникам, занятым на следующих работах.
Виды работ Нормативный акт Ставка дополнительных тарифов Подземные работы пункт 1 статьи 30 федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.91
9% Горячие цеха Специальные виды работ Подпункты 2-18 пункта 1 статьи 30 федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.91
6% Важно! Дополнительные тарифы необходимо платить сверх установленных пенсионных взносов в размере 22%.
Работодатели обязаны их начислять, даже если сумма доходов сотрудников превышает установленный лимит. Размеры дополнительных страховых взносов устанавливаются в зависимости от вредности и опасности работы. Их размеры указаны в статье 428 Налогового Кодекса РФ. Если специальная оценка труда не проводилась, то размеры дополнительных тарифов нужно смотреть в пунктах 1, 2 статьи 428 Налогового Кодекса РФ. Они составляют 6% или 9% в зависимости от вида работ. Если специальная оценка труда была проведена и в результате этой оценки были установлены классы и подклассы, то в этом случае дополнительные тарифы будут уплачиваться в размерах, указанных в следующей таблице. Это сказано в пункте 3 статьи 428 Налогового Кодекса РФ.
условия труда (класс условий труда) класс опасности подкласс дополнительный тариф страхового взноса оптимальные 1 1 0% допустимые 2 2 0% вредные 3 3.1 2% 3.2 4% 3.3 6% 3.4 7% опасные 4 4 8% Специальная оценка труда нужна для того, чтобы снизить размер дополнительного тарифа, если условия работы сотрудников будут признаны менее вредными и опасными.
Доптариф взносов в ПФР за работников, имеющих право на досрочную пенсию ЗУП 3.1
При проведении специальной оценки труда учитываются факторы, которые воздействуют на сотрудников в течение рабочего дня на рабочем месте. Чем больше факторов влияющих негативно на здоровье сотрудников и чем выше степень их воздействия на них, тем выше дополнительный тариф. Специальная оценка труда проводится на основании федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» в редакции 2022 года.
Оценка рабочих мест проводится в следующем порядке:
- определяются рабочие места, которые будут подвергаться оценке;
- работодатель ищет организацию, которая будет проводить оценку. Выбранная организация должна иметь соответствующую лицензию и аккредитацию;
- работодатель подписывается с этой организацией договор на проведение оценки;
- выбранная оценочная организация приступает к работе по оценке рабочих мест;
- сначала составляется план оценки условий труда;
- по каждому этапу работы составляются протоколы;
- выдается готовый документ по оценке рабочих мест, который называется «Заключение»
В оценке рабочих мест в обязательном порядке участвуют сотрудники, рабочие места которых обследуются. Оценка проводится, как минимум, один раз в пять лет. Если возникают какие-то новые места или старые рабочие места как-то меняются, то проводится внеочередная оценка этих рабочих мест. В «Заключении», которое оформляется после проведения оценки, определяется класс опасности по каждому проверяемому рабочему месту. От класса опасности зависит размер дополнительных тарифов того или иного места работы.
НАЛОГ КБК Страховые взносы на пенсионное страхование в ПФР за работников на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии 182 1 02 02010 06 1010 160 Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых во вредных условиях по списку 1, на выплату страховой части трудовой пенсии 182 1 02 02131 06 1010 160 Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на тяжелых видах работ по списку 2, на выплату страховой части трудовой пенсии 182 1 02 02132 06 1010 160 ПЕНИ, ШТРАФЫ КБК Пени, штрафы по страховым взносам на пенсионное страхование в ПФР за работников на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии пени 182 1 02 02010 06 2110 160 штрафы 182 1 02 02010 06 3010 160 Пени, штрафы по страховым взносам в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых во вредных условиях по списку 1, на выплату страховой части трудовой пенсии пени 182 1 02 02131 06 2100 160 штрафы 182 1 02 02131 06 3000 160 Пени, штрафы по страховым взносам в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на тяжелых видах работ по списку 2, на выплату страховой части трудовой пенсии пени 182 1 02 02132 06 2100 160 штрафы 182 1 02 02132 06 3000 160 В ФФОМС
НАЛОГ КБК Страховые взносы в ФФОМС за работников 182 1 02 02101 08 1013 160 КБК для уплаты пени по страховым взносам в ФФОМС за работников
ПЕНИ, ШТРАФЫ КБК Пени, штрафы по страховым взносам в ФФОМС за работников пени 182 1 02 02101 08 2013 160 штрафы 182 1 02 02101 08 3013 160 В ФСС
НАЛОГ КБК Страховые взносы в ФСС за работников на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 182 1 02 02090 07 1010 160 Страховые взносы в ФСС за работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 393 1 02 02050 07 1000 160 1. Страхование на случай больничного и связанное с беременностью и родами – КБК 393 1 02 02090 07 1000 160.
- Пени – КБК 393 1 02 02090 07 2100 160.
- Штрафы – КБК 393 1 02 02090 07 3000 160.
2. Социальное страхование от производственных несчастных случаев, травм и профзаболеваний – КБК 393 1 02 02050 07 1000 160.
- Пени – КБК 393 1 02 02050 07 2100 160.
- Штрафы – КБК 393 1 02 02050 07 3000 160.
Если в организации есть работники, занятые во вредных или опасных условиях труда, уплачивать за них страховые взносы по дополнительному тарифу нужно не всегда. В каких случаях взносы начисляются, а в каких нет, читайте в статье.
Применение дополнительных тарифов пенсионных взносов напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Если по итогам спецоценки условия труда признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять дополнительные тарифы.
Должен ли работодатель начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работнику, который трудится в особых условиях труда в соответствии с ученическим договором?
Согласно пункту 11 Правил период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что в статье 27 Закона № 173-ФЗ или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрена определенная работа без указания наименований профессий или должностей.
В этом случае работодатель уплачивает за такого работника страховые взносы по дополнительному тарифу
⭐ Определение Московского областного суда от 31.08.2010 по делу № 33-15966Работник в учебном отпуске — начислять дополнительные страховые взносы ?
А нужно ли начислять страховые взносы по доптарифу на выплаты работнику, обучающемуся с отрывом от работы?
В период обучения работник не выполняет своих трудовых обязанностей, а значит, на него не воздействуют вредные или опасные факторы, связанные с профессиональной деятельностью. В связи с этим период обучения не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, работодатель не должен уплачивать за работника страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам в период учебного отпуска.
По основной работе – вредные условия труда, по совместительству – обычные как начислять дополнительные страховые взносы ?
Должен ли работодатель начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работнику, который по основной работе трудится во вредных условиях, а по совместительству в этой же организации вредных условий труда у него нет?
Если работник занят на видах работ, включенных в Список № 1 или Список № 2, и результатами аттестации подтверждается, что условия труда по основному месту работы признаны вредными, опасными или тяжелыми, на выплаты работнику нужно начислять страховые взносы по дополнительному тарифу. На выплаты за работу по совместительству указанные взносы начислять не нужно.
Дополнительные тарифы за вредные условия труда были введены с 1 января 2013 г. ст. 33.2 закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Доп. взносы устанавливаются в отношении работников, занятых на вредных и опасных работах, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение (досрочную пенсию). К таким гражданам относятся работники, перечисленные в пунктах 1 — 18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»
:
- занятые на подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400);
- занятые на работах с тяжелыми условиями труда, относящихся к Списку 2 (п. 2);
- занятые на определенных видах работ, предусмотренных «малыми списками» (п. 3 — 18).
При определении права на досрочную пенсию по вредности в специальный стаж после 01.01.2013 г. зачтут только те периоды, в течение которых работодатель уплачивал взносы в ПФР по дополнительному тарифу. Именно поэтому уплата таких взносов обязательна для работодателя, а работнику необходимо контролировать, что за него производят отчисления в ПФР.
- Тариф страховых взносов за вредные условия труда определяется в зависимости от класса опасности рабочего места, который устанавливается в результате специальной оценки условий труда.
- Если работодатель не проводил спецоценку, он тоже уплачивает доп. взносы, однако по более высокому тарифу.
Спецоценка условий труда представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению вредных факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности. Порядок проведения такой оценки регулируется законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».
Результатом проведенной спецоценки является присвоение рабочим местам определенного класса опасности из четырех предусмотренных законом:
- 1 класс присваивается оптимальным с точки зрения опасности воздействия на организм условий труда;
- 2 класс соответствует допустимым условиям труда, когда вредные факторы соответствуют разрешенным нормативам, а здоровье работника восстанавливается за период отдыха или к началу следующей смены;
- 3 класс представляет собой вредные условия труда, когда значения опасных факторов превышают установленные нормативы (по степени вредности выделяют четыре подкласса — 3.1, 3.2, 3.3, 3.4);
- 4 класс характеризует опасные условия труда, создающие угрозу жизни работника или возможность развития профессионального заболевания.
Работодатель обязан проводить спецоценку условий труда не реже одного раза в пять лет.
Однако существуют и внеплановые проверки, необходимость в которых вызвана, например, введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса или вводом нового оборудования. Полный список таких случаев приводится в ст. 17 закона №426-ФЗ.
Тариф дополнительных взносов за тяжелые, опасные и вредные условия труда зависит от результата спецоценки условий труда, а именно от класса опасности, который был присвоен рабочему месту. Соответственно, чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф необходимо будет заплатить работодателю.
Таблица тарифов представлена ниже:
Класс и подкласс условий труда Доп. тариф (в %) Опасный 4 8,0 Вредный 3.4 7,0 3.3 6,0 3.2 4,0 3.1 2,0 Допустимый 2 0,0 Оптимальный 1 Датой завершения спецоценки считается дата утверждения отчета о проведении специальной оценки. Именно с этой даты и нужно уплачивать взносы по тарифам, указанным в таблице. До этой даты исчислять взносы необходимо по тарифам, установленным для рабочих мест без проведения спецоценки:
- Для этого нужно будет разделить все начисленные работнику выплаты за этот месяц пропорционально рабочим дням с начала месяца до дня утверждения отчета.
- По старым тарифам облагаться будет та часть зарплаты, которая пришлась на эту часть месяца.
При начислении дополнительных взносов за вредные условия труда с работодателей не снимается обязанность по уплате основных страховых взносов (22% от взносооблагаемой базы). К примеру, за сотрудника, работающего в опасных условиях труда, необходимо будет отчислять взносы в размере 22 + 8 = 30% от базы.
Для организаций, которые не провели спецоценку условий труда (СОУТ), устанавливаются фиксированные и повышенные тарифы дополнительных страховых взносов в ПФР:
- 9% — за работников из Списка № 1. Это работа в вредных условиях труда, горячих цехах и на подземных работах (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ). Перечень профессий и работ, входящих в Список № 1, можно открыть в документе по ссылке.
- 6% — за работников из Списка № 2 (п. 2 ч. 1 ст. 30) и «малых списков» (п. 3 — 18 ч. 1 ст. 30). Перечень профессий и работ, входящих в Список № 2, можно открыть в документе по ссылке.
Отметим, что согласно ч. 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ, спец. оценка условий труда должна была быть завершена еще до 31 декабря 2021 г. Те организации, которые до сих пор не провели СОУТ, могут быть привлечены к ответственности:
- штраф 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
- 60-80 тыс. руб. — для юридическим лиц.
С 2021 года Минтруд с помощью автоматизированных проверок выявляет организации и предприятия, которые не провели спецоценку. С 2021 года начали в автоматическом режиме штрафовать компании, по которым в базе учета нет информации о СОУТ для рабочих мест, существующих больше года.
Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в том числе и дополнительных за вредные условия труда, возложена на работодателя. Многие считают, что суммы, необходимые для отчислений в ПФР, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.
Источником страховых взносов (как основного, так и по дополнительному тарифу) являются работодатели, уплачивающие их со всех доходов и вознаграждений своих сотрудников до вычетов из них налогов, то есть с фонда оплаты труда. Однако, страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР самостоятельно (это ИП, нотариусы, адвокаты и т.д.).
- Если работодатель не перечисляет взносы по дополнительному тарифу за вредные условия труда, периоды работы не будут засчитаны в льготный стаж для досрочной пенсии.
- Потом включить эти периоды в спецстаж можно будет только в судебном порядке при условии, что работодатель все же оплатит доп. тариф.
Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными, спецоценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.
По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:
- одни профессионально-должностные наименования;
- одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;
- использование однотипных средств и предметов труда;
- работа в общем/нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипных инженерных систем;
- одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.
Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение спецоценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.
Похожие записи:
-