Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита семьи материнства отцовства и детства федеральный центр и субъекты РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Решение Верховного суда: Определение N 10-АПГ17-3, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу. В соответствии с пунктами «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N 25-АПГ17-3, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Согласно с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N 10-АПГ17-2, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции…
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
(в ред. Федеральных законов от 15.11.97 N 140-ФЗ, от 27.06.98 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ, от 23.12.2010 N 386-ФЗ, от 04.05.2011 N 98-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ, от 30.11.2011 N 351-ФЗ, от 12.11.2012 N 183-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 20.04.2015 N 101-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 13.07.2015 N 240-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.12.2015 N 457-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 01.05.2017 N 94-ФЗ, от 30.10.2017 N 302-ФЗ, от 14.11.2017 N 321-ФЗ, от 29.12.2017 N 438-ФЗ, от 29.07.2018 N 224-ФЗ, от 03.08.2018 N 319-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 18.03.2019 N 35-ФЗ, от 29.05.2019 N 115-ФЗ, от 02.08.2019 N 319-ФЗ, от 02.12.2019 N 411-ФЗ, от 06.02.2020 N 10-ФЗ, от 04.02.2021 N 5-ФЗ, от 02.07.2021 N 310-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года
1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Семейный кодекс Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.
К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 5-ФЗ)
2. Не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 5-ФЗ)
1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
- Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:
- Изменение Конституции РФ
- Конституционные и федеральные законы
- Правовые основы всех сторон жизни общества
- Оборона страны
- Денежная система
- Границы субъектов РФ
- Государственные награды РФ и другие.
В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.
Среди них наиболее важные:
- Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
- Образование, здравоохранение, спорт. культура
- Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.
Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.
Пример № 1.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
А) судоустройство
Б) федеральные налоги и сборы В) оборона и безопасность Г) разграничение государственной собственности Д) адвокатура, нотариат |
1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | Уровни предметов ведения |
A) природопользование, охрана окружающей среды
Б) кадры судебных и правоохранительных органов B) внешняя политика и международные отношения РФ Г) денежная эмиссия Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями |
1) ведение РФ
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Семья и дети – гарантия будущего России
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
A) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации B) установление правовых основ единого рынка Г) установление общих принципов организации системы органов Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники |
1) ведение РФ
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
A) защита семьи, материнства, отцовства и детства
Б) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства B) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование Г) разграничение государственной собственности Д) социальное обеспечение |
1) ведение РФ
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
A) управление федеральной государственной собственностью
Б) установление правовых основ единого рынка B) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами Г) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий Д) оборона и безопасность |
1) ведение РФ
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) федеральные фонды регионального развития | 1) только федеральный центр |
Б) разграничение государственной собственности | 2) совместно федеральный центр и субъекты РФ |
В) защита семьи, материнства, отцовства и детства | |
Г) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности | |
Д) государственные награды РФ |
Статья 71. В ведении РФ находятся:
Законодательство Республики Адыгея об охране семьи, материнства, отцовства и детства основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Конституции Республики Адыгея, настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея.
1. Целью политики Республики Адыгея в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства является установление социально-экономических, организационных, правовых гарантий для развития семьи и ее всесторонней самореализации в интересах всего общества.
2. Охрана семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается путем:
1) создания семье условий для достижения ею экономической самостоятельности, оказания семье необходимой социальной поддержки для удовлетворения жизненно важных материальных и культурных потребностей;
2) проведения целесообразной демографической политики;
3) правовой и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
4) взаимодействия государственных органов с общественными объединениями, представляющими интересы семьи, при формировании политики, разработке и реализации государственных программ Республики Адыгея, касающихся семьи, материнства, отцовства и детства.
(в ред. Закона Республики Адыгея от 20.12.2013 N 254)
(введена Законом Республики Адыгея от 28.12.2012 N 162)
Настоящий Закон распространяется на граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея.
Статья 4. Государственная помощь семье
1. В Республике Адыгея устанавливаются следующие пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея:
1) дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка;
2) дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом.
2. Органы местного самоуправления могут определять дополнительные виды помощи семье, не предусмотренные федеральным законодательством и настоящим Законом, за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея, предоставляемых на иные цели).
1. Право на получение дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
2. Дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка устанавливается в следующем размере:
1) при рождении первого ребенка — 1000 рублей;
2) при рождении второго ребенка — 1600 рублей;
3) при рождении третьего ребенка — 2200 рублей.
3. При рождении каждого последующего ребенка сумма доплаты возрастает на 600 рублей.
4. Дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка предоставляется дополнительно к единовременному пособию при рождении ребенка, установленному федеральным законодательством.
5. Порядок выплаты дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка определяется Кабинетом министров Республики Адыгея.
Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ
1. Право на получение дополнительного ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом имеет неработающий родитель ребенка либо, по усмотрению семьи, другой неработающий гражданин, осуществляющий постоянный уход за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет.
2. Дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом выплачивается в размере 100 рублей независимо от получения на ребенка пенсии, алиментов.
3. Право на дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом сохраняется в случае работы в период ухода за ребенком-инвалидом на условиях неполного рабочего дня или на дому.
4. Порядок выплаты дополнительного ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом определяется Кабинетом министров Республики Адыгея.
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
- Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:
- Изменение Конституции РФ
- Конституционные и федеральные законы
- Правовые основы всех сторон жизни общества
- Оборона страны
- Денежная система
- Границы субъектов РФ
- Государственные награды РФ и другие.
В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.
Среди них наиболее важные:
- Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
- Образование, здравоохранение, спорт. культура
- Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.
Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.
Пример № 1.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) федеральные налоги и сборы
В) оборона и безопасность
Г) разграничение государственной собственности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) кадры судебных и правоохранительных органов
B) внешняя политика и международные отношения РФ
Г) денежная эмиссия
Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
B) установление правовых основ единого рынка
Г) установление общих принципов организации системы органов
Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства.
Форм государственного устройства существует три:
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
Унитарное государство – это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
(Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике от других стран).
Признаки унитарного государства:
- Единые законы
- Единая система органов власти
- Единая финансовая и налоговая система
- Единая армия
- Единые атрибуты власти
(Атрибуты власти – герб, флаг и гимн)
Примеры государство с унитарной формой государственного устройства: Япония, Франция, Венгрия, Чехия, Финляндия.
Федерация – сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.
Признаки федерации:
- Двойная система законодательства (Субъекты федерации принимают собственные законы, важно только то, чтобы они не противоречили общегосударственным постановлениям. Например, в США в одних штатах разрешена смертная казнь, а в других – запрещена)
- Двойная система органов власти (в России есть Государственная Дума, а в Москве – Московская городская дума, в Курске – Курская областная дума и т.п.)
- Двойная финансовая и налоговая система (часть налогов уходит в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации)
- Единая армия
Государственным образованиям разрешается иметь свои атрибуты власти
Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Россия, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия.
Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.
Признаки конфедерации:
- Не имеет единой системы законодательства (каждое государство имеет собственные законы)
- Нет единой системы органов власти (у каждого государства свои независимые органы власти, хотя могу быть созданы и общие конфедеративные органы)
- Финансовая и налоговая система сохраняют специфику входящих в конфедерацию стран
- Нет единой армии
- Могут быть общие атрибуты власти с сохранением собственных
Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Европейский Союз, СНГ.
Россия по форме государственного устройства — федерация.
В России четко распределены обязанности между федеральным центром (центральными органами власти) и субъектами федерации.
Полномочия федерального центра:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Фед��рации;
т) федеральная государственная служба.
Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации:
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
На сегодняшний день для обеспечения достойного уровня социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства государство должно осуществлять грамотную и эффективную политику в данной области, чему в том числе способствует установление международных и национальных стандартов и принципов социального обеспечения семьи, материнства, отцовства и детства. Согласно принятых на международном уровне обязательств РФ обязана реализовывать все возможные мероприятия для обеспечения защиты прав и интересов детей, минимизировать дискриминацию по признаку пола, оказывать поддержку семьям с детьми, а также неполноценным семьям.
На современном этапе развития приоритетами семейной политики, осуществляемой государством, можно назвать утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение существующих духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, формирование благоприятных условий для обеспечения семейного благополучия, обеспечение роста авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной стабильности семьи.
- Некоторые аспекты регулирования мер социальной поддержки населения в Республике Татарстан 2008 / Хабибулин Руслан Раифович
- Социально-правовая политика государства по защите материнства и детства в России 2008 / Ячменёв Ю. В.
- Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев на уровне субъектов Российской Федерации 2010 / Шуршалова Е. С.
- Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав ребенка [2] 2015 / Теплякова О.А., Рогова В.В.
- Основные научные, организационные и практические проблемы защиты жилищных прав несовершеннолетних (по материалам конференции к международному дню защиты детей) 2016 / Тарасова Анна Евгеньевна
УДК 342
DOI 10.24147/2542-1514.2017.1(2).65-84
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
С.В. Нарутто
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, г. Москва, Россия
Настоящая статья посвящена одному из проблемных вопросов российского федерализма — определению компетенции субъектов Российской Федерации в социальной сфере, связанной с защитой семьи. Подробно анализируются законодательные полномочия регионов по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, обеспечивающим государственные гарантии защиты и поддержки семьи.
Информация о статье
Дата поступления -03 апреля 2017 г. Дата принятия в печать -20 апреля 2017 г. Дата онлайн-размещения -20 июня 2017 г.
Ключевые слова
Полномочия, субъект Российской Федерации, семья, поддержка, защита, материнство, детство, отцовство
THE PROBLEMS OF DETERMINING THE COMPETENCE OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF FAMILY PROTECTION
Svetlana V. Narutto
Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russia
Article info This article is dedicated to one of the problematic issues of Russian federalism — the defini-
Received — 2017 April 03 tion of the competence of subjects of the Russian Federation in the social sphere related to
Accepted — 2017 April 20 the protection of the family.
Available online — 2017 June 20 Results. It examines in detail the legislative powers of the regions on the subjects of joint
conducting with the Russian Federation providing the state guarantee protection and family Keywords support. The author addresses to the analysis of the provisions of the Constitution of the
Powers, subject of the Russian Russian Federation, charters and constitutions of subjects of Federation, the current Fed-Federation, family, support, eral and regional laws, decisions of the constitutional (Charter) courts of constituent enti-
protection, motherhood, ties of the Russian Federation, devoted to family relations. Attention is drawn to the variety
childhood, paternity of regional sources, including the codified legislative acts.
Special attention is paid to the analysis of additional safeguards for the support of family, motherhood, fatherhood and childhood, established by the Federation. Among the measures of social support of families with children are allocated 1) a single, monthly and annual cash payments; 2) provide in-kind assistance; 3) provision of benefits; 4) organization of social services. Analyzed regional laws establishing benefits for newborn children measures of social support of large families and young families, specific support to traveller families, as well as laws about the rights of children, safeguards the rights of children-orphans and children left without parental care, about public tutors of minors, commissioners for the rights of the child.
Conclusion. Geographic, geopolitical, economic, political, ethnic and other peculiarities of the Russian regions attract particular creation and activities of their government, including lawmaking. The necessity of preserving the rights of subjects of the Russian Federation on advancing the legal regulation in subjects of joint conducting.
Criticized Federal legislation, annually changing the list of powers of authorities of subjects of the Russian Federation including those provided by protection and family support. The main problem of realization of the competence of subjects of the Russian Federation in the field of protection of the family the author is seen in the shortcomings of their legal definition, in securing for the subjects of authority without adequate financial support.
1.Введение
Как известно, определение компетенции субъектов федерации, как и в целом установление модели разграничения предметов ведения и полномочий, — непростой вопрос, особенно в многонациональном, многоконфессиональном государстве. Значение разграничения компетенции между уровнями власти заключается в исключении пересечения и дублирования полномочий органов власти разных территориальных уровней, сокращении сроков и более эффективном принятии решений, распределении объемов ответственности, ресурсов в рамках существующей структуры управления [1, с. 23].
Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск — пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).
При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.
По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми — 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.
В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден «Мать-героиня». Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание «Мать-героиня» (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден «Материнская слава» (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.
13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден «Родительская слава». «За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей» могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.
Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали «Материнская доблесть».
«Семья, материнство и детство под защитой государства»
- В ст.1 СК РФ сформулированы основные начала семейного законодательства, большинство которых следует из принципов, установленных в Конституции РФ. Так, п.4 ст.1 СК РФ корреспондирует п.2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Принцип равенства прав супругов в семье дополняет правило п.3 ст.19 Конституции РФ о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
- Согласно ст. 38 КРФ материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства. В частности, как указывается в преамбуле Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка, государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Забота о детях и их воспитание составляют равное право и обязанность родителей.
- Правило п.1 ст.1 СК РФ о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи соответствует установленному в ст.23 Конституции РФ праву каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
- Отличительным признаком семейных отношений является их глубоко личный характер, построение их на чувствах взаимной любви и уважения.
- Российское семейное законодательство исходит из признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния. О заключении брака см. ст.10-15 СК РФ и комментарий к ним.
Введение.
Глава 1. Конституционное обеспечение права на защиту семьи в России.
1.1. Понятие и сущность конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
1.2. Защита семьи, материнства, отцовства и детства как правовой институт и его место в системе конституционного права.
1.3. Соотношение конституционного права с семейным правом в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Глава 2. Конституционно-правовые принципы, гарантии и меры защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
2.1. Конституционные принципы защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
2.2. Понятие конституционно-правовых гарантий и мер защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
2.3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как основная мера защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:
Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.
Край — это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.
Государственная семейная политика в России и за рубежом Скачать 108430 2 0
… , даст импульс для их решения, ресурсного обеспечения. Речь идет не о механическом перераспределении бюджета, а об органическом включении семейного аспекта в финансовую политику. 1.2 Цели и задачи государственной семейной политики в России и за рубежом Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся …
Общество: государственность и семья Скачать 214752 0 0
… скрытой пропагандой либерально-индивидуалистического образа жизни и образованием на основе либерально-индивидуалистической атеистической идеологии, то даже многие из тех, кто хотел бы жить в обществе, в котором государственная политика поддержки семьи выражает описанные выше принципы и гарантирует защищённость всех от беспросветной бедности, могут задавать вопросы: • Где государство возьмёт …
Материнский капитал, как форма дополнительной поддержки семьи Скачать 114263 4 0
… ХХ века многие дошкольные образовательные учреждения были запрошены, закрыты, стали использоваться по другому назначении. Сейчас на эту проблему снова обратили внимание. Инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость. В то же время, надо …
В части 2 ст. 7 Конституции РФ[1] закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ[2] провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение. В Российской Федерации в настоящее время только 30 % новорожденных могут быть признаны здоровыми[3]. Каждый третий новорожденный ребенок имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за пять лет на 20% и достигла 5 801,8 на 10 000 родившихся живыми. Каждый двенадцатый младенец рождается с низкой массой тела. Серьезную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. По данным официальной статистики, заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Распространенность болезней возросла на 94%. Еще хуже обстоит дело у детей в возрасте 15 – 17 лет: уровень заболеваемости возрос на 64%. Вызывает тревогу и то, что в последнее пятилетие среди подростков старшего возраста заметно распространились хронические болезни (у детей до 14 лет этот рост составил 23%, 15–17 лет – 26%).
Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей-инвалидов. В настоящее время инвалидами являются 620 342 ребенка в возрасте до 18 лет включительно. За последние пять лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс.
Для настоящего времени характерно увеличение числа граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях: многодетные и неполные семьи, семьи группы риска, семьи с детьми инвалидами. Резко расширились масштабы социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании, тысячи брошенных детей становятся объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду, растет число женщин и детей, ставших жертвами физического и психологического насилия в семье.
Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной исследовательской работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.
Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.
Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины. Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 Об охране материнства в ст. 2[4] закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» — только и исключительно половой, т.е. набор биологически определенных первичных и вторичных половых признаков, полученный человеком от природы при рождении.
«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними»[5]. Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).
Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ[6] только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.
Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции МОТ № 103)[7]. Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка[8], «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».