Аспекты приемлемого риска технические экономические политические. Приемлемый риск

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аспекты приемлемого риска технические экономические политические. Приемлемый риск». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Понятие приемлемого (допустимого) риска

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА

А.П. Бызов, кандидат технических наук, доцент; С.В. Ефремов, кандидат технических наук, доцент; Д.В. Лукина.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. М.Т. Пелех, кандидат технических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Проведен анализ концепций приемлемого и допустимого рисков. Показано принципиальное различие, заключающееся в подходе к их определению с точки зрения централизации и децентрализации механизмов установления уровней допустимого или приемлемого риска. Однако объективной характеристикой применения одной из двух концепций является статистика негативных происшествий, которая лежит в основе обеспечения безопасности.

Ключевые слова: риск аварий, безопасность, допустимый риск, приемлемый риск, анализ риска

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF ACCEPTABLE RISK

A.P. Byzov; S.V. Efremov; D.V. Lukina.

Peter the Great Saint-Petersburg polytechnic university.

М.Т. Pelekh. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The concepts of acceptable and permissible risks were analysed. The principal difference is shown, which consists in the approach to their definition from the point of view of centralization and decentralization of the mechanisms for determining the levels of acceptable or permissible risk. However, an objective characteristic of the application of one of the two concepts is the statistics of negative incidents, which is the basis for ensuring security.

Keywords: accident risk, safety, acceptable risk, risk analysis

Объективность окружающего мира с учетом исторического аспекта развития промышленности показывает, что все сферы человеческой деятельности, которые сопряжены с использованием энергии в различных формах (энергия процессов, энергия вещества), создают условия существования потенциальной опасности реализации негативных событий. При этом в большей степени к потенциально опасным объектам применим подход «раз в год и палка стреляет», нежели «если на стене висит ружье, то оно обязательно выстрелит». Риск не всегда был неотъемлемой составляющей процесса обеспечения безопасности. Становление системы обеспечения безопасности происходило начиная с полного пренебрежения правилами и нормами безопасности, в угоду экономическим интересам, последующим принятием сохранения человеческой жизни как важнейшей основы обеспечения безопасности в рамках концепции абсолютной безопасности и окончательным закреплением концепции приемлемого (допустимого) риска, в рамках которой предполагается наличие опасности, возможность реализации негативных событий и невозможность абсолютной безопасности [1].

При этом граница между указанными этапами является размытой. Очевидно, что даже в условиях концепции абсолютной безопасности риск присутствовал как объективная неотъемлемая составляющая функционирования потенциально опасных объектов. Во все

времена был объективный показатель опасности тех или иных процессов — статистика негативных событий: гибели, травмирования, аварий, чрезвычайных ситуаций и т.д. И именно существование статистики говорит об объективной невозможности обеспечения абсолютной безопасности. Однако в большинстве произошедших аварий удалось установить причину их возникновения, которая заключалась в нарушении тех или иных норм безопасности. Либо авария явилась источником возникновения норм безопасности («Написано кровью»). Следовательно, при неукоснительном соблюдении всех норм и правил в области безопасности аварии происходить не должны. И для этого нет острой необходимости тратить огромные средства на обеспечение безопасности в целях установления абсолютной безопасности.

Таким образом, в основе любой системы обеспечения безопасности лежит статистика произошедших негативных событий на аналогичных объектах. И даже в условиях постулирования концепции абсолютной безопасности риск негативных событий объективно присутствует, а значит, и приемлемый уровень риска также присутствует. Возможно не в форме каких-либо цифр, а в форме качественных оценок лица, принимающего решения, на уровне «много травм» — «мало травм».

Социально-экономические аспекты обеспечения безопасности

Проведем анализ процесса эволюционирования отношения различных субъектов взаимоотношений в сфере обеспечения безопасности к риску.

РД 03-418-01 давал следующее определение понятия приемлемого риска. Приемлемый (допустимый) риск аварии — риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск [2].

Основные преимущества риск-менеджмента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущество

Характеристика

Снижение фактора неопределенности при осуществлении предпринимательской деятельности

Контроль над негативными событиями сопровождается конкретными действиями по уменьшению вероятности их возникновения и сокращению их влияния. Даже при наступлении непреодолимых событий организация может достичь необходимой степени устойчивости благодаря адекватному планированию и подготовленности

Использование перспективных возможностей улучшения

В процессе риск-менеджмента оценивается вероятность наступления благоприятных последствий в рисковой ситуации. Поиск перспектив становится эффективнее, если персонал осознает риски и обладает необходимыми навыками для управления ими

Улучшенное планирование и повышение эффективности деятельности

Наличие объективных данных об организации, ее целевых показателях, операциях и перспективах позволяет осуществлять более взвешенное и эффективное планирование. Это в свою очередь повышает способность организации использовать благоприятные перспективы, сокращать негативные последствия и добиваться улучшения деятельности

Экономия ресурсов

Особое внимание уделяется вопросам экономической целесообразности проведения тех или иных бизнес-операций. Учет объема существующих ресурсов, повышение ликвидности активов позволяет не только избегать дорогостоящих ошибок, но и добиваться повышения прибыли от производственной деятельности

Улучшение взаимоотношений с заинтересованными сторонами

Процесс управления рисками заставляет сотрудников компании выявлять ее заинтересованные внутренние и внешние стороны и вырабатывать двусторонний диалог между ними и руководством. Такой коммуникационный канал обеспечивает компанию сведениями о том, как заинтересованные стороны будут реагировать на изменения в ее деятельности

Повышение качества информации для принятия решений

Процесс риск-менеджмента повышает точность информации и анализа, необходимых для принятия стратегических решений на различных уровнях управления

Рост деловой репутации

Инвесторы, кредиторы, страховые компании, поставщики и клиенты охотнее работают с организациями, которые зарекомендовали себя как надежные партнеры на рынке, управляющие своими финансовыми и производственными рисками

Поддержка со стороны учредителей

Качественное управление рисками обеспечивает авторитет руководства в глазах учредителей компании за счет наличия подробной базы данных потенциальных рисков и демонстрации наличия контролируемых условий функционирования предприятия.

Контроль производственного процесса и хода реализации инвестиционных проектов

В процессе риск-менеджмента особое внимание уделяется вопросам, связанным с мониторингом и измерением параметров бизнес-процессов, что обеспечивает четкий контроль реализации инвестиционных программ

Целью стандарта AS/NZS 4360:2004 «Риск-менеджмент» является определение общих требований для выявления условий возникновения, идентификации, анализа, оценки, обслуживания, мониторинга рисков и обмена информацией о рисках.

AS/NZS 4360:2004 может быть применен к различным видам деятельности, решениям или действиям любого государственного, частного или общественного предприятия, а также к действиям частных лиц. Стандарт определяет основные требования к процессу управления рисками и, как следствие, не связан конкретно с определенной отраслью промышленности или экономики. Форма и способ применения управления рисками будут зависеть от меняющихся потребностей предприятия, его конкретных целей, продукции и услуг, а также внутренних процессов и специфики деятельности. Требования AS/NZS 4360:2004 должны применяться на всех стадиях деятельности, функции, проекта, на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Разработку данного нормативного документа осуществлял Объединенный технический комитет OB-007 «Риск-менеджмент», составленный из представителей «Стандартов Австралии» и «Комитета по Стандартам Новой Зеландии». В составе комитета представлены двадцать четыре ведущие (в области управления рисками) организации Австралии и Новой Зеландии, в том числе:

Австралийско-новозеландский институт страхования и финансов;
Министерство обороны Австралии;
Министерство финансов и администрирования;
Управление чрезвычайных ситуаций Австралии;
Комитет по управлению рисками в сфере окружающей среды, Новая Зеландия;
Институт дипломированных бухгалтеров, Австралия;
Институт профессиональных инженеров, Новая Зеландия;
Региональное правительство, Новая Зеландия;
Управление полезных ископаемых Австралии;
Министерство сельского и лесного хозяйства, Новая Зеландия;
Министерство экономического развития, Новая Зеландия;
Новозеландское общество управления рисками;
Институт безопасности Австралии;
Институт ценных бумаг Австралии.

AS/NZS 4360:2004 является третьей версией стандарта. Две предыдущие были опубликованы в 1995 и 1999 гг. По сравнению с предыдущей версией (1999 г.) в новой редакции стандарта сделан больший акцент на внедрение практических действий по управлению рисками в производственную деятельность предприятий, а также на управление потенциальной выгодой и потенциальными убытками.

Данный стандарт обеспечивает государственные, частные или общественные организации, группы или частных лиц руководством для:

  • создания надежной базы для принятия рисковых решений и планирования;
  • идентификации перспектив и опасностей;
  • получения выгоды от неопределенности предпринимательской среды;
  • построения системы управления, ориентированной на предупреждение потенциальных проблем, а не на коррекцию последствий после их возникновения;
  • эффективного распределения и использования ресурсов;
  • улучшения антикризисного управления и сокращения убытков и издержек на риск, включая взносы за коммерческое страхование;
  • укрепления доверия заинтересованных сторон; соответствия нормам действующего законодательства; совершенствования корпоративного управления.

Риск. Концепция приемлемого риска. Виды риска

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и с деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственноторгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от предприятия.

Политические риски /3/:

    – Невозможность осуществления предпринимательской деятельности вследствие военных действий, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.д.

    – Введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (война и т.д.);

    – Запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательства перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу приложения.

Главным вопросом теории и практики безопасности жизнедеятельности есть вопрос повышения уровня безопасности. Порядок приоритетов при разработке какого-либо проекта нуждается в том, чтобы уже на первых стадиях разработки продукта или системы в соответствующем проекте, насколько это возможно, были включены элементы, которые исключают опасность. К сожалению, это не всегда возможно. Если выявленную опасность нельзя исключить полностью, необходимо снизить вероятность риска к допустимому уровню путем выбора соответствующего решения. Достичь этой цели, как правило, в какой-либо системе или ситуации можно несколькими путями, а именно за счет:

-полного или частичного отказа от работ, операций и систем, которые имеют высокую степень опасности;

-замены опасных операций другими, менее опасными;

-усовершенствования технических систем и объектов;

-разработки и использования специальных средств защиты;

-мероприятий организационно-управленческого характера, в том числе ужесточения контроля за уровнем безопасности, обучения людей вопросам безопасности, стимулирования безопасной работы и поведения.

Для того чтобы отдать приоритет каким-либо мероприятиям и средствам или определенному их комплексу, сравнивают затраты на эти мероприятия, средства и ожидаемый уровень уменьшения вреда в результате их внедрения. Такой подход к уменьшению риска опасности носит название управление риском.

Некоторые опасности, которые имеют относительно низкий уровень риска, считаются недопустимыми, так как их довольно легко контролировать и ликвидировать. Например, молния – вероятность её удара очень мала, но результат ее – смерть. Поэтому проще просто остаться в помещении – вот и все затраты на контроль.

Наоборот, существуют другие опасности, которые считаются допустимыми, хотя имеют большой потенциал риска, из-за невозможности их устранения. В качестве примера, можно привести действия по запуску космического корабля. Но в этом случае такой риск принимается потому, что во-первых, его практически невозможно устранить на данном этапе развития космонавтики, а во-вторых, каждый полет космического корабля открывает новые перспективы для развития многих областей науки, техники, обороны, народного хозяйства.

Итак, стоимость не является единым и главным критерием обеспечения приемлемого риска. Важную роль, как показано выше, играет оценка процесса, связанная с определением и контролем риска.

Для того чтобы четче вообразить себе, как на практике используется методика управления риском, рассмотрим пример, связанный с риском опасности лишь одной технологической операции — операции покрытия мебели несколькими слоями лака в процессе их изготовления. Этот пример показывает не только, как нужно применять методику управления риском, а и то, когда и как используются основы отдельных направлений безопасности жизнедеятельности, а именно охраны труда, защиты окружающей среды и гражданской обороны. Основные опасности современных лакировочных материалов – токсичность, горючесть, способность к взрыву. Уже на стадии проектирования производства, а именно при выборе конкретного вида и марки лака, эти опасные свойства материала следует учитывать наравне с другими его характеристиками – стоимостью, технологичностью, качеством и т. п.

Выбор технологии нанесения лака на мебель также связан с выбором более безопасного варианта, а также соответствующих средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Если владелец предприятия пожелает вообще избежать опасности вредного влияния паров лака на работников в процессе лакирования, то он сможет воспользоваться автоматической линией покраски. Но такое оборудование довольно дорогое, поэтому для небольшого предприятия, которое только начинает промышленную деятельность, установка его практически невозможна, особенно в условиях жесткой конкуренции. Кроме того, следует помнить, что использование автоматической линии не исключает полностью все опасности, а наоборот, может привести к появлению новых опасностей, например, к опасности воздействия электрическим током при наладке и профилактических работах на ней.

Скорее всего, нанесение лака будет осуществлять оператор с помощью пульверизатора в покрасочной камере. Для защиты оператора, прежде всего, необходимо выбрать соответствующее средство защиты органов дыхания. Респиратор – наиболее дешевый из возможных средств, в данном случае не может быть применим, поскольку он не защищает лицо и глаза. Возможность использования фильтрующего противогаза будет определяться характеристиками паров лака, но такой противогаз в данном случае будет малоэффективным, необходим изолирующий противогаз.

Эти законы имеют вероятностный характер, и нулевая вероятность аварии достигается лишь в системах, лишенных запасенной энергии, химически и биологически активных компонентов. На большинстве объектов аварии все равно возможны, их не исключат даже самые дорогостоящие инженерные меры. Ресурсы любого общества ограничены, и, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере. Неоправданные вложения средств в технические системы предотвращения аварий приведут к уменьшению финансирования социальных программ, что в перспективе может сократить среднюю продолжительность жизни человека и снизитьеекачество.

Приемлемый (допустимый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям.

Таким образом, приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Пример определения приемлемого риска представлен на рисунке. При увеличении затрат на повышение безопасности технологий и совершенствование оборудования технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом утверждении – обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска,суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск –это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.

В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте.

Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска. Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использование традиционных показателей.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство надо учитывать при выборе приемлемого риска. Подход к оценке приемлемого риска очень широк. Так график, представленный на рис.2.7. в одинаковой мере приемлем как для государства, так и для конкретного предприятия. Главным остаётся в первом случае выбор приемлемого риска для общества, во втором – для коллектива объектаэкономики.

Традиционный подход к обеспечению безопасности базируется на концепции «абсолютной безопасности». Ее суть сводилась к стремлению сделать технику и техносферу абсолютно безопасной для людей и предполагала внедрение всех мер защиты, которые практически осуществимы. Однако сейчас люди пришли к пониманию, что абсолютная безопасность недостижима или связана с огромными, подчас неоправданными для общества финансовыми затратами. Кроме того, требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, оборачивается трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно, и человек должен быть ориентирован на возможность возникновения опасной ситуации.

Поэтому в промышленно развитых странах начиная с конца 70-х -начала 80-х гг. XX в. в исследованиях, связанных с обеспечением безопасности, начался переход от концепции абсолютной безопасности к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой заключается в снижении опасности до такого низкого уровня, который приемлет общество в данный период времени.

К настоящему моменту сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Приемлемым риском называется такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития общества можно смириться. Это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на показатели безопасности предприятия, отрасли экономики или государства.

Неприемлемый риск — максимальный риск, выше которого необходимо принимать меры по его устранению. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10-3, приемлемый — менее 10-6. При значениях риска от 10-3 до 10-6 принято различать переходную область значений риска.

Опасность — это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения, вероятность возникновения неблагоприятных событий,угрожающих жизни,здоровью,имуществу человека,его правам и интересам.

Таксономия опасностей – перечень всех опасностей.

Опасности по происхождению:

природные, техногенные, экологические, смешанные.

по времени проявления:

импульсные (проявляются мгновенно, напр., гроза, опасность поражения эл. током ),

кумулятивные(накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные,реальные и реализованные.

Потенциальная опасностьпредставляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива — пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна. Оно предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасностьвсегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна исчезает из зоны пребывания человека, она становится по отношению к этому человеку источником потенциальной опасности.

Реализованная опасность— факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Выявление опасностей, существующих на производстве, определение масштабов этих опасностей и их возможных последствий называется оценкойриска.

Опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, называются естественными.

Под идентификацией (лат. indentifico) понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования технических систем и качества жизни. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Методы обнаружения опасностей (анализа рисков) делятся на:

  • инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.
  • экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.
  • социологический метод. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.
  • регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.
  • органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения — внешний визуальный контроль техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.
  • эвристические методыанализа представляют собой особую группу приемов сбора и обработки информации, опирающуюся на профессиональное суждение группы специалистов.
  • модельный
  • инженерный.

Квантификация (лат. quatum — сколько) — количественное выражение, измерение, вводимое для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Опасности характеризуются потенциалом, качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью появления, размерами зоны действия. Потенциал проявляется с количественной стороны, например уровень шума, запыленность воздуха, напряжение электрического тока. Качество отражает его специфические особенности, влияющие на организм человека, например частотный состав шума, дисперсность пыли, род электрического тока. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации.

Традиционная техника безопасности основывается на принципе безусловности: обеспечить безопасность, не допуская никаких аварий. К сожалению, такая концепция неосуществима в современных условиях. Со стороны требование абсолютной безопасности кажется справедливым, но нет никакой гарантии, что не случится трагедии для людей. Сейчас концепция абсолютной безопасности отвергнута и введено новое понятие — концепция приемлемого (допустимого) риска. Суть её заключается в следующемдостижение приемлемой для общества незначительной опасности в данный период времени.

Приемлемый риск — это определённый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения; сочетание технических, экономических, социальных и политических аспектов. Конечно, нужно понимать, что экономические возможности повышения уровня безопасности технических систем не безграничны. Если затрачивать чрезмерно большие средства на повышение безопасности, то непременно пострадает социальная сфера.

На рисунке, представленном ниже, представлен упрощенный пример определения допустимого риска. Здесь можно заметить, что увеличение затрат на повышение безопасности ведет к снижению технического риска и увеличению социального.

3.Заключение 13

Список литературы 14

Введение.

С момента своего появления на Земле Человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, то есть деятельность человека потенциально опасна. Перефразируя аксиому о потенциальной опасности, можно констатировать — жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов.

В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др.

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека. В свою очередь, люди являются составной часть той или иной социальной группы, общества, государства. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасности и защита от них — актуальнейшая гуманная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Обеспечение безопасности деятельности — задача первостепенного приоритета для личности, общества государства. Абсолютной безопасности не бывает. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Как достичь эту цель? Единственный способ состоит в образовании человека. Другого пути просто нет.

Опасности по своей природе потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны) и тотальны (т.е. всеобщи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть тьма людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Для выработки идеологии безопасности, формирования соответствующего мышления и поведения и служит наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область научных знаний, изучающая общие проблемы опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

1.Концепция приемлемого (допустимого) риска.

Риск — количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызванных действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.), отнесенных на определенное количество жителей (работников) за конкретный период времени. Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев, случаев заболевания, случаев насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. «Риск» в настоящее время все чаще используется для оценки воздействия негативных факторов производства. Это связано с тем, что риск как количественную характеристику реализации опасностей можно использовать для оценки состояний условий труда, экономического ущерба, определяемого несчастным случаем и заболеваниями на производстве, формировать систему социальной политики на производстве (обеспечение компенсаций, льгот).

Сущность концепции приемлемого (допустимого) риска состоит в стремлении создать такую малую опасность, которую воспримет общество в данное время, исходя из уровня жизни, социально-политического и экономического положения, развития науки и техники,

Приемлемый риск объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Размер приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм бюджета, который позволяет распределить затраты общества на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддерживать соответствующее соотношение затрат в указанных сферах, поскольку нарушение баланса в пользу одной из них может послужить причиной резкого увеличения риска и его уровень выйдет за пределы приемлемых значений.

С увеличением затрат на обеспечение безопасности технических систем технический риск уменьшается, но возрастает социально-экономический. Тратя чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, в условиях ограниченности средств, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

Суммарный риск имеет минимум при оптимальном соотношении инвестиций в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока что вынуждено мириться.

В первую очередь следует отметить концепцию абсолютной безопасности, или «нулевой риск». Этот подход известен как теория максимальной надежности. В соответствии с ней предполагается, что необходимые материальные расходы на подготовку персонала, средства защиты, а также строгий контроль выполнения установленных правил и норм сможет обеспечить полную безопасность. Существует также детерминистский подход, или концепция нормальных аварий. Эта теория получила свое развитие в 80-е годы прошлого века в некоторых странах. Среди них, в частности, Великобритания, Нидерланды, США. В настоящее время этот подход активно разрабатывается во многих государствах. В рамках данной теории признана невозможность обеспечить абсолютную безопасность. Концепция предполагает рассмотрение риска возникновения крупных катастроф с серьезными последствиями. Третий, комбинированный подход признает неизбежность аварий, однако при этом предполагает их минимизацию на основе глубокого анализа угроз при проектировании систем, а также приоритетного финансирования мер обеспечения безопасности, строгого выполнения законодательных норм, инструкций и правил.

Она основывалась на стремлении к «полной безопасности». Суть теории состояла в реализации мероприятий для устранения любой угрозы, исходящей от техники, внедрение всех практически осуществимых защитных мер. В настоящее же время человечество пришло к пониманию, что полная безопасность недостижима либо будет связана с огромными и зачастую неоправданными расходами. Более того, требования традиционного подхода, несмотря на гуманность целей, оборачиваются для людей настоящей трагедией. Это обуславливается тем, что обеспечение нулевой угрозы в работающих сегодня системах невозможно. Поэтому человек должен предполагать вероятность возникновения опасности.

Приемлемый риск – это предел, устанавливаемый с учетом политических, экономических, социальных и технических аспектов. Он является определенным компромиссом между требуемой степенью безопасности и возможностями ее достижения. Любое общество располагает ограниченными ресурсами. Если вкладывать неоправданно большой объем средств в мероприятия, ориентированные на уменьшение технической угрозы, то финансирование социальной, экономической и прочих сфер будет снижаться. Другими словами, при повышении затрат на безопасность угроза будет уменьшаться. Однако при этом вырастет социально-экономический риск. Кривая совокупной угрозы будет иметь минимум при определенном соотношении между инвестированием в общественную и техническую сферы. Определяя приемлемый риск, это необходимо учитывать.

Степень введения концепции в странах мира сегодня различна. В некоторых государствах она закреплена в законодательстве. К примеру, в Нидерландах она была принята парламентом в 1985 г. и возведена в ранг нормативного акта. Эту страну рассматривают как образец государства, в котором наиболее широко применяются вероятностные подходы в практической деятельности, связанной с обеспечением безопасности граждан при эксплуатации производственных объектов. В иных государствах, например, в Японии, Канаде и пр., масштабы внедрения концепции более ограничены. Однако во всех странах отмечается тенденция к расширению границ ее применения. Что касается России, то приемлемые риски существенно выше показателей, принятых в других государствах как неприемлемые.

Конспект по экологии на тему: «Риска. Концепция виды приемлемого риска»


  • Журнал Успехи современного естествознания. – 2005. – № 8 – С. 39-40
  • Раздел Технические науки
  • Страницы 39–40
  1. Концепция приемлемого риска
  2. Тест 4. Будут ли прогнозируемые финансовые результаты достигнуты с приемлемым уровнем риска?
  3. Развитие представлений о предпринимательской функции: теория риска и неопределенности (Р. Кантильон, И. Тюнен) и теория координации факторов производства (Ж.-Б. Сэй)
  4. 5.3. Аудиторский риск. Виды риска
  5. Риск инвестиций в ценные бумаги. Измерение риска
  6. § 3.4. Индикатор и шкала безопасности/риска: независимость, надежность, относительная безопасность, риск
  7. Максимальная приемлемая цена
  8. Потребности во внешнем финансировании и приемлемый темп прироста
  9. Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними
  10. Часть 2. Исторические надбавки за риск вложений собственного капитала в цене акций и риск компаний

Приемлемый риск — это такой риск, который в данной ситуации (при данных обстоятельствах, при данном уровне развития науки и технологий) допустим при существующих общественных ценностях. Социально приемлемый риск оценивает не только и не столько абсолютные значения риска с учетом многих аспектов жизнедеятельности, сколько существующие тенденции роста или снижения рисков различных консервативных и новых видов деятельности принимаемых обществом. Приемлемый риск уместно определять на различных уровнях — от организации отрасли экономики до государства.

Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты. На практике это всегда компромисс между достигнутым в обществе уровнем безопасности (исходя из показателей смертности, заболеваемости, травматизма, инвалидности) и возможностями его повышения экономическими, технологическими, организационными и другими методами. Экономические возможности повышения безопасности технических и социотехнических систем не безграничны. Так, на производстве, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно ослабить финансирование социальных программ производства (сокращение затрат на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и др.).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис. 2.2. При увеличении затрат на совершенствование оборудования технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу. Это обстоятельство надо учитывать при выборе приемлемого риска. Подход к оценке приемлемого риска очень широк. Так, график, представленный на рис. 2.2, в одинаковой мере приемлем как для государства, так и для конкретной организации. Главным остается в первом случае выбор приемлемого риска для общества, во втором — для коллектива организации.

В настоящее время с учетом международной практики принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах от 10-7 — 10-6 (смертельных случаев чел-1 год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В российском законодательстве в области безопасности эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопасности.

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей, пострадавших от аварий и пожаров, человеку приходится идти на риск. Обоснованность такого риска определяется общественной необходимостью оказания помощи пострадавшим людям, служебной обязанностью, личным желанием спасти от разрушения дорогостоящее оборудование или сооружения предприятия.

В тех случаях, когда потоки масс, энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при авариях или других чрезвычайных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события.

Риск — вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

Риск — это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку, мера опасности, характеризующая вероятность или частоту проявления опасности и последствий ее реализации за определенный промежуток времени.

Риск как количественная характеристика вероятного действия опасностей соотносится с определенным количеством работников (жителей) за конкретный период времени. При этом подразумевается, что возможности опасности формируются конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызываются действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.).

Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.

К стохастическим эффектам относят те, вероятность возникновения которых существует при любом количестве случаев влияния опасного или вредного фактора, и увеличивается при увеличении числа случаев, тогда как относительная тяжесть последствий от количества не зависит. Риск в этом случае определяется по формуле:

где r — риск (обобщенная оценка);

n — количество случаев вследствие события;

N — количество людей, на которых воздействовало событие.

К детерминированным эффектам относятся те, что всегда наступают при определенных событиях или превышении определенного уровня фактора, а тяжесть их последствий зависит от величины фактора.

Понятие риска широко используется при установлении гранично допустимых величин, необходимости внедрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.

В производственных условиях, где рабочая зона и источник опасности — элементы производственной среды, различают индивидуальный и коллективный (социальный) риски.

Индивидуальный риск — это сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события для конкретного индивидуума, характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для личности. Выражением индивидуального производственного риска являются показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Коллективный риск — это вероятность травмирования или гибели двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Применяется при оценке возможного воздействия негативных факторов для коллектива людей, человеческого общества в целом

Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Современная концепция безопасности жизнедеятельности базируется на достижении приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый риск — это минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям, т.е. такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей.

Объект изучения БЖД — комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно действующих на эту систему.

Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Задачи БЖД сводятся к:

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для:

Исходя из этого, в курсе рассматриваются основы теории безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов, прогнозирование последствий ЧС, разработка и способы осуществления мероприятий по защите населения, персонала учреждений и объектов экономики, ликвидации последствий ЧС военного и мирного времени.

Обзор основных аспектов риск-менеджмента

Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.

Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается ее негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:

Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.

Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.

Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.

Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Признаками, определяющими опасность, являются:

Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.

Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).

Источники опасности могут быть:

По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):

ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Музыка
  • МХК
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Экология
  • Экономика
  • Детские презентации
  • Шаблоны, фоны презентаций
  • Разное
  • Образование
  • Искусство
  • Юриспруденция
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Страхование
  • Логистика

  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Музыка
  • МХК
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Экология
  • Экономика
  • Детские презентации
  • Шаблоны, фоны презентаций
  • Разное
  • Образование
  • Искусство
  • Юриспруденция
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Страхование
  • Логистика

  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6
  • Дата публикации 09.01.2013
  • Раздел Философские науки
  • УДК 304.2
1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • Тех средства автоматизации
  • АТПиП
  • MathCAD для инженера
  • ТАУ
  • БЖД
  • ИСПУ
  • Гибкая Автоматизация Производства
  • Основы растровой графики
  • Шаговый двигатель (ШД)
  • Технические измерения и приборы
  • Философия техники и технических наук
  • Философия наук
  • Детали Машин и Основы Конструирования
  • Мат. моделирование
  • Информатика
  • Математические методы и модели
  • Python 3
  • Информационные технологии и киберфизические системы
  • Проектирование аппаратного обеспечения систем

  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция
  • Грех — жить без дерзости и без мечтания,
    Не признаваемым — и не гонимым.
    Не знать ни ужаса, ни упования,
    И быть приемлемым, но не любимым. Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 — 1945) — русский поэт, писатель
  • Скользим мы бездны на краю,
    В которую стремглав свалимся;
    Приемлем с жизнью смерть свою,
    На то, чтоб умереть, родимся. Державин Гавриил Романович (1743 — 1816) — русский поэт
  • (все афоризмы русских писателей)

В тех случаях, когда потоки масс и/или энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при авариях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события. Риск – это ожидаемая частота или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или размера возможного ущерба от нежелательного события, или некоторая комбинация этих величин. Элементы, положенными в основу классификации рисков: время возникновения; основные факторы возникновения; характер учета; характер последствий; сфера возникновения и другие. В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10-3, приемлемый – менее 10-6. При значениях риска от 10-3 до 10-6 принято различать переходную область значений риска.

Анализ риска — систематическое использование информации для выявления опасности и количественной оценки риска. Оценка риска — выявление опасностей, существующих на производстве, определение масштабов этих опасностей и их возможных последствий. Хранение сбережений в иностранной валюте носит из-за неустойчивости крупных финансовых рынков характер определенных рисков.

Безопасность жизнедеятельности

Риск, обусловленный вероятностью реализации опасностей в конкретных ситуациях для отдельного человека, называется индивидуальным.Источники и факторы индивидуального риска многочисленны и разнообразны. Они могут быть как естественного (сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные опухоли и т.д.), так и техногенного (несчастные случаи на производстве, аварии и т.д.) характера. Индивидуальный риск определяют формулой Rи = Тси / С, где Тси – численность пострадавших (погибших) от определенного фактора опасного воздействия за год или от их совокупности; С – численность людей, подверженных воздействию этих факторов за год. Индивидуальный риск может быть добровольным, если он обусловлен деятельностью человека на добровольной основе, и вынужденным, если человек подвергается риску в составе части общества (например, проживание в экологически неблагоприятных регионах, вблизи источников повышенной опасности).

Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей природной среде или отдаленных неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду, называется экологическим риском. Отношение численности разрушенных природных объектов к общей численности объектов на рассматриваемой территории в течение года называется экологическим риском. Экологический риск определяется по формуле Rэ = ΔО / О, где ΔО – численность разрушенных природных объектов из их общего числа О в пределах рассматриваемого региона. Иногда экологический риск оценивают отношением площади разрушенных территорий (ΔS) к общей площади (S) региона, то есть Rэ = ΔS / S. Наиболее распространенными факторами экологического риска являются: техногенное влияние на окружающую природную среду разрушение ландшафтов при добыче полезных ископаемых; образование искусственных водоемов; интенсивная мелиорация; истребление лесных массивов; загрязнение водоемов, атмосферного воздуха вредными веществами, почвы – отходами производства; изменение газового состава воздуха; энергетическое загрязнение биосферы; стихийные явления землетрясение, извержение вулканов, наводнение, ураган, ландшафтный пожар, засуха и т. д.

Социальный риск — негативное воздействие чрезвычайных происшествий на группы людей. Объектом защиты является группа или сообщество людей. Величину социального риска рассчитывают как отношение численности погибших от чрезвычайных происшествий одного вида в год к средней численности лиц, проживающих или работающих на данной территории, подверженной влиянию чрезвычайных происшествий, то есть Rс = ΔР / Р. Наиболее распространенными факторами социального риска являются: низкий уровень медицинского обслуживания; опасные объекты, технические средства, склонные к возникновению аварий (аварии на АЭС, ТЭС, химических комбинатах, продуктопроводах и т. п. Транспортные катастрофы. Техногенное загрязнение окружающей среды); урбанизированные территории с неустойчивой ситуацией; поселение людей в зонах возможного затопления, образования оползней, селей и т.д.; применение оружия массового поражения; боевые действия; распространение вирусных инфекций; безработица; голод; нищета и т.д; стихийные бедствия.

Технический риск – комплексный показатель надежности элементов техносферы. Он выражает вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Технический риск определяется по формуле Rтех. = Δ T(t) / T(f), где Rтех. — технический риск; ΔT(t) — число аварий в единицу времени t на идентичных технических системах и объектах; T(f)- число идентичных технических систем и объектов, подверженных общему фактору риска f.

Техногенный риск — негативное воздействие на людей, создаваемое средствами труда, машинами, сооружениями. Техногенный риск обозначается Rт. Индивидуальный (Rи) и социальный (Rс) риски в зоне расположения опасного объекта зависят от величины техногенного риска (Rт) объекта. По мере удаления от источника опасности величина техногенного риска уменьшается. Техногенный риск – обобщенная характеристика возможности реализации опасности в техногенной сфере, определяемая через вероятность возникновения техногенной аварии или катастрофы и математическое ожидание негативных последствий от них. Источниками техногенного риска являются: отказы технических систем, ошибки операторов и персонала (человеческий фактор), опасные природные процессы. Комплексные методы снижения техногенного риска: — построение систем защит и барьеров для развития техногенных аварий и катастроф, проведение диагностики и мониторинга технических систем и операторов, применение сил и средств предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Понятие риска и концепция приемлемого риска

В настоящее время производители обеспечивают качество авиационной техники лишь по показателю нормативной вероятности возможности возникновения рискового события.

Производитель полагает, что если авиационная техника надежна, она по умолчанию безопасна, что не соответствует требованиям международных стандартов. Он не располагает методиками пересчета рисков в показатели надежности и не обязан делать что-то дополнительно, т.к. необходимые методики оценивания интегральной значимости рисков отсутствуют.

В настоящем стандарте отмеченные вопросы обсуждаются комплексно, во взаимосвязи, теоретически и практически в форме алгоритмов.

Таким образом, система «Производитель — эксплуатант» является разомкнутой (в России) по показателям безопасности полетов. Тогда как западные производители систем авиационной техники придерживаются принципа оценки интегральной значимости рисков уже достаточно давно. При этом поставляют технику в РФ на основе метода поддержания летной годности, по методу послепродажного сервиса, в котором подобный принцип соблюдается достаточно полно в соответствии с принятой стратегией обеспечения безопасности полетов и управления рисками.

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к оценке уровня приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания авиационной деятельности, а также принципы и подходы к методам его определения.

Стандарт может применяться органами государственного регулирования и организациями, ответственными за менеджмент безопасности авиационной деятельности.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

3.1 В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 55860-2013, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 авиационное происшествие: Любое событие, которое произошло во время эксплуатации воздушного судна и повлекло за собой: смерть или серьезное телесное повреждение; существенное повреждение воздушного судна, включая разрушение его конструкции или необходимость в крупном ремонте воздушного судна; воздушное судно пропадает без вести.

3.1.2 инцидент: Любое событие, связанное с использованием воздушного судна, которое потребовало дополнительных действий по обеспечению безопасности авиационной деятельности.

Примечание — При этом, тяжесть авиационного происшествия и инцидента определяется размером материального ущерба

3.1.3 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

3.1.4 приемлемый уровень риска: Уровень риска, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями).

3.1.5 проективный подход: Такой подход в профилактике авиационных происшествий, который основан на выявлении опасных факторов в авиационной системе, которые еще не проявились, но могут стать причиной инцидентов, аварий и катастроф.

3.1.6 уровень безопасности: Степень безопасности системы, определенной в виде четких или нечетких стандартных показателей.

Примечание — Параметр состояния системы характеризует качество системы с точки зрения безопасности. Данный параметр определяется в заданной четкой или нечеткой мере. Условная четкая мера задается числом, например с помощью матрицы рисков. Нечеткая мера задается лингвистической переменной типа: «больше», «меньше», «допустимо», «часто», «редко» и т.п.

3.1.7. риск: Мера прогнозируемого количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин — меры возможности случайного появления опасных событий (нормированной частоты) и возможного ущерба от этих событий.

3.1.8 управление безопасностью: Процесс (и/или деятельность) в пределах функциональных возможностей систем и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.

3.1.9. управление риском: Процесс, аналогичный управлению безопасностью, в узкоспециализированном направлении обеспечения безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

AT — авиационная техника;

БП — безопасность полетов;

ВС — воздушное судно;

ГА — гражданская авиация;

ИАТА (IATA, International Air Transport Association, англ.) — Международная ассоциация воздушного транспорта;

ИКАО (ICAO, International Civil Aviation Organization, англ.) — Международная организация гражданской авиации;

ИОСА (IOSA, IATA Operational Safety Audit, англ.) — программа производственного аудита безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта;

ИЛП — интегрированная логистическая поддержка;

ППР — планово-предупредительный ремонт;

РСР — риск смертельного ранения;

РУБП — Руководство по управлению безопасностью полетов;

РФ — Российская Федерация;

4.1 Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т.е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в безопасной системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией. Авиация представляет собой полную систему, которая включает в себя: летный экипаж, аэропорт, управление воздушным движением, техническое обслуживание, кабинный экипаж, наземную службу эксплуатационного обеспечения, диспетчерскую службу и т.д. Надежное управление безопасностью предполагает учет всех компонентов этой системы. Безопасность все в большей степени рассматривается как контроль факторов риска.

Понятие риска. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление рисками.

Люди ежедневно сознательно или несознательно подвергаются ряду более или менее сильных рисков. Риск объективен и сопряжен практически с любым видом деятельности, начиная со времен первобытного общества (риск охоты, мореплавания) и до наших дней (риск экономический, производственный, экологический). В основе риска — аксиома о потенциальной опасности деятельности.
Человеческая практика дает возможность утверждать, что любая деятельность потенциально опасна. А, как известно, аксиома не нуждается в доказательстве. Теория риска начала широко развиваться и применяться в конце XIX в. благодаря развитию математики, статистики, правовых и экономических наук, а затем и таких конкретных наук, как теория игр, теория вероятностей, катастроф и принятия решений.
Катастрофические события последнего десятилетия свидетельствуют о том, что насыщение производства и сферы услуг современной техникой повышает цену технической неполадки или человеческой ошибки.
Но риск неблагоприятного исхода любой опасной ситуации снижается в зависимости от того, насколько человек осведомлен об этой опасности и насколько может ею управлять. Для этого нужны специальные знания.

      Кузьмин И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. – М., 2007.
      Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжов Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами. – Курск, 2009.
      Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. – Черноголовка, 2007.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.