Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ от услуг по вывозу мусора, если договора нет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Обязательно ли оплачивать квитанцию на вывоз мусора, если у меня нет договора с региональным оператором?
1.1. Оплата вывоза ТКО осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ РФ 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» и в случае если вы проживаете в многоквартирном доме, то с 1 января 2019 года плата за твердые коммунальные отходы из жилищной услуги переведена в коммунальные услуги и рассчитывается на всех лиц, проживающих в доме, поэтому договор отдельно с вами не заключался, но платить надо.
1.2. Если произведете хоть одну оплату, то будет считаться, что вы признаете условия договора, размещенного на сайте регионального оператора (путем совершения конклюдентных действий). Я бы посоветовала подождать до то тех пор, когда КРЭО обратится в суд с иском к вам о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги и там доказывать, что договорных отношений у контрагентов не возникало, услуга не оказывалась по факту и вы не согласны платить за воздух по нормативу. КРЭО не сможет доказать факта оказания услуги именно вам.
2. Договора на вывоз мусора нет, а квитанции на оплату приходят. Платить или не платить?
2.1. Платить.
В соответствии с п. 8.17, п. 8.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8.5–8.7 указанных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2.2. Обязанность по заключению договора возлагается законом на собственника жилого помещения.
3. Живу в деревне. Договор на вывоз мусора не заключала, там нет моей подписи. Правомерны ли действия компании? И могу ли я отказаться от данной услуги?
3.1. Договор заключать не обязательно. Платить за вывоз мусора необходимо. Можно приостановить начисление платы, если не обеспечены условия складирования отходов (не установлены мусорные контейнеры, не обеспечены их целостность и обслуживание) на время, пока эти условия не будут соблюдены.
4. У меня есть дом, введен в эксплуатацию, в нем никто не прописан и не проживает, так как он не достроен и нет коммуникаций, мусора тоже нет, выставлен на продажу в агентстве, но договор на вывоз ТБО заключен. Получается, я оплачиваю услугу, которую я не потребляю – можно ли на этом основании расторгнуть договор? По месту регистрации оплачиваю квитанции и задолженности не имею. Спасибо.
4.1. Не можете расторгнуть договор. Это не предусмотрено законодательством.
5. ИП выставка и продажа камней. Просят заключить договор на вывоз мусора. Мусора нет, т.к. выставка, производства нет никакого. Говорят, если не заключим договор, будут штрафы. Получается, платить будем ни за что, просто так?
5.1. Если ваша выставка – временное мероприятие, то можете договориться о вывозе мусора по факту его наличия и сброса в определенный день.
Навязывание своих услуг неправомерно, а штрафы должны быть обоснованы и доказаны.
6. Я хочу отказаться от услуги вывоза мусора, т.к. у нас самовывоз на свалку, договора у нас нет, его просто не дают, а только счет. Что мне нужно сделать для отказа?
6.1. Отказ от договора по вывозу ТКО законом не предусмотрен. Сам договор по вывозу ТКО является публичным и единым для всех. Его текст опубликован на официальном сайте регионального оператора по вывозу ТКО.
7. Меня заставляет администрация заключить договор на вывоз мусора. Как можно от них отказаться? Мусорных баков поблизости нет, ближайший бак в 300 метрах и всегда полный.
7.1. За отсутствие договора на вывоз ТБО с региональным оператором предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КОАП РФ. В случае оказания услуг ненадлежащего качества жалуйтесь в установленном законом порядке и подавайте заявление об уменьшении платы за услугу.
8. Я являюсь ИП арендодатель, на данный момент заключаем договор с Экостройресурсом по поводу вывоза мусора. У нас пустуют два помещения, они закрыты. Нам сказали, что на эти пустые помещения, даже если там нет арендаторов, будут начисления как на склады. Законно ли это? Если нет, то на какой закон нужно ссылаться при следующей встрече с этой организацией?
8.1. К сожалению, это законно, так как тарифы утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 г. № 378, и не имеет значения, пустуют помещения или используются. Могу посоветовать только организовать контейнерную площадку на прилегающей территории, тогда оплата за вывоз мусора будет начисляться не по тарифам, а по факту.
9. ИП тренажерный зал, мусора у нас нет. Требуют заключить договор на вывоз мусора. Имею ли я право не заключать договор?
2019 год принес россиянам немало сюрпризов. Один из них — мусорная реформа. Предполагается, что после ее реализации с территории страны исчезнет большая часть полигонов для захоронения ТБО. Мусор планируется перерабатывать или сжигать для получения тепла.
В областях, краях и республиках выбраны региональные операторы. Они имеют право собирать отходы, сортировать и перевозить на свалки или специализированные предприятия. Но жителей страны взволновало многократное повышение цен на услуги. Ранее с квартиры площадью 50-60 метров за вывоз ТКО платили 100-150 рублей, теперь такая сумма взимается с человека.
Чем руководствовались регионы и операторы, поднимая цены, непонятно. По маленьким и большим городам России прошли многочисленные митинги противников реформы. Но ничего не изменилась. В почтовые ящики опускаются квитанции с суммами по 500-600 рублей на семью, на контейнерных площадках стоят те же баки. О раздельном сборе мусора речь не идет.
В соответствии с последними изменениями в законодательстве обязанность заключить договор с региональным оператором возложена на:
- владельцев частных подворий (домов, коттеджей, усадеб);
- собственников квартиры и иных помещений в МКД, если в последнем выбрано и функционирует правление;
- УК, ЖК, ТСЖ и иные объединения жильцов;
- юридические лица и ИП, владеющие недвижимостью (жилая или коммерческая, значения не имеет).
Предполагается, что в стоимость обновленной услуги включается сбор, транспортировка, обеззараживание, выгрузка и иные процедуры при необходимости.
Правительство России издало отдельное постановление, посвященное порядку и тонкостям обращения с ТБО. Разъяснениями должны были заниматься и региональные власти, и операторы. Цена вывоза утверждается на уровне каждой области.
Если у потребителя есть претензии к качеству предоставляемых услуг (уборки контейнерных площадок или приемных камер перед мусоропроводами), он может направить их в свою управляющую компанию. Это касается ситуаций, если договор с оператором визировала именно УК.
Если соглашение заключалось напрямую между собственником недвижимости и региональным оператором, то и жалобы придется подавать непосредственно исполнителю.
Важно! Убирать на контейнерных площадках обязаны УК или ТСЖ. В обязанности оператора включен своевременный приезд машины, погрузка и выгрузка на специально отведенной для этого площадке.
Многие операторы оформляют договор в качестве публичной оферты – то есть, предложения о его заключении неопределенному кругу лиц. Акцепт условий договора, то есть исполнение своих обязательств в виде оплаты, означает принятие условий договора и его заключение.
Так что, если:
- вы согласны с начислением, тарифом и порядком сбора мусора – оплатите счет.
- не согласны с начислением или же у вас учтены лишние лица – обращайтесь к оператору и заключайте договор с нужными вам условиями.
По закону оператор может использовать типовой договор, но вы вправе контролировать и настаивать на конкретизации условий его исполнения: периодичности вывоза мусора, расположения точек сбора и т.д.
В течение первого года работы оператора ТКО в вашей местности вас будут различными способами стараться заставить это сделать. Как законными – контролируя, например, процесс обращения с ТКО и привлекая по ст. 8.2 КоАП РФ, так и не совсем – давлением, письменными угрозами, и, возможно, даже обращением в суд с иском о взыскании долга без договора.
Итогом в любом случае станет заключение договора или же формирование практики, по которой отказавшийся от заключения договора гражданин будет обладать «презумпцией виновности».
Остались вопросы? Задайте их нашим юристам по телефонам горячей линии или в форме ниже!
В каждом регионе происходит раздел административной территории на блоки – кластеры. На каждый кластер назначается региональный оператор, который занимается сбором, транспортировкой и размещением ТКО.
Для каждого кластера устанавливаются нормативы потребления и предельный тариф на вывоз одного кубического метра мусора.
В зависимости от региона, где-то мусор «по старинке» складируется на полигон, где-то – обрабатывается, сортируется и отправляется на переработку.
Обязанность заключения договора на обращение с ТКО прописана в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об отходах производства и потребления».
Часть 4 ст. 24.7 указанного нормативного акта гласит, что собственники ТКО обязаны заключить договор на обращение с отходами.
В отношении «простых смертных» Жилищный кодекс РФ так же непреклонен — часть 5 ст. 30 ЖК РФ безапелляционно обязывает собственника жилого помещения заключить договор на вывоз мусора.
Альтернатив или возможностей уклонения от обязанности нет. При этом предыдущая редакция указанной статьи ЖК РФ допускала право собственника помещения самостоятельно решать вопрос с утилизацией отходов, соблюдая все санитарные нормы.
Вопрос: Договор со мной не заключался, мне просто выставляют платежки и все! Я почему должен платить просто так? Без договора?
Ответ: Увы, обязанность внесения платежей за услугу обращения с ТКО не привязана к моменту заключения договора. Цитируемый нередко ГК РФ допускает урегулирование отношений иными Федеральными законами.
В этом случае речь идет про ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». По нормам указанного закона, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Как отказаться от вывоза мусора в 2021 году: законные способы
Вопрос: Видел в сети заявления, где можно написать оператору что у меня нет мусора и отказаться от услуги. Где взять заявление на отказ на вывоз мусора?
Ответ: Распространяемые заявления с требованием о расторжении договора на вывоз мусора не более, чем «информационный вброс». Повторимся, законодательство не предусматривает возможность отказа от «мусорной услуги».
Соответственно, если вы направите такое заявление, то оператор не вправе его принять и «отключить» вас от обслуживания. А вот если вы перестанете платить – пойдут пени, штрафные санкции и как итог – судебное взыскание долга.
Как уже сказано выше, тарифы устанавливаются региональными властями.
Возьмем, к примеру, Воронежскую область, которая с 1 января 2020 года так же присоединилась к новому формату обращения с ТКО.
Норматив ТКО на одного человека установил Департамент ЖКХ и Энергетики ВО Приказом №184 от 08.10.2019 г. » Об утверждении нормативов ТКО на территории Воронежской области».
По условиям данного документа, «норма мусора на год» составляет 2.29 м. куб. как для жителей частных домовладений, так и для жильцов квартир.
Предельные тарифы утверждены УРТ Воронежской области. На примере Приказа № 56/23 от 20.12.2019г. » Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Воронежской обл. на 2020 год»
Установленный предельный тариф составляет 504 рубля за один метр кубический.
Итого расчет тарифа на одного человека выглядит так: 504 рублей *2,29 куб.м. = 1154 рублей за один год.
В месяц стоимость услуги в Воронежской области составляет = 96 рублей/с человека.
ВАЖНО: Оператор не вправе в одностороннем порядке изменять плату. Ни вверх, ни вниз. Поэтому все вопросы формирования тарифов на вывоз мусора относятся к компетенции региональных властей.
Вопрос: В доме никто не живет и не прописан. Домом владеем мы с двумя братьями по 1/3. Нам прислали квитанцию на троих! Это как?!
Ответ: В соответствии с положениями п.п. 148(34), 148(36) Правил № 354 ««О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»», величина платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть рассчитана исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Если же в помещении никто не проживает, то объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В примере с вопросом выше выгоднее будет прописать кого-либо в доме, сократив стоимость услуги по обращению с ТКО в 3 раза.
ВАЖНО: Указанные Правила так же гласят, что отсутствие потребителя принадлежащем ему доме по причине постоянного проживания по другому адресу не может быть признано отсутствием на временный срок. Как итог — не будет считаться основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.
Трудности могут возникнуть и в случае недобросовестного отношения обслуживающей компании. Так, изучив запрос, вам могут ответить, что не имеет значения, какое количество человек проживает по вашему адресу, ведь на бумагах числится собственник, на основании чего и производится начисление ежемесячной суммы.
Также в маленьких населённых пунктах есть тенденция, согласно которой мусорные баки вообще не устанавливаются.
Однако квитанции все равно приходят, а мусороуборочная компания трактует это следующим образом: специальная машина раз в неделю проезжает по каждой из улиц и собирает мусор. В таком случае не стоит реагировать на подобные заявления, продолжая искать пути решения для расторжения договора с обслуживающей компанией в рамках правового поля.
Чтобы подтвердить, что вы не проживаете на территории своей собственности, можно предоставить расчетные квитанции за электроэнергию. То есть для расторжения договора вам понадобится документ удостоверяющий личность, право собственности на жильё и квитанции по оплате электроэнергии с выпиской по лицевому счёту, где будет указано ежемесячное потребление электроэнергии, равное нулю.
После того как удастся собрать весь пакет документов, необходимо отправить соответствующий запрос на расторжение договора и возврат средств, если таковые уплачивались вхолостую, на физический адрес мусороуборочной компании.
Если учреждение откажется от удовлетворения этой просьбы или не даст ответа, то вы имеете полное право обращаться в арбитражный суд. Однако если в ходе судебных разбирательств вдруг выяснится, что мусороуборочная компания понесла какие-то расходы, то при расторжении договора вам потребуется их возместить.
Пришла квитанция за мусор без договора. Платить или нет?
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:
обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;
подпункт б) пункта 13
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
пункт 7 раздела II «Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов»
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется (пункт 5 Правил):
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
пункт 5 Правил
Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.
Между предприятием и рег. оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.
В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) — 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег. оператору в установленные законом сроки не поступали — договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
Обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО прописана в договоре:
производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором
пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Все что написано выше, в отношении ИП подтверждает Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу № А36-254/2019:
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2019 г. по делу N А36-254/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2019
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Елагиной О.К., Козелкина И.И.
при участии в судебном заседании:
от истца — ООО «Чистый город» Сорокин Д.В. (дов. N 12 от 25.06.2019);
от ответчика — ИП Бодакин С.Е. Хамхоев Р.Ю. (дов. N 2 от 19.03.2019); Бодакин М.С. (дов. от 22.08.2019);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бодакина Сергея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А36-254/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее — истец, ООО «Чистый город», ОГРН 1064802000889, ИНН 4802009478) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бодакину Сергею Евгеньевичу (далее — ответчик, ИП Бодакин С.Е., ОГРНИП 308480205000046, ИНН 480200227963) о взыскании суммы задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 58 678 руб. 72 коп. (включая НДС) за период июль, август, сентябрь, октябрь 2018 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — далее АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 исковые требования удовлетворения в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 21.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на то, что договор с истцом не был заключен; считает, что истцом в расчетах принята неверная площадь имущества; обращает внимание суда на то, что в настоящее время им оспаривается примененный в расчетах норматив.
Представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца возражали на доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, с учетом пояснений представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО «Чистый город» (региональный оператор) и ИП Бодакиным С.Е. (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (сокращенно ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обеззараживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами — 1 июля 2018 года.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован ООО «Чистый город» в Официальном отделе газеты «Грязинские известия» N 59 от 29.05.2018.
В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
По закону. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Жилищный кодекс РФ и прочесть пункт 1 статьи 153 «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги»: «Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги». Так как обращение с ТКО относится к коммунальным услугам, люди обязаны его оплачивать.
Тот факт, что потребитель не заключил договор с региональным оператором, не избавляет его от обязанности оплачивать услугу. Более того, заключить договор – это тоже обязанность потребителя. Об этом написано в Жилищном кодексе (статья 30, часть 5): «Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Все вопросы о вывозе мусора 2020: нужен ли договор, можно ли отказаться?
А придётся. Плату за обращение с ТКО начисляют по количеству собственников и прописанных на жилой площади. Однако, если люди только прописаны, а фактически живут в другом месте, за них действительно можно не платить. Достаточно предоставить в организацию, которая начисляет платежи (УК, ТСЖ, Энергосбыт), документы, подтверждающие этот факт. Тогда начисления будут делать по количеству фактических жильцов.
Вероятно, вы не сообщили об этих изменениях в организацию, которая начисляет плату за обращение с ТКО. Если в семье кто-то умер (будьте здоровы, живите долго!), переехал, выписался из квартиры – нужно об этом вовремя сообщить. И точно так же следует поступить, если в квартире появился новый зарегистрированный жилец.
И не слушайте тех, кто настойчиво советует игнорировать платёжные документы и приводит сомнительные доводы в пользу «не платить». Ведь это не им придётся потом разбираться с заблокированной картой, вынужденно отказываться от поездки в отпуск и выплачивать накопившиеся долги по решению суда.
- «Красноярская рециклинговая компания» отвечает за транспортировку и утилизацию мусора на левом берегу Красноярска. В ее зону ответственности входят также Емельяновский, Сухобузимский и Большемуртинский районы и посёлок Кедровый.
Коммунальные услуги, касающиеся ТКО, должны быть оформлены документально. Услуги по ТКО включают в себя сбор, транспортивку, проведение обезвреживающих процедур и вывоз отходов. Стоимость услуг компании устанавливается с учетом единого тарифа, который определяется региональным оператором
Обе стороны обязаны подписать возмездное соглашение. Соглашение заключается в письменном виде или посредством принятия, что означает подтвержденное желание потреблять услуги, пользуясь ими. Отсутствие договора между обслуживающей фирмой и потребителем не дает оснований для отказа от оплаты услуг за вывоз ТКО. А обслуживающая организация не имеет права отказать в предоставлении услуг.
Обязательным является заключение договора для следующих категорий граждан:
- владельцы частных объектов;
- хозяева квартир и МКД;
- управляющая компания, ТСЖ, ЖК и другие специальные кооперативы;
- владельцы нежилых объектов и домов.
Существует два варианта заключения договора на услуги по ТКО:
- Подписание договора. В данном случае гражданин подает оператору заявление самостоятельно, обратившись лично или отправив по почте. Для жильцов многоквартирных домов, договор заключает ТСЖ или УК. В случае, если за жильцов заключили договор компании, обращаться по поводу оплаты или имеющихся претензий нужно к ним.
- Конклюдентные действия подразумевают свершение гражданами какого-то действия, после которого договор вступает в силу без заявлений и подписей. Перечня действий в законодательстве не указано. В качестве конклюдентных действий в данном случае может выступать вынос мусора в контейнер компании по ТКО или оплата квитанции за услуги.
Когда нужно начинать оплачивать услуги региональному оператору по обращению с ТКО зависит от того, каким способом был заключен договор.
Если договор был заключен в письменном виде, вступает в силу он после заключения обеими сторонами. С этого момента регоператор обязан предоставлять услуги, обозначенные в договоре и соответственно требовать плату за предоставляемые услуги, если в договоре не указан другая дата с которой вступает в силу договор.
Конклюдентный договор признается заключенным с момента, когда регоператор начал предоставлять жильцам услуги. Лица, которые приобрели жилье в собственность начинают оплачивать услуги с момента оформления собственности.
Если квитанции приходили, однако жилец не оплачивал их и накопился долг, дальнейшие действия зависят от конкретной ситуации.
Если договор на вывоз мусора уже заключен с другой компанией, следует прислать региональному оператору претензию с требованием об отмене начислений за предыдущие месяцы. К претензии необходимо приложить копию договора, заключенного с другой компанией, а также квитанции на обращение с ТКО и чеками на их оплату.
Если договор был заключен с датой начала оказания услуг задним числом, в течение месяца с даты получения экземпляра договора, нужно написать мотивированный отказ и составить протокол разногласий. Оператор обязан рассмотреть отказ и отреагировать на него в течение месяца.
Если мусор не вывозят, даже при отсутствии заключенного договора граждане имеют право потребовать от регоператора услуги по вывозу мусора.
В том случае, если договориться с региональным оператором не удастся, граждане имеют право написать жалобу в прокуратуру, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор. Однако если будут разбирательства по данному вопросу с целью отказа от оплаты за прошлые месяцы, дело будет рассматриваться в суде.
Данный вид услуг регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления». В ст. 24.9 говорится о тарифах за вывоз мусора. Однако, стоит сказать, что тарифы устанавливаются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления каждого отдельного региона Российской Федерации.
Возвратимся к нашему вопросу: как не платить за мусор?
Отказаться от платы за вывоз мусора невозможно никак. Как вообще происходит заключение договора с операторами. На портале компании размещен договор публичной оферты, где соответственно каждый должен под нее подписаться.
«Никто не избежит уплаты за мусор», – это, наверное, лозунг операторов. Иначе как объяснить тот факт, что платить будут даже те, кто не использует контейнера. Хороший момент для размышления.
Обязанность заключить договор с региональным оператором возложена абсолютно на все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы. Среди них садоводческие и огороднические товарищества. СНТ оплачивают услугу по утвержденному местными органами самоуправления нормативу. Обратите внимание, что норматив накопления ТКО должен был определяться с учетом сезонных объемов накопления.
Тем, кто решил, как говорится, схитрить и на своем участке закопать отходы – грозит штраф. Ну, а дальше, вы знаете, кто не платить, тому начисляются пени, как за остальные неоплаченные коммунальные услуги.
Все объединения граждан также должны заключить договор и оплачивать услугу!!!
Владельцы собственных участков обеспокоены тем, что находясь на даче, к примеру, с мая по август, им приходится за вывоз мусора платить как за весь год. Чтобы такого не происходило, власти решили производить мониторинг населенных пунктов и на основе этого будут складываться тарифы. Это создано для того, чтобы не было переплат за не пользование данной услугой.
Также стоит сказать о льготах, которые также предусмотрены отдельным категориям лиц.
- Инвалиды.
- Ветераны.
- Семьи с тремя и более детьми.
- Другие.
К инвалидам относят всех граждан, которые имеют определенную группу инвалидности.
Все подтверждается наличием справки. Льгота как раз действует в период действительности данной справки. Действует скидка 50%. Ветераны, но не члены семьи могут получать скидку 50% на данную коммунальную услугу.
По многодетным семьям предоставляется скидка в размере 30%.
Что подразумевается под словом другие. Здесь речь идет о льготниках по региональному законодательству. Сюда подпадают только одинокие пенсионеры Московской области.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Размер скидки зависит от категории, к которой относятся потребители, может составить 30-100%. Льготы предоставляются:
- пенсионерам старше 80 лет;
- студентам, которые вынуждены ездить на учебу в другой город;
- ликвидаторам ЧАЭС, а также лицам, пострадавшим во время аварии;
- малоимущим;
- многодетным;
- труженикам тыла, ветеранам труда;
- ветеранам ВОВ;
- инвалидам;
- детям с ограниченными возможностями;
- военнослужащим РФ;
- вахтовикам (длительность непрерывного периода работы на одном месте – 1 месяц).
Чтобы узнать, как не платить за вывоз мусора законным способом, следует обратиться к региональному оператору. Необходимо узнать, полагаются ли льготы, если да – какие.
Для получения скидки на оплату услуг по вывозу ТКО нужно представить документы, подтверждающие принадлежность потребителя к той или иной льготной категории.
Если не проживаешь в квартире, имеешь собственность в недостроенном доме МКД, находишься в селе, а продолжают приходить платежки за вывоз мусора, якобы образующегося в пустующей городской квартире –все эти, а также многие другие случаи могут быть рассмотрены, как веские причины, объясняющие неуплату.
Если отходы продолжают вывозить, а счета снова приходят, необходимо обратиться к региональному оператору для перерасчета, отказа от услуг.
Для этого подготавливают:
- документ, удостоверяющий вашу личность: паспорт или водительское удостоверение;
- правоустанавливающий документ на жилое помещение: необходимо подтвердить, что потребитель является владельцем, без такого документа представитель РО не будет заниматься вопросом пересмотра способов оплаты за вывоз мусора;
- платёжные документы на оплату электроэнергии: необходимо предоставить выписку по счету, а также платежные документы, что позволит подтвердить отсутствие жильцов на протяжении указанного в обращении периода;
- документы, устанавливающие ваше временное пребывание в другом месте: необходимо получить подтверждение своего присутствия в другом месте (больнице, гостинице во время командировки и т. д.), это является достаточным основанием для перерасчета по услуге вывоза отходов.
Однако это не означает, что не существует законных способов не платить или платить меньше. Услуга по сбору и вывозу ТКО – коммунальная, это значит, что на нее распространяются все льготы, предусмотренные законом. Если гражданин подходит под льготную категорию, он получает право скидки при начислении платы за ТКО.
Каждый субъект также вправе устанавливать дополнительные привилегии для отдельных категорий граждан.
Отказ от заключения договора на вывоз ТКО
Федеральные льготники получают скидку в 50%:
- Инвалиды ВОВ;
- Участники ВОВ;
- Ветераны боевых действий;
- Жители блокадного Ленинграда;
- Граждане, имеющие инвалидность;
- Семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид;
- Узники концлагерей;
- Участники ликвидации аварии на чернобыльской АЭС.
Малоимущие граждане могут оформить субсидию на покрытие расходов за вывоз ТКО, если сумма коммунальных платежей превышает установленный в регионе уровень от семейного дохода.
Если в жилом помещении никто не проживает, но есть прописанные, платить за услугу по обращению с ТКО придется. Другое дело, если хозяин недвижимости отсутствовал на протяжении пяти или более дней и может подтвердить этот факт документально. При таком положении вещей совершенно законно требовать от регионального оператора предоставление перерасчета за ТКО за этот период.
Например. В квартире прописана семья из трех человек – родители и дочь-студентка, последняя учится в другом городе. Ежемесячно хозяевам приходит квитанция на оплату вывоза и утилизации мусора на 300 руб. в месяц. По факту дочь живет дома в период каникул, остальные десять месяцев она живет по месту учебы. Для перерасчета за месяцы отсутствия необходимо предоставить регоператору документ, подтверждающий факт проживания студентки по месту учебы.
Если в квартире никто не прописан, платить за мусор также придется. В этом случае начисление произведут в соответствии с количеством собственников. Если он имеет несколько квартир в собственности, но по факту живет в одной – надо обратиться к регоператору для урегулирования ситуации. Однако придется доказывать факт того, что в пустующие помещения он не сдает арендаторам.
По закону собственник обязан регулярно вносить плату за потребляемую коммунальную услугу. Поставщик обязан предоставлять ее качественно и в полном объеме. В случае отхождения от этих пунктов собственник имеет право писать жалобу в ГЖИ, прокуратуру или суд для принятия мер к такому регоператору.
Факт нарушения договора со стороны оператора придется доказывать жалобщику.
При наличии в доме прописанных членов семьи, платежи за вывоз мусора начисляются по их количеству.
Граждане Российской Федерации производят оплату услуги за вывоз мусора в соответствии с площадью жилого помещения, где прописаны. Собственнику лучше прописаться в своём жилье.
Не заключён договор
Если собственником жилого дома не заключался договор по поводу вывоза мусора, то независимо от этого, ему будут присылаться квитанции для оплаты.
Имеется федеральный закон №89, изданный 24.06.98 года, где указывается, что собственник частного дома обязан оформить договор на вывоз ТКО с региональным оператором. Если предложение о заключении договора было опубликовано на сайте регоператора, то договор начинает действовать на шестнадцатый рабочий день. Подписан он потребителем или нет, не имеет значения.
Обязательность заключения договора предусмотрено Гражданским кодексом нашей страны.
Расстояние до площадок, где располагаются контейнеры по нормативам, установленным Сан Пином 42-128-4690-88, должно составлять:
- минимум 20 метров,
- максимум 100 метров.
Если в районе, отсутствует возможность соблюдать установленные расстояния, то они должны устанавливаться комиссией, в которой участвуют:
- представители ЖКХ;
- районный архитектор;
- квартальный комитет;
- санитарный врач.
Составляется акт, который утверждается Советом местных народных депутатов.
Если расстояние до мусорного контейнера превышает санитарные нормы, то считается, что услуга не оказывается и за вывоз мусора можно не платить. Следует обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию.
Как платить за вывоз мусора с подмосковной дачи
Какие работы должны выполняться региональным оператором ТКО?
- В соответствии с договором по оказанию услуг по обращению с ТКО, региональные операторы принимают ТКО на специальных площадках и в предусмотренных объёмах. Это должно быть обозначено в договоре. Региональный оператор транспортирует, обрабатывает, утилизирует отходы.
У меня, как собственника, есть договор на вывоз мусора. Можно ли не заключать новое соглашение с региональным оператором?
- Договоры, составленные до 1января 2019 года, утратили законную силу и уже не действительны. Региональные операторы осуществляют деятельность по ТКО на основании закона. Поэтому все собственники жилья обязаны заключить договора по оказанию услуг с региональным оператором.
От чего зависит размер оплаты за вывоз мусора для собственника частного дома?
- Тарифы для региональных операторов устанавливает управление государственного регулирования цен субъекта РФ. Он зависит от установленных норм накопления ТКО в расчёте на квадратный метр жилой площади.
- Оплата за вывоз ТКО снижается, если собственник представит соответствующие документы об отсутствии жильцов более 5 дней.
- Если в доме отсутствуют прописанные, то оплата будет осуществляться с владельца.
- При наличии прописанных членов семьи в доме, оплата производится в соответствии с их количеством.
- Заключение договора с региональным оператором для собственников жилых домов является обязательным.
- Если расстояние до контейнера превышает имеющиеся санитарные нормы, вывоз мусора можно не оплачивать.
- При отсутствии мусорного контейнера, считается, что услуга не оказана, поэтому не следует оплачивать вывоз мусора.
Речь идет об обязанности владельцев помещений в многоквартирных домах, собственников частных домовладений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), заключить договоры с ООО «АВТОСПЕЦТРАНС». Эта норма закреплена федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления».
Несоблюдение потребителями нормы закона влечет за собой административную ответственность согласно статье 8.2 КоАП РФ — наложение административного штрафа. Для граждан его размер составляет от 1 000 до 2 000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если договор с регоператором не заключило юридическое лицо, для него законом предусмотрен штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Стоит напомнить, что не заключение либо уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за оказанные услуги в области обращения с ТКО.
Руководство многоквартирных домов должно следить за состоянием площадок для мусорных контейнеров. Разбрасывание ТБО и переполнение емкостей не допускается. Если нет договора, транспортировка отходов не будет осуществляться, что приведет к ухудшению экологической обстановки и загрязнению придомовой территории. Чтобы избежать подобных случаев, была введена ответственность за отсутствие договоренностей с операторами по вывозу (ст. 8.2 КоАП РФ).
Жители частных домов не обязаны заключать соглашение на вывоз ТБО, поэтому им не грозит ответственность за его отсутствие.
Они могут самостоятельно вывозить свои отходы или договориться с компанией, собирающей мусор в мешках на собственном транспорте. Но если используется емкость для отходов, и нет договоренности по вывозу ТБО, накладывается штраф.
Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников
До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.
Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и веществами, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обобщённо, без конкретизации.
Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в области обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.
Размер штрафа за то или иное нарушение теперь различен для разных ситуаций, среди них:
- первичные правонарушения;
- правонарушения, совершённые повторно в течение года;
- действия/бездействие, причинившие вред здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.
Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.
Ответственность для управляющих организаций за несоблюдение законодательства по обращению с отходами немаленькая. Чтобы не получить административный штраф и не заработать приостановление деятельности организации, советуем придерживаться следующих правил:
- Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.
Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.
Храните коробки в отдельном помещении и по мере накопления вывозите их в пункты приёма опасных отходов города для последующей нейтрализации и переработки.
- Изготовьте паспорт опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности УО.
В результате хозяйственной деятельности управляющей организации образуются различные отходы, в том числе и офисные. По факту образования таких отходов и отнесения их к категории отходов I–IV класса опасности, паспорт отходов изготавливает управляющая организация.
- Следите за состоянием придомовой территории.
Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.
Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).
Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.
Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.
[1]
Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.