Роль эксперта в искусствоведческой экспертизе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль эксперта в искусствоведческой экспертизе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Объекты искусствоведческих экспертиз настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень. Например к ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы, графика), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота), старинное или древнее оружие, старая антикварная мебель, одежда прошлого века, почтовые марки, и почтовые открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т. д.

Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность. В криминалистическом смысле при назначении и проведении судебной искусствоведческой экспертизы и внесудебных исследований решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

Среди экспертов-искусствоведов принято различать атрибуцию и экспертизу. В первом случае речь идет об искусствоведческой экспертизе с целью изучении предмета и определения его индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус. Искусствоведческая экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены экспертами-культурологами.

Специфика данного вида экспертной деятельности заключается в том, что профессиональных судебных экспертов-искусствоведов имеющих практический опыт проведения искусствоведческой экспертизы в рамках уголовных дел до недавнего времени практически не было. Это связано с тем, что эксперты-искусствоведы широкого профиля встречаются редко, один и тот же специалист вряд ли способен одновременно знать в деталях историю производства фарфора, особенности изготовления московских старопечатных книг и изменения в составе авторских грунтов живописных работ второй четверти XIX в.

В большинстве случаев назначение искусствоведческой экспертизы связывается с необходимостью подтверждения атрибуции художественных или антикварных предметов и оценкой их денежной стоимости, но не всегда. Вопросы, которые ставятся перед экспертами-искусствоведами (культурологами), довольно сильно различаются в зависимости от характера исследуемых объектов.

Как и кто проводит искусствоведческую экспертизу?

Так, эксперт-оружейник (эксперт по историческому оружиеведению) чаще всего отвечает на вопросы:

  • представляет ли данный предмет (оружие) историческую и культурную ценность?
  • относится ли данное оружие к боевому оружию?
  • каково состояние сохранности предмета (оружия) на момент проведения историко-искусствоведческой (культурологической) экспертизы?
  • какова ориентировочная цена данного предмета (оружия)?

Эксперту-искусствоведу по ювелирным изделиям чаще всего поступают предметы с клеймом мастера и вопросами о подлинности предмета и его ориентировочной стоимости. Приблизительно те же вопросы решает и эксперт по произведениям живописи: в большинстве случаев ему приходится проверять сведения, имеющиеся у владельца произведения, и давать оценку его денежной стоимости. С развитием рынка антиквариата потребность в историко-культурологических экспертизах возрастает из года в год.

Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач. Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации). Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.

НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит весь спектр историко-культурологических и искусствоведческих экспертиз без привлечения сторонних экспертов, в чем наше основное отличие от абсолютного большинства экспертных организаций страны, пытающихся проводить сложнейшие судебные искусствоведческие экспертизы. Наш профиль: искусствоведческая экспертиза картин, икон, книг, скульптур, ювелирных изделий, искусствоведческая экспертиза порнографии.

Основные виды искусствоведческих исследований Стоимость экспертизы, руб.
1 Экспертиза антикварных книг (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании букинистических книг от 7 000
2 Экспертиза предметов религиозного назначения (иконы) (полное заключение) от 20 000
Справка об исследовании предметов религиозного назначения (иконы) от 7 000
3 Экспертиза живописных и графических произведений (полное заключение) от 25 000
Справка об исследовании живописных и графических произведений. от 7 000
4 Экспертиза скульптурных произведений (полное заключение) от 20 000
Справка об исследовании скульптурных произведений. от 7 000
5 Экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании предметов декоративно-прикладного искусства. от 6 000
6 Экспертиза антикварной мебели (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании антикварной мебели от 7 000
7 Экспертиза государственных и негосударственных геральдических символов (гербов, флагов) и наград. от 25 000
  • Город Москва
  • Московская область
    • Дмитров
    • Долгопрудный
    • Домодедово
    • Дубна
    • Егорьевск
    • Железнодорожный
    • Жуковский
    • Ивантеевка
    • Климовск
    • Клин
    • Коломна
    • Королев
    • Красногорск
    • Лобня
    • Лыткарино
    • Люберцы
    • Мытищи
    • Наро-Фоминск
    • Ногинск
    • Одинцово
    • Орехово-Зуево
    • Павловский Посад
    • Подольск
    • Пушкино
    • Раменское
    • Реутов
    • Сергиев Посад
    • Серпухов
    • Солнечногорск
    • Ступино
    • Фрязино
    • Химки
    • Чехов
    • Щелково
    • Электросталь
  • Центральный округ
    • Белгород
    • Брянск
    • Владимир
    • Воронеж
    • Иваново
    • Калуга
    • Кострома
    • Курск
    • Липецк
    • Муром
    • Орел
    • Рязань
    • Смоленск
    • Тамбов
    • Тверь
    • Тула
    • Ярославль, ул. Угличская
    • Ярославль, ул. Советская
  • Северо-Западный округ
    • Санкт-Петербург
    • Архангельск
    • Вологда
    • Великий Новгород
    • Калининград
    • Мурманск
    • Петрозаводск
    • Псков
    • Сыктывкар
  • Южный округ
    • Армавир
    • Астрахань
    • Волгоград
    • Краснодар
    • Новороссийск
    • Новочеркасск
    • Ростов-на-Дону
    • Сочи
    • Элиста
  • Приволжский округ
    • Ижевск
    • Йошкар-Ола
    • Казань
    • Киров
    • Нижний Новгород
    • Оренбург
    • Орск
    • Пенза
    • Пермь
    • Салават
    • Самара
    • Саранск
    • Саратов
    • Ульяновск
    • Уфа
    • Чебоксары
    • Энгельс

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Подтверждение подлинности картины и любого другого произведения искусства — одна из главных составляющих его стоимости. Увы, подделки на рынке искусства всегда были и будут. Рост активности мастеров подделки в России был особенно заметен в 90-е гг. XX века. Тогда спрос был так велик, что предложение за ним не поспевало. Это несоответствие породило немало фальсификаций в дорогих коллекциях.

    Скандальные истории с покупкой-продажей подделкой за огромные деньги продолжились и в 2000-х. Так, в 2004 году с торгов всемирно известного аукционного дома Sotheby’s сняли полотно Ивана Шишкина «Пейзаж с ручьем». Несмотря на заключение экспертов Государственной Третьяковской галереи «Пейзаж» оказался подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука. В 2005-2008 годах около двух десятков своих искусствоведческих экспертиз отозвал уважаемый эксперт Владимир Петров, когда при расследовании одной частной коллекции обнаружили десятки подделок.

    Еще материалы о подделках в мире искусства

    Как обнаружить идеальную подделку? Часть 1

    Как обнаружить идеальную подделку? Часть 2

    1. Визуальный осмотр. Знакомые с творчеством художника и спецификой его индвидидуальной манеры, эксперты оценивают, насколько работа соотносится с бесспорными произведениями автора. На что обращают внимание: на композицию, сюжет, манеру написания, прорисовку, цвет и свет.

    2. Почерковедческая экспертиза при наличии подписи. Если на полотне присутствует подпись художника, то эксперты анализируют её и решают, насколько она соотносится с оригинальной, известной по бесспорным работам.

    3. Технико-технологический анализ. Так, эксперт-технолог анализирует все элементы картины: основу, грунт, красочный слой. Так, для определения состава краски и грунта используют химический анализ. Раньше художники пользовались в основном натуральными красителями, но с середины ХIХ века в обиход вошли краски синтетические. В арсенале экспертов-технологов рентгенофлуоресцентные пистолеты-анализаторы, инфракрасные спектрометры и др. современное оборудование.

    Итогом экспертизы является заключение, к которому могут прилагаться фотографии, а также развёрнутая расшифровка результатов исследования.

    При подготовке этого материала мы использовали сведения об экспертизе произведений искусства с сайтов ВХНРЦ, ГосНИИР и независимой экспертной группы «Арт Консалтинг».

    Глава 4, искусствоведческая экспертиза

    Задачи такого исследования напрямую зависят от того, что исследуется, области, в которой оно назначается и других, иногда обширных, факторов.
    Экспертиза может быть двух видов: искусствоведческая экспертиза и атрибуция. Экспертиза устанавливает подлинность предмета, а также, иногда, подтверждает или отрицает, выводы, к котором пришла атрибуция. Атрибуция – исследование предмета, его классификация, оценка и определение основных свойств и характеристик.

    Задачи искусствоведческой экспертизы:

    • определяют культурно-историческую ценность предмета
    • классифицируют предмет, таким образом определяя его тип, картина это или скульптура, а затем выяснить, к какой эпохе относится вещь, жанру, стилю, автору, месту изготовления и т.д.
    • определяют материал, из которого изготовлена вещь
    • выясняют состояния предмета, наличие дефектов, как хорошо он сохранился.
    • определяют время создания предмета, в какую эпоху, столетие, год
    • определяют авторство (тут может быть два случая, когда автора предполагают, и нужно выяснить он ли создавал предмет искусства. или, когда автор неизвестен – установить его)
    • выясняют место создания предмета
    • определяют уникальность предмета искусства
    • выясняют, оригинален ли объект, или же это копия
    • определяют, были ли реставрации или переделки, их количество
    • определяют стоимость предмета
    • выясняют подлинность предмета искусства
    • определяют, относится ли исследуемый предмет к эротической или порнографической продукции

    Список объектов исследуемых искусствоведческой экспертизой очень широк и обширен, к тому же, с каждым годом увеличивается.
    Мы постараемся здесь отметить наиболее распространённые предметы искусства, которые попадают на такую экспертизу:

    1. Живопись – картины, мозаики, иконы, фрески или другие графические изображения. Краски картин, могут быть: масло, гуашь, уголь, воск и др. Материалы бывают: холст, картон, бумага, дерево, камень, метал и т.д
    2. Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки и другие предметы из фарфора, керамики или фаянса, художественное стекло, мебель, одежда, украшения и иные художественные изделия из различных материалов
    3. Скульптура – гипсовая, бронзовая, восковая, глиняная, деревянная или других материалов. Скульптуры могут быть не только людей, предметов или животных, они могут содержать сложные элементы и изображать различные сцены. К этому виду также относятся исполненные на плоском фоне скульптуры – рельефные изображения
    4. Тексты – книги и рукописи в жанрах прозы или стихах. Это необязательно сама книга, может быть автограф писателя или несколько страниц его редкой рукописи.
    5. Старинная мебель – различных видов, эпох из различных материалов
    6. Старинное оружие – различных типов и исполнения
    7. Музыкальные произведения – известных композиторов
    8. Фото- и видеоматериалы
    9. Старинные марки или открытки – различных стран
    10. Предметы старинной одежды. От башмаков и платьев, до шляп, платков и вееров
    11. Монеты, которые вышли из обращения. Разных стран и веков
    12. Эротические или порнографические материалы
    13. Другие вещи, которые не являются предметами искусства, однако изготовлены очень давно

    Самый распространенный метод, при помощи которого обычно проводят судебную искусствоведческую экспертизу – химико-технологический. С его помощью, узнают состав, из которого сделан исследуемый предмет и соотношения материалов в нём. Это всё помогает определить, в какой эпохе создан предмет искусства, ведь в каждом веке были свои материалы и технологии. Далее, определяют авторство, характерно ли исполнение и используемые материалы тому или иному автору.

    Виды химическо-технологического анализа:

    • Микроскопический
    • Ультрафиолетовый
    • Рентгенофлуорисцентный
    • Традиционные микрохимические методы

    Графологический анализ – при его применении можно установить автора, как правило, применяется при изучении различных текстов и подписей на картинах.

    Цифровой анализ – при его помощи изучаются: штрихи, линии, структура мазков, почерк и особенности лепки. То есть определяется рука мастера.
    На самом деле, методов существует больше, мы рассмотрели лишь основные из них. Например, для определения исторической редкости предмета, проводится исследование существующих современных музейных и частных коллекций. Если определяется стоимость объекта, соответствующее изучение динамики цен таких же произведений искусства на современном рынке. Музыкальный анализ проводится для изучения акустического произведения и т.д.

    Искусствоведческая экспертиза бывает и при гражданских и при уголовных судебных делах. К гражданским, можно отнести такие, как раздел совместного имущества и наследственные тяжбы. Уголовные – контрабанда, всевозможные хищения, нарушения авторских прав, торговля поддельными предметами искусства. Ещё, такое исследование может быть заказано владельцем, для установления эпохи, подлинности, древности или ценности предмета искусства.

    Ещё один отдельный вид искусствоведческих экспертиз – это исследование на наличие порнографии. Такой тип исследования относится к уголовным делам. Распространение порнографии незаконно, очень часто её пытаются выдать за эротику, для точного выяснения этих обстоятельств и проводится экспертиза.

    Ниже статьи уголовного кодекса РФ, преступлений, при которых чаще всего назначается искусствоведческая экспертиза:

    1. Статья 146 – нарушение авторских прав.
    2. Статья 164 – хищение предметов и документов, которые имеют историческую, художественную, научную, или культурную ценность.
    3. Статья 159 – мошенничество, в том числе торговля или производство поддельных предметов искусства.
    4. Статья 222 – незаконная покупка, продажа, передача, перевозка, хранение или ношение оружия, различных боеприпасов, взрывчатых веществ и подобных устройств.
    5. Статья 190 – невозвращение на территорию РФ предметов исторического, художественного или археологического достояния.
    6. Статья 242 – незаконное изготовление или ввоз на территорию РФ, а также демонстрацию, рекламирование или распространение порнографии, такой продукции с изображениями несовершеннолетних, а также изготовление порнографии.
    7. Статья 243 – повреждение или уничтожение памятников культуры или истории.

    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1 аналоги для сравнения: Сравнительный ряд произведений, сопоставимых с исследуемым объектом по аналогии или по одному, или по нескольким существенным признакам, имеющим значение для формулировки выводов в экспертном заключении.

    3.2 атрибуция: Процесс установления авторства (автора, школы, мастерской и т.п.), времени и места создания, цельности сборной вещи, функционального назначения произведения живописи и графики, а также результат такого процесса.

    3.3 вторичное произведение живописи/графики: Произведение, воспроизводящее полностью или частично уже существующие образцы живописи или графики.

    Примечание — Вторичные произведения подразделяют на копии, подражания, канонические изображения.

    3.4 графика: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы с помощью красящих веществ, наносящихся на материальную основу плоскостного типа, выделяемый из других видов изобразительного искусства техникой исполнения, использованием водорастворимых красителей (акварель, гуашь, темпера, акрил и т.п.) и сухих техник (карандаш, уголь, пастель, сангина и т.п.).

    3.5 живопись: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы преимущественно с помощью плотных пластичных красителей (масляных красок, темперы, акрила и т.п.), наносящихся на материальную основу плоскостного типа.

    3.6 искусствоведческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используются искусствоведческие методы с целью анализа изображения и решения вопроса о мере соответствия объекта экспертизы эталонам или аналогам.

    3.7 история бытования: Совокупность систематизированных фактов, подтверждающих происхождение и существование произведения живописи и графики в виде событий, явлений, процессов, в которых она находилась.

    3.8 источниковедческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используется комплекс научных методов и процедур, направленных на сбор достоверных данных об истории бытования объекта экспертизы.

    3.9 каноническое изображение: Произведение живописи или графики, целью которого является воспроизведение конкретного образца или образцов определенной художественной школы, отличающееся от других типов вторичности регламентацией живописных элементов, художественных и технических приемов, подлежащих воспроизведению, и которое наиболее характерно для религиозного искусства.

    3.10 комплексное исследование графики: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о графическом произведении и необходимых для мотивированного заключения эксперта.

    3.11 комплексное исследование живописи: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о живописном произведении, необходимых для мотивированного заключения эксперта.

    3.12 копия произведения живописи или графики (копия): Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является максимально полное повторение уже существующего образца живописи или графики и которое может воспроизводить как произведение целиком с его технологическими особенностями, так и только изображение или фрагмент изображения.

    Примечание — В религиозной канонической живописи также используют термин «список»; для определения копии, выполненной автором оригинала, — термин «авторское повторение»; для определения копии, выполненной с частичным участием автора оригинала, — термин «соавторское повторение».

    3.13 оригинальное произведение живописи или графики: Произведение, выполненное автором или авторами для решения самостоятельной творческой задачи, в которой изобразительные элементы, композиционные и колористические решения подчинены авторскому замыслу.

    3.14 подлинность: Ценностная категория, указывающая на установленное тождество объекта и его атрибуции, существовавшей или предполагавшейся до предоставления объекта на экспертизу либо выявившейся в процессе ее проведения.

    4.1 Принципами экспертизы произведений живописи и графики являются:

    — независимость эксперта;

    — достаточность;

    — всесторонность;

    — достоверность.

    4.2 Принцип независимости эксперта

    При проведении экспертизы эксперт должен быть независимым и давать заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими компетенциями.

    Эксперт не может проводить экспертизу, если он:

    — является членом семьи или другим родственником заказчика либо его сотрудников, если заказчиком является юридическое лицо;

    — состоит с заказчиком в трудовых отношениях;

    — находится в имущественной или иной зависимости от него.

    Эксперт не может проводить экспертизу, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в результатах экспертизы.

    4.3 Принцип достаточности

    Эксперт определяет виды и объем исследований, достаточные для достоверного вывода (результата) экспертизы, руководствуясь требованиями настоящего стандарта, своими компетенциями, практическим опытом и здравым смыслом.

    4.4 Принцип всесторонности

    Эксперт рассматривает различные особенности, присущие объекту экспертизы, и учитывает в процессе исследования эстетические, технико-технологические характеристики, историю его бытования, взаимосвязь с историческими процессами и другие особенности, имеющие значение для экспертизы.

    4.5 Принцип достоверности

    Экспертное заключение следует считать достоверным, если содержащиеся в нем выводы (результаты) экспертизы основаны на исследованиях, проведенных в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

    Услуги по экспертизе произведений искусства (живописи и графики) осуществляются на основе договора оказания услуг, заключаемого между заказчиком и исполнителем. Стороны договора вправе договариваться о любых условиях проведения экспертизы, не противоречащих настоящему стандарту.

    Заказчиком может выступать владелец произведения искусства — физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления.

    Исполнителем может выступать физическое лицо — эксперт или эксперты, а также юридическое лицо, в учредительных документах которого предусмотрено осуществление соответствующей экспертной деятельности.

    Предметом договора является оказание услуг по экспертизе произведения искусства (живописи и графики) в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

    Услуги по экспертизе произведений искусства (живописи и графики) включают в себя комплексное исследование, выдачу экспертного заключения, а также иные услуги, предусмотренные договором, в том числе хранение и транспортирование объекта экспертизы.

    Сроки проведения экспертизы определяют стороны договора.

    Стоимость услуг по договору, сроки и порядок оплаты определяются сторонами.

    Услуги могут оказываться по месту нахождения объекта экспертизы или по месту нахождения исполнителя.

    Если услуги оказываются по месту нахождения объекта экспертизы, заказчик предоставляет эксперту, который является исполнителем по договору или которому поручено проведение экспертизы, доступ к объекту для проведения всех необходимых исследований. Эксперту следует предоставить доступ к документам, которые, по мнению заказчика, имеют значение для решения задач экспертизы — при их наличии. По соглашению сторон такие документы могут быть переданы эксперту на основании акта приема-передачи. При проведении экспертизы по месту нахождения объекта эксперт несет ответственность за сохранность произведения во время исследований и применяет только такие методы, которые безопасно применять в данных условиях.

    Если услуги оказываются по месту нахождения исполнителя и требуется перемещение объекта, заказчик передает, а исполнитель принимает объект исследования и, при наличии, документы, которые, по мнению заказчика, имеют значение для решения задач экспертизы, в установленные сроки и в порядке, определенном договором. С момента передачи объекта и документов исполнителю он несет ответственность за их сохранность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Факт передачи и приема объекта исследования и документов подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами. В акте указывают наименование объекта и сведения, позволяющие идентифицировать предоставленное произведение как объект экспертизы, а также перечень передаваемых с объектом экспертизы документов.

    Задачи такого исследования напрямую зависят от того, что исследуется, области, в которой оно назначается и других, иногда обширных, факторов.
    Экспертиза может быть двух видов: искусствоведческая экспертиза и атрибуция.

    Экспертиза устанавливает подлинность предмета, а также, иногда, подтверждает или отрицает, выводы, к котором пришла атрибуция.

    Атрибуция – исследование предмета, его классификация, оценка и определение основных свойств и характеристик.

    Задачи искусствоведческой экспертизы:

    • определяют культурно-историческую ценность предмета
    • классифицируют предмет, таким образом определяя его тип, картина это или скульптура, а затем выяснить, к какой эпохе относится вещь, жанру, стилю, автору, месту изготовления и т.д.
    • определяют материал, из которого изготовлена вещь
    • выясняют состояния предмета, наличие дефектов, как хорошо он сохранился.
    • определяют время создания предмета, в какую эпоху, столетие, год
    • определяют авторство (тут может быть два случая, когда автора предполагают, и нужно выяснить он ли создавал предмет искусства. или, когда автор неизвестен – установить его)
    • выясняют место создания предмета
    • определяют уникальность предмета искусства
    • выясняют, оригинален ли объект, или же это копия
    • определяют, были ли реставрации или переделки, их количество
    • определяют стоимость предмета
    • выясняют подлинность предмета искусства
    • определяют, относится ли исследуемый предмет к эротической или порнографической продукции

    Список объектов исследуемых искусствоведческой экспертизой очень широк и обширен, к тому же, с каждым годом увеличивается.
    Мы постараемся здесь отметить наиболее распространённые предметы искусства, которые попадают на такую экспертизу:

    1. Живопись – картины, мозаики, иконы, фрески или другие графические изображения. Краски картин, могут быть: масло, гуашь, уголь, воск и др. Материалы бывают: холст, картон, бумага, дерево, камень, метал и т.д
    2. Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки и другие предметы из фарфора, керамики или фаянса, художественное стекло, мебель, одежда, украшения и иные художественные изделия из различных материалов
    3. Скульптура – гипсовая, бронзовая, восковая, глиняная, деревянная или других материалов. Скульптуры могут быть не только людей, предметов или животных, они могут содержать сложные элементы и изображать различные сцены. К этому виду также относятся исполненные на плоском фоне скульптуры – рельефные изображения
    4. Тексты – книги и рукописи в жанрах прозы или стихах. Это необязательно сама книга, может быть автограф писателя или несколько страниц его редкой рукописи.
    5. Старинная мебель – различных видов, эпох из различных материалов
    6. Старинное оружие – различных типов и исполнения
    7. Музыкальные произведения – известных композиторов
    8. Фото- и видеоматериалы
    9. Старинные марки или открытки – различных стран
    10. Предметы старинной одежды. От башмаков и платьев, до шляп, платков и вееров
    11. Монеты, которые вышли из обращения. Разных стран и веков
    12. Эротические или порнографические материалы
    13. Другие вещи, которые не являются предметами искусства, однако изготовлены очень давно

    Подделка на миллион долларов: всё самое важное об искусствоведческой экспертизе

    Самый распространенный метод, при помощи которого обычно проводят судебную искусствоведческую экспертизу – химикотехнологический.

    С его помощью, узнают состав, из которого сделан исследуемый предмет и соотношения материалов в нём. Это всё помогает определить, в какой эпохе создан предмет искусства, ведь в каждом веке были свои материалы и технологии.

    Далее, определяют авторство, характерно ли исполнение и используемые материалы тому или иному автору.

    Виды химическо-технологического анализа:

    • Микроскопический
    • Ультрафиолетовый
    • Рентгенофлуорисцентный
    • Традиционные микрохимические методы

    Графологический анализ – при его применении можно установить автора, как правило, применяется при изучении различных текстов и подписей на картинах.

    Искусствоведческая экспертиза бывает и при гражданских и при уголовных судебных делах. К гражданским, можно отнести такие, как раздел совместного имущества и наследственные тяжбы.

    Уголовные – контрабанда, всевозможные хищения, нарушения авторских прав, торговля поддельными предметами искусства.

    Ещё, такое исследование может быть заказано владельцем, для установления эпохи, подлинности, древности или ценности предмета искусства.

    Ещё один отдельный вид искусствоведческих экспертиз – это исследование на наличие порнографии. Такой тип исследования относится к уголовным делам. Распространение порнографии незаконно, очень часто её пытаются выдать за эротику, для точного выяснения этих обстоятельств и проводится экспертиза.

    Ниже статьи уголовного кодекса РФ, преступлений, при которых чаще всего назначается искусствоведческая экспертиза:

    1. Статья 146 – нарушение авторских прав.
    2. Статья 164 – хищение предметов и документов, которые имеют историческую, художественную, научную, или культурную ценность.
    3. Статья 159 – мошенничество, в том числе торговля или производство поддельных предметов искусства.
    4. Статья 222 – незаконная покупка, продажа, передача, перевозка, хранение или ношение оружия, различных боеприпасов, взрывчатых веществ и подобных устройств.
    5. Статья 190 – невозвращение на территорию РФ предметов исторического, художественного или археологического достояния.
    6. Статья 242 – незаконное изготовление или ввоз на территорию РФ, а также демонстрацию, рекламирование или распространение порнографии, такой продукции с изображениями несовершеннолетних, а также изготовление порнографии.
    7. Статья 243 – повреждение или уничтожение памятников культуры или истории.

    Вопросы, которые может решать экспертная комиссия, могут быть очень разнообразны. Обычно, они зависят от предмета, который исследуется и деталей дела, в котором он фигурирует. Ниже, можно ознакомиться с наиболее часто встречаемыми в практике вопросами, которые решает эксперт-искусствовед:

    1. Является ли исследуемая вещь, предметом искусства или представляет культурную ценность?
    2. Представляет ли предмет исследования историческую ценность?
    3. К какой разновидности ремесла или искусства имеет отношение предмет?
    4. Из какого материала изготовлена исследуемая вещь?
    5. Есть ли дефекты у предмета, и в каком он состоянии?
    6. Из какого материала сделан предмет искусства?
    7. Когда создан объект?
    8. Кто автор предмета исследования?
    9. Где был создан этот предмет?
    10. Уникален ли предмет искусства или есть подобные?
    11. Вещь оригинальна или копия?
    12. Была ли проведена реставрация, переделка или доделка исследуемого предмета, сохранился ли его первичный вид, и как это повлияло на его состояние?
    13. Какая стоимость данного предмета на сегодняшнее время?
    14. Соответствует ли по авторству, тематике и возрасту предмет искусства тому, за который его выдают, подлинный ли он?
    15. Предмет имеет отношение к порнографии или эротической продукции?

    Объекты искусствоведческих экспертиз настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень.

    Например к ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы, графика), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота), старинное или древнее оружие, старая антикварная мебель, одежда прошлого века, почтовые марки, и почтовые открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т. д.

    Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность. В криминалистическом смысле при назначении и проведении судебной искусствоведческой экспертизы и внесудебных исследований решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

    Среди экспертов-искусствоведов принято различать атрибуцию и экспертизу.

    В первом случае речь идет об искусствоведческой экспертизе с целью изучении предмета и определения его индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус.

    Искусствоведческая экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены экспертами-культурологами.

    Специфика данного вида экспертной деятельности заключается в том, что профессиональных судебных экспертов-искусствоведов имеющих практический опыт проведения искусствоведческой экспертизы в рамках уголовных дел до недавнего времени практически не было.

    Это связано с тем, что эксперты-искусствоведы широкого профиля встречаются редко, один и тот же специалист вряд ли способен одновременно знать в деталях историю производства фарфора, особенности изготовления московских старопечатных книг и изменения в составе авторских грунтов живописных работ второй четверти XIX в.

    Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач.

    Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации).

    Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.

    Судебная искусствоведческая экспертиза


    Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел. К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества. Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.

    Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.

    Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

    • 146 – нарушение авторских и смежных прав.
    • 159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
    • 164 – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
    • 190 – невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
    • 222 – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
    • 242 – незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
    • 243 – уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

    Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.


    Все искусствоведческие исследования можно условно разделить на две большие группы – историко-культурные и культурологические. К первой группе относятся экспертизы по установлению подлинности произведений искусства или предметов культуры, определению их состояния и потребности в реставрации.

    Культурологические экспертизы решают значительно больший круг задач, включая:

    • установление авторства;
    • поиск нарушений этических норм;
    • определение исторической или историко-культурной ценности вещи;
    • установление цены произведения искусства;
    • определение срока изготовления исследуемого предмета.

    По предмету исследований независимые искусствоведческие экспертизы насчитывают около 30 разновидностей, среди которых:

    • экспертиза произведений живописи;
    • экспертиза исторического оружия;
    • экспертиза архитектуры и объектов градостроительства;
    • экспертиза древних книг;
    • экспертиза антиквариата;
    • геральдическая экспертиза;
    • экспертиза порнографии;
    • искусствоведческая экспертиза стоимости предметов искусства.

    В каждом отдельном случае лицо, заказывающее проведение экспертизы, должно точно сформулировать интересующие его вопросы. Например:

    • имеет ли историко-культурную ценность исследуемый предмет;
    • относится ли он к предметам искусства;
    • где и когда он был создан;
    • является ли он оригиналом или копией, стилизацией и подделкой;
    • какова его ориентировочная стоимость;
    • является ли его автором конкретный художник, скульптор или другой мастер.

    Для каждого предмета могут быть и свои специфические вопросы. Например, для старинного оружия часто ставят вопрос, можно ли его отнести к боевому оружию и в каком состоянии сохранности оно находится.

    К сожалению, хороших специалистов в области искусствоведческой экспертизы немного. Тем более что один эксперт не может одинаково профессионально разбираться и в оружии, и в живописи, и в книгах. Экспертных организаций, берущихся на должном уровне выполнить подобные исследования, существует ограниченное количество. Наша компания имеет и опытных экспертов-искусствоведов, и современную лабораторию для исследований, и солидный опыт работы в данном направлении. Мы готовы провести любой сложности искусствоведческую экспертизу по доступной цене и предоставить юридическую поддержку в суде.


    • Чем является предмет исследования подделкой или же оригиналом?
    • Относится ли к тому или иному виду ценностей данный предмет, если имеются признаки?
    • Относится ли к предметам искусства данный объект?
    • Кто из авторов является создателем музыкального произведения, рукописи и других предметов исследования?
    • К какой эпохе и месту относится изготовление конкретного предмета (атрибуция)?
    • Является исследуемый объект раритетом, представляющим конкретную научную ценность?
    • Подвергался ли исследуемый объект реставрационным работам?
    • Какова степень сохранности объекта?
    • Историческая ценность предмета, если она есть?
    • Вид искусства, ремесла исследуемого предмета?
    • Каков состав изготовления предмета?
    • Степень дефектов и состояния объекта?
    • В какое точный промежуток времени создан объект?
    • Кто является автором исследуемого предмета?
    • Где создан данный объект или предмет искусства?
    • Уникальность предмета – был создан в единственном экземпляре или имеются аналоги предмета?

    Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:

    +7 (495) 127-09-35
    +7 (916) 435-72-27

    Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

    С Уважением,
    Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА «TOP EXPERT».

    Для производства искусствоведческих экспертиз мы привлекаем экспертов из 39 субъектов Российской Федерации. Вы легко сможете подобрать эксперта необходимой квалификации или сформировать комиссию экспертов при выполнении комплексных и комиссионных экспертиз.

    Производство экспертиз осуществляется членами Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация судебных экспертов» (СРО) и сертифицированными в СРО экспертами.

    Искусствоведческие экспертизы (культурологические экспертизы)

    • Бесплатная консультация, предварительный анализ имеющихся материалов, постановка цели и задач, формулирование вопросов для эксперта.
    • Заключение договора и оплата счета.
    • Производство экспертизы. Эксперт получает материалы и проводит необходимые исследования, согласно методике проведения искусствоведческой экспертизы.
    • Результат досудебной экспертизы оформляется в виде Заключения специалиста и передается заказчику.
    • При необходимости эксперт выезжает в суд для дачи пояснений по проведенному исследованию.
    • В ответ на запрос суда мы подготовим информационное письмо о возможности выполнить экспертизу.
    • При получении определения о назначении экспертизы представитель экспертной организации получает материалы дела в суде. Эксперт знакомится с ними, определяет степень достаточности материалов, при необходимости запрашивает недостающие.
    • Производство экспертизы. Эксперт получает материалы и проводит необходимые исследования, согласно методике проведения искусствоведческой экспертизы.
    • Результат судебной экспертизы оформляется в виде Заключения эксперта и передается в суд.
    • По вызову суда эксперт выезжает для судебного допроса, в рамках которого дает пояснения по проведенной судебной экспертизе.
    • Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
    • ГОСТ Р 57424-2017 «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования»
    • Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. N 322 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»
    • Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
    • Гражданский кодекс РФ, часть 4 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

    Кроме того, юристы «ЭКСПРУС» — члены Общественного совета СРО — помогут профессионально подготовить все необходимые документы для обращений в суды различных инстанций.

    Конечно, вы легко сможете найти образцы и примеры любых документов в интернете. Однако не стоит целиком на них полагаться. Образцы бланков должны составляться профессионалами и соответствовать действующему законодательству (часто статьи законов пересматриваются или утрачивают силу).

    Оставьте заявку, и мы бесплатно оценим полноту имеющихся материалов, проконсультируем о необходимости получения дополнительных объектов исследования или образцов, а также поможем сформулировать вопросы для экспертизы.

    • ВСЕ
    • ЭКСПРУС
    • СРО
    • Прочее

    Здесь собраны примеры постановлений арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также примеры решений апелляционных и кассационных инстанций. Практика применения рецензий говорит о том, что умелый адвокат или юрист способен добиться того, чтобы, благодаря рецензии, суд усомнился в выводах проведенной экспертизы, что впоследствии послужит назначению судом повторной или дополнительной экспертизы.

    Атрибуция и экспертиза: в чем разница?

    Ввиду многообразия объектов искусствоведческих исследований, распределить их по определенным признакам не представляется возможным. Однако в общем их можно распределить на мебель, одежду, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, оружие (как древнее, так и старинное), музыкальные произведения, антикварные книги. То есть, исходя из профессиональной терминологии криминалистов, объектами изысканий являются произведения и предметы, имеющие историческую и художественную ценность.

    Практика нашего экспертного центра свидетельствует, что зачастую с проведением экспертиз могут справиться далеко не каждая организация. Это обусловлено слабой практической и недостаточной технической базой, некомпетентностью эксперта, неправильным применением методологии и иными значимыми факторами.

    Однако, вы всегда можете обратиться в стороннюю судебно-экспертную организацию и заказать рецензирование заключения. Такое решение целесообразно при сомнительности выводов эксперта и применяемой методике анализа. Рецензионное заключение позволяет пересмотреть результаты и является основанием для повторного проведения исследования.

    Атрибуция и экспертиза: в чем разница?

    У специалистов, занимающихся искусствоведческими экспертизами, существует строгая градация понятий «атрибуция» и «экспертиза».

    Атрибуцией называется исследование, проводимое для определения индивидуальных и классификационных особенностей. Она требуется для точного и достоверного определения места анализируемого объекта в коллекции и художественной принадлежности.

    В рамках искусствоведческой экспертизы проводится исследование, если при атрибуции получены сомнительные данные, не вызывающие доверия. Поэтому экспертами подтверждаются эти выводы или опровергаются.

    Но и искусствоведческая экспертиза, и атрибутика имеют достаточно специфические черты и требуют специальных знаний от экспертов.

    Искусствоведческие экспертизы сопряжены с повышенной сложностью, они требуют не только наличия знаний, но и применения специализированного аналитического оборудования для физических и химических измерений. Ведь в процессе анализа требуется решать целый ряд разнообразных задач – от исследования подписи и клейма до определения переделки или реставрации какого-либо предмета.

    В настоящее время все чаще наши специалисты сталкиваются с необходимостью проводить экспертизы имиджмейкерства. Это специфические изыскания в рамках искусствоведческих экспертиз. И рост популярности такой услуги сопряжен с тем, что модная индустрия постоянно развивается и некоторые участники рынка прибегают к недобросовестной конкуренции – они присваивают чужие идеи и выдают за свои. Законным же владельцам украденных разработок приходится доказывать свои права и незаконность действий других лиц.

    За многие годы продуктивной работы нашего экспертного центра мы сумели заслужить безукоризненную репутацию у своих клиентов в качестве надежных специалистов, отлично ориентирующихся в специфике сложных искусствоведческих исследований. Наши опытные сотрудники с профильным образованием постоянно совершенствуют свои знания, следят за актуальными изменениями законодательства и активно внедряют в собственную практику новые методики исследований.

    Наши клиенты – крупные частные коллекционеры, музейные организации и многие другие ценители искусства. Также нами проводятся экспертизы в рамках различных судебных дел.

    Наш опыт показывает, что во многих организациях подавляющее большинство судебных историко-искусствоведческих исследований производятся непрофильными специалистами. Соответственно, и выводы часто не соответствуют реальности.

    Кроме того, зачастую складываются ситуации, когда вывод эксперта не отражает достоверных сведений, а содержит исключительно мнение эксперта без привязки к обстоятельствам и исследуемому предмету.

    Мы направляем все усилия на всестороннее изучение представленных объектов, подвергаем их тщательному анализу с помощью специального оборудования. По результатам предоставляем соответствующий отчет с достоверными сведениями, основанными на беспристрастной оценке ситуации.

    К нам обращаются за услугами и получают грамотно проведенную экспертизу в кратчайшие сроки. Нам доверяют, становятся постоянными клиентами и рекомендуют нас своим партнерам.

    Станьте и вы нашим клиентом и получите гарантию:

    • максимально корректного проведения любых исследований;
    • быстрого решения вопросов сотрудничества;
    • законности экспертизы и достоверности всех выводов;
    • прозрачности ценообразования и доступной стоимости любых услуг;
    • персонального подхода.

    Для наших специалистов не существует границ – поэтому вашему вниманию все виды искусствоведческих услуг на лояльных условиях для каждого.

    МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И КРИМИНАЛИСТИКИ

    Перечень целей и задач в рамках данного вида экспертизы напрямую зависит от специфики объекта исследования, а также области в которой планируется проведение экспертизы.

    В данном аспекте классифицируют два типа экспертиз – искусствоведческая и атрибуция. Последняя направлена на то, чтобы максимально полно изучить объект, собрав воедино все его характеристики, а также определить материальную ценность.

    Основная цель искусствоведческой экспертизы – это идентификация подлинности представленного объекта, другими словами соотнесение заявленного набора характеристик фактическому. Иногда перед экспертом может быть поставлен вопрос о подтверждении или, напротив, опровержении результатов атрибуции.

    1. Принципиальное определение наличия культурно-исторической ценности объекта;
    2. Идентификация и классификация представленного объекта – определение его связи с определенным видом искусства, ремесла и т.д. Это может быть базовой характеристикой (например, определение, что перед экспертом оружие, украшение) и углубленной, в рамках которой определяется принадлежность к эпохе, жанру, месту производства, а также авторство;
    3. Точное установление материалов изготовления объекта;
    4. Детальное описание состояния объектов, выявление дефектов (в том числе и скрытых), а также степень сохранности;
    5. Установление точной даты появления объекта – это может быть примерный интервал времени и даже точный год;
    6. Выявление автора, создавшего объект. Задача может подразделяться на две, когда нет предположений об авторстве и необходимо выявить конкретного человека, и когда есть предположения, но они нуждаются в подтверждении;
    7. Идентификация места изготовления (написания) объекта;
    8. Определение насколько данный объект представляется уникальным для культуры и истории;
    9. Определение степени оригинальности объекта (при наличии сомнений в том, что может быть представлена копия);
    10. Выявление следов доработки объекта после создания – сюда также относится выявление факта реставрационных работ;
    11. Определение ценности объекта в пересчете на современные деньги;
    12. Подтверждение факта подлинности объекта;
    13. Определение, имеет ли в своем составе объект черты порнографии или эротики.

    Если попробовать составить полный перечень объектов, в отношении которых может быть проведена искусствоведческая экспертиза, то он получится достаточно большим. Это произойдет потому, что достаточно большое число предметов может быть отнесено к культуре и искусству (к тому же этот перечень регулярно пополняется). Если предмет только претендует на историческую ценность, то он может и вовсе не содержаться в списке.

    Ниже представлен список предметов, которые наиболее часто представляют для проведение соответствующего типа экспертизы:

    1. Произведения из области живописи – рисунки, картины, фрески, графику или даже мозаики. Не имеет значения, на какой материал нанесено изображение – это может быть классический холст, металл, камень и т.д. Так же не играет роли, чем исполнено изображение – масляные краски, акварель и даже восковая живопись;
    2. Скульптурные произведения – изготовленные из глины, гипса, бронзы или воска. Другие материалы также могут быть приняты к экспертизе. В работу могут быть приняты, как одиночные скульптуры, так и сложные композиции с изображением сцен. В рамках данной категории принимаются для изучения скульптуры в формате рельефных изображений;
    3. Декоративные предметы, которые изготавливаются в эстетической манере – статуэтки, керамические изделия, вазы, поддоны, посуда и др.;
    4. Литературные произведения – стихотворения, рукописи, произведения в прозе. Необходимо не только анализировать само произведение, ценность может представлять в том числе и автограф автора – к примеру, он мог делать пометки в книге;
    5. Произведения, относящиеся к категории музыкальных;
    6. Фотографии, видеозаписи;
    7. Старинные предметы мебели (особенно ручной работы);
    8. Старинные предметы одежды из прошлых веков;
    9. Открытки и марки;
    10. Денежные знаки, бывшие в обращении в старину;
    11. Предметы оружия;
    12. Другие предметы, которые потенциально могут представлять интерес с точки зрения культуры и искусства, чей период создания относится к глубокому прошлому;
    13. Материалы эротического и порнографического характера.

    Искусствоведческую экспертизу может потребоваться провести в рамках судебных разбирательств уголовного или судебного характера. В рамках уголовных дел чаще всего рассматривается контрабанда, хищение, нарушение авторского права, а также мошенничество (иногда имеет место быть продажа объектов под видом предметов искусства, но на самом деле они не представляют никакой ценности). В рамках гражданских дел чаще всего подобная экспертиза пригодится в наследственных или имущественных спорах. Иногда искусствоведческую экспертизу может заказать частное лицо, которое желает установить подлинность и ценность предмета искусства, который находится в собственности.

    Отдельно следует остановиться на проведении искусствоведческой экспертизы на предмет отнесения объекта к порнографическим или эротическим материалам, что часто требуется в рамках уголовного делопроизводства. Поскольку порнографические материалы запрещено распространять, часто встречаются случаи, когда владельцы таковых пытаются представить объекты, как эротического характера. Для постановки точки в данном вопросе требуется искусствоведческая экспертиза

    Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

    1. Статья 146 УК РФ – нарушение авторских и смежных прав.
    2. Статья 159 УК РФ –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
    3. Статья 164 УК РФ — хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
    4. Статья 190 УК РФ — невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
    5. Статья 222 УК РФ — незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
    6. Статья 242 УК РФ — незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
    7. Статья 243 УК РФ — уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

    Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.

    Ниже перечислен наиболее полный список вопросов, на которые может ответить искусствоведческая экспертиза. Как правило, при исследовании конкретного предмета нужен ответ лишь на часть из них.

    1. Имеет ли объект культурную ценность, то есть является ли предметом искусства?
    2. Имеет ли объект историческую ценность?
    3. К какому виду искусства или ремесла относится объект?
    4. Из какого материала изготовлен объект?
    5. В каком состоянии находится объект, имеются ли у него дефекты?
    6. Из каких материалов изготовлен объект?
    7. В какое время изготовлен объект?
    8. Кто автор объекта?
    9. Где был изготовлен этот объект?
    10. Уникален ли данный объект – то есть существует в единственном экземпляре или имеются другие аналогичные объекты?
    11. Объект является оригиналом или копией?
    12. Подвергался ли объект переделке, реставрации, если да – какие его части доделывались или реставрировались, насколько это повлияло на его состояние, сохранился ли изначальный смысл?
    13. Какова стоимость объекта на современном рынке?
    14. Является ли объект подлинным – то есть тем, за что его выдают? Это относится к авторству, возрасту, тематике и т.д.
    15. Относится ли данный объект к порнографии или является эротической продукцией?

    Искусствоведческая экспертиза (Экспертиза искусства)

    М.М. Красилин, В.А. Иванов, Ю.А. Халтурин

    Социальные изменения в жизни того или иного общества, естественно, накладывают свой отпечаток на развитие культуры этого общества. Так, «перестройка» у нас в стране словно выпустила из «подземных казематов», наряду со многим, так интересующий нас антикварный рынок. Последний востребовал к себе на службу достаточно редкого специалиста – эксперта художественных ценностей. Совсем не значит, что их не было. Были они и до 1917 года, были они и потом. Но никогда не были столь значимы, как сейчас. Вряд ли есть в этом что-либо удивительное. Рынок требует произведений искусства, подлинность которых подтверждена. И ответ на поставленный вопрос должны дать люди, в силу обстоятельств выделившиеся в некую касту экспертов. Заранее предупреждаем, мы не будем давать рецепты «правильной» экспертизы. И никаких оценок. Никаких сравнений с западным и, стало быть, «правильным» рынком с «правильными» экспертами. Мы попробуем остановить внимание на предмете, о котором многие говорят, но никто не удосужился узнать, а что же это такое. Особенно применительно к изящным искусствам.
    Чтобы зря не ломать копья, попробуем выяснить, что же такое экспертиза и кто такой эксперт. Терминологическая проблема до сих пор остаётся открытой. Может быть, тогда как-то улягутся страсти. Мы не отдаём себе отчёта в том, как мешает повседневной работе отсутствие чётких определений.

    Заглянем в словарь Даля: экспертиза – французское слово – expertise – от латинского expertus – освидетельствование, проверка, расследование чего-либо экспертами и заключение их о чём-либо. Эксперт – знаток, сведущий и опытный в деле человек…

    В словаре Ожегова покороче, но тоже по делу – эксперт, специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Экспертиза — рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи заключения.

    Итак, в нашем случае, экспертиза художественных ценностей – это вид деятельности, направленный на выявление соответствия произведения искусства данным, которые предоставил заказчик.

    Эксперты проверяют, исследуют произведение искусства на предмет его подлинности: соответствия заявленному времени создания и принадлежности руке того или иного художника. Итог их работы – экспертное заключение, подтверждающее или отрицающее подлинность картины, иконы, вазы, ювелирных изделий и т.д. Суть занятий эксперта можно определить как идентификацию и установление статуса произведения искусства, накопление первичных знаний о нём.

    Экспертиза должна в оптимальный срок дать свой ответ. Промедление задевает интересы владельца, покупателя, в том числе, когда им становится и музей. Именно поэтому экспертиза является первым оперативным этапом в изучении предмета искусства, востребованного художественным рынком.

    В этом, к примеру, заключается разница между экспертизой и атрибуцией. Действия последней направлены на уточнение вопросов авторства, времени и иных особенностей произведения. Но действия эти совершаются уже в других условиях. И исполнителем этого процесса уже будет узкий специалист в конкретном периоде и виде искусства. Его действия определены рамками принятого рабочего плана и бюджета. Причём его выводы не всегда будут совпадать с выводами эксперта. Нередко произведения, приобретённые музеем по рекомендации авторитетного эксперта, впоследствии меняют своё авторство. Иногда на пересмотр атрибуции уходят годы. Достаточно посмотреть последние страницы каталога любого крупного музея, чтобы убедиться в систематическом изменении атрибуций. В каталоге 1990 года Национального музея в Стокгольме указано около трехсот произведений, данные которых изменились в период между 1972 и 1989 годами. Среди них – две итальянские картины XVI века, ставшие ныне работами загадочного голландского художника XVII века Леонарда Брамера. Многим хорошо известен портрет Антонио Брокардо работы Джорджоне из Будапештского музея. Но мало кто знает, что в результате многолетней атрибуционной работы его авторство менялось семь раз! Всё это – первичная экспертиза и последующая атрибуция – было звеньями одной исследовательской цепи постепенного накопления научного знания о произведениях искусства.

    Эксперт может ошибаться. Но весь вопрос в том – как часто. Именно от этого зависит его авторитет. Приведём несколько примеров. Выдающийся историк искусства Абрахам Бредиус, директор гаагского музея Маурицхейс, был крупнейшим специалистом в области голландской живописи, в частности, живописи Рембрандта. Он обладал исключительным чутьём на подлинность, что позволило ему на европейском рынке приобрести и для музея, и для себя выдающиеся произведения. Ему принадлежит честь определения ныне широко известной картины Рембрандта «Саул и Давид». Однако уже после смерти учёного, в 1946 году, у специалистов появились сомнения в однозначности выводов Бредиуса. Пока авторство великого голландца сохраняется. Сложнее обстоит дело с другим шедевром Рембрандта. Его знаменитая картина «Польский всадник» была обнаружена Бредиусом в 1897 году в польском местечке Дзикув. Позднее она была приобретена известным американским коллекционером Хенри Фриком. Но недавно картина была вновь исследована, и её авторство было подвергнуто серьёзному сомнению. Кстати, недавние выводы американского Центра исследований Рембрандта неутешительны. Его специалисты подвергли сомнению большое число картин Рембрандта, хранящихся в музеях мира. Но вернёмся к Бредиусу. Поколебался ли его авторитет эксперта? Конечно, нет. Качественный результат его работы столь положителен, а количество его – не ошибок, — в данном случае, заблуждений ничтожно мало. Да и развенчанные ныне шедевры – не подделки, а подлинные безымянные шедевры.

    возбужденным по ст. 280, 282 УК РФ, заключается в том, что результаты лингвистического анализа содержательно-смысловой и формальной стороны речевого произведения служат источником доказательств наличия или отсутствия состава, то есть признаков объективной стороны преступления.

    Необходимо выработать единый подход к проблемам данного рода судебной экспертизы, определиться с названием и разработать методики экспертного исследования. И в итоге, со временем, появятся единые критерии оценки выводов эксперта судами.

    Прохорова Ю. А.,

    3-й курс Института судебных экспертиз МГЮА

    МЕТОДОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

    Естественно-научные знания пришли в юриспруденцию еще в начале нынешнего тысячелетия и надежно укоренились в ней. И науки, у которых и точек соприкосновения, казалось, не было, стали развиваться параллельно. Так, мы имеем сейчас законодательство о здравоохранении, об опасных производствах, о вооружении и военной технике, об информации и информатизации. В свою очередь, «большая» наука, насколько это возможно, помогает осуществлению правосудия. Основным каналом внедрения науки и техники в судопроизводство является судебная экспертиза.

    Развитие общества обусловливает изменения нормативно-правовой базы. Законодатель гарантирует защиту не только наших неотъемлемых прав, но также считает преступными деяния, угрожающие общественной безопасности, порядку, нравственности. Так рождаются новые правоотношения, а следовательно, и новые направления судебной экспертизы, в частности, судебная искусствоведческая экспертиза

    Изучая этот вид экспертизы, опираясь на ранее полученные искусствоведческие и исторические знания, я попробовала рассмотреть несколько отраслей научного познания сквозь призму методологии судебной искусствоведческой экспертизы.

    Актуальность изучения методологических аспектов судебной экспертизы, в частности искусствоведческой, обусловливается следующим:

    • уголовное законодательство предусматривает ответственность за уничтожение и повреждение памятников истории и архитектуры, следовательно,

    возникает вполне закономерный вопрос: что является объектом данного состава и по каким признакам эти объекты выделяются;

    • как и всякая наука, судебная экспертиза использует общенаучные методы, например метод моделирования, частным его случаем является реконструкция, т. е. восстановление изучаемого объекта;

    • методики судебной экспертизы (ведь это в большинстве случаев касается личности, защиты ее прав и свобод, в том числе в уголовном судопроизводстве) наиболее объективны, они содержат определенные граничные условия, при которых применение методик допустимо, обеспечивают точность, надежность, достоверность полученного результата;

    • очередная переоценка ценностей и культурное возрождение, которые переживает сейчас наша страна, создают благодатную почву для творческой, нестандартной, синтетической работы, позволяющей совмещать, на первый взгляд, совершенно несовместимое, достигая тем самым результатов, которые интересны различным наукам.

    Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Дословно — «учение о методах» (этот термин происходит от двух греческих слов: «methodos» — метод и «logos» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

    Но методология может пониматься и в более узком смысле, как «рассмотрение видоизменений методов в той или другой науке, в зависимости от объектов этой науки»1. Опираясь на это определение и учитывая общее понятие методологии, обратимся непосредственно к методам судебной экспертизы, определению их сущности и к их классификации.

    1. Сущность и классификация методов судебной экспертизы

    В Энциклопедии судебной экспертизы говорится: «Методы экспертной практической деятельности, представляющие собой системы действий и операций по решению практических экспертных задач, формируются и основываются на соответствующих научных методах, характере и свойствах объекта деятельности, опыте решения конкретных практических задач»2. Иными словами, метод экспертного исследования формируется не на пустом месте. Он отражает вид и род судебной экс-

    1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2005.

    С. 373.

    2 Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. М., 1999. С. 224.

    пертизы, качество объекта, уже имеющийся опыт решения аналогичных и смежных задач.

    • Декабрь-2021: изменения земельного и смежного законодательства 2022-01-26
    • Эксперт Бюро Мазуров А.В. провёл выездной семинар 2021-09-29
    • Лето-2021: очередные существенные изменения земельного и смежного законодательства 2021-07-29

    Судебные экспертизы могут проводиться в государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях, сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами.

    Экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне заседания. В законе (ч. 2 ст. 84 ГПК РФ) говорится о том, что экспертиза вне судебного заседания проводится, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании, т.е. в исключительных случаях. Хотя практика свидетельствует об обратном – производство экспертиз вне судебного заседания является скорее правилом, чем исключением.

    Заключение эксперта для суда необязательно и должно оцениваться судом в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении или определении суда. На время проведения экспертизы производство по делу может быть приостановлено. В гражданском судопроизводстве экспертные методики могут быть использованы и вне экспертных исследований. Речь в частности может идти о судебно-медицинских исследованиях живых лиц и трупов.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.