Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто уступает при перестроении и кто виноват в ДТП?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если маневр происходит близко к разделительной полосе, то угол перестроения получается совсем небольшой и остальные участники могут не сразу заметить намерения автолюбителя. Важно понимать, что пока водитель находится на разметке, его ТС считается на стадии перестроения и в случае аварии он, скорее всего, будет признан виновным.
При отсутствии разметки виновным может быть любой из участников ДТП при перестроении в зависимости от деталей происшествия.
ДТП при перестроении: кто всегда виноват и как избежать проблем
Согласно Российскому страховому законодательству полис ОСАГО страхует гражданскую ответственность. Это означает, что любое ДТП, где есть виновные и участвуют застрахованные ТС, будет признан страховым случаем.
Страховым случаем при ДТП считается любое происшествие, когда гражданин был за рулем застрахованного автомобиля и нанес материальный ущерб.
Особой ситуацией считается, когда на дороге рядов машин больше, чем размеченных полос. Например, полос — 3, а рядов транспорта в потоке — 5. Получается, что по ПДД, многие машины будут находиться на разделительной полосе, то есть в состоянии перестроения. В такой ситуации при возникновении аварии сотрудникам ГИБДД будет сложно установить виновного и придется провести серьезное расследование с привлечением очевидцев, записей с наружных видеокамер и видеорегистраторов.
Чтобы не стать виновником ДТП при перестроении или просто не попасть в аварию специалисты рекомендуют запомнить и строго следовать нескольким правилам:
- В своем ряду следует придерживаться правой стороны. Это дает больше свободы для маневра и снижает риск столкновения. Тогда при перестроении слева, даже если придется наехать на разметку, при аварии виновным будет признан автомобиль, который перестраивался слева. А при маневре справа будет место для того, чтобы уступить приоритетному ТС.
- Если нет намерения перестраиваться — не стоит заезжать на разметку. Часто, дорожная ситуация складывается так, что приходится наезжать на разделительную полосу. Но практика показывает, что вернуться в строй потом не просто и ТС долгое время находится в состоянии перестроения. При ДТП будет большой шанс, что водителя этого авто признают виновным.
- Всегда перед маневром внимательно проанализировать дорожную ситуацию, по возможности оценить предполагаемые движения других ТС.
- При перестроении следует оценить, насколько выбранный маневр безопасен. Для этого необходимо осмотреться в боковые зеркала и заднее. Так будет возможность увидеть, что происходит на соседней полосе и сзади.
- Перестраиваться плавно, без рывков, чтобы остальные участники дорожного движения могли спрогнозировать ситуацию.
Если выполнять эти несложные советы, то можно минимизировать риски попасть в аварию при перестроении.
По итогу из всей статьи умелый водитель должен запомнить несколько основных пунктов:
- если выполняется одновременный маневр перестроения, то машина справа имеет приоритет по правилам «правой руки»;
- нельзя забывать включать световые сигналы при перестроении;
- не стоит заезжать на разметку, если нет намерения перестраиваться;
- обязательно уступить дорогу автомобилю, который движется без изменения направления движения.
В таком случае не будет риска попасть в ДТП при перестроении. Также обязательно застраховать автомобиль, чтобы в случае аварии и признания вины, была возможность возместить ущерб пострадавшим.
Вопросы перестроения транспортных средств оговорены пунктами главы «8. Начало движения, маневрирование» Правил дорожного движения РФ:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Рассмотри эти положения ПДД в зависимости от дорожной ситуации.
Произошло ДТП при перестроении: кто виноват, а кто прав? Спорные ситуации
Такой манёвр, как перестроение может быть выполнен четырьмя способами, зависящими от взаимного положения автомобилей и их расположения относительно целевой полосы:
- Простейшее перестроение — выполняется когда два автомобиля движутся по разным полосам и один из них перестраивается в другую.
- Одновременное перестроение в разные полосы — один автомобиль перестраивается в левую полосу, а другой в правую.
- Одновременное перестроение в одну полосу: выполняется когда оба автомобиля перестраиваются из разных полос в одну (среднюю) полосу.
- Перестроение в один ряд: выполняется когда два автомобиля из одного ряда поочерёдно перестраиваются в другой.
Когда водитель спешит, ему медлительность впереди идущего транспорта иногда кажется непозволительной. В итоге возникает желание обойти препятствие в виде другого автомобиля путем обгона.
Здесь происходит перестроение из одной полосы в другую с последующим возвратом. Правила обгона подробно регламентированы главой 11 Правил дорожного движения.
Следует различать обгон и опережение. В первом случае происходит возврат в начальную полосу, во втором — нет.
В некоторых случаях нет возможности сразу принять однозначное решение в виновности одного из участников. Это относится к ситуациям:
- При одновременном перестроении машин, на одной полосе. Здесь начинается разбирательство. Учитывается скоростной режим движения, время включения поворота водителями и дистанция между автомобилями. Обычно проводится опрос свидетелей.
- Если произошла авария, когда количество рядов машин превышало число полос.
- При неожиданном обгоне, когда сзади идущий автомобиль уже совершил перестроение и находился в непосредственной близости. При этом он шел на такой же маневр. Часто в этом случае признается виновным второе транспортное средство. Ему предъявляется претензия в несоблюдении дистанции. В реальности аварийную ситуацию, создал первый автомобиль, внезапно идущий на обгон, даже с оповещением.
- Существуют столкновения на месте разметки полосы. Эти случаи наиболее сложные. Как правило, виноват тот водитель, который начал перестроение, не пропустив идущее транспортное средство по своему ряду. Иногда смещение автомобилей начинается одновременно. Тогда включается в действие пункт правил помехи справа.
Несмотря на то, что в большинстве случаев аварии во время перестроения не имеют тяжелых последствий, лучше их избегать. Для этого опытные водители советуют придерживаться следующих правил:
- Чтобы иметь больше свободного пространства для маневра, следует придерживаться правого края полосы.
- Не пересекать разметку без особых надобностей.
- Постоянно держать в зоне внимания, движущиеся рядом автомобили.
- В момент перестроения видеть ситуацию, происходящую на соседних полосах и знать, что творится сзади.
- Во время совершения маневра связанного с перестроением не совершать резких движений, повороты делать плавно и без суеты.
Если все эти рекомендации принять к сведению, то риск попасть в аварийную ситуацию будет небольшой.
Кто должен уступать при перестроении и кто будет виноват в ДТП?
Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:
- желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
- если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
- уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
- если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
- выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.
Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.
Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:
- Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.
Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:
- Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.
Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».
- Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.
Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.
Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.
Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:
- S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
- F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.
Кто виноват в ДТП при перестроении?
Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.
Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.
Это вид перестроения, когда один из водителей, выполняя маневр, движется практически по разделительной полосе, затем плавно перестраивается в соседнюю полосу. В данном случае может создаваться впечатление, что автомобиль просто движется посередине полосы. Если в результате такого столкновения происходит авария, виновником будет тот, кто перестроился из соседней полосы.
На заметку! Если ДТП при таких условиях происходит на трассе, где отсутствует разметка, виновник может быть признан другой водитель, а не тот, кто выполнял маневр.
Если столкновение происходит не в результате перестроения, а уже после того, как оно произошло, виновником может стать и автомобиль, который двигался по полосе перестроения. При определении виновника всегда учитывается целый ряд факторов. В том случае, если автолюбитель, выполняющий маневр, перестроился, и резко сбавил скорость, виновником будет именно.
Чтобы суметь доказать свою невиновность, лучше всего, если в автомобиле будет установлен видеорегистратор, который станет лучшим доказательством в любой ситуации.
Если транспортное средство перестраивается в левую полосу, и при этом происходит столкновение, виновником будет водитель именно этого автомобиля. По правилам он должен пропустить все автомобили, которые движутся по той полосе, куда осуществляется перестроение.
Если проанализировать статистику всех ДТП, связанных с перестроением из одной полосы в другую, можно смело сказать, что в большинстве случаев виновником оказывается тот, кто не успел полностью перестроиться в нужную полосу.
Такая ситуация часто возникает в крупных мегаполисах, где большинство проезжих частей имеет большое количество полос для движения. Например, в Москве или Санкт-Петербурге крупные магистрали и центральные дороги имеют по три – четыре ряда, каждый из которых имеет несколько полос.
Выполняя перестроение на таких дорогах с оживленным движением, потребуется неукоснительно выполнять все требования правил дорожного движения. Водитель должен быть предельно внимательным и осторожным.
ДТП при перестроении из правого / левого ряда: кто виноват в 2022 году
Это ситуация, в которой численность рядов на проезжей части не соответствует численности полос. Бывают ситуации, когда по одной полосе пытаются двигаться сразу два автомобиля, и один из них вынужден перестраиваться. В данном случае, выполняя вынужденный маневр, он провоцирует ДТП, и становится его виновником.
В большинстве случаев такой выезд на встречную полосу движения является вынужденным. Даже в том случае, если водитель выехавшего на «встречку» автомобиля не спровоцирует ДТП, он может получить крупный штраф и лишиться водительского удостоверения на неопределенный период времени.
В соответствие с правилами дорожного движения автобус, троллейбус, и трамвай всегда имеют преимущество на дороге. Поэтому, выполняя перестроение и маневры любого плана, им дорога уступается другими участниками дорожного движения. Часто другие водители думают, что они успеют перестроиться, или проскочить, но на практике такая спешка становится причиной столкновения.
Чтобы не стать виновником ДТП, перестраиваясь в другую полосу, потребуется придерживаться следующих правил:
- своевременно включать сигнал поворота;
- при движении стараться придерживаться правой полосы;
- без надобности не совершать наезд на разметку;
- быть внимательным и объективно оценивать ситуацию на дороге;
- не создавать препятствий и опасности для движения других участников дорожного движения;
- уступать дорогу тем, кто по правилам имеет преимущество.
Если водитель внимательно изучит правила дорожного движения, он поймет, в каких ситуациях перестроиться из полосы в полосу можно будет безопасно. Водитель должен убедиться в том, что он не создает опасности другим участникам, и только тогда начинать перестраиваться. Особенно внимательным нужно быть при движении по оживленным дорогам. Ни в коем случае не рекомендуется маневрировать, двигаясь в пределах «слепой зоны». Это может привести к серьезным столкновениям.
В Правилах дорожного движения направления не ограничиваются движением прямо — это важно. Предусмотрено четыре направления движения:
- Прямо
- Направо
- Налево
- Обратное направление
Следующий важный момент, направление движения определяется относительно направления дороги. Если дорога физически изменяет направление, то направление движения по этой дороге не изменяется. Движение по извилистой дороге в рамках Правил дорожного движения — это движение прямо. Например, отсутствует необходимость включать сигналы поворота, занимать крайнее положение и выполнять остальные требования правил, относящиеся к маневрированию, потому что вы едете прямо, независимо от изменения фактического направления дороги. Вы движетесь по дороге. Куда дорога — туда и вы.
Обратите внимание: В тексте правил одни и теже понятия могут применяться как в общепринятом понимании, так и в соответствии с определениями. Например:
Поворот — маневр, описанный в 8 главе правил, как изменение направления движения на дорогах и поворот в общепринятом понимании, обозначенный знаками «Опасный поворот» или «опасные повороты», как фактическое изменение направления движения.
Остановка — действие определенное Правилами дорожного движения, и фактическая остановка, когда скорость движения становится равной нулю (в заторе или перед светофором). Аналогично и с направлениями.
Бывает, что дорога имеет незначительный изгиб, при этом прямое направление соответствует этому изгибу. Если продолжать движение прямо по факту (не поворачивать руль), то это уже будет считаться перестроением, не смотря на то, что физически вы двигались в прямом направлении.
Так же изгиб может быть визуально скрыт пересекаемой дорогой, но изгиб при этом остается тем же.
Следующая, одна из самых спорных и обсуждаемых ситуаций — это сужение дороги. Ошибочное мнение, что движение вдоль края проезжей части всегда является движением в прямом направлении. Нет. Как мы уже выше отметили движение прямо — это движение относительно направления дороги. В случае сужения, направление дороги не изменяется, а транспортное средство, на стороне которого происходит сужение изменяет направление и совершает перестроение.
Как доказать невиновность в ДТП, когда все твердят об обратном
Как же ? Просто не нужно бояться. Такой совет, наверное, многих удивит, но именно страх больше всего мешает во время движения. Он в буквальном смысле закрывает глаза водителю. Потеряв самообладание, человек за рулем может совершить много глупостей, которые иногда приводят к плачевному результату. Вместо должны присутствовать внимательность и осторожность.
Сам термин перестроения подразумевает под собой любое передвижение автомобиля из одной полосы в другую, не изменяющее при этом направления его движения.
Все было бы не так сложно, если участников движения стало меньше. Но свободные полосы в час пик — лишь мечты. Умение правильно перестраиваться в потоке машин — вот залог безопасной и доставляющей удовольствие езды. Существуют негласные правила вождения, о которых не стоит забывать даже опытным автолюбителям:
- Перед началом перестроения в обязательном порядке нужно показать знак поворота. Именно в тот момент, когда вы только захотели перестроиться, а не когда начали поворачивать руль в сторону. Это предупреждающий сигнал для других участников движения. Ваши намерения всегда должны быть понятны остальным водителям.
- Повторим снова: никакого страха. Он только усугубит ситуацию. Опаснее неопытного автомобилиста, который мечется из полосы в полосу, может быть лишь нетрезвый новичок. Вы не имеете права вводить в заблуждение участников дорожного движения.
- Перемещаемся в порядке очереди. Всегда нужно помнить про помеху справа. А также быть готовым подождать, если автомобиль перед вами уже начал перестроение.
- Не стоит забывать о так называемой «мертвой зоне», которая образуется по причине ограниченного обзора зеркал. Даже такую ситуацию можно предусмотреть, достаточно лишь повернуть голову и убедиться, что полоса, в которую вы стремитесь перестроиться, свободна.
- Если вы слишком поздно заметили яму на дороге, лучше не рисковать и не менять траектории своего движения. Другие водители могут не среагировать на резкий маневр, и последствия могут быть поистине страшными. Нужно стараться избегать резких движений за рулем. По возможности все перестроения должны иметь плавную траекторию и быть обдуманными.
- Чтобы без лишних трудностей перестраиваться в плотном потоке машин нужно быть достаточно уверенным водителем и не бояться насмешек со стороны. Стоит просто показать знак поворота и вас обязательно кто-нибудь пропустит. Не забудьте . Это своеобразный дорожный этикет.
- Будьте максимально внимательны к водителям мотоциклов и скутеров. Как правило, ими являются молодые любители скорости и адреналина.
- Держите дистанцию. Всегда следует внимательно наблюдать за машинами, которые движутся впереди, и соблюдать подходящий скоростной режим.
Как оказалось, не нужно обладать каким-то особенным талантом, чтобы правильно перестраиваться в потоке машин. В этом деле нет никаких хитростей. Все элементарно — нужно всегда быть внимательным и спокойным на дороге. Не стоит пренебрегать правилами, которые созданы для нашей с вами безопасности.
Не старайтесь обогнать саму жизнь, бывают обстоятельства, которые выше наших сил. Уважайте других автолюбителей. Удачи на дорогах!
Существует большой риск стать виновником ДТП, если вы не знаете, как правильно перестраиваться. Рассмотрим советы по маневрированию в плотном потоке.
Положение о перестроении находится в главе 8 ПДД. Пункт 8.4 гласит: водитель, желающий сменить полосу движения, должен уступить дорогу ТС, движущимся в попутном направлении без изменения направления движения. При одновременном перестроении двух автомобилей право первоочередного маневра имеет водитель, находящийся по правую сторону. Рассмотрим правило на конкретных примерах.
- Автомобиль перед вами перестраивается в ваш ряд, вы не меняете направление. Согласно ПДД, уступать ему вы не обязаны. Сделать это вы можете по собственному желанию, но виновником вы не будете.
- Вы желаете занять полосу, по которой позади вас прямолинейно движется авто. В таком случае вы должны уступить ему дорогу либо увеличить дистанцию, чтобы не создать ему помеху при перестроении.
- Вы перестраиваетесь в левую полосу. Находящийся в этом ряду автомобиль показывает поворотником, что хочет занять ваш ряд. В таком случае вы имеете преимущество.
- Вы перестраиваетесь в правый ряд. Если в этот момент водитель с этой полосы перестраивается в ваш ряд, вы обязаны уступить ему дорогу. Действует правило – «помеха справа».
В общих чертах пункт 8.4 можно выразить следующими тезисами:
- если вы не желаете перестраиваться, то и уступать согласно ПДД никому не обязаны;
- при перестроении вправо вы должны в любом случае уступить дорогу («помеха справа»);
- при перестроении влево одновременно с водителем, желающими занять вашу полосу, вас обязаны пропустить.
- Нужно знать
- Двигатель
- Питание двигателя
- Узлы
- Коробка передач
- Безопасность
- Подвеска
- Электрооборудование
- Сцепление
- Зажигание
- Кузов
Как избежать ДТП при перестроении, ответственность за аварию
Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:
- перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
- он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
- автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
- при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.
Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:
- желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
- если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
- уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
- если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
- выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.
Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:
- Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.
Водитель машины, следующей впереди, может отслеживать действия второго автомобилиста лишь с помощью автомобильных зеркал, что гораздо труднее. В такой ситуации работает скорее здравый смысл, чем правила. Возможно, водителю едущего сзади авто стоит убавить скорость, чтобы пропустить находящегося впереди и избежать столкновения. Обоим нужно также принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.1 ПДД:
При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
- Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:
Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:
- S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
- F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.
Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:
- если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
- если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.
Авария при перестроении: кто виноват?
Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.
Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.
Перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. Виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу. То есть водитель, перестраивающейся машины. По правилам он должен дождаться, пока проедет левое ТС (пункт 8.4 ПДД). И лишь потом перемещаться на этот ряд самому. Правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.
Каждый водитель должен четко знать порядок своих действий в случае, если произошло ДТП, независимо от того, является он виновником нарушения либо пострадавшей стороной. В случае, если на дороге произошла авария, то ее участник, в соответствии с пунктом 2.5. ПДД, должен выполнить следующее:
- включить аварийную сигнализацию на автомобиле, если он оборудован ею, а также установить аварийный знак. В зависимости от того, где случилась авария, разнятся требования по расстоянию, на котором он должен быть выставлен по отношению к месту столкновения. Так, в городской местности знак должен устанавливаться на удалении 15 метров от места столкновения, а за пределами города – 30 метров. Если же ДТП произошло за непросматривающимся поворотом, то знак выставляется перед ним, для заблаговременного предупреждения других участников движения о неприятной ситуации на дороге;
- все участники аварии, а также их автотранспорт, должны оставаться на месте столкновения до того момента, пока не приедут инспектора ГИБДД. Если же автомобили участников столкновения загораживают проезд и создают трудности для движения другому автотранспорту, то они могут быть убраны с проезжей части в том случае, если во время аварии пострадало только имущество. Однако большинство автоэкспертов рекомендует не торопиться убирать автомобили с места аварии, а предварительно набрать на телефон «горячей линии» полиции и получить консультацию от дежурного сотрудника ГИБДД относительно возможности убрать транспортное средство с проезжей части;
- если принято решение убрать автотранспорт с дороги, то водитель должен зафиксировать положение автомобилей, участвовавших в происшествии. Сделать это необходимо в письменном виде, а также зафиксировав на фото либо видеокамеру, с привлечением свидетелей самой аварии;
- в случае, когда в результате столкновения автомобилей присутствуют пострадавшие граждане, то им необходимо оказать первичную помощь, а также вызвать на место происшествия бригаду скорой помощи;
- также необходимо попросить свидетелей аварии, которые не могут оставаться длительное время на месте происшествия, оставить свои контактные данные. В таком случае, представители ГИБДД, прибывшие на место ДТП, смогут связаться со свидетелями, при необходимости получения дополнительных разъяснений относительно аварии, и быстрее определить виновника столкновения. Если же свидетелей на месте происшествия не оказалось, а в прилегающем районе расположены жилые дома либо торговый центр, можно обойти данную территорию и постараться определить, нет ли там людей, которые могли быть свидетелями аварии;
- набрать в ГИБДД и сообщить о самом событии и месте происшествия;
- если же в результате столкновения при перестроении, пострадавшие лица отсутствуют, в самом ДТП участвовали только два автомобиля, и участники сходятся во мнении относительно виновника аварии, то в праве водителей ограничиться составлением Европротокола, без вызова на место происшествия представителей ГИБДД.
Также нужно порекомендовать сохранять спокойствие и рассудительность. Также нужно помнить, что во время перестроения приоритетное право движения находится у автомобилей, которые двигаются по полосе движения, а также того автотранспорта, которые заранее уведомил участников движения о планируемом маневре при помощи включения указателя поворота.
В случае, если водителю необходимо выполнить перестроение из одного ряда движения в другой, он должен учитывать не только сам маневр, но и дополнительные нюансы, такие как скорость движения собственного авто и других участников, а также расстояние до других автомобилей.
В случае необходимости выполнения перестроения, водитель должен следовать следующим правилам:
1. Водитель автотранспорта обязан заблаговременно уведомить всех участников движения о запланированном маневре, путем включения указателей поворотов, а в случае, если они не работают, жестами руки.
2. Совершая перестроение, водитель обязан пропустить те автомобили, которые двигаются по полосе движения не изменяя своего направления и не осуществляя маневрирования.
Если столкновение двух автомобилей случилось в тот момент, когда оба водителя выполняли маневр по перестроению, необходимо выяснить, какое транспортное средство находилось ближе к правой части дороги. Именно водитель данного транспортного средства имел преимущество при выполнении взаимного маневра, соответственно водитель автомобиля, который двигался слева, должен был предоставить ему преимущество. В данной ситуации действует принцип так называемой «помехи справа».
Кто уступает при перестроении и кто виноват в ДТП?
В случае возникновения такого ДТП установить виновного будет достаточно просто. Независимо от того, когда был включен сигнал левого поворота, водитель автомобиля, который совершал маневр, был обязан пропустить вперед абсолютно все транспортные средства, которые двигались по левой полосе, не меняя своего направления движения.
Если водитель совершал маневр перестроения с левой полосы движения на правую, в результате чего произошло столкновение, то виновным будет именно тот участник движения, который двигался по левой полосе. Согласно действующим требования ПДД, автомобиль, при движении по левой полосе, должен пропустить весь автотранспорт, передвигающийся по правой стороне.
Размер штрафа, который будет выписан в адрес нарушителя, будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Прежде всего, представители ГИБДД, прибывшие на место аварии, должны установить какой пункт ПДД был нарушен. Именно этот момент будет определять взыскание, положенное для нарушителя.
Наиболее часто сумма денежного штрафа будет определяться такими статьями КоАП:
- Не включение указателя поворота при перестроении, приведшее к ДТП – статья 12.14. Размер наказания – 500 рублей.
- Долгое выполнение маневр, приведшее к столкновению автотранспорта – ст. 12.16 часть 1. Денежное наказание – 500 рублей.
- Непредоставление преимущества участникам движения при выполнении перестроения на перекрестке часть 2 статьи 12.13. Полагаемое взыскание – 1 тысяча рублей.
- Создание помехи на перекрестке тем автомобилям, которые выполняют поперечное движение (статья 12.13 часть 1). Полагаемое наказание – 1 000 рублей.
- Нарушение скоростного режима при выполнении перестроения (статья 12.9). Сумма штрафа – от 500 рублей до 5 тысяч.
Дополнительно, в случае доказательства, водитель может быть наказан штрафом в 500 рублей за нарушение требований дорожной разметки. Еще одна санкция – 1 тысяча рублей, будет положена нарушителю, если он не установил аварийный знак после произошедшего ДТП.
Также, независимо от суммы штрафа, нарушитель должен в полной мере возместить ущерб пострадавшему лицу либо лицам. В случае, когда в результате аварии здоровью пострадавших причинен тяжкий вред либо есть погибшие, то ответственность из административной автоматически становится уголовной.
В заключении нужно отметить, что каждый водитель должен помнить о той ответственности, которую он несет, сев за руль автомобиля. Необходимо четко придерживаться всех норм и правил ПДД, а также заблаговременно уведомлять всех участников движения о запланированном маневре.
Перестройка автомобиля в ПДД – это смена полосы движения транспортного средства. Без такого маневра тяжело представить вождение ТС по городским дорогам. С перестройки начинаются обгон тихоходного ТС, объезд препятствия, разворот, опережение или поворот. Однако некоторые автомобилисты злоупотребляют таким стилем вождения, нарушая все пункты ПДД. За это водители штрафуются сотрудниками дорожной инспекции. Более того, перестройка не по правилам может привести к человеческим жертвам. По этой причине водители совершившие наезд на встречную полосу движения караются по самым строгим законам.
Правила, которые регулируют перестройку автомобиля на дороге регламентированы пунктами №8.1 и 8.4 Правил дорожного движения.
Сложнее всего бывает определить виновного в ДТП если дорога многополосая или имеются факторы, которые трактуются в пользу участников аварии. К таковым можно отнести:
- столкновение двух автомобилей, одновременно совершивших перестроение. Здесь будет учитываться скорость движения, дистанция между машинами, а также время включения поворотников;
- если колон авомобилей больше, чем разделительных полос на дороге. Сотрудникам ГИБДД потребуется отследить кто из автомобилистов по какой полосе двигался изначально, а также кто начал и совершил обгон;
- превышение скорости при совершении перестроения;
- оба автомобилиста едут по параллельным разметкам и сталкиваются.
Виновник будет привлечен к ответственности только в том случае, если нарушение будет доказано.
Согласно КоАП РФ, штраф за ДТП при перестроении авто в 2018 году составляет:
- от 500 руб до 5 тыс руб — за превышение скоростного режима;
- 500 руб — за длительное совершение маневра и создание помехи на дороге.
Помимо этого автомобилист лишается водительских прав на срок до 6 мес.
Кто должен уступать при перестроении и кто будет виноват в дтп?
Во избежание аварий при перестроении рекомендуется:
- придерживаться правого края на своей полосе движения. Так минимизируется риск столкновения двух авто;
- не пересекать разметку дороги без намерения перестроиться;
- внимательно осматривать дорогу при совершении маневра;
- перестраиваться плавно, без совершения резких движений.
Помимо этого необходимо своевременно включать поворотники.
Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:
- перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
- он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
- автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
- при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.
Перестройка автомобиля в ПДД – это смена полосы движения транспортного средства. Без такого маневра тяжело представить вождение ТС по городским дорогам. С перестройки начинаются обгон тихоходного ТС, объезд препятствия, разворот, опережение или поворот. Однако некоторые автомобилисты злоупотребляют таким стилем вождения, нарушая все пункты ПДД. За это водители штрафуются сотрудниками дорожной инспекции. Более того, перестройка не по правилам может привести к человеческим жертвам. По этой причине водители совершившие наезд на встречную полосу движения караются по самым строгим законам.
Правила, которые регулируют перестройку автомобиля на дороге регламентированы пунктами №8.1 и 8.4 Правил дорожного движения.
Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:
- желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
- если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
- уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
- если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
- выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.
Особого внимания заслуживает дорожно-транспортное происшествие, которое произошло при выполнении автомобилистом перестроения в правый ряд. В соответствии с нормами российского законодательства, в данном случае виновников аварии будет признан водитель, который передвигался в левом ряду.
По правилам дорожного движения, автомобилист должен был убедиться в том, что водители, двигавшиеся по правой стороне, дают ему возможность выполнить данный маневр.
Даже если в крови водителя, осуществлявшего движение по правой стороне, будет найден алкоголь, виновником ДТП все равно будет признан автолюбитель, осуществлявший движение по левой стороне. Однако автолюбитель, который находился за рулем транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, также будет привлечен к ответственности за нарушение данного ПДД.