Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расследование аварий и инцидентов на море». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 15, ст. 1519, № 45, ст. 4377; 2005, № 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46, ст. 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30, № 29, ст. 3625; 2010, № 27, ст. 3425, № 48, ст. 6246; 2011, № 23, ст. 3253, № 25, ст. 3534, № 30 (ч. 1), ст. 4590, ст; 4596, № 45, ст. 6335, № 48, ст. 6728; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4321)* приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о расследовании аварий или инцидентов на море.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 мая 2009 г. № 75 «Об утверждении Положения о порядке расследования аварийных случаев с судами» (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2009 г., регистрационный № 14718).
Министр | М.Ю. Соколов |
_____________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4058.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2014 г.
Регистрационный № 31355
Приказ Минтранса РФ от 08.10.2013 N 308
1. Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море (далее — Положение) разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»*(1) (далее — КТМ);
Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года*(2);
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней*(3);
Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года*(4) (далее — СОЛАС-74);
Поправками в главу XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (Резолюция MSC.257(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации);
Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года*(5);
Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации А.987(24) «О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии»;
Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
Расследование аварий или инцидентов на море осуществляется с учетом требований Руководства по расследованию человеческого фактора в морских авариях и инцидентах (Резолюция А.884(21) Ассамблеи Международной морской организации).
2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета аварий или инцидентов, произошедших (в прямой связи с эксплуатацией судна) с самоходными судами, буксируемыми судами или иными плавучими объектами*(6) (только на период их перегона) на море, в акваториях морских портов и на участках рек с морским режимом судоходства, или с участием таких судов и объектов (далее — аварийные случаи), плавающими:
под Государственным флагом Российской Федерации (далее — суда);
под флагами иностранных государств (далее — иностранные суда) в предусмотренных настоящим Положением случаях.
3. Целью проведения расследования аварийных случаев является установление причин аварийных случаев и выработка рекомендаций по их предотвращению в будущем.
4. Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших только:
с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
с плотами леса;
с судами, находящимися в постройке, ремонте, во время отстоя без экипажа.
Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль.
5. Расследование аварийных случаев включает сбор и анализ доказательств, установление причин, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких аварийных случаев в будущем и повышению уровня безопасности мореплавания, включая повышение уровня подготовки персонала.
6. Расследование аварийных случаев осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.
7. Расследуется инцидент в случае, если имели место:
повреждение судна без потери мореходных качеств;
посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее;
смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна;
лишение возможности движения судна 24 часа и менее;
намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;
вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов ниже уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»*(7).
Расследуется авария в случае, если имели место:
гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;
тяжкий вред, причиненный здоровью человека*(8) в прямой связи с эксплуатацией судна;
потеря человека с судна;
повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений);
смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна;
посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов;
лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;
повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;
причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезв��чайной ситуации», вызванный повреждением судна или судов, и меньше 500 тонн*(9).
9. Органом расследования аварийных случаев является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее — Ространснадзор).
Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организации/организаций, уполномоченной/уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и/или представители капитана морского порта регистрации судна/судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.
10. Для проведения экспертизы или анализов к работе комиссии по согласованию привлекаются представители научных организаций и/или эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.
При расследовании очень серьезной аварии в состав указанной комиссии по согласованию включаются представители Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта.
При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии по согласованию включается представитель Федерального агентства по рыболовству (далее — Росрыболовство).
11. Ространснадзор во время Проведения расследования аварийного случая: беспрепятственно посещает суда, береговые организации, проводит опрос очевидцев, запрашивает любую информацию, имеющую отношение к аварийному случаю, привлекает в ходе расследования соответствующих специалистов для проведения анализов и экспертиз;
на основе установленных фактов определяет причины аварийного случая, разрабатывает рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем.
16. Ространснадзор в течение двух рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения регистрирует аварийный случай и начинает его расследование.
17. В течение 10 рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения судовладелец судна, с которым произошел аварийный случай (далее — судовладелец), или представитель судовладельца направляет в Ространснадзор следующие из имеющихся в наличии материалы и документы:
акт об аварийном случае;
выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;
копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;
данные судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД);
планы, схемы маневрирования, столкновения;
заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;
заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;
заверенную судовой печатью копию таблицы маневренных элементов;
схематический чертеж аварийного случая;
чертежи повреждений;
протоколы опроса очевидцев (далее — протоколы опроса) капитаном судна, и/или старшим помощником капитана, и/или судовладельцем, и/или представителем судовладельца;
радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;
акты осмотров судна;
планшеты глубин;
схемы заводки буксирных тросов;
результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
фотографии на бумажном или электронном носителе (файлы в формате jpg или pdf), относящиеся к аварийному случаю, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая;
подробную информацию о судне, с которым произошел аварийный случай, включающую в себя: наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра, вместимость судна (валовую/чистую), тип и мощность судовой энергетической установки, скорость полного хода в узлах (маневренного/морского), число и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля, сведения об электрорадионавигационных приборах, мощность судовой радиостанции/других средств связи и радиус их действия, число и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах, категорию ледовых усилений судна, сроки действия судовых документов; род; количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна, численность экипажа, количество пассажиров, осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая.
В акте об аварийном случае указываются:
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, составивших акт;
информация о судне, с которым произошел аварийный случай (название, флаг, номер ИМО судна, порт (место) регистрации и номер регистрации), место и год постройки;
информация о судовладельце с указанием его адреса и номера ИМО (при наличии);
вид (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека), место аварийного случая с указанием его географических координат, дата и время аварийного случая;
подробное описание повреждений судна (при наличии);
причины аварийного случая;
информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство) с указанием количества детей в возрасте до 16 лет (при наличии);
перечень утраченного и/или поврежденного имущества (при наличии);
в случае инцидента — причины инцидента, выводы и предложения капитана судна по предупреждению подобных инцидентов в будущем.
В протоколах опросов указываются:
дата и время опроса;
фамилия, имя и отчество (при наличии) опрашиваемого;
число, месяц и год рождения опрашиваемого;
должность, занимаемая на судне (для члена экипажа судна, вовлеченного в аварийный случай);
стаж работы опрашиваемого, в том числе всего на морском транспорте и в последней должности на судне, с которым произошел аварийный случай;
специальное образование опрашиваемого (какое учебное заведение и когда окончил);
квалификация по диплому опрашиваемого (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);
адрес регистрации и адрес места фактического проживания опрашиваемого;
заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, проводящего опрос.
Протокол опроса подписывают опрашиваемый и опрашивающий, подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.
Перечисленные в настоящем пункте и пунктах 19 и 25 настоящего Положения материалы и документы должны быть составлены на русском и/или английском языке.
18. В случае, если в течение 15 рабочих дней с даты регистрации Ространснадзором аварийного случая материалы и документы, направляемые в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения, от судовладельца или представителя судовладельца в Ространснадзор не поступили, Ространснадзор проводит расследование аварийного случая на основании имеющейся информации.
Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море
32. Аварийный случай, произошедший с иностранным судном в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, подлежит расследованию Ространснадзором в соответствии с настоящим Положением и Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
33. Ространснадзор обязан незамедлительно сообщить об аварийном случае с иностранным судном, произошедшем в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, морской администрации государства флага иностранного судна.
34. Если аварийный случай с иностранным судном произошел за пределами территориального моря Российской Федерации, Ространснадзор расследует такой аварийный случай только по просьбе капитана иностранного судна, судовладельца или морской администрации государства, под флагом которого плавает данное судно.
35. Представитель иностранного судна (морская администрация государства флага), с которым произошел аварийный случай, может принимать участие в расследовании с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
36. Задержание причастного к аварийному случаю иностранного судна производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
37. Судовладелец иностранного судна или морская администрация государства флага иностранного судна, с которым произошел аварийный случай, может в двухмесячный срок со дня получения заключения обжаловать его в Ространснадзор.
38. Ространснадзор ведет статистический учет аварийных случаев, за исключением инцидентов.
39. Аварийные случаи, произошедшие с иностранными судами, к статистическому учету не принимаются.
40. Ространснадзор учитывает расследованные Ространснадзором аварийные случаи в журнале учета аварийных случаев на море с судами.
В журнал учета аварийных случаев на море с судами подлежат включению следующие сведения:
номер аварийного дела;
информация об отнесении аварийного случая к инциденту, аварии или очень серьезной аварии в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;
тип и название судна, с которым произошел аварийный случай;
номер ИМО судна, с которым произошел аварийный случай;
информация о судовладельце судна, с которым произошел аварийный случай, — номер ИМО (при наличии), адрес, телефон, факс;
фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна, с которым произошел аварийный случай;
тип и название другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;
номер ИМО другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;
информация о судовладельце (судовладельцах) другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай, — номер ИМО (при наличии), адрес, телефон, факс;
фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана(ов) другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;
дата и время аварийного случая;
место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
географические координаты места аварийного случая;
вид аварийного случая (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека);
причина аварийного случая;
последствия аварийного случая;
информация о лице, проводившем расследование аварийного случая;
даты начала и окончания расследования;
сведения о продлении срока расследования;
информация о мероприятиях по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем;
другие относящиеся к аварийному случаю сведения.
Журнал учета аварийных случаев на море с судами ведется на бумажных носителях или в электронной форме. Журнал, оформленный на бумажном носителе, должен иметь пронумерованные страницы, а также даты начала и окончания ведения журнала (число, месяц, год).
Документы о расследованных аварийных случаях подлежат хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41.Ространснадзор разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев и доводит их до сведения судовладельцев, капитанов морских портов и других заинтересованных органов и организаций, направляет в Министерство транспорта Российской Федерации копии заключений по расследованиям очень серьезных аварий на море на русском и английском языках для обобщения и последующего направления в Международную морскую организацию.
42. Росрыболовство учитывает аварийные случаи, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, расследованные Ространснадзором, обобщает причины аварийных случаев, разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота и доводит их до сведения судовладельцев и экипажей судов рыбопромыслового флота, капитанов морских портов, других заинтересованных органов и организаций.
_____________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 15, ст. 1519, № 45, ст. 4377; 2005, № 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46, ст. 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30, № 29 ст. 3625; 2010, № 27, ст. 3425, № 48, ст. 6246; 2011, № 23, ст. 3253, № 25, ст. 3534, № 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596, № 45, ст. 6335, № 48, ст. 6728; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4321; 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4058.
*(2) Заключительный акт Конференции, Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, подписанная в Лондоне 5 апреля 1966 г., и Рекомендации Конференции. — М.: Международная конференция о грузовой марке, 1968. с. 4 — 143. Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 г. СССР подписал Конвенцию 4 июля 1966 г. с заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 22 июля 1968 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 457 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2769).
*(3) Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. № 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127).
*(4) Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. № 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4).
Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. № 319 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2768).
1 Настоящий Кодекс объединяет передовую практику расследования аварий и инцидентов на море, установленную Кодексом по расследованию морских аварий и инцидентов, принятым в ноябре 1997 года Международной морской организацией (Организация) резолюцией А.849(20), и основан на этой практике. Целью указанного Кодекса является поощрение сотрудничества и общего подхода государств к расследованиям аварий и инцидентов на море.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 17.06.2019 N 186)
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321) приказываю:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058.
1. Утвердить прилагаемое Положение о расследовании аварий или инцидентов на море.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 мая 2009 г. N 75 «Об утверждении Положения о порядке расследования аварийных случаев с судами» (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2009 г., регистрационный N 14718).
Министр
М.Ю.СОКОЛОВ
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 8 октября 2013 г. N 308
1. Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море (далее — Положение) разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (далее — КТМ);
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29, (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29 ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058.
Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года ;
Заключительный акт Конференции, Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, подписанная в Лондоне 5 апреля 1966 г., и Рекомендации Конференции. — М.: Международная конференция о грузовой марке, 1968. с. 4 — 143. Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 г. СССР подписал Конвенцию 4 июля 1966 г. с заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 22 июля 1968 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней ;
Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127).
Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (далее — СОЛАС-74);
Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4).
Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 319 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2768).
Поправками в главу XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (Резолюция MSC.257(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации);
Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5493, N 51, ст. 5720.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в Российской Федерации с 11 апреля 1997 г. (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1013).
Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации А.987(24) «О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии»;
Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
РАССЛЕДОВАНИЙ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА МОРЕ
9. Органом расследования аварийных случаев является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее — Ространснадзор).
Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организации/организаций, уполномоченной/уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и/или представители капитана морского порта регистрации судна/судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.
10. Для проведения экспертизы или анализов к работе комиссии по согласованию привлекаются представители научных организаций и/или эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.
При расследовании очень серьезной аварии в состав указанной комиссии по согласованию включаются представители Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта.
При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии по согласованию включается представитель Федерального агентства по рыболовству (далее — Росрыболовство).
11. Ространснадзор во время проведения расследования аварийного случая:
беспрепятственно посещает суда, береговые организации, проводит опрос очевидцев, запрашивает любую информацию, имеющую отношение к аварийному случаю, привлекает в ходе расследования соответствующих специалистов для проведения анализов и экспертиз;
на основе установленных фактов определяет причины аварийного случая, разрабатывает рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем.
12. Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае:
Государственному морскому спасательно-координационному центру (далее — ГМСКЦ) или морскому спасательно-координационному центру (далее — МСКЦ), морскому спасательному подцентру (далее — МСПЦ) при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
судовладельцу;
в Ространснадзор;
капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;
в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 17.06.2019 N 186)
Если аварийный случай произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, в Ространснадзор, в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.
13. ГМСКЦ, МСКЦ или МСПЦ незамедлительно направляет в Ространснадзор имеющуюся информацию о каждом аварийном случае, произошедшем в поисково-спасательных районах Российской Федерации.
14. При повреждении средств навигационного оборудования (далее — СНО) в результате аварийного случая капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:
судовладельцу;
в Ространснадзор;
капитану морского порта Российской Федерации, на территории или в акватории которого находится СНО;
в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 17.06.2019 N 186)
15. В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация:
тип, название и идентификационный номер Международной морской организации (далее — номер ИМО) судна;
фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;
судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс;
морской порт (место) регистрации судна;
дата и время аварийного случая;
место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
географические координаты места аварийного случая;
географические координаты местонахождения судна, дата и время составления сообщения об аварийном случае;
краткое описание аварийного случая;
число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей;
идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна;
дата и время составления сообщения об аварийном случае.
16. Ространснадзор в течение двух рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения регистрирует аварийный случай и начинает его расследование.
17. В течение 10 рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения судовладелец судна, с которым произошел аварийный случай (далее — судовладелец), или представитель судовладельца направляет в Ространснадзор следующие из имеющихся в наличии материалы и документы:
акт об аварийном случае;
выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;
копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;
данные судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД);
планы, схемы маневрирования, столкновения;
заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;
заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;
заверенную судовой печатью копию таблицы маневренных элементов;
схематический чертеж аварийного случая;
чертежи повреждений;
протоколы опроса очевидцев (далее — протоколы опроса) капитаном судна, и/или старшим помощником капитана, и/или судовладельцем, и/или представителем судовладельца;
радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;
акты осмотров судна;
планшеты глубин;
схемы заводки буксирных тросов;
результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
фотографии на бумажном или электронном носителе (файлы в формате jpg или pdf), относящиеся к аварийному случаю, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая;
подробную информацию о судне, с которым произошел аварийный случай, включающую в себя: наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра, вместимость судна (валовую/чистую), тип и мощность судовой энергетической установки, скорость полного хода в узлах (маневренного/морского), число и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля, сведения об электрорадионавигационных приборах, мощность судовой радиостанции/других средств связи и радиус их действия, число и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах, категорию ледовых усилений судна, сроки действия судовых документов; род; количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна, численность экипажа, количество пассажиров, осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая.
В акте об аварийном случае указываются:
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, составивших акт;
информация о судне, с которым произошел аварийный случай (название, флаг, номер ИМО судна, порт (место) регистрации и номер регистрации), место и год постройки;
информация о судовладельце с указанием его адреса и номера ИМО (при наличии);
вид (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека), место аварийного случая с указанием его географических координат, дата и время аварийного случая;
подробное описание повреждений судна (при наличии);
причины аварийного случая;
информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство) с указанием количества детей в возрасте до 16 лет (при наличии);
перечень утраченного и/или поврежденного имущества (при наличии);
в случае инцидента — причины инцидента, выводы и предложения капитана судна по предупреждению подобных инцидентов в будущем.
В протоколах опросов указываются:
дата и время опроса;
фамилия, имя и отчество (при наличии) опрашиваемого;
число, месяц и год рождения опрашиваемого;
должность, занимаемая на судне (для члена экипажа судна, вовлеченного в аварийный случай);
стаж работы опрашиваемого, в том числе всего на морском транспорте и в последней должности на судне, с которым произошел аварийный случай;
32. Аварийный случай, произошедший с иностранным судном в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, подлежит расследованию Ространснадзором в соответствии с настоящим Положением и Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
33. Ространснадзор обязан незамедлительно сообщить об аварийном случае с иностранным судном, произошедшем в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, морской администрации государства флага иностранного судна.
34. Если аварийный случай с иностранным судном произошел за пределами территориального моря Российской Федерации, Ространснадзор расследует такой аварийный случай только по просьбе капитана иностранного судна, судовладельца или морской администрации государства, под флагом которого плавает данное судно.
35. Представитель иностранного судна (морская администрация государства флага), с которым произошел аварийный случай, может принимать участие в расследовании с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
36. Задержание причастного к аварийному случаю иностранного судна производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
37. Судовладелец иностранного судна или морская администрация государства флага иностранного судна, с которым произошел аварийный случай, может в двухмесячный срок со дня получения заключения обжаловать его в Ространснадзор.
15 Связь между Администрациями
Авария на море есть событие, являющееся результатом любого из следующего:
Гибель или серьезное ранение человека, причиненные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;Потеря человека с судна, причиненные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;Гибель, предполагаемая гибель или оставление судна;Повреждение судна;Посадка судна на грунт или лишение его возможности движения или участие в столкновении; Повреждение, причиненные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;Ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов, в свою очередь причиненных эксплуатацией судна или судов.
Очень серьезная авария (катастрофа) есть авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьёзное загрязнение моря.
Кроме обеспечения квалифицированными инспекторами, государство флага должно обеспечивать себя квалифицированными специалистами по расследованию аварийПоложение о порядке расследования аварий или инцидентов на море и инцидентов на море. В соответствии с пунктом 6 статьи 94 и пунктами 4-6 статьи 217 конвенции ООН по морскому праву и соответствующими конвенциями ИМО, после аварии на море или инцидента, связанного с загрязнением, должны также проводиться расследования.
• Правило 1/21 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года требует расследования аварий и передачи информации о расследовании в ИМО.
Аварии
Каждая администрация обязуется проводить расследование любой аварии, происшедшей с любым из её судов, к которому применяются положения настоящей конвенции, если она считает, что такое расследование может способствовать определению того, какие изменения было бы желательно внести в настоящие правила.Каждое договаривающееся правительство обязуется передавать организации информацию о результатах таких расследований. Никакие доклады или рекомендации, составленные организацией на основе такой информации, на должны разглашать принадлежность или национальность причастных к этому судов, возлагать прямую или косвенную ответственность на какое-либо судно или лицо, либо подразумевать ее.
• Статья 23 Международной конвенции о грузовой марке 1966 года также требует этого.
Аварии
Структура ПРАС-90. ПРАС-90 с поправками 1994 года содержит следующие пункты:
Общие положения;Классификация аварийных случаев;Органы расследования;Порядок донесения;Порядок расследования;Порядок расследования с иностранными судами;Учёт аварийных случаев.
Аварийный случай:
Случай с судном, приведший его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания;Различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых технических средств), смещение перевозимого груза или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадки судна на грунт, касание грунта, препятствующие нормальной эксплуатации (плаванию) судна;Повреждение судном берегового сооружения, средств навигационного оборудования (СНО), другого судна (судов), потеря буксируемого объекта, палубного груза, намотка троса или сетей на гребной винт.
Под повреждением судна следует понимать различные повреждения корпуса, конструкций, механизмов, устройств установок, оборудования и снабжения, подлежащих техническому надзору регистра или другого классификационного общества.
Согласно ПРАС-90 все аварийные случаи делятся на следующие виды:
Кораблекрушение;Авария;Аварийное происшествие;Эксплуатационные повреждения.
Предварительную классификацию АС проводит капитан порта и она становится окончательной при утверждении капитаном порта. Эксплуатационные повреждения расследуются капитаном судна.
Некоторые ЭП расследуются капитаном порта.
После аварийных случаев перечисленных в ПРАС-90 свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие документы МР утрачивают силу. Судно должно предъявляться МР для внеочередного освидетельствования.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
На своей 84-й сессии в мае 2008 г. Комитет по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) резолюцией MSC.257(84) принял поправки к главе XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками, требующие проведения расследований аварий и инцидентов на море и представления результатов расследования в ИМО в соответствии с «Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море».
Поправки к Кодексу, если таковые будут приняты Комитетом по безопасности на море, будут доводиться до сведения потребителей в бюллетенях изменений и дополнений к консолидированному тексту Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками.
От составителей
Лекция на тему «Расследование на море».
- 13.6. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И АВАРИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ
- § 2. Право государств на вмешательство в открытом море в случаях аварий судов, угрожающих загрязнением морской среды
- § 2. Морские научные исследования во внутренних морских водах и территориальном море
- § 4. Судебный контроль н прокурорский надзор при расследовании преступлений
- § 1. Общие положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о защите морской среды
- § 4. Морские научные исследования в открытом море за пределами исключительных экономических зон и в международном районе морского дна
- Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Понятие, источники международного морского права. Кодификация морского права
- Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
- § 9. Морские научные исследования
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- 6.6. Правовые основы контроля в области охраны и использования земель (земельного контроля)
- ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ РФ
- § 2. Внутренние морские воды
Для обозначения аварийного состояния морского судна и степени его аварийности используются различные термины: кораблекрушение, авария, аварийный случай, происшествие, инцидент и т.д. Прежде чем говорить о промысловых авариях и инцидентах рассмотрим определения указанных терминов, данные в международных и национальных правовых актах.
Так, в ст. 2 Руководства по оформлению документов при происшествиях между судами флота рыбной промышленности Российской Федерации и иностранными судами (фирмами) 1987 г. (Руководство-87)1, указывается, что под «происшествием» понимаются случаи, влекущие за собой имущественные или иные требования нашей стороны к иностранным судовладельцам, фирмам или властям либо аналогичные требования к нашей стороне. К таким «происшествиям» относятся:
а) столкновения и навалы судов;
б) повреждения судами портовых и гидротехнических сооружений, средств навигационного обеспечения и подводных кабелей;
в) посадки судов на мель, кораблекрушение, касание грунта или под водных препятствий в территориальных или внутренних водах, исключи тельных экономических или рыболовных зонах иностранных государств;
г) пожары или взрывы на иностранных судах при нахождении их в территориальных или внутренних водах, экономической зоне РФ;
д) пожары или взрывы на наших судах при нахождении их в территориальных или внутренних водах, исключительных экономических или рыболовных зонах иностранных государств;
е) загрязнение моря, объектов на нем и побережья нефтью и иными загрязняющими веществами судами флота рыбной промышленности РФ;
ж) ледовые аварийные случаи с нашими судами в территориальных или внутренних водах или исключительных экономических и рыболовных зонах иностранных государств;
з) инциденты на промысле, в частности:
— повреждение или уничтожение орудий лова нашего судна в результате действий судна другой стороны;
— повреждение или уничтожение орудий лова другой стороны в результате действий нашего судна;
— сцепление орудий лова;
и) несчастные случаи с людьми;
к) оказание помощи иностранным судам и их спасание;
л) оказание помощи нашим судам и их спасание иностранными судами.
Как видно из приведенного перечня типичных аварийных случаев на море, обозначенных термином «происшествия», никакого собственно научного определения понятия «происшествия» в Руководстве-87 РФ фактически не дано. При анализе этого перечня обращает на себя внимание, что в нем объединены разнородные аварийные случаи, правовые последствия которых регулируются различными международно-правовыми и национально-правовыми инструкциями и нормами: столкновения и навалы судов — институтом возмещения убытков, вызванных столкновением судов; загрязнение моря — институтом защиты и спасания морской среды от загрязнения; оказание помощи и спасание — институтом оказания помощи и спасания человеческих жизней и имущества на море и т.д. При этом «инциденты на море» (п.З ст. 2 Руководства-87 РФ) оказались лишь одним из видов «происшествий» между «судами флота рыбной промышленности РФ и иностранными судами». Одновременно в понятие «происшествия» включено «кораблекрушение» (п. «в» Руководства-87 РФ)1, которое почему-то дано в перечислении с другими видами аварийных случаев (посадками на мель, касаниями грунта и подводных препятствий и пр.), хотя не является одним из видов аварийных случаев, а представляет собой крайне негативный конечный результат любого из аварийных случаев.
- Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
- Создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (создаются на основании Федерального закона «О гражданской обороне» и Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержденного Приказом МЧС от 23.12.2005 №999) или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами/формированиями (их деятельность регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
- Проводить обучение работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента.
- Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством.
- Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать их в рабочем состоянии.
- Страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.
Организация, планирующая эксплуатировать опасный производственный объект должна произвести оценку готовности к эксплуатации и возможности проведения действий по локализации и ликвидации последствий аварии. Порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями по проведению анализа риска опасных производственных объектов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 №30.
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации в судовождении 2017 / Ермаков Сергей Владимирович, Бондарев Виталий Александрович
- Использование матрицы экстремальности для управления риском чрезвычайных ситуаций в судовождении 2017 / Бондарев Виталий Александрович, Ермаков Сергей Владимирович
- Превентивное регулирование человеческого фактора в морском судовождении 2016 / Ермаков Сергей Владимирович
- Дифференциально-интегральный подход к моделированию процессов развития аварийных ситуацийв мореплавании и океаническом рыболовстве 2014 / Мойсеенко С. С., Скрыпник В. П., Фаустова О. Г.
- Морское судно как элемент единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (понятийно- терминологический анализ) 2016 / Ермаков С.В.
Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов в море
- Органом расследования аварийных случаев является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзор).
Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители капитанов морских портов, расположенных вблизи места аварийного случая, представители капитана морского порта регистрации судна, с которым произошел аварийный случай, организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай.
- При необходимости к работе комиссии по согласованию привлекаются представители научных организаций и/или независимые эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.
При расследовании очень серьезной аварии в состав указанной комиссии включается по согласованию представитель Минтранса России.
При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии по согласованию включается представитель Федерального агентства по рыболовству (далее – Росрыболовство).
- Орган расследования во время проведения расследования:
вправе беспрепятственно посещать суда, береговые организации, проводить опрос очевидцев, запрашивать любую информацию, имеющую отношение к аварийному случаю, привлекать в ходе расследования соответствующих специалистов для проведения анализов и экспертиз;
на основе установленных фактов определяет причины аварийного случая, разрабатывает рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем;
доводит до сведения заинтересованных лиц результаты расследования аварийного случая, а в случае если очень серьезная авария или авария привела к смерти людей, полной гибели судна, причинению ущерба окружающей среде, орган расследования направляет заключение в Следственный комитет Российской Федерации.
- Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае:
Государственному морскому спасательно-координационному центру ФБУ «Госморспасслужба России» (далее – ГМСКЦ) или морскому спасательно-координационному центру (далее – МСКЦ), морскому спасательному подцентру (далее – МСПЦ) при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
судовладельцу;
в Ространснадзор;
капитану морского порта места регистрации судна;
капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;
в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;
администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна по акватории Северного морского пути.
Если аварийный случай произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, в Ространснадзор, в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.
- ГМСКЦ, МСКЦ или МСПЦ незамедлительно направляет в Ространснадзор имеющуюся информацию о каждом аварийном случае, произошедшем в поисково-спасательных районах Российской Федерации.
- При повреждении средств навигационного оборудования (далее – СНО) в результате аварийного случая, капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:
судовладельцу;
в Ространснадзор;
капитану морского порта Российской Федерации, на территории или акватории которого находится СНО;
в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;
администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна по акватории Северного морского пути.
- В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация:
тип, название и идентификационный номер Международной морской организации (далее – номер ИМО) судна;
фамилия, имя, отчество капитана судна;
судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс;
морской порт (место) регистрации судна;
дата и время аварийного случая;
место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
географические координаты аварийного случая;
географические координаты местонахождения судна на момент составления сообщения об аварийном случае;
краткое описание аварийного случая;
число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей;
идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна;
дата и время составления сообщения об аварийном случае.
- На основании сообщения об аварийном случае Ространснадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения информации об аварийном случае запрашивает у капитана судна, с которым произошел аварийный случай, или у капитана иностранного судна в случаях, предусмотренных пунктами 31 или 33 настоящего Положения, или судовладельца указанных судов (далее – капитан судна или судовладелец), следующие материалы и документы:
акт об аварийном случае;
выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;
копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;
планы, схемы маневрирования, столкновения;
заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;
заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;
заверенную судовой печатью копию таблицы маневренных элементов;
схематический чертеж аварийного случая;
чертежи повреждений;
протоколы опроса очевидцев (далее – протоколы опроса);
радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;
акты осмотров судна;
планшеты глубин;
схемы заводки буксирных тросов;
результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
фотографии;
другие документы, подтверждающие события аварийного случая, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая;
подробную информацию об устройстве судна, с которым произошел аварийный случай, включающую в себя – наибольшие размерения, вместимость (брутто/нетто), тип и мощность судовой энергетической установки, число и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля, скорость полного хода в узлах (маневренного/морского), осадку на момент инцидента (носом, кормой, среднюю), количество пассажиров, количество, род груза и его размещение в грузовых помещениях, численность экипажа, штатный комплект спасательных средств, мощность судовой радиостанции/других средств связи и радиус их действия, данные об электрорадионавигационных приборах; число и производительность водоотливных средств; данные о противопожарных средствах; категория ледовых усилений судна, сроки действия судовых документов.
В акте об аварийном случае указываются:
фамилии, имена, отчества и должности лиц, составивших акт;
данные о судне, с которым произошел аварийный случай (название, флаг, номер ИМО судна, порт (место) регистрации и номер регистрации), место и год постройки;
данные о судовладельце с указанием его адреса и номера ИМО (при наличии);
вид (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций судна, загрязнение окружающей среды, гибель людей), место и дата аварийного случая;
подробное описание повреждений судна;
причины аварийного случая;
информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство) с указанием количества детей в возрасте до 16 лет;
перечень утраченного и/или поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения и других материальных ценностей;
в случае инцидента – причины инцидента, выводы и предложения капитана судна по предупреждению подобных инцидентов в будущем.
В протоколах опросов указываются:
дата и время опроса;
фамилия, имя и отчество опрашиваемого;
число, месяц и год рождения опрашиваемого;
должность, занимаемую на судне (для члена экипажа судна, вовлеченного в аварийный случай);
стаж работы опрашиваемого, в том числе всего на морском транспорте и в последней должности на судне с которым произошел аварийный случай;
специальное образование опрашиваемого (какое учебное заведение и когда окончил);
квалификация по диплому опрашиваемого (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);
адрес регистрации и адрес места фактического проживания опрашиваемого;
заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;
фамилия, имя, отчество и должность лица, проводящего опрос.
Протокол опроса подписывают опрашиваемый и опрашивающий, подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.
Перечисленные в настоящем пункте и пунктах 20 и 22 настоящего Положения документы должны быть составлены на русском и/или английском языке.
- Капитан судна или судовладелец в течение 20 рабочих дней с момента получения запроса Ространснадзора направляет в адрес Ространснадзора перечисленные в пункте 16 настоящего Положения материалы и документы.
- Ространснадзор, на основании полученных от капитана судна или судовладельца перечисленных в пункте 16 настоящего Положения материалов и документов в течение одного рабочего дня с момента получения материалов и документов регистрирует аварийный случай.
- Если в течение 30 рабочих дней с момента отправки запроса Ространснадзора материалы и документы, перечисленные в пункте 16 настоящего Положения, Ространснадзором не получены, Ространснадзор регистрирует аварийный случай и начинает его расследование на основании имеющейся информации.
- По запросу Ространснадзора капитан судна или судовладелец дополнительно представляет:
акт внеочередного освидетельствования организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, и акты других видов освидетельствования, назначенных орга��изацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов;
фотографии повреждений.
- Аварийный случай, произошедший с иностранным судном в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, подлежит расследованию Ространснадзором в соответствии с настоящим Положением и Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
- Ространснадзор обязан незамедлительно сообщить об аварийном случае с иностранным судном, произошедшем в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, морской администрации государства флага иностранного судна.
- Если аварийный случай с иностранным судном произошел за пределами территориального моря Российской Федерации, Ространснадзор расследует такой аварийный случай только по просьбе капитана иностранного судна, судовладельца или морской администрации государства, под флагом которого плавает данное судно.
- Представитель иностранного судна (судовладелец, морская администрация государства флага), с которым произошел аварийный случай, может принимать участие в расследовании с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
- Задержание причастного к аварийному случаю иностранного судна производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
- Судовладелец иностранного судна или морская администрация государства флага иностранного судна, с которым произошел аварийный случай, может в двухмесячный срок со дня получения Заключения обжаловать его в Ространснадзор.
-
Проведение расследований инцидентов и аварий на море
Давайте разберемся, чем отличается инцидент от аварии. В статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указаны основные различия между аварией и инцидентом.
Инцидент – отказ или повреждение технических устройств на опасном производственном объекте (далее – ОПО), а также отклонение от установленного режима технологического процесса. При этом инцидент не является аварией, но систематическое нарушение порядка его расследования, несоблюдение технологии могут привести к аварии.
Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Инцидентом является повреждение технического устройства, но не сооружений. Если повреждены сооружения на ОПО, это уже будет аварией.
Технические устройства – это различное оборудование, системы машин или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации на ОПО.
Таким образом, технические устройства лишь входят в состав сооружения на ОПО, при этом, не являясь сооружением в целом. К сооружениям относят, например, трубопровод, а вот трубопроводную арматуру – к техническим устройствам в составе этого сооружения. Поэтому если повреждение арматуры не является разрушением и будет устранено на отдельном участке, это не приведет к разрушению магистрального трубопровода. Если же одно из звеньев трубопровода не починить вовремя, неминуемо разрушение технического устройства, а это уже авария.
Надлежащее, объективное и беспристрастное расследование каждого инцидента – важная часть безопасности ОПО. В разделе V порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 разъясняется, как проводить техническое расследование инцидентов, учитывать инциденты и анализировать полученные данные.
В пункте 29 этого документа указано, что эксплуатирующая организация должна самостоятельно разработать локальный нормативный акт – Положение о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО, утвердить его у своего руководителя. В положении нужно подробно указать, с какой периодичностью комиссия по расследованию обстоятельств инцидента создается: на год, или каждый раз после инцидента. Также нужно конкретно указать, кто будет входить в комиссию по расследованию, при каких условиях время расследования может быть продлено.
По общему правилу, расследование инцидента должно быть проведено в суточный срок с момента происшествия, затем нужно подать оперативное сообщение по результатам расследования и внести записи в учетный журнал.
Техническое расследование состоит из 4 последовательных этапов:
1 этап. Локализация инцидента
При получении информации об инциденте необходимо принять меры по локализации инцидента (аварийно-восстановительные работы по устранению источника опасного фактора), убедиться в том, что пострадавшим оказана первая, а также профессиональная медицинская помощь, и на месте инцидента не осталось работающих бригад.
2 этап. Расследование инцидента
Немедленно после получения информации об инциденте специально созданная комиссия выезжает на место происшествия, для изучения обстоятельств и последствий произошедшего инцидента. Комиссия должна установить вид инцидента: отказ технического устройства, его повреждение или отклонение от технологического режима эксплуатации. У комиссии нет суток на расследование. В течение 24 часов с момента происшествия нужно подать извещение в органы по списку рассылки. Значит, комиссия должна оперативно построить свою работу.
Сведения об инциденте председатель комиссии по расследованию вносит в журнал. Время указывают московское. Акт расследования подразумевает не только описание произошедшего инцидента, но и расчет экономико-экологических последствий. Ущерб указывают в акте, и сумма должна совпадать с записью в журнале учета инцидентов. Также комиссия должна зафиксировать, сколько длился простой объекта из-за инцидента.
Важно! Если были пострадавшие, нужно указать, сведения из формы 315-у. Учетную форму №315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» выдают по запросу работодателя в медицинскую организацию, куда впервые обратился за помощью пострадавший. Делают это незамедлительно после поступления запроса.
Поэтому нужно будет получить такую справку. Она потребуется не только для расследования несчастного случая, но и для указания в акте расследования и в оперативном извещении об инциденте.
3 этап. Направление оперативного сообщения об инциденте по списку рассылки
Если в эксплуатирующей организации произошел инцидент, в течение 24 часов с момента возникновения события нужно подать оперативное сообщение. Рекомендованная форма такого извещения приведена в приложении № 2 к Порядку расследования № 503. Список рассылки оперативного сообщения следующий:
- Территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения ОПО.
- Вышестоящая организация (если инцидент произошел в одном из подразделений организации)
- Администрация города, района или села, на территории которого расположены опасные производственные объекты.
- Страховую компанию, продавшую страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ОПО
Внимание! Территориальное управление Росприродназора извещать не требуется, если произошел инцидент. Этот орган извещают, если произошла авария, связанная с выбросом опасного вещества. Поскольку инцидент не является аварией, то и извещать Росприроднадзор не нужно. Комиссию по ЧС местных органов самоуправления и территориальный орган МЧС при аварии также оповещать не нужно. Это потребуется при аварии.
Приложение № 2. Оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте (рекомендуемый образец в Приказе Ростехнадзора от 08.12.2020 №503)
В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.
Напоминаем, что комиссия должна состоять не менее чем из трех участников. Нельзя, чтоб число участников было четным. В этом случае нарушаются принципы коллегиальности большинства. В комиссию по расследованию нельзя назначать руководителя подразделения, в котором произошли инциденты. Это может отразиться на объективности результатов, негативно повлияет на ход расследования и грозит конфликтом интересов.
Обратите внимание! В оперативном сообщении об инциденте один экземпляр направляют в профсоюз. Поэтому целесообразно включить в состав комиссии председателя первичной профсоюзной организации.
Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.
Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах
№ п.п. Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) Место инцидента Характеристики и причины возникновения Продолжительность простоя,
в часахЭкономический ущерб, в том числе окружающей среде,
в тыс. руб.Мероприятия по устранению причин инцидента Отметка об исполнении 1 2 3 4 5 6 7 8 - Нормативно-правовая база (1)
- Охрана труда (7)
- Промышленная безопасность (9)
- Федерализм (2)
- ЧС и пожарная безопасность (6)
- Экология (5)
Из Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г. «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями на 11.10.2019 г.)»:
П. 6. Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент, проводит следующие мероприятия:
1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящему порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в:
— территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
— вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
— орган местного самоуправления;
— государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
— профсоюзную организацию;
— страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
— соответствующий орган прокуратуры;
Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем.
4) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии, инцидента.
5) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии, инцидента и сохранению жизни и здоровья людей.
В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись).
6) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента на объекте.
7) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, инцидента, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, инцидента.
П. 7. Руководитель (или лицо, его замещающее) организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, несет ответственность за невыполнение мероприятий, изложенных в п. 6 настоящего порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.Из Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г. «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями на 11.10.2019 г.)»:
П. 34. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.
П. 35. Учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 5 к настоящему порядку, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента, и делается отметка об их выполнении.
Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указываются:
1) количество инцидентов;
2) характер инцидентов;
3) анализ причин возникновения инцидентов;
4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.Аварии и их классификация. Расследование аварий
1. Расследование аварии, несчастного случая, произошедшего вследствие аварии на опасном производственном объекте, проводится комиссией под председательством представителя уполномоченного органа или его территориального подразделения.
Расследование аварии на опасном производственном объекте с групповым несчастным случаем, при котором погибло более пяти человек, проводится государственной комиссией, создаваемой Правительством Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан вправе создавать государственную комиссию по расследованию аварии на опасном производственном объекте и по иным основаниям.
2. В состав комиссии по расследованию аварии и несчастного случая, произошедшего вследствие аварии на опасном производственном объекте, включаются руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, представитель местного исполнительного органа и представитель профессиональной аварийно-спасательной службы или формирования.
1. Председатель комиссии по расследованию аварии имеет право назначать экспертизу по вопросам, касающимся расследования аварии.
2. Экспертная комиссия назначается распоряжением председателя комиссии по расследованию аварии. Вопросы, требующие экспертного заключения, ставятся в письменной форме. Материалы экспертной комиссии, подписанные всеми членами, представляются комиссии по расследованию аварии в установленные председателем комиссии сроки.
3. Комиссия по расследованию аварии имеет право получать в ходе расследования письменные и устные объяснения от очевидцев происшедшего, должностных и других лиц.
Комиссия по расследованию аварии в ходе расследования выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает ее причины, характер нарушений условий эксплуатации технических устройств, технологических процессов, нарушений требований промышленной безопасности, определяет мероприятия по ликвидации последствий и предотвращению подобных аварий, материальный ущерб, причиненный аварией.
1. Материалы расследования аварии включают:
1) правовой акт о назначении комиссии по расследованию аварии;
2) акт расследования аварии, к которому прилагаются:
протокол осмотра места аварии, планы, схемы, фотоснимки;
эскиз места аварии;
распоряжения председателя комиссии о назначении экспертиз и другие распоряжения, изданные комиссией по расследованию аварии;
заключение экспертной комиссии о причинах аварии, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов;
3) докладные записки работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, если они вызывались для ликвидации аварии;
4) протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
5) справки об обучении, по проверке знаний, о прохождении инструктажа по промышленной безопасности обслуживающего персонала;
6) другие материалы, характеризующие обстоятельства и причины аварии.
2. Техническое содействие в оформлении материалов расследования аварии возлагается на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. Материалы расследования аварии незамедлительно направляются в орган, назначивший комиссию по расследованию аварии.
Похожие записи: