Расчеты с внебюджетными фондами в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты с внебюджетными фондами в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Напомним, что предельная база по взносам — это такая сумма дохода физлица, после достижения которой страховые взносы уплачиваются по пониженным тарифам.

Предельную базу чиновники ежегодно индексируют.

На 2022 год установлены следующие лимиты (постановление Правительства РФ от 16.11.2021 года № 1951):

  • по взносам на пенсионное страхование — 1 565 000 рублей;
  • по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) — 1 032 000 рублей.

В отношении взносов на медицинское страхование лимиты по-прежнему не устанавливаются.

Таким образом, в общем порядке организации и ИП исчисляют взносы по следующим ставкам:

  • Как изменения в электронных подписях повлияли на сдачу отчетности в 2022 году

    966 11

    В соответствии со статьей 420 Налогового кодека РФ для организаций и ИП, которые выплачивают вознаграждения в пользу физлиц, объектом обложения страховыми взносами признаются все работникам, подлежащим обязательному соцстрахованию.

    Страховые взносы платятся с выплат работникам:

    • По трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
    • По договорам авторского заказа.
    • По договорам об отчуждении исключительного права на произведений и по лицензионным договорам.

    Страховые взносы в 2022 году — ставки (таблица)

    Ст. 425 НК РФ устанавливает базовые тарифы страхвзносов, которые в 2022 г. останутся на прежнем уровне. Суммированно отчисления на страховые взносы — 30 процентов в общем случае. Кроме того, для расчета «пенсионных» страхвзносов и взносов на соцстрахование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) ежегодно устанавливается размер предельной облагаемой базы. С дохода каждого застрахованного лица, превышающего эти лимиты, взносы начисляются по более низким тарифам или не начисляются вовсе. На 2022 год утверждены следующих размеры предельных баз по страхвзносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 195):

    • на пенсионное страхование – 1 565 000 руб.;
    • на соцстрахование (ВНиМ) – 1 032 000 руб.

    Для взносов на медстрахование предельная база не устанавливается.

    Базовые размеры страховых взносов в 2022 году составляют:

    Вид взноса

    Тариф для выплат, не выше предельной базы

    Тариф для выплат сверх предельной базы

    Пенсионное страхование

    22%

    10%

    Соцстрахование (ВНиМ)

    2,9%

    1,8% в пользу иностранцев (кроме высококвалифицированных специалистов)

    Не начисляется

    Медстрахование

    5,1% (предельная база не устанавливается)

    Продолжает действовать сниженный вдвое совокупный тариф страхвзносов для субъектов МСП (внесенных в Единый реестр МСП) – не 30, а 15 процентов (закон № 102-ФЗ от 01.04.2020; пп.17. п. 1 ст. 427 НК РФ). Применяется он ежемесячно, но не ко всей выплате физлицу, а только к той ее части, которая превышает размер действующего федерального МРОТ.

    В 2022 году МРОТ установлен на уровне 13 890 руб.

    Вид взноса

    Тариф в зависимости от размера облагаемого дохода застрахованного физлица (за месяц)

    В пределах МРОТ

    Свыше МРОТ

    Пенсионное страхование

    22%

    10% — с сумм, превышающих предельную базу

    10% — с сумм в пределах предельной базы и превышающих ее

    Соцстрахование (ВНиМ)

    2,9%

    1,8% в пользу иностранцев

    С сумм, превышающих предельную базу, не начисляется

    0%

    Медстрахование

    5,1%

    5%

    НК РФ в ст. 427 приводит пониженные тарифы страхвзносов, действующие для выплат в «рамках» предельной базы в отношении различных категорий страхователей. В целом ставки для льготников останутся прежними.

    С 01.01.2022 г. нулевая ставка отменена для плательщиков вознаграждений членам экипажей судов, используемых для хранения и перевалки сжиженного природного газа в портах РФ (закон № 198-ФЗ от 11.06.2021).

    Пониженные страховые взносы в 2022 году — ставки (таблица):

    Плательщики страхвзносов

    Пенсионное страхование

    Соцстрахование (ВНиМ)

    Медстрахование

    Российские ИТ-компании, разрабатывающие и реализующие программы для ЭВМ, базы данных, оказывающие услуги разработки (адаптации, модификации) таких программ и баз, устанавливающие, тестирующие, сопровождающие программы

    6%

    1,5%

    0,1%

    Плательщики трудовых вознаграждений членам экипажей судов, учтенных в «Российском международном реестре судов» (кроме судов, используемых в морпортах РФ для хранения/перевалки нефти (нефтепродуктов), сжиженного газа)

    0%

    0%

    0%

    НКО (в сфере соцобслуживания, науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства, массового спорта) и благотворительные организации, применяющие «упрощенку»

    20%

    0%

    0%

    Компании – участники проекта «Сколково» и инновационных научно-технологических проектов (закон № 216-ФЗ от 29.07.2017)

    14%

    0%

    0%

    ИП и юрлица – участники СЭЗ Крыма, Севастополя

    6%

    1,5%

    0,1%

    ИП и юрлица – резиденты территории опережающего соцэкономразвития (закон № 473-ФЗ от 29.12.2014)

    6%

    1,5%

    0,1%

    ИП и юрлица – резиденты свободного порта «Владивосток»

    6%

    1,5%

    0,1%

    Компании – резиденты ОЭЗ Калининградской области

    6%

    1,5%

    0,1%

    Компании – производители анимационной аудиовизуальной продукции

    8%

    2%

    (1,8% — иностранцы)

    4%

    Выплачивающие трудовые вознаграждения членам экипажей судов участники специального административного района (в Калининградской области, Приморском крае)

    0%

    0%

    0%

    Компании РФ, проектирующие, разрабатывающие изделия электронной компонентной базы (электронной продукции)

    6%

    1,5%

    0,1%

    Работа на вредном или опасном производстве дает гражданам право на досрочный выход на пенсию. Работодателями, выплачивающими таким сотрудникам доходы. Должны начисляться дополнительные страховые «пенсионные» взносы. Тарифы таких допвзносов установлены ст. 428 НК РФ – на их размер влияет класс опасности, определенный в результате спецоценки условий труда (СОУТ).

    Размер страховых взносов в ПФР по доптарифам:

    Класс опасности (по результатам спецоценки)

    Подкласс условий труда

    Тариф

    Опасный (4)

    4

    8%

    Вредный (3)

    3.4

    7%

    3.3

    6%

    3.2

    4%

    3.1

    2%

    Допустимый (2)

    2

    0%

    Оптимальный (1)

    1

    0%

    Если спецоценка не проводилась, тарифы будут следующими:

    Вид работ

    Тариф

    Работы по «Списку № 2», «малым спискам», указанные в п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013

    6%

    Работы по «Списку № 1», указанные в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013

    9%

    Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами

    Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2021 году лимиты смотрите здесь.

    Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

    На данный момент действуют следующие ставки:

    Облагаемая база

    ПФР

    ФСС

    ФФОМС

    Итого

    Не превышает установленную предельную величину, %

    22

    2,9

    5,1

    30

    Больше установленного предела, %

    10

    0

    5,1

    15,1

    Остальные тарифы см. в материале «Тарифы страховых взносов в таблице».

    ВНИМАНИЕ! С 01.04.2020 Президент РФ В.В. Путин снизл вдове ставки по страховым взносам для субъектов малого предпринимательства. Подробности см. здесь.

    Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.

    Об этих тарифах подробно рассказано в этом материале.

    Рассмотрим учет страховых взносов в бухгалтерии на примере.

    ООО «Книги» продает печатную продукцию. Заработная плата за февраль составила 120 000 руб. Сотрудница предоставила больничный лист на сумму 5 600 руб. (из них за счет работодателя 2 300, за счет ФСС — 3 300). Отразим все операции бухгалтерскими проводками:

    Дт 44 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена заработная плата.

    Дт 70 Кт 68.01 «НДФЛ» — 15 600 руб. — удержан НДФЛ с зарплаты.

    Дт 44 Кт 69.01 — 3 480 руб. (120 000 × 2,9%) — начислен страховой взнос в ФСС.

    Дт 44 Кт 69.02 — 26 400 руб. (120 000 × 22%) — начислен страховой взнос в ПФР.

    Дт 44 Кт 69.03 — 6 120 руб. (120 000 × 5,1%) — отражен страховой взнос в ФФОМС.

    Дт 44 Кт 69.11 — 240 руб. (120 000 × 0,2%) — начислен взнос на «травматизм».

    Дт 44 Кт 70 — 2 300 руб. — отражено начисление по больничному листу.

    Дт 69 Кт 70 — 3 300 руб. — начислен расчет по больничному листу в части, возмещаемой ФСС.

    Дт 69.01 Кт 51 — 180 руб. (3480 – 3300) — уплачены взносы в ФСС.

    Дт 69.02 Кт 51 — 26 400 руб. — уплачены взносы в ПФР.

    Дт 69.03 Кт 51 — 6 120 руб. — уплачены взносы в ФФОМС.

    Дт 69.11 Кт 51 — 240 руб. — уплачен взнос «на травматизм».

    С 1 января 2022 года предельные базы составляют (постановление Правительства РФ от 16.11.2021 г. № 1951):

    • по взносам на обязательное социальное страхование – 1 032 000 руб. По сравнению с прошлым годом лимит вырос на 66 000 руб., с 966 000 руб.;

    • на обязательное пенсионное страхование – 1 565 000 руб. В сравнении с 2021 годом лимит вырос на 100 000 руб., с 1 465 000 руб.

    Как применять предельную базу при расчете страховых взносов?

    Если заработок сотрудника превысил лимит по пенсионным взносам, ставка по этим взносам снижается с 22% до 10%.

    По социальным взносам, при достижении соответствующего лимита, платить вообще ничего не нужно. До этого применяем общий тариф 2,9% (в пределах МРОТ – 0%).

    Организации общественного питания, у которых среднесписочная численность более 250 до 1 500 сотрудников, могут применять пониженные тарифы страховых взносов. Также смотрим на показатели за прошлый год:

    • доход такой организации не должен превышать 2 000 000 000 руб.;

    • удельный вес дохода от реализации услуг общественного питания в совокупном доходе не менее 70%;

    • средний размер вознаграждения в пользу физлиц не меньше среднемесячной зарплаты в каждом субъекте РФ (с 2024 года).

    Основным видом деятельности для организации должна быть деятельность из класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков».

    Собственно, размер пониженных ставок:

    • для обязательного пенсионного страхования – 10%;

    • медицинского – 5%;

    • социального – 0%.

    Применяем их к сумме выше МРОТ. Для суммы, равной МРОТ или меньше, действует общий тариф страховых взносов.

    Если бизнес перестанет соответствовать необходимым условиям, тогда компания (ИП) теряет право на пониженные тарифы с начала календарного года. Соответственно взносы придется пересчитать и доплатить разницу в бюджет. Пеней и штрафов не будет.

    В текущем году размер страховых взносов в фиксированном размере для предпринимателей составит 43 211 руб.

    Сумма будет распределяться следующим образом:

    • 34 445 руб. пойдут на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
    • 8 766 руб. составит сумма взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС).
    • ИП, чей годовой доход не превышает 300 000 руб., будут платить страховые взносы в фиксированном размере, так как они не зависят от выручки.
    • ИП, чей годовой доход превысил лимит в 300 000 руб., заплатят в ПФР сверх фиксированного размера 1 % от суммы превышения дохода в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа, то есть максимум 275 560 руб. (8 х 34 445 руб.).

    В 2022 году ИП должны уплатить страховые взносы за себя с доходов, не превышающих 300 000 руб., не позднее 31 декабря 2022 года.

    Для уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, установлены другие сроки:

    • за 2021 год — не позднее 1 июля 2022 года;
    • за 2022 год — не позднее 1 июля 2023 года.

    В случае прекращения деятельности ИП уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

    Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

    • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
    • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
    • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
    • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

    К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

    Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

    • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
    • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
    • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
    • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
    • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
    • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
    • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

    \n\n

    Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

    \n\n

    \n\n

    \n\n

    Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

    \n\n

    Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или иных гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

    \n\n

    Взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

    \n\n

    Взносы на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

    \n\n

    В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

    \n\n

    \n\n

    \n\n

    \n\t \n\t\t \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t

    \n\t

    \n\t\t \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t

    \n

    \n\t\t\tВыплаты\n\t\t\t \n\t\t\tПенсионные взносы\n\t\t\t \n\t\t\tМедицинские взносы\n\t\t\t \n\t\t\tВзносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством\n\t\t\t \n\t\t\tВзносы «на травматизм»\n\t\t\t
    \n\t\t\tИностранец постоянно или временно проживает в РФ\n\t\t\t
    \n\t\t\tв рамках трудового договора\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t
    \n\t\t\tв рамках гражданско-правового договора\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются, если это предусмотрено договором\n\t\t\t
    \n\t\t\tИностранец временно пребывает в РФ\n\t\t\t
    \n\t\t\tв рамках трудового договора\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются (если иностранец не является высококвалифицированным специалистом)\n\t\t\t \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются\n\t\t\t
    \n\t\t\tв рамках гражданско-правового договора\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются (если иностранец не является высококвалифицированным специалистом)\n\t\t\t \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t \n\t\t\tначисляются, если это предусмотрено договором\n\t\t\t
    \n\t\t\tИностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда\n\t\t\t
    \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t \n\t\t\tне начисляются\n\t\t\t

    \n\n

    \n\n

    Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

    \n\n

    Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2022 году размер предельной базы составляет 1 032 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 1 032 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2023 года, отсчет пойдет заново.

    \n\n

    База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2022 году предельная величина по пенсионным взносам составляет 1 565 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

    \n\n

    База по медицинским взносам и по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

    \n\n

    Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

    \n\n

    \n\n

    \n\n

    Для тех, кто работает «на себя», установлены отдельные правила.

    \n\n

    «Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере.

    \n\n

    В общем случае в 2022 году пенсионные взносы для ИП и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен 34 445 руб. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен 34 445 руб. плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать 275 560 руб. (34 445 руб. х 8).

    1. Утвердить основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Фонд) на 2022 год:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 10032456725,7 тыс. рублей, из них 9961836110,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3630827157,0 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3718694,9 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 10154848745,7 тыс. рублей, из них 10110501720,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

    3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 122392020,0 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 148665610,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26273590,0 тыс. рублей.

    2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2023 и 2024 годов:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10591986377,5 тыс. рублей, из них 10520488606,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3750363520,3 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3949192,1 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 11074708717,1 тыс. рублей, из них 11001682640,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3771788454,7 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4190686,3 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10573827263,3 тыс. рублей, из них 10528470109,9 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, и на 2024 год в сумме 11167404425,6 тыс. рублей, из них 11120839686,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

    3) объем профицита бюджета Фонда на 2023 год в сумме 18159114,2 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 7981503,5 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26140617,7 тыс. рублей, и объем дефицита бюджета Фонда на 2024 год в сумме 92695708,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 119157046,1 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26461337,6 тыс. рублей.

    Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственным внебюджетным фондом, согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

    Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

    1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

    1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону;

    2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

    2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2022 год в сумме 9996477963,3 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 10410855348,6 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 10999435285,0 тыс. рублей.

    1. Фонд вправе в 2022 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений» в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов, осуществлять:

    1) финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость;

    2) в целях выполнения функций оператора информационной системы «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами» оплату услуг связи для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки в соответствии со статьей 5_2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    2. Фонд вправе в 2022 году в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий финансовый год и на плановый период с превышением общего объема расходов, утвержденных указанным федеральным законом, в целях увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями указанных государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.

    Страховые взносы ИП в 2022 году: размеры, предельные базы, сроки уплаты

    1. Фонд вправе в 2022 году осуществлять:

    1) финансовое обеспечение выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2023 года в декабре 2022 года в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

    2) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в пределах 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость;

    3) финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособия, с последующим возмещением за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.

    2. Фонд вправе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливать размер норматива оборотных денежных средств дифференцированно, учитывая необходимость досрочного осуществления финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в отдельные месяцы финансового года, но не менее 25 процентов объема расходов на указанные выплаты в предстоящем месяце.

    3. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2022 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

    1. Установить, что остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2021 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», направляются Фондом в 2022 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    2. Установить, что в случае передачи Фонду с 1 января 2022 года дополнительных функций и бюджетных полномочий по осуществлению мер социальной поддержки, предоставлению пособий и компенсаций отдельным категориям граждан, в том числе семьям с детьми и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в закон о бюджете Фонда.

    3. Установить, что в случае, если суммы фактически поступивших в бюджет Фонда средств, подлежащих направлению в текущем финансовом году на осуществление доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работникам организаций угольной промышленности, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    Обновленный Налоговый кодекс — введенная в 2017 году 34 глава — регулирует взаимоотношения между российскими работодателями и фондами: сколько процентов отчисления в ПФР за работников в 2022 году, сколько в Фонды обязательного медицинского и социального страхования, и коды КБК, по которым производятся перечисления.

    Действующее фискальное законодательство устанавливает, что наниматель, будь то организация или индивидуальный предприниматель, который использует в своей деятельности наемный труд, обязан исчислять и уплачивать страховые и социальные отчисления с заработной платы в бюджет государства, которые, в зависимости от их назначения, направляются в соответствующие внебюджетные фонды. Затем денежные средства направляются в качестве финансирования:

    • пенсий и пенсионных накоплений российских граждан;
    • бесплатной медицинской помощи;
    • пособий и выплат по временной нетрудоспособности трудящихся, в том числе и по материнству.

    Отметим, что взносы от несчастных случаев и профзаболеваний работодатели должны зачислять в Фонд социального страхования. Особенности применения этого вида страхового обеспечения закреплены в законе № 255-ФЗ.

    Несмотря на различность понятий, многие граждане считают, что зарплатные налоги — это не только НДФЛ, но и все отчисления в Пенсионный фонд за работников в 2022 году и социальные выплаты в ФСС. Но чиновники довольно жестко разграничили эти термины.

    Отметим, что ключевое отличие НДФЛ и страхового обеспечения в том, что подоходный налог удерживают непосредственно из суммы зарплаты. А вот страховые взносы работодатель уплачивает в бюджет за счет собственных средств, то есть начисляет их «сверх» сумм заработной платы.

    Объектом обложения в обоих случаях являются суммы вознаграждений за труд. К примеру, налог в Пенсионный фонд с зарплаты касается не только должностного оклада, но и всех видов компенсационных и стимулирующих выплат. Например, премии, доплата за труд в ночное время, оплата сверхурочных часов и праздничных дней.

    Теперь определим, сколько обязаны отчислять наниматели в ФНС: таблица ставок налогов на зарплату в 2022 году представляет базовые показатели. Сразу оговоримся, что чиновники определили ряд льгот для российских организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти категории страхователей вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

    Подробнее: кому положены пониженные тарифы страховых взносов

    Вид страхового обеспечения

    Ставка в %

    Код бюджетной классификации

    Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

    22

    Установлен лимит 1 565 00 рублей! При превышении суммы дохода ставка понижается до 10%

    182 1 02 02010 06 1010 160

    Обязательное медицинское страхование (ОМС)

    5,1

    182 1 02 02101 08 1013 160

    Взносы на оплату пособий по временной нетрудоспособности или по материнству (ВНиМ)

    2,9

    Установлен лимит 1 032 000 рублей! При превышении суммы дохода платежи не начисляются (ставка 0%)

    182 1 02 02090 07 1010 160

    Взносы НС и ПЗ

    От 0,2 до 8,5

    393 1 02 02050 07 1000 160

    Правительство России предприняло ряд мер, нацеленных на изменение социальной политики. Это повлияло на размеры фиксированных страховых взносов в 2022 году. Президент РФ подписал законопроект, которым были утверждены ставки для индивидуальных предпринимателей. Закон № 322-ФЗ был опубликован на официальном портале правительства и вступил в силу с 2021 года.

    На законодательном уровне предполагалось, что с 2021 года будут пониженные страховые взносы. Планировалось введение ставки в размере 15%, но уже в 2022 году это нововведение будет отменено. Соответствующее решение было принято 28 мая, когда Председателем российского Правительства Мишустиным было проведено совещание, посвященное обсуждению объемов финансирования мероприятий общенационального масштаба, нацеленных на восстановление экономики и повышение доходов населения.

    Ставки страховых взносов-2021/2022

    Свежие новости предупреждают о том, что в 2022 году ожидаются некоторые перемены – изменится процент страховых взносов, но процедура останется практически неизменной. Оплата в 2022 году будет производиться в стандартном порядке. Сумма всех видов взносов будет переводиться в ФНС России. В тех случаях, если требуется перечисление по ОСС, это оплачивается отдельно – средства поступают в Фонд социального страхования.

    Ежемесячная уплата страховых взносов должна переводиться не позднее 15 числа. Исключение составляют случаи, когда 15 число выпадает на выходной день, в такой ситуации крайний срок оплаты переносится на следующий рабочий день. Также важно составлять отчетность строго в указанные сроки. Отчеты подаются ежеквартально, их необходимо предоставить в течение месяца после завершения отчетного периода. При большом количестве кадров – от 10 человек, отчеты разрешено подавать в электронном формате.

    Важно учитывать и нюансы оплаты. Для оплаты ОПС формируется платежное поручение с использованием кода бюджетной классификации. Также существуют отдельные коды для социальных и медицинских страховых взносов. Уточнить КБК для каждого типа перечислений можно в региональном налоговом органе. Также можно воспользоваться онлайн-справочником.

    Как можно увидеть, ставки страховых взносов в 2022 году будут расти. Изменения коснутся всех индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику. Сроки уплаты останутся прежними, а также категории лиц, освобожденных от взносов, останутся теми же.

    Базовые ставки страховых отчислений прописаны в статье 425 НК РФ. Они таковы:

    • пенсионное страхование – 22% до достижения предельной базы, далее – 10%;
    • взносы на медицинское страхование – 5,1% вне зависимости от суммы;
    • взносы на случай болезни или материнства – 2,9% до достижения предельной величины базы, далее не начисляются.

    Пример 1

    Работник крупной организации Смирнов А.А. получает ежемесячно 180 000 рублей. Рассмотрим, как рассчитать, сколько взносов заплатит за него работодатель в первом полугодии 2022 года при условии, что других выплат сотруднику не производилось. Страховые взносы за 6 месяцев будем считать нарастающим итогом с начала года.

    Предельная величина базы для пенсионных взносов в первом полугодии не превышена (180 000 * 6

    Медицинские взносы за каждый месяц считаем по ставке 5,1%. Всего за полгода работодатель уплатит на медицинские отчисления за сотрудника Смирнова: 180 000 * 6 * 5,1% = 55 080 рублей.

    При расчёте страховых взносов за 6 месяцев на нетрудоспособность учтём, что база составит 180 000 * 6 = 1 080 000 рублей, тогда как её предельная величина равна 1 032 000 рублей. Поэтому социальные взносы нарастающим итогом будем начислять только в пределах этого лимита: 1 032 000 * 2,9% = 29 928 рублей.

    Итого сумма взносов за работника Смирнова за первое полугодие 2022 года составит: 237 600 + 55 080 + 29 928 = 322 608 рублей.

    Согласно пункту 4 статьи 431 НК РФ, все плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат сотрудникам, а также исчисленных страховых взносов с них отдельно по каждому физическому лицу. Учетная форма не установлена законодательно. Каждая компания может разработать ее самостоятельно, обеспечив отражение в ней требуемых показателей.

    В качестве образца можно использовать форму, рекомендованную ПФ и ФСС в Письме от 09.12.2017.

    Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, согласно плану счетов (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), ведется на счете 69. Для организации разделения учета по видам платежей к счету открываются субсчета для учета расчетов по:

    • социальному страхованию;
    • пенсионному обеспечению;
    • обязательному медицинскому страхованию;
    • взносам на травматизм.

    По кредиту счета отражаются суммы, начисленные к уплате, по дебету — уплаченные суммы в бюджет, а также суммы социальных пособий, на которые может быть уменьшена сумма к уплате, в соответствии с п. 2 ст. 431 НК РФ.

    Операция Дебет Кредит
    Начислена заработная плата, отпускные 20, 25, 26, 44 70
    Начислены страховые взносы 20, 25, 26, 44 69
    Начислены выплаты по листкам нетрудоспособности 69 70
    Перечислены платежи на соцстрахование 69 51

    Страховые взносы: на что они начисляются, кто и когда их платит

    Под страховыми взносами (СТВ) подразумеваются регулярные платежи, осуществляемые в обязательном порядке. Они обеспечивают в будущем достойную пенсию, оплату больничных и пособий на малышей, бесплатную медпомощь.

    Перечисляют взносы предприниматели, работодатели и самозанятые лица. ИП, в штате которого имеются сотрудники, обязан перечислять средства не только за себя, но и своих работников.

    Страхователи ПФР ФСС ФОМС
    Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0 0 0
    Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

    Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

    20,0 0 0
    ИП на ПСО 20,0 0 0
    IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
    Участники проекта «Сколково» 14,0 0 0
    Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

    Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

    Отрезок времени, который определяет уплату СТВ, остается неизменным уже не первый год. Все СТВ следует внести в соответствующие фонды до 15 числа следующего месяца. Эта дата – конечная. Но если она приходится на праздничный или выходной, то срок переставляется на ближайший день рабочий.

    Важно не забывать, что:

    • ведение учета СТВ и уплата проводится в руб. и коп.;
    • на каждого сотрудника работодатель ведет карточку учета СТВ.

    Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

    • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
    • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
    • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

    Штрафы:

    Нарушение Штраф, % от неуплаченной суммы
    Просрочка в предоставлении отчетности 5,0

    Минимум 1000,0 руб. и максимум 30% от общей суммы платежа

    Занижение базы – основы для определения размера СТВ 20,0
    Умышленная неуплата СТВ 40,0

    Когда предприятие пропустило крайний срок уплаты СТВ, со следующего дня начинается рост пени. Ее размер составляет (в %):

    • просрочка свыше 30 календ. дн. – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
    • с 31-го дня просрочки – 1/150 указанной выше ставки рефинансирования.

    Пример 1. Компания «Вектор» произвела перечисление СТВ в ПФР за апрель 15 июня. Просрочка составила 30 дней. Во внебюджетный фонд отправлено 180 тыс. руб.

    Пеня составляет:

    180 000 · 9,25%* · 1/300 · 30 = 1 665 руб.

    *ключевая ставка ЦБ в мае-июне 2017 г.

    Бухгалтер «Вектора» сделает такие записи:

    Дт 99 КТ 69 1 665,0 пеня начислена

    Дт 69 Кт 51 1 665,0 пеня перечислена в бюджет

    Важно! Когда предприятие не смогло заплатить СТВ вовремя, ему выгодно не тянуть, а найти средства и отправить их в соответствующие фонды в течение ближайших 30 календ. дней.

    На практике нередко случаются ошибки касательно уплаты СТВ. Встречаются они не только со стороны предпринимателей. Например, специалисты ПФР могут неверно разнести платежи в своей системе. Или же ошибку подобного рода допустил бухгалтерский работник предприятия. В результате часть СТВ в расчет не попала.

    Бывает, что не совпадает сумма входящего остатка СТВ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.