Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности опекуна над несовершеннолетним ребенком». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.
3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.
9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.
Статья 11. Назначение опекунов и попечителей
1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей
1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.
4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.
Статья 25. Отчет опекуна или попечителя
1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.
5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей
1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.
3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.
4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.
Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства
Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
1. Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.
4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.
7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.
Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства
1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.
2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.
3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.
Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства
1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
24 апреля 2008 года
N 48-ФЗ
1. В п. 1 комментируемой статьи говорится о том, что основным правовым актом, регулирующим права и обязанности опекунов и попечителей, является Закон об опеке и попечительстве. В п. 1 ст. 15 указанного Закона сказано, что права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. При этом права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. В то же время в п. 2 указанной статьи сказано, что опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Закон об опеке и попечительстве в п. 2 ст. 16 допускает заключение договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Соответственно у опекунов и попечителей возникает право на получение вознаграждения за свои услуги. При этом вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, согласно п. 4 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Говоря о правах и обязанностях гражданско-правового характера, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 32 и 33 ГК опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители «оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц».
Применительно к гражданским правам и обязанностям, осуществляемым опекунами и попечителями, необходимо сразу указать на ограничения этих прав в части совершения определенных сделок. Так, следует учитывать, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).
В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» при оказании психиатрической помощи защиту прав и законных интересов лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет его опекун, защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет осуществляет один из родителей или иной законный представитель.
2. Опекуны и попечители по существу заменяют родителей в осуществлении функций по представительству и защите прав и законных интересов ребенка. Поэтому с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя лица, бывшие ранее законными представителями ребенка (в первую очередь родители, а также и усыновители) утрачивают указанные функции.
- Решение Верховного суда: Определение N 53-АПГ14-4, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция устанавливают их права и обязанности (в том числе ввиду сохранения за ними прав законного представителя ребенка и после передачи его патронатному воспитателю), а также ограничивают круг детей, которые могут быть переданы на патронатное воспитание, противоречат статьям 121, 123, 145, 148.1, 155.1, 155.2 Семейного кодекса РФ, статьям 14-16, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». В интересах законности суд счел необходимым выйти за пределы заявленных прокурором требований и проверить оспариваемый им нормативный правовой акт в полном объеме…
Опека над ребенком: все этапы оформления
Временная опека устанавливается для несовершеннолетних граждан заявлению их родителей регулируется законом для случаев, кода родителям (или единственному родителю) приходится на какой-то период в жизни разлучаться с ребенком. Обстоятельства могут быть различными, однако обязательным условием является то, что они должны быть уважительными (ст.13 ФЗ N 48).
2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.
Рекомендуем прочесть: Персональная пенсия в россии
5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды. Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму. Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.
К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.
Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).
Для установления добровольной опеки и попечительства опекун должен быть назначен с подачи самих родителей (единственного родителя). Часто это один из ближайших родственников семьи.
Требования к опекуну, которого назначают добровольно по заявлению родителей, являются такими же, как и к опекуну по общим основаниям. Опекун (попечитель) должен быть лицом:
- старше 18 лет;
- дееспособным;
- без судимости и преследования со стороны правоохранительных органов;
- с хорошим здоровьем (подтверждается медицинской справкой);
- без вредных привычек и пагубных зависимостей;
- без лишения или ограничения родительских прав;
- с постоянным достаточным доходом;
- с собственностью и достойным жильем, в котором возможно будет проживать несовершеннолетний подопечный.
Если опекун не будет подходить хотя бы по одному пункту большая вероятность того, что в опекунстве ему откажут. При установлении опекунства обязательно требуется согласие и желание самого кандидата.
Опекуны или попечители, которые назначены по добровольному пожеланию родителей имеют все те же права и обязанности, что и у остальных опекунов кроме имущественных распоряжений. Это означает, что опекун не имеет права самому совершать сделки с имуществом опекаемого, а попечитель не должен разрешать отчуждать имущество или проделывать иные операции. Поскольку имущество принадлежит родителям подопечных, которые живы и здоровы. Попечители будут являться законными представителями ребенка на определенное время.
По вопросам установления добровольной опеки обращаться стоит в органы опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна (попечителя) или ребенка. Если такой орган отсутствует на данной местности, его заменяют муниципальные органы, обладающими такими правами.
Органы опеки не только оформляют всю процедуру, но и в последующем являются контролирующими органами.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
Опекун ребенка и родители — права, обязанности, споры
Опекун (попечитель) назначается органами опеки и попечительства по месту жительства нуждающегося в опеке лица. Это происходит в течение месяца с момента, когда стало известно о такой необходимости. Началом месячного срока служит день вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о лишении родителей родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или день вступления в силу приговора суда относительно родителей ребенка.
Датой утраты родительского попечения признается день смерти одинокой матери, последнего из родителей и т. д. В случае если дату возникновения потребности в опеке (попечительстве) установить невозможно, она соответствует дню составления акта обследования уполномоченным на это лицом. При обращении потенциального опекуна (попечителя) в органы местного самоуправления с просьбой о его назначении, месячный срок исчисляется со дня подачи такого заявления.
При определенных обстоятельствах опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства, расположенным по месту жительства опекуна (попечителя). Например, если он уже перевез нуждающегося в помощи гражданина к себе в дом или не имеет возможности долго пребывать в доме своего подопечного. Если опека оформляется по месту жительства опекуна (попечителя), то все необходимые документы он получает по месту принятия постановления об опеке, однако затем личное дело подопечного пересылается по месту жительства подопечного.
Если нуждающемуся в опеке или попечительстве опекун (попечитель) в течение месяца не назначен, исполнение обязанностей по опеке временно возлагается на сам орган опеки и попечительства. Эти обязанности органы опеки несут столько времени, сколько потребуется для поиска и назначения опекуна (попечителя) или подбора соответствующего учреждения, где подопечный будет находиться на полном государственном попечении. При принятии решения о назначении опекуна (попечителя) орган местного самоуправления выдает ему экземпляр постановления и удостоверение опекуна.
Опекун (попечитель) может назначаться только с его согласия, выражаемого в заявлении с просьбой о назначении, адресованном органам опеки и попечительства. При этом должны быть учтены его нравственные и иные личностные качества, способность выполнять обязанности опекуна (попечителя), а также взаимоотношения между ним и нуждающимся в опеке, а по возможности и желание самого подопечного.
Опекунами и попечителями нуждающихся в опеке граждан, помещенных в воспитательные, лечебные, социальные и другие подобные учреждения, являются сами эти учреждения.
Для установления данных правоотношений необходим опекун, требования к которому зафиксированы законодательными актами. Опека устанавливается над детьми до 14 лет либо над недееспособными гражданами любого возраста. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних старше 14 лет, которые остались без родительского попечения, а также способ защиты прав граждан, которые в установленном порядке признаны ограниченно дееспособными.
Если вы хотите стать опекуном, вам нужно выяснить, какие к этому человеку предъявляются требования. Если их не выполнить, последует отказ органов опеки. Однако не всегда эти требования легко выполнить. Давайте разбираться.
По закону опекуном является человек, занимающийся воспитанием детей до 14 лет. Он несет полную ответственность за их действия, представляет интересы ребенка.
Может совершать от его имени юридически значимые действия. Опека также может быть установлена над совершеннолетним гражданином, признанным судом недееспособным. Это происходит в случаях, когда лицо страдает психическим заболеванием и не осознает своих действий.
Если человек оказывает помощь и содействие несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, его называют попечителем. Лицо старше 16 лет может быть признано дееспособным через суд.
Детям и недееспособным гражданам органы опеки обязаны назначить опекуна в течение 1 месяца после того, как они поступили к ним на учет. До этого времени ответственность несут представители данных органов. У ребенка старше 10 лет для назначения опекуна обязаны взять согласие.
Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:
- распоряжаться его пенсией, пособиями;
- оплачивать услуги ЖКХ;
- покупать одежду, продукты, иные товары;
- осуществлять другие действия от имени подопечного.
Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:
- необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
- необходимо согласие помощника и его подопечного;
- помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
- помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
- необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
- если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.
Какие обязанности опекуна. Правовой статус опекунов и попечителей
По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.
Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 178-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.05.2014 N 118-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2017 N 220-ФЗ, от 31.12.2017 N 495-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
11 апреля 2008 года
Одобрен
Советом Федерации
16 апреля 2008 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кто может стать опекуном?
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Опекун предоставляет несовершеннолетнему ребенку возможность проживать и воспитываться не в детском приюте, а в полноценной семье. При этом воспитывающее малыша лицо имеет право на выбор метода воспитания, но при неукоснительном соблюдении прав ребенка.
К примеру, опекун в процессе воспитания может (и должен) прививать ребенку нравственные понятия о добре и зле, придерживаться определенного вероисповедания, либо воспитывать несовершеннолетнего в атеизме. Но если несовершеннолетний еще до того, как попал в семью опекуна, воспитывался в другой религии и не хочет менять свое вероисповедание, то в таком случае насильственное принуждение недопустимо.
Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними, порядок их установления
Помимо вознаграждения, выплачиваемого при возмездной форме опеки, лица, взявшие на воспитание несовершеннолетнего, имеют право на получение иных ежемесячных выплат, а также некоторых льгот. В каждом регионе эти выплаты и льготы зависят от регионального законодательства.
Необходимо иметь в виду: даже если семья, взявшая ребенка на попечение, воспитывает не одного ребенка, семья не имеет права на получение материнского сертификата.
Общение с другими родственниками – законное право несовершеннолетнего. Но опекун вправе самостоятельно решать, не повредит ли общение с отдельными родственниками малолетнему ребенку.
К примеру, если дядя малыша злоупотребляет спиртными напитками, а, выпив, постоянно требует организовать ему встречу с племянником, лицо, заботящееся о малыше, вправе отказать такому родственнику в свидании с малышом.
Кроме того, опекун не обязан подстраиваться под родственников и предоставлять им возможность для общения с ребенком в те дни, когда удобно только родственникам, не принимая во внимание планы или удобство ребенка, находящегося под его попечением.
Также родственники несовершеннолетнего не вправе требовать, чтобы опекун привозил малыша к ним на встречу в другой населенный пункт, либо в другой конец города, либо организовывать доставку этих родственников до места жительства несовершеннолетнего. Если близкие опекаемого хотят встретиться и пообщаться с последним, они должны предпринять самостоятельные шаги для встречи с малышом.
Но это вовсе не означает, что поездка несовершеннолетнего с сопровождающим его взрослым в гости к родственникам в другой населенный пункт либо даже в другую страну полностью запрещена. Если путешествие не создаст ребенку никаких неудобств, если он сам хочет съездить в гости к родственникам, и если эта поездка никак не повредит его интересам, она будет вполне оправдана как с моральной, так и с юридической точки зрения.
Согласно российскому законодательству, граждане, оформившие опеку над несовершеннолетним, также имеют право:
- Представлять интересы лиц, находящихся под их попечением в судах различных инстанций.
- Принимать любые законные меры по сохранению или защите личного имущества ребенка.
- В случае необходимости требовать возмещения (морального или материального) вреда несовершеннолетнему в случае причинения ему этого вреда третьими лицами.
- Получать все необходимые для опекаемого медицинские препараты.
- Действовать от его имени в любых государственных или муниципальных органах.
- Представлять интересы ребенка в любых общеобразовательных, дошкольных или развивающих организациях.
Многие подопечные имеют в собственности какую-либо недвижимость, другое имущество, либо они получают пенсию по потере кормильца, алименты, другие выплаты. В этом случае опекун обязан обеспечить сохранность любых объектов собственности подопечного и контролировать его счета.
Каждый год опекун обязан отчитываться перед отделом опеки и попечительства о состоянии имущества несовершеннолетнего. В отчете указываются перечень всех объектов собственности, размер всех получаемых выплат и размер уплаченных налогов опекаемого лица.
Опекун обязан проживать вместе с опекаемым им ребенком до достижения им шестнадцатилетнего возраста. После этой даты, но только после вынесения приказа о возможности раздельного проживания, несовершеннолетний может проживать отдельно от опекуна.
Начиная с 2010 года все дети, находящиеся под опекой, должны ежегодно проходить диспансеризацию. Обеспечение возможности посещения несовершеннолетним медицинского учреждения возлагается на опекунов.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
Опекун имеет не только определенные права и обязанности, но также и ограничения:
- Он не имеет права совершать никаких имущественных сделок со своим подопечным. Исключение – передача любого имущества в качестве дара или для безвозмездного использования.
- Не может представлять законные интересы опекаемого при заключении любых сделок между подопечным и близкими родственниками опекуна. Такое же правило действует и при ведении любых судебных дел между опекаемым и близкими членами семьи опекуна.
- Не вправе препятствовать встречам и общению несовершеннолетнего с его близкими родственниками. Исключение – ситуации, когда такие встречи не отвечают интересам малыша.
- Не имеет права собственности на любое имущество воспитанника, в том числе на использование денежных выплат за опекунство, алиментов, пенсий, пособий, выплачиваемых подопечному на личные цели.
- Не может заключать никаких кредитных договоров от имени опекаемого. Исключение – ситуации, когда кредитные средства предназначены для лечения подопечного или обеспечения его жильем. В этом случае заключение кредитного договора возможно, но только после разрешения ООП.
- Не вправе заключать договора о передаче любого имущества опекаемого в пользование третьим лицам на срок более пяти лет. Но при наличии обстоятельств, при которых заключение договора принесет опекаемому особую выгоду, органы опеки и попечительства могут дать согласие на заключение договора.
- Не может совершать никаких сделок с имуществом несовершеннолетнего, которые влекут за собой отказ от прав подопечного на это имущество, либо уменьшение его стоимости (дарение имущества третьим лицам, выделение долей в жилом помещении и т.п.).
Несовершеннолетний должен получить полное среднее образование. Обязанность по предоставлению такой возможности возлагается на опекуна.
Гражданин должен обеспечить ребенка:
- школьной одежной;
- спортивной формой;
- канцелярией;
- учебниками;
- местом для приготовления домашнего задания.
Также на опекуна возлагается обязанность по контролю за надлежащим посещением занятий и поведением ребенка в школе.
В задачи опекуна не входит:
- продажа детского имущества без разрешения отдела опеки;
- оформление кредитов или денежных займов от имени воспитанника;
- предъявление претензий к имуществу ребенка;
- растрата денежных средств воспитанника;
- оформление сделок с ребенком.
Данные действия являются противоправными. При выявлении факта, гражданин будет отстранен от исполнения обязанностей.
В соответствии с Федеральным законодательством, можно выделить следующие полномочия, разрешенные опекунам:
- Самостоятельный выбор воспитательной методики. Однако, при этом, так же, учитывается мнение как несовершеннолетнего, так и Опекунского совета.
- Принятие решения относительно обучения подопечных. Здесь идет речь о выборе образовательного учреждения и формы обучения ребенка. Опять таки, хотим отметить, что решение принимается с учетом мнения опекаемого ребенка.
- Защита интересов, а также прав несовершеннолетнего как на территории РФ, так и за ее пределами.
- Совершение сделок от имени детей, но придерживаясь их интересов. В этот перечень, как правило, входят сделки, требующие государственной регистрации, нотариального удостоверения, распоряжение средствами. Стоит отметить, что дети в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать ограниченный круг сделок самостоятельно.
- После достижения ребенком возраста 14-ти лет и до его совершеннолетия в права опекуна входит одобрение либо запрет на совершение опекаемым сделок, которые самостоятельно они в связи с возрастной недееспособностью совершать пока не могут.
- Выбор медицинского учреждения, в котором опекаемый будет наблюдаться, проходить профилактику и лечение.
- Выделение части доходов несовершеннолетнего на его «карманные расходы». Но только в том случае, если он еще не может распоряжаться ими самостоятельно. К таким доходам можно отнести пенсию, наследство, алименты, пособия, которые предназначенными для удовлетворения повседневных нужд.
В соответствии с регламентом Федерального законодательства попечители обязаны в процессе воспитания детей придерживаться рекомендаций, данных органами опеки. Также они должны учитывать мнение несовершеннолетних, при принятии любых решений, связанных с ними
Тема: Порядок установления опеки над несовершеннолетним ребенком
Российские граждане, оформившие опеку над несовершеннолетними детьми, могут претендовать на пособия и льготы. Несмотря на то, что попечительство на территории РФ осуществляется на добровольной основе, государство старается финансово поддержать и стимулировать кураторов. Им положены следующие виды пособий:
- Единовременная выплата при назначении опекуна;
- Ежемесячное пособие до достижения ребенком 18-ти лет;
- Материнский капитал (если вы проходите по условиям его получения
Опека над несовершеннолетним малышом может быть прекращена в случае, если:
- Ребенок достиг возраста четырнадцати лет. В этом случае опека прекращается по причине того, что ребенок становится ограниченно дееспособным. В подавляющем большинстве случаев опека переходит в попечительство.
- Замещающий родитель обратился в ООП с заявлением о прекращении опеки. Это возможно в ситуациях, когда между опекуном и малышом отсутствует взаимопонимание, нарушился контакт. Прежде чем аннулировать опеку, специалисты-психологи ООП должны попытаться провести кризисное сопровождение семьи, сгладить конфликт.
- Подопечный сам обратился в ООП с заявлением об отказе от опекуна при условии, что несовершеннолетний достиг возраста десяти лет. Основаниями для отказа от замещающего родителя ребенок может указать затяжной конфликт, отсутствие взаимопонимания. Сотрудники ООП при приеме такого заявления должны разъяснить подопечному, что в результате аннулирования опеки, скорей всего, он будет возвращен в детский приют.
- Отдел опеки и попечительства самостоятельно инициировал отстранение опекуна. Отстранение возможно в случае выявления нарушения опекуном прав подопечного, либо совершении им преступных действий в отношении малыша. В этой ситуации изъятие ребенка из семьи происходит по акту об изъятии или при наличии приговора суда.
- Замещающий родитель умер. В этом случае несовершеннолетний передается на попечение ООП и возвращается в детский приют.
- Произошла гибель подопечного. В этом случае проводится предварительное расследование по факту смерти ребенка с целью установления степени вины опекуна в произошедшем.
В соответствии со ст. 146 СК РФ и ст. 35 ГК РФ, потенциальный опекун должен:
- Быть дееспособным. Опекун обязан представлять как имущественные, так и личные права опекаемого им несовершеннолетнего, поэтому им может стать только полностью дееспособный гражданин РФ. Лицо, имеющее любые ограничения дееспособности, наложенные ему судом, опекуном быть не может.
- Совершеннолетним. Опекуном может стать лицо, достигшее возраста восемнадцати лет. Некоторые граждане получают полную дееспособность и до наступления этого возраста по причине эмансипации. В этом случае, даже имея полную дееспособность, они не имеют право оформить опекунство над несовершеннолетним.
- Иметь постоянную регистрацию. Если в паспорте претендента на оформление опеки не будет стоять отметка о регистрации по месту жительства, ООП откажет ему в оформлении опеки над ребенком.
- Иметь жилье. Закон не устанавливает, должно ли это жилье быть в собственности, либо использоваться по договору социального найма. Главное условие – пользование жилым помещением на законных основаниях.
- Иметь постоянный доход. Требование к размеру дохода законом не установлено. Единственное условие – доход должен быть официальным и постоянным. Смягчение требования в размерах дохода по сравнению с усыновлением связано с тем, что семья, под опекой которой находится несовершеннолетний ребенок, получает гораздо большую материальную поддержку, чем семья, усыновившая ребенка.
- Получить согласие ребенка на то, чтобы его взяли под опеку. Это требование устанавливается для детей, передаваемых под опеку, если им уже исполнилось десять лет.
- Получить письменное согласие всех членов семьи потенциального опекуна. Должно быть учтено мнение всех членов семьи, достигших возраста десяти лет.
- Пройти специальное обучение. Если гражданин, желающий взять под опеку несовершеннолетнего, уже является опекуном, усыновителем или попечителем других несовершеннолетних детей, он освобождается от обучения и получения сертификата. Также от обучения могут освободить дедушек, бабушек, других близких родственников ребенка, на которого оформляется опека.
К примеру, если у гражданина есть дети, достигшие десятилетнего возраста, которые категорически против того, чтобы с ними будет жить еще один ребенок, тем более, не родной им по крови, отдел опеки и попечительства вряд ли даст положительное заключение. Причина – родные дети потенциального опекуна не примут чужого ребенка в свою семью, вполне вероятно, что начнутся стычки, словесные перепалки, драки между родными детьми и опекаемым несовершеннолетним ребенком.
Такая ситуация может нанести непоправимый вред неокрепшей детской психике. Вполне возможно, что ситуация со временем не только не исправится, а только усугубится, что станет причиной отмены опекунства. Ребенка придется возвращать в детский приют, что еще больше усугубит тяжелое эмоциональное состояние ребенка.
При назначении несовершеннолетнему опекуна сотрудники отдела опеки и попечительства учитывают:
- нравственные качества потенциального попечителя;
- способность гражданина исполнять обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, умение его положительно влиять на развитие личности несовершеннолетнего;
- отношения между взрослым, который хочет взять на воспитание несовершеннолетнего и ребенком, а также отношение к новому члену семьи остальных родственников потенциального опекуна (доверительные, без признаков неприязни или вражды);
- желание самого несовершеннолетнего жить в новой семье.
В ст. 146 СК РФ и ст. 35 ГК РФ предусмотрены некоторые ограничения для лиц, желающих взять под опеку малыша. Наличие любого из этих ограничений станет причиной отказа в выдаче положительного заключения ООП. Даже если гражданин оспорит отрицательное решение ООП в суде, суд не встанет на его сторону.
- Претендент имеет судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, которая не снята. Фальсификация документа об отсутствии судимости невозможна, так как получение этих сведений возложено на отдел опеки и попечительства.
- Брак, заключенный с лицом одного с претендентом пола. В России такие браки запрещены, однако граждане РФ могут заключить брак и в другой стране, где они официально разрешены. Отказ в передаче несовершеннолетнего под опеку по этой причине допускается только при наличии официального документа о заключении такого брака.
- Лицо ранее было лишено родительских прав по отношению к другому ребенку. Запрет действует в том случае, если заявитель на момент подачи заявления не был восстановлен в родительских правах судом.
- Ранее произошло отстранение от обязанностей опекуна по отношению к другому несовершеннолетнему. Запрет действует, если отстранение произошло за ненадлежащее исполнение обязанностей опекуна.
- Ранее соискатель воспитывал усыновленного ребенка, но произошла отмена усыновления по вине усыновителя. Отмена усыновления считается альтернативой лишению прав родителей, применяемая к усыновителям.