Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные принципы бухгалтерского учета допущения и требования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
|
Версия для печати |
Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129–ФЗ установил следующие требования и принципы ведения бухгалтерского учета в РФ.
- Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в Российской валюте – в рублях.
Это касается всех стадий учетного процесса – оформления первичных учетных документов, ведения регистров бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.
- Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны составляться на русском языке.
- Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Это означает, что в системном бухгалтерском учете и в бухгалтерском балансе организации отражается имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью. Все прочие материальные ценности учитываются на забалансовых счетах.
- Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
- Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам бухгалтерского учета.
- Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
- В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
К капитальным вложениям относятся вложения во внеоборотные активы организации.
- Что понимается под принципами бухгалтерского учета?
- Какой нормативный документ установил требования и принципы ведения бухгалтерского учета в РФ?
- Что такое учетная политика?
- Какие аспекты включает в себя учетная политика ?
- Какие требования учитываются при формировании учетной политики?
- Антони Р.Н. Основы бухгалтерского учета: Учеб. пособие. М.: Триада НТТ, 1992.
- Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: МарТ, 2001.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению: Приказ МФРФ от 31.10.2000 г. №94н.
- Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит; М.: ЮНИТИ, 1996.
- В.А. Ерофеева, Г.В, Клушанцева, В.Б. Кемтер. Бухгалтерский учет с элементами налогообложения. СПб.: Юридический центр Пресс. 2004.
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
- бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
- документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
- оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
- инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
- двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
- бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
- бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
- калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
- простым бухгалтером, не обязательно главным;
- генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
- специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
- при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
- при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
- договоренности предпринимателя они же обязательства;
- имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
- транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные принципы (допущения и требования) бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
- Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
- Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
- Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
- Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
- Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
- Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
- Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
- Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
- Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.
Для нас важны два понимания термина «допущение»: 1) считать возможным и 2) предположить. К счастью, в нашем случае обе трактовки не противоречат, а дополняют друг друга.
В сущности, пункт 6 ПБУ 1/98 носит условный, скорее факультативный характер. Минфин рекомендует и допускает определенные принципы. Их четыре.
1. Имущественная обособленность — собственность организации, обладающей правами юридического лица, не есть собственность лица, которому принадлежит эта организация. Здравый смысл, казалось бы, должен требовать, чтобы собственник отвечал всем своим достоянием за просчеты в управлении принадлежащей ему организации, однако гражданское законодательство предполагает ограничение этой ответственности. Таким образом, актуальным и потенциальным собственникам гарантируется во многих случаях возможность снизить риски от последствий своих решений. Эти положения гражданского законодательства находят отражение в пункте 6 ПБУ 1/98.
2. Непрерывность — организация, созданная однажды, будет работать вечно. Совершенно очевидно, что это утверждение абсурдно, все живое имеет свой конец, а тут подчеркивается бессмертие фирм, которые часто на практике и года не могут просуществовать.
И вот это допущение, кажущееся абсурдным, имеет огромные последствия для бухгалтерского учета:
а) поскольку считается, что предприятие будет существовать вечно, постольку приходится определять финансовые результаты не за время его существования (от регистрации до ликвидации), а все время сталкиваться с промежуточными расчетами за определенный период (месяц, квартал, год). Это создает ту особенность, что понесенные в данном отчетном периоде расходы всегда необходимо сопоставлять с доходами, полученными благодаря ним в этом же отчетном периоде.
б) расходы, понесенные в данном отчетном периоде, но способствующие получению доходов в будущих отчетных периодах, капитализируются и в дальнейшем списываются, уменьшая финансовые результаты будущих отчетных периодов.
в) поскольку капитализированные расходы в одном отчетном периоде списываются на будущие отчетные периоды, постольку и изменять первоначальную оценку (себестоимость) объема нельзя.
Теперь допустим, продолжая старые примеры, куплено пальто. С точки зрения здравого смысла, на его приобретение потрачены деньги, и, следовательно, возникли расходы. Казалось бы, это очевидно, но не спешите. Человек будет это пальто носить t-месяцев, и отсюда расходами будут считаться только доли стоимости пальто приходящиеся на каждый месяц его носки (эксплуатации). Считается, что благодаря фактическому или предполагаемому использованию пальто, предприниматель создает свои доходы. Так, бухгалтеры в течение многих веков пытаются увязать потраченные организацией средства (расходы) с полученными благодаря им выгодами (доходами).
3. Последовательность. Предполагается, что однажды выбранные в учетной политике методологические варианты будут сохраняться на протяжении многих лет. Тут предусматривается обеспечение сопоставимости отчетных данных. Но здравый смысл подсказывает, что хозяйственная ситуация постоянно меняется во времени и, следовательно, администрация организации должна, подстраиваясь к ней, модифицировать и свою учетную политику.
4. Временная определенность. Это допущение коренным образом меняет традиционные представления нормального человека, ибо предполагает, что расходы возникают не тогда, когда потрачены деньги, как думает неискушенный человек, а тогда, когда у этого человека возникло обязательство, требующее его погашения. И, соответственно, доходы образуются не тогда, когда получены деньги или другие активы, а тогда, когда возникает право на их получение. Отсюда весьма распространенные парадоксальные ситуации, когда у фирмы огромные прибыли, а она объявляется банкротом или, напротив, у нее большие убытки, а она, в финансовом положении, процветает.
Вот смысл тех допущений, которые предусматривает пункт 6 ПБУ 1/98.
Легко увидеть, что допущения — это вынужденные разрешения, данные Минфином, с которым все хозяйствующие субъекты вынуждены считаться. Именно они, прежде всего, диктуют необходимость выработки достоверного и добросовестного взгляда, лежащего в основе профессионального суждения бухгалтера.
И допущения, и требования вытекают из основополагающих принципов и правил бухгалтерского учета. Обращаясь вновь к С.И. Ожегову, мы можем узнать, что принцип — это «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т. п.», а правила имеет минимум две трактовки: «положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений» и «постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь».
Отсюда ясно, что допущения вытекают непосредственно из бухгалтерских принципов, а требования прямо или косвенно из правил бухгалтерского учета. Неслучайно вдумчивые люди часто совершенно справедливо утверждают, что нужно ПБУ и другие нормативные документы выводить из принципов бухгалтерского учета, а не наоборот. И это, конечно, правильно.
Так же правильно, как не может быть науки нашей и не нашей, хотя бы потому, что не может быть национальной таблицы умножения. Принципы науки едины всегда и для всех.
Иное дело — изложение теории и практики бухгалтерского учета. Бывает удобнее ссылаться на нормы бухгалтерского права, а не идти каждый раз от Адама, от принципов и даже правил.
Основу бухгалтерского учета составляют принятые допущения и требования, предъявляемые к самому учету.
Допущения вытекают из принципов, требования — из правил.
Состав принципов и правил, а соответственно, виды допущений и требований, меняется в зависимости от изменений в хозяйственной жизни страны.
«Теория учета: просто о сложном»
Источники поступления материалов:
1. Покупка;
2. Безвозмездное получение;
3. Получение по бартеру;
4. Взнос учредителей (участников);
5. от демонтажа оборудования;
6. Из собственного производства и др.
Оформление поступления материалов:
· Приходный ордер М-4
· Карточка учета материалов М-17
· Акт о приемке материалов М-7, если нет сопроводительных документов или имеются расхождения факта с документами (форма М-4 не нужна). Составляется комиссионно, излишек приходуется (с оплатой за него поставщику) или берется на ответственное хранение, по факту недостачи направляют претензию поставщику.
· Требование-накладная М-11, если материалы поступают из своих цехов
· Акт М-35, если приход материалов после демонтажа оборудования
При самовывозе материалов со склада поставщика представителю организации оформляется доверенность на получение товарно — материальных ценностей по установленной форме (М-2, М-2а)
Все учетные документы, кроме складских карточек учета (хранятся на складе и каждая должна быть заверена подписью бухгалтера по материалам) передают в бухгалтерскую службу компании.
Согласно специализированной литературе и действующим нормативно-правовым актам можно сформировать следующие принципы организации и ведения БУ:
- Непрерывность деятельности экономического субъекта. Данное допущение предполагает, что экономический субъект не планирует прекращать свою хозяйственную деятельность в обозримом будущем;
- Последовательностью применения учетной политики хозяйствующей единицы. Данное допущение предполагает, что отраженные в учетной политике субъекта методы ведения БУ применяются последовательно от одного отчетного периода к другому;
- Временная определенность фактов хозяйственной жизни. Данное допущение предполагает, что отраженные в отчетном периоде факты деятельности относятся непосредственно к тому отчетному периоду, в котором они отражены;
- Имущественная обособленность. Данное допущение предполагает, имущество и обязательства хозяйствующей единицы существует отдельно от ее собственников и учредителей, сотрудников.
1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, бюджетной отчетности (далее — бухгалтерская (финансовая) отчетность).
2. Настоящий Стандарт определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, общие правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерского учета (далее — субъекты учета) понимаются:
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации бюджетной сферы, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (далее — учреждения). Положения настоящего Стандарта, установленные в отношении учреждений, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности;
органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — финансовые органы);
органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание).
4. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — субъекты отчетности) понимаются:
учреждения, финансовые органы, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, составляющие на основе данных бухгалтерского учета индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, формирующие бюджетную отчетность (консолидированную бюджетную отчетность), а также органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений полномочия и функции учредителя и составляющие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее — субъекты консолидированной отчетности).
4.1. В случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление и (или) представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии), положения настоящего Стандарта, предусмотренные в отношении субъекта учета, субъекта отчетности (субъекта консолидированной отчетности), распространяются на централизованную бухгалтерию.
15. Субъекты учета ведут бухгалтерский учет в соответствии с положениями настоящего Стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
16. Ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием:
метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты);
принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни;
метода двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансового органа, Рабочий план счетов бухгалтерского учета органа, осуществляющего кассовое обслуживание (далее — Рабочий план счетов субъекта учета), (за исключением учета на забалансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов субъекта учета, по которым учет ведется по простой системе бухгалтерских записей).
Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
17. В целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансовом положении субъекта отчетности в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на достоверную.
Существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой влияет на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При ведении бухгалтерского учета, формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, показатель существенности информации определяется степенью влияния пропуска или искажения такой информации в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности на принятие учредителем субъекта учета, иным пользователем бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического решения, основанного на данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Существенность информации определяется в зависимости от характера и величины анализируемого показателя бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и от степени влияния его отсутствия или искажения на решения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Единый количественный критерий существенности информации для всех субъектов учета и (или) субъектов отчетности не применяется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
18. При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
19. Рабочий план счетов субъекта учета, утверждается субъектом учета в рамках формирования его учетной политики на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета, Плана счетов бюджетного учета, Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений, Плана счетов казначейского учета.
Единый план счетов бухгалтерского учета формируется в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету и создания условий для единообразного применения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, отраслевых стандартов бухгалтерского учета, отражения показателей, необходимых для ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (показателей деятельности субъекта отчетности), в том числе при финансовом анализе исполнения бюджета (бюджетных смет), государственных (муниципальных) заданий (планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений), а также при подготовке их проектов.
35. Объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
36. Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.
Ведение бухгалтерского учета, формирование и публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется исходя из того, что субъект учета контролирует активы в форме имущества, закрепленного за субъектом учета собственником (учредителем) в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения.
37. Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для:
а) использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств);
б) обмена на другие активы;
в) погашения обязательств, принятых субъектом учета.
38. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета, либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе.
39. Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.
Обязательства, принимаемые к бухгалтерскому учету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).
40. Для целей формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности чистые активы субъекта учета рассчитываются как разница между активами и обязательствами субъекта учета на определенную дату. Имущество, которым субъекты учета не отвечают по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается.
Чистые активы субъекта учета могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами).
41. Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).
42. Имущество, переданное субъектом учета собственнику (учредителю), за исключением денежных средств и эквивалентов, ранее полученных им для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности изъятием в пользу собственников (учредителей).
43. Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственником (учредителем).
46. Признание (принятие к бухгалтерскому учету и (или) отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности) и прекращение признания (выбытие с балансового учета и (или) прекращение отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов бухгалтерского учета осуществляется в порядке, установленном настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
47. Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:
а) соответствие объекта бухгалтерского учета определению, установленному настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) уверенности субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета;
в) возможности оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений настоящего Стандарта, кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
48. Прекращение признания (выбытие с балансового учета) объекта бухгалтерского учета осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных выше условий.
49. В случае когда стоимость объекта бухгалтерского учета нельзя оценить с учетом положений настоящего Стандарта, он не признается в бухгалтерском учете, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, при этом информация о нем раскрывается в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (в Пояснительной записке).
50. Если признание доходов в отчете о финансовых результатах деятельности производится в течение нескольких отчетных периодов, расходы, соответствующие этим доходам, должны быть распределены между теми же отчетными периодами.
51. Порядок и методы оценки объектов бухгалтерского учета определяются настоящим Стандартом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
52. Оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости — в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.
Первоначальной стоимостью активов или обязательств, приобретенных (полученных) в результате необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения либо стоимость, отраженная в документах, подтверждающих переход прав на активы (возникновение обязательств).
В случае если объекты бухгалтерского учета, возникшие в результате необменных операций, не могут быть оценены по справедливой стоимости и документы, подтверждающие поступление объектов бухгалтерского учета, не содержат информацию об их стоимости, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка указанных объектов бухгалтерского учета при признании в бухгалтерском учете осуществляется по стоимости, по которой данные объекты учитывались у предыдущего правообладателя (балансодержателя).
При условии, если данные о стоимости приобретаемых в результате необменных операций предыдущего правообладателя (балансодержателя) по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности первоначальная стоимость таких объектов бухгалтерского учета признается в условной оценке — один объект, один рубль.
Активы и (или) обязательства, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, в том числе в результате реорганизации учреждений, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) — по стоимости, отраженной в документах, подтверждающих переход прав на активы, обязательства (в передаточных документах).
Активы, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, в том числе при условии принятия решения об отчуждении после признания в бухгалтерском учете активов по стоимости фактических вложений (стоимости, по которой указанные активы учитывались у предыдущего правообладателя, условной оценке), отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости. Результат переоценки таких активов до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.
53. Определение справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств осуществляется с учетом положений настоящего Стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
54. Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются:
а) метод рыночных цен;
б) метод амортизированной стоимости замещения.
Для определения справедливой стоимости соответствующего вида актива или обязательства используется метод который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета, либо метод, предусмотренный для соответствующего объекта бухгалтерского учета, нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
55. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа.
56. При определении справедливой стоимости актива по методу амортизированной стоимости замещения последняя определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива, в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.
Стоимость восстановления (воспроизводства) актива определяется как стоимость полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива (например, стоимость восстановления здания в случае его разрушения).
Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования (например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком его полезного использования).
75. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, если в пояснениях к ней не указано иное, формируется на основании следующих принципов (допущений):
допущение имущественной обособленности;
допущение непрерывности деятельности;
допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни.
76. Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства субъектов учета (субъектов отчетности) существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей) этих субъектов и активов и обязательств иных собственников имущества (организаций).
При оценке соблюдения допущения имущественной обособленности субъектом учета (субъектом отчетности) принимается во внимание следующее:
а) государственные (муниципальные) учреждения распоряжаются активами, закрепленными за ними собственниками (учредителями) и приобретенными в ходе финансово-хозяйственной жизни, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации**;
б) государственные (муниципальные) учреждения отвечают по своим обязательствам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственники имущества казенных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации***. Собственники имущества государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений не отвечают по обязательствам указанных учреждений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Государственные (муниципальные) учреждения не отвечают по обязательствам собственников имущества (учредителей) этих учреждений.
77. Допущение непрерывности деятельности означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее — обозримое будущее) и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем.
При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем. Изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не являются свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности.
78. Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями).
79. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
80. Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.
81. Проведение инвентаризации обязательно:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользовании#, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
82. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация.
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Результаты инвентаризации реорганизуемого (упраздняемого, ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).
_____________________________
1 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918), от 30 января 2020 г. N 11н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный номер 58191), от 6 апреля 2020 г. N 53н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2020 г., регистрационный номер 58170).
1.1 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 «Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 78).
** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2017, N 7, ст. 1031.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Нормативные документы устанавливают только общие требования и нормативы. Каждый экономический субъект самостоятельно определяет методы ведения бух учета. Ведь единые нормативы не могут учитывать специфику деятельности, организационно-правовую форму, режим налогообложения и прочие характеристики субъекта.
Учитывая нормы и рекомендации, субъект самостоятельно определяет методы и способы, по которым будет вестись работа бухгалтерии. Свод принципов, нормативов, расчетов и инструкций утверждается в отдельном документе — учетной политике.
При подготовке учетной политики следует руководствоваться рекомендациями:
- Сбор, анализ и обработка информации о деятельности экономического субъекта ведется непрерывно.
- Факты хозяйственной жизни компании отражаются на соответствующих счетах рабочего Плана счетов.
- Рабочий план счетов утверждается на основании Единого Плана счетов (Приказ Минфин №94н или Инструкция №157н — для бюджетников).
- Учет и оценку объектов ведут исключительно в денежном выражении. Причем стоимость отражается в российских рублях.
- Операции в иностранной валюте пересчитывают по установленным нормам.
- Учет ведется только на русском языке. Перевод отчетности допустим на иностранные языки, при необходимости.
- Любой факт хозяйственной деятельности должен быть оформлен документально. То есть, составлен первичный учетный документ.
- Данные первичной документации систематизируются в хронологическом порядке в специальных учетных регистрах.
- Бланки учетной и первичной документации экономические субъекты определяют самостоятельно. Бюджетники работают по унифицированным бланкам бух учета Приказа Минфин №52н.
- Инвентаризация активов и обязательств должна проводиться систематически. Периодичность, порядок проведения следует закрепить документально.
Учетная политика, формулирующая основные правила ведения бухгалтерского учета в компании, утверждается отдельным приказом руководства компании. С положениями основополагающего финансового документа должны быть ознакомлены все заинтересованные лица. А с 2020 года учетная политика стала общедоступным документом. Ее необходимо опубликовать на официальном сайте организации.
Также Законом 402-ФЗ установлены ответственные за ведение БУ лица — это руководители организаций. Функция должна быть возложена на главного бухгалтера, либо передана по договору специализированной организации. В определенных организациях (ОАО, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, др.) главбух должен отвечать установленным в Законе 402-ФЗ требованиям.
Все организации, включая субъекты малого бизнеса, обязаны вести бухгалтерский учет (ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Ответственность за ведение бухгалтерского учета несет руководитель организации. В случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации руководители и лица, отвечающие за постановку бухгалтерского учета, привлекаются к административной и уголовной ответственности.
В зависимости от вида деятельности организации, ее организационно-правовой формы, объема учетной работы, степени механизации и автоматизации обработки экономической информации руководитель может:
- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.
Бухгалтерский баланс представляет собой систематизированный отчёт предприятия, где в сжатой форме показано наличие источников финансирования, которыми располагает предприятие и сумма средств образованных за счёт этих источников[5]. В балансе отражаются результаты хозяйственной деятельности за отчётный период и показываются взаимоотношения предприятия с персоналом, государством, банками, поставщиками, покупателями продукции, учредителями. Синтетические данные баланса детализируются в отчетах, прилагаемых к балансу. Составлению годового баланса предшествует инвентаризация основных средств, ТМЦ, расчётов и денежных средств. Перед составлением баланса закрываются распределительные и операционные счета, выполняются расчёты и операции, обеспечивающие полноту и реальность баланса.
Следовательно, баланс и вся система счетов бухгалтерского учёта, связанная с балансом единством методики учёта и построения отчётности, позволяет:
· определить динамику хозяйственного развития организации;
· оценить выполнение плана по показателям эффективности производства, поскольку в приложениях к балансу приводится ряд плановых показателей, необходимых для оценки эффективности использования средств;
· выявить финансовое состояние предприятия на дату составления баланса;
· вскрыть рациональность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает организация;
· проверить законность распределения прибыли, соблюдение требований налоговой, финансовой, расчётной и кредитной дисциплины.
Основное назначение отчета о прибылях и убытках (ф.№2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период.
Отчет состоит из четырех граф: наименование показателя, код, за отчетный период и за аналогичный период предшествующего года. Этот отчёт содержит ряд конкретных показателей.
Все доходы и расходы в форме №2 сгруппированы в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №32н, и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №33н.
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма №2 включает в себя следующие виды доходов и расходов:
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности (строки 010-050);
П. Операционные доходы и расходы (строки 060-100);
III. Внереализационные доходы и расходы (строки 120-160);
IV. Чрезвычайные доходы и расходы (строки 170-180).
Вначале отражаются доходы, полученные от обычных видов деятельности организации. Согласно п.5 ПБУ 9/99, доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно Положению по бухгалтерскому учёту «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) организация при организации бухгалтерского учёта исходит из допущения временной определённости фактов хозяйственной деятельности, т. е. соблюдается принцип начисления, которой предусматривается, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчётному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учёте), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, продукция, товары, работы, услуги признаются реализованными в момент перехода права собственности на них от продавца к покупателю независимо от факта оплаты. Исходя из этого, выручку от продажи показывают при наличии:
момента оплаты, т. е. на дату зачисления платежа от покупателя (заказчика) на расчетные счета или в кассу;
момента отгрузки, т. е. на дату отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов.
Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
- 12.1. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 5.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- 1.1. Предмет, задачи, принципы и особенности бухгалтерского учета, баланс и операции банков Бухгалтерский учет в банке, его объекты, предмет, основные задачи, принципы
- 5.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- 1.2. Основные принципы ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности
- Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности
- §1.1. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия с применением принципов Системы национальных счетов и требований Международных бухгалтерских стандартов
- 17.4ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ТИПЫ БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК
- Требования к ведению бухгалтерского учета, его функции и задачи
- Классификация принципов бухгалтерского учета
- 2.8. Принципы бухгалтерского учета
- 2. ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- 12.3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ. ОБОРОТНЫЕ ВЕДОМОСТИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Положение по бухгалтерскому учету объясняет: в учетной политике бухгалтер и директор фиксируют способы ведения бухучета в своей организации. Вопрос требует серьезного подхода, ведь от элементов учетной политики зависит порядок формирования объектов налогообложения, и все это влияет на финансы компании. Утвердите документ не позднее 90 дней после регистрации фирмы.
Для формирования учетной политики (УП) организация выбирает способы ведения бухгалтерского и налогового учета из нескольких стандартных вариантов или сама разрабатывает процедуры учета на основе требований законов и нормативных актов.
Если деятельность компании не меняется годами, можно не менять и учетную политику. Но при открытии новых видов деятельности, при смене налогового режима или при обновлениях в законах придется корректировать УП.
- ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
- 9. МЕТОДЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ. МЕТОД НАЧИСЛЕНИЙ В УЧЕТЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
- 28. Учетные регистры в бухгалтерском учете
- 8.4. Проверка оценочных значений в бухгалтерском учете
- 5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ (Закон № 129-ФЗ)
- 27.1. Требования к составлению бухгалтерской отчетности
- Требования, предъявляемые к бухгалтерским документам
- Требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности
- Тема 11. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- Тема 5. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- Тема 4. ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- Тема 1. ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
- 5.7. Применимость допущения непрерывности деятельности
- Тема 9. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
- Тема 7. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов, должна отвечать требованиям всех заинтересованных пользователей. В зависимости от интересов различных групп пользователей информацией в системе бухгалтерского учета можно выделить взаимосвязанные подсистемы: финансовый учет; управленческий учет; налоговый учет. Эти виды учета основаны на одной базе первичных данных – документах, оформляющих хозяйственные факты, но представляют разную их интерпретацию и дают разную итоговую информацию.
Финансовый учет отражает состояние имущества, обязательств, капитала и финансовых результатов деятельности организации в едином денежном выражении с целью формирования финансовой отчетности необходимой для внешних и внутренних пользователей.
Управленческий учет представляет собой систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию необходимую внутренним пользователям для принятия оперативных и стратегических управленческих решений будущего развития организации.
Налоговый учет формирует информацию для исчисления налогооблагаемой базы и величины налогов в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
Все подсистемы бухгалтерского учета взаимосвязаны между собой единством информационной базы и общностью методов и приемов учета, однако каждый из них имеет принципиальные особенности, позволяющие его обособить. Одной и таких отличительных особенностей являются принципы учета.
Для ведения управленческого учета отсутствуют централизованно регламентирующие нормативные акты, его ведение не является обязательным и осуществляется по решению собственников и руководства в соответствии с приказом руководителя и учетной политикой организации.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утвержденной приказом руководителя. Таким образом, на законодательном уровне установлена обязательность его ведения.
Финансовый учет является обязательным, поэтому правила его ведения (законы, положения, инструкции) регламентируются государством и правительством. Целью финансового учета является обеспечение широкого круга заинтересованных пользователей полезной информацией о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении организации.
Для этого бухгалтерский финансовый учет должен строится на общих принципах и отвечать определенным требованиям построения учетного процесса. Основные правила его ведения определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. К ним относятся следующие:
1) обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ;
2) учет объектов учета в рублях и на русском языке;
3) осуществление в бухгалтерском учете текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями;
4) обязательность документирования хозяйственных операций;
5) для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета;
6) оценка объектов учета в денежном выражении;
7) обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств;
8) формирование учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Принципы бухгалтерского финансового учета – это универсальные положения, являющиеся основой построения концепции бухгалтерского финансового учета. В настоящее время отечественный бухгалтерский учет основывается на общепринятых в мировой практике принципах ведения учета. Они делятся на две группы:
– принципы допущения;
– принципы требования.
Допущения – это базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться.
В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» хозяйствующие субъекты при формировании учетной политики должны соблюдать следующие допущения:
1) имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
Основные принципы бухгалтерского учета в западных странах Скачать 51562 11 0
… . В общем, возможны 2 пути уменьшения собственного капитала: 1) Изъятие владельцем определенной суммы в деньгах или же части активов 2) Убытки от неприбыльных операций Принцип равенства в балансе Основным принципом бухгалтерского учета является принцип равенства между общей суммой активов и общей суммой пассивов плюс собственный капитал. Собственно говоря, поэтому — то и финансовый отчет …
Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках Скачать 235569 2 0
… каждый рабочий день? Какие составляющие учетной политики банка определяют порядок учета имущества банка? Что такое переоценка активов по справедливой стоимости? В какой степени в бухгалтерском учете банков воплощается принцип открытости? В чем состоит основное отличие кассового метода отражения доходов и расходов банка от действующего метода начислений? Что представляет собой рабочий план …
Исходя из вышеперечисленных целей соответствующего вида управленческих активностей, рассмотрим ключевые задачи и принципы бухгалтерского учета. К таковым российские эксперты относят:
- формирование документации, в которой отражается достоверная и содержательная информация, касающаяся деятельности фирмы, с последующим ознакомлением с ней руководства и собственников организации;
- предоставление сведений о работе фирмы компетентным органам, призванным осуществлять контроль над соблюдением соответствующих норм законодательства РФ (налогового, бухгалтерского, гражданского) по установленным формам отчетности;
- оптимизация работы фирмы, повышение ее конкурентоспособности, прогнозирование деятельности и улучшение бизнес-модели;
- содействие формированию здоровой конкуренции в сегменте.
В соответствии с этим принципом предполагается, что организация существует как обособленный субъект (прежде всего в юридическом смысле). Некоторые эксперты, комментируя сущность данного принципа, проводят аналогию с суверенностью государства. То имущество, которое де-юре принадлежит организации, рассматривается в бухучете строго автономно относительно того, которым владеют учредители фирмы, ее сотрудники, а также другие юрлица.
Принципы бухгалтерского учета, как считают российские эксперты, должны обязательно включать в себя это свойство. Оно предполагает, что бухучет должен выстраиваться в рамках системной модели, содержащей элементы, способные адаптироваться к абсолютно любому участку бизнес-процесса в организации.
Ни одна финансово-хозяйственная операция не должна находиться вне внимания системы бухгалтерского учета. Каждая из них, при наличии системности, будет обоснована, документально подтверждена и должным образом зафиксирована (а при необходимости отражена в отчетах перед заинтересованными лицами — контролирующими органами, владельцами акций, кредиторами и т. д.).
Правила ведения бухгалтерского учета
Некоторые принципы бухгалтерского (финансового) учета могут звучать довольно абстрактно. Вместе с тем их сущность значима, как полагают эксперты, с точки зрения понимания механизмов функционирования бухучета. Постоянство присутствия организации означает, что фирма ведет свою деятельность на рынке в континууме, имея сколько-нибудь устойчивые бизнес-отношения с другими юрлицами, планы на будущее, взаимные или односторонние обязательства.
Принципы бухгалтерского учета включают и такой. Он подразумевает недопустимость резкого перехода от одной модели принятия решений в области бухучета к другой без существенных на то оснований. Например, если речь идет об адекватном прогнозировании роста активов, то, скажем, один удачно подписанный контракт не должен быть основой для дальнейшего моделирования неудержимой интенсификации выручки. И наоборот, если, скажем, какой-то ценный клиент перестал сотрудничать с фирмой, это не повод для резкой переоценки эффективности бизнес-модели.
Должна происходить фиксация фактов, а не состояний. Некоторые эксперты считают, что это не один, а объединенные в совокупность принципы организации бухгалтерского учета по признаку «операция есть результат, а не процесс». На практике это чаще всего означает, что в ходе расчетов фиксируется не ожидание прихода денежных средств, а только лишь факт, который предполагает их последующее поступление. Платеж может не пройти, скажем, по техническим причинам (долго обрабатываться банком), однако в бухгалтерской отчетности будет зафиксировано соответствующее начисление.
Данный принцип относится, как правило, к отчетно-аналитическому аспекту работы бухгалтеров. Речь идет о том, что та или иная информация обобщается и систематизируется по периодам — месяцам, кварталам, годам. Делается это для удобства и минимизации ошибок в исчислении обязательств и отчетности перед налоговой, другими ведомствами, кредиторами и т. д.
Базовые принципы бухгалтерского учета (допущения и требования)
- АНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ И ТРЕБОВАНИЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА К ПРЕДПРИЯТИЯМ МАЛОГО БИЗНЕСА
- 1.4. Предмет и метод бухгалтерского учета. Цели, принципы бухгалтерского учета
- 1.1.4. Требования по ведению бухгалтерского учета
- Функции бухгалтерского учета и требования к нему
- Основные требования к ведению бухгалтерского учета
- Основные требования к ведению бухгалтерского учета
- 6.2. Принципы бухгалтерского учета
- Принципы бухгалтерского учета
- Основные принципы бухгалтерского учета
- 1.6. Принципы ведения бухгалтерского учета
- Общие требования к организации бухгалтерского учета операций с ценными бумагами
- Система и принципы ведения бухгалтерского учета
- 1.4 Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 10. Основные принципы бухгалтерского учета
- 2.1. Общие принципы и задачи бухгалтерского учета
Основными принципами и допущениями являются следующие четыре:
- Принцип действующего предприятия
- Принцип постоянства (сопоставимости)
- Принцип осмотрительности (консерватизма)
- Принцип соответствия (начисления)
Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.
Этот принцип предполагает, что предприятие осуществляет деятельность без значительных изменений в объеме своих операций, не намеревается принимать решение о ликвидации или другие решения, которые могли бы существенно изменить характер его деятельности по сравнению с тем, что отражено в финансовой отчетности.
Считается что, если не подтверждается обратное, то предприятие, созданное однажды, будет существовать вечно. При этом смена его владельцев не ведет к изменению бухгалтерской оценки активов и обязательств.
Принцип действующего предприятия не применялся бы, если:
(а) имелось определенное намерение ликвидировать предприятие;
(b) имело бы место банкротство предприятия
© имеется намерение продажи предприятия.
При подготовке финансовых отчетов из года в год предприятие должно придерживаться одних и тех же методов ведения бухгалтерского учета. Например, при оценке запасов сырья должен использоваться один и тот же метод. Свод этих методов составляет учетную политику предприятия, которая может быть изменена только по достаточно серьезным основаниям. Этот принцип позволяет сравнивать как отчеты одной и той же фирмы за разные периоды, так и отчетность различных компаний, занимающихся одинаковым бизнесом.
Сравнимость применяется в финансовой информации в случае, если различие и сходство записей за конкретные периоды действительно существует, а не является результатом применения различных учетных политик. Преимущество обладания сравниваемой финансовой информацией состоит в том, что она раскрывает сильные и слабые стороны предприятия в течении определенного времени.
Согласно данному принципу, поступление и использование средств в результате операций признается в момент совершения хозяйственных операций, независимо от того, получены или нет денежные средства. Будучи признанными, эти операции отражаются в бухгалтерских регистрах и включаются в финансовую отчетность того периода, к которому они относятся.
Этот принцип устанавливает, что расходы всегда должны быть соотнесены с доходами, которые появились в результате этих расходов. При этом должно быть сделано различие между доходом, полученным в течение периода и доходом, заработанным в течение периода. Доход, полученный в течение периода может не соответствовать доходу, заработанному в течение периода, поскольку некоторый полученный доход может касаться раннего или более позднего периода. Таким же образом, расход, понесенный в течение периода, может быть не равен произведенным в течение этого периода платежам, так как некоторые платежи могут касаться более раннего или более позднего периода.
Этот принцип часто называется принципом начисления потому что он требует, чтобы начисленные расходы (понесенные, но не оплаченные в течение периода расходы, например, просроченные счета за аренду) были признаны как расход текущего периода, но предварительные оплаты (суммы, оплаченные в течение периода, но относящиеся к расходам будущего периода, например, арендная плата, оплаченная заранее) не признавались бы как расход текущего периода.
Кроме вышеупомянутых четырех основных принципов и допущений мы должны рассмотреть принцип индивидуальной оценки и некоторые другие принципы и допущения, которые бухгалтер должен иметь в виду при подготовке финансовых отчетов.
Принцип индивидуальной оценки означает, что при определении суммы по конкретной статье отчетности, должна быть принята во внимание стоимость или произведена оценка каждого конкретного актива или обязательства, группируемого по данной статье.
14 марта
Онлайн «1С:Комплексная автоматизация 2. Бюджетирование. Производство. Расчет себестоимости»
14 марта
Онлайн-курс «Профессиональная работа в программе «1С:Документооборот 8″, Редакция 2.1»
14 марта
Онлайн-курс «Знакомство с платформой «1C:Предприятие 8.3»
14 марта
Онлайн-курс «Рассчитываем зарплату в программе «1С:Зарплата и управление персоналом». Редакция 3.1″
14 марта
Онлайн-курс «Управленческий учет затрат, финансовый результат в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.4»