Как учитывать субсидии при УСН доходы минус расходы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать субсидии при УСН доходы минус расходы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Льготный порядок налогообложения субсидии малому предприятию заключается в том, что средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за ее счет, не более двух налоговых периодов (календарных лет) с даты получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если по окончании второго налогового периода полученная сумма не будет израсходована, то ее остаток отражается в составе доходов этого налогового периода.

Доход признается на дату оплаты расходов в сумме оплаченных расходов при условии ведения учета израсходованных сумм. Какой объект налогообложения применяется — «доходы минус расходы» или «доходы» — значения не имеет.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения « доходы», в графе 5 Книги учета доходов и расходов (далее – Книга) отражает фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ. То есть учет субсидий – это один из случаев обязательного ведения учета расходов «упрощенцами» с объектом «доходы».

Пример. Налогообложение полученной субсидии.

Малое предприятие на УСН в марте текущего года получило субсидию в размере 150 000 рублей, а израсходовало ее часть только в июне — в сумме 70 000 рублей.

На дату получения субсидии запись в Книгу вносить не нужно. В июне на дату осуществления расхода в графе 4 раздела I «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» нужно отразить доход в размере 70 000 рублей, а в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расход в той же сумме. В результате налогооблагаемый доход по итогам девяти месяца и календарного года в целом равен нулю.

В июне следующего года предприятие израсходовало еще 70 000 рублей из средств субсидии. По итогам полугодия налогооблагаемый доход также равен нулю.

Неизрасходованной осталась часть субсидии в размере 10 000 рублей (150 000 — 70 000 – 70 000). По итогам второго календарного года эту сумму нужно включить в доходы.

Учёт коронавирусных кредитов и субсидий

Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.

Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.

Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/[email protected]).

Если у вас объект «Доходы», то вопрос о том, как правильно учитывать субсидию, спорный.

Ранее мы рассказывали, на какие меры финансовой поддержки могут претендовать представители бизнеса в Москве.

Субсидии на привлечение трудовых ресурсов, которые вы получили в соответствии со ст. 22.2 Закона о занятости, учитывайте в доходах точно так же, как и субсидии самозанятым ‒ постепенно в течение трёх календарных лет в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть субсидии, то её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Но если вы нарушите условие на получение этих денежных выплат, то в доходах придётся включать её полностью в том периоде, когда произошло нарушение (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Для тех, у кого объект имеет вид «Доходы» остаётся неоднозначным вопрос, как правильно учитывать финансовую поддержку в доходах: облагать только разницу, не покрытую расходами, или всю субсидию.

Более подробную информацию и ответы на другие интересующие вопросы можно найти в СПС КонсультантПлюс.

20 декабря на расчетный счет Организации поступила субсидия на нерабочие дни в размере 25 584 руб.

Организация приняла решение компенсировать за счет средств субсидии расходы на заработную плату за декабрь 2021 года, а также применить льготу по НДФЛ и страховым взносам в декабре.

За декабрь начислена зарплата двум сотрудникам:

  • Гордеев Н. В. — 22 792 руб., вычетов по НДФЛ нет;
  • Дроздов О. В. — 22 792 руб., вычетов по НДФЛ нет.

Рассмотрим порядок начисления на примере одного из них.

Субсидии при УСН: учет доходов и расходов

  • Нормативное регулирование
  • Учет в 1С
  • Поступление субсидии
  • Начисление заработной платы за счет субсидии
  • Исправление регистра УСН
  • Отражение субсидии в доходах БУ
  • Декларация УСН
  • Отчет о финансовых результатах

Для того, чтобы получить субсидию ваша фирма должна относиться к начинающим, т.е. её возраст не должен превышать одного года, в некоторых программах двух лет. Сфера вашей деятельности должна быть приоритетной для региона, иначе чиновники не будут заинтересованы в предоставлении вам средств на развитие, и ваши шансы будут малы. На сайтах территориальных центров поддержки малого предпринимательства иногда публикуют список видов деятельности.

Также одним из значимых условий является использование выделенных средств только по целевому назначению. Это значит, что вы не сможете распоряжаться полученными деньгами так, как сами захотите или посчитаете нужным. Придется строго придерживаться бизнес-плана. Срок пользования деньгами ограничивается по времени, как правило, одним-двумя годами.

Большинство программ на предоставление субсидий имеют условие, которое заключается в том, чтобы вложенные инвестиции самого предпринимателя в проект составляли определенную долю от суммы субсидии. Например, вложенные средства самой организации в проект должны быть не менее 60% от суммы запрашиваемой субсидии. Процент устанавливается условиями каждой программы.

И, конечно, все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями.

Документы предоставляются в Центр поддержки предпринимательства того региона, где вы зарегистрированы. Состав пакета необходимых документов устанавливается правилами каждой программы. Проект из себя представляет бизнес-план со всеми прилагающимися документами. Примерный перечень документов, которые должны сопровождать бизнес-план, такой:

  • Заявка на получение субсидии
  • Копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего документы
  • Копия свидетельства о государственной регистрации
  • Копия выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
  • Справки из контролирующих органов об отсутствии задолженности
  • Справка о состоянии банковских счетов
  • Технико-экономическое обоснование
  • Копии учредительных документов организации
  • Копии необходимых лицензий и разрешений
  • Наличие необходимых зданий, помещений для реализации бизнес-плана

Отбор предпринимателей ведется на конкурсной основе. Сформированная комиссия оценивает по нескольким критериям, среди которых определяющими будут: относится ли ваш вид деятельности к приоритетным в регионе, а также какова польза от реализации проекта и перспективность его развития. Наиболее значимыми сферами деятельности считаются социальные и инфраструктурные, также регионы охотно поддерживают инновационные и научно-технические направления.

Самое главное грамотно составить бизнес-план и правильно оформить документы, в соответствии с требованиями, т.к. большинство отказов основываются именно при отсутствии этих показателей.

Нужно будет защититься перед заседанием комиссии, если им понравится ваш доклад, то проект отправят на рассмотрение в городскую финансовую комиссию и после их одобрения, вы получите требуемую поддержку.

Конечно, стоит заранее узнать возможный размер субсидии. Например, в Москве он составляет всего 10 200 ₽, а в Московской области максимум достигает уже 145 560 ₽. Узнать суммы и условия получения субсидии можно на сайте местной администрации или на сайте «Мой бизнес».

Представителям малого и среднего бизнеса (МСП), ведущим деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях экономики (перечень утвержден постановлением правительства от 24.04.2020 № 576), начиная с весны 2020 года выплатили несколько видов субсидий:

  • на выплату заработной платы в размере 12 130 рублей (за май и июнь 2020);
  • на профилактические меры по борьбе с коронавирусом;
  • региональные и отраслевые субсидии.

Минфин напомнил, что в Налоговый кодекс РФ внесли поправки, в соответствии с которыми субсидии в размере 12 130 рублей (один МРОТ) на каждого сотрудника не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль. Аналогично эти средства не учитываются при формировании налоговой базы на упрощенной системе налогообложения (УСН). В тексте письма об этом сказано так:

Субсидии, полученные указанными налогоплательщиками в соответствии с постановлением № 576, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 60 п. 1 статьи 251 НК.

Одновременно не учитываются в налоговой базе расходы, осуществленные организацией или ИП за счет субсидированных из бюджета средств.

Как упрощенцу учесть целевые деньги и отчитаться за них

Льготный порядок налогообложения субсидии малому предприятию заключается в том, что средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за ее счет, не более двух налоговых периодов (календарных лет) с даты получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если по окончании второго налогового периода полученная сумма не будет израсходована, то ее остаток отражается в составе доходов этого налогового периода.

Доход признается на дату оплаты расходов в сумме оплаченных расходов при условии ведения учета израсходованных сумм. Какой объект налогообложения применяется — «доходы минус расходы» или «доходы» — значения не имеет.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения « доходы», в графе 5 Книги учета доходов и расходов (далее – Книга) отражает фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ. То есть учет субсидий – это один из случаев обязательного ведения учета расходов «упрощенцами» с объектом «доходы».

Пример. Налогообложение полученной субсидии.

Малое предприятие на УСН в марте текущего года получило субсидию в размере 150 000 рублей, а израсходовало ее часть только в июне — в сумме 70 000 рублей.

На дату получения субсидии запись в Книгу вносить не нужно. В июне на дату осуществления расхода в графе 4 раздела I «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» нужно отразить доход в размере 70 000 рублей, а в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расход в той же сумме. В результате налогооблагаемый доход по итогам девяти месяца и календарного года в целом равен нулю.

В июне следующего года предприятие израсходовало еще 70 000 рублей из средств субсидии. По итогам полугодия налогооблагаемый доход также равен нулю.

Неизрасходованной осталась часть субсидии в размере 10 000 рублей (150 000 — 70 000 – 70 000). По итогам второго календарного года эту сумму нужно включить в доходы.

Согласно ст. 345.20 НК РФ при применении объекта «доходы» для расчета единого налога предусмотрена ставка 6%, которую с 2016 года в регионах допускается снижать до 1%. По объекту «доходы минус расходы» с учетом вида деятельности налогоплательщика ставка налога может варьироваться от 5 до 15%.

Особенности признания и оценки расходов для конкретного вида деятельности приводятся в учетной политике.

Важно! Все расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу по УСН «доходы минус расходы», должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Перечень некоторых видов расходов, которые, по мнению чиновников, не уменьшают налогооблагаемую базу по УСН «доходы минус расходы» представлены в таблице.

Расходы, не уменьшающие налоговую базу по УСН «доходы минус расходы»

Обоснование

При расчете и уплате налога следует обратить внимание на то, что ст. 346.18 НК РФ предусмотрена уплата минимальной суммы налога, определяемой как произведение 1% и суммы полученных доходов.

Уплата минимального налога осуществляется в случаях:

  • если за налоговый период получен убыток;
  • если минимальная сумма налога превышает налог, полученный по итогам налогового периода.

О налоговом убытке при УСН читайте здесь.

Убытком следует считать сумму превышения расходов над суммой полученных доходов за налоговый период.

В отношении убытка нужно учитывать нижеперечисленные возможности и условия его списания в целях гл. 26.2 НК РФ:

  • убыток можно отражать в расходах будущих периодов;
  • можно формировать налоговую базу с учетом ее уменьшения на сумму убытка в течение 10 лет, следующих за периодом его получения;
  • при неоднократном получении убытков необходимо осуществлять их перенос в порядке очередности;
  • необходимо обеспечивать сохранность документов, подтверждающих убыток, в течение всего срока его переноса;
  • не требуется брать убыток в расчеты в случае смены режима УСН.

Об учете УСН-убытка в ситуации смены режима читайте в материале «Можно ли перенести на будущее убытки, полученные в период применения УСН, если вы перешли на общий режим налогообложения, а затем вновь вернулись на УСН?».

Затраты, производимые при УСН, в целях налогового учета необходимо определять только в случае, если для расчета налога используется объект налогообложения «доходы минус расходы». При этом гл. 26.2 НК РФ предусмотрено понятие минимального налога, который следует уплачивать при превышении расходов над доходами налогоплательщика и получении убытка.

Если расходы оказались больше доходов, то прибыль равна нулю. Но это не значит, что налог пи этом платить не нужно.

Для упрощенной системы налогообложения с объектом «Доходы минус расходы» действует понятие минимального налога – 1% с выручки. Это та сумма, которую по итогам года нужно заплатить при любом раскладе, даже если учитываемых расходов было существенно больше, чем доходов.

Налогоплательщик по итогам года должен посчитать две суммы:

  1. Разницу между доходами и расходами умножить на 15% (или ставку, действующую в регионе).
  2. Выручку (не вычитая расходы) умножить на 1%.

Какая из этих сумм окажется больше, ту и нужно перевести в бюджет.

На авансовые платежи это правило не действует, то есть по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев нужно платить 15% от разницы между доходами и расходами. Если эта разница отрицательная – минимальный налог считать и платить не нужно. Его считают только по итогам года.

Может случиться так, что организация почти весь год работала в плюс и платила авансы, а в четвертом квартале получила большой убыток, и по итогам года должна заплатить минимальный налог. Тогда нужно из минимального налога вычесть все авансы, которые уже заплатили, и перевести разницу. Если авансов заплатили больше, чем сумма минимального налога, то у упрощенца образуется переплата. Он может вернуть ее на расчетный счет по заявлению или зачесть в счет будущих платежей.

Разницу между минимальным и фактическим налогом в одном из следующих 10 лет можно будет включить в расходы.

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Для таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен специальный порядок их учета: суммы полученной субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, осуществленным за ее счет. Максимальный срок действия такого порядка — два налоговых периода с даты получения субсидии. Например, компания — субъект малого предпринимательства применяет УСН. Она получила 15 июля 2013 г. из регионального бюджета финансовую поддержку в виде субсидии в размере 100 000 руб. Включать сумму субсидии в состав доходов пропорционально произведенным за счет нее расходам компания сможет до конца 2014 г.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет нее, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Допустим, компания из полученной субсидии израсходовала до конца 2014 г. только 80 000 руб. Неизрасходованную часть в размере 20 000 руб. она должна включить в состав доходов 2014 г.

Субсидии могут предоставляться на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти. В п. 1 ст. 346.17 НК РФ сказано, что такие субсидии учитываются упрощенцами в составе доходов в течение трех налоговых периодов. Одновременно сумма субсидии отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных за счет нее затрат, предусмотренных условиями ее получения. То есть порядок учета субсидии практически такой же, как и при получении субсидий малыми и средними предприятиями, описанный в предыдущем разделе. Разница лишь в сроке действия порядка.

Если условия получения субсидии были нарушены (например, она выдана на создание рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, а фактически потрачена на покупку товаров), субсидия в полном объеме отражается в доходах того налогового периода, в котором было допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. Например, индивидуальный предприниматель — бывший безработный получил субсидию на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в сумме 100 000 руб. в 2012 г. За три года с момента получения субсидии он потратил на создание таких рабочих мест только 60 000 руб. Остаток субсидии в сумме 40 000 руб. он должен учесть в доходах 2014 г.

  • Отчетность
  • Налоговый учет
  • Общая система
  • УСН
  • ОСНО и УСН
  • ЕНВД
  • ОСНО И ЕНВД
  • Методология и практика учета
  • Учет по отраслям
  • Консультация аудитора
  • Директору на заметку
  • Трудовые отношения
  • Арбитражная практика
  • На вопросы читателей отвечают специалисты
  • Пошаговые инструкции. Просто о сложном
  • Ваш личный адвокат
  • БУХ-WiKi
  • Выбор редакции
  • Важные документы
  • Актуальные темы
  • Полезная информация

Отражение субсидий в учете в полной мере не автоматизировано в 1С.

По общему правилу субсидии за первые 2 года упрощенцами, независимо от объекта налогообложения, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидий (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

В доходах по УСН за отчетный (налоговый) период суммы субсидий, указанные в графе 4 раздела I КУДиР, не учитываются.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму расходов, произведенных за счет этой субсидии, разница между суммой субсидии и суммой расходов отражается в доходах этого налогового периода.

Приобретенные материалы оприходованы на склад и оплачены в декабре. Следовательно, расходы на их приобретение Организация может признать 30 декабря по итогам месяца в сумме 59 000 руб.

Далее, пропорционально расходам признается в составе доходов по УСН и часть суммы полученной субсидии, а именно — 59 000 руб.

Налоговая служба неоднократно разъясняла, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны вести учет расходов, произведенных за счет субсидии, все в той же Книге учета доходов и расходов (КУДиР) 7.

Льготный порядок налогообложения заключается в том, что доход в виде субсидии надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходов 8. Например, в марте 2014 г. вы получили субсидию вида 2 в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2014 г. оплатили за счет этой субсидии расходы в сумме 70 000 руб. В этом случае КУДиР вам нужно заполнить так 9:

  1. на дату получения субсидии ничего отражать не нужно;
  2. по мере траты субсидии надо отразить одновременно:
  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 70 000 руб.);
  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 70 000 руб.).

В результате за полугодие 2014 г. налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Заполняя так КУДиР, упрощенец с объектом «доходы» как раз показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, он вправе не платить налог с полученной субсидии.

Но несмотря на то что в Книге субсидия показывается и в доходах, и в расходах, в декларацию по УСНО у «доходника» эти суммы не попадут. Когда по окончании 2014 г. он будет заполнять декларацию по УСНО, то в доходах ему надо будет отразить только разницу между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги) 10.

А как быть упрощенцу, если за счет субсидии в соответствии с условиями ее предоставления он приобрел товары, работы, услуги, стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме 11? Подпадает в этом случае субсидия под льготный порядок налогообложения?

Из авторитетных источников

Косолапов Александр Ильич — Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Целевой характер использования субсидий не привязан к перечню расходов п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Согласно Порядку заполнения Книги учета доходов и расходов упрощенец с объектом «доходы» в графе 5 отражает фактически произведенные расходы, предусмотренные условиями получения субсидии 12. Так что если упрощенец с объектом «доходы» израсходовал полученную субсидию в соответствии с целевым назначением, то и в доходах, и в расходах ему нужно показать одну и ту же сумму. Следовательно, налог при УСНО с субсидии платить не нужно.

Может получиться так, что вам придется пересчитывать налог при УСНО. Это нужно будет сделать, если основное средство, приобретенное за счет субсидии, вы продадите досрочно 14:

  • если срок полезного использования ОС составляет 15 лет и меньше, то до истечения 3 лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО;
  • если срок полезного использования ОС составляет больше 15 лет, то до истечения 10 лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО.

Тогда стоимость основного средства, учтенную в расходах по «упрощенным» правилам, за весь период его использования нужно пересчитать по «прибыльным» правилам. Вместо полной стоимости ОС в расходах при УСНО учесть только амортизацию этого ОС (за период с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, по месяц его продажи включительно 15) и амортизационную премию в размере 10% от первоначальной стоимости ОС 16. В результате досрочной продажи ОС, приобретенного за счет субсидии, вам придется заплатить налог при УСНО со всей выручки от продажи ОС и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, то по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать до истечения вышеуказанных сроков.

Как учесть «коронавирусную» субсидию: налоговый и бухгалтерский учет

Как мы уже успели отметить, субсидии от центра занятости попадают под льготный режим налогообложения. В данном случае мы рассматриваем упрощенную систему налогообложения, как самую распространенный режим для предпринимателей (с учетом, что для ЕНВД и патентной системы вопрос учета доходов не возникнет вообще).

Для льготного налогообложения субсидии на УСН важны несколько условий:

  1. Освоить в срок. Средства необходимо потратить в сроки, оговоренные договором с Центром занятости, но не позже, чем за три налоговых периода, т.е. три календарных года. Если субсидия предоставлена в декабре 2015, чтобы не платить с нее УСН, лучше все израсходовать до конца 2017 года.
  2. Учесть расходы. Необходимо вести учет израсходованных сумм в Книге учета доходов и расходов (КУДиР). Даже если у Вас УСН с объектом налогообложения «доходы».
  3. Делать «целевые» траты, не оглядываясь на статьи расходов по НК РФ. Субсидия должна быть потрачена по целевому назначению. При этом не важно, признаются ли эти расходы Налоговым кодексом. И еще раз вернемся к пункту №2: «целевые» затраты госпомощи всегда отражаются в качестве расходов в Книге учета доходов и расходов (и при УСН 6%, и при УСН 15%).

Соблюдение указанных трех требований, а также условий договора с Центром занятости, гарантирует нулевое налогообложения полученных в рамках господдержки средств.

Поступившую на счет субсидию необходимо отражать в КУДиР в дату расходования средств. Если средства тратятся частями – отражаться в налоговом учете также должны частями.

О дате расходования средств. Под ней подразумевается момент принятия к учету расходов в целях налогообложения. В общем случае – это момент фактической оплаты (кассовый метод).

Но также есть и особый порядок признания некоторых расходов. Он касается в частности: оплаты труда, приобретения товаров для перепродажи, покупки основных средств. Подробнее перечень в п.2 ст.346,17 НК РФ.

Пример. Предприниматель занимается торговлей. Субсидия получена в мае. Товары за счет субсидии приобретены в июне, а проданы – в июле. Записи в КУДиР делаются в июле, поскольку расходы на товары для перепродажи отражаются по мере их реализации.

Вся сумма субсидии должна пройти по налоговому учету в течение первых трех налоговых периодов.

Правила на первый взгляд простые:

  • при поступлении суммы субсидии на счет записи в КУДиР делать не нужно;
  • по мере траты целевых средств (и признания расходов в соответствии с НК РФ, см. предыдущий пункт статьи) необходимо отразить в КУДиР одновременно и в одинаковой сумме: и доходы по графе 4, и расходы по графе 5.

В результате налогооблагаемый доход от полученной субсидии – нулевой.

Остатки не потраченной к концу третьего года субсидии отражаются только по графе 4 «доходы» и льгота на них, как уже стало ясно, не распространяется.

Напомним, правила отражения сумм полученной и потраченной субсидии – общие для «упращенцев» с объектом налогообложения и «доходы», и «доходы – расходы».

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Как на УСН отразить поступление и расход субсидии по Постановлению N 1513?

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.

Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридичес­ким лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:

— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

  1. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  2. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  4. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  5. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

Вопрос: Областной Союз садоводческих, огороднических некоммерческих объединений является основанной на членстве некоммерческой организацией.

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан в области ежегодно получают субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта на возмещение части затрат произведенных в соответствующем году на приобретение имущества общего пользования, а также затрат произведенных на выполнение определенного вида работ. Данная субсидия, по нашему мнению, является целевой, так как предназначена для определенной цели — возмещения части затрат на приобретение имущества общего пользования или выполнение работ собственникам приобретенного имущества.

При этом приобретенное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением за счет целевых взносов имущество общего пользования, а также результаты выполненных работ в соответствии со статьями 1, 4 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» являются общей собственностью членов такого объединения.

Таким образом, имущество общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приобретается и создается исключительно за счет целевых взносов, а все приобретенное и созданное за счет целевых взносов имущество является собственностью членов соответствующего объединения (а не собственностью соответствующего объединения). Субсидия из бюджета области выделяется с целью возмещения части расходов на приобретение (создание) имущества общего пользования. То есть по смыслу вышеупомянутых норм права денежные средства, полученные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением в виде субсидии, подлежат распределению между членами такого объединения, вносившими целевые взносы на приобретение (создание) этого имущества, а это в свою очередь значит, что у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при получении субсидии на возмещение соответствующих затрат возникает обязанность по ее целевому использованию — распределению между садоводами — членами соответствующего объединения.

Субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение части затрат, связанных с приобретением (созданием) имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного НКО предоставлены не в оплату стоимости выполненных НКО работ (оказанных услуг), а именно для осуществления уставной деятельности. Это в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет не учитывать их при определении налоговой базы. Поэтому данные средства не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом обязательно должен вестись раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Хвостова С. В., заместитель директора – руководитель аудиторской практики ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, N 3

Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, подпадают под налогообложение. При этом подход контролирующих органов основан на том, что многие субсидии либо не являются целевыми согласно ст. 251 НК РФ, либо прямо не поименованы в перечне, установленном ст. 251 НК РФ, который является закрытым.

Если сравнивать УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы», то у первой ниже ставка налога, а у другой больше способов уменьшить налоговую базу. В общем случае, без учета льгот и вычетов, вариант «Доходы минус расходы» будет выгоден, если затраты превышают 60 % от выручки.

Пример. Выручка компании за год — 100 млн рублей, затраты — 60 млн рублей. При варианте «Доходы» сумма налога составит:

УСН1 = 100 × 6 % = 6 млн рублей.

При использовании объекта «Доходы минус расходы»:

УСН2 = (100 – 60) × 15 % = 40 × 15 % = 6 млн рублей.

На практике расчет для каждого бизнеса нужно проводить индивидуально, с учетом региональных ставок налога и структуры затрат.

Учет налогов при УСН «Доходы минус расходы» отличается от общей системы. Бизнес на упрощёнке освобожден от:

  1. Налога на прибыль (для ООО) или НДФЛ (для ИП).

  2. Налога на имущество, за исключением объектов, которые облагаются по кадастровой стоимости.

  3. НДС, кроме импорта и исполнения обязанностей налогового агента.

Другие налоги упрощенцы платят на общих основаниях, если у них есть облагаемая база. Например, владельцы земельных участков платят налог на землю, а собственники транспортных средств — транспортный налог.

Льготами по страховым взносам в 2022 году могут пользоваться только некоммерческие и благотворительные организации на УСН. Они освобождены от взносов в ФСС и ФФОМС.

Все остальные упрощенцы должны платить обязательные страховые платежи на общих основаниях.

Налоговый период при УСН — календарный год. Организации должны рассчитаться с бюджетом до 31 марта следующего года. Упрощёнка для ИП «Доходы минус расходы» предусматривает уплату налога до 30 апреля.

Но, кроме окончательного расчета, все бизнесмены должны в течение года ежеквартально перечислять авансовые платежи. Сроки для их уплаты — 25 число следующего за отчетным периодом месяца.

Расчет аванса за каждый период проводится так же, как суммы за год в целом. Следует разницу между выручкой и затратами умножить на ставку налога. Разница определяется нарастающим итогом с начала года. Если речь идет об авансе за 6, 9 месяцев или годовой сумме, то нужно вычесть ранее перечисленные авансы.

Минимальный налог в течение года не уплачивается. Если по итогам промежуточного периода сумма к уплате получится меньше 1% от выручки, то ее и следует перечислить. Если же за отчетный период получен убыток, то аванс платить не нужно.

Пример. Доходы и расходы бизнесмена за 2021 год по кварталам приведены в таблице. Для расчета будем использовать стандартную ставку 15 %.

тыс. руб.

Период

Доходы

Расходы

1 квартал

700

500

2 квартал

850

550

3 квартал

1 000

900

4 квартал

900

600

Расчет авансов и суммы налога также сведем в таблицу.

Период

Доходы, н.и.*

Расходы, н.и.*

Налоговая база, н.и.*

Налог, н.и.*

Налог к уплате

3 месяца

700

500

200

30

30

6 месяцев

1 550

1 050

500

75

45

9 месяцев

2 550

1 950

600

90

15

Год

3 450

2 550

900

135

45

*нарастающим итогом с начала года

УСН делает работу предпринимателей и организаций проще, так как заменяет три налога одним, уменьшает налоговую нагрузку и количество отчётности. Но есть и нюансы, которые могут испортить впечатление:

  1. Риск утратить право на УСН при нарушении ограничений по числу сотрудников, суммам выручки и т. п. В этом случае компанию переведут на ОСНО и заставят доплатить налоги.

  2. Отсутствие возможности открыть филиал или представительство, продавать подакцизные товары, заниматься страховой деятельностью.

  3. Отказ организаций и предпринимателей на ОСНО, которые работают с НДС, сотрудничать с упрощенцем, так как они не смогут принять налог к вычету.

  4. Перечень затрат, на которые можно уменьшить налоговую базу, закрыт и строго ограничен. Упрощенцы часто вступают в конфликты с налоговиками, так как не могут доказать экономическую обоснованность расходов для бизнеса.

Если вы за счет субсидии купите основное средство, то его стоимость учтете в расходах до конца года равными долями . То есть порядок учета будет такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных денег. Поэтому на последнее число каждого отчетного периода (31.03.2014, 30.06.2014, 30.09.2014, 31.12.2014) часть стоимости основного средства вам надо показать в КУДиР и в доходах, и в расходах. В итоге в году покупки стоимость основного средства будет полностью учтена в расходах, а истраченная на его покупку субсидия — в доходах.

Может получиться так, что вам придется пересчитывать налог при УСНО. Это нужно будет сделать, если основное средство, приобретенное за счет субсидии, вы продадите досрочно :

срок полезного использования ОС составляет 15 лет и меньше, то до истечения трех лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО;

срок полезного использования ОС составляет больше 15 лет, то до истечения 10 лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО.

Тогда стоимость основного средства, учтенную в расходах по «упрощенным» правилам, за весь период его использования нужно пересчитать по «прибыльным» правилам. Вместо полной стоимости ОС в расходах при УСНО следует учесть только амортизацию этого ОС (за период с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, по месяц его продажи включительно ) и амортизационную премию в размере 10% от первоначальной стоимости ОС . В результате досрочной продажи ОС, приобретенного за счет субсидии, вам придется заплатить налог при УСНО со всей выручки от продажи ОС и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать до истечения вышеуказанных сроков.

В момент получения от покупателя денег за проданные товары вам нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаров. А в расходы включить покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии .

Пример. Заполнение КУДиР при продаже товаров, приобретенных за счет субсидии

УСЛОВИЕ
25 июля 2014 г. организация получила субсидию в сумме 200 000 руб. В августе на эту сумму закупила товары. Покупателям эти товары реализованы 8 сентября на сумму 250 000 руб.

РЕШЕНИЕ
В этом случае на дату реализации (08.09.2014) в разделе I КУДиР нужно сделать такие записи.

Как видим, в результате получается, что:

— сумма субсидии освобождена от налогообложения, поскольку доходы равны расходам;

— под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без уменьшения ее на покупную стоимость товаров. Ведь они закуплены за счет субсидии.

Среди индивидуальных предпринимателей упрощенный налоговый режим наиболее популярен. УСН позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку и упросить порядок подачи и объемы отчетности. Упрощенный налоговый режим дает предпринимателю возможность контролировать все свои выплаты самостоятельно. Учитывать субсидии при УСН можно, если во внимание берутся уже израсходованные суммы. Об этом говорит гл.26.2 НК РФ. Субсидии также облагаются налогом на основании ст.346.15 НК РФ. Однако есть исключения:

  • когда помощь предоставляется малому/среднему бизнесу, полученная сумма записывается в прибыль и учитывается пропорционально издержкам, которые произведены за счет нее. При учете денег нет разницы, какой именно используется способ налогообложения при УСН – «доходы» или «доходы минус расходы»;
  • субсидия дается, чтобы содействовать занятости. Деньги выделяются безработным на заведение собственного дела и создание новых рабочих. Учет производится также как и в предыдущем варианте. Только учитывается субсидия в первом случае в двух, а во втором в трех налоговых периодах.

Помощь по содействию занятости дается начинающему предпринимателю, который был ранее безработным. Ее не может получить организация. Если человек лишился работы и решил заняться предпринимательством, то государство его поддержит, выдав целевую материальную помощь на развитие бизнеса.

Усн доходы минус расходы субсидия

При подаче декларации не подлежат учету субсидии, выделенные бюджетным или некоммерческим структурам. Что касается коммерческих организаций, то субсидии также не учитываются, если они предоставлены на оплату расходов на производство конкретной продукции. Но если помощь выдается для покупки уже изготовленного товара, тогда все декларируется с учетом налога на доход.

Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», в конце 2012 г. получил три субсидии в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для возмещения его затрат 2012 г., связанных с уплатой процентов по кредитам, лизинговых платежей и проведением мероприятий по энергосбережению.

Для учета таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ установлены специальные правила. Согласно им субсидия отражается в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет нее, но не более двух налоговых периодов со дня ее получения. Если по окончании второго налогового периода сумма субсидии превысит величину расходов, произведенных за счет нее, разница в полном объеме включается в состав доходов этого налогового периода. Данный порядок признания доходов распространяется на всех лиц, применяющих УСН, независимо от выбранного ими объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

Поскольку выделенные субсидии полностью покрыли понесенные предпринимателем за счет собственных средств расходы, на возмещение которых они выдавались, он не включил их в состав доходов при определении налоговой базы по УСН. Однако налоговики при проверке посчитали, что всю сумму субсидий нужно было учесть в доходах. Предприниматель обратился в суд.

Рассматривая спор, суд первой инстанции указал, что из буквального толкования положений п. 1 ст. 346.17 НК РФ следует, что он распространяет свое действие только на субсидии, направленные на возмещение затрат, которые были фактически понесены после ее получения и за ее счет. Если же затраты произведены за счет средств налогоплательщика, а субсидия впоследствии покрыла эти расходы, либо субсидия направлена на возмещение неполученных доходов, то применению подлежит порядок, установленный ст. 346.15 НК РФ. Согласно ему при определении объекта налогообложения по УСН в состав доходов включаются доходы от реализации и внереализационные доходы. При этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим. В нем не названы субсидии, выделенные коммерческим организациям (предпринимателям) на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В рассматриваемом случае все субсидии получены предпринимателем для возмещения уже произведенных им затрат. За счет этих субсидий предприниматель никакие расходы не осуществлял. Следовательно, предусмотренный ст. 347.17 НК РФ порядок учета доходов к ним не может быть применен, и они в полном объеме должны быть учтены в составе доходов при определении налоговой базы по УСН как внереализационные доходы.

Апелляция и кассация выводы суда первой инстанции поддержали. Согласился с ними и Верховный суд.

Минфин России по-другому трактует положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ, касающиеся учета субсидий. Так, в письме от 24.02.2016 № 03-11-11/10008 он рассмотрел ситуацию, когда субсидия на возмещение затрат была выдана компании, применяющей УСН, в декабре 2015 г. Специалисты финансового ведомства указали, что при учете субсидии в составе доходов 2015 г. ее размер можно уменьшить на затраты, произведенные компанией до декабря 2015 г. То есть финансисты не привязываются к моменту несения расходов до или после получения субсидии. Главное их соответствие целям, на которые была выделена субсидия. И неважно, что изначально расходы были осуществлены за счет собственных средств.

Такую же позицию заняли и суды в деле, рассмотренном в постановлении АС Центрального округа от 07.09.2016 № Ф10-2798/2016. В этом судебном споре налоговики настаивали на включении предпринимателем, применяющим УСН, всей суммы субсидии на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей в состав доходов. Однако суды указали, что исходя из положений п. 1 ст. 346.17 НК РФ субсидии учитываются в доходах только в части, превышающей сумму расходов. При этом факт уплаты лизинговых платежей за счет собственных средств до получения указанной целевой субсидии не свидетельствует о возникновении у предпринимателя обязанности по ее включению в состав доходов.

А в постановлении от 24.09.2014 по делу № А57-25072/2012 АС Поволжского округа, анализируя положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ, касающиеся учета субсидий, подчеркнул, что законодатель, предусматривая в определенных экономических условиях необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, не рассматривал выделяемые из бюджета денежные средства как объект налогообложения. При получении субсидий доходом являются не собственно бюджетные средства, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени.

Как видите, до выхода комментируемого Определения Верховного суда РФ у налогоплательщиков были хорошие шансы отстоять свое право на учет субсидий, выделенных на возмещение уже понесенных затрат, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.17 НК РФ. Теперь же эти шансы существенно снизились.

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.

Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридичес­ким лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:

— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.