Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем обернется невнимательным водителям наезд на пешехода на тротуаре и во дворе?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В результате чтобы определить, кто несет гражданскую ответственность, необходимо изначально разобраться с ответственностью административной и правомерностью действий водителя. Если не было нарушения ПДД, то виноватым будет владелец животного, а если животное дикое или бродячее – то никто. Вероятность взыскать стоимость ремонта автомобиля с государства в этом случае равна нулю.
Самым мягким видом наказания по праву считается гражданская ответственность. Данный вид наказания трактуется как причинение вреда особо опасным объектом. В соответствии с нормами законодательства, при привлечении автолюбителя к такому виду ответственности, он обязан возместить причиненный пострадавшему ущерб. В данную категорию входит возмещение как морального, так и материального вреда.
Требованиями гражданского законодательства установлено, что наезд на пешехода может предполагать привлечение к ответственности и для пострадавшего. В частности, если он причинил вред автомобилю или водителю. Однако на практике такая норма применяется редко и только при наличии достаточного количества доказательств.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия пешеход умер, автомобилист привлекается к следующим видам ответственности:
- Выполнение принудительных работ на срок до 4 лет.
- Лишение свободы на срок до 7 лет.
Обстоятельство, которое отягчает размер ответственности – побег автомобилиста с места аварии. Ранее за данное правонарушение предусматривалась уголовная ответственность, но на данный момент эта норма отменена.
Максимальное наказание за данное нарушение на данный момент – административная ответственность в виде штрафа размером в 1-1,5 тысяч рублей. Помимо этого, водитель лишается своих прав на срок до 1 года или арестовывается на 15 суток.
В рамках законодательства автомобилист может быть привлечен к уголовной ответственности за оставление человека в опасности – за неоказание помощи пострадавшему в результате столкновения человеку. Однако на практике эту ситуацию очень сложно доказать, поэтому водители привлекаются к ответственности по этому основанию достаточно редко.
В такой ситуации истец может потребовать возместить ему причиненный материальный и моральный и материальный вред. В случае с материальным вредом (расходы на лечение, стоимость одежды), его может возместить страховая компания виновника ДТП. А вот моральный ущерб пострадавшего придется выплачивать самому собственнику транспортного средства, так как по закону такое возмещение не входит в страховку.
Размер компенсации за причиненный моральный вред высчитывается судом.
В ситуации, когда наезд на пешехода на тротуаре не принес никакого вреда его здоровью, то к водителю транспортного средства не применяются меры административной и уголовной ответственности. Однако избежать гражданской ответственности не получится.
В этом случае кроме возмещения материального ущерба, автомобилист будет должен уплатить штраф за наезд на пешехода на тротуаре или на пешеходном переходе.
Сбил пешехода на тротуаре: ответственность
Ответственность за наезд на пешехода на тротуаре может быть назначена и для самого пострадавшего. Но даже при наличии его вины, он все равно может потребовать от автомобилиста возмещения причиненного морального вреда. Страховая компания, в свою очередь, будет должна возместить материальный ущерб, к примеру, затраты на лечение.
В этой ситуации водитель, который сбил пешехода на тротуаре, при наличии в таком столкновении вины пострадавшего, он имеет право привлечь последнего к административной ответственности. В частности, он может рассчитывать на получение материального ущерба. Для этого требуется осуществить независимую оценку причиненного вреда.
Обозначить место аварии на дороге. Прежде всего, шофер обязан поставить знак «аварийная остановка». Это поможет другим заранее увидеть и объехать место аварии.
Вызвать скорую. Участник аварии, в которой пострадали люди, обязан оказать им первую помощь и вызвать скорую. Это сказано в п. 2.6 правил дорожного движения.
Увезти самостоятельно. Водитель обязан отправить пострадавшего в медучреждение, если он в тяжелом состоянии, а скорая не успевает приехать. Можно использовать свою или попутную машину.
Если участник аварии повез пострадавшего на своей машине, он оставляет свои данные свидетелям или другим участникам ДТП. Это могут быть телефон, адрес регистрации, госномер авто и номер СТС.
Вернуться на место ДТП. После того как потерпевший окажется в больнице, водитель должен вернуться на место происшествия.
Как классифицируют наказания. Минздрав определил правила классификации увечий, нанесенного пострадавшему:
- легкий вред — кратковременное расстройство здоровья, до 21 дня;
- вред средней тяжести — например, вывихи и другие травмы, на заживление которых потребовалось больше 21 дня;
- тяжелый вред здоровью — например, прерывание беременности, потеря зрения, внутричерепная травма, почти все виды переломов — список обширный.
Легкий вред. Когда потерпевший получил ушиб или ссадину, водителю грозит наказание от штрафа в 2500 рублей до лишения прав на 1,5 года.
Строгость санкций обусловлена тем, совершал ли водитель подобные действия и его законопослушности ПДД в целом. Если это первое нарушение, водителю выпишут денежный штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе. Если он неоднократно нарушал правила и тем более сбивал пешеходов, инспектор передаст копию протокола в суд. Лишить прав может только судья. Заметим, что штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе и за пределами разметки — одинаковы.
Вред средней тяжести. За такие последствия аварии водителя накажут — от штрафа в 10 000 рублей до 2 лет лишения прав.
Тяжкий вред. За такие травмы у сбитого пешехода водителя посадят на срок до 3 лет.
Отвечать перед законом за непреднамеренную аварию на пешеходном переходе захочет не каждый водитель. Некоторые поддаются слабости и скрываются, хотя согласно ст. 265 УК РФ этого делать нельзя. Что может сделать пострадавший, когда второй участник инцидента решил избежать наказания?
Прежде всего, если сбила машина на пешеходном переходе, необходимо постараться запомнить марку, цвет и, по возможности, номер автомобиля, а также внешнее описание того, кто находился за рулем. Затем опросить свидетелей и дождаться полицейских, которым следует подробно рассказать о случившемся и указать приметы виновного. Необходимо записать координаты очевидцев для возможности связаться с ними в дальнейшем в случае необходимости.
Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел
- Наказание за наезд на пешехода зависит от последствий ДТП. За легкий вред можно получить штраф 2500 рублей, за умышленный наезд на пешехода с последующей его смертью — до 15 лет тюрьмы.
- Если нанести потерпевшему вред легкой или средней тяжести, виновника оштрафуют или лишат прав.
- Если пострадавший получил тяжелый вред здоровью или погиб, будет тюремный срок. За умышленный наезд на человека наказание то же.
- Если потерпевшему пришлось тратить деньги на лечение, страховая вместо виновника покроет все расходы. Компенсации по ОСАГО — до 500 000 рублей.
- Чтобы получить эти деньги у страховой, пострадавшему или его представителю необходимо обратиться в страховую виновника с документами, которые подтвердят факт ДТП и докажут, что на лечение были потрачены деньги.
- Если у виновника аварии нет полиса, потерпевшим придется взыскивать деньги за лечение через суд.
Все статьи автора: Евгений Леснов
В этом случае ответственность становится ещё жёстче. За наезд на 2 и более человек, у которых в результате аварии наступила гибель, водителя ожидает наказание в виде (ч.5 ст. 264 УК):
- придуительные работы до 5 лет,
- лишение свободы до 7 лет.
Если же у автолюбителя подтверждено алкогольное опьянение, то ему угрожает часть 6 статьи 264 УК с лишением свободы от 4 до 9 лет.
Возникновение аварии на дороге происходит не всегда по вине автолюбителя. Пешеход является равнозначным участником дорожного движения, и ответственность на нем лежит не меньшая (согласно ст. 1064 ГК РФ). Если он нарушил ПДД и виновен в совершении наезда владельцем ТС, ему грозят следующие виды наказания:
- выплата компенсации за причиненный ущерб ТС (ст. 1064 ГК РФ)
- штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей за вред здоровью легкой/средней тяжести (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ);
- принудительные работы либо пребывание в тюрьме 2 года за тяжелые увечья (ч. 1 ст.268 УК РФ);
- лишение свободы сроком на 4 года за смерть водителя (ч. 2 ст.268 УК РФ);
- тюремное заключение на 7 лет за летальный исход двух человек (ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Кроме того, на пешехода накладывается обязанность выплатить деньги за материальный ущерб (неисправность запчастей). Однако на практике добиться справедливости в плане финансовой компенсации оказывается намного сложнее, хотя в законе четко оговариваются моменты взыскания ответственности как с владельца авто, так и с пешехода.
Наезд на тротуаре на пешехода почти всегда оказывает физический и моральный вред различной степени тяжести. В зависимости от ситуации контакт автомобиля или другого вида ТС с прохожим может окончиться без травм, в более серьезных случаях — летальным исходом. Так или иначе, оба участника столкновения – и пешеход, и водитель испытывают душевное потрясение от случившегося. В таком состоянии пострадавшая сторона вправе взыскать с нарушителя компенсацию, а правоохранительные органы — привлечь нарушителя к уголовной ответственности.
В случае ДТП, водителю необходимо придерживаться определенного порядка действий, а именно:
Для водителей автотранспорта ответственность за наезд на пешехода всегда зависит от степени тяжести причиненных травм.
Выделяют три градации:
- легкие ушибы;
- травмы средней тяжести;
- тяжкие телесные повреждения.
Смерть пешехода всегда рассматривается как крайне негативное последствие ДТП, на основании чего водитель привлекается к уголовной ответственности и может быть лишен свободы.
Меры наказаний для водителей за наезд на пешехода:
- При нанесении травм легкой степени тяжести (потеря трудоспособности на срок до 21 дня), водителю назначается административный штраф в размере от 2 500 до 5 000 руб, а также лишение водительских прав до 1 года (статья №12 КоАП РФ);
- За травмы средней тяжести (свыше 21 дня, но менее 1/3 общей трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тыс руб и лишение водительских прав на 2 года;
- За нанесение тяжелого вреда здоровью (потери жизненно важного органа), водитель привлекается к штрафным взысканиям в размере 50 000 рублей.
Автотранспорт — источник повышенной опасности, поэтому водитель должен быть предельно внимательным на дорогах, следовать всем указателям, а также строго соблюдать ПДД.
Чем обернется невнимательным водителям наезд на пешехода на тротуаре и во дворе?
Тротуар – специальная зона, предназначенная для движения пешеходов. Любой контакт с движущимся транспортом на тротуаре порождает вопрос о правомерности его нахождения на запрещенной территории. В редких случаях виновным ДТП оказывается пешеход. Однако такое нарушение может произойти если:
- прохожий умышленно бросился под движущийся транспорт;
- гражданин находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и не отдавал отчет совершаемым действиям;
- человек препятствовал движению авто по тротуару.
В этих случаях суд может освободить от уголовной ответственности водителя. Также потерпевший вправе требовать возмещения ущерба, причиненного транспорту.
Смертельный исход при наезде на пешехода в запрещенном для движения месте (тротуаре, переходе) влечет за собой уголовную ответственность по статье №264 УК РФ. К водителям также применяются различные виды наказания вплоть до лишения свободы на срок до 9 лет.
Вред в результате наезда может быть незначительным. Тем не менее в результате столкновения пешехода с автомобилем может быть повреждено или испорчено имущество (порвется одежда, повредится детская или инвалидная коляска и т.д.). Если стороны не смогут прийти к соглашению о возмещении ущерба, необходимо вызывать на место происшествия ДПС и составлять административный протокол. Наказание за наезд на тротуаре на пешехода обернется для водителя административным штрафом по статье №12 КоАП РФ.
Водитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если сумеет доказать, что двигался по тротуару не нарушая ПДД, а смерть или тяжкий вред здоровью пешехода наступили вследствие грубой неосторожности с его стороны.
Однако от возмещения материального ущерба по гражданскому иску потерпевших (обычно родственников погибшего) водитель не освобождается.
При наезде на пешехода водитель может избежать наказания в следующих ситуациях:
- правомерное движение транспорта по тротуару;
- грубая неосторожность со стороны прохожего;
- совершение умышленных действий пешехода, которые препятствовали движению авто.
В этих случаях водитель освобождается от административной или уголовной ответственности, но не от выплаты морального и материального ущерба.
Чем грозит наезд на тротуаре на пешехода?
Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:
- лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
- средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.
Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного вреда здоровью пострадавшему, вплоть до летального исхода. Меры наказания установлены ст. 264 Уголовного кодекса (УК РФ).
УК РФ разделяет ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего водителем, находившемся в момент аварии в трезвом виде и в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, учитывается, оставлял ли виновный водитель место совершения ДТП или нет:
- если виновный водитель был трезв и не оставлял место происшествия, применяется одна из следующих мер (ч. 1 ст. 264): ограничение свободы до 3 лет;
- принудительные работы до 2 лет;
- арест до 6 мес;
- лишение свободы до 2 лет;
- принудительные работы до 5 лет;
Максимальную ответственность УК РФ предусматривает за нарушение ПДД, повлёкшее смерть потерпевшего.
Московский областной суд отменил обвинительный приговор, вынесенный в отношении водителя, сбившего женщину, которая переходила дорогу на запрещающий сигнал светофора. Защитники обвиняемого, адвокат МКА «Адвокатская Коллегия Номер Один» Александр Коршунов и адвокат АП г. Москвы Мартин Зарбабян рассказали «АГ» подробности дела.
4 июля 2015 г. З., управляя своим автомобилем, совершил наезд на Б., переходящую дорогу на запрещающий для нее сигнал светофора. От полученных травм женщина скончалась на месте.
В связи с ДТП было возбуждено уголовное дело по признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК. В последующем в качестве обвиняемого был привлечен З. Следствие посчитало, что З. проявил преступную небрежность, поскольку ехал «со скоростью, не обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД», не принял во внимание дорожно-транспортную ситуацию и не снизил скорость, чем создал опасную ситуацию. Кроме того, поскольку он не применил экстренное торможение, приближаясь к переходящей дорогу на красный свет женщине, З. перевел опасную ситуацию в аварийную, в результате которой Б. погибла.
По мнению следствия, своими действиями З. нарушил требования п. 1.3, п. 1.5, п. 8.1 и п. 10.1. Правил дорожного движения и тем самым совершил преступление, наказание за которое предусмотрено ч. 3 ст. 264 УК, т.е. нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Уголовное дело рассматривалось в Щелковском городском суде Московской области.
В судебном заседании З. вину не признал и настаивал на том, что он не нарушал Правила дорожного движения. Он отметил, что когда на разрешающий сигнал светофора подъезжал к регулируемому пешеходному переходу, перед ним неожиданно появилась Б. Кроме того, он указал, что по факту данного ДТП в отношении него было вынесено девять постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
В апелляционной жалобе Александр Коршунов заметил, что, по мнению суда, поведение Б. не было противоправным. Однако из обвинительного заключения следует, что она появилась на дороге на запрещающий для нее сигнал светофора. Кроме того, как показал на допросе Х., на островке безопасности находились люди, которые не успели закончить переход. Там же могла остановиться и Б.
Свидетели подтвердили, что переход можно завершить за один разрешающий сигнал. В данном случае поток, в котором двигался З., набрал скорость около 60 км/ч, что говорит о том, что Б. оканчивала переход на запрещающий сигнал светофора и не имела права появляться на другой его половине в соответствии с п. 4.6 ПДД.
Также отмечалось, что при достижении островка безопасности у Б. прекращалось преимущественное право пешехода и начинал действовать не только п. 4.6 ПДД, но и п. 1.2, согласно которому участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. В связи с этим вывод первой инстанции о том, что З. должен был дать Б. закончить переход проезжей части, противоречит названным пунктам ПДД, а также п. 1.5, обязывающему участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения.
В апелляционной жалобе указывалось, что по делу было назначено шесть автотехнических экспертиз, на основании четырех из которых шесть раз выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и три раза уголовное дело прекращалось. Только две экспертизы были проведены по исходным данным, взятым из первоначальной схемы места ДТП или имели одно из исходных данных, близкое к ней. Эти экспертизы установили отсутствие технической возможности у З. избежать наезда на Б.
Также адвокат обратил внимание на то, что в показаниях свидетелей Г. и Х., данных ими первоначально и в ходе судебного заседания, имелись противоречия, которые были устранены судом, который установил, что Г. и Х. видели только последствия ДТП, так как двигались в попутном с З. направлении.
Кроме того, защитник указывал, что экспертизы были проведены на основании показаний данных свидетелей о точном месте совершения наезда, от которых они впоследствии отказались, а также что обозначенное в конечном итоге расстояние от ограждения до места наезда было определено следователем при проведении следственного эксперимента из-за неверного интерпретирования схемы ДТП.
Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.
Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом
…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.
В случае причинения вреда здоровью граждан от наезда транспортного средства будут устанавливаться все юридически значимые обстоятельства происшествия. Ключевое значение будет иметь вина водителя или пешехода, от установления которых будет зависеть наказание.
Вина пешеходов может устанавливаться в следующих случаях:
- передвижение по территории дорожного полотна при отсутствии светоотражающих элементов на одежде и личных предметах;
- переход или перебегание дороги перед проезжающим автомобилем вне установленных разрешенных зон;
- движение через проезжую часть при запрещающем сигнале светофора или под действием ограничительного дорожного знака.
Причины такого противоправного поведения могут быть различными (невнимательность, спешка и т.д.), однако на характер ответственности будут влиять только наступившие последствия.
В случае неумышленного причинения тяжкого вреда здоровью субъектам или их смерть, виновник может привлекаться к уголовной ответственности. Если последствия не носят тяжкий характер, ответственность и возможные санкции будут наступать по нормам КоАП РФ. Помимо этого, виновное лицо будет обязано возместить расходы на лечение пострадавших лиц и компенсировать моральный вред.
Случаи, когда в наезде виновато лицо, управляющее транспортным средством, потенциально чреваты не менее тяжкими последствиями. Типичными случаями, когда по вине водителя транспортного средства происходит наезд на человека, являются:
- превышение допустимого скоростного режима при движении в жилых зонах, на придомовой территории или в непосредственной близости от пешеходных переходов;
- нарушение Правил дорожного движения при проезде через перекрестки либо вблизи остановок общественного транспорта;
- невнимательность водителя при управлении автомобилем при движении во дворах многоквартирных или частных домов.
Для начала стоит разобраться, в чем разница между дворовой территорией и жилой зоной. Первая — это участок, прилегающий непосредственно к дому. На нем нет ни тротуаров, ни дорог. (Обычно это детская площадка либо газончики с лавочками.) А вот жилая зона — это дорога, разделенная на тротуары и проезжую часть.
СПРАВКА! Конкретных ПДД на дворовой территории не существует. Водители ориентируются на законы, регламентируемые проезд по жилой зоне.
Итак, что должен знать управляющий транспортным средством:
- Скорость не должна быть выше 20 километров в час.
- Даже при отсутствии знака «Велосипедное движение» велосипедист имеет преимущество перед другими ТС (но не забываем, что самые главные – пешеходы).
- Не разрешается оставлять заведенный автомобиль без движения дольше, чем на 5 минут. Решил постоять – глуши двигатель.
- Запрещается проезжать и парковаться на газонах.
- Наложен запрет на учебную езду.
- Не допускается стоянка грузового транспорта, масса которого превышает 3,5 тонны. Для этого предусмотрены спецстоянки.
- Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу другим транспортным средствам.
Апелляционный суд рассмотрел постановление ГИБДД, которым пешеход был оштрафован за то, что двигался по правому краю проезжей части в жилой зоне, но решила сместиться влево и посмотрела налево лишь после первых пары шагов. Получила удар в бок ехавшим до 20 км/ч автомобилем.
ГИБДД оштрафовало пешехода на 1000 рублей, обвинив в создании необоснованной помехи и игнорировании требований ПДД убедиться в безопасности движения перед маневром. Суд поддержал, оставил постановление ГИБДД в силе.
ДТП с пешеходом: как действовать водителю и пострадавшему
Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.
Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими.
-
В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.
При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.
При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.
Подробности в статье:
Осмотр места происшествия при ДТП
Последовательность действий водителя при оформлении ДТП
-
На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.
Подробности в статье:
Протокол осмотра места ДТП образец
-
Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.
При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.
-
В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.
Подробности в статье:
Трасологическая экспертиза при ДТП
-
Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).
-
Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.
Подробности в статье:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
-
По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.
Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.
Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.
Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.
Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.
При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.
Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог это сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением и др.), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.
Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.
Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.
Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.
При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам, будем рады вам помочь.
- Все о ДТП и автостраховании
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.
И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.
- Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.
- Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.
- Их три:
Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России — компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.
Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения — срок определяется органами власти.
Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения — 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.
Другая вариация — если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении — очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.
В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон — суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.
Если человек после столкновения с автомобилем умер, то виновный привлекается к другим мерам уголовной ответственности:
- заключением в тюрьме — до 7 лет (при одном умершем);
- привлечением к полезному труду — до 4 лет.
Уголовный кодекс России содержит 2 случая с наездом, которые регулируются согласно нему:
- нанесение пешеходу увечий тяжёлой степени;
- смерть пешехода.
При назначении санкции учитываются обстоятельства ДТП. Так, если водитель был нетрезвый или под действием наркотических веществ, то его положение усугубляется, ему могут назначить высшую меру наказания — 7 лет тюрьмы.
Задеть машинкой человека — попасть под статью сходу из 3 кодексов.
Зависимо от последствий происшествия шофер привлекается к различным мерам ответственности — от штрафа до лишения свободы, но своевременные и грамотные деяния могут облегчить его положение либо совсем высвободить от санкций. Какие санкции угрожают водителю за наезд на пешехода и как их может быть смягчить и даже избежать?
Сбить человека — это не только лишь административная либо уголовщина, да и психическая травма как для водителя, так и для пешехода, в особенности если это представитель слабенькой части населения: ребёнок, инвалид, человек преклонного возраста, беременная. В русском законодательстве эта неувязка усугубляются нередкой несправедливостью санкций для обеих сторон.
В Конституции Рф установлена презумпция невиновности — она говорит, что обвиняемый не должен обосновывать свою невиновность, пока не будут найдены настоящие подтверждения его правонарушения.
И эта презумпция применяется и при появлении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виноватым автоматом считается управляющий машинкой, поэтому что она — средство высочайшей опасности для остальных участников движения. И водителю приходиться обосновывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии вреда кару либо собственному здоровью — ходатайствовать о компенсации.
- Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют ценность на дороге, а водители как источники опасности несут двойное бремя бдительности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидячий за рулём должен предупредить трагедию либо всеми силами избежать её.
- Непременно прочитайте статью нашего спеца о том, когда устанавливается символ «Пешеходный переход».
- Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.
- Их три:
Санкции коррелируют с различными факторами происшествия.
Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС угрожают:
- штатской;
- административной;
- и уголовщиной.
Меры наказания по ГК Рф являются самыми ординарными — необходимо компенсировать причинённый урон. Предполагается вещественный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — вред, нанесённый личности пострадавшего.
Индивидуальностью гражданско-правового регулирования данной нам ситуации будет то, что к штатской ответственности быть может привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и подтверждена вина пешего.
В судебной практике встречаются оба вида вербования к штатской ответственности, но 2-ой — пореже.
Если Ребенка Сбила Машина во Дворе Дома
За наезд на пешехода не на пешеходном переходе водителю может грозить один из трех видов наказания: гражданская, административная или уголовная ответственность.
1. Самой мягкой является гражданская ответственность. Она трактуется как причинение вреда особо опасным объектом (автомобилем) и предусматривает возмещение водителем нанесенного ущерба – как морального, так и материального (расходов на лечение, упущенного заработка и т.д.). Согласно нормам Гражданского кодекса, наезд на пешехода на пешеходном переходе может предусматривать и ответственность последнего, если он причинил вред водителю или автомобилю. Хотя в судебной практике эта норма применяется крайне редко и преимущественно из-за элементарной юридической неграмотности водителей. К ней изредка прибегают лишь страховые компании с целью уменьшения своих расходов, при этом наличие достаточных доказательств приводит к тому, что суды принимают ее во внимание.
2. Что касается административной ответственности, то в 2016 году она не претерпела каких-либо изменений. Согласно статье 12.24 КоАП, наказание за наезд на пешехода представляет собой:
- Уплату штрафа в пределах 2500-5000 руб./лишение прав сроком 1-1,5 года за причинение потерпевшему легких повреждений. К таковым традиционно относят незначительную потерю общей трудоспособности или кратковременное ухудшение здоровья.
- Уплату штрафа в размере 10000-20000 руб./лишение водительских прав на срок до 2 лет в случае причинения пешеходу вреда средней тяжести. Таким, согласно КоАП, принято считать среднюю утрату работоспособности (до 1/3 года) и расстройство здоровья, которое не несет опасности для жизни.
3. Наиболее суровым наказанием за наезд на пешехода на переходе является уголовная ответственность. Если в результате инцидента пострадавший получает тяжкие телесные повреждения, отделаться штрафами водителю не удастся. В этом случае в качестве наказания Уголовным кодексом предусмотрено:
- ограничение свободы (до 3 лет);
- арест (до полугода);
- принудительные работы (максимум 2 года);
- лишение свободы (до 3 лет).
Обязательное наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе – конфискация водительского удостоверения. Максимальный срок лишения прав составляет 3 года, но в конкретном случае он определяется, исходя из тяжести правонарушения.
В случае смертельного исхода ДТП наезд на погибшего пешехода карается:
- принудительными работами (до 4 лет);
- лишением свободы (согласно последним изменениям законодательства – до 7 лет).
Обязательным наказанием за наезд на пешехода на тротуаре со смертельным исходом является конфискация прав.
Еще одним аспектом этой проблемы является побег водителя с места аварии. Раньше за это законом предусматривалось наказание в виде уголовной ответственности. Сегодня эта норма отменена. Максимум, что грозит водителю, покинувшему место происшествия, – административная ответственность. В этом случае ему будет выписан штраф за наезд на пешехода в размере 1000 — 1500 рублей (10-15 МРОТ). Кроме того, он будет лишен прав сроком на 12 месяцев или арестован на 15 суток.
Стоит отметить, что Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за оставление в опасности человека, однако эта норма редко применяется ввиду проблематичности доказывания состава преступления со стороны автомобилиста.
Чаще всего истцы в подобных случаях требуют возмещения материального и морального ущерба. Под материальным вредом подразумевают расходы, которые несет пострадавший в связи с лечением. Как правило, такая компенсация взыскивается без проблем при условии документального подтверждения затрат. С моральным ущербом все намного сложнее. Под ним принято понимать не только физические, но и нравственные страдания, которые терпел истец. Размеры подобной компенсации определяются судом с учетом обстоятельств конкретного дела.
Стоит отметить, что гражданско-правовая ответственность наступает даже в том случае, если вины водителя нет. Например, типичной для нашей страны является ситуация, когда пешеход становится жертвой автомобиля, поскольку переходит дорогу в неположенном месте. Даже в этом случае невиновный водитель вынужден будет предстать перед служителями Фемиды.
Уголовное наказание предусмотрено в том случае, если в результате наезда пешеход получает тяжкие телесные повреждения или погибает. Согласно 264 статье УК РФ, водителю в зависимости от сопровождающих факторов (алкогольного опьянения, неоказания первой медпомощи и т.д.) может грозить лишение свободы сроком от 6 месяцев до 7 лет. Также в обязательном порядке он лишается водительских прав. В особых случаях, согласно ст. 264, водителя, который был нетрезв и стал виновным в смерти более 2 человек, могут приговорить к заключению сроком на 9 лет.
Спустя 6 месяцев после аварии и открытия уголовного дела виновные водители могут быть амнистированы, если они попадают в опубликованный «Постановлением Государственной Думы РФ» список. Это может произойти до или после судебного разбирательства. Под амнистию подпадают:
- несовершеннолетние;
- лица, которые на момент совершения правонарушения не было 18 лет;
- женщины в возрасте свыше 55 лет;
- беременные;
- женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- мужчины в возрасте свыше 60 лет;
- люди с инвалидностью I — III группы;
- мужчины, у которых имеются дети, младше 3-летнего возраста.
Если наезд на пешехода не принес никакого вреда его здоровью, то к водителю не применяются статьи уголовного и административного права. В этом случае он привлекается только к гражданской (материальной ответственности). Кроме того, штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе водителю грозит даже в случае отсутствия у пострадавшего повреждений, если в данной ситуации имело место нарушение автомобилистом ПДД (пересечение сплошной, выполнение маневра на красный свет и т.д.).
Перебегая проезжую часть в неположенном месте, пешеход всегда очень рискует. По ПДД пересечение автодороги допускается только при отсутствии приближающихся машин и по максимально короткому пути. Если водитель сбивает пешехода за пределами пешеходного пути, ему намного легче будет доказать свою невиновность в суде. Беспечность пострадавшего в этом случае обернется для него не только полученными травмами, но и отсутствием компенсации со стороны сбившего его автомобилиста.
Особое место в судебной практике занимают ситуации, когда пострадавшие находились под действием сильнодействующих психотропных препаратов или алкоголя, поэтому неадекватно воспринимали окружающую реальность. Пересекая проезжую часть, каждый пешеход автоматически становится участником дорожного движения наравне с велосипедистом или водителем. Это значит, что, выходя на улицу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он уже нарушает ПДД, что, несомненно, будет учитываться на суде. Поскольку участникам дорожного движения запрещено находится в нетрезвом состоянии, то вина пешехода будет в этом случае налицо. Даже если наезд произошел на пешеходном переходе, ответственность будет возложена на обоих участников дорожного инцидента.
Наезд на пешехода во дворе ответственность
Намного более сложная ситуация возникает, когда наезд происходит на пешеходном переходе. В соответствии с пунктом 14.1 ПДД, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, которые ступают на проезжую часть. Следующим пунктом тех же правил предусмотрено обязательное снижение скорости и даже полная остановка автомобиля в случае замедления или торможения другого транспортного средства перед пешеходным переходом. Эти положения ПДД являются аксиомой и должны применяться каждым водителем на уровне подсознания. Именно поэтому в случае наезда на человека на «зебре» ответственность всегда ложиться на автомобилиста, независимо от обстоятельств.
Для нашего общества стереотипным является мнение, будто у водителя нет никаких шансов избежать обвинительного приговора при наезде на пешехода. Подобная позиция, как правило, объясняется недоверием к российскому правосудию и приводит к неграмотному поведению после инцидента. На самом деле ответственность водителя наступает только в том случае, если его вина в дорожном происшествии будет доказана.
Чтобы отстоять свою невиновность, автомобилисту придется постараться. И прежде всего ему необходимо предпринять ряд мер сразу после совершения наезда. Даже опытный юрист вряд ли сможет помочь водителю, который не потрудился собрать доказательства своей невиновности:
- Первым делом после наезда водитель обязан оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
- После этого ему необходимо зафиксировать обстановку места происшествия и собрать контактные данные свидетелей.
- При наличии в районе столкновения камер наблюдения нужно направить запрос на получение записи в Центр телеавтоматического управления движением автотранспорта. Это желательно сделать как можно скорее, поскольку видеозаписи хранятся всего 3 дня, и в случае промедления вы рискуете потерять ценное доказательство своей невиновности.
С любыми вопросами по поводу таких инцидентов обращайтесь к специалистам компании «АвтоЮристы». Мы подскажем вам, что будет за наезд на пешехода в том или ином случае, посоветуем, как вести себя после инцидента, чтобы избежать ответственности, и поможем оспорить вину за дорожное происшествие. Получить бесплатную консультативную помощь вы сможете по телефону (812) 407-24-36.
Пешеход и водитель являются участниками движения, ровно как и велосипедисты. Но важно не забывать, что в любой ситуации приоритет остается за пешеходом. Что же касается системы наказаний и штрафов за наезд на пешехода на тротуаре, то она абсолютна идентична с мерами наказания за наезд на пешехода во дворе жилого дома.Единственным способом избежать данного наказания является доказательство того, что пешеход намерено кинулся под колеса транспортного средства с целью материальной наживы. Это можно сделать через суд. В некоторых ситуациях судья может полностью освободить водителя от выплаты компенсаций.
Чем обернется невнимательным водителям наезд на пешехода на тротуаре и во двореПри определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
- Скорость не должна быть выше 20 километров в час.
- Даже при отсутствии знака «Велосипедное движение» велосипедист имеет преимущество перед другими ТС (но не забываем, что самые главные – пешеходы).
- Не разрешается оставлять заведенный автомобиль без движения дольше, чем на 5 минут. Решил постоять – глуши двигатель.
- Запрещается проезжать и парковаться на газонах.
- Наложен запрет на учебную езду.
- Не допускается стоянка грузового транспорта, масса которого превышает 3, 5 тонны. Для этого предусмотрены спецстоянки.
- Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу другим транспортным средствам.
Любой водитель должен понимать, что садясь за руль транспортного средства, он берет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих (пешеходов и других автомобилистов). Практически ни одно обстоятельство не оправдывает нарушение правил дорожного движения. И помните — каждого из нас кто-то ждет дома. Давайте сделаем так, чтобы этот «кто-то» все таки дождался.