Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТКО и ТБО в чем разница в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Действительно, раньше мусор, который образуется в результате деятельности жителей и промышленных предприятий городов России назывался термином «ТБО» и расшифровывался как твердые бытовые отходы. Под ТБО понимался любой мусор, как бытовой, так и промышленный. Собирали ТБО до 2022 года управляющие компания и организации, работающие в сфере вывоза мусора.
В 2022 году многие граждане, увидев в квитанции новую статью оплаты не сразу поняли, что это такое — ТКО. С этого года, в рамках мусорной реформы, произошли существенные изменения. Мусор теперь именуется ТКО, то есть – твердые коммунальные отходы и организацией их вывоза с жилых домов и коммерческих предприятий теперь занимаются местные операторы – местные предприятия по вывозу и переработке отходов.
В каждом регионе может быть несколько операторов, занимающихся вывозом ТКО. На местном уровне определяется порядок работы таких операторов, и устанавливаются тарифы для населения и предприятий за оплату таких коммунальных услуг. Давайте подробнее остановимся на тарифах за обращение ТКО. Это нововведение коснулось всех и мало кому понравилось рост оплаты услуг по вывозу мусора.
Обращение с ТКО в 2022 году – что это такое в квитанции?
Оператор, занимающийся вывозом мусора в регионе, получает за это плату в соответствии с утвержденным региональным тарифом. Оплачивают эти услуги все субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы: граждане собственники квартир многоквартирных и частных домов, организации и предприниматели.
Договор вывоза ТКО гражданами может быть заключен с оператором или напрямую, или через ТСЖ, управляющую домом компанию. Прямые договоры в настоящее время в многоквартирных домах применяются только в 10% случаях получения услуги вывоза ТКО.
В основном все собственники действуют через посредника – управляющую домом организацию, которая выставляет в квитанции оплату данной коммунальной услуги потребителям.
Обращение с отходами – это обычная коммунальная услуга. Следовательно, как и на любую иную оплату коммунальных услуг на оплату обращения с мусором также распространяются льготы.
В каждом отдельном регионе предусмотрены своё перечень льготников и размер компенсации для уменьшения оплаты этой услуги.
К льготной категории граждан по статье в квитанции ТКО относятся:
- ВОВ,
- чернобыльцы,
- дети сироты,
- многодетные семьи,
- инвалиды любой группы,
- ветераны труда.
Кроме того, в каждом регионе имеется своя дополнительная категория льготников по оплате коммунальных услуг. Например, в Москве, Московской области в категорию таких льготников включены пенсионеры.
Конкретный перечень льготников в своем регионе можно узнать, обратившись в отделение территориального Жилсервиса.
Обращение с ТКО – как быть в частных домах
Коммунальные отходы образуются не только в многоквартирных многоэтажных домах, но и в частном малоэтажном секторе. Собственники частных домов наравне с другими обязаны своевременно заключить с местным оператором договор на вывоз ТКО.
Для собственников жилых домов, расположенных в СНТ, ДНТ, а также владельцев помещений в гаражных кооперативах существуют точно такие же требования по заключению договора с местным оператором, осуществляющим обращение с ТКО.
Обычно, для организации вывоза мусора оператором заключается договор с товариществом и кооперативом, которые уже вносят оплату такой услуги в квитанции для своих членов.
В 2018 году внесли поправки в законодательство относительно классификации отходов. Речь идет о внедрение специальных кодов, на основании которых определяется категория мусора. Они приведены в Федеральном классификационном каталоге. Официальная версия доступна для просмотра в справочно-правовых системах, её можно найти в интернете или скачать у нас на сайте.
Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов
В России существует нормативная система накопления ненужных материалов, вышедших из строя и отслуживших предметов потребления. Расчет производится как для предприятий, так и для жилых секторов. Чтобы сформулировать норму учитываются следующие пункты:
- Газопроводная система в помещении/предприятии.
- Мусорный трубопровод со свободным проходом.
- Канализационная система, а также остальные водоносные магистрали.
- Отопительная система.
- Общая площадь жилого помещения/предприятия.
- Климат в том или ином регионе.
Для более подробного расчета норм скопления отходов учитываются примерные показатели:
- Благоустроенное жилье – 300 кг мусора и 1,5 м3 в год.
- Благоустроенные жилища и общественные сооружения – 300 кг и 1.5 м3 в год.
- Жилища с отсутствующей канализационной системой – 600 кг и 3.5 м3 в год.
Во время составления договора на вывоз мусора необходимо указывать информацию о методах складирования коммунальных отходов. По действующему законодательству договор обязан содержать следующие пункты:
- наличие контейнеров;
- мусороприемные камеры;
- специальный транспорт;
- бункера для хранений мусора;
- мусоропроводные системы;
Коммунальные платежки — тот документ, в котором многие россияне впервые увидели загадочную аббревиатуру ТКО. И действительно, до 2019 года на территории РФ использовался другой термин — ТБО, хотя впервые понятие ТКО появилось в конце 2014 года, со внесением изменений в Закон об отходах нормативно-правовым актом (№458-ФЗ).
По сути, оба сокращенных названиях означают одно и то же — мусор:
- ТБО — твердые бытовые отходы;
- ТКО — твердые коммунальные отходы.
Но, несмотря на схожесть, имеются определенные различия, которые мы рассмотрим дальше.
Под твердыми бытовыми отходами понимают весь бытовой мусор, который непригоден для дальнейшей эксплуатации и потребления. Это может быть как пищевая продукция, так и различные товары, предметы быта, которые потеряли свои потребительские свойства.
Основной составной частью отходов крупных городов России как раз является ТБО, то есть весь мусор, который изо дня в день человек образует в своих квартирах и домах.
Каким будет его состав, зависит от множества факторов:
- уровень развития региона, в том числе финансовые возможности жителей населенного пункта;
- культурные различия, в том числе привычки, обычаи;
- сезонность и другие причины.
По составу, бытовой мусор может включать в себя биологические и синтетические компоненты. Стоит отметить, что из всего объема ТБО примерно треть состоит из упаковочных материалов и это та категория, количество которой продолжает неуклонно расти из года в год.
В целом, состав твердых бытовых отходов является многокомпонентным и неоднородным, обладает малой плотностью и низкой способностью к загниванию.
Источники образования — жилые дома, общественные и учебные здания.
Под твердыми коммунальными отходами понимают весь мусор, который был образован в результате жизнедеятельности людей, а также бытовые вещи и предметы, которые утратили свои полезными эксплуатационные характеристики.
Кроме этого, к категории ТКО относят весь мусор, образованный в ходе работы субъектов хозяйственной деятельности, юрлиц, производственных предприятий и т.д.
Чтобы производственный мусор можно было отнести к категории ТКО, его состав должен быть аналогичен с тем, что вырабатывается в бытовых условиях.
Категория ТКО не включает в себя отходы, образованные в ходе производственных процессов.
В качестве примера: мусор, который образуется в ходе рабочего дня, остатки пищи, упаковка, гигиенические принадлежности, офисный мусор и т.д., то есть все, чем пользовался человек принадлежит к категории ТКО. Но отходы производственной деятельности, которые образуются в результате деятельности предприятия, к данной категории не относятся.
В контейнеры ТКО, с целью утилизации, разрешено выбрасывать:
Оба понятия, и ТКО, и ТБО обозначают отходы, которые были образованы человеком в ходе его рабочей и повседневной деятельности.
Основным отличием ТКО от ТБО является то, что первая аббревиатура — это более широкое понятие, так к данной категории относится мусор, образованный не только на территории жилых домов, так также на территории различных субъектов хозяйствования, юридических лиц и т.д.
ТБО, как видно из названия, относятся только к бытовой части жизни человека, в то время как ТКО захватывает и профессиональную сферу.
До 2015 года в документации Российской Федерации использовалась аббревиатура ТБО. В эту категорию входил весь мусор, который изо дня в день образовывался жителями населенных пунктов.
Весь мусор имел условное разделение на:
- Биологический, куда входили пищевые и растительные остатки продукции.
- Небиологический, куда входили все остатки непищевого происхождения, в том числе пластмассы, полиэтилены, металл, стекло и т.д.
В конце 2014 года в Закон об отходах претерпел некоторые изменения и впервые в документации появилась аббревиатура ТКО.
К данной категории, кроме отходов образованных в результате жизнедеятельности человека добавились также отходы, образованные в результате работы людей на производствах, различных субъектах хозяйствования и т.д.
Какая разница между ТКО и ТБО: какие виды мусора к ним относятся и их отличия
В связи с появлением нового определения категорий мусора, у многих предпринимателей и жителей населенных пунктов возникает закономерный вопрос о том, как правильно указывать образованный мусор в документах. Ответ довольно прост — только ТКО, так как аббревиатура ТБО используется исключительно в разговорной речи.
- Если речь идет о составлении жалоб и обращений населения по вопросам сбора и утилизации мусора, использование обозначения ТКО носит рекомендательный характер.
- В случае заполнения документации субъектами хозяйствования, эта рекомендация носит обязательный характер. В случае игнорирования, данный момент может быть законной причиной отказа в исковом требовании.
В качестве примера: указанная оператором предприятия в акте инвентаризации аббревиатура ТБО, будет рассмотрена инспектором как нарушение. Кроме этого, инспектор вправе признать отсутствие необходимого акта на предприятии, из-за неправильного названия категории отходов.
Такие ошибки могут повлечь назначения штрафов как для самого предприятия, так и для его руководителя.
Как видно, разница в двух аббревиатурах не представляет особой ценности для рядовых граждан и жителей населенных пунктов, однако она имеет существенное значение для предприятий, собирающих мусор для дальнейшей утилизации.
К твердым бытовым отходам относится мусор, образующийся в результате бытовой жизнедеятельности. Термин ограничивается только деятельностью физических лиц. Виды отходов, относящиеся к бытовым: органические, неорганические IV-V класса опасности. Классификация ТБО основана на нескольких характеристиках:
- агрегатное состояние;
- состав;
- класс опасности;
- время использования.
Законодательно виды твердых бытовых отходов были до обновления закреплены в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). В справочнике были указаны источники возникновения такого мусора: жилые помещения, уличная территория. Исключение составляют строительные, крупногабаритные и опасные отходы – для них действуют особы условия по обращению.
Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.
Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.
В нормативно-правовых актах закреплен ряд требований к обращению с ТКО на каждом этапе: от сбора до утилизации. На территории с многоквартирными домами обеспечением требуемых условий для сбора занимаются управляющие компании. Они должны обеспечить:
- требуемое число контейнеров на площадку – не более 5;
- расположить контейнеры в пределах дома – в пределах 20-100 метров;
- объем одного контейнера – 0,8 м3;
- место для баков должно быть с бетонным или асфальтированным основанием;
- к точке сбора должен быть свободный проезд для мусоровоза.
Каждое лицо (физическое или юридическое) образует в своей деятельности ТКО в силу характера ТКО и факта осуществления какой-либо деятельности. Следовательно, обязанность по заключению договора и обязанность по внесению платы за оказанную региональным оператором услугу возникает у потребителя. Кроме того, такая обязанность закреплена законом.
ТКО и ТБО, в чем разница между ними?
Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.
В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:
- приготовления еды
- уборки дома
- мелких ремонтных работ
- вынос испорченной мебели и пр.
Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).
ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.
В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:
- отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
- аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
- предметы, вещи, вышедшие из строя.
В 2019 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
- Мусор из жилых помещений.
- Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
- Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
- Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
- Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
- Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
- Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.
Предполагается, что данное нововведение за 2019 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
В чем заключается основная разница между ТБО и ТКО
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
- Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
- На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
- Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.
Чтобы поучаствовать в конкурсе на определение регоператора, компания обязана соблюсти следующие требования:
- оформить действующую государственную регистрацию и лицензию, которая позволяет утилизировать мусор абсолютно всех классов опасности;
- не быть банкротом или не иметь большую задолженность перед национальным банком России;
- основные управляющие компании (бухгалтер и директор) не могут иметь судимость за финансовые махинации.
Заявка подается на специальную комиссию, которая состоит из пяти человек и оценивает организации по основным критериям, вроде качества оказываемых услуг и их стоимости. Все необходимые для участия в тендере документы должны быть предоставлены на заседание комиссии заранее.
Загадочные аббревиатуры связаны с обращением с отходами, поскольку обе так или иначе означают одно и то же понятие — мусор. Однако несмотря на очевидное сходство между ними существуют и значимые различия, регламентированные Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ. Особенно они касаются юридических нюансов. Разберемся с каждым термином подробнее.
ТКО — это твердые коммунальные отходы. Данное понятие подразумевает под собой весь мусор, возникший в ходе деятельности человека, а еще бытовые вещи, утратившие свои изначальные эксплуатационные свойства (пищевые остатки, офисный мусор, тара и упаковка, предметы личной гигиены и т.д.).
Сюда же относится мусор, который возникает в результате хозяйственной, юридической, производственной деятельности различных предприятий, но при этом его состав аналогичен тому мусору, который формируется в обычных бытовых условиях. Однако в группу ТКО не включены отходы, полученные в ходе производственных процессов.
Для утилизации мусора в контейнеры для ТКО допускается выкидывать:
- бумажные и картонные товары;
- пищевые продукты, в т.ч. просроченные;
- текстиль натурального и синтетического происхождения;
- растительный мусор;
- электроприборы, бытовая техника, старая мебель;
- упаковочные материалы.
Не разрешается выбрасывать:
- отходы с маслянистой консистенцией;
- отходы животноводства;
- строительный мусор;
- лекарственные средства, в т.ч. просроченные;
- токсичные вещества и предметы, в которых они могут содержаться (ртутные градусники, батарейки и аккумуляторы, лампы и пр.).
Подобная сортировка позволяет операторам, работающих на сортировочных линиях, отграничивать из единой мусорной массы лишь такие партии вторсырья, которые подходят для последующей переработки либо вторичного производства.
Юридические лица в процессе собственной деятельности не образовывали ТБО, тогда как ТКО создают и имеют обязательства по их вывозу. Поэтому оформлением договора на вывоз мусора должны заниматься не только физлица, но и ИП, юридические лица.
Внимание! Компания может отказаться от заключения данного договора только в том случае, если на ее территории расположен собственный полигон, предназначенный для размещения ТКО.
Если имеется в виду не мусор производственного характера, то организация имеет право применять оба термина: и ТБО, и ТКО. Однако после принятия Закона №458-ФЗ термин ТБО зачастую звучит только вслух, но никак не в письменной речи.
Во время составления документов, в т.ч. написании обращений и жалобных писем от населения, следует употреблять аббревиатуру ТКО. Это связано с тем, что в современных официальных документах любой образуемый мусор принято называть твердыми коммунальными отходами.
В первую очередь, данное правило касается предприятий, ведущих хозяйственную деятельность. Его игнорирование может привести к формальной причине для отказа в иске, проигрышу в судебном споре.
Таким образом, если фирма укажет ТБО в инвентаризационном акте отходов, то инспектор посчитает это нарушением и может не признать наличие данного акта. В результате — штрафные санкции как для директора фирмы, так и для хозяйственного субъекта.
Одно из главных отличий между ТБО и ТКО — требования к обращению производимого мусора.
Для твердых коммунальных отходов действуют следующие требования:
- Региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов, выбирается в ходе конкурса.
- Каждый регион РФ устанавливает личные нормативы накопления отходов для различных категорий помещений (у квартир, офисов и магазинов разные нормы).
- Регион также самостоятельно устанавливает, проводится ли сортировка отходов на площадках для накопления мусора.
- Каждый собственник отходов лично заключает публичный договор на вывоз накопившегося мусора.
Когда устанавливается новый тариф на обращение и вывоз ТКО, оператор обязан в течение десяти рабочих дней известить владельцев жилых и нежилых зданий о необходимости оформления публичного договора.
Если в ответ владелец помещения не отправил заявку на оформление, то он все равно будет считаться заключенным, но только на 16 рабочий день с того момента, как оператор известил потребителей об оформлении договора на собственном сайте.
Таким образом, за ТКО отвечает ряд органов, у каждого из которых своя зона ответственности:
Сфера деятельности | |
Орган местного самоуправления |
|
Управляющая организация (ТСЖ, УК) | наблюдает за сохранением чистоты площадок накопления ТКО и мусоропроводов |
Региональный оператор | оснащает дворы домов целым рядом контейнеров для всех типов мусора |
Важно! Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) могут не использовать перечисленные выше правила вплоть до 1 января 2022 года.
Как безопасно переработать твердые коммунальные отходы? Здесь следует придерживаться четырех шагов:
- Раздельный сбор составляющих ТБО.
- Компостирование биологических отходов.
- Раздельная переработка элементов.
- Сжигание не перерабатываемых компонентов.
Полигон для ТКО
Статистика утверждает, что половина всех образующихся отходов доступна для переработки. И лишь 50% мусора должны быть утилизированы или захоронены. Места для расположения полигонов обычно подбираются администрациями населенных пунктов, но предварительно они согласуют их размещение с местным населением.
Что из себя представляет полигон для ТКО? Это специально оборудованное сооружение, предназначенное для складирования коммунальных отходов. На нем расположены объекты для хранения отходов, а еще объекты для их последующего захоронения.
В Федеральном законе “Об отходах производства и потребления” №89-ФЗ от 24 июня 1998 года указано, каким образом с помощью полигона исключается отрицательное влияние на внешнюю среду. Это реализуется с помощью природоохранных мероприятий, наличиях технических сооружений и определенных решений, обеспечивающих защиту природы.
Подтверждающие факты добываются с помощью постоянного мониторинга состояния окружающей среды собственниками полигона, а также соблюдения нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
В ст. 12 прописано запрещение захоронений отходов в границах населенных пунктов, лечебно-оздоровительных, курортных, рекреационных, лесопарковых, водоохранных зон и водосборных площадях, используемых в качестве питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.
В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.
Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.
Какие именно тарифы подлежат регулированию?
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
- на обработку;
- на обезвреживание;
- на захоронение.
В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.
Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.
Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.
В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:
- приготовления еды
- уборки дома
- мелких ремонтных работ
- вынос испорченной мебели и пр.
Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).
ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.
Чем отличаются твердые бытовые отходы и твердые коммунальные отходы?
В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:
- отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
- аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
- предметы, вещи, вышедшие из строя.
В 2021 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.
Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф
Стоимость вывоза мусора теперь вычисляется по количеству человек прописанных на этой жилой территории. Но некоторые регионы еще работают по старой схеме, т. е. цена услуги зависит от размера площади занимаемой квартиры или дома.
Обращение с ТКО – это необходимая услуга для всех владельцев жилых и нежилых помещений. Она оказывается регулярно и должна оплачиваться потребителями. В понятие обращение с ТКО входят услуги по сбору мусора, его вывозу, сортировке и утилизации.
К ТКО относятся остатки продуктов и предметов, утративших свои потребительские свойства. Такой мусор выбрасывают жильцы многоквартирных домов и предприятия, компании специализирующиеся на сфере общественного питания, обслуживания. Он относится к 4 и 5 классам опасности.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
- Мусор из жилых помещений.
- Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
- Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
- Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
- Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
- Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
- Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.
Предполагается, что данное нововведение за 2021 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
- Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
- На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
- Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.
Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:
- доступным для вывоза хлама;
- оборудовано герметичными контейнерами;
- соответствовать объёму, рассчитанному по количеству проживающих людей.
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Тарифы на вывоз мусора, ТКО и ТБО в 2022 году
Многие любят сжигать у себя на участке горючий мусор, ветки, старую листву. Во-первых, эта мера не освободит от оплаты за вывоз ТКО по установленному тарифу. Во-вторых, закон о противопожарной безопасности запрещает жечь кучи хлама на открытом пространстве. Ответственность за нарушения:
- несоблюдение правил обращения с ТКО – от 1 до 2 тысяч рублей;
- сжигание без предназначенной для этого ёмкости – от 1,5 до 2,5 тысяч рублей;
- накопление отходов, нарушающих санитарные нормы – от 2 до 3 тысяч рублей.
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.
Коммунальные отходы отличаются от бытовых тем, что включают в себя:
- некоторые разновидности мусора, образующегося на предприятиях;
- старые изделия, компоненты, предметы, которые производятся вследствие предоставления различных услуг;
- крупногабаритный мусор – все изделия, размер которых превосходит 0,5 м (согласно номам законодательных актов).
Кроме того, разница между ТБО и ТКО заключается еще и в том, что к последней группе относят смет с территорий: общественных, частных объектов. Причем законом не регламентируется размер утиля. По закону смет может содержать мелкий бытовой сор (упаковки и др.), ветки с малым количеством пыли, грунта.
Нужно точно понимать, чем отличаются ТБО от ТКО, чтобы правильно оформить документацию на утиль. Например, ни к одной группе не относятся отработанные компоненты или материалы, оставшиеся вследствие производства. Однако же перечень коммунального мусора включает в себя утиль с таким названием. По закону к этой группе может относиться:
- тара, используемая для хранения любых изделий, продукции;
- пластик всех видов, любого назначения;
- невостребованные предметы;
- смет при уборке территорий.
Чаще всего бытовыми и коммунальными называются неопасные и малоопасные предметы, компоненты, утратившие первоначальные свойства. Соответственно они представляют 4 и 5 класс опасности. Различий между такими предметами мало, по большей части они касаются оформления документации.
Кроме того, старые вещи 5 класса не содержат токсичных компонентов (даже в минимальных количествах), как те, что относятся к 4 классу.
Что входит в понятие твердые коммунальные отходы
Лицензированием занимается Росприроднадзор. Потребителю не нужно проверять, имеет ли РО право совершать операции по обращению с отходами. Это обусловлено тем, что контролирующий орган допускает региональных операторов к выполнению их обязанностей только после оформления всех необходимых документов. Выбор РО делается на конкурсной основе – таким способом из претендентов определяют наиболее подходящего с учетом качества предоставляемых услуг, прочих факторов. Это одна из функций органов исполнительной власти.
Региональный оператор выбирается таким способом на срок 10 лет.
Ответственность за отработанные материалы и другое содержимое контейнеров РО принимает в момент погрузки утиля в бак мусоровоза. Его обязанности:
- вывоз старых вещей и мусорных пакетов;
- обработка, временное складирование и накопление, хранение;
- утилизация;
- захоронение.
Действия с отходами РО выполняет при условии, что имеется разрешение на работу (лицензия), а также техническое оснащение. В противном случае РО может сотрудничать с фирмами-посредниками.
Вывоз и другие действия с утилем могут осуществляться после заключения договора с РО. Это обязательное условие для ЮЛ, ФЛ, ИП. Потребитель (владелец отходов) подает заявку на сотрудничество с региональным оператором с указанием данных:
- для ФЛ, ЮЛ, ИП правила разные, важно предоставить нужную информацию (адрес регистрации ИП, номер в Едином государственном реестре ЮЛ или данные паспорта ФЛ);
- документы, подтверждающие право собственности на участок/территорию или объект, на котором образуются отходы;
- сведения об объеме мусора, который нужно будет регулярно вывозить;
- для УК, ТСЖ или другого кооператива (садоводческого и т. д.) о правах на предоставление коммунальных услуг по обращению с утилем;
- документы о площади объекта;
- нормативы образования мусора.
Документы на утиль предоставляются сразу же – при подаче заявки, как и сведения об объеме старых вещей, право собственности на объект, где они находятся. Дополнительно оформляется паспорт отходов. Но такой документ необходим, если они относятся к 1-4 классу опасности (по ФККО). В других случаях достаточно протокола биотестирования, проведенного аккредитованной лабораторией, подтверждающего, что мусорные накопления неопасны, относятся к 5 классу.