Состояние аффекта что это такое в психологии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состояние аффекта что это такое в психологии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Аффект – это внешнее проявление эмоций, показывающих субъективное состояние человека. Это достаточно сильное и кратковременное эмоциональное переживание, проявляющееся в виде жестикуляции, мимики, интенсивности движений и эмоций (смех, радость, грусть, восторг, гнев, страх, паника и др.), так называемый «аварийный» способ разрешения проблемной ситуации. Аффективные реакции у людей могут возникать при следующих факторах:

  • Биологические инстинкты;
  • Биологические потребности;
  • Социальные отношения, их нарушения.

Одной из важных функций аффектов является накопительная, называемая в психиатрии «аффективными следами», которые откладываются в нашем подсознании. Когда человек сталкивается с какими-либо элементами или моментами, которые в прошлом породили негативную ситуацию, включается аффективная память. В случае если эти провоцирующие факторы повторяются неоднократно, происходит аккумуляция аффекта. И тогда «аффективный взрыв» может произойти даже без провоцирующих факторов, спустя некоторое время после раздражающего момента. Аффект бывает адекватный и неадекватный. Несовпадение речи, мыслей и выражаемых чувств, эмоций – это неадекватный аффект. К примеру, человек рассказывает о смерти близкого человека и при этом улыбается. Подобные нарушения относятся к психическим аффективным расстройствам личности. Что такое аффективное расстройство? Чем оно опасно?

Аффективное расстройство личности относится к психическим заболеваниям, объединяющее в себе несколько разновидностей диагнозов с нарушением аффекта. Данное расстройство сопровождается изменением уровня активности в сторону угнетения (депрессии), которое может сопровождаться повышенной тревожностью, либо в сторону эмоционального подъема. В международной классификации болезней (МКБ аффективные расстройства проходят под кодами F30-F39. Главным симптомом аффективного расстройства является эмоциональное нарушение, которое может проявляться как большое депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство и другие психические патологии. У большого депрессивного расстройства имеется несколько подтипов:

  • Атипичная депрессия;
  • Меланхолическая депрессия;
  • Психотическая депрессия;
  • Инволюционная депрессия;
  • Алкогольная депрессия;
  • Сезонное аффективное расстройство.
    • Наследственная предрасположенность;
    • Хронические стрессы;
    • Наркозависимость;
    • Алкоголизм;
    • Прием медикаментов (аптечные наркотики).

      Лечение биполярного аффективного расстройства

      Люди, страдающие биполярным аффективным расстройством, нередко предпринимают попытки суицида, поэтому данное заболевание нельзя игнорировать. После курса лечения всегда остается риск рецидивов заболевания, поэтому очень важно выбирать опытного специалиста, который подберет правильную и наиболее эффективную методику лечения и будет поддерживать стадию ремиссии максимально продолжительное время. После тщательной диагностики на основании клинической картины, истории болезни и сбора семейного анамнеза психиатр ставит точный диагноз и назначает комплексное лечение медикаментозными препаратами последнего поколения. Терапия проводится под контролем лечащего врача. Помимо приема медикаментов в частной психиатрической клинике Израиля IsraClinic лечение данной патологии проводится путем когнитивно-поведенческой терапии, семейной терапии, интерперсональной или динамической терапии. Социализация пациента и возвращение его к нормальной жизни является одной из главных задач нашей клиники. Весь медицинский персонал IsraClinic свободно владеет русским языком, а врачи центра – это специалисты с многолетним опытом, авторы методик лечения и научных работ, профессора престижных университетов.

      Аффективное переживание: золотая нить в клиническом взаимодействии

      Лечение данной патологии требует комплексного подхода, который предусматривает прием медикаментов, работу с психотерапевтом, а также специальную диету.

      Меланхолическая депрессия

      Меланхолическая депрессия может развиваться с самого раннего возраста, первые симптомы можно наблюдать уже в возрасте 3-4 лет. Как правило, детки жалуются на усталость, боли в разных частях тела без четкой локализации, отказываются от игр, прогулок. В более старшем возрасте они часто сетуют на скуку, тоску, они безучастны в играх с другими детьми, их воспоминания носят печальный характер. Настроение таких детей постепенно снижается, им тяжело вставать по утрам, они остаются вялыми продолжительное время, имеют уставший вид и страдальческое выражение лица, сниженный аппетит, наблюдаются нарушения сна, потеря веса. Периоды меланхолии могут сменяться беспокойством. Приступы меланхолической депрессии могут продолжаться от 3-5 недель до 4-6 месяцев.

      Главной причиной развития патологии является наследственная предрасположенность (в 80% случаев). К другим провоцирующим факторам относятся:

      • Нарушение деятельности головного мозга из-за недостатка химических веществ, отвечающих за эмоциональный фон;
      • Определенные черты характера (психастенический тип личности);
      • Наличие онкологических заболеваний, хронических болей;
      • Прием стероидов;
      • Длительные депрессии и апатические состояния без своевременного и качественного лечения;
      • Сильные эмоциональные потрясения, физическое насилие.
        • Глава №7 Патология эмоций
          • Глава №7
          • Эмоции
          • Патология эмоций
          • Аффекты
          • Тревога
          • Депрессия
          • Выраженность идеомоторной заторможенности
          • Тоскливая депрессия
          • Другие варианты депрессии
          • Маскированная депрессия
          • Барьеры для жалоб на депрессию
          • Маниакальный синдром
          • Дисфория
          • Изменение эмоциональной реактивности
          • Несоответствие эмоциональных реакций стимулу
          • Обеднение эмоций

        Способы реагирования на аффект зависят от особенностей нервной системы, ее состояния на момент стрессовой ситуации, а также жизненного опыта и установок личности. Однако нельзя однозначно предугадать, как поведет себя человек в состоянии аффекта. Нехарактерность – вот основная черта, отличающая человека в этом состоянии. Так тихий, воспитанный интеллигент может проявить вербальную и физическую агрессию, а покорная жена, доведенная до аффекта, может убить мужа в пылу ссоры.

        При аффекте возможны следующие модели поведения

        Оцепенение – возникает в том случае, когда сильная эмоция блокирует все функции организма, лишая человека возможности действовать.

        Вербальная агрессия – крики, оскорбления, плач. Самая распространенная стратегия поведения при аффекте.

        Физическая агрессия. В фазе аффективного взрыва человек вступает в драку. Причем в ход могут пойти любые предметы, находящиеся под рукой, что может быть очень опасно.

        Убийство в ответ на провоцирующие действия. Причем не всегда действия обидчика могут быть адекватны аффективной реакции человека. Например, убийство в состоянии аффекта могут спровоцировать оскорбления или угрозы, а не реальная опасность для жизни.

        Игнорируйте раздражающие факторы. Не позволяйте людям или обстоятельствам воздействовать на вас. Мысленно выстройте вокруг себя прочную стену, внутри которой вы в безопасности.

        Смиритесь с неизбежным. Если вы не в состоянии изменить ситуацию, то постарайтесь изменить свое отношение к ней. Настройте себя игнорировать раздражители.

        Анализируйте свои эмоции, называйте их. Осознавайте, в этот момент вы чувствуете раздражение, а в этот – гнев. Таким образом, вы устраните фактор внезапности развития аффекта, что поможет прервать его.

        Контролируйте свою готовность к действиям. Отдавайте себе отчет, на какие поступки толкает вас данная эмоция и к чему они могут привести.


        Контролируйте выражение лица. Желательно, чтобы жевательные мышцы и мышцы вокруг глаз были расслаблены. Это поможет удерживать контроль над действиями и эмоциями.

        Концентрируйтесь на всех деталях, чтобы видеть полную картину происходящего. Это поможет всесторонне анализировать ситуацию, видеть положительные моменты и пути выхода из кризиса. Если чувствуете, что эмоции вас захлестывают, попробуйте сосредоточиться на дыхании, начните изучать мелкие детали окружающих предметов, шевелить пальцами ног.

        Сосредоточьтесь на позитивных воспоминаниях. Вспомните близкого человека, чье мнение для вас важно. Представьте, как бы он повел себя в этой ситуации.

        Молитесь, если вы верующий. Молитва успокаивает и повышает концентрацию, отвлекает от негативных эмоций.

        Не испытывайте угрызений совести. Аффект естественная реакция здоровой человеческой психики. Он заложен природой, как механизм сохранения вида. В большинстве ситуаций после аффекта достаточно просто извиниться за несдержанность.

        Чтобы восстановиться после аффектов важно дать нервной системе пополнить растраченные силы. Для возобновления психического равновесия человек нуждается в отдыхе и отвлекающих факторах.

        Что необходимо делать после аффекта

        Сон. Он должен быть достаточно длительным, поскольку периоды быстрого и медленного сна одинаково важны для восстановления баланса процессов возбуждения и торможения в коре мозга.

        Полноценное питание. Нервная ткань очень чувствительна к дефициту витаминов и питательных веществ, особенно в период нагрузок. Поэтому важно потреблять мясо, рыбу, яйца и молочные продукты, которые являются источником аминокислот и витаминов группы В. Возрастает и потребность в углеводах, необходимых для восполнения растраченных запасов энергии. В этом помогут фрукты, крупы, мед, черный шоколад. В период восстановления избегайте потребления алкоголя и тонизирующих напитков (кофе, чая).

        Арт-терапия. Рисование, вышивка, лепка, любой вид творчества, где требуется применить фантазию, отвлекают от произошедшего и помогают привести в порядок мысли и чувства.

        Физическая активность. Посильный физический труд дома или в саду, пешие прогулки, занятия спортом улучшают состояние психики. Работа мышц нормализует кровообращение, ускоряет выведение токсинов, улучшает работу мозга.

        Социальная активность. Общайтесь с позитивными людьми и старайтесь быть полезным окружающим. Помогите людям, которые нуждаются в вашей поддержке материальной или моральной. Концентрация на проблемах другого человека повышает самооценку, чувство собственной значимости и веру в свои силы.

        Медитация и аутотренинг. Регулярные занятия повышают устойчивость к стрессу, укрепляют нервную систему, позволяют спокойно реагировать на раздражители.

        Физиотерапевтические процедуры улучшают кровообращение и устраняют мышечные спазмы, связанные с нервным напряжением, оказывают седативное действие.

        • ванны с морской солью, рапой, экстрактом хвои или лаванды, кислородные ванны;
        • душ – теплый, контрастный, циркулярный;
        • массажи – общий или шейно-грудного отдела позвоночника;
        • магнитотерапия;
        • электросон;
        • дарсонвализация воротниковой зоны;
        • светолечение

        Фитотерапия. Рекомендовано принимать настои и отвары лекарственных трав или препараты на их основе:

        • чай из мяты или мелисы;
        • настойка пиона;
        • настойка пустырника;
        • комбинированная настойка из валерианы, пустырника и боярышника;
        • Персен;
        • Фитоседан;
        • Ново-пассит.

        Наилучшим вариантом будет взять небольшой отпуск, чтобы полностью сменить обстановку и отдохнуть несколько дней. Возможно, организм с помощью аффекта показывает, что вы нуждаетесь в полноценном отдыхе.

        Важнейшей причиной возникновения аффекта выступают обстоятельства, которые угрожают существованию человека (косвенная или прямая угроза жизни). Причиной также может выступить конфликт, противоречие между сильным желанием, влечением, стремлением к чему-либо и невозможностью объективно удовлетворить побуждение. Для самого человека существует невозможность осознания этой ситуации. Конфликт может выражаться также в повышенных требованиях, которые предъявляются к человеку именно в данный момент.

        Аффективная реакция может быть спровоцирована поступками окружающих, которые затронули самооценку человека и этим травмировали его личность. Наличие конфликтной ситуации выступает обязательным, однако не достаточным для возникновения аффективной ситуации. Большое значение имеют устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, а также временное состояние субъекта, который попал в конфликтную ситуацию. У одного человека обстоятельства вызовут нарушение стройной системы поведения, а у другого нет.

        К признакам относят внешние проявления в поведении лица, которого обвиняют в преступлении (двигательная активность, внешний вид, особенность речи, мимики), а также переживаемые обвиняемым ощущения. Эти ощущения зачастую выражаются словами: «смутно помню, что со мной было», «во мне словно что-то сорвалось», «ощущения как во сне».

        Позже в трудах уголовного права возникшее внезапно душевное волнение стали отождествлять с психологическим понятием аффект, для которого свойственны следующие признаки: взрывной характер, внезапность возникновения, глубокие и специфически психологические изменения, сохраняющиеся в пределах вменяемости.

        Аффект относят к чувственному, эмоционально возбужденному состоянию, переживаемому индивидом в процессе всей жизнедеятельности. Существуют разные признаки, по которым выделяют эмоции, чувства, аффективные реакции. Современное употребление понятия аффект, обозначающее душевное волнение имеет три концептуальных уровня:

        1) клинические проявления чувств, связанные со спектром переживаний удовольствия или неудовольствия;

        2) сопутствующие нейробиологические феномены, которые включают секреторные, гормональные, вегетативные или соматические проявления;

        3) третий уровень связан с психической энергией, инстинктивными влечениями и их разрядкой, сигнальными аффектами без разрядки влечений.

        Эмоциональная сфера человека представляет особые психические процессы, а также состояния, которые отражают переживания индивида в разных ситуациях. Эмоции являются реакцией субъекта на действующий раздражитель, а также на результат действий. Эмоции в течение жизни влияют на психику человека, проникая во все психические процессы.

        Аффект в психологии — это сильные, а также кратковременные эмоции (переживания), которые наступают после определенных раздражителей. Состояние аффекта и эмоции отличаются друг от друга. Эмоции воспринимаются человеком как неотъемлемая часть себя — «Я», а аффект — это состояние, появляющееся мимо воли человека. Аффект возникает при неожиданных стрессовых ситуациях и характеризуется сужением сознания, крайней степенью которого выступает патологическая аффективная реакция.

        Душевное волнение осуществляет важную адаптивную функцию, готовя человека к соответствующей реакции на внутренние и внешние события, и отмечается высокой выраженностью эмоциональных переживаний, приводящих к мобилизации психологических, а также физических ресурсов человека. Одним из признаков выступает частичная утрата памяти, отмечающаяся не в каждой реакции. В отдельных случаях индивид не помнит событий, которые предшествуют аффективной реакции, а также событий, которые произошли во время душевного волнения.

        Психологический аффект отмечается возбуждением психической деятельности, что снижает контроль над поведением. Это обстоятельство приводит к преступлению и влечет за собой правовые последствия. Лица, находящиеся в состоянии душевного волнения ограничены в способности осознавать свои действия. Психологический аффект оказывает существенное влияние на человека, при этом дезорганизуя психику, задевая ее высшие психические функции.

        Признаки аффекта в уголовном праве — это утрата гибкости в мышлении, снижение качества мыслительных процессов, приводящие к осознанию ближайших целей своих поступков. У человека внимание сосредоточено на источнике раздражения. По этой причине у индивида из-за эмоционального напряжения утрачивается возможность выбирать модель поведения, что провоцирует резкое понижение контроля над своими действиями. Такое аффективное поведение нарушает целесообразность, целенаправленность, а также последовательность действий.

        Судебная психиатрия, а также судебная психология относит состояние аффекта к ограничивающей способности индивида осознавать фактический характер, а также социальную опасность своего деяния и невозможности руководить им.

        Психологический аффект обладает минимальной свободой. Преступление, совершенное в состоянии аффекта считается судом смягчающим обстоятельством, если имеются определенные условия.

        Понятия аффекта в уголовном праве и в психологии не совпадают. В психологии нет конкретики отрицательных раздражителей, которые провоцируют состояние аффективной реакции. Имеется четкая позиция в УК, говорящая об обстоятельствах, которые способны вызвать данное состояние: издевательство, насилие, оскорбление со стороны потерпевшего или длительная психотравмирующая ситуация, аморальные и противоправные действия потерпевшего.

        В психологии аффект и сильное возникшее душевное волнение не относятся к тождественным, а уголовное право между этими понятиями ставит знак равенства.

        Аффект как сильное кратковременное душевное волнение формируется у человека очень быстро. Это состояние возникает внезапно для окружающих и самого человека. Доказательством наличия душевного волнения выступает внезапность его возникновения, что является органическим свойством. Сильное душевное волнение способно вызываться действиями потерпевшего и нуждается в установлении связи между аффективной реакцией и деянием потерпевшего. Данное состояние должно внезапно возникнуть. Внезапность его появления тесно взаимосвязана с возникновением мотива. Появившемуся внезапному душевному сильному волнению предшествуют следующие ситуации: издевательство, насилие, тяжкое оскорбление, аморальные и противоправные действия. В данном случае аффективная реакция возникает под воздействием разового, а также значимого для самого виновного события.

        Аффект – что это такое в психологии, виды, признаки

        Аффективные реакции отрицательно отражаются на деятельности человека, понижают уровень организованности. В таком состоянии человек совершает неразумные действия. Чрезвычайно сильное возбуждение сменяется торможением и в результате заканчивается усталостью, упадком сил, ступором. Нарушения сознания приводят к частичной или полной амнезии. Несмотря на внезапность, душевное волнение имеет свои этапы развития. В начале аффективного состояния, можно остановить душевное эмоциональное волнение, а на конечных этапах, утрачивая контроль, человек не может самостоятельно остановиться.

        Чтобы отстрочить аффективное состояние, необходимы огромные волевые усилия по сдерживанию себя. В одних случаях аффект ярости проявляется в сильных движениях, бурно и с криками, в яростном выражении лица. В других случаях примерами аффективной реакции выступает отчаяние, растерянность, восторг. В практике наблюдаются случаи, когда слабые физически люди, испытывая сильное душевное волнение, совершают поступки, на которые неспособны в спокойной обстановке.

        Примеры состояния аффектов: супруг неожиданно вернулся из командировки и обнаружил лично факт супружеской измены; тщедушный человек избивает в состоянии аффективной реакции нескольких профессиональных боксеров или одним ударом выбивает дубовую дверь, или наносит множество смертельных ранений; пьяница-муж совершает на почве принятия алкоголя постоянные скандалы, драки, дебоши.

        F30-F39 Расстройства настроения [аффективные расстройства]

        Состояние аффекта считается рефлекторным (автоматическим) ответом или подсознательной формой защитной реакции в критических обстоятельствах и в моменты опасности.

        Анализируя причины состояния аффекта, специалисты пришли к выводу, что чаще всего оно провоцируется ситуациями, так или иначе угрожающими жизни, здоровью или благополучию человека и/или его близких (физическое нападение, сексуальное домогательство и т.п.). Кроме того, не контролируемые отрицательные эмоции могут быть вызваны травмирующими переживаниями, задевающими самолюбие высказываниями и поступками окружающих, серьезными межличностными разногласиями, принимающими форму открытого конфликта.

        Приводя примеры аффекта, в первую очередь, психологи отмечают ситуации, связанные с чувством ревности, в которых часто провоцирует аффект и алкоголь, оказывающий токсическое воздействие на мозг. Алкогольная интоксикация нарушает процессы торможения ЦНС, ограничивает фокусировку внимания, блокирует когнитивные зоны головного мозга, потенцирует агрессивность, что и обусловливает неадекватную эмоциональную реакцию пьяного ревнивца.

        Основные факторы риска неконтролируемого всплеска негативных эмоций связывают с уже названными выше угрожающими ситуациями и конфликтами, а также с отсутствием времени на принятие правильного решения. Эксперты подчеркивают бесспорную важность фактора времени: практически во всех случаях экстремальные обстоятельства требуют немедленной оценки совершаемых действий и молниеносной реакции, а когда человек находится в состоянии аффекта, он не может оценить степень их адекватности.

        Феномен сужения границ сознания, фокусирование внимания исключительно на источник негативных переживаний (объект аффекта) и выпадение функции анализа происходящего, в совокупности воспринимаемые как временное «помрачение рассудка», обусловливают патогенез данного состояния.

        Говорят, что негативные эмоции подавляют разум, нарушая динамику психических процессов. То есть в момент воздействия недифференцированного психотравмирующего раздражения в коре головного мозга происходит мгновенное «отключение» механизма регуляции процессов высшей нервной деятельности – возбуждения и торможения, восприятия и мышления, с утратой способности человека контролировать свое поведение. А вся энергия (в виде АТФ) направляется на мышцы, и этот сигнал («беги или бей») объясняет прилив физической силы в экстремальной ситуации даже у самых слабых людей.

        Аффект: Что Это Такое В Психологии?

        Первые признаки состояния аффекта определяют по симптоматике, вызываемой реакцией вегетативной нервной системы на форсированное нервно-психическое перевозбуждение: учащенному сердцебиению и дыханию; гипергидрозу, бледности кожи; расширению зрачков, головокружению; тремору и мышечному напряжению; нарушениям речи, мимики, координации движений.

        Далее нарушается течение процессов центральной нервной системы, в частности: теряется ориентация в пространстве и времени, изменяется характер движений с развитием гипертрофированной моторной реакции и автоматизма, искажается сенсорное восприятие (утрачивается периферический обзор, снижается слух), ощущается прилив сил с одновременным ограничением сознания и памяти, появляется агрессия в поведении.

        Симптомы аффекта при выходе из этого состояния включают резкий спад (торможение) эмоционально-психического напряжения; прострацию (безразличие и ощущение внутреннего опустошения); общую слабость, жажду и сонливость; «провалы» памяти в отношении обстоятельств, предшествовавших аффекту, и последующих действий.

        В состоянии аффекта выделяют три фазы или стадии:

        • предваряющая стадия – с быстрым нарастанием эмоционального напряжения, нарушением способности объективно оценивать происходящее и субъективным восприятием ситуации как крайне опасной или безвыходной;
        • стадия аффективной разрядки (взрыва) на пике эмоционального возбуждения, которая проявляется в не поддающихся контролю двигательной активности, импульсивных действиях и неадекватных поступках;
        • стадия выхода из аффективного состояния.

        Особое – уголовно-правовое значение аффекта – связано с уголовной ответственностью за совершение противоправных действий и причинение вреда в состоянии аффекта (тяжелых телесных повреждений).

        Впервые защита подсудимого, совершившего преступление в состоянии аффекта (crimes of passion – преступление страсти) была использована в 1859 году в отношении американского конгрессмена Даниэля Сикла, убившего в порыве ревности любовника своей жены.

        Согласно УК Украины (Кримінального кодексу України), в случае необходимой обороны (ч. 4 ст. 36 УК) и в случаях крайней необходимости (ч.3 ст. 39 УК) лицо не подлежит уголовной ответственности, если вследствие сильного душевного волнения, вызванного общественно опасным посягательством (угрожавшей опасностью), оно не могло оценить соответствие причиненного им вреда опасности посягательства или обстановке защиты (соответствие причиненного вреда этой опасности)».

        Ч. 1 ст. 66 УК «Обстоятельства, смягчающие ответственность» включает в качестве таковых сильное душевное волнение, вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего.

        Ст. 116 «Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения» – карается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

        Ст. 123 УК «Умышленное тяжелое телесное повреждение, совершенное в состоянии сильного душевного волнения» предполагает значительное снижение наказания.

        На сегодняшний день состояние аффекта в УК – Кримінальному кодексі України (ч. 2 ст. 19) – определяется как состояние невменяемости, а лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать свои действия (бездействие) либо руководить ими вследствие временного расстройства психической деятельности, не подлежит уголовной ответственности.

        До сих пор мы описывали дискретные аффекты, настроения и состояния в соответствии с линейной моделью действия, вызывающего реакцию: аналитик не может что-то вспомнить из того, что сказал пациент. Пациент чувствует обиду и раздражение. Аналитик осознает ошибку и реакцию, которую она вызвала. Чувства симпатии и доверия у пациента восстановлены. Или пациент рассказывает о событии, которого он стыдится. Аналитик, чтобы стимулировать осознание пациентом паттерна таких событий, обращает внимание на несколько случаев, включая те, что произошли в процессе клинического взаимодействия. Пациент воспринимает это как погружение себя в чувства стыда и унижения. Пациент не может воспринять намерение аналитика и в настоящий момент не получает никакого понимания — он лишь испытывает страдание, которого ему хочется избежать. Понимание аналитиком разрыва и признание своей роли в нем может ограничить интенсивность реакции пациента, проявляющейся в чувстве стыда. Тем не менее пациент может на несколько дней замкнуться в себе, а аналитик своим присутствием помогает сделать чувство униженности менее интенсивным. Эти линейные описания последовательностей разрыва и восстановления обеспечивают аналитиков превосходными руководствами, чтобы понять общие переживания, возникающие в процессе лечения. Но они не способны объяснить качества аффективного переживания или едва уловимую аффективную диадическую коммуникацию (Beebe, Jaffe, Lachmann, 1992), происходящую между партнерами, которые близко общаются между собой (аналитик-анализанд, родитель-ребенок, жена-муж). «Мать и младенец совместно создают правила социальных отношений. Эти правила управляют вниманием, участием в беседе и эмоциональным взаимодействием» (Beebe, Jaffe, Lachmann, 1992, p. 73). После того как позднее устанавливаются диадические отношения в паре супругов или в паре аналитик-анализанд, каждый партнер начинает ожидать и предсказывать чувства, мысли и уловки другого. Это ведет к появлению знакомого чувства того, что один из партнеров может «закончить» высказывание другого, едва тот начинает говорить.

        До сих пор мы говорили об аффективных переживаниях как дискретных единицах, для описания которых в каждой культуре имеются свои обозначения. Любое аффективное переживание включает в себя чувство, физиогномическое выражение и реакцию со стороны автономной нервной системы. Аффективные переживания не «включаются» или «выключаются» подобно электрической лампочке; они имеют качества, которые Стерн (Stern, 1985) описал как нарастание и убывание, вспышка и затухание, усиление и ослабление, взрыв и успокоение. Эти качества присоединяются к жизненности всего самовосприятия, согласующегося с эмоцией; то есть усиление и ослабление эмоций создает, когда это необходимо, ощущение бодрости или, когда это необходимо, чувство расслабленности и спокойствия. Результатом является чувство жизненности и связности самости.

        Стерн выявил также еще один факт, который позволяет нам сделать важный вывод, касающийся клинической ситуации. Если родители были настроены в унисон с активностью младенцев, малыши — по всей видимости, бессознательно — реагировали на это усилением своих эмоций. В психоанализе, когда пациент ощущает эмпатическую восприимчивость аналитика, а также его настроенность на себя, чувство жизненности в процессе достижения как личной, так и общей цели исследования усиливается. Воссоздание этого переживания жизненности и связности — именно это мы и называем самостно-объектным переживанием (Lichtenberg, Lachmann, Fosshage, 1992) — становится затем целью совместной работы пациента и аналитика. Например, после завершения начальной стадии анализа Нэнси из-за чувства стыда противилась переживанию и выражению своей симпатии к аналитику. Пока она боролась со своими чувствами, то есть с более полным осознанием чувства стыда и симпатии, эти сеансы носили характер тяжеловесности и скуки. Нэнси снова почувствовала больший интерес к жизни лишь после того, как проблема сместилась в сферу работы и учебных занятий. После этого на протяжении нескольких сеансов она вместе с аналитиком могла заниматься интерпретацией сновидения и сконструировать модельную сцену, включавшую нынешние и прошлые ожидания, а именно что ее будут считать глупой девчонкой, без памяти влюбляющейся в мужчину, который был слишком равнодушен или даже бесчувственен, чтобы заметить ее растущую любовь. Когда она ощущала и выражала свое унижение из-за предполагаемого отвержения, ее голос становился живым, страдание осязаемым, а реакции аналитика сразу же находили живой отклик в признании и подтверждении интенсивности других нахлынувших чувств. Она с вызовом воскликнула, что опять рискует, испытывая любовь и признательность к аналитику, и выразила свой гнев на него за то, что он недоступен. В этой серии сеансов открытость к своим чувствам, переход от вспышки эмоций к их постепенному ослаблению, от бурного проявления чувств к более спокойному выражению симпатии позволили Нэнси и аналитику испытать ощущение собственной жизненности и жизненности друг друга.

        Понятие аффекта и его проявление

        До сих пор мы использовали феноменологический подход к описанию дискретных аффектов, настроений и аффективных состояний, а также того, как мы работаем с ними в процессе лечения. В качестве примеров мы использовали девять пар противоположных аффектов. Очевидно, что список может быть значительно более длинным. Каковы ограничения используемой нами модели аффективных переживаний, расположенных выше и ниже нейтральной линии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться к теории пяти мотивационных систем.

        Основным аффективным переживанием, относящимся к системе привязанности, является чувство близости. Это чувство возникает и в диадических отношениях с матерью и отцом (а также любым другим человеком или домашним животным) и — в более сложных формах — в триадических отношениях, при которых смещение желаний и соперничество обостряют стремление к близости. Таким образом, симпатия, доверие, любовь, удовлетворенность, великодушие, гордость, уважение, смелость, оптимизм и ценные моральные качества являются аффективными переживаниями, которые возникают в процессе позитивного переживания привязанности. Аналогичным образом дополняющие эти чувства переживания гнева, сомнения, зависти, ревности, опасения, стыда и вины усиливают переживание привязанности. Чувства эффективности и компетентности являются самыми важными в мотивационной системе исследования и самоутверждения. Целая группа негативных аффектов, настроений и состояний являются переживаниями, которые отражают преобладание аверсивной мотивационной системы в дискретных или комбинированных формах враждебности и ухода в себя. Когда человек энергичен и уверен в себе, то это скорее отражает состояние самости, чем какую-либо другую систему.

        Аффективные переживания, связанные с системами, в основе которых лежит регуляция физиологических потребностей и потребность в чувственном удовольствии и сексуальном возбуждении, несколько отличаются от представленных нами схем (схемы 1, 2 и 3). Аффективные переживания, относящиеся к двум этим системам, включают в себя гораздо больше телесных ощущений, возникающих вследствие ритмического усиления физиологических потребностей и напряжения, обусловленного выработкой гормонов.

        Мы описали (Lichtenberg, 1989) физиологические потребности, которые подвергаются психической регуляции на протяжении всей жизни: принятие пищи, выделение, дыхание, тактильная и проприоцептивная стимуляция, температурная регуляция, равновесие, сон и общее физическое здоровье. Мы отделяем эти физиологические потребности и психическую регуляцию, в которой они нуждаются, от незаметных телесных процессов, таких, как функция селезенки, печени и т. д., которые не доступны для осознания. Мы предположили, что базисная врожденная схема питания такова: потребность в принятии пищи > ощущение голода, формирующее аффект дистресса (плач) > переживания сосания и поглощения пищи (происходящее с разной быстротой устранение дистресса = облегчение) > ощущение удовольствия и чувство насыщенности (сопровождающееся состоянием перехода к другой мотивационной потребности). Успешность психической регуляции этого паттерна измеряется достижением младенцем осознания чувств голода и насыщения в качестве самостоятельно идентифицируемых аффектов и ощущений. Осознание чувств голода и насыщения достигается лишь в результате сенситивной диадической коммуникации между матерью и младенцем, когда мать улавливает сигналы младенца. В клинической работе со многими взрослыми мы и не можем, и не должны улавливать тонкости этих формирующих диадических взаимодействий. Паттерн «голод-принятие пищи-облегчение и насыщение», если он является сформированным и устойчивым, едва ли нуждается в исследовании. Однако при нарушениях, относящихся к функции принятия пищи (отсутствие аппетита, переедание и рвота), возникает спектр аффективных расстройств, которые могут заставить нас вновь обратиться к базисной схеме, приведшей к развитию заболевания (см. Lichtenberg et al., 1992, pp. 138-145).

        Другим примером аффективных паттернов, связанных с регуляцией физиологических потребностей, является дыхание. Как правило, в процессе клинического взаимодействия ощущение дыхания остается вне поля сознания обоих партнеров, то есть в нейтральной зоне. Возможным исключением являются свойства дыхания, влияющие на речь пациента, который испытывает тот или иной аффект. В некоторых специфических ситуациях, возникающих в процессе лечения, дыхание прямо или косвенно становится предметом осознания. В состояниях волнения, радостного возбуждения, страха или гнева дыхание заметно учащается. В состояниях сниженного возбуждения, избегания и подавления аффекта или сонливости дыхание замедляется. В ситуациях, в которых дыхание затрудняется простудой, инфекциями пазухи и астматическими приступами, угроза блокады поступления воздуха вызывает дискомфорт с потенциальной возможностью возникновения паники, вызываемой чувством удушья. Если в жизни пациента происходили травматические события, связанные с ощущением удушья, например, когда пациент однажды едва не утонул, или, как в случае Нэнси, когда Мэтт зажимал ей своей рукой нос и рот, воспоминания о них могут оживлять это ощущение, и тогда оно сопровождается приступом паники. Наша гипотеза заключается в том, что в процессе анализа, даже тогда, когда пациент дышит незаметно, частота и глубина дыхания наряду с постуральными изменениями и урчанием живота включаются в незаметную и нерефлексивную диадическую коммуникацию. Воспринимаемые над подпороговом уровне, эти менее непосредственные индикаторы аффекта обеспечивают фоновый источ��ик информации, которая способствует оживлению преобладающего вербально-аффективного потока или указывает на уплощенное, лишенное жизненности состояние пациента — «слова без музыки».

        Какие технические подходы позволяют анализанду почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы воссоздать аффективные состояния, отображающие важные жизненные переживания, которые необходимо исследовать, а также чтобы не допустить возникновения барьеров, препятствующих рефлексивному пониманию состояний? Ключом ко всему является эмпатический способ восприятия. По мере того как аналитик достигает успехов в выявлении аффектов и настроений анализанда и в понимании соответствующих мотиваций, аффекты, как правило, остаются гибкими, происходит расширение сознания и появляется чувство безопасности. По словам Фридмэна, «любовь или иллюзия любви проявляется тогда, когда кто-то подкрепляет субъективно переживаемое человеком чувство опоры» (Friedman, 1995, p. 446). Когда аналитик совершает неизбежные ошибки в выявлении аффекта, настроения и/или мотивации, представляемой с позиции пациента, вслед за этим часто возникает аффективное состояние, вызванное такой неудачей. Характерной особенностью многих таких ошибок является ощущение, возникающее у пациента, что к нему относятся как к «объекту», а его субъективные качества игнорируются или не замечаются (объектификация, Broucek, 1991). Если пациенту и аналитику удается сдержать аффективное состояние и начать исследовать его возникновение, вызванное эмпатической ошибкой, пациент получает возможность скорректировать восприятие аналитиком источника разрушительного состояния. Своей открытостью к восприятию анализанда аналитик подкрепляет его способность делать рефлексивные наблюдения и оказывать влияние. Такое утверждение пациентом себя помогает уменьшить асимметрию между собой и «экспертом», пробуждая аффекты эффективности и компетентности, создающие противовес разрушительному состоянию. Часто может присутствовать дополнительный фактор. Пациент со своих позиций может определить роль аналитика в разрыве контакта (Hoffman, 1983), и часто эта атрибуция делается в терминах аффектов и аффективных состояний: «Вы замолкаете и лелеете свои чувства обиды, когда я не принимаю того, что вы мне говорите». Или: «Вы говорите так, словно вам все известно, а я ничего не знаю». Или: «Вы слишком уверены в своей привлекательности, чтобы понять, что я чувствую». Эти атрибуции обиды, всеведения и самосовершенства предоставляют возможности для исследования влияния состояния одного человека на другого, если аналитик позволяет себе «примерить» атрибуцию. Будучи открытым для предположений и позволяя себе вчувствоваться в состояние, иногда распознавая смутно воспринимаемые аспекты самости, на которые было оказано влияние в интерсубъективной сфере, аналитик может моделировать готовность к исследованию воздействия аффективного состояния, которое неизбежно оказывает влияние на диадические отношения.

        У этого термина существуют и другие значения, см. Аффект.

        Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, часто сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений[1].

        1. Физиологический аффект — аффект, вызванный единичным (разовым) психотравмирующим воздействием поведения потерпевшего.
        2. Кумулятивный аффект — аффект, вызванный длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с поведением потерпевшего.
        3. Патологический аффект — аффект, вызванный болезнью.
        4. Прерванный аффект — прерванное внешним воздействием эмоциональное состояние, развёртывающееся по определённым психологическим механизмам и достигающее аффективной глубины. В таких ситуациях можно говорить о прерывании не доаффективной фазы и непосредственно момента аффективного взрыва, а о постаффективном периоде.
        1. Ощущение субъективной безысходности из сложившейся ситуации.
        2. Неблагоприятное психофизиологическое состояние (переутомление, недосыпание, соматическое заболевание и пр.).
        3. Относящиеся к частичному сужению сознания — заполненность сознания переживаниями, связанными с психотравмирующим воздействием, элементы искажённого (иллюзорного) восприятия, элементы утраты чувства реальности окружающего, элементы ощущения отчуждения своих действий.
        4. Относящийся к нарушениям произвольной регуляции деятельности — двигательные автоматизмы (стереотипии), нарушения речевой деятельности, несоответствие агрессивных действий обвиняемого его ценностно-смысловой сфере, направленности личности или типичным для него способам реагирования.
        5. Резкое изменение вазомоторных и иных вегетативных проявлений.
        6. Дезорганизация психической деятельности.
        7. Неполное осознание (недопонимание) случившегося.
        8. Совершение нетипичных для личностного психотипа действий (агрессия, намерение причинить себе вред, вплоть до суицида, ступор)

        Патологический аффект – психическое расстройство, характеризующееся сверхинтенсивным переживанием и неадекватным выражением гнева и ярости. Возникает в ответ на внезапное потрясение, продолжается несколько минут. Первые упоминания кратковременного психического расстройства при совершении преступлений появились в специализированной литературе еще в начале XVII века и носили названия «гневного беспамятства» или «умоисступления». Впервые термин «патологический аффект» для описания данного состояния использовал немецкий и австрийский психиатр и криминалист Рихард фон Крафт-Эбинг в 1868 году.

        Патологический аффект – достаточно редкое расстройство, являющееся основанием для признания больного невменяемым при совершении уголовно или административно наказуемых действий. Гораздо чаще встречается физиологический аффект – более мягкий вариант сильной эмоциональной реакции на внешний раздражитель. В отличие от патологического, физиологический аффект не сопровождается сумеречным состоянием сознания и не является основанием для признания пациента невменяемым на момент совершения правонарушения. Диагностику патологического аффекта и лечение основного заболевания (при его наличии) осуществляют специалисты в области психиатрии.

        Непосредственной причиной развития патологического аффекта является внезапный сверхсильный внешний раздражитель (обычно – насилие, словесное оскорбление и т. д.). В качестве пускового фактора также может выступать панический страх, обусловленный реальной опасностью, повышенными требованиями и неуверенностью в своих силах. Личностная значимость внешнего раздражителя зависит от характера, убеждений и этических норм пациента. Многие психиатры рассматривают патологический аффект, как «аварийную» реакцию на ситуацию, которую больной считает безвыходной и непереносимой. При этом определенное значение имеют психологическая конституция пациента и предшествующие обстоятельства.

        Известный российский психиатр С. С. Корсаков полагал, что к возникновению патологического аффекта больше склонны пациенты с психопатическим развитием личности. При этом и Корсаков, и основоположник российской судебной психиатрии В. П. Сербский считали, что патологический аффект может диагностироваться не только у больных с психопатической конституцией, но и у людей, не страдающих какими-либо психическими расстройствами.

        Современные российские психиатры называют ряд факторов, увеличивающих вероятность патологического аффекта. К числу этих факторов относятся психопатии, невротические расстройства, черепно-мозговые травмы в анамнезе, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Кроме того, риск развития патологического аффекта возрастает у людей, не страдающих перечисленными заболеваниями, но имеющих пониженную сопротивляемость к стрессу вследствие истощения после соматического или инфекционного заболевания, из-за плохого питания, бессонницы, физического или психического переутомления.

        В некоторых случаях большое значение имеет «эффект накопления», длительная аккумуляция негативных переживаний, обусловленных напряженными отношениями, побоями, постоянными унижениями и издевательствами. Пациент долго «копит в себе» отрицательные эмоции, в определенный момент терпение заканчивается, и чувства выплескиваются в виде патологического аффекта. Обычно гнев больного направлен на человека, с которым он находится в конфликтных отношениях, однако иногда (при попадании в ситуацию, напоминающую обстоятельства хронической психологической травмы) патологический аффект возникает при контакте с другими людьми.

        Аффект – наиболее яркое проявление эмоций, особенно сильные переживания. Патологический аффект – крайняя степень обычного аффекта. Причиной развития всех видов аффекта является чрезмерное возбуждение определенных участков головного мозга при торможении отделов, отвечающих за другие психические процессы. Этот процесс сопровождается той или иной степенью сужения сознания: при физиологическом аффекте – обычным сужением, при патологическом аффекте – сумеречным помрачением.

        В результате пациент перестает отслеживать информацию, не относящуюся к психотравмирующей ситуации, хуже оценивает и контролирует (при патологическом аффекте – не оценивает и не контролирует) собственные действия. Нервные клетки на участке возбуждения какое-то время работают на пределе возможностей, затем возникает охранительное торможение. Запредельно сильные эмоциональные переживания сменяются такой же сильной усталостью, упадком сил и безразличием. При патологическом аффекте эмоции настолько сильны, что торможение достигает уровня ступора и сна.

        Выделяют три стадии патологического аффекта. Первая стадия характеризуется некоторым сужением сознания, концентрацией пациента на переживаниях, связанных с психотравмирующей ситуацией. Нарастает эмоциональное напряжение, снижается способность к восприятию окружающего, оценке обстановки и осознанию собственного состояния. Все, не относящееся к психотравмирующей ситуации, кажется незначимым и перестает восприниматься.

        Первая фаза патологического аффекта плавно переходит во вторую – фазу взрыва. Гнев и ярость нарастают, на пике переживаний возникает глубокое помрачение сознания. Ориентация в окружающем мире нарушается, в момент кульминации возможны иллюзии, галлюцинаторные переживания и психосенсорные расстройства (находясь в состоянии патологического аффекта, больной неправильно оценивает величину предметов, их удаленность и расположение относительно горизонтальной и вертикальной оси). В фазе взрыва наблюдается бурное двигательное возбуждение. Пациент проявляет выраженную агрессию, осуществляет разрушительные действия. При этом сохраняется способность к совершению сложных двигательных актов, поведение больного напоминает действия безжалостной машины.

        Фаза взрыва сопровождается бурными вегетативными и мимическими реакциями. На лице человека, находящегося в состоянии патологического аффекта, отражаются бурные эмоции в различных сочетаниях. Гнев смешивается с отчаянием, ярость с недоумением. Лицо краснеет или бледнеет. Через несколько минут эмоциональный взрыв внезапно заканчивается, ему на смену приходит заключительная фаза патологического аффекта – фаза истощения. Пациент погружается в состояние прострации, становится вялым, проявляет полное безразличие к окружающей обстановке и собственным действиям, совершенным в фазе взрыва. Наступает продолжительный глубокий сон. После пробуждения возникает частичная или полная амнезия. Произошедшее либо стирается из памяти, либо всплывает в виде разрозненных фрагментов.

        Отличительной особенностью патологического аффекта при хронических психических травмах (постоянном унижении и страхе, длительном физическом или психологическом насилии, необходимости постоянно сдерживаться) является несоответствие реакции и вызвавшего ее стимула. Патологический аффект возникает в ситуации, которую люди, не знающие всех обстоятельств, посчитали бы незначимой или малозначимой. Такая реакция называется реакцией «короткого замыкания».

        Постановка диагноза имеет особое медико-криминалистическое значение, поскольку патологический аффект является основанием для признания больного невменяемым на момент совершения преступления или правонарушения. Для подтверждения диагноза проводят судебно-медицинскую экспертизу. В процессе диагностики осуществляют комплексное исследование анамнеза жизни больного и изучение особенностей его психической организации – только таким образом можно определить личностную значимость травмирующей ситуации и оценить особенности психологических реакций пациента. При наличии свидетелей принимают во внимание показания, свидетельствующие о явной бессмысленности действий больного, совершенных в состоянии предполагаемого аффекта.

        Решение о необходимости лечения принимают индивидуально. Патологический аффект является кратковременным психическим расстройством, после его завершения пациент становится полностью вменяемым, интеллект, эмоциональная и волевая сфера не страдают. При отсутствии других психических нарушений лечение патологического аффекта не требуется, прогноз благоприятный. При выявлении психопатии, невротического расстройства, наркомании, алкоголизма и других состояний проводят соответствующие терапевтические мероприятия, прогноз определяется течением основного заболевания.

        Процедуры и операции Средняя цена
        Консультация психиатра Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психиатры от 49 р. 644 адреса
        Патопсихологическое обследование Психиатрия / Диагностика психической сферы 3643 р. 55 адресов
        Консультация судебно-психиатрического эксперта Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психиатры 8232 р. 4 адреса

        Выделяют следующие виды аффекта:

        • Физиологический аффект – характеризуется неконтролируемым сознанием, которое проявляется в определенной аффективной ситуации, в виде эмоциональной разрядки от накопившегося напряжения. Особенностью данного вида аффекта является то, что поведение человека не выходит за пределы установленной нормы, эмоциональное состояние неболезненно. Эмоциональная реакция протекает стремительно, по длительности она кратковременная и похожа на взрыв. Психопатические изменения в поведении и деятельности человека не отмечаются.

        • Патологический аффект – это психогенное болезненное состояние, возникающее у психически здоровых людей. В психиатрии данное состояние рассматривается как острая реакция на конкретный психотравмирующий фактор (факторы). Патологический аффект имеет три стадии, каждая из которых представляет собой особое эмоциональное состояние. В целом этот вид аффекта характеризуется остротой эмоций, склонностью к патологическим состояниям, проявлениями безудержного гнева и агрессии. Человек, которому свойственно проявления патологического аффекта зачастую имеет патологические состояния ЦНС, а именно несбалансированность процессов возбуждения и торможения.

        • Аффект неадекватности — это устойчивое отрицательное переживание, спровоцированное неспособностью добиваться успеха в любой деятельности. Зачастую аффекты неадекватности появляются у маленьких детей, когда не сформирована произвольная регуляция поведения. Любое затруднение, вызвавшее неудовлетворение потребностей ребенка, а также любой конфликт провоцирует возникновение душевного волнения. При неправильном воспитании склонность к аффективному поведению закрепляется. У детей при неблагоприятных условиях воспитания проявляется подозрительность, постоянная обида, склонность к агрессивным реакциям и негативизму, раздражительность. Длительность такого состояния неадекватности провоцирует формирование, а также закрепление отрицательных черт характера.

        Аффективное состояние длится недолго, но в этот промежуток времени человек теряет самоконтроль. Он или совсем невменяемый, или только частично. В любом случае он способен на совершение импульсивных, порой нелогичных поступков. Внешне кажется, что перед вами психически нездоровый человек. Он суетится, совершает хаотичные движения, раздражается. Также у него отсутствует понимание обращенных к нему слов окружающих.

        В психологии выделяют 3 стадии аффекта:

        1. Подготовка. Может продолжаться довольно долго или быть краткой. Представляет собой эмоциональную реакцию на контакт с раздражителем. Человек пока еще может контролировать свои эмоции. Но если по каким-либо причинам ему это не удается, начинается вторая фаза.
        2. Взрыв. Здесь индивид контролировать себя неспособен. Более того, чаще всего он даже не осознает ни себя, ни свои поступки. Поэтому он может совершить все что угодно, включая убийство.
        3. Заключение. Эмоциональный взрыв сменяется опустошением, истощением. То, что произошло, не запоминается. Также возможно появление ложных воспоминаний.

        Аффект возникает даже у тех людей, которые в обычной жизни не проявляются агрессию и другие негативные эмоции. Но при воздействии определенных факторов, например, появлении угрозы для их жизни или жизни окружающих, они способны на весьма непривычные действия.

        Состояние аффекта – что это. Его виды и вред

        Если в состоянии аффекта человек совершил незаконные действия или причинил кому-то вред, ему дают направление к психиатру. Дальнейшие действия зависят от поставленного диагноза:

        1. При депрессии и склонности к суициду за больным устанавливается усиленное наблюдение. Желательно, чтобы он находился в стационаре.
        2. Если диагностирован психоз, назначаются антидепрессанты и нейролептики. Если больной по каким-либо причинам не может принимать лекарства, их заменяют электросудорожной терапией.
        3. При мании и эйфории так же показан прием нейролептиков. Лечение должно проводиться в больнице под присмотром врачей.
        4. Неглубокую психогенную депрессию можно вылечить дома, принимая седативные препараты и антидепрессанты.

        Не стоит заниматься самолечением аффекта. Назначать медикаменты и составлять схему их применения может только врач. В противном случае состояние больного только ухудшится.

        Итак, что такое аффект в психологии? Это состояние сильного эмоционального перевозбуждения, при котором человек просто не в силах себя контролировать. Зачастую оно приводит к совершению противоправных действий, причинению вреда себе и другим. Если вы — слишком чувствительный, остро реагирующий на все человек, то вам, скорее всего, знакомы эти ощущения. Не медлите, постарайтесь предотвратить их развитие. Для этого укрепляйте нервную систему любыми доступными способами. А если видите, что не справляетесь, не стесняйтесь обращаться к психологу.

        Условия возникновения аффекта могут быть объяснены неправильным воспитанием. Речь идёт о развитии аффекта неадекватности. Если родители, опекуны не смогли объяснить ребёнку о том, что потребности не всегда удовлетворяются, он так и не научится контролировать свои эмоции. Чаще всего подобное поведение отмечается у людей, которые росли избалованными детьми.

        Кроме того, чтобы состояние развилось и перешло в стадию обострения, необходимы основания. Причиной аффективных переживаний является некая ситуация. Она провоцирует острые эмоции. Обычно они негативные. Человек теряет контроль над своим поведением и совершает неадекватные поступки.

        Место проведения: аудитория

        Продолжительность: 2часа

        Цели занятия:

        1. Определение и общая характеристика эмоций.
        2. Изучение основных свойств и функции эмоций.
        3. Изучение патологий эмоциональной сферы.

        Студент должен знать:

        1. Определение понятия «эмоция»
        2. Классификации эмоций
        3. Функции эмоций
        4. Проявления эмоциональных свойств
        5. Патологию эмоциональной сферы.

        Студент должен уметь:

        1. Классифицировать эмоциональные состояния.
        2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
        3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

        Темы проектов, рефератов:

        1. Эмоции и их роль в жизни человека.
        2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
        3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
        4. Патология эмоциональной сферы.
        5. Развитие эмоций в онтогенезе.

        Рекомендуемая литература:

        Основная литература

        1. Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
        2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
        3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
        4. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
        5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
        6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
        7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
        8. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
        9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
        10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.

        Дополнительная литература:

        1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.

        2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.

        3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

        4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

        5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

        6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

        Исходный уровень контроля знаний:

        1. Что изучает наука психология?

        2. Что является предметом и объектом психологии?

        3. Основные формы психических явлений.

        4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

        5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

        Основные вопросы темы:

        1. Характеристика эмоций

        2. Основные теории эмоций.

        3. Функции эмоций.

        4. Основные компоненты эмоций

        5. Классификация эмоций

        6. Эмоциональные феномены

        7. Снятие эмоционального напряжения

        8. Патология эмоциональной сферы

        Итоговый контроль уровня знаний:

        1. Дайте основную характеристику эмоций.

        2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

        3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

        4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

        5. Какие вы знаете функции эмоций?

        6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

        7. Перечислите основные компоненты эмоций.

        8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

        9. Авторы классификаций эмоций.

        10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

        11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

        12 Виды чувств?

        13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

        14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

        15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

        Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

        Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

        Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

        — стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

        — астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

        Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

        Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

        Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

        Как объяснить состояние аффекта и чем оно опасно: определение и примеры, помощь

        Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

        Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

        П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

        Таблица 1

        Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

        Дистанционное взаимодействие

        Овладение, обладание

        Избегание, защита

        Преодоление, борьба

        Высокая

        Ис > Ин

        Удовольствие, наслаждение

        Восторг, счастье, радость

        Бесстрашие, смелость, уверенность

        Торжество, чувство преодоления, превосходство, воодушевление, бодрость

        Малая

        Ис = Ин

        Комфорт

        Спокойствие

        Расслабление

        Невозмутимость

        Высокая

        Ис н

        Неудовольствие, отвращение, страдание, шок (запредельное торможение)

        Беспокойство, печаль, горе, отчаяние, депрессия

        Настороженность, тревога, страх, паника, оцепенение

        Нетерпение, негодование, злость, гнев, ярость, бешенство, исступление, переходящее в депрессию

        Примечание. Ис — информация существующая; Ии — информация, необходимая для удовлетворения потребности.

        Данная классификация включает гораздо большее разнообразие эмоций, учитывает влияние внутренних и внешних факторов на характер и силу эмоциональных переживаний. Главное достоинство этой классификации заключается в том, что она позволяет прогнозировать характер и силу эмоционального переживания, исходя из анализа исходных оснований (величины потребности, информационной характеристики среды, характера взаимодействия с объектом).

        Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

        Чтобы понять роль эмоций психической организации человека нужно рассмотреть ее главные функции и связь с другими психическими процессами. Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций.

        1. Экспрессивная — мы лучше понимаем друг друга, можем не пользуясь речью судить о состояниях друг друга.

        2. Отражательно-оценочная. Эмоция есть деятельность, оценивающая поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (его качества и величины) и вероятности (возможности) его удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического ранее приобретенного опыта.

        3. Побуждающая — полное отстранение эмоций от функций побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки .

        4. Следообразование — она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем, происходит фиксация следа в памяти.

        5. Предвосхищающая эвристическая — подчеркивает значительную роль в актуализации закрепленного опыта, поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.

        6. Синтезирующая — мы воспринимаем не набор пятен или звуков а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело, потому что эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения разнообразных действующих раздражений.

        7. Организующая (дезорганизационная). Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что естественно может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

        8. Компенсаторная (замещающая). Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов, дальнейшее извлечение этих сигналов из памяти. Примером компенсаторной функции может служить подражательное поведение столь характерное для эмоционально возбужденной популяции.

        9. Переключающая. Эта функция обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на не осознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция.

        10. Функция (аварийного) разрешения ситуаций — возникает в экстренной, критической ситуации, когда уровень адреналина в крови, повышается. Например, чувство страха.

        11. Функция активации и мобилизации организма. Эмоции, которые обеспечивают успешное какой-нибудь задачи, приводят организм в возбужденное состояние. Иногда слабая тревога играет роль мобилизирующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувства ответственности.

        Взаимодействие всех функций необходимо , так как отсутствие какой-либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.

        Эмоции выполняют функции такой обработки первичной информации о мире , в результате которой мы оказываемся способными формировать свое мнение о нем : эмоциям принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован.