Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие коррекции компенсации реабилитации абилитации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как было сказано выше, одним из самых эффективных методов абилитационной и реабилитационной терапии является интенсивное использование функций сохранных анализаторов: при полной или частичной потере зрения это совершенствование слуха и кожного восприятия. Например, применяется обучение грамоте с помощью специального точечного шрифта Луи Брайля. Через тактильное восприятие больной получает представление о характеристиках предметов (форма, величина, качество), а педагог сопровождает этот познавательный процесс словесными описаниями.
В процессе терапии чрезвычайно значимо социальное взаимодействие: речь других людей совершенствуют процесс познавательной деятельности слабовидящих и слепых, а выработка навыков совместного труда помогают им стать полноценными членами общества.
Стоит сказать и об использовании резервных возможностей – сохранившихся зрительных способностей. У слабовидящих необходимо развивать оптическое внимание – постоянно вводить новые предметы в обстановку помещения, акцентировать внимание на деталях рисунка, давать задание воспроизвести детали и их последовательность по памяти. То же касается производимых движений: для ребенка полезно обозначать действия словами, фиксировать последовательность движений (например, чертить маршрут, по которому он прошел).
Важно! Потеря зрения нередко сопровождается нарушениями нервной системы, поэтому специалист должен дозировать нагрузки и проводить параллельно психотерапию, которая позволит выйти из депрессии и преодолеть трудности, неизбежные на начальном этапе.
Абилитация и реабилитация глухих или слабослышащих детей основана на тех же принципах – использовании сохранных функций и резервных возможностей мозга.
Так, в процессе познавательной деятельности слабослышащих детей главными точками опоры становятся зрение, осязание и вибрационные ощущения. Для родных и специалистов важно понимать, что патологии слуха тормозят развитие речемыслительных способностей и направлять все усилия на развитие речи.
В начале терапии интенсивно применяется речь посредством жестов и мимики: так ребёнок приобретает базовые знания о мире и навыки общения с людьми. Затем педагог работатет над оформлением произношения: для того, чтобы ребёнок научился «читать по губам», в его мозгу должен закрепиться артикуляционный образ слов. Одновременно ребенок овладевает пальцевой речью; этот язык основан на том, что каждой букве соответствует определенное положение пальцев.
Использование остаточного слуха осуществляется с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Ключевым в преодолении данного вида паралича является подавление влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Эти рефлексы являются деструктивными, потому что приводят к развитию патологических поз, препятствует моторной активности ребёнка и нормальному развитию двигательной и речевой систем.
Основой терапии, цель которой — устранить эти «неправильные» рефлексы, является расслабление мышц и устранение патологической рефлекторной активности с помощью массажа, ЛФК, физиотерапии, ортопедии и некоторых лекарств. Педагог-дефектолог и невролог подбирают индивидуальный комплекс положений и поз, минимизирующих влияние патологических рефлексов. Именно в этих положениях проводятся все лечебные упражнения. Эти упражнения могут быть с использованием специального оборудования (мяч, коляска и др.) и направлены на разработку выпрямительных рефлексов туловища: способность поднимать голову, разгибать кисти, пальцы и руки в плечевых суставах, опираться на руки.
- Сертификат, экспертиза, реабилитация? Что инвалиды могут получить онлайн?
- Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта в условиях восстановительного лечения
- Уход за больными после перелома шейки бедра
- Психологическая реабилитация пожилых
- Что нужно для оформления ж/д билета, чтобы съездить в санаторий
- Какие бывают инвалидные коляски?
- Ходунки для детей с ДЦП: позволяют улучшить двигательные возможности малышей
- Появился новый перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техсредствами реабилитации
- Виды и методы психологической реабилитации
- Новое в обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов и категории ребенок-инвалид
Взаимосвязь компенсации, реабилитации, абилитации и коррекции
Выделяют три основных этапа реабилитации ребенка:
- больничный — в условиях стационара. При многих заболеваниях реабилитацию можно начинать на стационарном этапе с первых дней заболевания
- послебольничный — реабилитация на уровне поликлиники, санатория, реабилитационного центра.
- адаптационный этап — этот этап может проводиться в коллективе детского сада, школы, под наблюдением педагогов и в случае необходимости врачей. Именно на этом этапе большую роль играют педагогические мероприятия.
При острых соматических мероприятиях в основном отличается этиотропное, патогенетическое лечение по показаниям. Базовые реабилитационные мероприятия назначаются исходя из медицинских факторов сохранения здоровья.
Медицинская реабилитация детей включает как традиционные мероприятия ( физиотерапия, ЛФК, массаж ), так и индивидуальные. Но именно в этот период как никогда важно не допустить функциональных отклонений в развитии органов и систем.
Например — после перенесенной пневмонии у ребенка может сохраняться нарушенная функция внешнего дыхания. Так же после переломов важно следить не только за срастанием конечности, но и за восстановлением функции движения, нормализации мышечного тонуса. Поэтому на первом этапе реабилитационные и лечебные мероприятия как правило тесно связаны в один комплекс.
Основная задача этого этапа — нормализация всех функций органов и систем ребенка. На этом этапе подключается двигательная активность, физкультура, массаж. Как правило назначаются физиопроцедуры — в основном электро и теплолечение.
Важное значение имеют санация хронических очагов инфекции, закаливающие мероприятия. При наличии невротических реакции и психических расстройств у ребенка к лечению подключается невролог или психолог.
Оказывается помощь детям, тяжело реагирующим на болезнь.
В зависимости от характера болезней ребенка можно направить в санаторий по соответствующему лечебному профилю. Сеть подобных санаториев развита в России относительно неплохо.
Так же можно отправить ребенка вместе с родителями в пансионат семейного отдыха. Большинство подобных санаториев и пансионатов как правило местные, и дальнего переезда не требуется.
Это значительно облегчает адаптацию, нет смены биоритмов и часовых поясов.
По большому счету, на этом этапе оздоровительные мероприятия не сильно отличаются от предыдущего. Это лечебная физкультура, режим, физиотерапия.
Отличия лишь касаются детей, у которых заболевание привело к значительному нарушению жизненных функции или инвалидности. Такие дети как правило находятся под наблюдением, для них разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Примерами таких заболеваний может служить полиомиелит или детский церебральный паралич.
Часто такие дети располагаются в детских садах, школах-интернатах. И в составлении программы реабилитации принимает участие не только физиотерапевт и врач ЛФК, но так же педиатр, невролог, психолог и соответствующий специалист по профилю заболевания.
Во многих регионах и крупных городах есть достаточное количество детских центров соответствующего уровня.
Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?
Цель — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня (схема ниже).
Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе.
Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях.
Из них наиболее важное значение имеют:
— родильный дом (родильное отделение);
— детская поликлиника (амбулатория, консультация);
— стационар;
— реабилитационные отделения;
— специализированный диспансер;
— санаторные отделения больницы;
— специализированный детский санаторий;
— оздоровительный лагерь санаторного типа;
— школа, школа-интернат.
Комплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики.
Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:
1) реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;
2) реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органичную часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;
3) процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;
4) реабилитация на каждом этапе должна носить комплексный характер;
5) индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;
6) конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.
Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни.
Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание.
Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии, психотерапии.
Реабилитация, ее виды. Абилитация. Их отличия, касающиеся конечных целей и условий их достижений.
Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
Реабилитация — это длительный поступательный процесс, во время которого пациент проходит фазы выздоровления, приспособления к новым условиям и включение в жизнь общества. Учитывая эту последовательность, ВОЗ выделяет уровни, или этапы реабилитации:
- Стационарный. Этот этап начинают уже в больничной палате, применяя как лекарственные и хирургические, так и немедикаментозные методы и приемы, в том числе психотерапию. Итогом стационарной работы должно быть выздоровление, а в случае хронического заболевания либо необратимого увечья – ремиссия, способность к самообслуживанию, восстановление жизненных функций (дыхательной, пищеварительной и т.д.).
- Санаторно-курортный. Его осуществляют на базе специализированного реабилитационного центра (профильное санаторно-курортное учреждение, санаторий-профилакторий и т.д.). Сочетание природных факторов (грязелечение, гирудотерапия, солнечные ванны, талассотерапия), физических методов (лечебная гимнастика, массаж, трудотерапия), психотерапии способствует подготовке реабилитируемого к последующей трудовой и социальной активности.
- Амбулаторный. Заключительный этап медицинской реабилитации, направленный на поддержание достигнутых реабилитируемым результатов. Проводимая на данной стадии экспертиза трудоспособности определяет степень функциональных и профессиональных возможностей (полное выздоровление, неполная реабилитация, инвалидизация).
В самом процессе восстановления пациента важна комплексность и индивидуальный подход, тем более что современная медицина располагает огромным количеством реабилитационных методик.
Основные из них:
-
Физиотерапия– использование природных факторов в целях стимуляции процессов обмена, улучшения микроциркуляции, ускорения заживления ран. Помимо этого методика позволяет облегчить болевой синдром, снять напряжение мышц, повысить мышечный тонус, благодаря чему широко применяется в реабилитации пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата и переломами.
- электростимуляция – воздействие переменным электрическим током низкого напряжения;
- магнитотерапия – магнитыми полями;
- электрофорез и фонофорез – введение лекарственных препаратов под воздействием постоянного тока либо ультразвука соответственно;
- баротерапия – лечение кислородом под повышенным атмосферным давлением, проводимое в специальной камере (барокамера);
- бальнеотерапия – применение в лечебных и профилактических целях минеральных вод для питья, а также в виде ванн, душа, саун;
- диадинамотерапия — электротерапевтический метод, основанный на использовании с лечебно-профилактическими и реабилитационными целями диадинамических токов;
- Кинезотерапия – это лечение движением, включает специальные гимнастические упражнения, лечебную ходьбу, занятия на тренажерах, подвижные спортивные игры, плавание. Метод применяется в целях укрепления мышц, связок, суставов. Широко применим для предупреждения атрофии мышц у пациентов, перенесших инсульт, спинальную травму, длительно прикованных к постели.
- Массаж – совокупность приемов воздействия на поверхность тела человека руками массажиста, специальными приборами или струей воды. Обладает общеукрепляющим, расслабляющим действием, стимулирует работу внутренних органов за счет воздействия на рефлексогенные зоны, поддерживает мышечный тонус.
- Традиционные методы (иглоукалывание, мануальная терапия, ароматерапия, галотерапия) – в качестве дополнительных применяют для снятия боли и общей релаксации, в лечении спастичности, застойной сердечной недостаточности и т.д.
Кроме того к реабилитационным методикам относят методы протезно-ортопедической реконструкции (протезы, специальная обувь), эрготерапию (трудолечение), логопедическую помощь, различные виды психотерапии.
Реабилитационная техника и реабилитационные методики нового поколения
Тренировка мелкой моторики рук при восстановлении лежачего больного
Особенности реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста
Под реабилитацией подразумевают восстановление здоровья, физических функций и трудоспособности, утраченных в результате заболеваний, травм или вредных факторов окружающей среды.
Различают 5 видов реабилитации:
— Медицинскую — представляет собой комплекс лечебных и профилактических средств, восстанавливающих здоровье человека. Это лечебные мероприятия, которые проводят врачи, младший и средний медперсонал, пока пациент находится под их наблюдением в ЛПУ.
— Физическую — восстанавливает здоровье с помощью физических упражнений, природных факторов и др. Проводят ее врачи ЛФК, физиотерапевты, массажисты.
— Психологическую — помогает поддержать психологическое состояние пациента, сформировать у него позитивный настрой к лечению и выздоровлению. Проводят ее психологи и психотерапевты.
— Трудовую — направлена на подготовку пациента к трудовой деятельности с учетом его физических и умственных возможностей.
— Бытовую — помогает пациенту стать социально полноценным, т.е. способным самостоятельно себя обслуживать в быту. Ее обеспечивают органы соцзащиты.
Реабилитацию для восстановления утраченных физических функций организма начали активно использовать с начала ХХ века.
Первая причина — это вспышка полиомиелита в США в 1916 году. Лечение этого заболевания сопровождалось длительным постельным режимом, который приводил к физической слабости, атрофии мышц и ограничению движений даже после выздоровления. Тогда для борьбы с этими осложнениями врачи начали использовать физические упражнения и массаж.
Также развитию физической реабилитации способствовали две мировые войны. Во время них резко выросло число инвалидов среди мужчин трудоспособного возраста, бывших военных. Поэтому физическую реабилитацию начали активно внедрять практически во всех армиях, которые участвовали в войнах.
Постепенно реабилитацию начали использовать в мирное время. В начале 50–хх годов прошлого столетия английские врачи Карл и Берта Бобат разработали методику восстановления пациентов с неврологическими расстройствами — Бобат–терапию. Она доказала свою эффективность в лечении ДЦП, последствий травм, инсультов и продолжает активно использоваться в наше время.
Сегодня проблемы реабилитации стоят не менее остро — вместе с техническим прогрессом растет уровень травматизации. Это ведет к росту инвалидности и большим экономическим потерям, поэтому интерес к реабилитации продолжает расти. Использование ее средств на ранних этапах лечения позволяет вернуть пациентам физическую полноценность и обеспечить им независимость.
Качество и скорость восстановления пациента напрямую зависит от профессиональных и педагогических навыков врача — насколько ему удастся правильно оценить состояние пациента, составить для него адекватную программу, а главное — мотивировать ее выполнять.
Перед тем, как приступить к составлению и внедрению программы реабилитации, врач:
— Выясняет характер и степень нарушенных функций;
— Устанавливает возможность полного или частичного восстановления;
— Определяет прогноз развития приспособительных и компенсаторных механизмов пациента;
— Оценивает физические возможности организма.
Чтобы составить максимально эффективную программу реабилитации, врачу важно соблюдать следующие правила:
Персонально подходить к каждому пациенту. Для двух разных пациентов с одинаковым диагнозом нельзя использовать одну и ту же программу реабилитации, т.к. для одного она может быть слишком легкой, а для другого — невыполнимой, из–за разности пола, возраста, физических возможностей и степени тяжести заболевания.
Мотивировать пациента активно и сознательно участвовать в процессе выздоровления. Если пациент не верит в положительный исход заболевания и не хочет выполнять рекомендации врачей, то эффективность реабилитации сводится к нулю, какие бы квалифицированные специалисты с ним не работали.
Постепенно увеличивать физическую нагрузку. Количество упражнений, их интенсивность, число подходов и сложность должны постепенно нарастать, как внутри каждого занятия, так и в ходе всей программы, иначе результата не будет.
Систематичность. Процесс реабилитации может длится месяцы и даже годы, поэтому только систематическое применение ее средств может дать стойкий, положительный результат.
Цикличность. Важно чередовать физическую нагрузку с отдыхом.
Очередность. Упражнения должны последовательно воздействовать на разные группы мышц.
Разнообразие. Важно регулярно дополнять комплексы упражнений новыми элементами. Не менее 10–15% упражнений всегда должны быть новыми, остальные 85–90% повторяются для закрепления результата.
Суть программы реабилитации заключается в повторяющейся и адекватно растущей физической нагрузке во время каждой тренировки. Она способствует восстановлению нарушенных функций организма, его приспособлению к меняющимся условиям среды, улучшению двигательных навыков, а также развитию силы, выносливости, гибкости и т.д.
Различают классический (ручной), аппаратный, ножной, комбинированный массаж. Классический пользуется большей популярностью, по сравнению с остальными, т.к:
– у него есть разнообразные приемы (растирание, поглаживание, постукивание, давление и т.д.);
– он позволяет менять дозировку и зрительно оценивать правильность проведения и эффект от процедуры;
– его можно делать не только в условиях стационара или массажного кабинета, а также дома, в ванной, в бане;
– можно освоить самомассаж.
Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов
Этот вид реабилитации еще называют эрготерапией. Она занимается трудовой и социальной адаптацией людей, которые частично или полностью утратили физические способности — трудовые и бытовые навыки.
Специалисты нашей клиники окажут вам помощь в восстановлении после травм и заболеваний с помощью самых эффективных средств физической реабилитации: лечебной физкультуры, массажа и механотерапии.
Основные проявления артритов и артрозов — боль, хруст, скованность движений в пораженном суставе, вплоть до полной его неподвижности. Часто в воспалительный процесс вовлекаются связки, что еще больше усугубляет физическое и психологическое состояние пациента.
Для данной группы пациентов рекомендованы занятия на тренажерах, физиотерапия, массаж, физические упражнения. Комплексы составляют так, чтобы улучшить растяжимость связок, укрепить мышцы и развить подвижность пораженного сустава.
Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.
1. Что представляют собой компенсаторные процессы?
2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.
4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?
5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?
6. Что представляет собой реабилитационный процесс?
7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?
8. Что представляет собой процесс абилитации?
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;
2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1963.
3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии. М.,1996.
7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.
10. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.
- Адаптация часто определяется как особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида.
- 1
- 554
- 358
- 752
- 2 060 304
- 838 563
- 805
- 132
- 8 663
- диагностики и раннего выявления заболеваний, связанных с ограничением социализации, нарушением трудоспособности детей дошкольного возраста;
- стимуляции раннего развития, семейного воспитания, образования и социализации малышей с ограниченными возможностями здоровья (как физиологическими, так и психологическими);
- технологии обучения родителей детей с выявленными отклонениями в развитии.
- на праве движения человека по собственному жизненному пути при одновременном уважении своеобразия и особенностей жизни других людей;
- на осознания индивидом ценности своего тела и его ощущений;
- на праве личности на удовлетворение ее жизненных потребностей и свободное выражение эмоций;
- на праве человека на развитие и самореализацию, подразумевающих под собой создание и выработку собственных индивидуальных, социальных и духовных целей.
- Об опыте работы по индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в области физической культуры и спорта 2017 / Евсеева Ольга Эдуардовна, Грачиков Андрей Александрович, Евсеев Сергей Петрович
- Нозологический спектр инвалидности пожилой категории населения в Российской Федерации и особенности реабилитационно-экспертной диагностики, реабилитации и абилитации 2017 / Шургая Марина Арсеньевна
- Организация системы комплексной реабилитации в Российской Федерации на основе изучения потребностей инвалидов 2018 / Владимирова Оксана Николаевна, Афонина Кира Павловна, Пономаренко Геннадий Николаевич, Шошмин Александр Владимирович
- Нерешённые проблемы в системе оказания медико-социальной помощи инвалидам пожилого возраста 2017 / Хорькова О.В., Карасаева Людмила Алексеевна
- Аспекты реабилитации инвалидов пожилого возраста в Российской Федерации 2016 / Пузин С.Н., Шургая Марина Арсеньевна, Шкурко М.А., Красномясова И.А., Христофоров С.Н., Меметов С.С.
- Социальную реабилитацию. Подразумевает возвращение человека к общественной и бытовой жизни, психологическую адаптацию и возвращение навыков самообслуживания.
- Профессиональная реабилитация. Нацелена на профессиональную ориентацию, получение общего и профессионального образования, на профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию.
- Медицинскую реабилитацию. Она включает в себя всевозможные меры восстановлению либо компенсированию тех функций, которые были утрачены из-за болезни или травмы. Это самая важная часть реабилитации, так как без нее не представляется возможным ни социальное, ни профессиональное восстановление.
- Физкультурно — оздоровительные мероприятия , в том числе занятия спортом, специально адаптированные для людей с ограниченными возможностями.
Компенсаторные процессы так же направлены на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
Но отличие состоит в том, что равновесие между индивидом и средой может быть нарушено за счет средовых изменений и изменений в самом индивиде.
1. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление которых
уводит индивида от исходного состояния, тем самым восстанавливая равновесие.
2. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы, приводящие тоже к внутренним изменениям, но противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
Компенсаторные процессы стремятся вернуть индивида к исходному утерянному состоянию. И чем в большей степени это удается, тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.
В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом (схема 10.2).
Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:
1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;
2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);
3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;
4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2015 года).
В целом детей с ограничениями по здоровью абилитируют и реабилитируют по таким направлениям, как:
— медицина — включает реконструктивную хирургию, ортезирование, протезирование, восстановительную терапию, лечение в санатории;
— психолого-педагогическая поддержка — подразумевает получение общего образования, коррекцию в психологическом и психологическом аспектах;
— профессиональное самоопределение — заключается в профориентации и спецобразовании, производственной адаптации и содействии по трудоустройству;
— социум — здесь возможны социально-психологическая и педагогическая помощь, социально-средовая, бытовая и социокультурная адаптация, спорт и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В любом случае предусмотренные программы должны удовлетворять требованиям по достижению инвалидами здоровья и ведению максимально качественной жизни. С этими целями перечисленные выше направления осуществляются благодаря:
— предоставлению лицам с ОВЗ необходимых технических средств;
— созданию условий для того, чтобы инвалиды беспрепятственно могли попасть в объекты различных структур, пользоваться транспортом, средствами информации и связи;
— просвещение граждан с ограничениями и их семей по вопросам абилитации и реабилитации.
Важно! Реабилитационные и абилитационные программы должны реализовываться аккредитованными организациями независимо от их организационно-правовых форм в установленном законом порядке.
Ранее основные расходы на лечение, приобретение техсредств и медикаментов покрывали родители инвалида. Также финансовую и иную поддержку оказывают благотворительные фонды. А в 2022 году в федеральный бюджет заложили средства на проведение программ по абилитации и реабилитации.
Деньги выделяются на основании распоряжения правительства № 2782-р из фонда соцстрахования. Целевые пособия поступают в органы местного самоуправления на определённый срок, в течение которого должны быть проведены соответствующие мероприятия. В случае не целевого использования средств всю сумму предписано вернуть.
При этом в региональном ФСС обязаны:
— выдать нуждающимся протезы, препараты;
— организовать работу медучреждений по оказанию лицам с ОВЗ требуемых услуг.
В отношении граждан с инвалидностью применяют затрагивающие все сферы жизни программы, а именно:
— психолого-социальную, содействующую возврату в социум полноценной личности, то есть предоставляют помощь психолога, а также определяют доступные для инвалида возможности и развивают их;
— педагогическую, призванную помочь самоопределиться в жизни, получить знания;
— медицинскую, в рамках которой стремятся восстановить значимые функции организма для поддержания нормальной жизнедеятельности;
— индивидуальную (ИПРА), создаваемую с учётом потребностей и возможностей конкретного инвалида;
— комплексную, состоящую из мероприятий социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.
Медицинская реабилитация детей — базовые подходы
Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.
Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.
Важно! В федеральный бюджет на 2022 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.
Абилитация в психологии – это происходящий от латинского habillis (удобный, приспособленный) термин, означающий проведение медико-социальных мероприятий, призванных улучшить психофизические возможности детей с инвалидностью (диагностированной внутриутробно, сразу после рождения или в раннем возрасте).
Все входящие в абиитацию мероприятия имеют своей целью подготовку детей с ограниченными возможностями к их последующей адаптации в общественной жизни, с возможностью реализации в профессиональной и учебной сфере.
Как сфера деятельности, абилитационная педагогика призвана заниматься вопросами:
В основе абилитационной педагогики лежит гуманистическая философия, рассматривающая человеческую природу как неотъемлемую составляющую часть единой системы мироздания. Под влиянием работ Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Шарлотты Бюлер и Карла Юнга сформированы основополагающие идея абилитационного подхода к развитию детей с нарушениями в развитии различных жизненно важных функций и систем, основанные:
Абилитация в психологии – это деятельность, способствующая восстановлению физиологических и умственных способностей детей-инвалидов. В педагогике данный термин появился несколько столетий назад, но свое закрепление получил лишь в конце ХХ в. В это же время было дано определение понятия, а также установлено его качественное отличие от понятия «реабилитации».
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций (ООН) 48/96, принятая 20 декабря 1993 г.) термин «реабилитация» определен как процесс, целью которого является оказание помощи инвалидам в восстановлении ими оптимальных физических, интеллектуальных, психических и социальных уровней деятельности и поддержание их, а также предоставление им необходимых реабилитационных средств для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Понятие абилитации здесь было сформировано как медицинские, образовательные и логопедические меры, формирующие новые или способствующие развитию уже имеющихся ресурсов социально-психического и физического развития человека.
Абилитация в психологии – это появление новых возможностей, позволяющих индивиду занять свое место в общественной жизни. Давая такое определение термину, профессор Герасименко О. А. и член Общего собрания РБОО «Центр лечебной педагогики» Дименштейн Р.П. понимают под абилитацией процесс становления функциональных способностей у ребёнка, в норме появляющихся без помощи окружающих. У детей с инвалидностью такие способности могут появиться только в результате квалифицированной работы специалистов.
Медицина различает два направления работы с инвалидами — реабилитацию и абилитацию. Реабилитация — это меры по восстановлению способностей человека к самообслуживанию и социальной жизни. Абилитация же — это процесс формирования новых способностей и привычек, отсутствовавших ранее. Обе системы направлены на улучшение качества жизни инвалидов, на их бытовую и общественную адаптацию.
Наше государство гарантирует инвалидам бесплатную помощь в реабилитации и абилитации. Это прописано в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работают многочисленные государственные реабилитационные центры и санатории, открываются отделения реабилитации при больницах.
Статистика
По данным федерального реестра инвалидов (ФРИ), в России по состоянию на 1 мая 2019 года численность лиц с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма составляла 11,96 млн человек, из них 57% — женщины (примерно 6,5 млн), а 43% — мужчины (около 4,8 млн). Значительное количество инвалидов (более 7 млн человек) — люди старше 60 лет. Абсолютное большинство инвалидов, а это 85,9% граждан, приобрели такой статус после перенесенного заболевания [1] .
Несмотря на все старания государства, ресурсов для обеспечения помощью каждого нуждающегося не хватает. Мест в государственных реабилитационных центрах гораздо меньше, чем требуется. Поэтому инвалидам порой приходится месяцами ждать своей очереди, теряя драгоценное время, — ведь успех реабилитации напрямую зависит от ее своевременности!
Положение несколько спасает тот факт, что помимо муниципальных реабилитационных центров в стране работает и немало частных медучреждений такого профиля. За программу реабилитации в них следует заплатить, однако есть и преимущества: не нужно ждать, когда освободится место, техническое оснащение частных реабилитационных центров зачастую более современное, да и условия жизни в них, как правило, значительно лучше. Стоит отметить и тот факт, что государство определяет сроки реабилитации, в то время как в частных реабилитационных центрах люди могут лечиться столько, сколько им или их родственникам покажется необходимым.
Статистика
Согласно сведениям их федерального реестра инвалидов, сегодня в России насчитывается порядка 1,4 млн человек с первой группой инвалидности, около 5,3 млн человек со второй группой инвалидности и примерно 4,5 млн человек с третьей группой инвалидности [2] .
Абилитация и реабилитация: в чем разница?
Комплексная реабилитация инвалидов включает в себя несколько основных направлений:
Для того чтобы реабилитация прошла успешно и принесла положительные результаты, необходимы совместные усилия множества специалистов, поскольку сочетание методов может быть гораздо эффективнее, чем применение одного какого-то способа восстановления. План реабилитационных мероприятий составляется индивидуально и нередко включает в себя следующие процедуры:
ЛФК
Лечебная физкультура показана практически при всех видах травм и заболеваний, ограничивающих подвижность. К особенно хорошим результатам могут привести занятия на специальных тренажерах (так называемая механотерапия). ЛФК позволяет осторожно прорабатывать отдельные мышцы и суставы, не перегружая их, развивать координацию и чувство равновесия, восстанавливать двигательную активность и точность движений.
Эрготерапия
Разновидность лечебной физкультуры, цель которой — восстановить навыки самообслуживания, выработать конкретный алгоритм для выполнения не абстрактных, а обычных повседневных действий, необходимых в быту.
Физиотерапия
Физиотерапия включает в себя десятки лечебных методик, основанных на воздействии таких физических факторов, как магнитные поля, ультразвук, электричество, а также водолечение и различные прогревания. Физиотерапевтические методы значительно ускоряют процесс восстановления тканей, улучшают кровообращение, снимают отеки и болезненные ощущения.
Массаж
Играет огромную роль в программе реабилитации инвалида, помогает поддерживать мышцы в тонусе и предотвращать появление пролежней, если пациент вынужден долгое время проводить в одном положении. Кроме того, массаж улучшает кровообращение и ускоряет обменные процессы.
Психотерапия
Инвалидность — тяжелое испытание для человека. Апатия, плохое настроение, ангедония и даже депрессия — частые спутники инвалидности, и справиться с ними своими силами подчас просто невозможно. Психотерапия не только помогает принять текущее положение вещей, но и позволяет пациенту определить цели и задачи, оценить свои возможности и перспективы, найти в себе силы для борьбы с болезнью. Положительные результаты зачастую дает групповая терапия, ведь человеку важно понимать, что он не один и его проблема не уникальна.
Готовых программ восстановления не существует, терапия всегда подбирается для каждого конкретного случая индивидуально. Индивидуальная реабилитация инвалидов — единственно возможный способ добиться успеха. Обычно разработкой занимаются специалисты из бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Индивидуальная реабилитация инвалидов включает в себя и медицинскую, и социальную, и профессиональную реабилитацию, а также меры по психологическому восстановлению. Чтобы получить государственную компенсацию за реабилитацию для инвалидов, человек должен следовать разработанному индивидуальному плану. Впрочем, не все подобные средства бесплатны, государство обязуется брать на себя расходы лишь за те из них, которые включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий. Затраты на прочие мероприятия реабилитации и технические средства либо услуги, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации, ложатся на плечи самого инвалида или других лиц (организаций).
Важно!
Если техническое средство или услуга, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации, не могут быть предоставлены либо инвалид самостоятельно приобрел соответствующее техническое средство или сам оплатил услугу, ему выплачивается компенсация в размере стоимости реабилитационных мероприятий, которые по закону должны быть осуществлены бесплатно [4] .
Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается на один год, на два года или бессрочно (в случае детей-инвалидов — один год, два года или до момента достижения ребенком 18-летнего возраста) и содержит также заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Если в программу необходимо внести изменения, оформляется еще одно направление на медико-социальную экспертизу.
Учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из индивидуальной программы реабилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти РФ. Эти органы в течение трех дней после получения выписки составляют список конкретных мероприятий по реабилитации, а также технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем, и обозначают сроки и исполнителей.
Абилитация и реабилитация инвалидов
Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:
— с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;
— со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;
— с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.
Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.
Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.
Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:
-
Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.
-
Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.
-
Подготовка к непосредственной работе с подопечными.
-
Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.
-
Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.
Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ, поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.
Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.
-
Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.
-
Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.
-
Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.
-
Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.
-
Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.
Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.
Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:
-
знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;
-
понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;
-
уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
-
изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.
По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.
Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.
Профессиональная переподготовка
Социальная работа
от 3 450 руб Подробнее
Повышение квалификации
Специалист по работе с семьей
от 2 906 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Социальная работа
от 5 156 руб Подробнее
Профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки
Социальный работник
от 4 593 руб Подробнее
Повышение квалификации
Социальная работа
от 2 906 руб Подробнее
Профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки
Сиделка (помощник по уходу)
от 3 843 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Социальная реабилитация и абилитация
от 7 031 руб Подробнее
Повышение квалификации
Социальная реабилитация и абилитация
от 3 281 руб Подробнее