Что дают права человеку. Гарантии и защита прав человека

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что дают права человеку. Гарантии и защита прав человека». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

«Я рассматриваю смертную казнь как жестокое и аморальное явление, подрывающее нравственные и правовые основы общества. Я убежден… что жестокость порождает только жестокость.»
Андрей Сахаров

В основе концепции прав человека лежат две основные ценности: первая – это человеческое достоинство, а вторая – равенство. Права человека можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны. Мы не должны и не можем здесь кого-то выделять. В сущности, чтобы принять концепцию прав человека, достаточно лишь признания этих двух убеждений или ценностей, и вряд ли кто-нибудь станет с ними спорить. Именно поэтому права человека получают поддержку со стороны всех мировых культур, всех цивилизованных правительств и всех основных религий. Почти повсеместно признано, что власть государства не может быть безграничной или произвольной, она должна быть ограничена необходимостью обеспечить хотя бы минимальные условия всем, кто находится под его юрисдикцией, чтобы они могли жить с чувством человеческого достоинства.

Из этих двух основных ценностей можно вывести многие другие, и с их помощью точнее определить, как на практике должны сосуществовать люди и общества. Например:

Свобода: поскольку человеческая воля составляет важную часть человеческого достоинства. Принуждение делать что-то вопреки нашему желанию принижает человеческую личность.
Уважение к другим: поскольку отсутствие уважения к другим не позволяет оценить их индивидуальность и их человеческое достоинство.
Недопустимость дискриминации: поскольку равенство людей в человеческом достоинстве означает, что мы не можем судить о правах и возможностях людей, исходя из их физических или иных признаков.
Терпимость: поскольку нетерпимость указывает на отсутствие уважения к различиям, а равенство не означает тождественности или единообразия.
Справедливость: поскольку люди, равные в своей принадлежности к человеческому роду, заслуживают справедливого отношения.
Ответственность: поскольку уважение к правам других людей предполагает ответственность каждого человека за его действия и требует от него усилий, направленных на реализацию его прав и прав всех людей.

Идея того, что люди обладают неотъемлемыми правами, коренится во многих культурах и древних традициях. Многочисленные примеры почитаемых правителей и важнейших сборников законов из истории человечества показывают нам, что ценности, воплощенные в правах человека, не являются ни «западным изобретением», ни изобретением ХХ века. Они стали ответом на всеобщие потребности человека и на требования и поиски справедливости. У каждой общности людей были свои идеалы и системы обеспечения справедливости, которые сохранились в виде традиций – устных или письменных, хотя не все эти традиции дожили до наших дней.

Войны будут продолжаться, пока человечество не обратит внимание на то, что природа человека везде одинакова, где бы мы ни находились.
Пьер Дако

Идея законодательной защиты прав человека от произвола правящих властей начала воплощаться в ХХ веке, особенно с момента создания Лиги Наций и Международной организации труда (МОТ), а также с началом их борьбы за права меньшинств, права трудящихся и за другие ценности. Отдельные страны уже признали важность кодификации этих прав в письменной форме, и упомянутые выше документы стали, таким образом, ранними предвестниками многих нынешних соглашений о правах человека. Однако по настоящему на международную сцену права человека были выдвинуты Второй мировой войной. После всех ужасных зверств, совершенных в этой войне – включая холокост и массовые военные преступления, – возникла необходимость неотложного создания новой системы международных правовых норм и, прежде всего, разработки системы мер по защите прав человека, какими мы их знаем сегодня. Устав Организации Объединенных Наций, подписанный 26 июня 1945 г., отразил это положение. Устав заявляет, что основной задачей ООН является «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) была разработана Комиссией ООН по правам человека и принята на заседании Генеральной ассамблеи 10 декабря 1948 года. Несомненно, принятие ВДПЧ стало великим прорывом, и сегодня Декларация остается самым важным в мире инструментом защиты прав человека. Даже не являясь юридически обязательной, ВДПЧ стала источником вдохновения для принятия многочисленных обязательств по защите права человека, будь то на национальном, региональном или международном уровне. С той поры международным сообществом был разработан и принят целый ряд основополагающих документов, призванных гарантировать декларированные принципы. Дополнительную информацию о некоторых из этих международных соглашений, можно найти далее в этой главе.

Права человека существуют для всех нас. Так как же мы можем ими воспользоваться? Ясно, что простого их существования не достаточно, чтобы положить конец нарушениям прав человека, которые, как все мы знаем, совершаются каждый день, во всех частях света. Могут ли они действительно что-то изменить? Как мы можем их использовать?

Знаете ли вы, какие у вас есть права? Знаете ли вы, что делать, если они были нарушены?

Моральные ценности, подобно ветру, невидимы. Но вы знаете, что ветер есть, судя по шелесту листьев на деревьях. И вы понимаете, что моральные ценности существуют, судя по поступкам людей.
Ева Анчел

В следующем разделе мы рассматриваем различные виды прав человека, которые защищены международным правом. Если нам известно, какие именно области человеческого существования соотносятся с нормами законов о правах человека, и мы знаем, что правительства, согласно этим нормам, приняли на себя соответствующие обязательства, мы можем начинать оказывать давление на них в той или иной форме. В этом разделе показано, что почти все проявления несправедливости имеют отношение к правам человека: будь то бедность в какой-то области, нанесение ущерба окружающей среде, проблемы здоровья, условия труда, политические репрессии, избирательные права, генная инженерия, проблемы меньшинств, терроризм, геноцид и так далее. И даже сегодня количество проблем не перестает расти.

Некоторые из проблем, связанные с применением законодательства, относящегося к правам человека, рассматриваются непосредственно в разделе «Вопросы и ответы». В нем даются краткие ответы на некоторые из наиболее общих и часто задаваемых вопросов о правах человека. Кроме того, в каждом разделе Главы 5 подробно рассматриваются все темы данного пособия. Если вам необходимо выяснить, как лучше защитить какое-то конкретное право, например, право на здоровье, на образование, или нормальные условия труда, вам будет полезно ознакомиться с основной информацией, посвященной конкретной проблеме.

В международной системе права, основанной на концепциях демократии и правового государства, различают следующие понятия:

  1. Свобода человека – способность и возможность выбора человеком своего поведения независимо от внешних условий.
  2. Право человека – частично ограниченная свобода человека, где ограничением выступает свобода каждого другого человека.
  3. Права и свободы гражданина – права и свободы человека, присущие ему в силу принадлежности к определенной стране (гражданство, подданство) и защищаемые законодательством этого конкретного государства, а также действующим в нем международным правом.

Кроме того, выделяется несколько категорий прав и свобод человека и гражданина исходя из их особенностей и сферы реализации. Права человека бывают личными, политическими, социальными, экономическими, культурными и экологическими. Правда, такая классификация считается в значительной степени условной, поскольку часто трудно провести четкую грань между правами разных категорий.

Система прав человека – достаточно динамичная. Под влиянием множества факторов со временем появляются новые права человека – общечеловеческие ценности, которые должны признаваться на государственном и межгосударственном уровне.

Если выделить ключевые принципы (свойства, особенности) всех прав человека, то они сводятся к следующему:

  1. Равноправие и универсальность – права человека равнозначны для всех людей и присуще каждому независимо от его индивидуальных особенностей.
  2. Комплексность – права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют единую систему, являющуюся основой правового статуса личности.
  3. Естественность – права человека нельзя навязать, подарить или отобрать, они неотъемлемо связаны с личностью человека, принадлежат ему независимо от внешних факторов.
  4. Социальный характер – говорить о существовании прав человека, как неких ценностей и правил, их реализации и защите можно лишь в условиях социума.
  5. Независимость от законодательства страны пребывания или гражданства – права человека признаны на общемировом уровне, они принадлежат каждому человеку независимо от того, где, в каком государстве и в каком статусе он находится.
  6. Права человека, наряду с другими категориями, определяют уровень развития цивилизации в целом.

Реализация и защита конституционных прав и свобод гражданина

С учетом сферы реализации конституционные права и свободы объединяют в следующие группы:

  • личные права и свободы, призванные обеспечить свободу и автономию человека как члена гражданского общества (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и др.);

  • политические права и свободы, связанные с участием в управлении делами государства (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства и др.);

  • экономические права и свободы, обеспечивающие свободу человеческой деятельности в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.);

  • социальные права и свободы, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и др.);

  • культурные права и свободы, обеспечивающие свободу доступа к культурным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом (право на образование, право на участие в культурной жизни и др.).

Несмотря на представленную классификацию, все конституционные права и свободы обладают одинаковой юридической силой, в равной мере значимы для каждого гражданина и подлежат одинаковой защите со стороны государства.

Охрана государством достоинства личности закреплена в Конституции России, предусматривающей, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.

Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства. С этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности.

С другой стороны, достоинство личности является самостоятельным субъективным правом человека. Достоинство личности предполагает определенную оценку со стороны общества и самооценку личностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.

Гарантией достоинства личности является конституционное требование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Требования защиты достоинства личности в широком объеме содержатся в отраслевом законодательстве.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 4З Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание (статья 5).

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд юридических механизмов защиты достоинства личности. Так, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Наряду с опровержением таких сведений гражданин вправе требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (статья 152).

Серьезной проблемой, связанной с защитой чести и достоинства личности, в последнее время выступает распространение оскорбляющей достоинство человека информации в сети Интернет. Для защиты чести и достоинства человек должен представить в суд доказательства распространения в Интернете порочащих сведений. В данном случае достаточно эффективной формой защиты нарушенных прав может выступать обращение к нотариусу для обеспечения доказательств, включая заверение нотариусом соответствующей интернет-страницы, на которой содержится порочащая информация.

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

  • Федеральный закон «О полиции»;

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Конституция России устанавливает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права возможно только на основании судебного решения.

Реализация данного права означает, с одной стороны, обязанность государства защищать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от неопределенного круга лиц. Статьёй 63 Федерального закона «О связи» предусматривается, что операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

С другой стороны, государство устанавливает механизм ограничения данного права, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной

деятельности» установлено, что про ведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации о противоправных деяниях. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О связи»;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Неприкосновенность жилища заключается в том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Исключение возможно только в случаях, установленных федеральным законом, или по решению суда.

Под жилищем понимается как место постоянного или временного проживания, так и место пребывания гражданина.

Ограничение права на неприкосновенность жилища возможно в следующих случаях.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, при надлежащие гражданам, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

  • для пресечения преступления;

  • для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если проникновение было осуществлено в их отсутствие (статья 15 Федерального закона «о полиции»).

По общему правилу, судебное решение является необходимым условием проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища (статья 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», статья 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Исключение составляют случаи, которые не терпят отлагательства, когда оперативно-розыскные мероприятия, а также следственные действия могут проводиться при условии дальнейшего обязательного уведомления суда (судьи) в течение 24 часов.

Основные законодательные акты:

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

  • Федеральный закон «О полиции».

Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации”

  • Закон Российской Федерации “О языках народов Российской Федерации”

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

\n

Из-за социальной незащищенности и маргинализации определенные слои общества лишены возможности поддерживать хорошее здоровье. Три самые смертоносные инфекционные болезни в мире – малярия, ВИЧ/СПИД и туберкулез ― непропорционально поражают самые бедные группы населения и во многих случаях осложняются и усугубляются другими формами неравенства и несправедливости, связанными с полом, возрастом, сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью и миграционным статусом. В то же время, бремя неинфекционных заболеваний (от которого, как часто считается, страдают страны с высоким уровнем дохода) все с большей диспропорциональностью распространяется в странах и среди населения с более низким уровнем дохода и в значительной мере обусловлено образом жизни и поведенческими факторами, а также экологическими детерминантами, такими как безопасное жилье, вода и санитария, которые неразрывно связаны с правами человека.

\n

\nОриентация на обездоленные группы населения позволяет также выявлять тех, кому угрожают наиболее высокие уровни плохого здоровья и кто сталкивается с препятствиями в доступе к качественной и приемлемой по стоимости медицинской помощи, включая коренное население. И хотя системы сбора данных зачастую плохо приспособлены для сбора данных об этих группах населения, отчеты свидетельствуют о более высоких уровнях смертности и заболеваемости в результате таких неинфекционных заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и хронические респираторные болезни, среди таких групп. Кроме того, против этих групп населения могут быть направлены законы и политика, что еще больше усугубляет их маргинализацию и затрудняет их доступ к услугам по профилактике, лечению, реабилитации и уходу.

\n

\n

Нарушения прав человека или отсутствие внимания к ним могут иметь серьезные последствия для здоровья. Явная или скрытая дискриминация в медицинском обслуживании ― как среди работников здравоохранения, так и между работниками здравоохранения и пользователями услуг ― является мощным барьером для доступа к медицинским услугам и сказывается на их качестве.

\n

\nПсихические расстройства часто приводят к посягательствам на человеческое достоинство и самостоятельность, включая принудительное лечение или помещение в специальные учреждения, и к игнорированию правоспособности субъекта принимать решения. Парадоксально, но в рамках общественного здравоохранения до сих пор не уделяется должного внимания психическому здоровью, несмотря на высокие уровни насилия, нищеты и социальной изоляции, способствующие ухудшению показателей психического и физического здоровья людей с психическими расстройствами.

\n

\nНарушения прав человека не только усугубляют плохое здоровье, но для многих, включая людей с инвалидностью, представителей коренного населения, женщин с ВИЧ-инфекцией, работников секс-индустрии, лиц, употребляющих наркотики, транссексуалов и интерсексуалов, медицинские учреждения являются такими местами, где им угрожает повышенный риск нарушения прав человека, включая принудительное лечение или процедуры.

\n

\n

\nПодход к охране здоровья на основе соблюдения прав человека подразумевает ряд четких принципов для разработки и оценки политики здравоохранения и медицинского обслуживания и ориентирован на устранение дискриминационной практики и несправедливых властных отношений, лежащих в основе несправедливых показателей здоровья.

\n

В рамках подхода на основе соблюдения прав человека политику, стратегии и программы здравоохранения необходимо разрабатывать с конкретной целью ― улучшить реализацию всеми людьми своего права на здоровье, ― и ориентироваться, при этом, на самых обездоленных людей. Основные принципы и стандарты подхода, основанного на соблюдении прав человека, изложены ниже.

\n

\n\n

\nГосударства и другие уполномоченные субъекты несут ответственность за соблюдение прав человека. Вместе с тем, все шире признается значимость других негосударственных структур, такие как коммерческие организации, в области соблюдения и защиты прав человека (2).

\n\n

Принцип недискриминации направлен на то, чтобы «…гарантировать, что права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, такого как инвалидность, возраст, семейное положение, сексуальная ориентация и гендерная идентичность, состояние здоровья, место проживания, экономическая и социальная ситуация».
\n
\nЗапрещена любая дискриминация, например в доступе к медицинской помощи, а также в средствах и правах для получения такого доступа, в связи с расой, цветом кожи, полом, языком, религией, политическими или иными убеждениями, национальным или социальным происхождением, имущественным положением, рождением, физической или психической инвалидностью, состоянием здоровья (включая ВИЧ/СПИД), сексуальной ориентацией и гражданским, политическим, социальным или иным статусом, целью или результатом которой является негативное воздействие на возможности равной реализации или осуществления права на здоровье.

\n

В соответствии с принципом недискриминации и равенства ВОЗ необходимо учитывать аспекты дискриминации в ее руководствах, политике и практике, касающихся распределения и предоставления ресурсов и медицинских услуг. Недискриминация и равенство являются ключевыми мерами, необходимыми для устранения социальных детерминант, оказывающих воздействие на реализацию права на здоровье. Для выявления наиболее уязвимых групп и разнообразных потребностей необходимы функционирующие национальные системы медико-санитарной информации и наличие дезагрегированных данных.

\n

\n

Для участия необходимо обеспечить, чтобы все заинтересованные стороны, включая негосударственные структуры, были причастны к процессам разработки на всех этапах программного цикла (таких как оценка, анализ, планирование, осуществление, мониторинг и аналитический отчет) и контролировали эти процессы. Участие подразумевает нечто большее, чем консультирование или техническое дополнение к разработке проекта; оно должно включать четкие стратегии, направленные на расширение прав и возможностей граждан, особенно наиболее маргинализованных из них, с тем чтобы ожидаемые ими результаты были признаны государством.
\n
\nУчастие важно для подотчетности, поскольку оно обеспечивает «…сдержки и противовесы, не позволяющие отдельным руководителям использовать власть в произвольной форме».

\n

\n

Права человека являются всеобщими и неотъемлемыми. Они применяются на равных основаниях, ко всем людям, везде, без исключения. Стандарты в области прав человека ― права на питание, здоровье, образование и право не подвергаться пыткам и негуманному или унижающему человеческое достоинство обращению ― также взаимосвязаны. Улучшение в области соблюдения какого-либо одного права способствует улучшениям в области соблюдения других прав. Аналогично, ухудшение в области соблюдения какого-либо одного права негативно сказывается на соблюдении других прав.

\n

\n\n

Для прогрессирующей реализации необходимо, чтобы правительства принимали незамедлительные меры с помощью имеющихся у них средств, независимо от их уровня, в целях осуществления этих прав. Независимо от потенциала ресурсов необходимы срочные действия, направленные на ликвидацию дискриминации и улучшение правовой и юридической системы.

\n

Лекция «Права человека и гражданина»

Личные неимущественные права не относятся к владению чем-либо материальным. Эта категория вступает в силу с момента появления человека на свет. Они наделяют вас следующими правами:

  • жить, дышать воздухом;
  • получить при рождении имя, фамилию, отчество;
  • выбирать на своё усмотрение место для жизни;
  • выбирать, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, вероисповедание;
  • свободно передвигаться в пределах государства и за его пределами;
  • не работать по принуждению;
  • отвечать перед законом и людьми только тогда, когда суд вынесет соответствующее решение;
  • быть неприкосновенным;
  • вести с другими гражданами конфиденциальную переписку.

Никто не должен попирать ваше достоинство. К основным личным правам и свободам можно также отнести свободу совести. Это широкое и крайне важное понятие, согласно которому вы можете самостоятельно формировать и пересматривать свои убеждения. Подробнее о “свободе совести” смотрите в следующем видеосюжете.

Существенным отличием политических прав граждан РФ от прочих видов является их связь с гражданственной принадлежностью конкретного человека. Данная группа – это конституционные права, которые определяют взаимодействие личности с государством, её участие в общественной и политической жизни страны. Вот перечень основных прав российских граждан, политического характера:

  • нам дано всеобщее равенство перед законами Российской Федерации;
  • мы можем создавать союзы и объединения, не спрашивая на то дозволения;
  • россияне имеют право обращаться в государственные и иные инстанции с заявлениями, которые будут приняты и рассмотрены;
  • граждане могут организовывать стачки, если считают такую меру необходимой;
  • люди могут свободно собираться и проводить собраний и под открытым воздухом, и в помещениях;
  • цензура в РФ запрещена, слово и печать свободны.

Список можно продолжить. Часто в него попадает и то, что включают в личные права и свободы человека. К примеру, свобода совести применима в обоих случаях. С одной стороны, она имеет отношение к конкретной личности, с другой, определяет её взаимосвязь с обществом и страной.

Если основные личные права невозможно разделить с их обладателем и большинство из них человек получает, лишь появившись на свет, то, что относится к социально-экономическому аспекту, зачастую обретается в процессе жизни по мере взросления. Данное направление напрямую связано с производственными отношениями и распределением материальных благ. Эта область призвана удовлетворить экономические потребности каждого россиянина.

С развитием общества расширяется и его правовая область. Помимо материального, люди нуждаются и в духовном. Они могут и должны духовно развиваться. Пользуясь правами культурного направления, вы можете:

  • Получать образование. Оно должно быть доступным и приемлемым.
  • Учиться на родном языке и на нём излагать свои мысли.
  • Заниматься творчеством и выбирать направление, в котором вы хотите творить. Ваше право выбирать стилистики, направления, темы, изобразительные средства и т. д.
  • Пользоваться академическими свободами, то есть стремиться к познанию истины теми путями, которые вы считаете приемлемыми. Государство и другие службы не имеют право вставать у вас на пути. Ваша академическая свобода не должна быть ничем ограничена.

Данное правовое направление относится ко второму поколению и внедрено в большинстве развитых стран.

Из первых уст. Права человека. Рассказывает уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Рекомендуем посмотреть.

Защита прав и свобод человека

В чем же разница? На первый взгляд кажется, что оба понятия означают одно и то же. Однако, все не так просто.

Когда человек рождается, ему уже присущи некоторые права. Как право жить и быть свободным. Эти привилегии прописаны во Всеобщей декларации. Рождаясь, человек становится гражданином того государства, где он фактически был рожден. Следовательно, у него, как у гражданина, есть привилегии, которые диктуются тем государством, где он живет.

Известно, что в каждом государстве своя правовая система. Гражданин государства имеет гораздо больше обязанностей и прав, находясь на своей родине, чем человек, который лишь находится в стране, но является гражданином другого государства.

Рассмотрим пример: Виктория живет и учится в России, но является гражданкой Туркмении. В стране проходят выборы Президента РФ. Она не может голосовать, так как не является гражданкой Российской Федерации.

Этот простой пример наглядно показывает, что гражданин имеет больше привилегий в своей стране, чем человек, имеющий гражданство другой страны.

Права гражданина означают, что человек, являясь гражданином, имеет возможность принимать участие в улучшении своей страны. Он может принимать активное участие в жизни государства и общества. Также он может создать свое политическое движение в стране. Например, одно из условий для того, чтобы стать кандидатом в президенты Российской Федерации – иметь гражданство РФ.

Что касается личных прав, они изначально произошли от естественного права. Таковыми обладает каждый человек. К ним относится следующие:

  • На свободу мысли и слова;
  • На жизнь;
  • На судебную защиту;
  • На свободу передвижения;
  • Неприкосновенность собственности, жилища;
  • На свободу и личную неприкосновенность;
  • На национальное и культурное самоопределение;
  • На свободу совести;
  • На достоинство личности.

Особо важное значение для гражданина Российской Федерации имеет свобода передвижения. Человек, являющийся гражданином РФ, может спокойно покидать Россию, поскольку у него есть гарантийное право на беспрепятственный въезд на территорию своей страны.

Одним из наиболее эффективных методов защиты является судебная защита. Этот метод доступен каждому человеку. В суде могут решаться вопросы о бездействии тех или иных органов, должностных лиц или объединений.

Более того, гражданин имеет право на обжалование законов и указов Президента РФ, Правительства и других. Таким образом, суд обеспечивают защиту прав и свобод.

Существует также международная защита, а именно Международный Суд. Любой человек может обратиться с жалобой к межгосударственным органам защиты прав и свобод. Однако, чтобы туда обратиться, нужно иметь специальные договоры РФ.

Также должны быть исчерпаны все иные способы защиты на территории государства, то есть гражданину должны отказать все судебные инстанции РФ. Обращение туда может вызвать серьезные проблемы в отношениях различных государств.

Все дело в том, что, защищая права человека, гражданина определенного государства, члены Международного суда могут начать оказывать экономическое, и даже политическое давление на то самое государство. Последствия могут быть ужасными и поспособствовать вооруженному вмешательству.

Формально права можно определить как установленные требования со стороны одного человека по отношению к другому.

Праву Павла на что-то соответствуют обязательства со стороны Петра. Это могут быть как негативные обязательства, например не мешать Павлу делать что-то, так и позитивные — делать что-то относительно него.

Скажем, у Павла есть право проиграть все деньги в карты. Обязательство Петра — не препятствовать осуществлению этого права Павлом, даже если сам Петр не хочет, чтобы тот так небрежно растратил свои сбережения. Это негативное право.

Позитивным может быть, например, право на медицинскую помощь. Если у Павла случился сердечный приступ, а Петр — врач, его обязанность не просто не усугублять положение Павла, но попытаться его спасти, предприняв какие-то действия.

Права отличаются от прихотей. В отличие от произвольного желания, если какое-то право Павла не реализуется, он может потребовать, чтобы Петр исполнил свое обязательство. Скорее всего, для этого Павлу придется обратиться ко внешней инстанции — государству. За невыполнение обязательств государство может применить санкции к Петру, например, посадить его в тюрьму. Таким образом, права устанавливаются в рамках определенного нормативного и политического порядка, который служит их гарантом.

Важность прав человека: 10 основных причин

Согласно доктрине, права человека — универсальны и вневременны. Но доктрина относится к сфере идей. В реальности же права человека не существовали до недавнего времени. Они появились в определенный момент, с определенной целью.

Во время идеологического противостояния и глобального дележа мира нужна была идеологическая платформа, альтернативная коммунизму и нацизму. Этот процесс совпал с развитием международного права, преследовавшего карательные цели. В результате возникла современная система защиты прав человека.

Понимая это, мы можем посмотреть на права человека немного иначе. Мы можем задать инструментальный вопрос — что делать с ними?

Учитывая уровень постсоветской правовой культуры, ответ очень простой.

Защита прав человека многогранное понятие, которое объединяет в себе следующие аспекты:

  • защита личности,
  • охрана прав и свобод человека и гражданина,
  • охрана здоровья граждан,
  • поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • защита общественной нравственности,
  • охрана окружающей среды,
  • установленного порядка осуществления государственной власти,
  • общественного порядка и общественной безопасности,
  • собственности,
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, социума и государства.

Права человека являются неотъемлемым элементом правового статуса человека независимо от его национальности, пола, возраста, расовой принадлежности и социального положения, религии и вероисповедания, языковой семьи.

Права человека определяют статус индивида относительно государства, его возможностей и притязаний в экономической, социальной, политической и культурных сферах.

Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Соблюдение или не соблюдение прав человека государством свидетельствует о зрелости его правовой и социальной систем.

Права человека закреплены в ряде международных документов. Соблюдение норм, содержащихся в этих документах, обязывает государства действовать определенным образом или воздерживаться от действий, которые нацелены на обеспечение привилегии отдельным лицам или группе лиц.

Мировая юридическая практика выработала довольно большой объем документов о правах человека. Среди основных можно выделить:

  1. Международный билль о правах человека.
  2. Декларация прав ребенка.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказаний за него (1948 г.),
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.).
  7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.),
  8. Конвенция о статусе беженцев (1951 г.).
  9. Декларация о правах коренных народов (2007 г.).

Эти документы регламентируют только соблюдения прав человека на международном уровне. На национальном уровне каждая страна регламентирует соблюдение прав собственными нормативными документами.

Всеобщая декларация прав человека стала первым документом, принятым Генеральной Ассамблеей ООО 10 декабря 1948 г., в области прав человека. Она представляет собой документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых излагаются основные права и свободы человека, недопустимые для нарушения.

В ст. 1 отражаются философские предпосылки Декларации, признаются такие естественные права человека, свобода и равенство.

Во второй статье излагаются основные принципы равенства и отсутствия дискриминации в отношении пользования всеми правами и основными свободами, которыми обладают все без исключения люди на Земле. Третья статья провозглашает права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность человека.

В ст. 4-21 перечисляются важнейшие гражданские и политические права, указывающие на принципы взаимоотношений человека с государством и себе подобными людьми: право на свободу от рабства и подневольного состояния, право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания и т.д.

В ст. 22-27 Декларации изложены экономические и культурные права, на которые имеет право каждый член общества: право на социальное обеспечение, право на труд и пр.

Заключительная часть Декларации, в которую входят ст. 28-30, указывает на право каждого человека «на социальный международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены».

Ст. 30 акцентирует внимание на том, что государство, группа лиц или отдельное лицо не может претендовать на право «заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные не уничтожение прав и свобод, закрепленных в документе. Помимо прав Декларация в одной из статей закрепляет обязанности человека.

Правовые способы защиты прав свобод граждан

Декларация прав ребенка (1924 г.) первоначально закрепляла пять принципов, которые были призваны уберечь детей от рабства, проституции и торговли. Впоследствии Декларация была доработана и в ней был закреплен более полный объем прав детей. Итак, они сводятся к следующему:

  • все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, снижены или отменены вовсе;
  • каждый ребенок имеет право на достоинство и возможность развиваться нравственно, духовно и физически;
  • государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя;
  • каждый ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание;
  • неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием;
  • каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является;
  • каждый ребенок имеет право на бесплатное обучение. Он имеет право играть и развиваться;
  • права ребенка определяются, с позиции получения помощи, как первостепенные;
  • дети не должны привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его здоровью, развитию, эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу;
  • каждый ребенок имеет право на мирную жизнь.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая признавала приоритет интересов детей, как основной принцип защиты их прав.

Также Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права, закрепила не только экономические, социальные и культурные права, но и гражданские, и политические. Главное значение Конвенции состоит в том, что права детей впервые приобрели статус международного права.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него была принята резолюцией Генеральной Ассамблей ООН от 9 декабря 1948 г. и ратифицирована в январе 1951 г. Данной Конвенцией был установлен международный правовой статус понятия «геноцид» и дано его юридическое определение.

Также она устанавливает юридическую ответственность за совершение преступлений против человечества и призывает страны-участницы принимать меры по предотвращению и наказанию актов геноцида в мирное и военное время.

10 декабря 1984 г. Ген. Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Она состоит из 33 статей и направлена на установление запрета пыток при любых обстоятельствах, на повышение эффективности борьбы против жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания во всем мире.

Также она предписывает выдачу лиц в страны, в которых существует реальная, серьезная угроза пыток и иного вида преступлений против личности и устанавливает обязанность уголовного преследования за пытки. Надзор за исполнением Конвенции осуществляют эксперты, входящие в Комитете против пыток.

Задача обеспечения прав человека более успешно может быть решена лишь в том случае, если такое многогранное явление будет рассмотрено в качестве системы, обладающей развитыми связями и выступающей как социальная ценность.

Относительно изучения прав и свобод человека с позиций системного подхода важно отметить, что для их реального воплощения в жизнь необходима теоретическая разработка механизма государственно-правового обеспечения прав личности.

Понятие «механизм обеспечения прав человека» по ряду причин не получил широкого распространения в науке.

По нашему мнению, комплексному интегративному подходу в исследовании механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности должны быть свойственны следующие основные направления:

  • охват всего спектра правового регулирования общественных отношений (обеспечение условий формирования правовых предписаний до их нормативного закрепления (правообразование), непосредственное закрепление в нормативных правовых актах (правотворчество), воплощение правовых предписаний в поведении людей (правореализация));
  • учет всего комплекса обстоятельств, позволяющего обеспечить реализацию, охрану и защиту прав и свобод личности;
  • анализ системы факторов (положительных и отрицательных), влияющих на обеспечение прав личности;
  • учет юридической ответственности как формы принудительного воздействия в связи с фактом нарушения прав личности и последовавшими неблагоприятными последствиями;
  • учет деятельности всех государственных и особенно контрольно-надзорных органов, определяющих итоги функционирования данного механизма, его эффективность.

Под механизмом государственно-правового обеспечения прав и свобод личности следует понимать комплексную процедуру (процесс) воплощения правовых предписаний в сфере прав человека в реальную действительность.

Исследование механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности как определенного вида социальной системы предусматривает его рассмотрение и в статике и в динамике. При этом статическая (инструментальная) сторона показывает внутреннее строение механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве. Динамическая (функциональная) сторона определяет функционирование этих органов, действие всех государственно-правовых средств, влияющих на общественные отношения, в целях создания условий эффективного обеспечения прав человека и гражданина.

Статическая сторона выступает предпосылкой динамической стороны исследуемого механизма, так как в статике он представляет собой комплекс составных частей, отдельных механизмов, образующих единую систему. В нее входят:

  • механизм государства, представляющий собой совокупность государственных органов, учреждений и организаций, а также должностных лиц, посредством которых осуществляется регулирующее воздействие на всю систему общественных отношений;
  • механизм правового регулирования общественных отношений, понимаемый как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями;
  • механизм действия права (включающий механизмы реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан), представляющий собой фактическую реализацию правовых предписаний и требований в деятельности субъектов общественных отношений по обеспечению прав и свобод личности;
  • гарантии обеспечения действия исследуемого механизма, т.е. совокупности общих условий и специальных (юридических) средств, которые способствуют их правомерной реализации, а в необходимых случаях — охране или защите;
  • механизм юридической ответственности следует рассматривать как ответную реакцию государства на факт совершенного и выявленного правонарушения, в результате чего на правонарушителя возлагается обязанность претерпевать лишения государственно-властного характера.

Кроме того, в качестве системообразующих компонентов механизма выступают правовая культура, правовое сознание, законность и состояние правопорядка в стране.

Динамическая сторона механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности показывает деятельность системообразующих элементов, направленную на реализацию основных целей и задач этого механизма.

Следует особо подчеркнуть, что действие механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности (динамическая сторона) зависит непосредственно от отношения самой личности к своим правам и свободам, от степени ее социально-правовой активности.

В современном мире проблемы личности и ее взаимоотношений с государством, прав, свобод и обязанностей граждан, их единства приобретают исключительное значение и актуальность. Взаимосвязь государства и личности требует четкой урегулиро-ванности и упорядоченности. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей ��бщественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязанностей граждан.

Для понимания процесса обеспечения прав и свобод личности важно уяснить, каким образом происходит непосредственная их реализация, или какими способами. Эти направления, к сожалению, не получили полной оценки в современных работах по исследуемой тематике. По нашему мнению, наиболее характерными способами обеспечения прав и свобод человека и гражданина являются:

  1. правовой, т.е. способ, основанный на процессе образования правовых предписаний, предназначенных для регулирования общественных отношений;
  2. неправовой: информационный; организационный и идеологический.

Правовой способ обеспечения прав и свобод личности основан, прежде всего, на системе нормативного регулирования общественных отношений, обусловленных экономическими, социальными, политическими и иными общественными потребностями. Данный способ в первую очередь связан с процессом право-образования.

Под воздействием всей системы факторов в ходе социального развития возникают новые общественные отношения, приобретающие массовый характер. В этой связи постоянно складываются новые правила поведения, которые большинством людей признаются и принимаются. При этом в большинстве случаев такие правила не имеют какой-либо фиксации, и возникшие социальные нормы проявляются только в поведении людей. В таких случаях норма права, по словам Н.И. Козюбры, существует «_как типичный массовидный процесс фактической деятельности людей, который в правовой сфере как раз состоит из системы многообразных правовых обычаев, связей и отношений». Как писал Е.В. Бурлай, в условиях быстрого развития социальной действительности, «когда ценностно-нормативное ее отражение не поспевает за динамикой социальной жизни, а потребность в правовом упорядочении не исчезает, процесс правообразования проявляется стихийно, путем образования конкретных правоотноше-ний».

Комплекс базовых условий, образуемый экономическими, идеологическими, социально-политическими и организационными факторами, предопределяет в целом реальность всех прав и свобод личности, выступает важной предпосылкой заинтересованности в их реализации. Однако сами по себе общесоциальные условия не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, а тем более защитить от посягательств и нарушений. Государство может способствовать развитию новых, нужных обществу в целом или определенному классу (социальной группе) общественных отношений либо препятствовать возникновению отношений вредных, мешающих социальному развитию или невыгодных правящей элите.

Для обеспечения действенности общесоциальных условий существуют правовые условия, к которым относятся действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, т.е. законодательно закрепленная система средств правовой охраны личности и средств правомерной реализации прав и свобод личности.

Создание юридических норм и закрепление правового характера сформированных правил поведения есть правотворчество. Правотворчество — основной путь воздействия на общественные отношения, основное средство придания праву юридической силы. В правовой сфере правотворчество главным образом рассматривается как государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.

Под правотворчеством понимается активная деятельность органов государства по изданию нормативных правовых актов как специфический вид юридической деятельности, как разновидность юридической практики. Эта деятельность государства всегда выступает важнейшим средством обеспечения прав человека, управления обществом и непосредственно связана с типом, формой государства и его политическим режимом.

Правотворческая деятельность требует высокой компетентности и профессионализма, необходимых средств и соответствующего обеспечения мерами организационного, материального, социологического, информационного и иного характера. Государство и его органы при создании правовых норм связаны, в первую очередь, естественными правами человека, а также теми реальными общественными отношениями, которые складываются в обществе, экономическими, социальными и иными условиями, другими объективными обстоятельствами.

Это значит, что в нормах права, закрепленных в них юридических средствах конкретизируются права, свободы и обязанности участников правоотношений, определяется порядок реализации этих прав и их защиты.

К юридическим средствам обеспечения прав относятся: закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их реализацией; процессуальные формы осуществления прав; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реали-зации.

Таким образом, большое влияние на обеспечение прав и свобод личности оказывают нормы права. Юридические нормы принимаются для того, чтобы регулировать, охранять и защищать общественные отношения в соответствии с интересами личности, общества и государства. С этой точки зрения, они должны оказывать исключительно положительное воздействие на обеспечение прав человека и представлять собой не что иное, как требование правомерной реализации правовых предписаний.

Государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина

Определение 2

Юрисдикционными способами защиты прав называются действия государственных органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, международных органов, чья деятельность направлена на восстановление нарушенных прав.

Для защиты прав граждан в международной практике осуществляют деятельность межгосударственные и негосударственные объединения, применяющие доказавшие свою эффективность механизмы правозащиты.

Определение 3

Механизмом защиты прав и свобод человека является целостная, динамическая, законодательно подкрепленная система, определяющая субъекты и объекты защиты, способы их взаимодействия; призванная обеспечить ликвидацию незаконных препятствий для реализации юридически закрепленных прав граждан и предотвратить их нарушение.

Говоря о формировании механизмов защиты международного уровня, прежде всего, нужно упомянуть деятельность Организации Объединенных Наций (ООН), в частности принятие Устава ООН и Всеобщей декларации человека. Результатом функционирования ООН стали не только правовые основы, но и проработка схемы международного сотрудничества по вопросам защиты прав; создана система соответствующих органов, деятельность которых направлена на исполнение принятых международно-правовых актов.

Также крупными межгосударственными объединениями, оказывающими существенное влияние на сферу правозащиты человека на международном уровне, являются Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Деятельность этих объединений, а также многих других межгосударственных организаций, в том числе, основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный документ определяет неотъемлемые права и свободы каждого индивида и накладывает обязательство на страны Совета Европы обеспечивать соблюдение этих прав для каждого, кто находится под их юрисдикцией.

Международным судебным органом является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ему подведомственны все вопросы, связанные с толкованием и применением на практике положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Рассмотрению в Европейском суде подлежат обращения (жалобы), связанные с нарушением положений Конвенции. Судом устанавливается действительность заявленного нарушения и, в случае подтверждения оного, присуждается удовлетворение претензии путем денежной компенсации потерпевшей стороне нанесенного ущерба (материального и морального вреда) и всех издержек.

В настоящее время наблюдается тенденция по развитию неправительственных международных организаций; усиливается их роль, влияние на международные отношения, на разработку эффективных механизмов защиты прав человека. Ключевой характеристикой таких объединений является то, что их деятельность носит некоммерческий и добровольный характер.

Реализация механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина все же в первую очередь является ответственностью каждого отдельного государства. Выполнению этой задачи на национальном уровне способствуют принятие необходимых законов, обеспечение гарантии независимости судебных инстанций, поддержка деятельности демократических институтов права.

  1. Зарубежный опыт по защите прав человека включает в себя многолетнее развитие института омбудсмена.
Определение 4

Омбудсменом называется должностное лицо, получившее полномочия осуществлять контроль деятельности министерств, ведомств и иных правительственных учреждений с точки зрения как законности, так и справедливости.

Омбудсмен имеет право инициировать расследование не только на основании обращения гражданина, но и по собственной инициативе. Опыт зарубежной практики был перенят Российской Федерацией, и с 1994 в стране появилась такая должность как Уполномоченный по правам человека. Его правовой статус, порядок назначения на должность, компетенции и пр. закреплены в Конституции РФ (Федеральный Конституционный Закон №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 26.02.1997 г.). Уполномоченный по правам человека призван выступать посредником между лицом, права которого были попраны, и должностными лицами, осуществляя защиту прав и законных интересов каждого гражданина.

Уполномоченный по правам человека рассматривает обращения не только граждан Российской Федерации, но и граждан других стран, находящихся на территории России, а также лиц без гражданства. Жалобы, с которыми обращаются граждане к Уполномоченному по правам человека, содержат в себе претензии на определенные действия (или, напротив, бездействие) государственных органов, должностных лиц, государственных служащих. После рассмотрения обращения Уполномоченный имеет возможность дать ход делу, направив его в судебные инстанции, заявляя о необходимости зашиты прав и свобод; в соответствующие государственные органы, ходатайствуя о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного/административного производства; в прокуратуру, ходатайствуя о пересмотре судебного решения или постановления и т.д. Как видно, компетенции и возможности Уполномоченного по правам человека достаточно широки, что дает ему возможность эффективной защиты прав каждого индивида.

  1. В число юрисдикционных способов защиты прав человека входит и судебная защита. Собственно, на данный момент она занимает основную долю среди других форм. Судебная форма защиты включает в себя рассмотрение дел, где объектом споров становятся нарушенные права и/или законные интересы, а также возможность их нарушения. С жалобами могут обращаться как физические, так и юридические лица в различные судебные инстанции (мировой суд, федеральный суд и пр.). Право на обращение в суд закреплено законодательством.
  2. Юрисдикционным способом защиты прав является также административная защита. Административный способ защиты находит свое выражение в праве обращаться в государственные органы с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц (чиновников).

Механизм защиты прав человека в РФ включает также гражданское право, закрепленное Конституцией, на самостоятельную защиту своих прав и интересов. Граждане могут организовывать собрания, демонстрации, пикеты. Однако реализация данного права исключает использование оружия, нарушение прав и свобод других граждан, намеренное разжигание национальной, религиозной, расовой ненависти, агитации к насилию и пр.

Замечание 1

Федеральным законом также установлен порядок организации подобных публичных мероприятий: разрешение органов государственной власти не требуется, но уведомить, согласно документу, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления организаторы мероприятия должны: в письменной форме, в установленные сроки (ст.7 ФЗ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от 19.06.2004 г.).

Реалии современного мира таковы, что поддержание правопорядка, обеспечение безопасности граждан, защита прав и интересов каждого человека являются ключевыми государственными задачами. При этом очевидно, что для решения этих задач только закрепления прав и обязанностей правовыми нормами недостаточно. Полноценный механизм реализации права на защиту включает в себя не только функционирование органов власти, несущих функцию правозащиты, но и применение таких методик воспитания и образования должностных лиц, которые позволят сформировать профессиональное уважение индивидуальных прав каждого.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.