Местное самоуправление представляет собой специфическую форму осуществления власти

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Местное самоуправление представляет собой специфическую форму осуществления власти». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Органы местного самоуправления: основные полномочия

      Местное самоуправление, предполагающее известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, стало формироваться в Российской Федерации с начала 90-х гг. с принятием союзного (1990 г.), а затем российского (1991 г.) законов о местном самоуправлении. Вместе с тем следует иметь в виду, что идеи местного самоуправления получили свое развитие еще в дореволюционной России.

      Так, земская (1864 г.) и городская ( 1870 г.) реформы Александра II преследовали цель осуществить децентрализацию управления и обеспечить развитие начал местного самоуправления в России.

      Местное самоуправление в соотношении с муниципальной властью

      1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

      Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

      2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления*. Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

      Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

      Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, – непосредственно население.

      Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

      3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К ведению местного самоуправления относятся вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

      Муниципальные образования – города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие – представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

      Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется, прежде всего, посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта РФ в целом.

      Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

      4. Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению жизненных основных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

      Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.

      Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.

      В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

      В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

      Дипломные работы от 850 руб.

      Курсовые работы от 340 руб.

      Контрольные работы от 170 руб.

      Рефераты от 170 руб.

      Отчеты по НИРМ от 510 руб.

      Доклады от 170 руб.

      МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Актуальность данной работы заключается в том, что необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе Потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления. Отсутствие концепции местного самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти. Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

      Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

      1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

      2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

      3) это специфический уровень публичной власти;

      4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

      5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

      6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

      «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

      Данное определение позволяет выделить основные признаки, характеризующие местное самоуправление.

      1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

      2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

      3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

      4. Местное самоуправление осуществляется с учетом с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

      Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться гражданами как путем прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы и т.д.), так и через выборные органы. Причем органы местного самоуправления не являются государственными, они выделены из системы государственных органов, что привело к многочисленным дискуссиям о природе местного самоуправления.

      Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

      В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?

      В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

      Например, для нее характерны следующие признаки:

      1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

      2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

      3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

      4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

      Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоупр��вления.

      Принципы (лат. principium – первоначало, основа) – это основополагающие начала, закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:

      Принципы общие – начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности, сочетания коллегиальности и единоначалия и т.д.;

      Принципы специальные – начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:

      1) принцип самостоятельности;

      2) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;

      3) принцип социальной направленности деятельности местного самоуправления;

      4) принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.

      Наиболее важный принцип местного самоуправления – принцип самостоятельности в организации и осуществлении местного самоуправления.

      Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

      Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления.

      В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, в которой предусматривается, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».

      В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности.

      Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, местных налогов, права органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.

      Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, называются муниципальными образованиями. Федеральный закон определяет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, выделяя следующие виды муниципальных образований:

      1. городские и сельские поселения,

      2. муниципальные районы,

      3. городские округа,

      4. внутригородские территории городов федерального значения.

      Территорию поселения (городского или сельского) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

      Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

      Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

      Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

      Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

      Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

      Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Для обозначения предметов ведения местного самоуправления в Конституции РФ и Федеральном законе используется термин «в��просы местного значения».

      Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

      Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

      Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

      1) Формы прямого волеизъявления обязательного характера – это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования. Это местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан голосование по отзыву выборного лица или должностного лица местного самоуправления.

      2) Формы прямого волеизъявления рекомендательного характера – это формы, которые способствуют выявлению общественного мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, собрания и конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, публичные слушания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.

      Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст.130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие принципы проведения местного референдума:

      1) участие в референдуме является всеобщим и равным;

      2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно;

      3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

      В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

      Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

      Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления, и выделяются следующие стадии:

      1) назначение выборов;

      2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей;

      3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления;

      4) проведение предвыборной агитации;

      5) голосование;

      6) определение результатов выборов.

      Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъектов Российской Федерации.

      Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24) голосование жителей по отзову депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях:

      1) в судебном порядке должны быть доказаны конкретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений);

      2) за отзыв депутата должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

      Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

      Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

      Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

      1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
      2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

      Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

      1. Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

        Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

        Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

        Местное самоуправление представляет собой специфический уровень власти, реализуемый в вырабатываемых населением организационных формах на самостоятельные основе в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Также местное самоуправление можно рассматривать в качестве сферы общественной активности и гражданской самостоятельности населения.

        Местное самоуправление носит пограничный характер для общества и государства, выступая в качестве объединяющего фактора.

        Местное самоуправление представляет собой институт гражданского общества, реализуемый в виде особого типа властной структуры, отсутствие которой не позволяет обществу быть полноценным. Местное самоуправление обеспечивает часть общественного самоуправления в целом, выступая в качестве канала воздействия гражданского общества на государство.

        Существование местного самоуправления в качестве института гражданского общества невозможно без государственных рамок. Местное самоуправление не может существовать вне взаимодействия с органами государственной власти. Причем последние обеспечивают защиту автономии местного самоуправления от государственной власти, определяют полномочия местного самоуправления, делегируют ему часть своих функций.

        Роль местного самоуправления в общественных отношениях имеет особый характер. Подлинное гражданское общество подразумевает свободное развитие разнообразных гражданских институтов, включая местное самоуправление. Значение местного самоуправления в системе гражданского общества объясняется ролью, которую оно выполняет в рамках демократического общества, реализуя связующую функцию общества и государства.

        В основе функционирования местного самоуправления в рамках гражданского общества находятся следующие принципы:

        • во-первых, основу самоуправления составляет добровольное участие, получающее поддержку со стороны органов государственного управления, защищенное от навязанных высшими уровнями власти методов и форм функционирования;
        • во-вторых, фундамент местного самоуправления обеспечивается признанием населением муниципального образования осуществляемой муниципальной политики при соблюдении условия ее прозрачности для жителей;
        • в-третьих, деятельность местного самоуправления должна носить разнообразный, разнородный и поливариантный характер;
        • в-четвертых, самоуправление не является статичной социальной минисистемой;
        • в-пятых, самоуправление не должно проникать во все сферы жизнедеятельности муниципального образования, ограничиваясь лишь теми полномочиями, для которых имеются законные основания, инициативы, ресурсы.

        В качестве перспектив развития местного самоуправления рассматривается не наличие государственного административного импульса в виде приказов и директив, а процесс готовности гражданского общества к разработке форм и методов реализации местного самоуправления. Признание местного самоуправления в качестве института гражданского общества формирует основу для вовлеченности населения в процесс управления муниципальным образованием и ее углубление.

        Задача гражданского общества в развитии местного самоуправления состоит в защите и реализации того пространства, в рамках которого осуществляется это самоуправление.

        Выделяют два вида принципов местного самоуправления:

        Принципы общиеначала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и т. д.;

        Принципы специальные – начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:

        – принцип самостоятельности;

        – принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;

        – принцип социальной направленности деятельности местного самоуправления;

        – принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

        – принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.

        Рассмотрим наиболее важный принцип местного самоуправления – принцип самостоятельности в организации и осуществлении местного самоуправления.

        Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12)

        Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ст.14, п.6).

        В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (Конституция РФ, ст.12, 130). Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, в которой предусматривается, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».

        В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности.

        Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.

        Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросами местного значения.

        Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.6) к вопросам местного значения относит: принятие нормативных актов по вопросам местного значения; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное; благоустройство территории муниципального образования, социально-экономическое развитие территории и т. п.

        Новый федеральный закон 2003 г. отдельно закрепляет перечень вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований (ст. 14, 15, 16). Особенностью нового закона является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, то есть вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Важным является также то, что различные муниципальные образования имеют различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

        4.Формы прямого волеизъявления граждан:

        виды, общая характеристика, правовое закрепление

        Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

        Формы прямого волеизъявления обязательного характера

        Они позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования. Это местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан, голосование по отзыву.

        Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
        Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
        Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

        Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

        В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

        Определение 1

        Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

        Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:

        • Правовые.
        • Территориальные.
        • Экономические.
        • Финансовые.

        Местное самоуправление в Российской Федерации

        На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

        Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

        Замечание 2

        Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

        Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

        Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

        • Муниципальная собственность.
        • Местные финансы.
        • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

        Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

        Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

        То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

        Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

        А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

        В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

        Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

        При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные — в счет местных) (

        Местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного са­моуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не вхо­дят в систему органов государственной власти. Это пред­полагает организационную обособленность местного са­моуправления, муниципальной власти от государственной власти.

        Выводя различия между муниципальной и государственной властями, следует отметить, что государственная власть и местная (муниципальная) власть образуют две равно­правные разновидности единой публичной власти. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти ре­шают вопросы государственного значения. В сферу компетенции органов местного самоуправ­ления входят вопросы местного значения.

        Вопрос о соотношении и взаимодействии местного самоуправления и государственной власти — один из кар­динальных в теории и практике муниципального строительства и права. Не случайно среди основных задач дальнейшего развития местного самоуправления в Указе Пре­зидента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федера­ции» от 11 июня 1997 г. названа организация эффектив­ного взаимодействия органов государственной власти с орга­нами местного самоуправления.

        Акцент ныне перемещается от централизованного государ­ственного руководства, прямого государственного воздей­ствия на деятельность органов местного самоуправления к децентрализации власти, правовому регулированию, го­сударственной поддержке местного самоуправления. Имен­но такой подход к местному самоуправлению должен стать основным со стороны органов государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях.

        Вместе с тем, государство оказывает существенное влияние на организацию и деятельность местного самоуправления. Это проявляется в следующем:

        статус местного самоуправления определяется государством в Конституции и федеральных законодательных актах;

        государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ);

        государство гарантирует местному самоуправлению право на судебную защиту;

        местные дела решаются органами местного самоуправления самостоятельно, но в соответствие с положениями государственной политики;

        органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;

        Государственная власть и муниципальная власть имеют ряд общих признаков:

        • Автокредит
        • Алименты
        • Взыскание
        • Дарение
        • Депозиты
        • Для бизнеса
        • Зарплатная карта
        • Исковое заявление
        • Квартплата
        • Кредитные карты

        Рассмотрение местного самоуправления в качестве формы народовластия невозможно без понимания того, что местное самоуправление является правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

        В то же время местное самоуправление как форма народовластия более точно и полно характеризует местное самоуправление на современном этапе развития этого института во всем мире.

        Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

        Таким образом, местное самоуправление можно рассматривать как одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

        Напомним, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. дает следующее легальное определение местного самоуправления именно как формы народовластия: местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

        На основании этого определения представляется возможным выделить основные сущностные черты, которые должны быть присущи российской модели местного самоуправления, по мысли отечественного законодателя.

        Местное самоуправление: понятие, сущность, особенности

        Суть 131 ФЗ об общих принципах местного самоуправления состоит в том, что органы власти на местах должны стать одним из обязательных условий для защиты прав рядовых россиян, предоставленных им Конституцией. При этом их структура предусматривает три вида территориальных местных или, как их часто называют муниципальных, образований (МО).

        Организация местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года, предполагает многоуровневую систему муниципальной власти, состоящую из:

        • представительного органа. Его глава в обязательном порядке избирается напрямую населением МО;
        • местной администрации, которая может состоять как из выборных работников, так и сотрудников по контракту;
        • контрольно-счетного органа, наличие которого выступает обязательным условием работы МСУ;
        • других подразделений, создание которых предполагается внутренним документами МО.

        №131-ФЗ о самоуправлении определяет ключевые параметры работы местной власти, их полномочия, источники финансирования, принципы взаимодействия друг с другом, а также устанавливается гарантии государства по обеспечению их деятельности. Кроме того, Федеральным законом 131-ФЗ устанавливаются возможные способы, при помощи которых граждане имеют право выражать свою волю, начиная с выборов и референдумов и заканчивая сходами, собраниями и публичными слушаниями.

        Важной и весьма характерной особенностью, которой обладает №131-ФЗ об общих принципах организации МСУ, выступает постоянное внесение в его текст корректировок и изменений. Последние из них на данный момент были внесены №83-ФЗ, принятым 18.04.2018 г.

        Первая глава 131-ФЗ о принципах МСУ включает 9 статей. Она содержит общие положения Закона и устанавливает понятие и термины, которые используются далее по тексту.

        Статья 1 первой главы 131-ФЗ традиционно является одной из самых коротких, так как содержит ссылки на Конституцию России, гарантирующую гражданам страны право на местное самоуправление в РФ.

        В п.2 ст.1 дается определение понятия местного самоуправления в Российской Федерации, которое представляет собой форму реализации права народа на власть в пределах, установленных Конституцией.

        В статье 2 даются определения наиболее важных терминов, которые содержит Закон 131-ФЗ, в частности:

        • понятие основных муниципальных образований, включая сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородскую территорию федерального значения;
        • определение должностных лиц МСУ, которые делятся на выборные и подписавшие трудовой контракт;
        • пояснения, касающиеся наиболее важных для нормативного документа понятий, например, правил благоустройства муниципальных территорий, правовых актов муниципального уровня, а также классификации вопросов, решаемых МСУ.

        Статья 3 первой главы 131-ФЗ содержит констатацию наличия прав россиян на деятельность структур местного самоуправления, которые гарантированы Конституцией страны. Следующая статья ФЗ 131 включает правовые основы, которыми руководствуется местное самоуправление и государственная власть в рассматриваемых вопросах. Речь в данном случае, конечно же, снова идет о Конституции и данном Федеральном законе.

        Ст. ФЗ 131 под номерами 5 и 6 состоят из описания полномочий, соответственно, федеральной и региональной госвласти в сфере МСУ. Вполне естественным является то, что приоритет в этом случае отдается Конституции и нормативным актам федерального уровня, одним из которых выступает Закон 131 ФЗ о местном самоуправлении.

        Статья 7 131-ФЗ устанавливает понятие муниципального правового акта, который представляет собой нормативный документ, принятый местным самоуправлением муниципальных образований и обязательный для исполнения на этом уровне. Статья 8 131-ФЗ предоставляет возможность создавать совет МО на региональном уровне и общероссийское объединение МО. Кроме того, предусматриваются полномочия местного самоуправления, позволяющие ему создавать межмуниципальные организации, целью которых выступает объединение имеющихся у отдельных МО материальных, финансовых и людских ресурсов. В ст. 9 Закона 131-ФЗ МСУ разрешается вводить официальные символы МО.

        Одна из самых коротких глав, которые включает в себя Федеральный закон 131-ФЗ об общих принципах МСУ. Она содержит три статьи – с 19 по 21. В первой из них констатируется, что права органов местного самоуправления, устанавливаемые рассматриваемым правовым актом или другими документами федерального и регионального уровня, относятся к отдельным государственным полномочиям.

        При этом в законе 131-ФЗ обязательно указывается не только название органа МСУ, которому делегируются полномочия, но и срок их предоставления, точный перечень, а также источники финансирования, необходимого для исполнения. Кроме того, должны быть прописаны способы контроля со стороны федеральных или государственных органов власти и условиях прекращения подобного взаимодействия.

        Статья 131-ФЗ под номером 20 описывает процедуру осуществления органами МСУ государственных полномочий, которые были им делегированы нормативным документов федерального или регионального уровня. В следующей статье, под номером 21, устанавливается необходимость и порядок ведения государственного контроля над исполнением государственных полномочий, делегированных на уровень МО.

        Важным параметром, в значительной степени определяющим, насколько эффективно работает система местного самоуправления, выступают формы его осуществления. Именно их подробному описанию отведена глава 5 рассматриваемого Федерального закона 131-ФЗ. При этом каждой в нормативном акте разновидности отводится отдельная статья.

        №131-ФЗ предусматривает следующие формы местного самоуправления, которые могут применяться в практической деятельности;

        • местный референдум (ст. 22). Используется для решения вопросов, отнесенных федеральным законодательством к местным. К числу характерных особенностей относятся: осуществление на всей территории МО, обязательное условие в виде сбора подписей (максимальное значение для принятия решения о проведении – не более 5% от общего количества граждан), извещение населения, как минимум, за месяц до мероприятия. Принятое на референдуме решение подлежит безусловному исполнению органами МСУ;
        • муниципальные выборы (ст. 23). Целью осуществления выступает избрание членов в выборные субъекты местного самоуправления. Главные условия проведения – тайное и всеобщее голосование;
        • голосование по отзыву выборных представителей или изменению границ МО (ст. 24). Несмотря на достаточно большой объем текста, является слабо проработанным вопросом, поэтому в статью постоянно вносятся корректировки. Целью этой формы осуществления МСУ выступает возможность отзыва ранее избранного депутата или члена муниципальных органов, а также изменение границ территориального образования;
        • сход граждан (ст. 25 и 25.1.)Статья определяет права местного самоуправления, которыми обладает сход граждан как представительный орган МО. Этот вариант МСУ справедливо считается традиционным, однако, в современных условиях применяется на практике достаточно редко;
        • правотворческая инициатива (ст. 26). Решения местного самоуправления, принятые в виде правотворческой инициативы, носят исключительно рекомендательный характер. Важно отличать эту форму МСУ от обращений граждан, например, петиций;
        • территориальное общественное МСУ (ст. 27) и его разновидность — староста (ст. 27.1), существующая для сельского поселения. Форма самоорганизации граждан, объединенных по территориальному принципу. Создается в рамках муниципального образования или отдельных его частей. Может быть выражено в виде собраний или назначении старосты, что предусмотрено положениями ФЗ-131 про сельские поселения;
        • публичные слушания и общественные обсуждения (ст.28). Одно из важных нововведений, отличающих №131-ФЗ от действовавшего ранее №154-ФЗ. Публичные слушания представляют собой обсуждения различных проектов развития МО или принимаемых их органами управления правовых документов. Инициатива проведения исходит от глав МО, однако, некоторые проекты и акты местного самоуправления выносятся на публичные слушания в обязательном порядке;
        • собрание граждан (ст. 29). Эта статья в свете последних нововведений в отечественном законодательстве вызывает различные толкования и множество вопросов. Это несколько удивительно, так как формулировки, изложенные в №131-ФЗ, трудно назвать неоднозначными. Они четко устанавливают право граждан на проведение собраний, что является продолжением положений Конституции;
        • конференция граждан или собрание делегатов (ст.30). Редко применяемая форма МСУ, фактически являющаяся альтернативой более простому и понятному собранию;
        • опрос граждан (ст. 31). Главной целью проведения опроса выступает получение мнения граждан, проживающих на территории МО, по вопросам, отнесенным к ведению местных органов власти. Результаты мероприятия носят характер рекомендации;
        • обращение граждан в органы МСУ (ст. 32). Делятся на письменные, которые на практике используются намного чаще, и устные, а также на коллективные и индивидуальные;
        • другие формы (ст.33). №131-ФЗ разрешает участие граждан в любых других формах МСУ, если они не противоречат действующему в России законодательству.

        Следующая глава, включенная в Закон о местном самоуправлении 131-ФЗ, устанавливает виды управляющих органов и состоящие в них должностные лица. В ст. 34 содержится общее описание принципов, на основании которых осуществляется организация органов местного самоуправления в Российской Федерации. В статьях с 35 по 39 131-ФЗ подробно разъясняются полномочия и функциональные обязанности каждого из них, включая:

        • представительный орган МО (ст. 35 131-ФЗ) и входящие в его состав фракции (ст. 35.1 131-ФЗ). Начинает деятельность в том случае, если избрано, как минимум, 66,6% от полного состава депутатского корпуса. Деятельность органа МО регламентируется уставом образования, федеральным и региональным законодательством. Первое заседание проводится не позднее месяца с даты избрания. В роли представительного органа МСУ выступает сход, если количество избирателей, проживающих на территории МО, не превышает 100 человек. При численности в пределах 100-300 человек форма представительного органа выбирается самими гражданами. Также в ст. 35 приводится минимальная численности представительного органа МСУ, которая зависит от количества жителей МО. Например, при населении свыше 0,5 млн. человек, минимальное количество членов представительного органа составляет 35 человек. В ведении избранного жителями МО представительного органа находятся все вопросы местного значения, описанные в предыдущих главах ФЗ 131;
        • глава МО (ст. 36 131-ФЗ). Высшая должность, которую предусматривает Закон об организации местного самоуправления 131 ФЗ. Перечень полномочий, а также права и обязанности главы определяются уставом МО. Рассматриваемый документ допускает два варианта выборов главы – прямым волеизъявлением населения муниципальной территории или голосованием выбранных членов представительного органа МСУ из своего состава. Важным моментом ФЗ-131 выступает невозможность совмещения постов главы МО и председателя представительного органа МСУ. Право избираться главой МО имеет любой гражданин России, соответствующий требованиям №67-ФЗ. Устав муниципального образования может включать некоторые виды ограничений на право пребывания на посту главы МО, в частности, на количество сроков занимания должности подряд или всего;
        • местная администрация (ст. 37 131-ФЗ). Представляет собой исполнительный и распорядительный орган МО в противовес представительному. Руководство администрацией осуществляет ее глава, которым может быть либо глава МО, либо гражданин, исполняющий должностные обязанности по контракту. В последние годы в большинстве крупных городов страны преобладает именно второй вариант. Срок работы главы администрации совпадает с продолжительностью деятельности представительного органа МСУ, который и устанавливает условия заключаемого контракта. Права и обязанности главы должностного лица, назначенного или выбранного главой местной администрации, устанавливаются уставом МО и положения подписанного им контракта. Фактически подобная должность называется сегодня сити-менеджер;
        • контрольно-счетный орган МО (ст. 38 131-ФЗ). Главной функцией этого органа МСУ выступает осуществление контроля над деятельностью представителей местного самоуправления и правильностью исполнения бюджета МО. Деятельность подобных органов регламентируется №6-ФЗ, введенном в действие 07.02.2011 г.;
        • избирательная комиссия МО (ст.39 131-ФЗ). Обособленный орган МО, который в соответствии с положениями данной статьи не входит в состав органов МСУ. Такой подход позволяет сохранить самостоятельность и независимость, которые необходимы для исполнения возложенных на избирательную комиссию функций. Они заключаются в организации, подготовке и последующем проведении любых выборных процедур, референдумов, опросов и других подобных мероприятий на территории МО.

        Отдельно рассматривается юридический статус выбранного представителя МСУ (ст. 40 131-ФЗ), а также органы МСУ как юридические лица (ст. 41 131-ФЗ). По первому вопросу стоит выделить следующий важным момент: депутатский срок не может быть меньше 2-х и превышать 5 лет. При этом в большинстве случаев статус члена представительного органа МСУ не предусматривает освобождения от основной деятельности человека.

        Статья 41 131-ФЗ устанавливает правовой статус местной администрации и представительного органа МО в виде обычного юридического лица, поэтому должны пройти соответствующую процедуру регистрации. При этом они относятся к муниципальным казенным учреждениям, целью создания и работы которых выступает выполнение функций местного самоуправления.

        Разъяснению того, что представляет собой с правовой точки зрения муниципальная служба, отводится ст. 42. Основным моментов, который при этом необходимо выделить, является тот факт, что правовое регулирование вопросов, связанных с пребыванием на службе в органах МСУ, отводится двум Федеральным законам — №77-ФЗ, который датируется 10.06.2008 г., и №281-ФЗ, вступившем в силу 25.12.2008 г.

        Местное самоуправление: понятие и признаки

        Еще одним ключевым отличием рассматриваемого №131-ФЗ от его предшественника выступает детальная проработка экономической базы деятельности органов МСУ. В принятом в 1995 году и действовавшем ранее №154-ФЗ экономические вопросы практически не затрагивались, так как предполагалось, что они будут регламентированы другими федеральными законодательными актами.

        Актуальный на сегодня Закон об организации местного самоуправления №131-ФЗ в ст. 49 предельно широко трактует понятие экономической основы МСУ, включая в него не только муниципальную собственность, но и имущество(ст. 50 131-ФЗ), принадлежащее МО, финансовые ресурсы бюджета (ст. 52, 53 и 55 131-ФЗ), заработанные или полученные в виде муниципальных налогов и сборов, а также различные имущественные права МО (ст. 51 131-ФЗ). Каждому из перечисленных понятий дается подробное описание в соответствующей статье или даже нескольких.

        В отдельные статьи 131-ФЗ выделены правила и порядок осуществления закупок, товары и услуги от которых направляются на удовлетворение различных муниципальных потребностей (ст. 54 131-ФЗ), а также допустимый механизм муниципальных заимствований (ст.64 131-ФЗ).

        Также несколько статей посвящены таким важным вопросам, как выделение и правила расходования субсидий и трансфертов, направляемых с различными целями из региональных бюджетов (ст. 63 131-ФЗ) и межбюджетных фондов (ст. 65 131-ФЗ). Большое внимание уделено принципам выравнивания уровня бюджетной обеспеченности различных видов муниципальных образований.

        Важность главы 8 131-ФЗ подчеркивается еще и тем, что она достаточно часто редактировалась, что объясняется стремлением законодателей максимально приблизить нормативный акт к реальной практике. В результате, некоторые статьи, например, ст.57-59 и 62 131-ФЗ, попросту утратили силу и исключены из актуальной редакции документа.

        Глава 9 131-ФЗ, в отличие от предыдущей, является короткой по объему содержимого и включает всего четыре статьи. В каждой из них определяются правила создания и функционирования различных органов межмуниципального сотрудничества, к которым относятся:

        • советы МО регионов РФ (ст. 66 131-ФЗ). Создаются на территории каждого субъекта РФ. Их деятельность регламентируется №7-ФЗ, вступившим в силу 12.01.1996 года, который устанавливает правила работы для НКО в виде ассоциаций;
        • общероссийское объединение МО (ст. 67 131-ФЗ). Орган межмуниципального сотрудничества, который может быть создан региональными советами МО. Для получения полноправного статуса требуется вхождение в число членов, как минимум, двух третей советов, созданных субъектами РФ;
        • межмуниципальные организации (ст.68 131-ФЗ). Создаются представительными органами МО для координации деятельности и осуществления совместных проектов. Одним из них может быть издание печатного СМИ;
        • НКО МО (ст.69 131-ФЗ). Право создания различных видов НКО предоставляется представительным органам МО и их объединениям. При этом деятельность подобных некоммерческих организаций регламентируется действующим в отношении них федеральным законодательством.

        Одним из важнейших конституционных положений в России является то, что источником власти в стране является народ. В общих чертах это означает, что на большинство должностей в ее структурах являются выборными.

        Соответственно, граждане, имеющие избирательное право, могут определять своих представителей в структурах власти. В свою очередь, выборные должностные лица вправе определять кандидатуры на должности в учреждениях власти, которые в соответствии с законом выборными не являются.

        Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:

        • Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
        • Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
        • Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
        • Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.

        Внимание! Законом допускаются не только личные обращения, но и коллективные. Под последними следует понимать те из них, где количество обращающихся равняется двум или более.

        В ведении структур локального самоуправления находится широкий спектр вопросов, имеющих местное значение. Граждане вправе обращаться в соответствующие ведомства по любому интересующему их поводу путем направления жалоб, предложений, заявлений и проч.

        В соответствии с законом обращения рассматриваются в течение 30 дней, после чего ответственные лица органов местного самоуправления должны предоставить ответ по существу. В отдельных случаях срок рассмотрения может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону.

        Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

        • Интервью
        • Лекция 1. Государство как субъект принятия решений
        • Лекция 2. Уровни принятия государственных решений
        • Лекция 3. Управление политическими процессами

        ВВЕДЕНИЕ 3

        Общая характеристика местного самоуправления 5

        1.1. Сущность и понятие местного самоуправления 5

        1.2. Современные проблемы реализации функций местного самоуправления 11

        Формы осуществления местного самоуправления в России 18

        2.1.Структура органов местного самоуправления в РФ 18

        2.2.Современное состояние местного самоуправления в РФ 23

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

        ПРИЛОЖЕНИЕ 31

        Система местного самоуправления представляет собой один из важнейших фундаментальных институтов современного демократического государства, являющегося одновременно формой самоорганизации граждан, и уровнем публичной власти. Природа муниципальной власти исследуется и по-разному трактуется учеными уже не одно столетие. Построение эффективной модели организации местного самоуправления в Российской Федерации является одним из базисных условий укрепления российской государственности, фактором демократизации социальных и государственных институтов, средством формирования устойчивой связи между гражданами и низовым звеном публичной власти. Связи с этим проблематика изучения понятие и сущности местного самоуправления является актуальной.

        Цель нашего исследования заключается в комплексном анализе понятие и сущности местного самоуправления через призму современных взглядов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

        • исследовать сущность, особенности и понятие местного самоуправления;
        • изучить современные проблемы реализации функций местного самоуправления;
        • анализировать структуру органов местного самоуправления в РФ;
        • охарактеризовать современное состояние местного самоуправления в РФ.

        Объект исследования – изучение понятие и сущности местного самоуправления.

        Предметом исследования выступают особенности местного самоуправления в свете новых реалий РФ.

        Степень научной разработанности темы. Проблематика местного самоуправления изначально находилась в свете интересов, как государственных деятелей, так и в свете интересов специалистов широкого профиля. Среди наиболее выдающихся отечественных специалистов можно особо выделить — А.Б.Моттаева[1], А.И.Гомола[2], Е.С.Шугрина[3], О.Е.Кутафин[4] и др.

        Теоретической базой исследования. В ходе написания курсовой работы широко применялись законодательные акты, труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы периодических изданий и материалы интернет ресурсов.

        Методологическая база исследования опирается на такие общенаучные методы как обобщение, описания, анализ, синтез, классификация и сравнительного анализа.

        Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых содержит по 2 параграфа), заключения списка использованных источников и приложения.

        Местное самоуправление как общественный институт имеет давнюю традицию и в европейской и в отечественной политической культуре. Сегодня местное самоуправление рассматривается как основа конституционного строя государства, форма народовластия и атрибут современной демократии. Все это обуславливает интерес как научной, так и широкой общественности к данному социальному феномену. Для раскрытия сущности местного самоуправления необходимо определиться с понятием «самоуправление».

        Под самоуправлением в научной литературе понимают самоорганизацию, саморегуляцию, автономное функционирование любой, в том числе и социальной, системы[1]. В то же время самоуправление следует рассматривать как особую форму социального управления, как коллективную общественную деятельность, как способ осуществления народовластия. В этой связи важнейшей задачей является выделение признаков, или критериев, самоуправления. Несомненно, что эти признаки должны выделять существенные черты данного социального института.

        Для решения этой задачи необходимо построить теоретическую модель, включающую в себя такие признаки, которые в своей совокупности охватывали бы в обобщенном виде все частные случаи проявления этого социального феномена. Среди набора признаков, выделяемых исследователем, определяющим будет такой фактор, который выявляет основное противоречие развития анализируемого социального института.

        Также необходимо установление ряда признаков, которые конкретизируют и уточняют ведущий критерий. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие критерии самоуправления:

        1. власть принадлежит всему местному сообществу;
        2. совпадение субъекта и объекта управления;
        3. прямая демократия как способ осуществления власти;
        4. самодеятельность, т.е. самостоятельная деятельность членов сообщества по формированию и регулированию общественных отношений в основных сферах жизнедеятельности общества.

        Таким образом, применительно к обществу под самоуправлением будем понимать такой тип управления, при котором носители власти — самые широкие слои населения — не делегируют свои полномочия по управлению общественными делами отдельным субъектам, наделенным властными полномочиями. Иначе говоря, о самоуправлении имеет смысл говорить лишь тогда, когда речь идет о непосредственном волеизъявлении народа и непосредственном управлении им общественными процессами. В этом смысле общественное самоуправление осуществимо в сравнительно небольших общинах, где возможна так называемая «полисная демократия».

        Другой проблемой, требующей своего решения, является вопрос о природе местного самоуправления. По этому поводу существуют различные точки зрения. Теория свободной общины или естественных прав общины выводит право общины заведовать своими делами из теории естественного права[2]. Это означает, что права местных сообществ приоритетны перед государством и органы местного самоуправления являются органами общин, а не государства. Поэтому государство не вправе вмешиваться в дела общин, которые имеют собственную компетенцию.

        Хозяйственная теория самоуправления также противопоставляет государство и общину, но основной функцией органов самоуправления является чисто хозяйственная деятельность. Наиболее распространенной является государственная теория самоуправления, рассматривающая общинное управление как разновидность государственного.

        Один из представителей этого течения Г. Еллинек отмечал, что «самоуправление — это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое в противоположность государственно- бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц»[3].

        В отечественной общественно — политической мысли эта точка зрения имела сторонников. Так Н. Лазаревский писал: «Местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением»[4].

        Известный ученый 20-х годов XX века Л.А. Велихов считал, что местное самоуправление следовало бы определить, как государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения[5]. Эта марксистская концепция роли и места самоуправления в общественной жизни практически просуществовала до последних дней советской власти.

        Некоторые формы самоуправления, характерные для дореволюционной России, в Советском Союзе либо были уничтожены, либо имели декларативный характер. Даже принятие в 1990 году закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»[6] не могло изменить ситуацию с местным самоуправлением, поскольку местные органы власти продолжали оставаться элементом государственно-бюрократической машины.

        В современной западной социологической литературе также неоднозначно трактуется сущность местного самоуправления. Большинство ученых под ним понимают децентрализованную форму государственного управления на местах. Однако, есть и другая точка зрения, согласно которой коммуна и государство равноправны и их существование не зависит друг от друга.

        [1]Моттаева А.Б. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью на современном этапе. М.: МГСУ, 2015.

        [2] Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Академия, 2015.

        [3] Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Норма, 2016.

        [4] Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: моногр. М.: ЮРИСТЪ, 2015.

        Особенности правового регулирования местного самоуправления

        Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

        Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

        Глава местного самоуправления города осуществляет полномочия городского Совета в случае досрочного прекращения деятельности Совета до первого заседания вновь избранного городского Совета.

        Глава местного самоуправления города имеет право отлагательного вето на решения городского Совета в течение 15 дней с момента принятия решения. Вето может быть преодолено 2/3 голосов избранного состава депутатов городского Совета.

        Глава района согласно Уставу обладает широкими полномочиями по отношению к районному Совету депутатов.

        В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

        • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
        • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
        • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
        • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
        • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

        См. также: муниципалитет

        Местное самоуправление, Местный орган власти — организация (орган) деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории[1], того или иного государства (края, страны, региона), федерации или конфедерации.

        Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения[2]. Территориально местное самоуправление осуществляется в основном через муниципалитеты. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель[3].

        Местное самоуправление, если говорить о российской системе власти, — это механизм выстраивания административно-политического управления в муниципалитетах — городах, округах, а также районах. Население соответствующих населенных пунктов и территорий самостоятельно избирает органы власти — законодательно-представительные (например, в виде городских или районных советов) и исполнительные (которыми чаще всего являются администрации, имеющие своих глав).

        Главное отличие местного самоуправления от государственного — в масштабах решаемых задач. В первом случае власти занимаются проблемами, характерными для конкретного муниципалитета. Органы государственной власти, в свою очередь, решают задачи общенационального уровня — с учетом интересов конкретных регионов.

        Можно отметить, что оба вида административно-политического управления, учрежденных в России, довольно близки между собой по форме. Нередко муниципальные органы власти отождествляются населением города или района с государственными. Но следует понимать, что по Конституции РФ первые — независимы от вторых.

        Определив то, в чем разница между местным самоуправлением и государственным управлением, зафиксируем соответствующие ей критерии в таблице.

        Местное самоуправление Государственное управление
        Решает задачи на уровне муниципалитета — города, округа, района Решает задачи на уровне страны в целом — с учетом интересов отдельных регионов
        Отделено от государственного Представлено двумя уровнями — региональным и федеральным
        Органы власти избираются населением муниципалитета Органы власти избираются населением субъекта РФ (на региональном уровне государственного управления) либо всеми жителями страны (на федеральном уровне)


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.