Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Овз и инвалиды в чем разница дети». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Да, прием возможен. Однако пройти практику они не смогут. Рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда уведомить их в письменном виде под подпись о возможных последствиях (невозможность прохождения практики и завершения обучения).
Специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы независимо от наличия соответствующих обучающихся.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);
нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.
Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:
«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Вопрос
Ответ
Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ?
ПМПК.
«….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия , деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида?
МСЭ
«Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы …» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ?
Нет
«Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот?
Да
«Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Статус ребёнка
Наименование программы
Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ
АОП или АООП
«адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам ….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
Ребёнок-инвалид
ООП
Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.
Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы , которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»
Ребёнок-инвалид и ОВЗ
АОП или АООП
«Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов .» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой :
— при необходимости дополнительно консультируют родителей;
— психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;
— с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;
— адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.
Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.
«Принять и жить полной жизнью»: советы родителям детей с инвалидностью
Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих :
— задержку психического развития;
— нарушения опорно-двигательного аппарата;
— проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);
— аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;
— речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;
— слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;
— комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.
Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.
Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.
Данный процесс включает в себя такие направления психолого-педагогической работы, как :
— диагностика через наблюдение, анкетирование, тестирование – специалисты в ходе индивидуальной работы определяют степень ограничений ребёнка в личностном плане и в вопросах получения образования;
— подготовка индивидуального плана для последующей коррекции нарушений и создания особых условий обучения;
— собственно процесс получения знаний, навыков, периодической диагностики, консультирования родителей.
Кстати, родители могут выбрать учебное заведение для ребёнка — с инклюзивным или специальным образованием. Но многое зависит от фактического состояния малыша, его умений и тд. А некоторым больше подходит домашнее образование, хотя оно и считается не способствующим развитию бытовых, социальных навыков и пр.
Чтобы войти в число льготников, необходимо сначала получить статус ОВЗ. Данный процесс подразумевает :
— обращение к лечащему врачу за подтверждением особенностей у ребёнка и получением направления на медкомиссию;
— прохождение осмотра у каждого рекомендованного специалиста, где фиксируются ограничения, мешающих нормальному усвоению программы обучения (врачи выдают соответствующие справки);
— присвоение особого статуса.
Итоговую справку выдают только на государственной психолого-медико-педагогической комиссии. Справка актуальна в течение одного календарного года и не даёт никаких пособий, материальных благ малышу и его родителям (официальным представителям).
При этом детям с ОВЗ положены различные льготы, а именно :
— возможность обучаться по инклюзивной программе;
— безвозмездное питание в столовой учебного заведения;
— бесплатная дефектологическая, психологическая, логопедическая помощь;
— дополнительное время при сдаче выпускных экзаменов в школе.
Указанная аббревиатура расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. Имеются в виду особые требования, предъявляемые к российским учебным заведениям с целью создания преемственности и единства различных обучающих программ.
Как отмечалось выше, образовательную программу для детей с ОВЗ строят по принципу доступности в плане получения знаний, причём по соответствию ФГОСам. Речь идёт о федеральных стандартах ОВЗ, где представлены рекомендации, касающиеся обучения детей с ограничениями по здоровью.
ФГОСы требуют от ДОУ и школ :
— создания безбарьерной среды;
— написания и применения обучающих спецпрограмм;
— реализации комплексного подхода к ученикам в индивидуальном порядке;
— реализации психолого-педагогических условий для выявления и удовлетворения образовательных потребностей детей с нарушениями.
Работать по ФГОС ОВЗ могут в учебных заведениях, осуществляющих инклюзивные программы. Здесь, как и в привычных заведениях, следуют принципам гуманизма, индивидуальности. Для обычных садов и школ действуют стандартные ФГОСы.
Также благодаря ФГОСам, перевод ребёнка (здорового или с ОВЗ) из одного садика в другой (или из школы в школу) должен пройти без особых сложностей. Но в случае с особыми детьми важно, чтобы в новом учреждении работали воспитатели и учителя, прошедшие подготовку.
В заключение ещё раз отметим, что ранняя педагогическая, психологическая, медицинская поддержка детей с ОВЗ (а их достаточно много), обеспечивает им успешную социальную адаптацию. У большинства таких граждан даже при инвалидности есть возможность учиться и взаимодействовать со сверстниками. Кстати, от отношения здоровых взрослых и детей к особенным членам общества качество социализации тоже зависит. Поэтому не последнее значение имеет психолого-педагогическая работа с обычными детьми, их родителями. Только совместными усилиями можно достичь толерантности и высоких результатов в разных сферах, включая, процесс обучения.
Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2019 году могут получать социализацию.
Но кроме обучения существует множество нюансов в воспитании такого ребенка. Ведь, в первую очередь, ему необходимо получить статус ОВЗ и получать особые выплаты и льготы, чтобы иметь возможность развиваться.
Определение статуса «ребенок с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Это дети с инвалидностью в возрасте от рождения до совершеннолетия. При этом к таким детям могут относиться и те, у которых официальными документами не признано наличие такого отклонения в физическом или психическом плане в постоянном или временном порядке. Это могут быть особенные дети с задержкой в развитии, слабым слухом или зрением
Инклюзивное образование
Система образования, построенная таким образом, что дети с особыми потребностями могут обучаться в общих классах в классических школьных заведениях
Пособие
Это социальная помощь от государства наиболее незащищенным слоям населения. Такими выступают инвалиды, малоимущие, сироты. Все они могут рассчитывать на получение пособий от государства
Социум
Это сфера общения ребенка, которая не ограничивается родными. Для развития личности необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ или инвалидностью мог получать всю полноту общения со сверстниками и другими людьми
Поскольку дети с ОВЗ требуют особенных условий обращения с ними и развития, то государством предусмотрено несколько дополнительных возможностей.
В большинстве они касаются непосредственно школы, обучения и социализации ребенка:
Бесплатные занятия с логопедами, психологами или социальными педагогами
Обычно предоставляется от двух занятий в неделю, которые помогли бы ученику развить свои навыки и улучшить общение с окружающими
Особый подход в общении с учителями и выставлении оценок
Здесь каждое учебное заведение устанавливает свои особые правила. Но единственным ориентиром является поиск подхода к ребенку и выявление его талантов и развитие их
Экзамены
В конце итоговых 9 и 11 классов ученик со статусом ОВЗ может самостоятельно сделать выбор в пользу государственной итоговой аттестации или же применить форму основного государственного экзамена — в виде тестового опроса
В школе ребенок может пользоваться комплексными обедами
Которые предоставляются ему бесплатно
К детям со статусом ОВЗ не могут применяться дисциплинарные взыскания
Такое наказание не используется в течение всего обучения ребенка в образовательном учреждении
Основная характеристика детей, которых относят к тем, у которых есть ограниченные возможности здоровья — это нарушение психофизических показателей, что приводит к необходимости применения к ним особенных методик для коррекции в плане обучения и воспитания.
К стандартным участникам такой группы относятся дети, у которых есть следующие нарушения:
Слуха
Это как глухие, так и слабослышащие
Зрения
Слепые и со слабым зрением
Речи
Логопаты
Опорно-двигательного аппарата. Поведения и общения с окружающими людьми. Также к таким детям относятся те, кто имеет умственную отсталость или задержку психического развития.
Кроме того, подобные нарушения могут суммироваться, а не быть единичными явлениями.
Данный аспект заботы государства о детях с особенными потребностями выражается в нескольких моментах:
Законодательный уровень
На этом этапе государство может обеспечить ребенка защитой даже в моральном плане. Поэтому при любых нарушениях прав ребенка можно подать в суд
Медицина
В этом плане государством обеспечивается доступ к получению квалифицированной помощи и предоставляются пособия. Это позволяет снизить материальную нагрузку на родителей ребенка с ОВЗ
Образование
В данной области введена система инклюзивных классов, что позволяет быстро адаптировать ребенка к жизни в обществе и максимально социализировать его. Плюс, такая методика благоприятно влияет на улучшение психофизических проблем ученика
Родители ребенка с ОВЗ могут рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов, которые будут работать на устранение нарушений в психике ученика.
Сколько исправлений допускается в больничном листе работодателем, читайте здесь.
Поэтому у таких детей есть много шансов восстановить утраченные способности и развить новые таланты.
Если родители намерены получить для своего ребенка особый статус, им необходимо понимать, какие правила существуют в данном правовом поле.
Самыми основными положениями являются:
Наличие оснований для статуса ОВЗ
Их можно найти в законодательных актах
Получить консультацию врача
Есть ли у ребенка те нарушения, которые могут быть признаны ОВЗ
Пройти комиссию
И получить справку
Поставить в известность руководство школы
О получении ребенком статуса ОВЗ
Если соблюдать все правила оформления положения, то можно рассчитывать не только на быструю процедуру, но и на профессиональную реакцию со стороны школы.
Поскольку в большинстве случаев именно родители должны поговорить с руководством, чтобы оно получило информацию о состоянии ребенка и могло провести инструктаж преподавателей образовательного учреждения.
Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями
Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала.
В ней присутствуют три ступени:
Недуг
Когда ребенок потерял какую-либо анатомическую возможность или функцию. Это может быть также и аномальное развитие в психике или физиологии
На второй ступени находятся
Те, у кого обнаружены дефекты или неспособность выполнять те виды деятельности, которые являются нормой для большинства детей
И последняя ступень
Это недееспособность, то есть инвалидность
В российской утвержденной классификации есть ряд видов, на которых основано разделение нарушений по ОВС:
Психические процессы
Это все функции, которые относятся к памяти, восприятию, говорению и т.д
Сенсорные
Потеря или нарушения слуха, обоняния, зрения или же осязания
Дыхательные, выделительные, обменные, пищеварительные и подобные им функции
—
Нарушения статодинамического характера
—
Первая, вторая и четвертая категории — это дети-инвалиды. И именно они входят в большинство детей, которых относят к группе ОВС.
Именно из-за этого государством предусмотрено отдельное отношение к этой группе учеников в школах и других образовательных заведениях.
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения.
Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату.
К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слепые, 4 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
Если с ребенком трудно
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.
Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.
В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это пациенты с заболеваниями, в результате которых они отличаются по функциональным возможностям от других людей. Болезнь снижает качество жизни, но не приводит к инвалидности.
Дети-инвалиды – это несовершеннолетние дети, заболевание которых приводит к ограничению передвижения, отсутствию возможности самообслуживания, функционированию без помощи посторонних лиц.
Если своевременно обнаружить патологию и начать медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, провести хирургическую операцию, можно держать болезнь под контролем. При некоторых дефектах используют медицинскую аппаратуру, например, слуховой аппарат, с помощью которого устраняется недостаток функции слуха.
Чтобы установить диагноз, важно обратиться к врачу. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это несовершеннолетние дети с заболеваниями, нарушениями развития, относящиеся к различным группам.
Первая группа: дефекты слуха. В результате заболевания слух у пациентов снижается частично или отсутствует полностью.
Вторая группа: дефекты зрения. Пациенты могут быть слабовидящими или слепыми.
Третья группа: дефекты речи. Пациент может не правильно излагать свои мысли устно или письменно.
Четвертая группа: нарушение функции интеллекта. Задержка психоэмоционального развития или умственная отсталость.
Пятая группа: патологии опорно-двигательного аппарата. К этой категории относятся неврологические расстройства, приводящие к ограничению возможностей функционирования конечностей. Чаще определяют церебральный паралич.
Шестая группа: комплексные патологии. Здесь комбинируются различные виды групп. Например, нарушение психоэмоционального развития, глухота.
Если брать категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разница составляет в заболеваниях, приводящих к установлению определенной категории.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Заболевания делятся на несколько категорий:
абсолютная глухота с патологией слуховых труб, других анализаторов, из-за чего человек не может накопить словарный запас;
слабая слышимость окружающих звуков, то есть способность улавливать частично некоторые звуки, что влияет на формирование мыслительных способностей памяти.
Если с малышом обратиться к врачу, можно откорректировать отдельные черты и манеры поведения у специалиста. У пациента увеличивается качество других органов чувств.
Пациент отличается следующими свойствами:
сниженная функция мышления;
ограниченный или отсутствующий словарный запас;
отставание от сверстников.
Недостатки корректируются при продолжительной терапии у врача.
С помощью речи пациент учится контактировать с другими людьми, родителями. Он может объяснить свои потребности, развиваться интеллектуально.
Если существует расстройство функции, необходима коррекция. Иначе возможно постепенное отклонение интеллектуальной деятельности. Проведенная терапия дает гарантию на улучшение мыслительных процессов, установление их на уровне сверстников.
Внешне пациенты с соматическими заболеваниями ничем не отличаются от здоровых детей. Однако эта категория записана в классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. В некоторых случаях серьезные заболевания внутренних органов приводят к отклонению в следующих областях:
мыслительная функция;
восприятие передаваемой информации;
желание познавать окружающую действительность;
личностный рост.
Помимо медикаментозного лечения, физиотерапевтических процедур, хирургических операций необходим стимул для развития. Этого можно достичь при помощи грамотного психотерапевта, постоянного контакта с близкими людьми.
Право на назначение компенсационной выплаты по уходу имеют неработающие родители, усыновители, опекуны и попечители детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы.
Ежемесячная компенсация выплачивается вместе с пенсией ребенка-инвалида на время ухода за ним. В Амурской области сегодня сумма составляет 6 600 руб.
, в районах с повышенными коэффициентами 1,3 и 1,4 – 7 150 и 7 700 руб. соответственно.
С учетом предложений президента базовую сумму увеличат в два раза — до 10 000 руб, в Приамурье же с учетом районных коэффициентов компенсация составит 12 000 рублей (коэффициент 12,), 13 000 руб. (1,3) и 14 000 рублей (1,4) руб.
Весь период ухода засчитывается ухаживающему в страховой стаж — по 1,8 балла за каждый год.
[2]
Также детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы выплачивается социальная пенсия, на 1 января 2019 года ее базовая сумма составляет 12 432, 44 руб.
При этом, в зависимости от района проживания, к пенсии устанавливается соответствующий районный коэффициент. Так, на территории области такие пенсии выплачиваются в сумме 14 918,93 руб.
(районный коэффициент 1,2), 16 162,17 руб. (1,3) и 17 405,42 руб. руб. (1,4).
К пенсии платится и ежемесячная денежная выплата по инвалидности, сумма с учетом монетизированных льгот составляет для детей-инвалидов 2 701,62 руб., для инвалидов с детства I группы – 3 782,94 руб.
Таким образом, общий размер социального обеспечения ребенка-инвалида может варьироваться с 29 620,55 (в случае проживания ребенка-инвалида в центральных и южных районах области) до 35 188,36 рублей (если уход осуществляется за инвалидом с детства I группы в северном районе).
Для оформления компенсационной выплаты человеку, осуществляющему уход, необходимо обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту жительства лично, либо направить заявление и документы почтой. Подать заявление можно и в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР.
Документы, которые необходимо предоставить:
— справка (сведения) службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
— документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход;
— документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы.
В качестве документа, подтверждающего, что лицо, осуществляющее уход, является родителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении.
В качестве документов, подтверждающих установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ об опеке и попечительстве;
Ежемесячная выплата назначается с месяца обращения.
Если же ухаживающий человек устраивается на работу, оформляет пенсию или становится получателем пособия по безработице, он обязан в течение 5 дней сообщить об этом в территориальный орган ПФР. Иначе образуются переплаты денежных средств и эти суммы придется возместить Пенсионному фонду в полном объеме.
Горячая линия в ОПФР по Амурской области — 8(4162) 202-400
Кто такие дети с ОВЗ ( Ограниченными возможностями здоровья)
Речь в законе идет только о детях с ограниченными возможностями здоровья, к которой дети с инвалидностью относятся не всегда. Участники слушаний, в частности, затронули вопрос о праве инвалидов на образование.
Это настоящая дискриминация детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ — это совершенно различные группы детей.
По словам эксперта, дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ — в коррекционных классах и школах.
Начиная с года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ в РФ в году могут получать социализацию. Дорогие читатели!
Данная проблематика нашла своё отражение в ряде научных изысканий Леонтьев Д. Категории вопросов. Любовные отношения. Семейные отношения. Дети и подростки.
VIDEO
Международный день инвалидов. Презентация «Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья». Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Дети инвалиды ДОУ.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. В чем отличие: ребёнок инвалид и ребёнок с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды в современном обществе.
Как определить, к какой категории относится воспитанник: ребенок-инвалид или ребенок с ограниченными возможностями здоровья?
Дошкольное образование. Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и или физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля г.
Речь в законе идет только о детях с ограниченными возможностями здоровья, к которой дети с инвалидностью относятся не всегда. Участники слушаний, в частности, затронули вопрос о праве инвалидов на образование.
В настоящее время принято разделять два понятия — инвалид и лицо с ОВЗ. При всей их синонимичности существуют некоторые различия. Определение инвалидности инвалида зависит от ее понимания.
Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности.
Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.
Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.
В данном случае не имеет значения, производится перевод по инициативе администрации или по просьбе работника — наличие перевода в другую местность. Переводите дом на непосредственное управление.
Оксана не устает повторять в интервью о том, как ей повезло с мужем. Средняя заработная плата рассчитывается за два календарных года, предшествующих году ухода в отпуск по беременности и родам.
Некоторые арендаторы с детьми даже предпочитают 1 этаж более высоким (коляска, велосипеды).
Если же выслуга лет отсутствует, то государство заботится о своих гражданах, выплачивая им социальное пособие, размер которого, естественно, меньше страхового.
Инвалиды с детства — это лица, инвалидность которых наступила до 16 лет (у учащихся — до 18 лет) и в то же время до начала трудовой деятельности.
Принято различать детей-инвалидов (до достижения 16 лет) и И.с д. Детям-инвалидам группа инвалидности не устанавливается.
Они признаются инвалидами на основании медицинских показаний, перечень которых утверждён Министерством здравоохранения.
обеспечиваются пенсией социальной, размер которой для детей-инвалидов и инвалидов 1-й и 2-й групп равен минимальной пенсии по старости, а для И.с д.
3-й группы он составляет 1/2 от минимальной пенсии по старости. и детей-инвалидов до 16 лет установлена надбавка в размере 2/3 от минимальной пенсии по старости.
В чем разница: дети с овз и дет-инвалиды в 2020 году
Так чем ОВЗ отличается от инвалида и так ли существенно это различие? На самом деле, разница очень важна. Путаница в понятиях приводит не только к неверным цифрам в статистике, но и к тому, что программы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ не учитывают особенности этих двух групп. В результате отсутствуют специальные условия, стандарты, которые бы позволили детям-инвалидам учиться наравне со здоровыми детьми.
Справка. В нашей стране около 30% детей-инвалидов вынуждены обучаться на дому из-за отсутствия подходящих условий в общеобразовательных школах.
В целом, выделяют несколько типов нарушений, при наличии которых можно говорить об ограниченных возможностях здоровья. Общепринятой в нашей стране считается классификация Лапшина В.А. и Пузанова Б.П.
Нарушение
Подгруппы
1
Патологии слуха
Люди с нарушением слуха бывают:
неслышащие (полная или почти полная глухота),
слабослышащие
2
Патологии зрения
При патологии зрения дети с ОВЗ могут быть:
незрячими (полная утрата зрения или сохранившееся остаточное, когда остается только светоощущение),
слабовидящие
3
Патологии речи
нарушения устной речи,
нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия)
4
Нарушения интеллектуального развития
умственная отсталость,
задержка психического развития
Как правило, родители не спешат с получением инвалидности для своего больного ребенка, считая, что подобный шаг поставит крест на его дальнейшей жизни. Однако, такое мнение ошибочно. Несмотря на то, что инвалиды относятся к ОВЗ, полученный статус дает ряд существенных преимуществ и льгот, на которые лица с ОВЗ не имеют прав.
Важно! Льготы, которые получает инвалид, утверждаются на федеральном и региональном уровне, поэтому их перечень может значительно отличаться по регионам.
Инвалидность дает право на социальную пенсию, а также ежемесячные денежные выплаты (около полутора тысяч). На федеральном уровне закреплено право инвалидов на бесплатный проезд, медикаменты, отдых в санаториях.
Кроме этого, в зависимости от основного заболевания ребенка можно получить:
слуховой аппарат,
трость, костыли, инвалидную коляску,
специальную ортопедическую обувь.
Для несовершеннолетнего с серьезным нарушением зрения предоставляется обученная собака-поводырь. Ребенок-инвалид имеет привилегии при поступлении в ВУЗ. К сожалению, при дальнейшем трудоустройстве лица с ОВЗ и инвалиды не имеют каких-либо преимуществ. Несмотря на то, что на законодательном уровне подобная дискриминация запрещена, на практике только 1 из 10 людей с ОВЗ работает.
Когда несколько лет назад моя подруга родила малыша и родившейся девочке была поставлена инвалидность, мы долго изучали законодательство в этой сфере. Таким детям полагаются государственные выплаты, а сами родители получают право на некоторые льготы. И чтобы всем этим воспользоваться, надо получить необходимые документы. Поэтому в рамках этой статьи я расскажу вам, какие статусы можно оформить детям, имеющим определенные отклонения в развитии, и чем эти статусы различаются.
Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетний, которому устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность.
Но в то же время, согласно российскому законодательству, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.
Похожие записи: