Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 20. Общие воинские обязанности

Военная служба в рядах вооруженных сил, других войсках и воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством, является конституционной обязанностью граждан Республики Беларусь.

Военнослужащие обязаны:

защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь от нападения извне;

дорожить честью и боевой славой защитника своего народа, воинским званием и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить военную и государственную тайну;

соблюдать военную присягу, верно и преданно служить Родине, а в военное время — защищать ее;

строго соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, требования воинских уставов, выполнять приказы командиров и начальников беспрекословно и в срок;

не разглашать государственную и военную тайну.

Статья 21. Должностные и специальные обязанности

1. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются воинскими уставами и другими нормативными актами.

2. Командиры (начальники) являются единоначальниками и отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность подчиненных военных формирований, успешное выполнение ими боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и имущества, материальное, техническое, медицинское, финансовое и бытовое обеспечение.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут актами законодательства и воинскими уставами наделяться дополнительными правами (на применение оружия, на подчинение строго определенным лицам и другими).

3. Военнослужащие при несении службы на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, установленные актами законодательства, воинскими уставами и другими нормативными актами, разрабатываемыми на их основе.

Особенности трудовых отношений с военнообязанными

Статья 22. Право на хранение, ношение и применение оружия

1. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы имеют право на ношение и применение оружия.

Правила хранения и ношения военнослужащими оружия определяются воинскими уставами. Порядок применения и использования оружия устанавливается настоящим Законом и другими актами законодательства.

2. Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:

для отражения группового или одиночного вооруженного нападения на охраняемые военные и гражданские объекты, караулы, помещения и сооружения воинских частей;

для пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой;

для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения в случае угрозы их жизни или здоровью;

для задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных уставом гарнизонной и караульной служб.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для установления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения задачи в боевых условиях.

3. Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, речных судов, побеге из-под стражи с оружием.

4. Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

5. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости — оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин и малолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового или одиночного нападения.

6. О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Статья 25. Общие начала привлечения военнослужащих к ответственности

Военнослужащие в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения несут ответственность, установленную действующим законодательством Республики Беларусь, в том числе и дисциплинарным уставом.

Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины, кроме случаев нарушения общественного порядка, могут быть задержаны лишь представителями военного командования и подвергнуты наказанию властью командира (начальника) в порядке, определяемом воинскими уставами.

Статья 26. Меры общественного воздействия

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины и общественного порядка, а также за аморальные проступки военнослужащие рядового состава могут быть подвергнуты общественному воздействию на собраниях личного состава подразделений, сержанты и старшины — на собраниях сержантов и старшин, прапорщики и мичманы — на собраниях прапорщиков и мичманов, офицеры — на офицерских собраниях. Кроме того, проступки офицеров и прапорщиков могут рассматриваться товарищескими судами чести.

Порядок обсуждения и рассмотрения проступков военнослужащих и применения к ним мер общественного воздействия устанавливается в соответствии с воинскими уставами и другими нормативными актами.

Статья 27. Ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

В случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, по ходатайству (представлению) товарищеского суда или офицерского собрания за провинности, дискредитирующие воинское звание, в связи с осуждением судом за совершенное преступление с него удерживается стоимость обмундирования в соответствии с действующим законодательством.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

Ст. 11 ТК РФ определяет механизм действия норм трудового права РФ, прописанных в ТК РФ, а также в каких-либо иных нормативных актах. Понимать принципы и особенности действия законодательства о труде одинаково важно как для работников, так и для работодателей. Ведь для некоторых из специалистов нормы ТК РФ действуют с некоторыми специфическими особенностями, а на некоторых не распространяются вовсе.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Несмотря на то что по общему правилу нормы трудового законодательства едины для всех специалистов и всех компаний-работодателей в РФ, существует и некоторая дифференциация в правовом регулировании труда отдельных сотрудников. Такая дифференциация выражается в том, что в отношении некоторых работников нормы трудового права действуют не в полном объеме, в то время как на других специалистов распространяются еще какие-либо дополнительные требования, правила, льготы, гарантии и т. д.

Как правило, конкретные особенности регулирования труда отдельных специалистов могут быть выстроены на основе следующих критериев:

  • специфика выполняемых сотрудником трудовых функций (в частности, для государственных и муниципальных служащих);
  • отраслевые особенности труда работника на определенной должности (к примеру, педагоги, сотрудники сферы транспорта и др.);
  • территория, на которой располагается место труда специалиста (к примеру, работники Крайнего Севера и т. д.);
  • форма закрепления отношений между сотрудником и фирмой (в частности, специалисты-совместители, рабочие, привлеченные на сезонные работы и др.);
  • личные обстоятельства или свойства, присущие определенному работнику (в частности, беременные женщины, несовершеннолетние и др.).

Одновременно с этим, как устанавливает ст. 11 ТК РФ, на лиц, занятых определенным родом деятельности, нормы трудового права из ТК РФ и других законов РФ не распространяются.

К таким лицам относятся:

  • военнослужащие при исполнении служебных обязанностей;
  • специалисты, являющиеся членами наблюдательных органов в компании (совета директоров) при том условии, что такие специалисты одновременно не имеют заключенного трудового договора с компанией;
  • работники, трудящиеся по гражданско-правовому договору (ГПД).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Однако если у работника на ГПД фактически с фирмой (физлицом-работодателем) трудовые отношения, то после признания их таковыми труд таких специалистов будет также регулироваться трудовым правом РФ.

  • иные специалисты, для которых неприменимость норм трудового законодательства РФ прописана в федеральных законах.

Поэтому работнику в случае спора с работодателем нужно четко представлять, на что опираться: на нормы ТК РФ или специальных законов, регулирующих конкретно их род занятий.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 60-КГ16-6

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Мхитаряном О.А. исковых требований, суд первой инстанции сослался на Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, положения статей 21, 196, 197, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 года N 62, и исходил из того, что повышение квалификации и наличие действующего рабочего диплома является необходимым и обязательным условием для продолжения работы Мхитаряна О.А. на судне в занимаемой должности. При этом нормативно закрепленная обязанность работодателя проводить переобучение работников не может зависеть от наличия или отсутствия федерального финансирования на эти цели. Неисполнение работодателем возложенной на него законом обязанности направлять работников для прохождения профессиональной подготовки и переподготовки не может служить поводом для наступления для работника неблагоприятных последствий. Поскольку Мхитаряну О.А. для работы в занимаемой должности и осуществления своей трудовой функции необходимо подтверждать профессиональную пригодность квалификационным документом, а работодатель не исполнил возложенную на него обязанность направить Мхитаряна О.А. на переподготовку для получения соответствующего диплома, то, по мнению суда первой инстанции, истец имел право самостоятельно пройти переподготовку и получить диплом, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании понесенных расходов на обучение.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 60-КГ16-5

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Завалишиным А.В. исковых требований, суд первой инстанции сослался на Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, положения статей 21, 196, 197, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 года N 62, и исходил из того, что повышение квалификации и наличие действующего рабочего диплома является необходимым и обязательным условием для продолжения работы Завалишина А.В. на судне в занимаемой должности, а также требованием закона. При этом нормативно закрепленная обязанность работодателя проводить переобучение работников не может зависеть от наличия или отсутствия федерального финансирования на эти цели. Неисполнение работодателем возложенной на него законом обязанности направлять работников для прохождения профессиональной подготовки и переподготовки не может служить поводом для наступления для работника неблагоприятных последствий. Поскольку Завалишину А.В. для работы в занимаемой должности и осуществления своей трудовой функции необходимо подтверждать профессиональную пригодность квалификационным документом, а работодатель не исполнил возложенную на него обязанность направить Завалишина А.В. на переподготовку для получения соответствующего диплома, то, по мнению суда первой инстанции, истец имел право самостоятельно пройти переподготовку и получить диплом, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании понесенных истцом расходов на обучение.

Получение трудовой книжки при увольнении в запас военнослужащего

1. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, определяются спецификой военной службы, проходящей в особом режиме, в тяжелых условиях и нередко связанной с непосредственной опасностью для жизни и здоровья.

2. Дополнительные затраты, связанные со специфическими условиями работы компенсируются повышением размеров оплаты труда, установлением определенных преимуществ, касающихся рабочего времени и времени отдыха, а также предоставлением иных дополнительных гарантий, компенсаций и льгот.

3. Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Минобороны России от 13.10.2008 N 520 и введен в действие с 01.12.2008. Перечень предназначен для установления в Вооруженных Силах РФ единых наименований должностей гражданского персонала, а также для обеспечения машинной обработки штатной информации по лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и состоит из четырех разделов:

раздел I — Общие положения;

раздел II — Классификатор профессий рабочих;

раздел III — Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей;

раздел IV — Таблица признаков производных должностей.

В классификаторы включены основные (базовые и приравненные к ним) наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей и предусмотрена возможность образования и кодирования производных от них наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный и др.) с использованием таблицы признаков производных должностей.

4. В Приказе Минобороны России от 29.12.2012 N 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» предусмотрено, что трудовые договоры с работниками воинских частей (организаций) необходимо заключать в воинских частях (организациях), находящихся на территории РФ, в соответствии с ТК, а в воинских частях (организациях), находящихся за пределами территории Российской Федерации, — в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).

5. Особенности оплаты труда гражданского персонала предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и изданным в соответствии с ним Приказом Минобороны России от 10.11.2008 N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583». Указанным Приказом утверждены, во-первых, Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской деятельности, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, во-вторых, Положение о системе оплаты труда гражданского персонала указанных учреждений, воинских частей и организаций и, в-третьих, Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда данной категории работников.

Профессиональные квалификационные группы должностей гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.04.2008 N 201н.

Профессиональные квалификационные группы должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 394н.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 396н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников Студии военных художников имени М.Б. Грекова и Военно-художественной студии писателей Министерства обороны Российской Федерации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 397н.

Профессиональная квалификационная группа должностей работников учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 398н.

Профессиональные квалификационные группы должностей и профессий командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 399н.

Профессиональная квалификационная группа ��олжностей работников культурно-просветительных учреждений Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 401н.

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-35, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на работников заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями…
  • Решение Верховного суда: Определение N 60-КГ16-6, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Мхитаряном О.А. исковых требований, суд первой инстанции сослался на Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, положения статей 21, 196, 197, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 62, и исходил из того, что повышение квалификации и наличие действующего рабочего диплома является необходимым и обязательным условием для продолжения работы Мхитаряна О.А. на судне в занимаемой должности…
  • Решение Верховного суда: Определение N 60-КГ16-11, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Яницким В С . исковых требований, суд первой инстанции сослался на Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, положения статей 21, 196, 197, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), Положение о дипломировании членов экипажей морских судов…

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

  • Риски банкротства военного, если он решил избавиться от ипотечной квартиры
  • Могут ли у военного забрать уже выплаченную жилищную субсидию.
  • Почему военный, проживавший у родственников, может потерять право на служебку
  • Право на жилье семьи военнослужащего в случае его смерти.
  • Особенности внеочередного предоставления жилья и субсидии военным с тремя и более детьми
  • Раздел квартиры по военной ипотеке. Ответы на вопросы военнослужащих.
  • Военная ипотека и эскроу счет: как это работает и есть ли риск?

Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).

Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.

В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 — 5, 7 — 10 ст. 20 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.

Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) , которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.

В настоящее время государство устанавливает лишь минималь­ный размер оплаты труда, оставляя право регулировать размер оплаты труда за работодателем. За исключением работников бюджетных ор­ганизаций и государственных служащих, в том числе учреждений и гражданского персонала ВС РФ, установление размеров оплаты труда законодательством жестко не регламентируется.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормативных условиях труда. Мини­мальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточ­ного минимума в стране. Оплата труда производится в рублях.

Законодательство устанавливает повременную, сдельную и иные системы оплаты труда.

В военных организациях могут предусматриваться для ра­ботников дополнительные выплаты:

  • премирование за основные результаты деятельности;
  • установление надбавок стимулирующего характера (за высо­кие достижения в труде, за выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения, за особый режим работы);
  • выплата единовременного денежного вознаграждения за доб­росовестное выполнение обязанностей по итогам календарного года;
  • оказание материальной помощи.

Порядок и условия производства указанных выплат стимули­рующего характера фиксируются в коллективных договорах или по­ложениях о премировании, исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед воинскими частями (подразделениями).

Трудовой кодекс оговаривает также и производство определен­ных доплат гражданскому персоналу по различным основаниям (за работу в ночное время, переработку, совмещение и т.п.).

Системы оплаты труда, формы материального поощрения, раз­меры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавлива­ются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закре­пляются в коллективных договорах, соглашениях.

Теперь рассмотрим порядок приема на работу, заключения тру­дового договора и основания для его прекращения.

Номер документа: 296-З
Дата принятия: 26/07/1999
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2000
Органы эмитенты: Парламент

Статья 349 ТК распространяет действие трудового законодательства на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ и иных военизированных формирований, а также лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу. Правовое регулирование труда указанных в ней лиц осуществляется в соответствии с нормами ТК, а также с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако относительно Вооруженных Сил РФ специальных федеральных законов, определяющих подобные особенности, нет. Они содержатся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минтруда России и приказы Министерства обороны РФ и так далее. Примером таких нормативных правовых актов Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций». В нем предоставляется право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. В такой ситуации трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии со статьей 261 ТК. Увольняемому по этому основанию работнику выплачивается одновременно с выходным пособием средняя заработная плата за второй и третий месяц со дня увольнения.

Основания и порядок предоставления гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ и других военизированных формирований дополнительных выплат, гарантий и компенсаций регламентируют главным образом нормативные правовые акты Правительства РФ.

В их числе можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 15 августа 1994 г. N 961, в соответствии с которым главнокомандующему пограничными войсками предоставлено право устанавливать дополнительные денежные выплаты гражданскому персоналу пограничных войск. В целях этого Постановления Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г. N 678 утверждена Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу воинских частей и организаций пограничной службы единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам года;

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей», которым предусмотрена выплата гражданскому персоналу:

а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;

б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;

в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 «Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым введена 20-процентная надбавка к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

— Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе», которое установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

— выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

— выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

— предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;

— сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» действие Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполни��ельной системы.

1. Данная статья говорит о возможности установления особенностей правового регулирования труда для:

а) работников органов и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (далее — работники военных органов и организаций);

б) работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (далее — работники, проходящие альтернативную службу).

Статья устанавливает общие положения в части регулирования труда тех лиц, которые достаточно тесно связаны с военной службой, но не имеют правового статуса военнослужащих. Этими двумя в определенной степени конфликтующими друг с другом обстоятельствами и обусловливается некоторая двойственность их правового положения. Отсюда же возникают и проблемы в правовом регулировании соответствующих отношений.

Тесная связь с военной службой обусловливает принципиальную возможность применения в правовом регулировании труда указанных лиц норм военного права, имеющих административный характер, а отсутствие у данных лиц правового статуса военнослужащих создает такую же возможность в отношении применения к ним в процессе труда норм трудового права.

Российский законодатель избрал и закрепил в комментируемой статье второй подход к правовому регулированию, распространив по общему правилу на труд этих лиц трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. В то же время тесная связь труда указанных лиц с военной службой обусловливает необходимость руководствоваться при регулировании их труда принципами обеспечения единства Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдения баланса между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, равенства в сфере труда. В силу этого на работников военных органов и организаций и работников, проходящих альтернативную службу, надлежит распространять ряд положений, характерных для военного права.

Именно вследствие этого в состав элементов правового положения данных лиц вводятся, кроме частноправовых, и элементы, обладающие публично-правовой природой.

В отличие от предыдущей редакции комментируемой статьи, на работников, труд которых тесно связан с военной службой, распространяется не только трудовое законодательство, но и иные акты, содержащие нормы трудового права. При этом данные акты могут быть приняты как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. При прежнем подходе достаточно трудно было объяснить, почему на этот вид труда распространяются общие положения трудового права, закрепленные, например, в законах субъекта РФ, но не распространяются общие положения, закрепленные, например, в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Изменение подхода законодателя к регулированию труда упомянутых работников указывает на то, что законодатель в настоящее время более последовательно реализует конституционный принцип равенства применительно к труду этих работников.

Однако как уже было отмечено, в виду тесной связи с военной службой труд данных работников имеет специфику, которая не учитывается общими нормами трудового права.

Вследствие этого в комментируемой статье предусматривается, что для правового регулирования трудовых отношений с участием работников, труд которых тесно связан с военной службой, применяются нормы специального института трудового права, предназначенные для дифференциации правового регулирования труда соответствующих работников.

Эти нормы могут содержаться не только в ТК, но также в иных федеральных законах и в подзаконных актах. Однако данные подзаконные акты должны приниматься только на уровне Российской Федерации. Тем самым законодатель изменил содержащееся в прежней редакции статьи правило о возможности установления особенностей труда указанной категории работников не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта РФ.

Введенное новой редакцией ст. 349 правило об ограничении источников правового регулирования труда работников, труд которых тесно связан с военной службой, только федеральными нормативными правовыми актами представляется вполне обоснованным. Действительно, предпосылкой для введения таких особенностей является тесная связь труда этих работников с военной службой, а оборона и безопасность, одной из основных гарантий которых является военная служба, относятся исключительно к ведению Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации).

2. Следует иметь в виду, что работники военных органов и организаций являются составной частью такой категории, как лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (Российская газета. 1996. 6 июня. N 106). В состав этого персонала, кроме работников военных органов и организаций, входят также лица, проходящие государственную гражданскую службу, и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу. Следует отметить, что гражданский персонал Вооруженных Сил РФ вместе с военнослужащими образуют личный состав Вооруженных Сил РФ.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Федерального закона от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Ст. 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

[2]

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе.
Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными.

Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Многие военные, проходящие службу по контракту, при разрешении возникающих разногласий с начальством часто сталкиваются с подобным вопросом. Это вызвано тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Существуют различные способы и цели толкования, что порой умело используют военные юристы.

Чаще всего подобные вопросы в армии решают с логической точки зрения. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае контракт не что иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом О военной службе и воинской обязанности. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

На самом деле такая позиция соответствует только целям самой бюрократии (причем нисколько не угрожает обороноспособности государства), с логической точки зрения не достаточно обоснована и вступает в противоречие с результатами системного толкования закона, то есть исследованием нормы или закона путем сопоставления с текстами других нормативных актов с целью уяснения его смысла.

Начнем с того, что Трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего. Однако это не значит, что такой контракт автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу контрактных отношений военнослужащего и определить их главные источники, следует выявить круг возможных отношений.

Все многообразие контрактных отношений в России можно свести к двум группам: гражданско-правовые и трудовые. Само слово контракт подразумевает взаимные права и обязанности. Поэтому предположение о наличии административного характера отношений лишено смысла. Административного контракта существовать не может. Отношения подчинения свойственны любому трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой.

[3]

Гражданско-правовым договором контракт военнослужащего также не является, поскольку в его основе лежат такие характеристики, как личное выполнение обязанностей, подчинение армейскому внутреннему распорядку дня, что имеет место только в случае заключения трудового договора. Более того, ранее действовавший КЗОТ был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому глава III КЗОТ содержала в себе два наименования — Трудовой договор (контракт), отождествляя эти понятия. В настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием контракт, что дает основание причислить военный контракт к отдельному типу соглашений.

Тем не менее отечественное право развивается по принципу преемственности, и полный принятый кодекс не делает революции, сохраняя наработанные общие положения в силе. Как указано в части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ О статусе военнослужащих, военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Таким образом, для того чтобы констатировать ограниченный характер служебных прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо все же найти закон, который бы прямо указывал на подобное ограничение. Об этом свидетельствует и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

СТ 11 ТК РФ.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Нет.

— Когда действующий офицер, срочник, контрактник или, например, резервист, оказывается в подчинении, статус у них становится один — ты военнослужащий и должен выполнять приказ, — говорит белорусский юрист, пожелавший остаться анонимным. — Но хочу сделать важное уточнение. В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 года, войне должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. Исходя из этого, военнослужащим за границей белорус может быть только в случае объявления войны. Лишь тогда на него распространяются нормы международного гуманитарного права. В ином случае этот человек является преступником.

За это предусмотрена ответственность по статье 449 УК.

Ст. 449 УК. Самовольное оставление поля боя либо отказ действовать оружием
Самовольное оставление поля боя либо отказ во время боя действовать оружием. Наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

26 февраля министр обороны Латвии Артис Пабрикс предложил давать на Западе убежище российским военным, которые сложат оружие и сдадутся украинцам. Об этом пишет mixnews.lv.

«Я только что получил нестандартное предложение, как прекратить российскую агрессию. Запад объявляет, что каждый русский солдат, который сдастся украинцам, получит убежище на Западе! Думаю, это победная идея художника Айгарса Бикше. Страны, которые не дают оружие украинской армии, дают убежище», — написал у себя в twitter министр обороны Латвии.

I just got out of box proposal how to end the Russian aggression. West announces that every Russian soldier which surrenders to Ukrainians will receive asylum in the West! I think its victorious idea from artist Aigars Bikše. Countries which do not give weapons to UA give asylum.

Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы или совершение указанных действий в отношении его близких влекут ответственность, установленную законодательными актами.

Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных законодательными актами.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы подчиняются только тем лицам, которые в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее — уставы Вооруженных Сил) являются для них командирами (начальниками).

Военнослужащим не могут отдаваться приказы (распоряжения) в нарушение законодательства.

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства, военной службы

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности в воинской части и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы, если иное не установлено уставами Вооруженных Сил.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места жительства, военной службы, в том числе путем назначения на должность в другую воинскую часть, находящуюся в другой местности, с учетом состояния здоровья этих военнослужащих и членов их семей на основании заключения военно-врачебной комиссии и по иным основаниям, предусмотренным Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Республики Беларусь (далее — Положение о порядке прохождения военной службы).

Статья 7. Право на свободу мнений, получение, хранение и распространение информации, участие в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании и иных массовых мероприятиях

Военнослужащие при реализации права на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, получение, хранение и распространение информации не вправе разглашать государственную и служебную тайну, обсуждать или критиковать приказы командира (начальника).

Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время участвовать в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании и иных массовых мероприятиях, проводимых в соответствии с законодательством вне территории воинской части.

Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное неисполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Статья 8. Право на свободу объединений

Военнослужащие могут быть членами общественных объединений, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.

Граждане, поступающие на военную службу по контракту или призываемые на военную службу, обязаны приостановить свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели.

Статья 9. Свобода вероисповедания

Военнослужащие имеют право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии или использовать свои служебные полномочия для ее пропаганды.

Отправление религиозных обрядов может осуществляться военнослужащими в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.

Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, вытекающих из их религиозных убеждений.

Религиозные символика, литература и предметы культа используются военнослужащими самостоятельно и в личных целях.

Создание религиозных организаций в воинских частях не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться, как правило, по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (начальника) воинской части.

Религиозная деятельность иностранных священнослужителей (лиц, имеющих духовный сан), а также деятельность религиозных организаций, не зарегистрированных в установленном порядке, в воинских частях не допускаются.

Статья 10. Право на труд

Право на труд реализуется военнослужащими путем прохождения ими военной службы по контракту в порядке, установленном законодательством.

Время нахождения граждан на военной службе засчитывается в стаж работы, стаж работы по специальности (в отрасли) и стаж государственной службы на условиях и в порядке, установленных законодательством.

В случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

Привлечение военнослужащих в период прохождения военной службы к работам или исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, допускается в случаях, установленных законодательными актами.

Статья 23. Общие обязанности военнослужащих

Военнослужащий обязан:

беспрекословно выполнять свой воинский долг, быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своих сил и самой жизни, защищать суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь;

соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные законодательные акты, в том числе выполнять требования уставов Вооруженных Сил;

выполнять приказы командиров (начальников) беспрекословно, точно и в срок;

стойко переносить трудности военной службы;

постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;

знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

быть бдительным, строго хранить государственную и служебную тайну;

исполнять иные обязанности, установленные уставами Вооруженных Сил и другими законодательными актами.

Статья 24. Должностные и специальные обязанности военнослужащих

Должностные обязанности военнослужащих определяются уставами Вооруженных Сил и другими законодательными актами.

Военнослужащие при несении службы на боевом дежурстве, в суточном и караульном нарядах, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иных обстоятельствах исполняют специальные обязанности, установленные законодательными актами, в том числе уставами Вооруженных Сил. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами, установленными иными законодательными актами.

Статья 25. Ответственность военнослужащих

Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенных ими правонарушений привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в соответствии с законодательными актами.

По данному вопросу военнослужащего, юрист, обладающий знаниями в области военного права, во-первых, выяснил бы, что за командировка у него была, во-вторых, применил бы нормы действующего военного законодательства, но никак не трудового.

Ведь в соответствии со статьёй 11 самого ТК РФ последний не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, кроме случаев, когда эти лица в установленном указанным Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

Та же позиция содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации.

ТК для военнослужащих

Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы.

Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на военную службу То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права.

Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей.

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор.

Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору.

Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны.

Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями.

Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы.

Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права.

Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности.

Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях.

И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор.

Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору.

Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Контракт военнослужащего: расрпостраняется ли на него трудовой кодекс РФ?

А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”.

Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”.

Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений.

К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен по идее признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на него действие Трудового кодекса либо дублировать все трудовые гарантии и льготы в законе о статусе военнослужащих.

По данному вопросу военнослужащего, юрист, обладающий знаниями в области военного права, во-первых, выяснил бы, что за командировка у него была, во-вторых, применил бы нормы действующего военного законодательства, но никак не трудового.

Ведь в соответствии со статьёй 11 самого ТК РФ последний не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, кроме случаев, когда эти лица в установленном указанным Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

Та же позиция содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации.

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена.

Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

В ФЗ о воинской обязанности и военной службе сказано, что военнослужащий МОЖЕТ быть досрочно уволен при несоблюдении им условий контракта. Рапорт об увольнении по этой статье написан мной еще 2. Командование увольнять отказывается и замышляеят перевести меня по плану замены в отдаленные участки Родины. Re: Рзорвать контракт по Гражданскому кодексу. Ай-ай-ай, как мне это знакомо!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.